Четвертое и последнее Евангелие написано Апостолом из 12-ти, Иоанном Богословом. Святой Апостол Иоанн был сын Галилейского рыбаря Зеведея (Мф. 4:21) и Саломии (Мф. 27:56; Мк. 15:40 ), юноша восторженный, глубоко чувствующий. В нетерпеливом ожидании явления Мессии, он сперва принадлежал к ученикам Иоанна Крестителя ( Ин. 1:35–40 ), которым и был приведен к общению с Иисусом Христом. Впоследствии Иисус Христос призвал его к постоянному следованию за Собою (Мф. 4:21; Лк. 5:1–11 ), и с сего-то времени Иоанн вместе с братом своим Иаковом и Петром становится одним из довереннейших учеников Иисуса, свидетелем важнейших дел и событий Его жизни ( Мк. 5:37 ; Мф. 17:1; 26:37 ), и особенно пред всеми прочими возлюбленным ( Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7; 21:20 ). За пламенную ревность и силу духа Господь даль ему с братом прозвание «Воанергес», т.е. сына грома ( Мк. 3:17 ). Но по мере того, как Иоанн более и более предавал себя Искупителю и входил в ближайшее общение с Ним, его нравственное существо преображалось и духовное настроение переходило в состояние глубокой до самоотвержения любви, кротости и нежности. Он был Апостолом любви по преимуществу. После первой Пятидесятницы (новозаветной, когда на Апостолов сошел Дух Святой) Иоанн вместе с Петром ревностно проповедовал Евангелие в Иерусалиме ( Деян. 3:4 ), где он, по преданию, в своем доме, находившемся на Сионской горе, должен был печись о Марии, Матери Иисусовой, порученной ему со креста ( Ин. 19:26–27 ), до самого Ея успения (в 48-м г. по Р. Х.). Вместе с Петром он действовал в Самарии для утверждения там Церкви ( Деян. 8:14–25 ), потом он опять является действующим в Иерусалиме, как один из столпов старейшей Церкви ( Гал. 2:9 ), пока позднее не отправился в Малую Азию. В Малую Азию, и именно в Ефес, Иоанн прибыл в то время, когда Апостол Павел, для которого Малая Азия была постоянным кругом деятельности, оставил ее, отправившись в Иерусалим, а затем будучи препровожден в Рим (около 58 г.). В Ефесе и окрестностях его Иоанн прожил до самой своей смерти, последовавшей в глубокой старости (около 100 лет), при императоре Траяне (чрез 72 года по Вознесении Господнем, или в 105 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

§ 1. Установление Церкви Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф. 16:18 ). Иисус Христос создал Церковь Своим учением, крестными страданиями, смертью , воскресением и вознесением на небо; поэтому Он называется Основателем и Главой Церкви. Иисус Христос избрал Апостолов, которые должны были продолжать Его святое дело на земле. Они должны были проповедовать Евангелие всем народам, совершать Таинства: Крещение, Причащение, Священство и др. и показывать верующим примеры благочестивой жизни. Исполнить такое великое служение Апостолы не могли своими естественными силами, им нужна была Божественная помощь или благодать Святого Духа. Поэтому Иисус Христос, перед вознесением на небо, повелел Апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца Святого Духа, Который наставит их на всякую истину и напомнит им все, чему учил и что проповедовал Господь Иисус Христос. § 2. Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян. 2:1–41) После вознесения Иисуса Христа на небо, Апостолы возвратились в Иерусалим и здесь проводили время в посте и молитве, ожидая сошествия Святого Духа. В пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, Апостолы находились вместе в одном доме. Внезапно сделался шум, как бы от несущегося сильного ветра. Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов, и они стали говорить на разных языках. Видевшие это чудо удивлялись. Тогда Апостол Петр произнес проповедь, в которой объяснил, что они удостоились получить дары Святого Духа по вере в Иисуса Христа, Которого Иудеи распяли, но Который воскрес из мертвых на третий день. После проповеди Апостол Петра три тысячи человек уверовали в Иисуса Христа и крестились. Сошествие Святого Духа на Апостолов Православная Церковь празднует в пятидесятый день после Пасхи в воскресенье; поэтому и праздник называется Пятидесятницей. Кроме того он называется еще Троициным днем, потому что в этот день прославляются все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Который послал Святого Духа, Бог Сын, Который умолил Отца послать Святого Духа, и Бог Дух Святой, Который сошел на Апостолов. Второй день праздника (понедельник) посвящен прославлению Святого Духа, поэтому и называется Духовым днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Господи благослови! Спаситель сказал в Евангелии: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ея» ( Мф. 16:18 ). По толкованию Св. Отцев, как и по мнению ученых людей, под «вратами ада» Господь разумел гонителей христианства, еретиков, грешников и всякого рода демонскую силу. Никто и ничто не одолеют в мире Церкви Божией. В ней чистоту веры сохраняет Сам Господь. И потому она до века пребудет нерушимой в своем устройстве, спасая от греха немощных людей. Именно эту истину исповедал Св. Павел, когда к Ефесянам написал: «Богу слава в Церкви на все роды, от века до века» ( Еф. 3:21 ). Если христиане, подражая Апостолу, должны прославлять Бога в Церкви «от века до века», то есть, вечно, – явно, что и самая Церковь вечно же будет существовать на земле. Такое заключение о Церкви надобно сделать из других слов Ап. Павла: « Церковь Бога Живого есть столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). Истина Господня, по словам Псалмопевца Давида, «пребывает во век» ( Псал. 116:1 ). Иначе сказать: истина Господня вечна. А для этой истины, обнаруживающейся на земле, среди людей, Церковь Христова Апостолом названа «столпом и утверждением»: значит, и Церковь, подобно истине, не подлежит губительному влиянию времени, – и она пребудет до века, как Источник её – Господь. Таковы тексты, ясно показывающие вечность и неодоленность Церкви Христовой от врагов. Но привести их – не значит еще тем самым ниспровергнуть все лживые хитросплетения о Церкви еретиков. Из жизни всем известно, что в наше время в народе народилось много сектантов. У всех у них – самое противоположное вероучение. Однако каждая секта зовет себя «церковью Божией», – «церковью евангельской», знающей будто бы подлинную истину Христова вероучения. В последнее время, к сектантам, смущающим народ своими пропагаторскими действиями, прибавились католики-униаты латинско-римской веры. Чтобы привлечь к себе простодушных русских людей, эти униаты латиняне стали называть себя «православными кафоликами», а молитвенный дом своим попробовали было назвать «церковью православных кафоликов».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Но кто же из нас пожелает быть на месте дерева или камня? Последний вопрос в истории грехопадения человека касается учения об образе падения первых людей, а именно: « как диавол прельстил Адама и Еву? » Православная Церковь  всегда признавала и признаёт истории грехопадения человека в буквальном смысле. « Ева , – учит православный Катехизис, – увидела в Раю змия, который уверял её, что если человеки вкусят плодов древа познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась сим обещанием и красотою плодов, и вкусила; Адам вкусил по её примеру ». Некоторым такой буквальный смысл истории грехопадения первых людей казался слишком простым, и потому они толковали ее в аллегорическом смысле; например, под змием разумели не естественного змея, как одного из полевых животных, а внутреннее искушение ко греху. – Но против какого бы то ни было аллегорического или символического толкования Моисеева повествования о грехопадении первых людей говорит как самое это повествование, в котором о грехопадении человека рассказывается в таком же историческом тоне, в каком повествуется о самом сотворении человека, – так и всё вообще священное Писание, в котором везде, где упоминается о падении человека, история этого события понимается буквально. Правда для нас непонятно, каким, например, образом змей, у которого нет естественных органов для того, чтобы произносить членораздельный человеческие слова, мог между тем говорить с первой женой Евой; но для нас непонятно также, как могла говорить человеческим языком ослица, а между тем она говорила ( Чис. 22:28–30 ). Если последняя говорила потому, что Сам Господь отверз ея уста, то и первый мог говорить, конечно, не сам по себе, а потому, что чрез него действовала высшая сила, хотя и злая 138 . Как бы то ни было, только буквальный смысл Моисеева повествования о грехопадении первых людей несомненен до того, что за действительность его говорят даже языческие предания 139 . Рай , древо жизни, запрещенный плод, змий – искуситель, жена – первая виновница несчастий человека, – все это есть в преданиях языческих народов, и все это ясно указывает на единство первоначального предания. Местоположение рая различные народы согласно указывают по направлению к средней части Западной Азии, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

I. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, был великий ревнитель правды. Не боясь гонений, по своей священной обязанности, он не мог равнодушно смотреть на пороки людей и обличал их. Разумеется, и порочные люди со своей стороны не могли равнодушно терпеть обличений проповедника правды. Враги его умножаются, но он за правду готов был терпеть всякое гонение. Злобные враги его скоро восторжествовали, и святитель осужден был в заточение. Когда друзья его сетовали и скорбели о нем, он был совершенно спокоен и даже весел. «Молитесь, братие мои, – говорил он, – поминайте меня в молитвах ваших». Когда слезы окружающих были ответом на это: «Не плачьте; братие мои, – продолжал он, – вспомните, что я говорил вам всегда. Настоящая жизнь наша есть путешествие, во время которого надобно переносить и хорошее, и худое». При взгляде на народ, который окружал дом святительский и наполнял церковь , сердце архипастыря исполнилось грусти. Он еще раз явился в храме, который так часто оглашался его проповедью, и, утешая печальную паству, говорил: «Сильны волны, жестока буря; но я не боюсь потопления: ибо стою на камне. Пусть свирепеет море; не сокрушит оно камня. Пусть вздымаются волны: не поглотят они корабля Иисусова. Скажите, чего бояться мне: смерти? Но «мне... еже жити – Христос и еже умрети, приобретение». Ссылки? Но «Господня земля и исполнение ея». Отнятия имения? «Ничтоже... внесохом в мир сей: ...яко, ниже изнести что можем». Я презираю страх мира сего и посмеваюсь над его благами; не боюсь нищеты и не желаю богатства; не страшусь смерти и не пристрастен к жизни. Пусть вся земля придет в смятение. У меня есть священные слова, я их читаю; вот они: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», Христос со мною: кого же мне бояться? Пусть поднимаются волны, пусть свирепеет море, пусть восстают сильные; все это слабее паутины. Христос – моя крепость, Христос – мой камень неподвижный». Святитель сослан был в отдаленное место в Армению. Но он не только не упал духом, но даже утешал других из места изгнания. Он писал: «Кто сам не вредит, тому вредить никто не может». Знаменитый архипастырь должен был пешком идти в место ссылки три месяца, то при несносной жаре, то под проливным дождем, без отдыха и без перемены платья. Это наказание совершенно истощило и без того слабое его здоровье. Он приобщился Святых Таин и оставил этот мир, который не был его достоин. Великий святитель был гоним за правду, но он теперь на Небе, во Царствии Небесном, и на нем исполнилось слово Спасителя: «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» ( Мф.5:10 ). (По Чет.-Мин.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И не потому только он достоин сожаления, но и потому, что впадает в бездну зла, не чувствуя того. Ибо как может он сознать грехи свои должным образом? Как почувствует свои преступления? Диавол, взяв его, как непотребного раба и пленника, носится с ним, муча его всячески, и подвергая бесчисленным поруганиям; он до талого наконец безумия доводит таковых людей, что, следуя его внушениям, они начинают гордиться пред детьми и женами своими, даже пред предками, или же, напротив, надмеваться знаменитостию сих последних. А что может быть сего безумнее, когда гордятся совсем противными вещами: одни тем, что имели бедных отцов, дедов и прадедов; а другие тем, что имели славных и знаменитых предков? Итак чем смирить гордость и тех и других? Одним надлежит сказать: взойди выше своих дедов и прадедов, может быть, много из них найдешь поваров, погонщиков, харчевников; а тем, которые гордятся собою, смотря на высоту предков, надлежит сказать противное: посмотри на предков своих, которые жили подальше – найдешь многих гораздо тебя знаменитейших. (Сн. Воскр. чт. 1889 г. 41). й) Святые не искали первенства. I. Матерь Божия много ли выдавалась при жизни И. Христа? Думала ли Она когда, что Она – Матерь такого великого Чудотворца, что поэтому Ей должны все оказывать почет и уважение? Но о Матери Божией всего менее упоминается в евангелии. Только и видим Ее на браке в Кане галилейской, и у креста. Так ни Сана Матерь Божии не домогалась превосходства, известности, ни Сын Ея не желал сего для Матери Своей. II. Все святые бегали этой славы. Препод. Афанасия игумения оставила даже устроенный ею монастырь, чтобы избежать славы человеческой, избежать почета, уважения, которые стали воздавать ей за ее благочестие. Преподобный Павел Фивейский сокровенно – один подвизался в пустыне девяносто лет. И если бы Сам Бог не открыл о нем, так бы и остался этот светильник под спудом, никому неведомый. III. Святые и в других своих учениках старались подавлять это стремление превосходить чем-нибудь других – опять во избежание гордости. В обители преподобного Пахомия нашелся один, который держал пост бо?льший, чем другие братия. Пахомий запретил ему и велел вкушать пищу одинаковую и в одном количестве, как и другие. Другой стремился к мученичеству, – он опять удержал его, велел спасать душу и угождать Богу на том пути, на который раньше вступил. (Древн. пат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что значит самое имя " Ангел»? Имя «Ангел» по словопроизводству с греческого языка (γγελος), значит собственно «посланник», «вестник»; следовательно, оно есть имя должности, а не природы. Отселе имя «ангел» усвояется в Священном Писании различным посланникам Божиим, возвещавшим волю Его, например, Иоанну Предтече (Мф. 11:10), Пророкам ( 2Пар. 36:15–16 ), священникам ( Мал. 2:7 ) и прочим лицам, даже неодушевленным вещам, когда они являются орудиями воли Божией ( Пс. 77:49 ). Отсюда и в обыкновенных наших разговорах или письмах мы часто называем ангелами родных и друзей наших, когда они сообщат нам какую-либо добрую весть и вообще служат утешением в нашей жизни. Равным образом ангелами же своими мы называем тех угодников Божиих, имена которых мы носим, и день, посвященный празднованию соименного нам Святого, мы прямо именуем днем нашего Ангела, потому что поименный нам святой угодник Божий есть особенный наш покровитель и ходатай наш пред Богом. Но в строгом и собственном смысле имя «Ангел» усвояется тем особым созданиям Божиим, которых посланничество и возвещение воли Божией составляет, так сказать, специальную должность, – это именно духам бесплотным, одаренным умом, волею и могуществом. В этом последнем смысле имя «Ангел» объясняет нам и Катехизис. «Имя: Ангел, – учит он, – значит: Вестник. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя» . Далее следует вопрос о времени сотворения Ангелов. Единственное место из Священного Писания, на основании которого разрешается вопрос о времени сотворения ангелов, находится в книге Иова, где говорится: «кто положил краеугольный камень ея (земли), когда ликовали утренние звезды и торжествовали все сыны Божии?» (Иов. 38, 6–7) Здесь, во-первых, под положением краеугольного камня нельзя разуметь что-либо другое кроме положения основания земли, устроения первых начал её, а следовательно, и под утренними звездами нельзя разуметь звёзд видимого мира, которых еще не было при основании земли, а нужно понимать разумные существа, или ангелов, которые названы утренними звёздами именно потому, что составляют первое создание Божие, предшествовавшее, подобно утренним звёздам видимого мира, дню стройного бытия вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Во второй год обучения продолжается тот же порядок, причем весьма полезно научить правильно грамматически и логически читать утренния и вечерния молитвы, с разумением духа каждой молитвы и с пониманием текста их путем замены непонятных речений общеупотребительными. И здесь для понимания духа молитвы необходимы беседы на темы из библейской и церковной истории, житий Святых и бытовые разсказы, из которых, естественно, вытекает не только текст молитвы, но и ея потребность в определенных случаях жизни. В третий год обучения изучается краткий катехизис, или, как в школах Российской Империи эта наука называлась, «начатки Христианского учения» в элементарном изложении. Это – изучение символа веры и заповедей десятословия с беседами об истинах Христианской веры и жизни, употребляя и в этом случае, так называемый «совместный» метод, как во второй год обучении. Богатый материал для бесед с учащимися может дать книга доцента Киевской Духовной Академии, а потом профессора Юрьевского Университета Арсения Царевского : «Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению Пространного Христианского Катехизиса», или книга прот. Ф. Титова , написанная в том же духе (точное заглавие по памяти не могу привести). Конечно, из этих книг воспитатель берет для себя метод и содержание, излагая учебный материал доступным детскому пониманию языком. Четвертый год обучения – систематизация повествований из библейской истории и богослужения с необходимыми дополнениями для полноты и последовательности священно- исторических повествований. Для первого и второго года обучения не требуются учебники. Дети в этом возрасте не овладели процессом чтения и при заучивании урока все внимание будут обращать на слова, а не на их содержание. Единственный источник знания – устная беседа с детьми: именно беседа, а не спрашивание урока. Общеизвестная истина, что в первые годы своей жизни дети приобретают неисчислимое богатство лексических знаний, способность из слов составлять предложение и даже небольшие разсказы. Слуховая память у них настолько развивается, что и в отроческие и даже юношеские годы почти все учащиеся учат уроки «вслух». В третий год обучения следовало-бы избегать учебника. Но в этом случае требуется напряженная работа законоучителя. При том же в учебниках часто даются такия объяснения, которыя очень трудно понимать детям, так как их составляли люди, в большинстве своем, не преподававшие в начальной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что они такое были года два тому назад, эти Оклэи? Так себе, коптители неба, люди, не приносившие пользы ни себе, ни другим. У них не было никакой почвы под ногами, никакой цели жизни. Поэтому они помирали со скуки и уж наверное кончили бы тем, что возненавидели бы друг друга. Но теософия спасла их; они отдали в жертву «Обществу» все, что имели, но ничуть не победнели от этого – живут прекрасно вь Адиаре на всем на готовом, приносят большую пользу делу и уверяют, что никогда даже и не мечтали, во сне не видали такого благополучия и счастья. Мистрисс Оклэй ходила за мною во время моей смертельной болезни и постоянно видала «хозяина». Она и теперь с удовольствием поехала бы за мною, чтобы служить мне; но я не хотела отрывать ее от дела – она там, особенно без меня, очень нужна... То же самое разсказывала Елена Петровна и madame де-Морсье, знавшей довольно хорошо чету Оклэй и ими интересовавшейся. И вдруг, в то время, как наши отставки, в виде заказных писем на имя мистера Оклэй, приближались к Мадрасу,– мистрисс Оклэй появилась в Париже, у m-me де-Морсье. При первом взгляде на эту бедную даму можно было подумать, что она посетила нас в своем «астральном теле», взяв уроки «вылезания из себя» у специалиста по этой части, челы Дамодара... Она была почти неузнаваема – так похудела, постарела, побледнела, такое истерзанное, испуганное и страдальческое выражение застыло на лице ея. После первого её краткого визита, m-me де-Морсье назначила ей явиться на следующий день для более обстоятельной беседы и просила меня присутствовать при этом свидании. – Она знает очень многое и то, что она знает – ее погубило,– сказала мне m-me де-Морсье;– когда мы сообщим ей все, она, может быть, в свою очередь будет откровенна с нами... Это совсем несчастная, погубленная женщина, с разбитой жизнью и, вдобавок, без гроша денег. Все осталось там... она бежала оттуда, навсегда, и вот теперь в Париже – знаете ли зачем? она приехала брать уроки у парижских модисток, с тем чтобы, выучившись, открыть в Лондоне модный магазин и таким образом заработывать кусок хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

О жизни преп. Иоанна Лествичника дошло до нас очень немного исторических сведений; но из них можно извлечь много поучительнаго для себя. Известно, что он был человек высоко образованный, посвятивший себя подвигам духовной жизни с юных летъ — с 16-летняго возраста. Для этих подвигов он удалился на гору Синайскую и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Послушание его старцу было настолько велико, что он как бы вовсе не имел своей воли. В обращении с братиями он был очень прост, и хотя был очень учен и образован, но так вел себя, что ни в чем не показывал своих преимуществ пред другими. 19 лет прожил он со старцем, до кончины его жизни, а по смерти его решился жить в уединении. Местом своего уединения он избрал пустыню Фола, отстоящую от Синайской горы не очень в далеком разстоянии. Здесь в великих подвигах поста и молитвы подвизался он сорок лет. В продолжение сей необыкновенной четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя он не уклонялся от пищи, не возбраненной уставом во время поста, дабы тем сокрушить, как сам говорил, «рог гордыни», но принимал ея столь мало, что казался более отведывающим, чем вкушающим. Зато от всякой страсти он воздерживался решительно, повелительно говоря к ней: «молчи, онемей». Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Удаляясь пресыщения и лености, он свободное время от молитвы посвящал на чтение Божественных Писаний, списывание книг и спасительныя беседы с братией. Обиды, которыя случалось ему испытывать от братий, он переносил терпеливо, с молитвой к Богу за обидчиков. Дивная высокоподвижническая жизнь преподобнаго Иоанна вынудила братию избрать его в игумены Синайской горы, после 40-летняго пребывания его в пустыне. Будучи избран игуменом, он прилагал все свое старание к тому, чтобы руководимые им иноки удостоились «восхождения» к Богу и большаго приближения к Нему. Скончался он 80 лет, оставив после себя сочиненную им душеспасительную книгу — «Лествицу» , показывающую 30 степеней богоугодной жизни. Вот краткое сказание о жизни преподобнаго Иоанна Лествичника! Какие же назидательные уроки преподает он нам? Их много; но мы возьмем из них хоть немногие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3454...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010