Внутренне каждый должен полюбить своего законного по сей день Государя, данного Богом для нашего спасения, и благоговейно приклониться и покаяться перед ним в том, что совершили наши предки, - в предательстве и отступлении. И в том, что сами мы тоже жили как не помнящие родства Иваны. И очень даже привыкли к такой жизни, гораздо более удобной и комфортной, чем жизнь с исторической и тем более покаянной памятью. Какая еще историческая память - только голову забивать себе... Но что мы на Страшном Суде услышим за такое жестокосердие? А все-таки мы - страна с 1000-летней историей, культурой, каждый из нас - ее частица, носитель духовно-нравственных ценностей России, исторической традиции. Ее необходимо любить и воскрешать, каждому по мере сил. - О чем Вы молитесь Царю Мученику? - О Державе Российской, конечно. И народе ея. О всем, что сказано в молитвах к нему. И не устану повторять, что необходимо покаяние. Вообще, самое прочное основание для молитвы - это прежде всего и всегда покаяние, а уж в нашем-то случае это абсолютно очевидно. У нас без Царя получается - или самая кровавая власть, или самая казнокрадская, вот и выбирай! Но мы чаем от Бога данного правления. Об этом и молимся. - Выучили ли мы уроки столетия? Что нам можно ожидать в нынешнем положении? - Опять же - скорбями будем выздоравливать, раз не хотим свободной волюшкой, когда все уже раскрыто, показано, указано лучшими современными умами... Нет, не слышим их. Значит, посыплются ракеты на головы или еще что-нибудь. И это будет и наказанием, и спасением. Потому что Господь Свое стадо бережет - чтобы оно не рассеялось по стране далече. - Но что-то же в этой ситуации должно нас утешать? - Что благодеяние Царя Мученика Николая II для России, его значение и духовная сила - неисчерпаемы. Его подвигом мы и устоим. Беседовала Анастасия ДЕРЖАВИНА + + + Так недавно ходили вы здесь, по земле! Фотографии ваши остались простые. Стали солью земною в житейской золе трастотерпцы святые. Ваши кости в безвестьи омыли дожди. Жили вы, сомневаясь, быть может, но веря.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/27/podv...

Вскоре у Трифона появились первые помощники и ученики, среди которых агиограф называет монахов Анисима, Дионисия и Гурия. Первым делом для братии монастыря около ветхих кладбищенских храмов было возведено несколько келий. В это время в соседнем Слободском находилась недостроенная деревянная церковь, которая предназначалась для открытия в городе монастыря, но из-за смерти строителя не была освящена. Трифон упросил слобожан пожертвовать этот храм для хлыновской обители. Слобожане помогли разобрать церковь и доставить ее в Хлынов. 8 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы этот храм был заложен и вскоре освящен в честь честнаго и славнаго Ея Благовещения . Все эти важные и новые для жителей Хлынова события, по свидетельству агиографа, сопровождались удивительными природными явлениями, а также чудесным явлением Богородицы, Которая Сама указала место закладки храма. По всему было видно, что на деле и строителе монастыря пребывает Божие благословение. Положение обители упрочилось спустя несколько лет, когда Бог послал преподобному Трифону влиятельного помощника — воеводу Василия Овцына. Зная о желании возвести в обители храм в честь Успения Божией Матери, воевода в первый день Пасхи 1587 года собрал именитых вятчан и предложил внести жертву на это святое дело. На эти средства в монастыре была построена деревянная Успенская церковь о шести верхов шатровых со главами , имевшая пять приделов по числу вятских городов, принявших участие в учреждении монастыря. В следующем, 1588 году преподобный во второй раз отправился в Москву, откуда возвратился с таким обилием даров от царя и Патриарха, что пришлось взять двенадцать подвод для доставки икон, риз и церковной утвари. Патриарх Иов возвел Трифона в сан архимандрита, а царь Феодор Иоаннович пожертвовал хлыновскому монастырю земельные угодья, села, озера и рыбные ловли. Много лет спустя, в середине XVIII века, рачительное использование этой собственности позволило отстроить Трифонов монастырь в камне, превратив его в жемчужину архитектуры и центр духовной жизни всего Вятского края.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День рождения Ея Императорского Величества, вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. (Уроки из ее жизни: а) милосердие к бедным и б) семейное согласие). I. Благочестивейшая и возлюбленнейшая наша вдовствующая Царица, день рождения которой ныне святая церковь светло празднует, с высоты царского престола подает нам два великие примера христианской жизни, подражать которым особенно необходимо в настоящее время – примеры высокой христианской благотворительности и святого хранения заветов таинства брака. II. а) «Куда ни обратишь взор свой по беспредельной широте земли русской», говорит один церковный учитель, (Димитрий, архиепископ херсонский), «везде облобызаешь с умилением следы этой нежной, сердобольной любви и заботливости августейшей Матери всех чад России. Здесь Она подает руку помощи бесприютному сироте, там объемлет своею любовию вдову; здесь под сенью «Красного креста» врачует язвы воина, там заботливым уходом услаждает последние годы его жизни; здесь милосердие Ея устрояет приют слепому, а там получает помощь утопающий: тут собираются под Ея державную руку «сестры милосердия», а там окрыляемые Ея покровительством проповедники Евангелия проходят холодные тундры и знойные пустыни, долы и горы, моря и реки с словом истины, и оглашают этим словом «седящих во тьме и сени смертной». Не можем ли и мы подражать этому святому примеру живой христианской любви по мере наших сил и средств? Не только можем, но и должны: царский пример благотворительности для всех нас, на какой бы кто степени благосостояния ни стоял, безусловно обязателен. Слово Божие учит. что первая по важности после великой заповеди о любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» ( Mф. XXII. 39 ). Но в чем может проявиться любовь к ближнему, и притом в такой мере, в какой бывает любовь к самому себе, как не в оказании помощи бедствующим. Но не только человеческое чувство сострадания к ближнему, не только страх быть обвиненным на суде своей совести и суде Божием в грехе жестокосердия побуждают нас быть человеколюбивыми: к этому нас обязывает и собственное благо: на суде Божием не будет милости тому, кто сам не был милостив на земле к своим братьям, ибо сказано, что «блажени» (только) «милостивии, яко тии помилованы будут» ( Mф. V. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Екатерина. (Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице небесной о нашей верности И. Христу; б) необходимость самоотвержения христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет). I. Ныне ублажаемая св. великомученица Екатерина была девица царского рода, из города Александрии, дочь царя Консты. Отец ее был язычник, а мать – тайная христианка. Ея поразительная красота, блестящее образование, богатство и знатность рода, сделали ее предметом общего внимания, и молодые люди спешили к ней с предложением брачного союза, но Екатерина, несмотря на все доводы родных, отвергла брак. Мать, после долгих убеждений, решилась отправиться с нею к своему духовному отцу, надеясь, что он уговорит ее подчиниться советам матери, но старец, пораженный разумными ответами девицы – язычницы, одобрил ее намерения и долго беседовал с нею о Боге истинном и о спасении грешного мира кровию Богочеловека. Прощаясь, он вручил ей икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, и при этом сказал: «возьми эту священную икону и горячо молись пред ней. Это изображение Матери Того Божественного Младенца, о Котором я тебе говорил, зовут Ее Девою Марией. Если ты помолишься Ей с верою, то я уверен, что Она исполнит желание твое, и ты увидишь лице Сына Ея». Екатерина всю ночь, вся в слезах, молилась, наконец изнемогла и заснула. И видит она во сне Царицу небесную, держащую Предвечного Младенца, Который отвращает лицо Свое от нея, как недостойной смотреть на него, и слышит повеление идти к тому старцу, от которого получила икону. С радостию она поспешила к своему наставнику; он раскрыл ей истины евангельского учения и, видя ее пламенную веру, крестил. После принятия крещения, св. Екатерина еще усерднее молилась пред священным изображением, и вторично удостоилась видеть во сне Божию Матерь и Предвечного Сына Ея, с любовию теперь на нее смотревшего и вручившего благоговейной молитвеннице чудный перстень, который остался на ее руке и после пробуждения. С этой минуты она все силы своей души посвятила самоотверженной христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тридцать первый день. Поучение 1-ое. Препод. Мелания римлянка. (Уроки из ее жизни: а) воздержание, б) благотворительность и в) ревность о спасении ближних). I. Преподобная ныне ублажаемая Мелания была внучка прославившейся своим благочестием Мелании (старшей, память которой – 8-го июня), под влиянием которой и сама она утвердилась в благочестии. С детских лет полюбила она Бога всею душою, не чувствовала никакой привязанности к миру и не только не превозносилась, но и не дорожила даже преимуществами своего положения наследницы богатейшего и одного из знаменитейших родов римской империи. Замужество также не привлекало ее и только ради послушания воле своих родителей вышла она замуж, когда ей было 14 лет, за равного ей по происхождению и богатству сына префекта Италии и Африки – Пиниана. Потеряв двух детей, Пиниан и Мелания приняли это горе свое за указание свыше – жить для единого Бога, и руководясь еще при этом наставлениями престарелой бабки Мелании, прибывшей в это время с востока для посещения своих родственников в Риме, они окончательно изменили жизнь свою, стали продавать свои многочисленные имения и употреблять вырученные деньги на благотворительные дела, на построение храмов и монастырей и на выкуп пленных. Сами же проводили жизнь в полном воздержании, в непрерывных трудах, занимаясь, между прочим, переписыванием книг, продажею которых увеличивали средства для благотворительности. Мелания, по смерти своего отца, уединилась в одном из своих имений и предалась молитвенному подвигу в общении с несколькими благочестивыми девами, между тем как и Пиниан, муж ея, жил в обществе 30-ти отшельников. Богатейшая римлянка жила в такой тесной келлии, в которой едва можно было встать и повернуться; спала на рогожке не более двух часов в сутки; пищу принимала только раз в неделю; большую часть времени посвящала молитве и изучению свящ. писания. Св. писание она читала даже и тогда, когда что-либо делала руками; у ней был обычай каждый год прочитать три раза всю Библию . Незадолго до своей кончины Мелания, поехав в Константинополь по вызову бывшего там в это время дяди ея, «знатнейшего и умнейшаго» Волузиана, имела утешение содействовать обращению его к вере Христовой, между тем как до тех пор даже блаженный Августин не мог отклонить его от язычества; она же еретиков несториан возвращает в церковь , верных утверждает в вере, лжеучителей посрамляет и с сомневающимися в вопросах веры с утра до вечера беседует о вере, ревнуя о спасении ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать третий день. Поучение 2-ое. Священномученик Климент, епископ Анкирский. (Назидательные уроки из жизни св. священномуч. Климента: а) матери должны заботиться о воспитании детей; б) дети должны повиноваться родителям; в) все мы должны быть верны И. Христу). I. В настоящий день св. церковь совершает память одного из великих и святых мужей древней церкви Христовой – Климента, епископа Анкирского. Это был один из тех великих мучеников, которыми так богаты первые века христианства. Для нашего маловерного и нравственно-распущенного века очень полезно приводить на память подвиги истинных последователей Христовых, запечатлевших свою веру венцом мученическим. Почтим же, братие, память мученика Климента благоговейным воспоминанием о нем. Св. Климент был сын благочестивой христианки, и сам был воспитан в правилах христианской веры. Воспитание сына в вере Христовой было единственною задачею матери св. Климента. Св. Димитрий Ростовский вот как описывает предсмертную речь этой матери-христианки III века к 12-летнему сыну своему: «Дитя мое, дитя мое, от пелен осиротевшее, о сиротстве прежде чем об отце узнавшее, но и в сиротстве – не сирота, потому что отец есть у тебя – Христос, обогативший тебя дарами! От меня ты рожден плотию, духовную же жизнь ты принял от небесного Отца. О, молю тебя, сын мой, будь Ему сыном, служи Ему одному, всю надежду возложи на Него одного, ибо воистину в Нем все спасение наше... Он сошел с небес, чтобы возвести нас с Собою на небеса»... Так боголюбивая мать-христианка, чувствуя, что смерть скоро наложит молчание на уста ея, спешила, в последния предсмертные минуты, излить пред возлюбленным сыном своим всю любовь свою к нему, все попечение о душе его, все наставления для дальнейшей его земной жизни, все упования, которые должны были превратить их временную разлуку в вечное блаженное соединение... Оставшись после матери своей, вдовы Евфросинии, одиноким сиротою, Климент был принят на попечение подругой своей матери, богатою и благородною женщиною – по имени Софиею, не имевшею своих детей. София была очень сострадательна. Во время голода, бывшего в Галатии, в г. Анкире, где жила она, некоторые язычники, не имея в то время средств прокормить детей своих, бросали их на произвол судьбы; Климент, и по смерти матери находясь под хорошим влиянием, следовательно – христиански участливый, приводил этих брошенных детей в дом Софии, – она пропитывала и одевала их; Климент во всем помогал ей; впоследствии учил этих детей и готовил их к крещению, так что дом Софии сделался как бы приютом бедности и воспитательным. Такая деятельность и вообще чистая жизнь Климента возбудила к нему общее уважение. Едва достигнув 20-ти-летняго возраста и пройдя низшие степени священства, он был избран в епископы. Теперь он стал учителем не одних детей, но уже целой паствы, и действовал с успехом, распространяя христианство и утверждая всех в добродетелях христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать шестой день. Поучение 2-ое. Преставление св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. (Уроки для подражания из его жизни: а) ревност ко спасению ближних; б) любовь к Господу и ближним; в) девство). I. Святый ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником св. Иоанна Предтечи и, вместе с ап. Андреем, последовал за Господом по указанию Предтечи, как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем, себя по имени. Во время земной жизни Господа, Иоанн, вместе с ап. Петром и братом своим Иаковом, был в числе трех любимых учеников Господа: удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира; на тайной вечери ему Господь открыл Иуду предателя. Проникнутый любовию к небесному Учителю, Иоанн следовал за Господом на суд и стоял при кресте Господа с немногими лицами, родственниками Его по плоти; ему Господь, в предсмертные минуты, поручил заботу о Своей Пречистой Матери; явясь ему по воскресении у озера Тивериадского, Господь дал ему намек на его долгую жизнь и мирную кончину. Исполняя священный долг хранить Пречистую Матерь Господа, Иоанн, до Ея успения, жил в Иерусалиме. Здесь подвергался суду и бичеваниям в синедрионе; из Иерусалима выходил только один раз, чтобы, вместе с Петром, низвести Святого Духа на самарян, крещенных диаконом Филиппом. После успения Божией Матери, Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, утвердившись в Ефесе, основал христианские церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе. Во время гонения Домициана, Иоанн был отведен в Рим на мучения; но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему, в таинственных образах, будущую судьбу семи мало-азийских церквей и всего христианского мира. Эти откровения он изложил в книге Апокалипсис. При добром преемнике Домициана, Нерве, Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа, до последних сил, Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестой день. Поучение 1-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Уроки из его жизни: он является образцом исполнителя обязанностей христианина в отношении к Богу, ближним и самому себе). I. Святитель Николай чудотворец осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощя данной каждому благодати Божией. II. а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается церковию образцом веры. Касательно веры люди подвергаются, большею частию, двум недостаткам. Одни , будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие , почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно . Заблуждения различныя, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ея! и что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многия предания человеческия; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? Совершенство нашей любви к Богу требует, чтоб мы в простоте сердца пользовались светом божественного откровения: но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений. Св. Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры; ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна. О, если бы все исповедующие имя Христово неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святый Николай! Тогда церковь не была бы терзаема собственными ее чадами; пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; святая вера являлась бы в собственном своем виде и давно исполнилось бы моление церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в день столетнего юбилея покойного графа М. М. Сперанского. (31 декабря 1871 года) Премудрость сыны своя вознесе, и заступает ищущих ея. Держайся ея наследит славу... Слушаяй ея, судити имать языки... И помучит его в наказании своем, дóндеже веру имет души его, и искусит его во оправданиих своих: и паки возвратится прямо к нему, и возвеселит его: и открыет ему тайны своя. ( Сир. 4:12, 14, 16, 18, 19, 20, 21 ). Так священный мудрец рассуждает о мудрости. У ней, значит, есть свои любимцы и своего рода избранники. Призвание их велико и светло. Их имя переходит в историю. Их деятельность дает себя чувствовать в судьбах народных. Но не легкое дело попасть к ней в любимцы. Этих избранников своих она, по выражению священного мудреца, сначала помучит долго, так что боязнь и страх наводит на них, т. е. подвергает их тяжелым и суровым испытаниям, как бы пробуя, что за люди ищут украситься ее именем, серьезны ли и бескорыстны их стремления к истине, достаточно ли в них мужества и стойкости, чтобы слушать ее возвышенные уроки, не сверяя их с личными вкусами. И лишь после подобного продолжительного искуса, сообщающего им своего рода закал, премудрость обращает наконец сияющее лице свое к своим достойным избранникам, идет к ним прямо навстречу, возвеселяет их и возвеличивает и открывает тайны свои. Эта притча священного мудреца, так верно и метко изображающая внутреннюю историю умственно-нравственного развития и человеческого духа, пришла нам на мысль при воспоминании о муже, столетнюю память которого собрались мы ныне почтить в сем св. храме Божием. Кому из образованных русских людей не знакомо громкое имя графа Сперанского, этого просвещеннейшего и благороднейшего деятеля двух предыдущих царствований? Гениальный ум и обширная образованность этого человека вознесли его на самые верхние ступени человеческого величия и славы. Самая теплая и искренняя любовь к отечеству, ради которой он не хотел знать покоя в своих великих замыслах о славе и благоденствии России, сделала его некогда другом царевым и ближайшим советником престо ла. А плодами его колоссальных трудов продолжают доселе пользоваться пережившие его русские поколения. Но не нам и не здесь исследовать незабвенные заслуги великого русского деятеля; с своей стороны мы можем только порадоваться, и особенно в день памяти покойного графа, что заслуги его уже находят себе достойных историографов в среде ученых русских людей. Отрадное – говорим – явление! Ибо не всегда-то и бывает так, чтобы труды великих деятелей помнились и ценились по достоинству в потомстве. Но в жизни вспоминаемого ныне великого русского мужа есть некоторые особенно назидательные для нашего времени черты, о которых подал нам мысль ветхозаветный священный мудрец вышеприведенным своим изречением о мудрости, и которые мы намерены и предложить теперь с церковной кафедры. Пусть это будет в память родного и незабвенного нашего мудреца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Закхей, Симон-фарисей и блудница Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость (власть) оставляти грехи: юже, душе, потщися подражати. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим. Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы (волосами) древних (прежних) согрешений рукописание Раздирающаго ея. В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь очень хотел увидеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но во множестве народа не мог, потому что был мал ростом. И вот, забежав вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему: – Закхей! сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И, видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу: – Господи! половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус сказал ему: – Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:5,8,9–10 ). В истории Закхея-мытаря видим, с одной стороны, пример неизреченного милосердия Господа к грешникам, с другой – образец истинного покаяния. Тот, Кто пришел взыскать и спасти погибшее, взыскал Своей милостью человека, которого фарисеи и их ученики считали погибшим. Он знал, что на Него будут роптать за благосклонность к начальнику мытарей – следовательно, притеснителю из притеснителей, как им казалось; но, несмотря на это, Он торжественно выразил ему Свою благосклонность, чтоб все видели, что Он пришел не праведников, а грешников спасать, чтоб надеждой спасения ободрить всех грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010