Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому информационному агентству " Ромфеа " . – Ваше Высокопреосвященство, сегодня начинает свою работу Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Ожидается, что на Соборе среди прочих тем будет обсуждаться церковная ситуация на Украине и связанный с нею кризис в отношениях между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Что Вы считали бы важным сказать в связи с предстоящим обсуждением украинской темы иерархами Элладской Церкви? – Вопрос украинской автокефалии был главной темой письма, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вчера направил Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму. В этом письме изложена позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу, и я могу предположить, что оно будет обсуждаться на Соборе Элладской Церкви. Со своей стороны, считаю важным обратить внимание на то, что все, предпринимаемое сейчас Константинопольским Патриархатом в направлении создания на Украине автокефальной церкви, никоим образом не касается существующей в этой стране и признанной всем православным миром канонической Украинской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь с прошением об автокефалии к Константинопольскому Патриарху не обращалась. Более того, ее епископат выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что нынешний статус Украинской Церкви – как самоуправляемой, но в составе Московского Патриархата – является для неё оптимальным. Тем не менее, мнение канонической иерархии Украины было проигнорировано, и в Киев были назначены экзархи Константинопольского Патриархата для воплощения проекта украинской автокефалии в жизнь. Поскольку, как я уже сказал, Украинская Православная Церковь не обращалась за автокефалией, то ближайшей задачей экзархов стала подготовка почвы для создания на Украине новой, параллельной ей структуры, которая включила бы в себя нынешних раскольников и которой будет предоставлен томос об автокефалии. Именно этой структуре предполагается усвоить наименование Украинской Православной Церкви, которое предварительно путем принятия специально подготовленных для этого Верховной Радой дискриминационных законов предполагается отобрать у существующей канонической Церкви, возглавляемой митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием.

http://religare.ru/2_116396.html

— Причина в положении самих этих организаций. Появление самого так называемого Киевского патриархата было очень конфликтным, связанным с личными амбициями бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Ситуация в украинском Православии является заложницей амбиций этого человека. — То есть, причина именно в персональных амбициях? Или и в том, что значительная часть украинских православных хочет иметь абсолютно независимую, прежде всего от Москвы, Церковь? — Мы ориентируемся на людей церковных, которые переполняют наши православные храмы. Большая часть украинских православных являются членами канонической Украинской Православной Церкви. — Но по опросам Центра Разумкова на протяжении последних лет все большая часть граждан причисляют себя к УПЦ КП. Уже сейчас таких больше, чем тех, кто относит себя к УПЦ МП. — Если доверять этим опросам на протяжении последних, скажем, десяти лет, то мы вообще уже не должны были бы существовать. Но мы есть, и мы являемся самой большой Церковью в Украине. Результат таких опросов, в частности, зависит от того, как именно сформулировать вопрос. А реальность такова: зайдите в воскресенье в храмы Украинской Православной Церкви и храмы так называемого Киевского патриархата, и вы сразу увидите, где больше людей. Можно сравнить и масштабы крестных ходов. Возьмем наш ход 27 июля, который возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий , и на который пришли люди по зову своих сердец, и тот ход, который происходил на следующий день, организованный государственными учреждениями по разнарядке, куда пришли не только православные, но и греко-католики и неверующие. И все же в нашем ходе принимали участие 250 тысяч людей, на другом — 60-65 тысяч. Мы живем во время больших мировоззренческих и геополитических сдвигов, и, к сожалению, мы стали даже не стороной, а объектом этих движений, а иногда даже жертвой. — В любом случае, признания новой автокефальной церкви от вас не будет ни при каких обстоятельствах? — Это незаконные и антиканоничные действия. Я знаю, что не только наша Церковь не признает этого, но и другие Поместные Православные Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5269944.ht...

Сейчас это полностью самостоятельная и самобытная Церковь, с собственным уставом и богослужебными традициями, с внутренним укладом жизни и своим, особым взглядом на проповедь и место Церкви в мире. – У Московского Патриархата не было желания получить влияние на «самую богатую православную общину Америки», как об этом говорит Патриарх Варфоломей? – Я не вижу ничего дурного или унизительного в том, что греческая диаспора в США финансово поддерживает Константинопольскую Патриархию. Патриархия находится в стесненных обстоятельствах, и, во всяком случае, эта помощь свидетельствует о благочестии и патриотизме греческой диаспоры в США. Но было бы грубой ошибкой проецировать сегодняшние финансовые отношения Фанара и греческой диаспоры в США на историю миссии Русской Церкви в Северной Америке. Думаю, преподобный Герман Аляскинский, проповедуя в XVIII веке племенам алеутов в Кадьяке, всего менее думал о барышах. Кроме того, каким бы образом предоставление автокефалии могло обеспечить какие-либо выгоды Русской Церкви, даже гипотетически? – А уместно ли сравнение процесса признания Православной церкви Украины (ПЦУ), которая создана на базе украинских раскольнических структур и которой автокефалию дал Константинополь, с признанием автокефалии Православной Церкви Америки (ПЦА)? Ведь в интервью Патриарха Варфоломея ПЦА названа «псевдо-автокефальной церковью», которая «до сих пор никем не признана»? – Примечательно, что сказаны эти слова были грузинским СМИ. Между тем, Грузинская Православная Церковь признала автокефалию Православной Церкви Америки одной из первых. Автокефальный статус Православной Церкви Америки признает значительная часть Поместных Православных Церквей. И разумеется, ни у кого даже в Константинополе нет сомнений в каноническом достоинстве предстоятеля и епископата Православной Церкви Америки. Патриарх Варфоломей и главы других Поместных Церквей встречаются и служат с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном. А много ли Предстоятелей, помимо Патриарха Варфоломея, до сих пор сослужили с Епифанием Думенко (главой ПЦУ – ред.)? Даже те православные иерархи, кто под давлением согласился признать украинских раскольников, избегают сослужения с ними.

http://mospat.ru/ru/news/87278/

«Служба патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев т.н. ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации патриарху Варфоломею», - подчеркнул он. «Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно – этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (т.н. Украинская автокефальная православная церковь – РНЛ) и УПЦ КП (т.н. Украинская православная церковь Киевского патриархата – РНЛ) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев», - сказал митрополит. «И еще один важный момент. Визит патриарха Варфоломея, что показательно, очень тепло приветствовали представители Украинской греко-католической церкви. Да и сам гость из Стамбула демонстрировал большое радушие в отношении УГКЦ», - добавил он. «Как отметил Думенко, приезд патриарха Варфоломея следует считать историческим. Более того, он окрылил т.н. ПЦУ в отношении вопроса " объединения " православных вокруг " Киевского престола " . Что именно вкладывал в эти слова глава так называемой православной церкви Украины, показали дальнейшие действия сторонников данной структуры. Приведу лишь несколько примеров: 12 сентября во Львове глава т.н. ПЦУ в окружении большого количества полицейских совершил так называемый чин освящения места строительства нового кафедрального собора своей религиозной организации. Сделано это было на захваченном у общины Украинской Православной Церкви земельном участке. При этом наши верующие выиграли все соответствующие судебные тяжбы у раскольников. Но, как мы видим, вердикты судов не стали каким-либо серьезным препятствием ни для местной власти, ни для т.н. ПЦУ на пути совершения незаконных действий», - отметил иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/ko...

" Также и митрополит Владимир, будучи главой Украинской православной церкви, сумел сохранить это единство внутри Русской православной церкви, своими угасающими слабыми силами, не позволил национализму возобладать над евхаристией " , – добавил он. УПЦ после Владимира: перспективы Говоря о будущем развитии ситуации внутри Украинской православной церкви, Щипков предположил, что окружение нынешнего местоблюстителя УПЦ митрополита Онуфрия будет оставаться " очень непростым и порой конфликтным " . При этом эксперт отметил, что пока что испытывает " оптимистические ощущения " . " Сегодня украинцы и русские, которые родились и живут в одной стране, в карманах которых лежат одинаковые паспорта, подтверждающие их общее украинское гражданство, которые принадлежат в своем большинстве одной религии, убивают друг друга. Во время гражданской войны неизбежно осложняется и внутрицерковная ситуация. Поэтому риски повреждения церковного сознания и внутрицерковного единства чрезвычайно велики. Но, наблюдая за последними реакциями и высказываниями и владыки Онуфрия, и его ближайшего окружения, мне кажется, что, в общем пока что это единство сохраняется " , – отметил собеседник агентства. " На новом руководстве УПЦ МП лежит огромная историческая ответственность – сохранение канонического церковного единства. Митрополит Владимир с этой задачей справился и таковым теперь останется в церковной истории навсегда " , – заключил Щипков. На Украине в настоящее время действует каноническая Украинская православная церковь, которая является самоуправляемой Церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры – УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Священный Синод УПЦ Московского патриархата 24 февраля постановил создать комиссию для диалога с этими структурами. Чем известен митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру – Виктор Маркиянович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье.

http://religare.ru/2_104657_1_21.html

Хочу вновь повторить – не Русская Церковь несёт ответственность за разрыв общения между нашими Церквами. Я даже больше скажу – Константинопольский Патриархат сам прекратил общение с Украинской Православной Церковью, ведь по его мнению такой Церкви больше не существует. Разве можно теперь представить, что Патриарх Константинопольский пригласит к сослужению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия? Со своей стороны мы были вынуждены прекратить общение с Константинопольской Церковью, руководствуясь церковными канонами, согласно которым вступивший в общение с отлучённым сам отлучается от общения. Мы не теряем надежды, что общение между нашими Церквами будет восстановлено. Но для этого Святейший Патриарх Варфоломей должен отказаться от действий, которые являются не просто нарушением канонов, но отрицанием самой православной экклезиологии.   – В годы президентства Порошенко мне приходилось бывать на Украине, встречаться с общинами, пострадавшими от захватов храмов. Видео захватов меня просто потрясли. Конфликты между общинами, массовые избиения духовенства и верующих – это было ужасно. Какова ситуация при новом президенте Зеленском? Снизилось ли количество конфликтов?  – Да, захваты храмов – одно из самых тяжёлых последствий предоставления украинской «автокефалии». Захваты оформлялись как «добровольные переходы» общин в «автокефальную» Церковь, но на деле храмы у общин отбирали часто силой, на основании поддельных документов, вопреки решениям судов. В сети немало видео, где крепкие молодые люди бьют старушек и ломают им руки, срывают кресты со священников и вышвыривают их из храма… Есть даже запись, на которой сторонник украинской «автокефалии» бьёт епископа. Большинство участников захватов – люди радикальных убеждений, но я уверен, что они не ходят в церковь. Предоставление «автокефалии» спровоцировало их на насилие. Но к реальной жизни Церкви это не имело отношения. Зайдите в интернет, посмотрите текущую хронику богослужений: у раскольников храмы стоят пустыми. Захваты храмов – это чистая политика. Основная волна захватов была организована к президентской кампании 2019 года. С уходом Порошенко и сменой подконтрольных ему местных властей напряжение спало. Захваты продолжаются в тех регионах, где Порошенко ещё сохранил влияние.

http://mospat.ru/ru/news/87095/

Это еще и ответ на насущную потребность Украинской Православной Церкви. Ведь проблема церковных разделений является сегодня особо актуальной именно в Украине. За последние два десятилетия наш церковный корабль постигло немало потрясений. В результате сегодня в Украине наряду с канонической Украинской Православной Церковью, сохраняющей единство с Московским Патриархатом, существует и несколько неканонических образований, отделившихся от нашей Церкви. Из них наиболее крупными являются «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ). Чтобы мы могли оценить масштаб церковных разделений в Украине, я приведу данные официальной государственной статистики. По состоянию на 1 января 2010 года Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий было зарегистрировано 11 704 общины канонической Украинской Православной Церкви, 4 251 община УПЦ КП и 1 194 общины УАПЦ. Таким образом, сегодня вне общения с Вселенским Православием в Украине находится более пяти тысяч общин. Это существенная цифра. Фактически численность паствы неканонических церковных структур в Украине превосходит масштабы некоторых Поместных Православных Церквей. И это серьезный вызов для всех нас. Расколы — это кровоточащие раны на теле Церкви Христовой, которые требуют искусного и внимательного лечения. И как больно бывает слышать из уст верных чад нашей Церкви утверждения о том, что нас не должна волновать судьба братьев и сестер, находящихся вне евхаристического общения с нами. Больно слышать от людей, считающих себя христианами, слова презрения по отношению к нашим соотечественникам, пребывающих в составе неканонических объединений. Отказ от врачевания раны раскола противоречит самому духу Евангелия, вступает в противоречие с учением отцов Церкви. Вспомним слова Спасителя: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

http://patriarchia.ru/db/text/1123023.ht...

 Формально у нас много людей в церкви, а практически у нас мало людей. Вот эти «формальные» живут своим умом, со своими ветрами в голове. Откуда в голову надуло, туда они и побежали. Так что, конечно, это большой вызов для церкви, для ее внутренней работы над ошибками. - Не секрет, что в Украинской православной церкви Московского патриархата долгое время среди части архиереев и священников существовало автокефалистское крыло, которое ставило перед собой задачу церковного разрыва с Москвой и создания украинской поместной церкви. Считалось, что главой этой партии является нынешний митрополит Александр (Драбинко), но ведь мы же прекрасно понимаем, что он не мог бы так в открытую действовать, если бы не покровительство самого покойного ныне киевского митрополита Владимира. Почему в церкви не раздавались голоса против такого положения вещей? — Украинская церковь просто не нашла себя. Она не задавала себе вопроса: «Кто мы?» и соответственно: «Где мы?». Даже если бы он и был задан, то на него не было бы ответа, потому что одни бы начали относить себя к Западу, а другие — к Востоку. Вообще, украинская церковь обладает очень ограниченным ресурсом самооценки. Она должна признаться в этом, она должна понять, что у нее очень мало интеллектуальных и духовных сил для полноценной автокефалии. Но они себе в этом не признаются. Автокефалия — это детский бунт. Это бунт зарвавшегося прыщавого пацана против взрослых родителей. Он просто сам хочет «порулить». На самом деле, там, в этой автокефальной партии, мало потенций, мало ресурсов. Когда пена уляжется, когда начнется разбор эпохи Блаженнейшего Владимира, то поймут, что она характерна не только его личной праведностью, но она характерна и еще какими-то серьезными кадровыми просчетами. Об этом пока никто не говорит. Видимо, время не пришло. Так получилось, что он, праведный человек, окружил себя непонятно кем. И у меня вопрос: почему так происходит, что праведный человек часто окружает себя непонятно кем? - Может, это было связано с его болезнью и немощностью в конце жизни?

http://radonezh.ru/monitoring/evromaydan...

Авантюра с созданием «автокефальной церкви» на Украине вопреки воле большинства православных верующих страны обречена на провал. Это становится очевидно всякому неангажированному наблюдателю. Но неужели, спросит кто-нибудь, Патриарх Варфоломей ни с кем не посоветовался, прежде чем втянуться в эту историю? Он, конечно же, советовался с «экспертами» из собственного окружения, которые внушали ему, что в канонической Украинской Православной Церкви много сторонников автокефалии, которые все примут участие в «объединительном соборе»: называли разные цифры — от 10 до 25 архиереев и даже более. Рисовали картины миллионов верующих, алчущих и жаждущих константинопольского томоса. Приводили ложную статистику, занижая численность сторонников канонической Церкви и завышая количество адептов раскольничьих структур. Уверяли, что надо только снять прещения с раскольников — и тут же они войдут в общение с канонической Церковью. Патриарха Варфоломея ввели в заблуждение некомпетентные советники, нарисовавшие ему ложную картину происходящего на Украине. Были, правда, и те, кто говорили ему о реальном положении вещей и предупреждали о тяжелых последствиях избранного им курса. С Патриархом Варфоломеем беседовали и Патриарх Кирилл, и Предстоятели ряда других Поместных Православных Церквей. К сожалению, он остался глух к этим предупреждениям. И сегодня пожинает горькие плоды своего нежелания прислушаться к голосу мирового Православия. Ни одна Поместная Церковь не поддержала действия Константинопольского Патриарха на украинском направлении. Разве это не красноречивый показатель уровня авторитета, которым сегодня пользуется Константинопольский Патриарх в мировом Православии? Его авторитет безвозвратно подорван, ибо тот, кто призван был объединять Церковь, расколол ее; кого считали первым среди равных, объявил себя первым без равных, не нуждающимся в поддержке других Церквей. Вместо того чтобы посылать повестки на «объединительный собор» архиереям Украинской Церкви, минуя их канонического Предстоятеля, Константинопольскому Патриарху следовало бы на Украину «послать посольство просить о мире»: извиниться перед Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, извиниться перед миллионами верующих за причиненную им боль и отказаться от дальнейших действий на украинском направлении. А президенту Украины следовало бы прекратить заниматься не своим делом. Пусть православные верующие Украины сами решают свою судьбу — без давления и насилия со стороны светской власти.

http://patriarchia.ru/db/text/5321407.ht...

Атлантистская антикоммунистическая кампания была за воссоединение Немецкого народа, но против воссоединения Русского народа, за раздробление Русской Церкви, державы, народа. Такую «духовную» доктрину дезинтеграции России и Русской Церкви открыто поддерживает и Цариградский Патриархат. Потому-то РПЦ и не участвовала в т.н. «Всеправославном Соборе» на Крите, ибо Критский собор организован в континуитете и контексте кампании евроатлантического экумензма по разделению Русской Церкви и Российской Федерации. ПТ: И все действия Фанара на украинском направлении, т.о. можно воспринимать всего-навсего в качестве мести? ОВ: Русская Церковь не согласилась участвовать в нарушении канонического православного порядка межцерковных отношений и смысла православной соборности. Намерения Цариградского Патриархата и Критского Собора недвусмысленно проявились в Украинском Вопросе. Коминтерновский концепт Критского Собора описан в самом первом Сообщении СПЦ, в котором обосновано решение СПЦ не участвовать в Соборе. Наряду с примечанием : «До сих пор не было примеров в истории, чтобы кто-то заранее определял и предписывал свод правил, по которым должен работать Собор. В силу своей соборности эти задачи реализовывал сам Собор», послание Св.Арх.Собора СПЦ в третьем пункте указано на вопрос статуса «четырнадцати автокефальных Церквей» и на основании которых «достаточно подтвердить их статус». МИ: Можно точную цитату? ОВ: «3.Учитывая, что вопрос о общения между автокефальными Церквями имеет решающее значение для миссии Православной Церкви в мире, мы считаем необходимым обсудить тему автокефалии, на чем наша Церковь постоянно настаивала. Этот Собор обладает достаточным количеством богословских и пастырских оснований для признания существования на сегодня четырнадцати Автокефальных Церквей, а также для подтверждения их статуса; этого было бы достаточно. Кроме того, в ходе подготовки к Собору тема автокефалии и её провозглашения была детально изучена, за исключением способа ее подписания. Поэтому вполне оправдано и уместно на Святом и Великом Соборе утвердить и провозгласить то, что обсуждалось в течение десятилетий, и было решено» (см. ссылку ).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/26/ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010