И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум. Все – мраморные циркули и лиры, И свитки в мраморных руках, И длинныя на их плечах порфиры – В се наводило сладкий некий страхъ М не на сердце: и слезы вдохновленья П ри виде их рождались на глазах. Другия два чудесныя творения Влекли меня волшебною красой То были двух бесов изображенья О дин (Дельфийский идол) лик младой, Б ыл гневен, полон гордости ужасной, И весь дышал от силы неземной. Другой женообразный, сладострастный Сомнительный и лживый идеал, Волшебный демон – лживый, но прекрасный». Не однажды, предлагая вниманию слушателей на литературных вечерах и на студенческих рефератах это стихотворение, я спрашивал слушателей: «О какой школе здесь говорится, кто упоминаемая здесь учительница и что за два идола описаны в конце этого стихотворения, подходящаго и под понятие басни и под понятие загадки»? Сам автор такого толкования не дал, но смысл его исповеди в связи ея со многими другими его стихотворениями совершенно понятен. Общество подростков школьников – это русское интеллигентное юношество, учительница – это наша Св. Русь, чужой сад – Западная Европа, два идола в чужом саду это два основных мотива Западно-Европейской жизни – гордость и сладострастие, прикрытое философскими тогами, как мраморныя статуи, на которых любовались упрямые мальчики, нежелавшие не только исполнять, но даже и вникать в беседы своей мудрой и добродетельной учительницы и пристрастно перетолковывшие ея правдивыя беседы. Истолковав с своей стороны в печати эту мудрую загадку нашего писателя, и конечно, замолчанную, вместе с моим истолкованием, современною критикой, я тем самым все-таки понудил ее в рецензияих моей речи, а также и в других статьях о Пушкине, коснуться этого стихотворения, но их авторы лицемерно замалчивали (не имея возможности отрицать) главный вывод из Пушкинской загадки, а ходили вокруг да около ея смысла, не вникая в ея существо. Итак, молодое общество, нерасположенное к своей добродетельной учительнице, и перетолковывавшее ея уроки, это русская интеллигентная молодежь (и если хотите также старики, которые при всяком упомннании о религии, о Церкви и т. п. только отмахивались и начинали говорить о мистицизме, шовинизме, суевериях и, конечно, об инквизициях, прилепляя ее сюда ни к селу ни к городу).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

в) Научимся, наконец, братия-христиане, у св. великомученицы Екатерины той истине, что путь в рай есть путь скорбный и другого пути нет в него. Да, путь в рай есть путь скорбный, и другого пути в него нет. И входит в рай только тот, кто с терпением и без ропота, ради Бога, перенесет все скорби мирские и этими добродетелями: терпением и безропотностию, диавола, заграждающего путь в рай, победит. Вот два примера, объясняющие эту истину. «Когда св. мученица Перпетуя», отвергши идольское нечестие, уверовала во Христа и крестилась, тогда она имела следующее видение: узрела она златую лестницу, которая простиралась от земли до неба; по обеим сторонам лестницы лежало множество железного оружия: мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей и других орудий казни; под лестницею же на первой ступени ее был огромный, пресмыкающийся змей, не допускавший к лестнице желавших входить по ней. Но вот является один из крестившихся вместе с Перпетуей святый юноша, по имени Сатир, не обращает никакого внимания на змия, смело идет вверх по лестнице и достигает вершины ея. Сверху Сатир сказал Перпетуе: «Перпетуя, я жду тебя; но остерегайся, чтобы не ужалил тебя змий». Перпетуя отвечала: «надеясь на помощь Господа Иисуса Христа, я не боюсь змия!» И с этими словами смело стала на голову змия, затем стала восходить по лестнице, и, когда достигла вершины ея, увидела прекрасные селения райские и множество людей, бывших в них. Этим видение кончилось, и Перпетуя убедилась из него, что на земле ее ждут одне лишь скорби и страдания. И в убеждении своем она не обманулась; ибо сначала претерпела узы и темницу, а за ними приняла и мученическую смерть за Христа. (Ч.-М. 1 Февраля). Другой пример: раз «св. Андрей, Христа ради юродивый», увидел себя в чертогах райских пред Царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища Моим служителям, претерпевшим все до конца!» (См. кн. нашу: «Уроки и примеры христ. веры», 4 изд., стр. 697–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В начале почти каждого из 20 отделений помещается догмат, а в конце нравоучение – уроки жизни. Имелось в виду, чтобы каждая молитва содержала нечто особое. Со вниманием читающий тотчас заметит это при всей, казалось бы, сходности молитвенных оборотов речи. Но и для того, кому иные молитвы покажутся одинаковыми, не должно быть скучно читать их, как не скучно любящему молиться повторять неисчетное число раз: Господи, помилуй, или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Сопровождаем сию Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа, то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение. «Молитвами святаго отца нашего Ефрема Сирианина да подаст сие Господь всем нам». Кондак, глас 2-й Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, делателей же был еси в делех учитель, преподобне: темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. 1. Блаженства (1, 529). Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земнаго в этой суетной жизни и возлюбил единаго благаго и милосердаго Бога. Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе. Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ея от Бога Спасителя. Блажен, кто любит святыню (чистоту), как свет, и не осквернил пред Господом тела своего срамными делами лукаваго.Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что таковый на земле есть как Ангел небесный, непрестанно священнодействующий Господу со страхом и любовию. Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не услаждается грехом, чтоб не явиться неблагодарным пред Спасителем нашим Богом. Блажен, кто подобно мужественному воину, хранящему сокровища царския, хранит душу свою и тело неукоризненными о Господе. Блажен, кто, как Ангел на небе, имеет чистые помыслы и устами песнословит имеющаго власть над всяким дыханием.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ps...

Таковы: Фараон времен Моисея, не признававший истинного Бога, проповеданного Моисеем; Александр Македонский, требовавший себе божеских почестей, и, в новое время, Наполеон. Самолюбие, как начало греха в роде человеческом, проявляется в жизни в различных греховных и низких явлениях. От него происходят и с ним тесно связаны честолюбие, лицемерие или фарисейство, человекоугодие, раболепство и унижение перед другими и т. д. («Уроки и пример христианской веры, надежды и любви» – Дьяченко, ч. 3, стр. 155.) О богатстве Ежели богатство имеешь, берегись прилагать к нему сердце свое, да не отступишь от Богасердцем твоим. Также берегись расточать добро Божие на прихоти и роскошь, оно дано тебе от Бога не для тебя одного, но и ради прочих бедных людей. Помни, что ты строитель, а не господин добра: «Господня земля, и исполнение ея» ( Пс. 23, 1 ). Будь верный строитель Господа твоего, а не расточитель имения Господня. И сам ты умеренно довольствуйся и благодари Творца всего добра, и убогих людей оделяй. Безответны будут и посрамятся на суде Христовом и те, которые, как сторожа, охраняют имение свое, и те, которые расточают его. Если имеешь неправдой собранное имение, расточи его на бедных, да не обличит тебя оно на втором Христовом пришествии. Подражай в этом деле Закхею мытарю, которого Христос Господь положил всем в пример. Лучше в нищете жить, чем в богатстве неправедном. Избери убо лучшее, и зле собранное добре расточи. Если сделаешь это, веруй Господу, что Он не оставит тебя и подаст тебе нужное в жизни твоей (из соч. св. Тихона Задонского ). Богатство и бедность Богатство – неблагодарный беглец, непримиримый человекоубийца, неукротимый зверь, скала, обрывистая со всех сторон, подводный камень, непрестанно обуреваемый волнами, море, воздымаемое ветрами, тиран, тяжко владычествующий, властелин, жесточайший всякого варвара, враг непримиримый, неприятель неумолимый, никогда не прекращающий своей вражды. Но не такова бедность, а противоположна сказанному. Она – безопасное прибежище, тихая пристань, всегдашнее спокойствие, чуждая опасностей радость, чистое удовольствие, жизнь невозмутимая и безмятежная, благополучие непреоборимое, мать любомудрия, узда надменности, отражение мучения, корень смиренномудрия (св. Иоанн Златоуст ). Как вернее нажить богатство

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Как между Пророками Св. Давид есть по преимуществу Псалмопевец, так между Святыми Отцами Св. Ефрем есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного Божественнаго предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв. Сего Святаго Отца по справедливости можно назвать христианским Псалмопевцем. Мерою числа выбранных статей послужило число псалмов Богодухновенной Псалтири, а указателем содержания их — содержание псалмов. В псалмах кроме молитв, есть догмат, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание избранных молитв из писаний Св. Ефрема. Из догматов у нас изстари при Псалтири печатаются: Исповедания веры Св. Афанасия Великаго и Св. Максима Исповедника — о Пресвятой Троице и о воплощении Бога Слова. Изложение этих догматов взято здесь из Св. Ефрема. История в псалмах есть история народа Божия. История в молитвах Св. Ефрема есть история всякаго христианина которая внешно определяется рождением, житием на земле, смертию, воскресением и вечною участию, а внутренно состоит преимущественно из борьбы со грехом, из возстаний и падений, из светлых состояний в добре и из мрачных пребываний во зле. — В писаниях Св. Ефрема все это изображено в самых тонких оттенках и в самых разнообразных подробностях. Это преимущественная часть нашего издания. Нравоучение в Псалтыри составляет содержание большей части псалмов. В соответсвие им из Св. Ефрема взяты “блаженства” и “горе” с прибавлением других очень немногих статей под заглавием: уроки жизни. Внесть и нравоучительныя статьи в Псалтирь нашу — заставило желание оразнообразить ея содержание, а избирать преимущественно указанныя статьи располагало то, что по форме выражения они очень подходят к молитвенным оборотам речи. Подражая Богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, подражаем ей и в разделении, какое дается ей в Церковном употреблении — 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь на 20 кафизм, и каждое отделение на три части, славы, как и там каждая кафизма на три. В начале каждаго почти из 20 отделений помещается догмат, а в конце нравоучение — уроки жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

От унынья и тоски по родному дому спасался усердными молитвами, и тем, что всякое свободное от уроков время охотно и азартно читал книги, учебные и научные. Пустую и скверную болтовню товарищей не слушал и сам попусту не болтал, ибо помнил: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами… За эдакую, как им чудилось, горделивую отчуждённость, иные злоязыкие семинаристы дразнили сельского увальня; а дразнилки эдакие были в ходу: Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперёд И поехал в огород. Съел кочан капусты, Закричал: «Как вкусно!» Ванька-встанька карапуз, Надевай большой картуз, Каравай съешь хлеба, Вырастешь до неба! А коль Ваня был умнее других, то и за это дразнили: Умница, умница, Знает вся улица, Кот Тимошка, Да я немножко… Мог бы Ваня ответить сельской дразнилкой: Обзывайся, обзывайся, Как лягушка раздувайся! Ква-ква, ква-ква – Вот и все твои слова!.. А мог бы Ваня, будучи сильнее прочих, дать обидчику по шее, но смалу возлюбил терпение и смирение, хотя и обижался до слёз. Потом вспоминал обидчиков с горьким сожалением, как глупых. Иван Барсуков писал: «…Иоаннъ Евсеевичъ изъ всей своей школьной жизни, при ея грубой и крайне скудной обстановк, вышелъ чистъ отъ всхъ явныхъ и тайныхъ пороковъ бурсы вынесъ изумительно крпкое здоровье и, какъ первый студентъ, наибольше припасъ себ научныхъ какъ будто предчувствуя, что ему понадобится большой запасъ силъ тлесныхъ и духовныхъ, какъ для борьбы со такъ еще боле для успшнаго предлежавшаго ему Уроки из-за жуткой тесноты проходили в комнатах, где семинаристы спали и ели, хотя жалкие похлёбки едой-то величать зазорно. Бедно жили Поповы в селе Ангинском, но всё же по-крестьянски запасались на зиму капустой, грибами, ягодами да, вероятно, держали в усадьбе и дойную корову и куриц – вот на обеденном столе и молоко, и яйца. В семинарии же кормили столь худо, что горемычные студенты редко бывали сыты. Спустя годы, бывший семинарист Иван Попов улыбкой писал: «Учился я хорошо, но чистого ржаного хлба (безъ мякины) до выхода из ceмuhapiu, не пробовалъ...»

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/18/...

VI. Один древний учитель церкви и известный христианский писатель – Тертуллиан так изображает истину воскресения из мертвых: «Обрати взоры, – говорит он, на образы божественного могущества в мире: день умирает, и, уступая место ночи, погребается во тьме, – краса вселенной скрывается под похоронными завесами. Все делается бесцветным, безмолвным, смутным, везде работы прекращаются. Природа облекается в траур и оплакивает потерю света. Но вдруг свет вновь для вселенной оживает со всем своим великолепием, в сопровождении брачного веселия солнца, которое всегда одинаково, всегда полно, которое закалает смерть свою, т. е. ночь, раздирает свои покровы, т. е. тьму, и переживает само себя, пока опять не наступит ночь с плачевным своим облачением. Тогда начинают блестеть лучи звезд, потухающих при утреннем сумраке. Планеты, днем на время изгнанные, торжественно возвращаются, луна возобновляет круг свой, ослабевший от ежемесячного обращения. Зима, лето весна и осень преемственно следуют друг за другом с своими обычными влияниями и произведениями. Деревья восприемляют красу свою, которой были лишены, цветы появляются с своим разнообразием красок; поля снова одеваются зеленью своею; семена, истлевшие в недрах земли, возникают, и возникают не иначе, как истлевши. Какая дивная премудрость! Она лишает нас благ наших, чтобы нам их сугубо возвратить; отъемлет их, чтобы опять ими одарить; истребляет, чтобы сохранить; портит, чтобы обновить; поглощает, чтобы умножить стократно. Действительно, когда она нам возвращает их, по истреблении, щедрою рукою в большом изобилии, то можно по справедливости сказать, что со стороны ея истребление есть приобретение, ограбление есть лихва, потеря есть корысть, – одним словом всякая тварь переходит от смерти к жизни. Все, что перед твоими глазами было, существует: все, что потерял ты, возвращается с избытком; все, исчезнувши, приходит в прежнее состояние; все, переставши существовать, восприемлет бытие; все оканчивается с тем, чтобы возникнуть. Ничто не погибает, как только для того, чтобы быть сбереженным. Что же означает это беспрерывное круговращение природы? Это – есть свидетельство воскресения мертвых. Бог начертил его прежде в Своих деяниях, нежели в Св. Писании, возвестил прежде могуществом Своим, нежели преподал словесно. Он открыл перед тобою книгу природы, дабы привести тебя к пророчеству, дабы ученик природы мог удобнее поверить пророчеству, дабы убедясь глазами, немедленно принял он то, что услышит ушами, и дабы не сомневался, что Бог должен воскресить мертвых, видя, как Бог восстановляет все существа» (De res carnis XII).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1903 год я прожил в Оптиной Пустыни, а в 1904 году мне пришлось по просьбе настоятеля Боровского Пафнутьева монастыря о. архимандрита Венедикта и по благословению архиепископа Калужского Вениамина переехать, как регенту, в Боровский Преп. Пафнутия Монастырь. Итак прожил я мирно в Оптиной Пустыни 8 лет и уход мой вызвал у о. архимандрита Ксенофонта такое сожаление, обращенное ко мне: “Мы тебя воспитали и выучили, и ты от нас уходишь...” Жалко было и мне оставлять Оптину с ея богодухновенными старцами и я тихо ответил, что так благословил Владыка и о. архимандрит Венедикт просит, так как у них регента нет, и вот уже за мной приехал посланник от о. Венедикта. “Итак, дорогой батюшка, – сказал я, – простите и благословите на новое место, а если что не поладится, тогда не откажите принять меня обратно в свое словесное стадо.” В Боровском монастыре о. Архимандрит Венедикт принял меня как отец родной. Сразу же дал мне келию и все остальное, что полагается, и в заключение сказал, что в чем будете нуждаться, обращайтесь ко мне. Когда я встал на клирос, певчих было мало, но скоро прибавилось , так как 4 человека послушников из Оптиной Пустыни приехали сюда, и я попросил о. архимандрита их принять в монастырь и стало теперь певцов 10 человек – пение стало хорошее. На 2-ой  год моей жизни в Боровском монастыре, я стал ходить в школу при монастыре, давать уроки пения и в тоже время выбрал 10 мальчиков и стал с ними заниматься особо, чтобы приготовить их петь в Храме всенощное бдение и Божественную Литургию. С помощью Божией, за молитвы преподобного Пафнутия у нас пение стало еще лучше. О. архимандрит Венедикт, видя наши успехи по пению, стал изыскивать возможности как меня вознаградить за труды мои для Храма Божия. Мое же первейшее желание было – постриг в монашество, но мне еще тогда было 28 лет, а по указу Св. Синода  постригали в монашество в 30-ти летнем возрасте. О. архимандрит Венедикт исходатайствовал разрешение пострига мне, как исключение и поощрение меня досрочно. 1911 г. 11-го марта меня постригли в монашество с именем Амвросия в честь святого Амвросия Медиоланского . 1912 года 1-го мая на память преподобного Пафнутия Боровского, я был рукоположен во иеродиакона преосвященным Александром Калужским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Не противоречат православному о добрых делах учению слова Апостола Павла, который говорит, например: мыслим оправдитися верою без дел. Благодатию есте спасени чрез веру ( Еф. 2:8 ) и прочее; во всех подобных местах у Апостола речь о делах обрядового, а не нравственного закона Моисеева; он говорит это против иудеев своего времени. Но где идет речь о добрых делах вообще, там он ясно свидетельствует о необходимости их для нашего спасения. Он говорит, например: со страхом и трепетом свое спасение со-девайте (т.е. сами), или в словах, уже приведенных нами: о Христе бо Иисусе ни обрезание, что может, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема, и таких мест у него много. Апостол Иоанн также говорит: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин. 3:14 ). Апостол Иаков учит: кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имат? еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак. 2:14, 26 ). Наконец Сам Спаситель говорит: Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Еще: Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). Прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много, отвечал опять Спаситель Симону фарисею, в доме которого Он возлежал на вечери и который с негодованием смотрел на прикасавшуюся к Иисусу грешницу ( Лк. 7:47 ). В чем же состояла любовь сей грешницы? В добрых делах, – в том, что она, ставши позади, у ног Его (Иисуса), и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром ( Лк. 7:38 ). И вообще, если бы мы захотели подыскивать свидетельства Писания о необходимости добрых дел для нашего спасения, то можно было бы составить из них целую книгу. Отсюда изучаемый нами Катехизис, предлагая вопрос: «Не довольно ли для Христианина одной веры без любви и добрых дел?», – на основании указанных слов Иоанна и Иакова, отвечает: – «Не довольно. Ибо вера без любви и добрых дел есть недействующая и мертвая, а потому не может привести к вечной жизни» .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

«Ина слава солнцу... ина слава луне... ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» – говорит апостол ( 1Кор. 15:41 ). Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца – избрана яко солнце, и славу луны – добра яко луна, и славу звезд, – проницающая аки утри, т. е. как утренняя звезда. Она имеет венец чистых дев, и венец лучший, нежели все святые девы: потому что, Своею чистотою превзошла Ангелов. Она имеет венец благоплодных жен, каковы Сарра, Елисавета и другие, но венец прекрашенный пред их венцами: потому что как Родившийся от Нее более всех, так и Она блаженнее всех жен. Она имеет венец мучеников: стоя у креста, с душою, пройденной оружием (ибо при виде крестных страданий Сына Своего, Она Сама страдала так, как бы душу Ее пронзили оружием), Она пострадала более всех мучеников. Она имеет венец пророков, потому что воистину прорекла, что ублажать Ее все роды! Она имеет венец евангелистов, потому что есть книга Слова Ипостасного (Сына Божия). Она имеет венец апостолов: потому что, если апостол хвалится, говоря: «Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех?» ( 1Кор. 9:1 ) – то кто же яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников: ибо исповедала твердо, говоря: «величит душа Моя Господа... сотвори мне величие Сильный» ( Лк. 1:46, 49 ). Она имеет венец смиренных; потому что изрекла о Себе: «яко призре на смирение рабы Своей " ( Лк. 1:48 ). Она имеет венец постников: потому что покоряла тело духу Своему и постилась непрестанно, всю жизнь Свою. Она имеет венец преподобных: успение Ея было пред Господом честнее смерти всех преподобных Его. Она имеет венец милостивых: св. Церковь молит Ее, как источник милостей, взывая: «милосердия двери отверзи нам!» Она имеет венец бессребренников: ибо родила Врача, давшего силу целения и изрекшего: «туне приясте, туне дадите» ( Мф. 10:8 ) и Сама «туне» подающая благодать просящим. Она, наконец, имеет венец больший всех святых: потому что все святые предстоят престолу Божию со страхом, а Она – с материнским дерзновением; и – «много может молитва Матери ко благосердию Владыки». – (Извлеч. из книги: «Сказ. о земной жизни Богород.», издан. Афон. монаст.).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010