Их наказание было признано всеми Православными Церквями. Мы же признали наложение анафемы на Филарета, и поэтому Синод Кипрской Церкви сомневается в том, что можно признать действенность совершенных им хиротоний и других таинств. Поэтому мы — Церковь Кипра, до сих пор официально не признали Епифания как главу новой украинской церкви. — В некоторых СМИ была опубликована новость о том, что Вы не подписали коммюнике Кипрской Церкви относительно ситуации в Украине. С чем это было связано? — Это правда. Я не стал подписывать заявление Синода Кипрской Церкви , потому что был не согласен с некоторыми местами в тексте. Конечно же, большинство членов Синода приняли этот текст, и это стало отражением позиции Церкви Кипра. Этот текст был направлен на поддержание порядка в Церкви. Но лично у меня есть некоторые сомнения относительно определенных мест этого текста. — Некоторые представители новой украинской церкви под руководством Епифания Думенко трактовали этот ваш поступок таким образом, что якобы этим Вы хотели их поддержать. — С точностью до наоборот. Я хотел, чтобы текст был более четким и ясным, выражал поддержку митрополиту Онуфрию и некоторые другие моменты. Конечно же, я с уважением принимаю мнение Архиепископа и других членов Синода о том, что мы должны иметь нейтральную позицию ради возможности стать посредниками между Константинополем и Москвой. С этой точки зрения это для меня в какой-то степени является приемлемым, но я предпочел бы, чтобы Синод Кипрской Церкви выразил четкую и однозначную позицию, так как данный текст обнародовала Кипрская Церковь, каждый может трактовать по своему усмотрению: как «за», так и «против». Собственно, так оно и происходит. Я приведу вам для лучшего понимания пример. Первый параграф заявления Священного Синода Кипрской Церкви гласит: каждая нация имеет право с получением национальной независимости претендовать также и на церковную автокефалию. Если мы это примем как правило, то каждая страна будет создавать свою автокефальную Церковь. Я приведу вам один простой пример: Антиохийский Патриархат духовно окормляет многие страны: Арабские Эмираты, Ливан, Сирию и другие. Согласно этой логике, нужно дать Ливану автокефалию, и другие страны также получили бы церковную автокефалию.

http://patriarchia.ru/db/text/5460105.ht...

Как отметил предстоятель РПЦ, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», – сказал Патриарх Кирилл, упомянув открытую поддержку, которую Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Предстоятель РПЦ также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление, в котором ситуация, сложившая на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата, названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, – также упомянул Патриарх Кирилл. – Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», – сказал далее Патриарх Кирилл. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей  Украинской Православной Церковью  и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное  заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий  Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Что касается медийного освещения действий Фанара на Украине. Интересно, что еще до возникновения этой проблемы в болгарском журнале «Христианство и культура» появились две статьи. Первая - доцента Богословского факультета Софийского университета Светослава Риболова, в которой говорится: « С ростом напряжения между все более радикализирующимися православными и традиционно православными, с большой долей вероятности в близком будущем предстоит разделение Православной Церкви на две Церкви – прозападную с центром в Константинополе, которая продолжит мирно сожительствовать с западной демократией, которая будет считаться с основными европейскими ценностями и правовыми нормами, и с другой стороны – прорусскую Православную Церковь с центром в Москве, отрицающую демократические права человека и европейский правопорядок» (январь 2017 г.).   Вторая статья (май 2018 г.) – юриста и политика Атанаса Славова «Два политических мира современного православия», где так же обозначены полюсы: прогрессивный Константинополь и зловещая Москва . « Современное православие глубоко раздвоено в своем отношении к политической современности, понимаемой как политический порядок, основанный на демократии, правах человека и верховенстве права. В общих чертах этот разлом может быть проиллюстрирован через отношение Поместных Православных Церквей к демократии, правам человека и международному правовому порядку. В свете проведения в 2016 г. Собора на о. Крит и неучастия в нем четырех автокефальных Церквей можно сделать критический анализ глубоких (гео-)политических разделений в рамках православия – между демократическими государствами, в которых Православная Церковь - активный партнер и участник демократического общества, и авторитарными государствами, где Церкви инструментализованы для поддержки режима». Освещение украинского церковного вопроса в СМИ в рамках «активного мероприятия» либеральных кругов Болгарии заключалось в представлении проблемы в нужном свете: как битва Москвы и Константинополя за лидерство в православии, как борьбу украинского народа (монолитного!) за независимую от России Церковь. О раскольниках - или ни слова, или (в православной среде невозможно об этом не упомянуть) - как о не таких уж раскольниках, как о прощенных раскольниках п. Варфоломеем (что без покаяния – тоже опускалось). О канонах – или ничего, или искаженно, Максимальное затуманивание проблемы и старание дезориентировать, запутать аудиторию. Для «озвучивания» использовался известный всем костяк вещателей и масса медийных площадок. Вот заголовки некоторых таких публикаций и телебесед в октябре 2018 г.:

http://ruskline.ru/opp/2021/12/22/deistv...

В докладе Предстоятеля РПЦ были подробно охарактеризованы церковная работа с молодежью в рамках Всецерковного православного молодежного движения, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, финансовое положение Церкви и ее экономическая деятельность. В разделе доклада, посвященном межправославным связям, Святейший Патриарх, подчеркнув традиционно братские отношения РПЦ с православными Поместными Церквами, особо остановился на характеристике взаимоотношений с Константинопольским Патриархатом, омраченных вмешательством последнего в церковную жизнь Эстонии. 20 февраля 1996 г. Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной православной Эстонской митрополии» в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме. Кризис во взаимоотношениях с Константинопольской Патриархией привел к тому, что «мы были вынуждены пойти на крайнюю меру — приостановить евхаристическое и каноническое общение Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршим богослужением в Русской Православной Церкви... 16 мая 1996 г. совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырехмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено» (Доклад Святейшего Патриарха Алексия//ЖМП. 1997. 3. С. 57). Действия РПЦ были с пониманием восприняты Предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей. Говоря о положении на Украине, Святейший Патриарх отметил, что, несмотря на все усилия раскольников, поддержанных в некоторых местах властью и прессой, украинский раскол не получил заметного распространения. 2 основные неканонические группировки — «Украинская православная церковь Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — обладали приблизительно одинаковым весом: на начало 1996 г. УПЦ КП имела 1332 прихода, УАПЦ — 1209, главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей. Большинство пастырей и мирян (свыше 6500 приходов) сохранили верность канонической УПЦ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Реформирование Отдела не снизило его роли и значения в жизни Церкви, а, напротив, только повысило эффективность деятельности этого ведущего синодального учреждения, позволив использовать имеющиеся у Отдела ресурсы более интенсивно в приоритетных направлениях внешней церковной работы. На сегодня таковыми являются: поддержание на высоком уровне межправославных отношений, продолжение диалога с инославными Церквами и международными христианскими организациями, сотрудничество с государственными структурами и органами власти зарубежных стран, взаимодействие с иностранными политическими партиями и институтами гражданского общества, международными организациями. В рамках работы по этим направлениям мы ожидаем серьезных результатов в сфере координации усилий с соотечественниками, проживающими за пределами стран канонической территории Русской Православной Церкви, продвижения проекта институционализации диалога мировых религиозных общин с международными организациями, достижения поставленных целей в деле поддержания межрелигиозного мира. Отдел внешних церковных связей прилагает усилия по большинству этих направлений работы уже не одно десятилетие, но современность ставит нам все новые вызовы, на которые мы надеемся дать достойный ответ. — Встреча Патриархов Кирилла и Варфоломея открыла новую страницу в отношениях Москвы и Константинополя. После этого визита Предстоятеля Русская Церковь ждала от Вселенского Патриархата конкретных шагов. Совсем недавно делегация Константинопольского Патриархата провела встречи с представителями как канонической Православной Церкви на Украине, так и с лидерами «Украинской автокефальной православной церкви» и «Украинской православной церкви киевского патриархата». Можно ли считать подобные переговоры тем решением, которое ждала Русская Церковь от Вселенского Патриархата? Насколько изменились отношения Церкви с другими Поместными Церквами, а также с представителями других христианских конфессий? Совсем недавно на встрече с Папой Римским Вы указали на проблемы православных христиан на Западной Украине. Можно ли считать, что именно положение православных на Украине станет лакмусовой бумажкой для дальнейшего выстраивания отношений с Римом и Константинополем?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210008...

В 17-й главе Евангелия от Иоанна содержится Первосвященническая молитва, с которой Господь наш Иисус Христос обращается к Отцу и просит о верующих: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино...» И далее: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин. 17. 21, 26). Как видим, Спаситель ставит единство всех верующих в Него во взаимную зависимость от любви. Не менее важно, что Иисус Христос уподобляет это единство всех христиан в любви единению Бога Отца с Сыном Божиим. Таким образом, наряду с духовным, мистическим единением христиан в Церкви присутствует единение нравственное — через любовь во Христе. Представляется, что именно при таком подходе к проблеме церковного единства можно найти тот ключ, при помощи которого станет возможно разрешить все наболевшие вопросы, касающиеся сферы сохранения единства Церкви. Надо или не надо менять что-либо в церковных канонах, на каком языке совершать богослужение, каким путем следует разрешать вопросы, связанные с понятием «каноническая территория», «поместность», «автокефалия», — все это, несомненно, очень важно и требует глубокого анализа со стороны соборного церковного разума. Но при этом нельзя забывать, что подлинно церковное осмысление данных вопросов возможно лишь в контексте нравственного поля евангельской Истины. И если подходить к ним именно с этих позиций, то мотивация такого рода, как «я хочу», «имею право», «я заслужил» и т. д., не может быть признана допустимой, прежде всего в виду ее несоответствия христианской нравственности. Принесут ли пользу духовную народу Божию церковные реформы, если они мотивируются подобным образом? Какую ценность в глазах Божиих имеют так называемые «Украинская Автокефальная Православная Церковь» и «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата», созданные путем политических интриг, спекуляций на национальном вопросе и для реализации личных амбиций? И ладно бы еще, если бы это был грех одного заблудшего, но это ведь грех целой группы людей, которая, следуя на поводу у своих собственных интересов, привела массу доверчивых людей к отступлению от единства в любви. Грех личный превратился таким образом в грех соборный, который куда тяжелее сам по себе, и уврачевание его дается намного труднее, ибо, как известно, грех раскола не смывается даже мученической кровью.

http://patriarchia.ru/db/text/420974.htm...

Возьмем хотя бы «торжественную» встречу Патриарха Варфоломея в Михайловском монастыре. Как трубят однообразные по своей сути социологические исследования, тех, кто поддерживает ПЦУ, в Украине якобы в несколько раз больше чем тех, кто является верующими нашей Церкви. В соответствии с этими данными Киев должен был быть, по идее, под завязку забит толпами встречающих гостя, запустившего проект так называемой Православной церкви Украины. Однако жизнь посрамила такие ожидания. Как, впрочем, и результаты упомянутых исследований: на «торжественную» встречу пришла горстка людей. И это при том, что был выходной день. В целом, данный момент в очередной раз засвидетельствовал один непреложный факт — у ПЦУ нет большой паствы. Кстати, подобная ситуация повторилась и на следующей день после «торжественной» встречи. Служба Патриарха Варфоломея и Думенко, как зафиксировали телекамеры, вновь не отметилась огромным количеством приверженцев ПЦУ. Хотя людей активно собирали на мероприятие силами, видимо, того же Петра Порошенко. Что потом, к слову, отчетливо и проявилось: овации бывшему президенту со стороны присутствующих на территории Святой Софии звучали громче, чем овации Патриарху Варфоломею. Поэтому определенно нельзя сказать, что приезд последнего в Киев стал значительным событием в духовной жизни страны. Он, скорее, был нужен лишь определенным политическим силам, да и организации Думенко, для собственного, как говорят в светской среде, пиара. Что интересно — этот визит сыграл во многом и против непосредственно главы Фанара. Ведь весь православный мир увидел, что за его решением легализовать раскольников из УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь — ред.) и УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата — ред.) не стоит желание украинского народа, что у такого шага, в реальности, мизерная поддержка. А раз так, то выходит, что в Константинополе обманывали и себя, и другие Поместные Церкви, когда утверждали, что предоставление автокефалии для Украины основывается на запросе со стороны подавляющего большинства украинцев.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5850277...

Итак, с помощью Константинопольского Патриарха президент Ющенко и украинские националисты добиваются " создания " (бюрократический термин, свидетельствующий о невоцерковленности этих " ревнителей " веры) " независимой " Церкви. На деле же – разрушения канонического православия и легитимации раскольничьих организаций. Среди последних – Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). УАПЦ была образована в Канаде в годы советской власти эмигрантами из числа украинского священства – выходцами из Галиции. Объявив себя " автокефалами " , они тем самым преступили каноническое право. Эта Церковь фактически является ответвлением униатской Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Первым главой УПЦ КП был Владимир Романюк, бывший националист-диссидент. Его преемником в 1995 году стал Филарет (Михаил Денисенко), бывший митрополит Киевский. До этого Филарет был лишен монашеского сана и предан анафеме Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Ни для кого на Украине не секрет, что создание УПЦ КП было инспирировано высшей государственной властью. Прежде всего, президентом Леонидом Кравчуком, который сегодня является лидером оппозиционной СДПУ (о). Но и сменивший Кравчука на посту главы украинского государства Леонид Кучма также поддерживал деятельность самосвятских Церквей. На Украине представителям УПЦ КП и УАПЦ удалось приобрести определенную часть сторонников путём националистической демагогии, посулов, угроз, а также силовых антиправовых акций, проведенных совместно с УНА-УНСО и ОУН-УПА (захват в 1992-1996 гг. ряда зданий, храмов Московского Патриархата, разгром западно-украинских епархий РПЦ, избиение православных священников и прихожан и др.). Главная цель самосвятских Церквей и поддерживающих их организаций (помимо УНА-УНСО и ОУН-УПА к ним следует также отнести Конгресс украинских националистов и др.) – создание единой украинской поместной Церкви, которая объединила бы УАПЦ и УПЦ КП и униатскую УКГЦ в единый " патриархат " . Вполне возможно, что следующим шагом после этого слияния станет подчинение объединенных самосвятов церковной юрисдикции Ватикана.

http://religare.ru/2_56461.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010