Константинопольская церковь, как мы понимаем, по уставу не является политической организацией. Ссылка же на «большинство приходов» лукава вдвойне. Большинство приходов раскольнической структуры (именуемой «Эстонская апостольская православная церковь») насчитывает около 7 (семи) тысяч человек. Но приверженцами Московского патриархата РПЦ являются 170 тысяч! Московский патриархат в 1996 году разорвал евхаристическое общение с Фанаром. Разрыв длился всего несколько месяцев (февраль-май) и после серии переговоров, когда был достигнут некий компромисс, евхаристическое общение было восстановлено. При этом Московский патриархат не признал церковные структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви. Очевидно, что Константинополь на Украине пошёл схожим путём, опираясь на желание политиков и раскольников. Вспомним, в апреле 2018 года президент Порошенко подписал Обращение к Варфоломею о предоставлении Томоса (указа) «об автокефалии Православной Церкви в Украине», которое поддержала Рада и главы двух не признанных вселенским православием структур - УПЦ КП (филаретовский раскол) и УАПЦ (революционные самосвяты). Каноническая церковь Украины - Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП) - открестилась от Обращения. Заявление архиереев УПЦ, под которым стоят подписи всех присутствовавших, гласит: «Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом». Более того, участвуя 14 сентября в заседании Синода РПЦ по скайпу, митрополит Онуфрий высказался по поводу появления двух «экзархов»: «Действительно, оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину. Один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой - со стороной «митрополита» Макария, главы " Украинской автокефальной православной церкви " . Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем...».

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/18/...

В самом деле, если есть Американская или Грузинская православные церкви, то почему не может быть Украинской " церквы " , независимой от Москвы, в которой служба совершается на украинском языке и отсутствует поминовение " главного москальского попа " . Примерно так и рассуждали радикальные украинские политики и интеллигенты, захотевшие в 90-х годах прошлого века механически создать Украинскую церковь, нарочито не связанную с Москвой (это могла быть Украинская православная церковь Киевского патриархата, доныне возглавляемая низложенным " митрополитом " Филаретом (Денисенко), или Украинская автокефальная православная церковь или грекокатолики на Западной Украине). Очевидно, что такой взгляд на церковь был и остается достаточно привлекательным, иначе не было бы на Украине этого болезненного раскола и страстного желания властей всеми силами создать единую Православную поместную церковь путем механического объединения трех частей. За доказательствами данного предположения далеко ходить не надо. На этой неделе президент Украины Виктор Ющенко встретился с представителями Константинопольского патриархата, которые в свою очередь пообщались с представителями УПЦ КП и УАПЦ. Несмотря на то, что эти " церкви " не признаны во всем православном мире, константинопольские иерархи самим фактом встречи фактически поддержали представителей этих раскольничьих групп. Подобная ситуация уже вызвала недовольство представителей РПЦ МП, заявивших, что Константинопольский патриархат не должен вмешиваться во внутренние дела Русской православной церкви, к юрисдикции которой и относится УПЦ МП. С другой стороны, в самой УПЦ МП существуют разные тенденции – в декабре прошлого года синод этой церкви призвал верующих публично обсуждать вопрос о возможной автокефалии УПЦ МП. Такая позиция вызвала недовольство отдельных иерархов УПЦ МП и Союза православных граждан Украины, полагающих, что независимость Украинской церкви от Москвы по сути является предательством православия. Кроме того, не является чем-то особым и позиция Виктора Ющенко, действующего по традиционной для политика схеме: " одно государство – одна церковь " .

http://religare.ru/2_54636.html

– Вскоре после победы " евромайдана " в Киеве, в феврале Священный Синод Украинской церкви создал комиссию по диалогу УПЦ Московского патриархата с УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). На ваш взгляд, может быть какой-то практический результат от деятельности подобной комиссии? О чем может свидетельствовать факт ее появления? – Мы приветствуем любые находящиеся в рамках церковной традиции шаги, которые в конечном итоге могут привести наших братьев из раскола в лоно канонической Церкви, вернуть их в отчий дом. Надеемся, что и работа данной комиссии принесет свои положительные плоды. При этом важно помнить, что преодоление раскола на Украине – проблема, которая возникла не вчера. И ее решение безальтернативно лежит в канонической области, что недавно еще раз соборно подтвердили главы и представители всех поместных Православных церквей на совещании, прошедшем в начале марта в Стамбуле. Еще раз напомню, что в принятом по итогам совещания послании предстоятелей говорится: " Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви " . – Радикальные политические силы на Украине часто заявляют о том, что стране нужна " единая Поместная церковь " . На ваш взгляд, существует вероятность того, что эти заявления рано или поздно воплотятся в жизнь? – Как неоднократно говорил святейший патриарх, у украинцев есть своя поместная Православная церковьУкраинская православная церковь Московского патриархата. Она настолько же российская, насколько украинская или белорусская, или молдавская. Церковь существует поверх границ и политической вражды. Радикалы на Украине хотят " создать " не единую Церковь, а религиозную партию, которая бы оправдывала их действия, давала бы духовную индульгенцию их политическим фантазиям. Создание подобной Церкви иначе, чем предательством Христа, надругательством над благочестием украинцев назвать нельзя.

http://religare.ru/2_104085.html

Церковь Николы Притиска, похожая на большущий купеческий самовар, выделялась из их числа своим необычным названием и своеобразной историей. Построенная на средства купца Петра по прозвищу Железный Грош в 1631 или же в 1737 году, на месте прежнего деревянного храма, она получила свое название то ли в честь близких днепровских пристаней, то ли в ознаменование чудесного подвига иконы святого Николая, который, согласно легенде, " притиснул " забравшегося в церковь вора. Впрочем, подольские бабки часто называли Николу Притиска по-другому – " Украинской церковью " , ведь после революции она долгое время принадлежала Украинской автокефальной православной церкви и даже являлась ее кафедральным храмом. Сегодня об этом напоминает мемориальная доска в честь последнего митрополита УАПЦ Ивана Павловского, резиденция которого находилась здесь до 1935 года. Вокруг церкви, расположенной на углу Хоривой и одноименной Никольско-Притисской улицы (одно время она носила имя подольского большевика Георгия Ливера), располагается миниатюрная площадь – " майданчик " , как именовали ее на Подоле. Она появилась еще в 1758 году, когда киевский магистрат, опасаясь пожаров, распорядился снести ветхие халупы, обступавшие каменный храм. Впрочем, это не спасло церковь Николы Притиска от грандиозного пожара 1811 года, который стал первой постигшей ее катастрофой. " ...От этого храма остались только одни голые, и то поврежденные, стены без крыши, заваленные всякою домашнею рухлядью, снесенною для спасения... От пламени обгоревшая, эта церковь долгое время испускала из себя густой дым; наконец все, находившееся внутри ея, превратилось в пепел " , – драматически рассказывали об этом событии современники. Почти десять лет после пожара церковь Николы Притиска находилась в запустении, пока ее прихожанин, известный архитектор Андрей Меленский, по своим собственным словам, не привел это сооружение в " приличный вид " . Причем несколько позже, во время росписи храма, здесь разбился один из помощников художника-иконописца Суховеева, что продолжило список чрезвычайных происшествий в длинной биографии Николы Притиска.

http://sobory.ru/article/?object=01666

Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т.е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7-8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона. Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей. Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский. Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских – в 40-е годы ХХ в. – был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ. Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5818280...

— Вскоре после победы «евромайдана» в Киеве, в феврале Священный Синод Украинской церкви создал комиссию по диалогу УПЦ Московского патриархата с УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). На ваш взгляд, может быть какой-то практический результат от деятельности подобной комиссии? О чем может свидетельствовать факт ее появления? — Мы приветствуем любые находящиеся в рамках церковной традиции шаги, которые в конечном итоге могут привести наших братьев из раскола в лоно канонической Церкви, вернуть их в отчий дом. Надеемся, что и работа данной комиссии принесет свои положительные плоды. При этом важно помнить, что преодоление раскола на Украине — проблема, которая возникла не вчера. И ее решение безальтернативно лежит в канонической области, что недавно еще раз соборно подтвердили главы и представители всех поместных Православных церквей на совещании, прошедшем в начале марта в Стамбуле. Еще раз напомню, что в принятом по итогам совещания послании предстоятелей говорится: «Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви». — Радикальные политические силы на Украине часто заявляют о том, что стране нужна «единая Поместная церковь». На ваш взгляд, существует вероятность того, что эти заявления рано или поздно воплотятся в жизнь? — Как неоднократно говорил святейший патриарх, у украинцев есть своя поместная Православная церковь — Украинская православная церковь Московского патриархата. Она настолько же российская, насколько украинская или белорусская, или молдавская. Церковь существует поверх границ и политической вражды. Радикалы на Украине хотят «создать» не единую Церковь, а религиозную партию, которая бы оправдывала их действия, давала бы духовную индульгенцию их политическим фантазиям. Создание подобной Церкви иначе, чем предательством Христа, надругательством над благочестием украинцев назвать нельзя.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-tserk...

— Не могу не спросить о гонениях на Украине — УПЦ Московского патриархата подвергается преследованию. Что делается для того, чтобы поддержать верующих? — Каждый день приходят трагические сообщения. Так, в ночь на 27 января в Киеве сожгли храм — это уже предел расчеловечивания, когда атакуют храмы, места, служащие для объединения людей. В ситуации братоубийственной войны Украинская церковь пытается примирить враждующих. Обращается к своей пастве по одну и по другую сторону противостояния. Больше всего страдают люди на юго-востоке Украины, гибнут мирные жители. По благословению Святейшего патриарха Кирилла за каждой литургией в храмах Русской православной церкви совершается особая молитва за Украину. Любой, кто ее слышал, ощущает, насколько она пронзительна. Большая помощь оказывается беженцам: в храмах собирают деньги, средства первой помощи, продукты и вещи. Эта работа осуществляется Церковью и на Украине, и в России, где оказались сотни тысяч украинских граждан. Сейчас самое главное — это остановить военные действия. — Возможна ли автокефалия Украинской православной церкви? — Когда патриарх Кирилл в 2009 году посещал Украину, тогдашний президент Ющенко, обращаясь к журналистам и патриарху, сказал, что мечтает, чтобы на Украине появилась своя поместная церковь. Патриарх Кирилл сказал, что такая церковь есть — это Украинская православная церковь. Все вопросы о том, что УПЦ нужно предоставить свободу, которой у нее якобы нет, не имеют под собой канонических оснований. Трагедия раскола в Украинской церкви произошла из-за амбиций украинских политиков, с одной стороны, а с другой — из-за амбиций человека, который провозгласил себя патриархом Филаретом (так именует себя отлученный от церкви монах Филарет (Денисенко). — «Культура»). Аргументы, которые приводятся за автокефалию, не выдерживают критики. Никакой организационной, финансовой и прочих зависимостей УПЦ от Москвы нет. От раскола страдают в первую очередь простые люди, которые не понимают всех канонических тонкостей. Церковь не признает благодатности таинств раскольников. Ни одна из 15 православных автокефальных церквей не признала так называемый Киевский патриархат.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-kulturanewspa...

В связи с намерением Константинопольского патриархата даровать автокефалию непризнанной церкви Северной Македонии было сказано следующее: «По вопросу о Северной Македонии делегации заявили, что этот вопрос должен решаться посредством диалога внутри Сербской православной церкви и при всеправославной поддержке». Иными словами, решение данного вопроса является прерогативой Сербской церкви, в состав которой входит Македонская церковь. При этом может быть задействован механизм всеправославных консультаций. Единоличные действия Константинополя без согласия других Церквей способны лишь спровоцировать ситуацию, аналогичную украинской. - А как предлагалось на совещании решить проблему церковного раскола на Украине? - Об этом в своем выступлении очень ярко сказал блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Единственный путь возвращения в Церковь из раскола - это покаяние. Митрополит Онуфрий напомнил собравшимся о том, что Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского патриархата, имеет статус, максимально приближенный к автокефальному: «В течение времени внутренние и внешние обстоятельства, которые переживала святая Украинская Православная Церковь и украинский народ, стимулировали процессы совершенствования уже имеющейся независимости и самостоятельности церковной жизни и служения. Сегодня мы имеем де-факто настоящую автокефалию. У нас функционирует Священный Синод, у нас есть Архиерейский Собор, у нас есть независимый церковный суд. Мы самостоятельно избираем и рукополагаем архиереев, открываем новые епархии. У нас есть свои духовные учебные заведения, различные синодальные учреждения по взаимодействию с внешним миром и социальным служением». Глава Украинской Православной Церкви рассказал об истории расколов в украинском православии, подчеркнув, что в ходе своего вмешательства в украинские дела Константинопольский патриарх Варфоломей нарушил целый ряд церковных канонов, в результате чего раскол не только не был уврачеван, но еще более углубился.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Правда, здесь важно еще уточнять: идет речь о единстве православия на территории страны или за ее пределами тоже? Ведь существует еще много независимых украинских православных сообществ за рубежом, которые зачастую носят довольно экстравагантные названия, например «Украинская православная церковь в изгнании», «УПЦ в Америке и Канаде», или «УПЦ в Америке, Канаде и диаспоре». Это все не одно и то же. — Вы перечислили православные церкви на территории Украины и сказали, что во многом их возникновение было продиктовано политическими интересами. Это относится и к УАПЦ? — Первая попытка образовать так называемую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ) была в начале Гражданской войны. Она связана с появлением директории под руководством Симона Петлюры (орган государственной власти военной диктатуры самопровозглашенной Украинской народной республики.— «О»). Одно время она тесно взаимодействовала с московскими обновленцами — церковной группой, которую негласно поддерживал НКВД, чтобы разложить церковь изнутри. Тогда в состав провозглашенной автокефальной украинской церкви не согласился войти ни один епископ. Второе издание УАПЦ возникло на оккупированной фашистами территории, и здесь уже ею руководили православные епископы с польских довоенных территорий. После того как Украина была вновь занята Красной армией, никакой УАПЦ на территории Советского Союза не было. Она продолжила свое существование за границей. В конце 1980-х — начале 1990-х лидеры УАПЦ были допущены на территорию сначала советской, потом постсоветской Украины. — Каково положение УАПЦ сегодня и на какие территории распространяется ее влияние? — УАПЦ популярна в основном на западе Украины, где традиционно сильны идеи национальной самоидентификации. У нее около полутора тысяч декларированных приходов и примерно 700 священнослужителей. Цифра эта для Украины совсем не впечатляющая, так как общее число духовенства там около 10 тысяч, но тем не менее Украинская автокефальная православная церковь сегодня — это особый феномен, который влияет на общую ситуацию с украинским православием. В 1992-м они даже получили государственную регистрацию и свой духовный центр — Андреевский собор, который располагается в живописном месте Киева и очень популярен среди туристов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010