М.,1892. 53 . Нравоучительные уроки из апостольского чтения в 20-ю неделю по 50-це ( Гал. 1, 11–19 ). М., 1894. 54 . Нравоучительные уроки из апостольского чтения в день Преображения Господня ( 2Петр. 1, 10–19 ). М., 1894. 55 . Нравоучительные уроки из апостольского чтения в 31-ю неделю по 50-це ( 1Тим. 1, 15–17 ). М., 1895. 56 . Нравоучительные уроки из апостольского чтения в 32-ю неделю по 50-це ( 1Тим. 4, 9–15 ). М., 1895. 57 . Нравоучительные уроки в неделю Мытаря и Фарисея ( 1Тим. 3, 10–15 ). М., 1895. 58 . Нравоучительные уроки из Евангелия в день Рождества Христова ( Мф. 2, 1–12 ). М., 1896; 1903. 59 . О духовной мудрости. Учение, изложенное для простого народа. СПб., 1896. 60 . Нравоучительные уроки из Евангелия в день Воздвижения Креста Господня. М., 1901. 61 . Нравоучительные уроки из Евангелия в день Нового Года. М., 1904. 62 . Краткое христианское нравоучение. Киев, 1910. 63 . Наставление о христианской жизни. М., 1910. 64 . Наставление св. Тихона Задонского к пастырям (к 50-летию со дня прославления св. Тихона Задонского ). Воронеж, 1910. 65 . Завтра прииду. Саратов 1911. 66 . Наставления св. Тихона Задонского . Об обязанностях детей к своим родителям. Воронеж, 1911. 67 . Наставления св. Тихона Задонского . О пьянстве. Воронеж, 1911. 68 . Наставления св. Тихона Задонского . Об истинном желании боголюбивой души Бога. Воронеж, 1911. 69 . Наставления св. Тихона Задонского . Не для чего человеку возноситься. Воронеж, 1911. 70 . Наставления св. Тихона Задонского . Не укради. О божбе и сквернословии. Тропарь святителю Тихону. Воронеж, 1911. 71 . Наставления св. Тихона Задонского . О лжи, лести и лукавстве. Воронеж, 1911. 72 . Наставления св. Тихона. Последнее слово Святителя Тихона (из его духовного завещания). Воронеж, 1911. 73 . Наставления св. Тихона. Христос грешную душу к Себе призывает. Воронеж, 1911. 74 . Наставления св. Тихона. О Христианском воспитании детей. Об обязанности детей к своим родителям. Воронеж, 1911. 75 . О том, как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Лобастов Мобилизация. Две стороны медали 13.09.2022 22:41 " Мысли вслух. " Цена благополучия. Автор и ведущий Н.А. Лобастов 25.08.2022 22:08 " Мысли вслух.Прошу слова " . Автор и ведущий Н.А. Лобастов, передача 9. 02.08.2022 22:13 " Мысли вслух. Что Россия может предложить миру " , автор и ведущий педагог, публицист, писатель Н.А.Лобастов 12.07.2022 22:39 Мысли вслух. Война и уроки литературы, автор и ведущий педагог, публицист, писатель Н.А.Лобастов 23.06.2022 22:42 " Мысли вслух. Война. Божие и человеческое " . Автор и ведущий Н.А. Лобастов 02.06.2022 19:31 " Мысли вслух. Почему наши дети не читают " , автор и ведущий педагог и писатель Н.А.Лобастов, передача 5. 03.05.2022 20:15 " Мысли вслух " Н.А. Лобастов Пасха как репетиция смерти 21.04.2022 22:32 " Мысли вслух " - авторская рубрика писателя и публициста Н.А.Лобастова " Патриотизм как последнее прибежище " 01.03.2022 23:36 Язык наш - друг или враг? Передача публициста Николая Алексеевича Лобастова. 01.02.2022 23:50 Дураки и дороги. Беседа педагога и публициста Н.А. Лобастова 21.12.2021 22:00 Россия: третий путь. Беседа Н.А. Лобастова, педагога, писателя и публициста 15.06.2021 23:00 Православный радиоуниверситет Уроки литературы. Духовный путь А.С. Пушкина. Ведущие Е.Н.Себина и Н.А. Лобастов 01.06.2021 23:00 Православный радиоуниверситет Уроки литературы. Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы " ,ч.2. Ведущие Е.Н.Себина и Н.А. Лобастов 25.05.2021 23:00 Православный радиоуниверситет Уроки литературы. Ф.М. Достоевский " Братья Карамазовы " ,ч.1. Ведущие Е.Н.Себина и Н.А. Лобастов 04.05.2021 23:08 К 200-летию Ф.М. Достоевского. Православный радиоуниверситет Уроки литературы, вед. Е. Себина и Н. Лобастов 13.04.2021 23:00 Православный радиоуниверситет Уроки литературы. Ф.М. Достоевский " Преступление и наказание " ,ч.1. Ведущие Е.Н.Себина и Н.А. Лобастов 09.03.2021 23:10 Православный радиоуниверситет Уроки литературы. Ф.М. Достоевский, передача 4. Ведущие Е.Н.Себина и Н.А. Лобастов 02.03.2021 23:00 Православный радиоуниверситет Уроки литературы.

http://radonezh.ru/author/nikolay-alekse...

199. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенском соборе августа 15 дня; напечатано в Твор. Св. От. 1845 г. и в собрании 1848 г.) 1845 год Иисус же, видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом глагола ученику: се мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во свояси. ( Uh. XIX. 26–27 ). Теперь уже не ученик распятаго Иисуса осиротевшую Матерь Его «поят во свояси», в малый дом. Сам Господь Иисус, царствующий на небесах, Преблагословенную Матерь Свою «поят во Свояси», во многия обители в дому Отца Своего, в блаженное созерцание и причастие славы, юже имел Он у Отца, прежде мир не бысть. Теперь не одного ученика Своего дает Он Ей в сына, чтобы Она упокоена была его сыновним служением: но всех учеников Своих, всех православно верующих христиан дает Он Ей в сыны и дщери, чтобы они пользовались Ея материнским попечением. Отходя в Церковь небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, разсеянных по земле: и тем дает знамение, что союз Ея с верующими на земли не только не прерывается Ея отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее, и что живущая в Ней благодать 668 , столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ея гроба, и наполнить Вселенскую Церковь Ея славою, по Ея раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: «ублажат Мя вси роди» ( Лк.1:48 ). Такова судьба Пресвятыя Приснодевы, в Ея успении для жизни земной, временной, в Ея пробуждении к жизни небесной, вечной. Каким путем достигнуто до такой высоты блаженства и славы? – Сей вопрос предложить и разсматривать может не одна праздная любознательность, но и любовь к учению спасительному. Ибо, хотя судьба Пресвятыя Богородицы, в своем особенном виде и степени, безпримерна, но вообще, как судьба души совершившейся и блаженной, она есть следствие тех сил, расположений, действий и подвигов, которыми пролагается и совершается общий для всех человеков путь спасения. Не легко было бы обозреть весь путь жизни Пресвятыя Девы, большею частию закрытый и Ея безмолвием и молчанием Евангельской Истории. Впрочем некоторые следы онаго мы не однократно указывали вниманию и подражанию верующих, при подобных настоящему торжествах. На сей раз остановимся на одном возвышенном месте сего пути, открытом в Евангелии, чтобы обозреть хотя некоторую часть сего пути, открывающуюся с сего возвышения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Слава вечной жизни начинала уже просвечивать сквозь самую смерть Пресвятыя Девы. За три дня, явился небесный вестник призвать Ее в вечность, и принес Ей знамение ожидающаго Ее рая. Чудесно собрался Собор Апостолов, чтобы почтить Ея преставление и погребение. Достойные видели самого Божественнаго Ея Сына, с небесными силами пришедшаго принять душу Ея. Бездыханное тело Ея чудодействовало. В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение. Земнаго тела Ея не стало во гробе. Собору Апостолов Она явилась в небесной славе. Таково событие, которое ныне воспоминает Собор Церковный торжественно, впрочем под смиренным наименованием Успения Божией Матери, представляющим более умягченную мысль о смерти, нежели мысль о торжестве и славе. Что же при сем думает Матерь- Церковь ? Чего желает? Конечно, не думает высочайшей славе небесной доставить приращение ничтожною земною славою. Нас хочет Она поставить в созерцании, как бы на рубеже между жизнию и смертию, между землею и небом, между временем и вечностию. Каждому из чад Своих хочет Она сказать: смотри за предел гроба; помышляй на земли о небесном; во времени помни вечность; поучайся сему из книги жизни и успения Матери Божией. Действительно, в книге земной жизни Ея, поколику сия книга открыта для нас, мы повсюду находим одну господствующую мысль: стремление к небесному, вечному, божественному. Когда младенческий ум и младенческия стопы еще не сильны были нести Ее к небу: Ея туда стремление выразилось тем, что Она пришла в земное небо, – в храм Божий, и здесь поселилась. Необыкновенному раннему стремлению соответствовал необыкновенный ранний успех: в нежной юности Она уже так приближилась к небу, что Ангел посещал Ее, и питал небесною пищею. И не обычный в Ея времена обет всегдашняго девства для чего иначе восприяла Она, если не для того, чтобы, не связанной земными узами, тем свободнее стремиться к небу? Когда же, чрез воплощение в Ней Сына Божия, Сама Она соделалась вторым небом: с того времени нельзя уже и подумать, чтобы Ее привлекало что-либо земное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

—12— Икос: Утверди ум мой благ и помышление, Боже Отче Вседержителю, ибо Заступницу мирови, Пренепорочную Невесту Деву, воспети дерзаю, Еяже девственную душу Церковь Твою Божественную нарекл еси, и, воплощения ради Слова Твоего, Софию, Премудрость Божию, именовал еси, и в Тоя имя царю Иустиниану церковь создати повелел еси, и пребожественному Кириллу философу во явлении девицу избранну, именем Софию, сиречь мудрость Божию, даровал еси. Зрак лица Ея огневиден вообразил еси, от Нея же изыде огнь Божества Твоего, сиречь Единородный Сын Твой, попаляя страсти наша те- ленныя лесныя, криле же Той, яко бесплотным небесным силам, даровал еси, венец же царский на главу Ея возложил еси, и в десницу Ея скипетр вдал еси, в шуйце же Ея недоведомая, сокровенная тайна, еяже непостижно ведати и Ангелом, тороцы во ушесах Ея, житие ангельское и покоище Святаго Духа Твоего являющий, препоясание чресл Ея, старейшинство и святительства, нозе же имяше на камени, еже на нем утверди Церковь Твою. Образ же Христа Твоего над главою Тоя, преклонение небесем и смотрения плотского таинство, являеши, якоже есть Сын прежде век Твоего Отча сияния, Тойже и под леты от Пренепорочныя Девы без Семене родися, по всему Тоя подобию приобщися. Сего ради вопием вси, яко Та есть воистинну Премудрость Божия, приятелище и сень Небесная и всех благих Подательница и Покровительница притекающим к Ней с верою и просящим велия милости. Песнь 7. Ирмос: Юноши три в Вавилоне, веление мучителево на буйство преложиша, и посреде пламене ввержени орошаеми пояху: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Рука избранных удержит Премудрость Божию, лучши бо есть сребра и злата, и на версех стен проповедуется, —13— и во вратех сильных приседит, и, дерзающи, глаголет: радуйтеся со Мною, взыскающии Мене. Славу Премудростию Божиею наследова, та бо есть долгота жития, и лета жизни дарует, и мир прилагает, вся благая исправляет, и путь жизни сохраняет нам. Слава: Творяй правду наследит Премудрость Божию, Софию именованную, яко блага сосца ея паче вина и воня мира ея паче всех аромат. Взыщем Ту и во след Ея течем, да суд и правду дарует нам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8 Днесь, яко солнце пресветло,/просия в Российстей стране, в конце ея полуденнем,/всечестная икона Твоя, Владычице,/юже благоверный великий князь Димитрий в град Москву принесе./Светло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие, молящеся прилежно:/Владычице Богородице, молися Сыну Твоему, Христу Богу нашему,/избавити град Москву, страну нашу и вся православныя христианы/от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и всех навет вражиих,//Тебе бо Едину Заступницу имамы. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8 От святыя иконы Твоея, Богородице Дево,/источаются исцеления, яко реки многи,/яже видевше, российстии людие, сице глаголем:/о Пресвятая Владычице Богородице,/не забуди грешных раб Твоих,//молящихся Христу Богу нашему спастися нам. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской, глас 4 К Богородице с умилением припадем,/вси, грехми обремененнии,/чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/и вопиюще со слезами:/Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/и подаждь нам, просящим,//велию Твою милость. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской, глас 3 Юже подражая неплодную смоковницу,/аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/стеню от сердца и вопию:/умилися, Благосердая,/и мне, окамененному сердцем,//благоволи подати душевное и сердечное умиление. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь. Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

113. Что известно о родословной и о происхождении Богоматери и что знаем об обстоятельствах Ея Рождества? Все, приведенное в Евангелии, свидетельствует, что род Ея в преемственном порядке нисходит от Царя Давида и даже от патр. Авраама; предками Ея были патриархи, первосвященники, судьи и цари ( Мф. 1,1–17 ; Чucл. XXXVI, 9 ; Златоуст, Антиох. беседы на Еванг. от Матфея). Рождество Пресв. Девы произошло также, как рожденье всех людей. Явившись на свет, как все сотворенные, Она унаследовала последствия первородного ослушания, что в Ней выразилось в общей для всех немощи телесного естества и в подверженности смерти. «Происшедши от чресл смертных, Чистая, Ты имела кончину, сообразную с природой: но, как родившая истиную Жизнь, Ты переселилась к Жизни Божественной и Ипостасной» (Канон Успения св. Иоанна Дамаск, песнь 3, тр. 1). 114. Какия великия духовныя достоинства Пресвятой Девы Марии вознесли Ее к Богоматеринству? Представленный Писанием и Преданием образ Приснодевы сияет пресветлой чистотой и всесовершенным смирением. Ея правилом было всячески уклоняться от человеческой славы; Она подчинялась даже, когда Ея Божественный Сын, являя Себя учителем спасения и Сыном Божиим, в проповеди отдеял Себя от Своей Матери ( Mф. XII, 46–49 ). Повествование о чуде на браке в Кане Галилейской дает живое представление о Ея отзывчивом сердце, возлюбившем ближних. Слагая в Своем сердце все слова Христовы, Богоматерь готовилась в смирении к Ея материнскому участию в предстоящих Крестных Страданиях Ея Сына. ( Лyk. II, 19, 51 ; Uoah. XIX, 25 ). 115. Что соделало чистую Деву благодатно Пречистою? Дева Мария была облагодатствована сошествием Святого Духа в час Благовещения, Она стала Пречистою в непорочном зачатии Богомладенца. Называя Себя Сыном Человеческим, Спаситель был Сыном от Ея естества. Зачался человек, но в зачатии уже был Бог, родился человек, но вместе и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался, был связан, ударяем, распять – человек, но также и Бог . Иуда предал Бога, архиереи и Пилат – Богоубийцы. Приснодева Мария есть Матерь Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– См. Церковные Ведомости. 1916. 48; ΓΑΤΟ, ф. 181, on. 1., д. 2265, л. 63. 182 Проект и исполнение раки и сени были осуществлены московской фир­мой Н. В. Немирова-Колодкина и стоили 36 тысяч рублей, собранных из пожерт­вований императора Николая II и прочих благотворителей. 185 Этому приезду предшествовала переписка В. С. Гордеевой и Тамбовского гу­бернатора А. А. Салтыкова. 26 марта 1915 г. В. Гордеева направила А. А. Салтыкову следующее письмо: «Милостивый государь Александр Александрович. Ея Импе­раторское) Высочество – Великая Княгиня Елисавета Феодоровна полагает по­бывать в скором времени в Тамбове для ознакомления с деятельностью Комитета Ея Высочества по оказанию помощи семьям раненных. О дне приезда я Вам со­общу дня за три, но пока не откажите сообщить мне для доклада Ея Высочеству, какие в Тамбове имеются лазареты и на какое количество человек каждый? Ея Высочество просит Вас в день Ея приезда собрать заседание Комитета. Великая Княгиня предполагает приехать утром, быть у обедни в соборе, где по­чивают мощи святителя Питирима, затем посетить учреждения Комитета (если таковые есть), также два или три лазарета, жен. м-рь, А. Н. Нарышкину и после за­седания Комитета в тот же вечер выехать обратно в Москву. Из лазаретов Ея Высочество выберет по вашему указанию все равно не бо­лее двух, т. к. главная цель Ея Высочества есть желание поклониться мощам свя­тителя Питирима и ознакомиться с работой Комитета. Прошу Вас принять уве­рения моего искреннего уважения. В. Гордеева». – ΓΑΤΟ, ф. 4, on. 1, д. 9124, л. 3. 30 марта 1915 года А. А. Салтыкову прибыла телеграмма: «Ея Высочество предполагает прибыть [в]Тамбов [в] четверг рано утром[.] Из вагона выйдет око­ло девяти [часов] для следования [в] собор [на] обедню[.] Затем посетит владыку[,] завтракать будет [у] Александры Николаевны Нарышкиной[,] днем посетит лаза­реты и женский монастырь[.] Заседание Комитета желательно Ея Высочеству [в] семь с половиной вечера[,] затем [-] отьезд[.] Не откажите в ответе на мое письмо[,] а также[, в] котором часу начало литургии [в] соборе.=Гордеева[.]» – ΓΑΤΟ, ф. 4, оп. 1, д. 9124, л. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время же Высочайшего здесь Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств пребывания все происходило следующим порядком». «Как скоро Его Преосвященство, Святейшего Правительствующего Синода Член, Их Императорских Высочеств в Законе учитель, Архиепископ Московский и Калужский Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Священно – Архимандрит Платон получил известие, что Ее Императорское Величество скоро имеет приближаться к предместью Лавры; то, по начатии в церкви о здравии Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств молебна, со всем Духовенством учинил ход с хоругви, со кресты и со святыми иконы, до церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Клементьеве; где оный Преосвященный, встретив Высочайших гостей, поздравил Ея Императорское Величество и Их Императорские высочества пристойною речью. Потом Ея Императорское Величество и Их Императорские Высочества, предшествуемы Духовенством, при колокольном звоне пушечной из 101 выстрела пальбе, продолжали путь свой до самой Лавры; а при вступлении в оную, здешней Семинарии воспитанники, поставленные в ряд по два человека, воспели радость свою и величайшее благополучие пристойною для того сочиненною кантою и продолжали пение свое до того, как уже Ея Императорское Величество и Их Императорские Высочества вступили в церковь святой Живоначальной Троицы, где, приложившись ко святым иконам и опочивающему там Преподобному Сергию, изволили пойти в Архиерейский здешний дом, в котором Ея Императорское Величество стать соблаговолила, Семинаристы при сем шествии пели другую подобную канту. Их Императорские Высочества, проводив Ея Императорское Величество, изволили пойти в Царские чертоги, назначенные для их пребывания. Преосвященный Платон с первенствующею тоя Лавры братией, в комнатах приносил Ея Императорскому Величеству и их Императорским Высочествам всеподданнейшие поздравления с благополучным прибытием, и от всей обители поднесли хлеб и соль: причем оное Духовенство жаловано к руке. Ввечеру вся Лавра была иллюминована и горел щит в разных огнях с вензелями Ея Императорского Величества и Их Императорских Высочеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вести же разшедшейся по всем градом о мудрости ея и телесней утвари, – бе-бо лепа лицем, красота же ея многи славныя князи на любление приведе к отцу ея: кождо их тщашеся, дабы пояти ю в жену сыну своему, и всем часто присылающимся к отцу ея, он же отвещаваше: „воля Господня да будет“ Вести же разшедшимся (sic!) по всюду о мудрости ея, и о скором поучении, и о телесней утвари ея, беша бог лепа отроковица вельми, красота ея многи на любовь приведе, яже пояти ю невесту сыном своим, и всем служающим отцу ея, друг другу варити хотя, и тщащимся им, отвещаваше же отец ея, благочестивый великий князь Михаил, рече: воля Господня буди... Един преодолевавше славным княжением и богатством.... Един преодолевая всех саном и гордостию величествия отечествия своего... 960 Памятники славяно-русской письменности, изданные археографическою комиссиею. Великие Минеи Четьи. Ноябрь дни 1–12 столб. 200. СПб. 1881 г. To же по спискам общества Люб. Древ. Писм. Изд. Общ. Др. Писм. СПб. 1881 г. стр. 4, только после „но ясно“ вставка: „и не косно“. В списках волок. сб. 640 Моск. Дух. Ак. сокращено – „и Божиим книгам учився“ л. 99; 634 л. 96.: „и божиим книгам научився“. 962 Славяно-русский Пролог, Сент.–Дек. Изд. Пономарева, стр. 197. Сравн. Макария, Истор. Р. Ц. т. IV прил. III, стр. 308. 964 Славяно-русский Пролог. Сент.–Декабрь. Изд. Пономарева, стр. 69–70. Подробнее об этом см. у нас ниже. 965 „Слово о житии и успении св. отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа“ по сб. XVI в. Синод. библ, в Памятн. стар. русск. лит. в. IV стр. 121. СПб. 1862. Тоже у Макария, Истор. Р. Ц. т. IV прил. XVIII стр. 342. По сп. волок. сб. Моск. Дух. Акад. 640 л. 133 и об. „вдан бывает учитися божественным писанием, возрасту пришедшему бысть разумен зело и скоро грамоту извыче“. 968 Житие Преп. и Богоносн. отца нашего игумена Сергия Чудотворца списано бысть от премудрейшего Епифания. Изд. по троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синод. списка Макарьевских Четий Миней арх. Леонидом СПб. 1885 г. стр. 23; то же по рукописи 208 Моск. Дух. Ак. л. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010