- Когда говорит человек такого ранга, как Патриарх, то в его речи каждый слышит то, что хочет услышать. Например, одни вычитали, что главной темой в интронизационной речи было подтверждение статуса, а другие, что он жестко настроен на защиту нерушимости границ Святой Руси . - Мне кажется, что дословно это прозвучало как защита рубежей. А шла речь вот о чём. В Украине известна проблема создания по крайней мере двух параллельных юрисдикций как пути решения вопроса единства украинского Православия. Действительно, это один из возможных вариантов выхода, потому что какая-то часть парафий идёт в общение со Вселенским Православием. Но есть и обратный бок этой модели, которая будет означать эскалацию конфликтов между двумя каноническими юрисдикциями, которые могут перерасти в глобальное противостояние между двумя частями православного мира. Поэтому мы считаем, что эту модель не просто неэффективной и утопической, но и вредной, потому что она содержит в себе угрозу единства украинского общества, украинского государства. Поэтому я думаю, что Патриарх Кирилл имел в виду прежде всего невозможность такой модели как в Украине, так и на поприщах других стран, где традиционно присутствует церковь Московского патриархата. Например, несколько приходов в маленькой Эстонии, которые перешли под омофор Вселенского Патриарха, привели к усилению напряженности в отношениях между Московским и Вселенским патриархатами. Создание параллельных юрисдикций - это не выход. - С какими церквами - на сегодня или в древности - можно сравнить статус УПЦ Московского патриархата? - Этот статус уникален, аналогов теперь нет. Что касается истории. Вообще со статусами церквей происходят достаточно интересные вещи. Представление об автокефалии, автономии ли, эволюционирует ли любой особенный статус церквей очень быстро со временем. Ещё 30-40 лет тому назад мы имели совсем другое представление о том, что значит автокефалия или автономия, чем теперь. Особенно если взглянуть на давнюю историю. От самого начала существовали фактически только автокефальные церкви. Каждая епархия, каждая диоцезия, в сущности, были автокефалиями. Потом они начали объединяться и характер отношений между этими административными церковными структурами отображал реалии политического администрирования, например, Римской, Османской или Российской империи. То есть говорить об аналогах статуса УПЦ в давние времена не совсем корректно. В настоящий момент мы должны руководствоваться реальными правами и возможностями, которые имеем. По этому критерием Украинская Церковь во многом превосходит и в правах, и в независимости автокефальные церкви. Идея автокефалии слишком политизирована. Стоят люди с плакатиками «Автокефалия - это дорога в ад», будто автокефалия - это что-то деструктивное. Но это же нонсенс! Выходит, что все нынешние автокефальные церкви - это что-то демоническое, неправильное. Это же отбрасывание самой сущности Церкви!

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/05/...

Помимо идейных течений внутри Украинской Церкви, в настоящее время существует огромное внешнее давление на неё, с требованием автокефалии. Во-первых, это давление государства. Его проводит как лично президент Украины, так и множество иных чиновников разных рангов. В Верховной Раде даже создана депутатская группа «За единую Поместную Церковь». Светские власти привычно примешивают в церковные дела политический элемент, для них лучше незаконная автокефалия, чем законная автономия, ибо для государства автокефальной Церковью удобнее управлять. Во-вторых, это давление со стороны раскольников. Так, недавно в адрес грядущего «Поместного» Собора УПЦ были направлены обращения двух наиболее крупных раскольнических организаций – УАПц и УПц КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ. По некоторым данным, на Украинском Соборе, проведение которого назначено на лето 2008 г., готовится обращение к Московскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии УПЦ. Учитывая упомянутое внешнее и внутреннее давление, вполне возможно, что такое действительно произойдёт. Попробуем просчитать развитие событий при таком шаге. Во-первых, Московский Патриархат может подобное обращение и не удовлетворить. И тогда его авторам и сторонникам придётся либо смириться и успокоиться, либо пойти по стопам Денисенко и провозгласить автокефалию самостоятельно – ровно с теми же последствиями. В таком случае это будет означать лишь возникновение ещё одного раскола на Украине. Епархии, верные Московскому Патриархату, продолжат бытие канонической УПЦ МП, которая просто очистится от тех, для кого автокефалия превыше Царства Небесного. Во-вторых, допустим – чисто теоретически, - что Московский Патриархат всё же ответит на такое обращение положительно. Здесь на первый план выйдет тот факт, что значительная часть епископата, священства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви настроена резко против автокефалии, и намерена в любом случае остаться в подчинении Московскому Патриархату. Похожая ситуация была в русских приходах США в 1960-х годах. Поэтому в томосе об автокефалии, дарованном Московским Патриархатом для Православной Церкви в Америке, указано, что её приходы вольны самоопределяться, и те, которые желают, могут оставаться в подчинении Московскому патриарху.

http://radonezh.ru/analytics/chto-budet-...

Очередной шаг на пути к предоставлению автокефалии – это соглашение между Патриархом Варфоломеем и президентом Порошенко, которое носит рамочный характер. В документе речь идет о сотрудничестве украинского государства и Константинопольского Патриархата в деле создания Украинской автокефальной церкви. Там закрепляются определенные привилегии Константинопольского Патриархата, а именно то, что в Киеве у него будет ставропигия, которая станет осуществлять своего рода контрольные и координирующие функции по отношению к создаваемой автокефальной церкви. Все это направлено на то, чтобы такая церковь была создана. Сейчас уже есть сведения о том, что 21 или 22 ноября состоится так называемый объединительный или учредительный собор, в котором должны будут принять участие все раскольнические лжеепископы. Они изберут главу создаваемой под эгидой Константинополя «автокефальной церкви». Это не будет Филарет Денисенко, потому что он слишком одиозная личность. И этой новосозданной структуре Константинопольский Патриарх вручит «томос» об автокефалии. Филарет Денисенко, со своей стороны, отчаянно пытается сохранить свои полученные незаконным путем привилегии. В частности, он хочет иметь титул «почетного патриарха Киевского и всея Руси-Украины», а также возглавлять синод этой «церкви» при том, что управлять ею будет другой человек. Не знаю, насколько это все осуществимо, но во всей истории с дарованием так называемой автокефалии очень много эквилибристики. Украинским раскольникам необходимо, с одной стороны, вписаться в семью Православных Церквей, а с другой стороны – сохранить лицо. Е. Грачева: То есть выходит, что Петр Порошенко неплохо использовал в политических играх Филарета Денисенко? А насколько был вообще готов Филарет Денисенко к тому, что его оставят за бортом во всей этой истории? Митрополит Иларион: Думаю, он не был к этому готов. Но у Порошенко – свои цели. Филарету Денисенко скоро исполнится 90 лет, и я думаю, что им просто решили пожертвовать, прежде всего, для достижения заветной цели – украинской автокефалии ради повышения рейтинга президента Порошенко.

http://mospat.ru/ru/news/46977/

Второе. Сегодня на Украине есть каноническая Церковь - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. Есть две раскольничьи структуры: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) - порождение второй русской смуты начала ХХ века, которую возглавляет «митрополит» Макарий (Малетич), и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) - порождение третьей русской смуты конца ХХ века, которую возглавляет «патриарх» Филарет (Денисенко). Есть также еретическое сообщество - Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) или проще униатская церковь - порождение экспансии Ватикана на русские земли в период подчинения Западной Руси Речи Посполитой, которую возглавляет архиепископ Святослав (Шевчук). Патриарх Варфоломей, судя по той информационной кампании, которая разворачивается сейчас, под надуманным предлогом готовится признать Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата такой же неканонической структурой, как и прочие. То есть, Варфоломей намеревается обнулить церковную ситуацию на Украине. А затем на территории, где существуют, по его утверждению, только неканонические церковные структуры для «спасения православия и преодоления раскола» создать новую, для чего и послал в Киев двух своих экзархов этнических украинцев архиепископа Памфлийского из США Даниила и епископа Эдмонтского Илариона из Канады. Кстати, примечательно, что один из этих экзархов родился в Ивано-Франковске, учился в униатской семинарии, а потом в католическом университете в США, а второй родился во Львове, но закончил Киевскую духовную семинарию и православный университет в Салониках. Словом, план прост, как говорится, как хозяйственное мыло. И подтверждает древнюю русскую мудрость, выстраданную нашими предками, - «греки лукавы суть». Сейчас в православной среде идет оживленная дискуссия, - что же нам делать в этих условиях? Во-первых, нам нужно не поддаваться на уловку, в которую нас втягивают - обсуждать условия Томоса 1686 года. Мы не только увязнем в бессмысленной борьбе интерпретаций, но и будем действовать на том поле, на которое тянут нас апологеты разбойника Патриарха Варфоломея и киевского режима.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

- Не кажется ли вам, что нынешняя петиция спровоцирована властью и тоже работает на раскол? Отец Игорь (Якимчук): Думаю, что это попытки определенных политических сил набрать очки в сложной ситуации нестабильности на Украине. " Быть Европой " - из этой идеи вышла и петиция. Но, повторюсь, она вышла не из церковных кругов. - Сколько католиков и протестантов, которым было бы интересно отмечать Рождество в декабре, живет на Украине? Отец Игорь (Якимчук): Приведу данные РИСУ (Религиозно-информационная службы Украины). По состоянию на 1 января 2011 года 97 процентов зарегистрированных религиозных общин на Украине являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции. Остальные почти поровну делят католики и протестанты. На Украине действуют две поместные католические Церкви: Украинская Греко-Католическая Церковь и Римо-Католическая Церковь в Украине. Первая насчитывает 3 825 зарегистрированных организаций (приходов 3 646), в которых несут служение 2 424 священника. Римо-Католическая Церковь (официально зарегистрированная как Римско-Католическая Церковь) имеет 1 081 зарегистрированное религиозное объединение (из них 909 приходов). Служение совершают 579 священнослужителей. Среди протестантских деноминаций наиболее распространенными на Украине является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов - 2 705 зарегистрированных общин и Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников - 1 595 объединений. - А сколько верующих традиционно отмечает Рождество 7 января? Отец Игорь (Якимчук): Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. На сегодняшний день эта конфессия имеет 12 251 зарегистрированную религиозную единицу (из них - 11 952 общины). Служение несут 9 680 священника. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Она насчитывает 4 508 зарегистрированных объединений (из них 4 371 общин) и 3 021 священнослужителей.Третьей по величине Православной Церковью в Украине является Украинская Автокефальная Православная Церковь, которая насчитывает 1 227 зарегистрированных религиозных объединений (из них 1 190 приходов), в которых несут служение 699 священников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой частью Московского Патриархата. Украинская Церковь не просила ни о каком ином статусе, не обращалась в Константинополь за томосом об автокефалии (томос — это документ, в котором прописываются условия предоставления автокефалии). В Константинополь обратились президент Украины Петр Порошенко и две группы раскольников, которые хотят стать автокефальной церковью и тем самым, по сути, заместить собою каноническую Украинскую Православную Церковь. Украинская Православная Церковь — это 13 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих. У этих двух групп раскольников, вместе взятых, нет и половины такого количества приходов, у них фактически нет монастырей. Что же касается числа верующих, то его подсчитать довольно трудно, и статистические данные разнятся, однако совершенно очевидно, что большинство православных верующих Украины входят в каноническую Украинскую Православную Церковь и не хотят никакой автокефалии. Тот статус, который Константинополь предоставляет создаваемой сейчас структуре, в полной мере, конечно, автокефалией не является. Ее устав уже написан, причем не в Киеве, а в Стамбуле, и в нем прописана такая степень зависимости от Константинополя, которая, по сути, девальвирует само понятие автокефалии. Каноническая Украинская Православная Церковь, находящаяся в составе Московского Патриархата, гораздо более самостоятельна в своей деятельности и в своих решениях, чем создаваемая Константинополем структура. Достаточно сказать, что в Украинской Православной Церкви происходит канонизации святых, а в создаваемой структуре канонизации святых происходить не могут — они должны будут обращаться в Константинополь всякий раз, когда захотят канонизировать того или иного человека, и решение будет приниматься не в Киеве, а в Стамбуле. В отличие от Русской Православной Церкви, которая имеет приходы и епархии по всему миру, эта структура не сможет иметь ни того, ни другого за пределами Украины, а ее верующие за границей должны будут окормляться в приходах и епархиях Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/118226.html

Утверждение Константинопольского Патриарха о том, что его права были ущемлены, так как Киевский митрополит не поминает его имени за богослужением, несостоятельно, но используется как формальный повод для отмены документа от 1686 года. Но это положение не было оспорено в течение 300 лет. Три века православный народ Украины жил в полном единстве с Русской Православной Церковью и был ее нераздельной частью. С тех пор и до сегодняшнего дня Киевские митрополиты были членами Святейшего Синода Русской Церкви, имели право избирать и быть избранными ее Патриархами. В течение этих 300-лет украинские верующие признавали своим духовным Предстоятелем Московского Патриарха. Может ли через 300 лет появиться кто-то извне и сказать «я ваш отец»? Кто за ним последует, и кто ему поверит? Как может кто-то провозгласить себя духовным отцом народа, если этот народ помнит и почитает отцов, которые его родили и воспитали в вере? Священные каноны четко определяют эти взаимоотношения. — Но людям не всегда ясно, почему Украина как самостоятельное государство не имеет права на свою независимую Церковь? — Этот вопрос, действительно, задают. Но, прежде всего, надо понять, что говорит православный народ и его канонические архиереи на Украине, потому что это очень существенно. Созванный 13 ноября сего года в связи с этими событиями Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали 83 архиерея, определенно высказался против вторжения Константинопольского Патриархата в ее канонические границы и заявил, что «Украинская Православная Церковь имеет все права независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины». Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) имеет более 12 тысяч приходов, больше, чем две вместе взятые раскольнические группы — так называемые Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Автокефальная украинская православная церковь (УАПЦ). Поэтому в своих письмах Болгарскому Патриарху и Предстоятелям других Поместных Церквей с полным основанием митрополит Онуфрий выражает недоумение, почему никто не обратил внимания на обращения тысяч членов Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею, чтобы тот не предоставлял автокефалии этим раскольническим группам.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

Сейчас на Украине существуют три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий. Помимо перечисленных православных церквей на Украине действует Украинская грекокатолическая церковь, которая подчиняется папе римскому. «Решение (о назначении экзархов.— “Ъ”) принято без согласования с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной поместной церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой поместной церкви (2-е правило II Вселенского собора; 20-е правило Трулльского собора; 13-е правило Антиохийского собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского собора),— говорится в заявлении Священного синода РПЦ.— Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православной церкви в Украине». Иерархи РПЦ указали, что «решение Константинопольского патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской православной церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса». «В оправдание своего вмешательства в дела иной поместной церкви Константинопольский патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал»,— сказано в коммюнике Синода. В Московском патриархате считают, что такие «действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия». Синод возлагает «всю полноту ответственности» за «антиканонические деяния» «лично на патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской церкви, которые их поддерживают»: «Ответные действия Московского патриархата последуют в самое ближайшее время». Какие именно действия последуют, в РПЦ не уточнили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Грузинская Православная Церковь не так давно была вынуждена обратиться в Константинополь за подтверждением своей автокефалии, несмотря на то, что Грузинская Церковь является автокефальной уже почти полторы тысячи лет. Но Константинополь отсчитывает ее автокефалию только от момента своего признания этой автокефалии несколько лет назад и на этом основании отводит Грузинскому Патриарху одно из последних мест в диптихах Предстоятелей. Исходя из вышеизложенного, теоретически можно допустить, что Константинополь, не дожидаясь, когда между Поместными Православными Церквями будет достигнут консенсус по вопросу о способе предоставления автокефалии, может даровать автокефалию Украинской Церкви. Подвигнуть к этому Патриарха Варфоломея может обида на Русскую Православную Церковь за ее отказ участвовать в Соборе на Крите, что фактически лишает его статуса Всеправославного Собора. Патриарх Варфоломей может также пойти и другим путем, что еще больше усугубит ситуацию. Константинополь может объявить незаконным переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году. Константинопольский Патриархат уже объявлял это принятое в XVII веке решение недействительным, когда в 1924 году предоставлял автокефалию Польской Православной Церкви. В томосе Патриарха Константинопольского тогда прямо говорилось, что решение о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата признается незаконным и дезавуируется. Обосновывалось это тем, что переход Киева в юрисдикцию Москвы при Патриархе Иоакиме (Савелове) якобы совершился под давлением со стороны государственных властей Османской империи и Московского царства, то есть был политически ангажирован. Кроме того, на Фанаре и среди сторонников украинской автокефалии нередко можно услышать мнение о том, что переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата будто бы был лишь временной мерой и подразумевал лишь предоставление Патриарху Московскому прав экзарха по отношению к Киевской митрополии. Решится ли Патриарх Варфоломей предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви в одностороннем порядке? Трудно сказать. Хочется всё же надеяться, что Патриарх Константинопольский будет руководствоваться общеправославными интересами, исходя из понимания, что такое решение поставило бы крест на всеправославном единстве и возможности созыва по-настоящему Всеправославного Собора – с участием Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, которые отказались ехать на нынешний Собор на Крите.

http://pravmir.ru/vladislav-petrushko-od...

- В последнее время на себя обращают внимание новости о конфликтах вокруг храмов УПЦ, гонениях на священников. Насколько сегодня это серьезная и масштабная проблема? Митрополит Антоний: Действительно, за последние полтора года около тридцати храмов нашей Церкви оказались в составе так называемого " Киевского патриархата " . При чем только в трех из тридцати случаев речь шла о добровольном выходе религиозной общины из состава Украинской Православной Церкви. Во всех остальных случаях имели место захваты храмов в пользу " Киевского патриархата " . Это крайне печальная тенденция. Вы спрашиваете, насколько эта проблема масштабна? Сегодня в состав нашей Церкви входит более двенадцати тысяч приходов. Так что три десятка общин - это менее одного процента от общего количества приходов нашей Церкви. Более того, на протяжении 2014 года в Украинской Православной Церкви было открыто более 400 новых приходов. Так что, несмотря на сложную ситуацию, количество общин нашей Церкви все равно возрастает. Но в данном случае мы оперируем не просто статистическими данными. Мы имеем дело с живыми людьми, которые незаконно лишены возможности посещать родные для них храмы. При чем совершается это беззаконие при попустительстве, а порой даже и при участии местных органов власти, при бездействии милиции. Наша Церковь стремится не отвечать насилием на насилие. Мы стараемся решать возникающие конфликты исключительно законным путем. Поэтому по факту захватов или попыток захватов храмов мы подаем заявления в органы внутренних дел и настаиваем на беспристрастном расследовании конфликта. Например, не так давно суд признал незаконным переход в пользование " Киевского патриархата " Успенского храма в селе Птичья Дубенского района Ровенской области. Надеемся, что и в случаях с другими захваченными храмами нам удастся добиться беспристрастного рассмотрения этих дел в суде. - Вы долгое время входили в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с Украинской автокефальной церковью и рабочей группы по подготовке диалога с представителями так называемого " Киевского патриархата " . Каким Вы видите этот диалог? Возможен ли он в каком-то обозримом будущем, если речь идет о " Киевском патриархате " ?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010