Двадцать первый день. Поучение 5-ое. День введения во храм Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) молитвы наши принимаются Богом особенно тогда, когда сопровождаются благими обетами, б) от добрых родителей рождаются большею частию и добрыя дети и в) родители должны водить с собой в храм своих детей). I. Пресвятая Дева Мария, как дар Божий, данный праведным Иоакиму и Анне в старости по их усердной молитве, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обету, на особенное служение Ему в храме и воспитание при нем в св. его обстановке. И вот, когда исполнилось богоданной отроковице три года от рождения, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вследствие пламенных молитв их, – что Она посвящена ими Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна теперь разлучиться с ними и быть у Бога в храме, – что Ей там будет гораздо лучше, чем у них... Преблагословенная Дева, несмотря на ранний Свой возраст, постигла смысл таких внушений и Сама просила Своих родителей о скорейшем исполнении их высокого обета. По выражению церковных песнописцев, св. Дева «младенчествовала плотию, но была совершенна душею, трилетствовала телом и многолетствовала духом» (Кан. 2 й, п. 3. тр. 5). По сему святые родители решились расстаться с юною своею Дочерью и посвятить Ее Богу, без всякой скорби даже «с веселием» (На лит. стих. 6). Конечно, эта твердость исполнения однажды данного и запечатленного обета за отнятие «поношения безчадства» получила высшее подкрепление в благословении Божием: это есть «тайна Божия, в коей Сам Господь прият ныне от человек не искусобрачную в знамение Своего примирения (с человечеством) и обновления», по взгляду святой церкви (Кан. 1 п. 6, тр. 2). II. а) Отсюда вытекают для нашего назидания следующия мысли: молитвы наши пред Богом особенно приемлются тогда, когда мы сопровождаем их благими обетами и во всяком случае желаем дарованное нам от Бога употреблять не для своего тщеславия и не для угождения своей плоти, но для славы Божией, для целей духовных и нравственных. Молясь о даровании детей, родители обязаны более всего просить для них благословения Божия и с юных лет направлять их мысли и чувства к Богу, к чистой и святой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополит Лавр: «Наша задача — вынести правильные уроки из испытаний ХХ века» 5 мая 2006 г. 19:18 Интервью Митрополита Лавра, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, интернет-сайту Православие.ру. — Что для Вас, всю жизнь прожившего за рубежом Отечества, значит Россия? — Я воспитывался в церковной среде, в которой слово «Россия» всегда означало очень многое. С одной стороны, Россия — конкретное географическое пространство, которое поминается в ежедневных богослужениях Русской Зарубежной Церкви, в которых чада Зарубежной Церкви называют Россию своим Отечеством: «О страждущей стране нашей Российстей и о православных людях ея, во Отечестве и в разсеянии сущия…». С другой стороны, для церковного сознания Россия означает гораздо больше географического пространства: это — устремленность ко Христу молящейся Русской Церкви, где бы она ни находилась. Как говорил митрополит Анастасий: «То, что мы называем нашим Отечеством, — это прежде всего родная нам духовная атмосфера, созданная святым Православием, — нетленные нравственные ценности, переданные нам нашей минувшей тысячелетней историей». Слава Богу, за последние годы мы находим эту духовную атмосферу, общаясь с церковной Россией, посещая ее святыни, но и видя ее трудности и борьбу в современных условиях. Эта борьба — наша борьба, так как в основном пастырская задача в Отечестве и в рассеянии — одна: спасение душ человеческих. — Вы несколько раз побывали в России, посещали монастыри и храмы. Что для Вас стало самым важным открытием, что порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение? — Радует, что Церковь в России имеет возможность выходить к людям, совершать апостольское хождение в народ. Священники служат и в больницах, и в местах заключения, и в школах, принося всем свет Евангелия Христова. Весьма отрадно видеть и то, что возрождается монашеская жизнь, издательская деятельность, воссоздаются древние святыни, разрушенные безбожниками. Почитание мучеников, пострадавших в ХХ веке, все возрастает, и люди стремятся к духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/110109.htm...

Горя непрестанно любовью к Богу, Святая Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И, как предвозвещено было Ей о воплощении от Нея Сына Божия, так, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ея блаженном успении 163 . Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных (за 70 лет). Успение Ея сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери из разных мест были собраны в Иерусалим Апостолы. В самый день успения Ея явился в сретение пречистой души Ея, в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и Святыми. По завещанию Богоматери, святое тело Ея положено было Апостолами в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных Ея родителей и Ея обрученника Иосифа. При погребении Пресвятой Девы Марии из Апостолов не было Апостола Фомы. Когда на третий день после Ея преставления он пришел в Гефсиманию и открыл гроб Ея, чтобы приложиться к Святым Ея мощам, то пречистого тела Богоматери уже не было в гробнице. Господь, как Сам воскрес в третий день и в сороковой вознесся на небо со Своей пречистой плотью, так и Матерь Его в третий день по смерти Ея, дивным смотрением Божиим, с телом взята на небеса, согласно с предсказанием Пророка Давида: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ) 164 . Из представленного сказания о жизни Пресвятой Девы Марии сами собой вытекают и объясняются дальнейшие положения настоящего нашего урока. А именно: 1) Пресвятая Мария « пребыла и пребывает Девоюпрежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и потому нарицается Приснодевою». Хотя она есть вместе и Матерь, но – где, как при рождении Спасителя, действует Бог, – там, по выражению Церкви, побеждается естества чин и природа изменяет свои законы. 2) Как послужившая таинству воплощения Сына Божия, Пресвятая Дева Мария справедливо Церковью именуется «Богородицею». Эту истину мы видели еще в предыдущем уроке, как тесно связанную с догматом об ипостасном соединении в Иисусе Христе Божества с человечеством. То же самое видно из истории Благовещения Пресвятой Богородицы, когда Архангел возвестил Ей, что рождаемое от Нея Святое наречется Сыном Божиим и еще раньше было предсказано об этом Пророком Исайей ( Ис. 7:14 ). Равно праведная Елисавета называет Пресвятую Деву «Матерью Господа». Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? – воскликнула она, когда Пресвятая Мария пришла к ней разделить свою радость, полученную Ею от благовестия Архангела ( Лк. 1:43 ).  Но наименование «Матерью Господа» равносильно наименованию «Богородицы ».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

После того, как возлюбленнейший Сын Преславной Приснодевы был вознесен на крест, и Она, стоя у креста, разделяла страдания своего Божественного Страдальца, Сей самый Страдалец и Спаситель всего человеческого рода со креста утешая и ублажая Пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова, который также стоял у креста и вместе с Богоматерью разделял страдания своего Учителя. Наперсник Христов тогда же взял к себе порученную его попечению Богоматерь ( Ин.19:26–27 ) и не оставлял Ее до Ея успения, служа Ей, как матери своей. Пребывание Ея было в дому святого Иоанна Богослова, в Иерусалиме, на Сионе. Но страдания Спасителя были вместе и Его славою ( Ин. 13:31–32 ): к славе же послужила и вся скорбь Пречистой Его Матери. Уже при жизни Ея начали сбываться над Нею пророческие Ея слова о Себе: се бо отныне ублажат мя вси роди ( Лк. 1:48 ). С распространением славы Иисуса Христа, как Сына Божия, ублажаема была и Пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо, Она пребывала с учениками Его в молитве и прияла дары Духа Святаго в день Пятидесятницы ( Деян. 1:14; 2 и далее). Для Апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передала им все слова, которые слагала в сердце Своем: поведала о чудесных событиях благовещения и нетленного от Нея рождества Христова, Его младенчества и всей Его земной жизни. Подобно Апостолам насаждала и утверждала Христову Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение Апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По принятии Святаго Духа они пребывали в Иерусалиме около десяти лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нея Божественные слова. Имея Ее, как наместницу Христа Господа своего, взирая на Ея святое лице, и слушая Ея слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвященных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога 161 . О высоких нравственных качествах Пресвятой Девы Марии вот что, между прочим, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Высокому делу воплощения Сына Божия удостоилась послужить одна из дщерей еврейского народа, Преблагословенная Дева Мария. « Св. Евангелист Лука , – говорит Катехизис, –  так повествует о воплощении Сына Божия от Духа Святаго и Марии Девы: Когда Дева Мария спросила Ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса : како будет сие, идеже мужа не знаю? – то Ангел сказал Ей в ответ : Дух Святый найдет на Тя, и сила Божия осенит Тя; темже и рождаемо свято наречется Сын Божий ( Лк. 1:34–35 )», Таким образом, воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии есть тайна, превосходящая всякое человеческое рождение, которое так же необъяснимо для нас, как необъяснимы и наш сон, и наша смерть. О жизни и делах Пресвятой Девы Марии слово Божие почти ничего не говорит, за исключением того, что Она была обручена праведному старцу Иосифу, из дома Давидова ( Лк. 1:27 ), что Она обрела благодать у Бога (лк. 1:30), и что вообще была в высочайшей степени смиренна ( Лк. 1:38, 48 ). Вследствие именно смирения Ея, о Ней почти и не говорится ничего в Евангелии, – хотя самое сие молчание о Ея жизни дает понимать высочайшие качества Ея сердца: видно, что Дева Мария безмерно превышала своей нравственной жизнью обыкновенных смертных, которые всякие мелкие заслуги свои стараются выказать перед другими с тем, чтобы эти заслуги огласились повсюду, – и хотя, далее, один факт рождения от Нея Самого Сына Божия говорит красноречивее всех Ея дел за Ея нравственную высоту. Все, что мы знаем о происхождении, жизни и нравственных качествах Пресвятой Девы Марии, известно нам главным образом из Священного Предания, и то, опять, в общих чертах: частности и здесь неизвестны. Пресвятая Дева Мария умела скрывать Свои добродетели, по учению Своего Божественного Сына: когда делаешь добро, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди: у тебя же, когда творишь доброе, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:2–3). Но достаточно и немногого для того, чтобы видеть всю высоту нравственного характера Лица Пресвятой Девы Марии.– Постараемся проследить в коротких чертах историю жизни Владычицы нашей, насколько говорит нам о сем Святое Предание 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Ибо Сия прекрасная добродетель, столько похваляемая Иисусом Христом и уважаемая в христианстве, у иудеев была не столь славна ( Суд. 11:37–40 ). Но Бог вдохнул чувствования о девстве, совершенно отличные от чувствований народа, Той, которую Он избрал для исполнения пророческого слова о рождении Еммануила ( Ис. 7:14 ). Поэтому, когда наступило для Марии время, в которое Она, по обычаю законному, должна была оставить святое жилище своего благочестивого воспитания и, подобно прочим девицам, вступить в супружество: то Она объявила первосвященнику и священникам, что Она от рождения Своего посвящена родителями единому Богу и Сама дала обещание блюсти во веки Свое девство и потому не может сочетаться браком. Первосвященник и священники, которые, конечно, не могли не заметить всегда выдававшейся высокой нравственности святой Марии, не стали настаивать на выполнении ею общего обычая; но в то же время, не желая, быть может, оглашать такого высокого намерения избранной Отроковицы пред народом, который мог принять это за осуждение брака, а с другой стороны, заботясь о доставлении Ей безопасного приюта, –решили, с общего совета и согласия, обручить Ее маститому родственнику Ея, праведному Иосифу, которому было более 80-ти лет. Таким образом святая Дева Мария переселилась из храма в Назарет, в дом праведного старца Иосифа. Здесь-то, спустя по преданию, четыре месяца после Ея обручения, Ей возвещено было Архангелом Гавриилом о высоком таинстве воплощения от Нея Сына Божия. Посвятивши Себя на всегдашнее девство, Она невольно воскликнула к Архангелу: как будет сие, идеже мужа не знаю? – и получивши ответ: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, – с покорностью предала Себя воле Божией: се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему ( Лк. 1:26–38 ). Нечего и говорить, как дорог был для девственной Матери Ея Божественный Младенец и Сын, с какою высокою любовью Она растила Его и как тяжело было для Ея чистейшего сердца видеть наконец невинные страдания своего Святейшего Сына. И Тебе самой оружие пройдет душу ( Лк. 2:35 ),– эти пророческие слова праведного Симеона, сказанные Ей в день принесения во храм Младенца Иисуса (в 40-й день по рождении), вполне оправдались в Ея жизни и они хорошо характеризуют ту неземную любовь Ея к Своему Сыну и Богу, которую Она всегда хранила в своей облагодатствованной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Но рядом с этим строительством Божиим какими жалкими представляются попытки гордого человеческого ума, в каждом веке пытавшегося и пытающегося строить свою Вавилонскую башню, создавать самоизмышленное домостроительство спасения и не теми путями, какия указаны были Господом Богом. И в истории этих гордых, самонадеянных и всегда легкомысленных попыток оправдывались уроки евангельской притчи. Пренебрегая мудрыми указаниями опыта, муж юродивый не ищет для своего здания твердого, устойчивого основания. Он ставит его на песке. И вот набежали тучи, пролились обильным дождем... Реки выступили из берегов, залили, затопили поверхность земли, подступили к стенам поставленного на песке здания, и под напором волн эта построенная юродивым мужем храмина падает: «И бе разрушение ея велие» ( Мф.7:27 ). Не напоминают ли нам этого юродивого мужа наши современные сектанты?! Несомненно, Господь изрек евангельскую притчу не для того, чтобы преподать нам уроки обыкновенной житейской строительной техники... Нет, – Христос Спаситель имел здесь в виду высшую технику, высшее строительство – строительство душевного спасения. Оно ни в коем случае не должно быть беспочвенным. Спасения нельзя созидать на текучем, неустойчивом песке человеческих самоизмышлений. Тут нужны твердые, осевшие пласты священно-исторических преданий. Тут нужен прочный фундамент векового вселенского сознания. Вспомните, сколько ересей и расколов возникло за время жизни Церкви... Где они? Как пожелтевшие листья в осеннюю пору, они все развеяны ветром истории. Только Церковь вот уже девятнадцать веков стоит непоколебимо... Блаженны те, которые находятся под гостеприимным надежным кровом Матери-Церкви. Никакие бури не в состоянии разрушить ее. Но как несчастны те, которые, подобно блудному сыну, уходят из Церкви «на страну далече», – и питаются здесь «рожцами» человеческих учений ( Лк.15:13–16 ). Еще в Ветхом Завете через пророка ( Иер.2:13 ) Господь посылал упрек еврейскому народу за то, что он высек «себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» вместо того, чтобы черпать светоносную истину из тех источников, которые указаны Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Господи благослови! Велико духовное значение для христиан Церкви Божией: без её руководства, как мы видели, они не в силах проводить евангельской жизни на земле и спасаться. Но что в Священном Писании называется Церковью Христовой? Что разумеем под нею и мы, когда столько раз, по разным поводам, говорим о ней? Слову Божию об истинах нашей веры не свойственно рассуждать сухим языком учебников. Потому и признаки или свойства Церкви оно указывает описательно, – в картинах и подобиях. Образец такой картинной речи о Церкви дал Сам Христос. В Евангелии от Матфея Он сказал: «ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф. 16:18 ). Из слов Христовых открывается, что Свою Церковь Он уподобил «зданию», которое основывается на камне, – значит, зданию, прочному, долговечному. Так же учил о Церкви Ап. Павел. В Послании к Коринфянам он написал: «мы – соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» ( 1Кор. 3:9 ). И в другом Послании Апостол написал; «вы.. сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф. 2:19–22 ). Из приведенных описаний Церкви в Евангелии и в Посланиях Апостольских следует вывести такое заключение: Церковь подобна зданию – Божию строению; значит, при возведении её, Сам Господь установил, чтобы строителями соблюдались определенные законы строения. Иначе Церковь , как здание, никогда не возросла бы «стройно» перед Господом в святый храм Ему. Это легко понять каждому из жизни. Человек, например, порешил выстроить себе дом. Для того на место постройки он стал возить кирпичи, глину, известку, бревна. Пока весь строительный материал лежит беспорядочно, – дома еще нет, нет здания. Есть кирпич, известка, бревна, – заготовлен лишь материал, из которого должен строиться дом. Тоже нужно сказать о Церкви Бога Живого. Из Священного Писания ясно, что она возводится не из камней, дерева и мусора строительного. Она составляется из людей. «Вы, – говорит Апостол, – Божие строение; вы приступили к Небесному Иерусалиму. Значит – вы – Церковь Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

I. «Религия Христова есть религия мира, и последователи ее должны быть поборниками мира» (Прот. Фаворов. Соч. о христ. нравств., стр. 83). II. «Источником вражды во всех без исключения случаях служат страсти самолюбия, своекорыстия и под.» (оттуда же). III «Не ждите прочного мира там, где язык болтает без удержу» (Авва Бернард, в «Прав. св. жития», стр. 86). IV. Как бросающий с берега реки утопающему веревку спасает его от преждевременной смерти и возвращает его к жизни на радость его семьи и всех его родных, так и миротворец своими словами, исполненными христианской любви, вырывает из сетей дьявола души враждующих христиан и приводит их к Царю–Христу, Который со всеми Ангелами и святыми много радуется о погибавших и снова возвратившихся на путь жизни грешниках (Свящ. Г. Дьяченко ). V. Как растение, во время засухи палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь; так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской (он же). 9. Примеры христианского миротворения и миролюбия Высочайший образец всех миротворцев есть Сам Господь наш Иисус Христос, Который и называется у пророка «Князем мира» ( Ис.9:6 ), а у апостола «миром нашим» («той бо есть мир наш», – говорит св. ап. Павел [ Еф.2:14 ]). Припомним, как водворял Он мир между учениками Своими, когда на Вечере «бысть... пря в них, кий мнится их быти болий» ( Лк.22:24 ), – Господь, чтобы умирить их, принял Сам должность служителя и омывал их ноги. Когда ап. Петр хотел мечом защищать Учителя своего против иудеев, – Он сказал ему: «Вонзи нож в ножницу: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?» ( Ин.18:11 ) – и, исцелив урезанное ножом Петровым ухо Малха, Сам предал себя врагам Своим. Но главная цель Небесного Примирителя была та, чтобы даровать всем человекам мир Божий, примирить грешников с вечным правосудием, и для того, чем не пожертвовал Он? «Себе истощил, зрак раба приим, – смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп.2:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Правда в душах наших будет тогда, когда мы научимся быть верными истине и не изменять ей в мыслях, желаниях и чувствованиях; научимся понимать и ценить себя и других согласно с истиною, не преувеличивая собственных достоинств и не умаляя достоинств чужих, усвояя всем и каждому именно то и столько, что и сколько каждому действительно принадлежит; когда научимся равно уважать жизнь, честь, достояние, как свои собственныя, так и наших ближних. Правда в словах будет тогда, когда мы приобретем навык говорить всем и всегда одну истину и никогда ни в чем не лгать; говорить истину о самих себе, избегая всякого самохвальства, самоуничижения и притворства; говорить истину о наших ближних, не позволяя себе никакого злословия и клеветы, никакого подобострастия и лести; когда навыкнем сохранять, во всех обстоятельствах жизни, верность данному нами слову. Правда в делах будет тогда, когда мы, при взаимных сношениях между собою, начнем «воздавать всем должное» (Рим. 13:7), оказывать честь каждому по достоинству и не совершать ничего, чем мы могли бы нарушить права наших ближних, оскорбить их личность, повредить их жизни и их собственности.    Решимся же, братие мои, с нового года обновиться правдою, полюбить ее всем существом и неизменно служить ей в наших душах, проявлять ее в наших словах и делах. И Господь Бог, дающий нам ныне новое лето своей благости и желающий нам всякого блага, не умедлит благословить нашу святую решимость и подать нам силы к ея осуществлению. А тогда как обновится и преобразится все не только в нас, но и вокруг нас! Сколько прекратится скорбей и бедствий, которыя ныне мы терпим друг от друга по своим неправдам! Какими и стройными и правильными сделаются наши взаимныя отношения! Как мирно и тихо потечет наша жизнь домашняя и общественная! И сколько чистых радостей мы будем находить тогда и в самих себе и в наших ближних! Аминь. Слово в неделю о мытаре и фарисее, сказанное в Предтеченской...     «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»    С настоящаго дня св. Церковь начинает приготовлять нас к подвигу поста и покаяния. И так как мы, немощные, не в состоянии даже покаяться во грехах сами собою, без содействия Божия: то прежде всего она влагает в уста каждаго из нас трогательную песнь: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — песнь, которая, огласив своды храмов ныне, будет повторяться и во все последующие воскресные дни до поста и во время поста. А между тем в каждый из воскресных дней, предшествующих св. четыредесятнице, св. Церковь еще преподает нам особые уроки, руководствующие нас к покаянию. Ныне такой урок она преподала нам евангельскою притчею о мытаре и фарисее. В лице фарисея она указывает нам на гордость, которая есть первое препятствие к истинному покаянию; в лице мытаря — на смирение, которое есть первое условие к истинному покаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010