Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.              Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34-35.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.     Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — 16, 1912 г . С. 708.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.     Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.     Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

И для того возвращения от такового их душепагубного сквернодейства, а ко наставлению их к покаянию и на путь спасения, разослать их каждого в монастыри, под караулом, скованныхъ». Куда была заточена Колтовская, не известно. Пархомов 1 февраля 1742 г. был отправлен из Петербурга чрез Архангельск и Суму в Соловецкий монастырь под конвоем двух синодских солдат. Монастырскому начальству приказывалось расковать его и держать в монастырских трудах до кончины живота его неисходно, под надлежащим присмотром, чтобы он побегу не учинил, во всяком воздержании и наблюдательстве, и велеть приходить ему к Божественной службе всегда и слушать ее со всеприлежным сердием, об отпущении тягчайшего своего согрешения молением. Велено было поручить наблюдение за ним какому-либо опытному старцу, к сему последнему вменено в обязанность делать Пархомов наставления. Пробыв несколько лет в Соловках, Пархомов был увезен отсюда неизвестно куда 1319 . В 1743 году Московская Духовная Дикастерия по делу о разводе брака прокурора Коллегии Ефима Сабурова с женою его Еленой Михайловой, по вине прелюбодеяния последней с прапорщиком Озеровым, 14 ноября положила представить в Св. Синод экстракт из дела, с мнением: брак их расторгнуть, Елене Сабуровой пребывать по разлучении Вологодской епархии (где вотчины ея имеются) в девичьем мопастыре, в котором пристойно, по смерть ея, неисходно, дабы она больше прелюбодейства чинить не могла, и хотя она, Елена, за объявленное ею с прапорщиком Озеровым прелюбодейство подлежала и наказанию: однако то ей наказание оставить, a вменить ей в наказание содержание ея в едоровском девичьем монастыре (во время следствия), а именно девять месяцев безысходно 1320 . В 1745 г. Сентября 25 Московская Духовная Консистория постановила: «хотя Елену Сабурову за ея прелюбодейство, по силе новых заповедей царя 4 гл. гр. 13, и надлежало послать к не-исходному до смерти ея пребыванию в девичь монастырь, или по указу апреля 2 дня 1741 года, в вечную работу, но за самовольное ея в том признание оную посылку в вечную работу отставить, a вместо того послать ее, как и прежде Дикастериею утверждено, в приданые ея дальния деревни, в которых быть ей до кончины ея, без выхода; а отцу ея духовному положить ей епитимию, и иметь крепкое смотрение, дабы тое епитимию исполняла и о отпущении греха всемилостивого Бога усердно просила» 1321 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Внимательно и неленостно да подвизаемся, братия, чтобы заповедями Божиими и силою веры исправлять, очищать и возвышать нашу деятельность, и от видимой жизни естественной восходить к сокровенной жизни благодатной, да будет временная жизнь наша сродным началом жизни вечной, да не будет временная смерть наша преддверием смерти вечной, да будет гроб наш дверию в небо! Обратимся паки к разсматриванию иконы. Вторая часть ея не так проста, как первая. Над смертным одром и над бездыханным телом Пресвятыя Девы икона представляет Самого Христа Спасителя, держащаго на руках душу Ея, в образе младенческом, знаменующем, без сомнения, начатие новой в небесах жизни. Писания не говорят, чтобы сие телесными очами видели все бывшие свидетелями успения и погребения Божией Матери. Посему надлежит полагать, что составитель иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому, и просто видимое соединил с духовно-созерцаемым. Изобразив тело Пресвятыя Девы, оставленное душею Ея, он как бы предупреждал вопрос: что в сие время происходило с Ея душею? И в ответ на сие, изобразил видимо и Ея душу, носимую руками Ея Божественнаго Сына. Здесь раждается новый немаловажный вопрос: какую силу имеет сие изображение? Не есть ли это простое представление воображения? – Нет. Так думать было бы не сообразно с достоинством древней святой иконы. Дерзость писать иконы по воображению живописца есть порождение своеволия новейших времен. Древние изображали на иконах то, что находили в достойных веры писаниях или в предании. И художник нашей иконы, святый Петр, без сомнения, не был расположен писать на иконах мечты воображения. Заключим не обинуясь, что его икона представляет нам не произвольный плод воображения, но созерцание, согласное с существом предмета. Надобно ли, по церковному правилу осторожности, показать согласие сего предания с Священным писанием? – Для сего можно указать на слова Христовы: «бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» ( Лyk. XVI. 22 ). То, что слова сии принадлежат к притче, не должно быть поводом к сомнению о их значении: потому что и приточныя лица изображаются чертами действительной природы. Как смерть и погребение богатаго суть черты действительной природы: так несение Ангелами умершаго нищаго, в терпении стяжавшаго душу свою, есть черта действительнаго созерцания. Итак сличайте. Если Писание свидетельствует, что души святых человеков, исходя от тела, приемлются Ангелами: то не совершенно ли согласно с сим, предание, между прочим посредством иконы, свидетельствует, что пресвятая душа Матери Господней, высшей Ангелов, исходя от тела, прията была Самим Ея Божественным Сыном? Ангел же, по другому преданию, послан был к Ней еще прежде на землю, дабы предварить Ее о приближавшемся преставлении; а потом собор Ангелов приветствовал Ее небесными песнопениями, которых отголосок слышали достойные во время Ея погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ей Отче! яко тако бысть благоволение пред Тобою 1098 , – в другое же время глаголя: Отче святый и праведный! соблюди их во Имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Святи их во Истину Твою! 1099 Молитва есть не что другое, как внутреннее, сердечное благодарение и прошение, а не одно в Церковь хождение, не одно наружных обрядов, поклонов и молитв отправление, и отправление иногда беспорядочное, с шумом, с молвою, с рассеянием мыслей соединенное, каковая молитва не только неприятна Богу, но и грех есть, мерзость есть пред Господем; как-то Псаломник говорит: внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех 1100 . Истинная молитва должна быть предлагаема Триединому Богу в покое духа, в тишине мыслей, с благоговением, умилением и отложением всех житейских попечений, кольми паче блудных нечистых помышлений. Истинная молитва должна содержать в себе прошения не столько до наружной жизни относящиеся, сколько до внутренней; мы не должны просить, по учению Христову, что ямы, или что пием, или чим одеждемся: всех бо сих неверующие, языцы ищут; наш же Отец небесный весть сие 1101 и подаст и без прошения нашего. А должны просить у небесного Отца своего только того, да святится и прославляется везде и во всех всесвятое Имя Его; да приидет к нам и в нас Царствие Его, Его мир и покой, Его радость и блаженство; да будет святая воля Его так совершаема и исполняема на земли от человек, как она совершается на небеси от святых Ангелов; да даст нам хлеб насущный, сверхъестественной, духовной пищи, насыщающий души наши, которая есть Божественное Слово Его; да оставит нам долги наша, иже суть грехи наши, да простит нам оные по неизреченному милосердию Своему; да предохранит нас от всех вредных душам нашим искушений и избавит нас от всех душепагубных действий лукаваго, нечистого и злого духа 1102 . Сего единственно должны мы просить, а не чинов, не богатства, не веселой временной жизни! – От надежды рождается охотное духовных трудов подъятие, добровольное в борьбу и подвиги против греха вступление: ибо надежда известна, что во всех случаях Господь – Крепость ея, Господь Утверждение ея и Прибежище ея и Избавитель ея, Бог ея, Защититель ея и рог спасения ея, и Заступник ея 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В точности неизвестно, в каком собственно году родился великий святитель: писатели расходятся в своих мнениях касательно этого на десять лет. По более вероятному предположению Иоанн родился около 347 года по Р. Христовом, в Антиохии. Его родители были люди знатные и богатые. Отец его Секунд занимал высокую должность воеводы в императорском войске, а мать Анфуса была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Оба они были христиане, и притом не по имени только, как это нередко случалось в то переходное время, а истинные и действительные христиане, преданные св. Церкви: известно, что сестра Секунда, тетка Иоанна, состояла даже диакониссой в антиохийской церкви. В таком именно благочестивом доме и родился Иоанн. Секунд и Анфуса были еще люди молодые и у них было только еще двое малюток - девочка двух лет и новорожденный мальчик Иоанн, - радость и утешение своих родителей. Но не успело это благочестивое семейство насладиться своим счастьем, как его постигло великое горе: во цвете лет и служебных надежд скончался глава его - Секунд, оставив по себе молодую вдову Анфусу с двумя малютками. Горе молодой матери, которой было всего двадцать лет от роду, было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах жизни, так как имела значительное состояние; но ея нравственныя муки были тяжелее материальной нужды. Молодая и неопытная, она неизбежно должна была сделаться предметом разных искательств со стороны многих ложных друзей, которые не прочь были воспользоваться ея богатством, и всякая другая женщина в ея положении легко могла бы сделаться жертвою если не увлечений, то обмана и обольщения. Но Анфуса представляла собою одну из тех великих женщин, которыя, вполне сознавая свое истинное назначение и достоинство, стояли выше всех увлечений и житейской суеты. Как христианка, она взглянула на свое несчастье, как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, порешила забыть о себе и всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. И она исполнила это решение с такою непоколебимостью, что вызвала невольное удивление в язычниках. Знаменитый языческий ритор Ливаний, узнав впоследствии о ея материнском самоотвержении, невольно и с удивлением воскликнул: " Ах, какия у христиан есть женщины! " Решимость ея не ослабела и от новаго горя, поразившаго ея материнское сердце. Ея маленькая дочь скоро скончалась, и Анфуса осталась одна с своим сыном, который и сделался предметом всей ея любви и материнских забот и вместе надежд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Теперь посмотрим на другое, необозримое по пространству, но уже удобозримое по светлости, поприще, которое открылось для Пресвятыя Девы Ея успением. Как скоро сие совершилось: собор Апостолов, как говорит благочестивое предание, отвсюду собран Духом Божиим, чтобы не столько оплакивать, сколько праздновать Ея погребение. Как прежде неверие Фомы обращено в доказательство достоверности воскресения Христова: так теперь умедление Фомы обращается в средство к прославлению вознесения Богоматери, – еще сокровеннаго, как сокровенна была жизнь Ея на земли 482 . Восприяв славу Божию на небеси, с сего времени Она не отвергает и человеческой славы на земли, прежде неугодной для Ея смирения, теперь полезной и благотворной для живущих на земли 483 . Слава Ея имела и своих врагов, подобно как и слава Христова: но в сем-то наипаче является Божественная сила благодати, что враги служат ей не столько препятствием, сколько средством к достижению ея целей. Что произвели еретики, которые так и хитро и дерзновенно 484 усиливались похитить у Пресвятыя Девы Марии высокое наименование «Богородицы»? – То, что Православная Церковь , остерегаясь от их лукавства и дерзости, стала еще ревностнее прежняго прославлять Пресвятую Богородицу, от чего нет теперь в Церкви ни одного дня, ни одного Богослужения, которые бы не были «преукрашены Ея Божественною славою». И это не есть простой перекор слов православных противу еретических, но действительное сражение духовных сил и совершенная победа силы Христовой над силою Его противников. Ибо славящия уста утомились бы в продолжение веков, если бы, на глас молитв и славословий, не посещала верующих Пресвятая Богородица Своею могущественною помощию, принося душам Христа с Его благодатию, подобно как Она является носящею Его на руках, в наших священных изображениях. – «Радуйся благодатная! Слава Твоя Боголепная Богоподобными сияет чудесы!» Вот, братия, что видится мне ныне, чином церковным и долгом служения поставленному на страже, в созерцании, у гроба Пресвятыя Девы Богородицы. Но к чему сие видение? – Ибо созерцание благочестивое должно быть не праздно, а деятельно. – К тому, чтобы пример сокровенной жизни Ея споспешествовал нам – и уразуметь, и принять, и делом исполнять учение Христово: «да не явишися человеком... но Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве». Подвизайся, делай добро, служи Богу: но берегись, чтобы твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия не обнаруживать пред людьми без нужды, произвольно, самодовольно, тщеславно 485 ; имей Бога свидетелем твоей совести, и Он будет мздовоздаятелем твоим за все, что ты, не примечаемый человеками, для Него делаешь или терпишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Об обстоятельствах успения Божией Матери, Святитель Филарет заимствует еще свидетельство от находящейся в Московском Успенском Соборе Иконы Успения Пресвятыя Богородицы, которой древнейший образец по особенному устроению Провидения Божия принесен был из Константинополя в Киев, и которую Святитель Петр своею священною и святою десницею изобразил для нашего духовного созерцания. Первая часть этой Иконы: видим пречистое тело Богоматери, по отшествии пресвятой души Ея, почивающее на одре; Собор Апостолов подъемлет и несет оное к месту погребения; святый Петр воздает ему честь каждением фимиама. - Вторая часть Иконы: над смертным одром и над бездыханным телом Богоматери Икона представляет Самого Христа Спасителя, держащего на руках душу Ея в образе младенческом, знаменующем без сомнения начатие новой на небесах жизни. Писания не говорят, чтоб изображаемое этою Иконою видели телесными очами все бывшие свидетелями успения и погребения Божией Матери. Посему надлежит полагать, что составитель Иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому и просто видимое соединил с духовно созерцаемым. Изобразив тело Богоматери, оставленное Ея душою, он как бы предупреждал вопрос: что в сие время происходило с Ея душою? И в ответ на это изобразил видимо и душу Ея, носимую руками Ея Божественного Сына. Как согласуется это священное предание с учением Священного Писания? Для разрешения этого вопроса можно указать на слова Христовы: бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле (Лк 16,22). Если Писание свидетельствует, что души святых человеков исходя от тела приемлются Ангелами: то не совершенно ли согласно с сим предание - между прочим посредством святой Иконы - свидетельствует, что пресвятая душа Матери Господней, высшей Ангелов, при исхождении от тела прията была Самим Ея Божественным Сыном? Ангел же, по другому преданию, послан был к Ней еще прежде на землю предварить Ее о приблизившемся преставлении Ея; а потом собор Ангелов приветствовал Ее небесными песнопениями, отголосок которых слышали достойные во время Ея погребения.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

«Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию, Деву, безплотных (ангелов) песнь и верных христиан удобрение (прославление). Сия бо явися небо и храм Божества» (Догматик 1-го гласа). Так великий церковный песнописец, златострунный Дамаскин прославляет Пресвятую Деву Богородицу, всечестное Успение Которой мы ныне торжественно воспоминаем и прославляем. Будем, как бы так говорит, с радостию и благоговением прославлять сию Деву и Матерь, произшедшую из рода человеческого и родившую Бога воплотившегося: ибо Она стала небом и храмом Божества. Мы празднуем ныне Ея честное преставление. Пришла предопределенная кончина Ея земной многострадальной жизни, – и Она уснула на три дня сном смертным и вместе живоносным. Об Ней можно было тогда сказать: Девица не умерла, но спит. – Да, Она почила на три дня, как и Христос Бог, Сын Ея, – и в третий день воскрешена и подъята в славе на небо для соцарствования с Сыном конца неимущему. О блаженнейшая участь! О радость бесконечная! Достойно и праведно. Ибо Ей, Пречистой, только бы, казалось, радоваться на земле, как греха не имевшей, а Она всю жизнь страдала за Сына Своего единородного, всю жизнь боялась за Него, по причине множества врагов, – и царей, и правителей, и лжеименно ученых, и воинов, людей коварных, льстивых, завистливых, сребролюбивых. Но, вот наконец кончилась земная жизнь Богочеловека; после страданий и смерти Распятый воскрес: началась вечная слава Его. Он воссел и по человечеству одесную Бога Отца. Но для Матери Его еще не настало время славы. Она оставлена еще жить на земле в доме усыновленного Ей Апостола Иоанна и – быть свидетельницей чудных успехов христианской веры и ее всеспасительной силы в людях верующих. Она почти в старости почила. И каково, сколь славно было Ея успение! Каким светом сияло пречистое Лице Ея. Какое дивное, неописуемое, несравненное благоухание было от Ея пречистого, приснодевственного тела, как пишет св. Дионисий Ареопагит , бывший при Ея погребении! Какое сладостное, ангельское пение слышалось верными! Как боговдохновенно прославлял Ея успение в особенности св. священномученник Иерофей, ученик апостольский! Славный конец Приснодевы славного жития земного!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Предста Царица одесную Тебе. Божия Матерь много скорбела и страдала неправедно от беззаконных людей, всячески преследовавших и оскорблявших Сына Ея злобными своими языками и наконец умертвивших Его на кресте, много горьких слез пролила Она, когда видела Его висевшим и страдавшим на кресте и испускающим дыхание. За все Ея беспримерные скорби, слезы, воздыхания, терпение, как и за все Ея попечения о Сыне Ея, – Она удостоена величайшей славы – Царицы неба и земли и Покровительницы всего христианского рода. В самой смерти Ея уже величайшая слава – в просветлении лица Ея и в блистании необычайным светом храмины, в которой почивало Пречистое Тело Ея, в чудном благоухании небесных ароматов, возблагоухавших в храмине; в явлении Самого Господа с ангелами и архангелами, – взявшего на Свои Пречистые руки пресвятую душу Матери Своей и вознесшего Ее на небеса для соцарствия с Собою, конца не имеющего. При несении к погребению Тела Ея апостолами, принесенными чудесно на облаках из разных стран света, – некто еврей Афоний, по зависти и ненависти к Пресвятой Деве бросился было опрокинуть гроб с Ея телом, но руки его дерзкие были внезапно отсечены невидимым мечем ангела и прилепились к гробу, и только за искреннее покаяние его он был помилован Материю Божиею и исцелен. – Воздух оглашался ангельским пресладким пением. – По погребении, на третий день Сама Матерь Божия явилась в прославленном виде Апостолам в трапезном собрании и преподала им мир и обещание всегда быть с ними и со всеми искренно верующими. И Она всегда была и есть с нами, то в личных явлениях, то в разных чудесных знамениях от Св. Икон во все времена, особенно в годины бедствий и народных молений. Она и ныне с нами, покрывая и заступая нас от праведного гнева Божия; и ныне Она уже явила помощь русскому воинству в Китае, победоносно вступившему в Пекин. О, Владычице, Пресвятая Богородице, буди с нами и с Россией, до скончания века! Аминь. Слова и поучения, произнесенные в 1902 году Слово на Крещение Господне 6 января «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анастасий (Грибановский; 6 августа 1873 г. – май 1965 г.), 29 июня 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, 4-го викария Московской епархии, в 1914 г. епископ Хомский и Люблинский, с 10 декабря 1915 г. епископ Кишиневский, с 6 мая 1916 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский, с 1919 г. в эмиграции. Василий (Преображенский; 25 декабря 1854 г. – 6 октября 1915 г.), 9 марта 1908 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, 11 мая 1914 г. уволен на покой. 1 11 декабря 1909 г. – Разбор шифрованной телеграммы из Петербурга генерал-майора П. Г. Курлова начальнику отделения   В целях обеспечения безопасности великой княгини Елисаветы Федоровны предлагаю установить в общине Ея Высочества во время церковных служб наблюдение в такой форме, чтобы она не обращала на себя внимания; по этому вопросу имеет переговорить с состоящей при великой княгине Валентиной Сергеевной Гордеевой – Вы или генерал Адрианов, о чем благоволите доложить ему. О выработанном плане охраны донесите мне. 245. В должности шталмейстера, генерал-майор Курлов.   2 14 декабря 1909 г. – Донесение московского градоначальника генерала А. Адрианова товарищу министра внутренних дел П. Г. Курлову   Милостивый государь, Павел Григорьевич. Вследствие телеграммы Вашего Превосходительства на имя начальника охранного отделения от 11 сего декабря за 245, имею честь уведомить, что согласно выработанного плана, охрана Ея Высочества великой княгини Елисаветы Феодоровны будет осуществляться без ведома Ея Высочества, не желающей иметь никакой охраны, следующим образом. 1. В качестве старшего швейцара в обитель, где проживает Ея Высочество, будет определен трезвый, хорошо грамотный, развитой филер Охранного отделения, на что изъявил согласие управляющий конторой двора ея высочества камергер А. П. Корнилов. 2. Для охраны Ея Высочества во время выходов из обители (Ея Высочество часто изволит ходить к ранней обедне в церковь Ивана Воина на Якиманке) будут назначены два филера и две филерши (в две смены), которые будут помещены в квартире вблизи здания обители и соединены телефоном с швейцарской, для вызова их в нужное время; на обязанности их будет лежать освещение пути следования Ея Высочества и ограждение от возможных на улице приставаний прохожих и нищих.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010