Для начала напомню о священнике Георгии Гапоне. Этот человек известен по событиям " кровавого воскресенья " 9 января 1905 года, когда рабочие с женами и детьми хотели передать написанную Гапоном петицию с требованиями к Николаю II в Зимний дворец, . Шествие окончилось трагедией, священник бежал за границу, но перед этим еще несколько раз призывал рабочих бороться с самодержавием: " Зверь-царь, его чиновники-казнокрады и грабители русского народа сознательно хотели быть и сделались убийцами безоружных наших братьев, жён и детей. Пули царских солдат, убивших за Нарвской заставой рабочих, нёсших царские портреты, простреливали эти портреты и убили нашу веру в царя. Так отомстим же, братья, проклятому народом царю, всему его змеиному царскому отродью, его министрам и всем грабителям несчастной русской земли! Смерть им всем! " (Г. А. Гапон. Третье послание к рабочим). Священник, ушедший в радикальную политику, сперва вступил в партию эсеров, затем вернулся в Россию, снова уехал заграницу, вернулся обратно, и, наконец, был убит в апреле 1906 года. После революций февраля и октября 1917 года многие священники и некоторые активно занялись политикой. На Украине священник Василий Липковский в 1921 году основывает свою " церковь " (Украинскую автокефальную православную церковь) и становится " митрополитом Киевским и всея Руси " . 23 октября 1921 года священники и миряне совершили " хиротонию " своего " патриарха " . Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков): " Члены " рады " (группы сторонников Липковского – А.З.) обратились к одному-другому из православных архиереев с подобной целью – возглавить " незалежну " украинскую Церковь. Были архиереи, украинцы родом: Димитрий Уманский, Парфений Тульский, Агапит Екатеринославский. Но они не согласились ни сами стать, ни другого поставить им в архиереи. Что же тогда делают эти отчаянные головорезы, у которых нет ни страха Божия, ни стыда перед людьми? Они собирают своих священников в Софийском соборе, делают из них живую цепь. Около престола ставят на колени ... Василя Липкивьско-го,.... Последний из длинной цепи дерзко берет за руку святого митрополита Макария, мощи которого лежали в правом приделе собора с XV века, а священник, рядом стоявший с Василем, возлагает на него свою руку, как это делают архиереи при рукоположении нового епископа. И провозгласили: " Аксиос " ( " достоин " ) " .

http://religare.ru/2_105548.html

Таким образом, уже более восемнадцати лет наша Церковь существует как независимая и самоуправляемая. Не будет преувеличением сказать, что объемом своих прав Украинская Православная Церковь не уступает сегодня не только автономным, но и некоторым Автокефальным Поместным Церквам. Украинская Церковь сама избирает своего Предстоятеля. Этот выбор благословляется Московским Патриархом. Мы имеем свой Священный Синод, созываем свои Соборы, самостоятельно принимаем решение об открытии новых епархий, об изменении их границ и о поставлении епископов. При Священном Синоде действует целый ряд отделов, которые отвечают за разные направления церковной деятельности. В течение последних лет, благодаря самоуправляемому статусу нашей Церкви, мы стали свидетелями возрождения традиций ее самобытного бытия. Независимость Украинской Православной Церкви создала возможность для того, чтобы наша Церковь могла стать, по словам апостола, всем для всех, ни для кого не создавая препятствий ни по политическому, ни по идеологическому или ни по каким-либо другим признакам. Наилучшим свидетельством потенциала и духовной силы нашей Церкви стали юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси, состоявшиеся в прошлом году в Киеве. В них приняли участие Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также представители всех Поместных Православных Церквей мира. 27-28 июля в торжественных богослужениях на Владимирской горке и в Киево-Печерской Лавре приняли участие около 150 архиереев, прибывших в Киев со всего мира. В октябре 2008 года представители Украинской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем приняли участие в совещании Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре. Все эти события продемонстрировали единство нашей Церкви со всем мировым Православием, способствовали росту ее авторитета в Украине и мире.

http://bogoslov.ru/article/375587

— То есть, причина именно в персональных амбициях? Или и в том, что значительная часть украинских православных хочет иметь абсолютно независимую, прежде всего от Москвы, церковь? — Мы ориентируемся на людей церковных, которые переполняют наши православные храмы. Большая часть украинских православных являются членами канонической УПЦ. — Но по опросам Центра Разумкова на протяжении последних лет все большая часть граждан причисляют себя к УПЦ КП. Уже сейчас таких больше, чем тех, кто относит себя к УПЦ МП. — Если доверять этим опросам на протяжении последних, скажем, десяти лет, то мы вообще уже не должны были бы существовать. Но мы есть, и мы являемся самой большой церковью в Украине. Результат таких опросов, в частности, зависит от того, как именно сформулировать вопрос. А реальность такова: зайдите в воскресенье в храмы УПЦ и храмы так называемого Киевского патриархата, и вы сразу увидите, где больше людей. Можно сравнить и масштабы крестных ходов. Возьмем наш ход 27 июля, который возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий, и на который пришли люди по зову своих сердец, и тот ход, который происходил на следующий день, организованный государственными учреждениями по разнарядке, куда пришли не только православные, но и греко-католики и неверующие. И все же в нашем ходе принимали участие 250 тысяч людей, на другом — 60-65 тысяч. Мы живем во время больших мировоззренческих и геополитических сдвигов, и, к сожалению, мы стали даже не стороной, а объектом этих движений, а иногда даже жертвой. — В любом случае, признания новой автокефальной церкви от вас не будет ни при каких обстоятельствах? — Это незаконные и антиканоничные действия. Я знаю, что не только наша Церковь не признает этого, но и другие Поместные Православные Церкви. — Какие именно? В интервью РБК-Украина патриарх Филарет заявил, что кроме РПЦ украинскую церковь, возможно, не признают еще Болгарская, Грузинская, Антиохийская, Сербская Церкви. — Это его личная позиция. И откуда он может знать позицию других Православных Церквей, если с ним никто из предстоятелей этих Церквей не общается? Ведь это раскольническое течение, я имею в виду Киевский патриархат, не признает ни одна из Поместных Церквей.

http://pravoslavie.ru/115838.html

— Устав Русской Православной Церкви определяет существование канонических подразделений с разной степенью самостоятельности: самоуправляемые Церкви, автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа. Среди всех самоуправляемых Церквей Московского Патриархата Украинская Православная Церковь пользуется самыми широкими правами. Например, решение об учреждении новых епархий, равно как и об избрании новых архиереев, Украинская Церковь принимает абсолютно самостоятельно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лишь информируется о принятых решениях, но их не утверждает. Экзархат же обладает меньшей степенью самостоятельности. Для удобства сравнения с уже сказанным добавлю, что, в частности, избрание его архиереев и учреждение в нем епархий осуществляется Священноначалием Московского Патриархата по представлению Синода экзархата. Когда в 1990 году Русская Православная Церковь предоставила Украинскому экзархату статус самоуправляемой Церкви, это было связано с известными политическими процессами, приведшими к провозглашению независимости Украины, и было продиктовано соображениями пользы для развития украинского Православия. Аналогичные процессы протекали в те годы и в некоторых других бывших советских республиках: Молдавии, Латвии, Эстонии, где также были учреждены самоуправляемые Церкви в составе Московского Патриархата. Как самая крупная из частей Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации, обладающая многими епархиями, УПЦ получила дополнительные права широкой автономии. Как неоднократно свидетельствовал новопреставленный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , именно такой статус является оптимальным для УПЦ, и он создал все необходимые условия для ее свободного развития. — Что Вы ждете после избрания митрополита от действующих на Украине, но не признанных мировым Православием раскольнических структур — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, а также от Украинской греко-католической церкви? Возможны ли, на Ваш взгляд, конструктивный диалог, взаимодействие, какое-то единство с ними?

http://patriarchia.ru/md/db/text/3702651...

– А что же думают об этом внутри Украинской Православной Церкви? – Как показала состоявшаяся недавно в Киево-Печерской лавре встреча архиереев с президентом Украины и последующий Архиерейский собор, этот вопрос неактуален и внутри УПЦ. Нас сегодня волнует в первую очередь комплекс застарелых церковно-государст­венных вопросов, которые препятствуют выполнению миссии в обществе. Это проблема статуса юридического лица, который с 1918 года так и не возвращен Церкви. И законодательное обеспечение ее социального служения, и реституция церковной собст­венности, и преподавание «Закона Божия» в школах, и проблема налогообложения и тарифов для приходов и монастырей – все приравнено к промышленным предприятиям. Понимаете, в чем парадокс: власть на протяжении пятнадцати лет не дает нам покоя со статусом УПЦ в православном мире, но мало интересуется реальным положением Церкви в родной стране. – Значит, вопрос расширения автономии УПЦ не будет подниматься ближайшее время? – С 1990 года, согласно томосу, наш статус больше, чем автономная (независимая), и меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая) Церковь. Мы имеем свой Священный Синод, сами поставляем епископов, решаем все вопросы церковной жизни. Главное в Церкви – не статус, не форма административного устройства, а то, выполняет ли она свою спасительную миссию, предначертанную Господом. – Возможно, статус все-таки имеет определенное влияние в этом вопросе? Самостоятельная Церковь может выполнять свою миссию эффективнее. – Несмотря на все сложности и даже кровавые гонения, наша Церковь уже тысячу лет осуществляет миссию на этой земле. Ее таинства благодатны и спасительны, что признано всем христианским миром. – Но «границы» автономии все время «плывут» – то говорят о «широкой автономии», то о ее «сужении»… Так где же они теперь пролегают, эти границы? – Томосом 1990 года нам дана широкая автономия. С тех пор «границы» ее не менялись. Все канонические правила, которые существуют в отношении автономных Церквей, соблюдаются в отношении Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5003.html

В среде националистически настроенной украинской эмиграции продолжало сохраняться подобное отношение к " собору " 1921 г. Наиболее ярким примером апологии самосвятской лжеирархии и обновленческих по своему характеру новшеств, провозглашенных Липкивским и его соратниками, является " Очерк истории Украинской Православной Церкви " , написанный Иваном Власовским . Раскольничьи группировки, действующие сегодня на Украине - т.н. " Украинская православная церковь - Киевский патриархат " (УПЦ КП), возглавляемая преданным анафеме бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), и т.н. " Украинская автокефальная православная церковь " (УАПЦ), во главе которой ныне стоит лжемитрополит Мефодий Кудряков, - напрямую возводят свое происхождение к УАПЦ, провозглашенной в 1921 г. В связи с этим нынешние раскольники-автокефалисты стараются всячески подчеркивать свое утрированно благоговейное отношение к памяти самосвятского лжесобора. Так, например, раскольниками широко отмечалось 75-летие " Всеукраинского собора " 1921 г., в связи с чем в октябре 1996 г. ими была проведена посвященная ему " научная конференция " и опубликован сборник прозвучавших на ней докладов . Большинство из них было посвящено восхвалению " собора " 1921 г. как оказавшего исключительное влияние на рост националистических настроений на Украине, громко именуемых докладчиками " процессом национально-духовного возрождения " . Как образчик подобной риторики, полностью повторяющей традицию Липкивского, можно привести слова из доклада Леонида Пилявца: " ..Решения Всеукраинского Собора УАПЦ были судьбоносными. Они подняли Украинскую Церковь на качественно новый уровень развития " . В связи с сохранением подобного отношения к лжесобору 1921 г., равно как и по той причине, что националистические политики Украины продолжают активно использовать в своих интересах раскольническое движение, представляется вполне целесообразным рассмотреть, кого собственно представляли делегаты т.н. " Всеукраинского собора " 1921 г.? Был ли этот " собор " действительно " целиком свободным " и действительно церковным, как характеризуют его Липкивский и его последователи? И действительно ли, " никакие внешние силы не угнетали его, не влияли на его свободу " ? Думается, что первичное представление об этом может прежде всего дать рассмотрение состава делегатов " собора " , что мы и попытаемся предпринять.

http://pravoslavie.ru/29008.html

Вот только с тех пор этого никто так и не признал. " Македонская церковь " десятки лет находилась в изоляции, и до нее практически никому не было дела. А на просьбу Георге Иванова в 2018-м легализовать раскольников Фанар не ответил. Тогда он был занят Украиной. Те же тезисы Спустя два года украинский автокефальный проект забуксовал. ПЦУ признают всего три поместных церкви: помимо Константинопольской, Элладская и Александрийская. Сама раскольническая структура не расширяется — число приходов так и остановилось на отметке около семи тысяч. Более того, в результате внутренних разногласий ПЦУ покинул один из отцов раскола на Украине — " почетный патриарх " Филарет Денисенко. Автокефальная тема уже не интересует украинскую власть — Петр Порошенко не переизбрался на второй срок, а новый президент Владимир Зеленский демонстративно отстранился от религиозных вопросов. Все это идет вразрез с многочисленными обещаниями патриарха Варфоломея о " скором признании и укреплении " статуса " новой церкви " в мире. И в этот кризисный момент непризнанная " Македонская церковь " напомнила о себе. Правда, устами не верующих, а политиков. Причем абсолютно по схеме Порошенко: забросав Фанар письменными обращениями. " Православный народ нашей страны заслуживает церковной независимости и автокефальной Македонской православной церкви с благословения и по решению Константинопольского патриарха " , — написал патриарху Варфоломею премьер страны Зоран Заев. Такое ощущение, что текст Заеву подсунули советники Порошенко. Они же, видимо, подсказали схему, на которую должен клюнуть Фанар. Как сообщают греческие СМИ, македонские власти хотят отдать местную непризнанную церковь в юрисдикцию Константинопольского патриархата, чтобы тот ее легализовал. А потом даровать ей томос — грамоту об автокефалии. Какую-то часть приходов греки оставляют за собой. Точно такие же договоренности были два года назад между Порошенко и Варфоломеем. Камень преткновения Но, в отличие от Украины, с македонцами патриарх не торопится. Видимо, сильно обжегся в прошлый раз. Тогда его решение привело к крупнейшему за многие века расколу в православном мире. А разрыв с Русской православной церковью стоил ему десятков тысяч верующих, переставших ездить на Афон.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/12/fanar_...

Именно на основании этих законов был предан анафеме Филарет. В этом не было прихоти или симпатий-антипатий кого-то, кто принимал такое решение. В этом действии Церковь руководствовалась своими правилами, которые позволили ей просуществовать, как уже сказано, 2000 лет. Неканонической (то есть вне закона) Церковью на Украине является также т. н. " Украинская автокефальная православная церковь " . Единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это значит, что только с этой Церковью имеют молитвенное общение все остальные Православные Церкви во всем мире, в том числе и Вселенский патриархат. Со священником, например, из т.н. Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не будут сослужить православные ни в Греции, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, ни где бы то ни было, где существует Православие, разве что такие же раскольники, как они сами. Кстати говоря, действия Филарета по распространению своего раскола во всем православном мире являются беспрецедентными и не имеющими аналога в истории Церкви. История Церкви знает расколы, которые возникали в какой-нибудь отдельной Поместной Церкви. Филарет же пытается создать церковную структуру, параллельную Вселенской Церкви. Это выводит его раскол на совершенно новый уровень, на котором он начинает представлять опасность не только для одной какой-либо Поместной Церкви, но для всего Вселенского Православия. Исходя из этого, невозможно говорить о каком-то соединении Православной Церкви на Украине с раскольнической организацией Филарета. Единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине - это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол. Движение, связанное с т.н. " объединением Украинского Православия " , началось после смерти " патриарха " УАПЦ Дмитрия, который завещал своим сторонникам войти в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Необходимо отметить, что речь здесь не идет об автокефалии Украинской Церкви, а, наоборот, о потере " Украинской автокефальной православной церковью " своей, пусть и мнимой, автокефалии. Константинополь не заинтересован в том, чтобы предоставить еще одной Церкви автокефалию, но в том, чтобы присоединить к себе хотя бы часть Украинского Православия. Сторонники же " объединения Украинского Православия " мечтают об автокефалии. Сама по себе автокефалия как каноническое явление не несет в себе ничего плохого. Важно, чтобы она была получена законным способом. Согласно каноническому праву Церкви, ее не могут предоставить в одностороннем порядке ни Москва, ни тем более Константинополь. Предоставление той или иной Церкви автокефалии - это дело всех Поместных Церквей, всего Вселенского Православия. Это правило относится даже к предоставлению автономии.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

«Наконец, если следовать нормам Устава Русской Православной Церкви 2000 года, принятого полнотой епископата Московского Патриархата, Устав об управлении Украинской Православной Церкви 2007 войдет в силу только после того, как будет одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Несколько странно, что об этом факте не упомянуто ни в самом Уставе об управлении УПЦ, ни в одном из материалов Собора епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года». И эти «странности», по-видимому, являются лишь проявлением тех процессов, которые происходят среди членов единственной канонической Церкви на Украине. На эту тему можно привести ещё одну цитату, уже из другой статьи: «Внутри самой УПЦ МП протекают процессы, которые неизбежно ведут её в русло автокефалии. За 16 лет независимости Украины произошла смена поколений внутри епископата УПЦ. Значительная часть духовенства и прихожан ориентированы на ценности «помаранчевой» революции. Один из украинских архиереев еще в бытность архимандритом открыто сотрудничал с депутатской группой «За поместную украинскую церковь». Даже в среде украинских семинаристов, обучающихся в московских духовных школах, преобладают «помаранчевые» и автокефальные настроения» (Максим Хижий «Украинская Православная Церковь накануне автокефалии»). Есть и другие обстоятельства – как, например, проект созыва «Поместного Собора Украинской Православной Церкви», при том что сама она Поместной Церковью не является, и потому, следовательно, Поместных соборов созывать не может. Да и Устав Русской Православной Церкви предполагает только одно понимание словосочетания «Поместный Собор» – Собор Поместной Русской Церкви. Сюда же можно отнести совсем недавний факт, когда на официальном сайте УПЦ украинский перевод Рождественского послания Московского патриарха был опубликован с серьёзными купюрами, причём, читателя даже не предупредили, что текст публикуется с сокращениями. Иеромонах Тихон (Васильев) в статье «К вопросу об автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата» указывает и другие признаки, в числе которых «прибавление к титулу Киевского митрополита слов «и отца нашего», «отсутствие имени Патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии», «непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий» - вопреки, кстати, и Уставу РПЦ (8.7), и священным канонам .

http://radonezh.ru/analytics/chto-budet-...

В области межправославных отношений Русская Православная Церковь, твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с Автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности. Архиерейский Собор благодарит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за его вклад в упрочение всеправославного единства, особо отметив важность состоявшихся встреч Его Святейшества с Предстоятелями Поместных Православных Церквей в ходе их визитов в Русскую Православную Церковь. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный. Собор поддерживает усилия, которые в соответствии со священными канонами предпринимают архиереи, пастыри и верные чада Украинской Православной Церкви для уврачевания раскола и урегулирования существующих нестроений, отмечая особую роль Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и иерархов Украинской Православной Церкви в деле сохранения богозаповеданного церковного единства, чистоты православной веры и канонического церковного строя. Признано полезным продолжение братского сотрудничества и консультаций с Поместными Православными Церквами для дальнейшей консолидации усилий мирового Православия в противодействии богопротивному расколу и для обсуждения вопросов канонического характера в контексте церковной ситуации на Украине. Собор призывает уклонившихся в раскол к возвращению в спасительную церковную ограду и воссоединению с Матерью-Церковью, которая терпеливо ожидает своих заблудших чад. Выражая удовлетворение в связи с регистрацией Министерством внутренних дел Эстонии Устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Собор отмечает, что данное решение открывает возможности для справедливого урегулирования вопроса о закреплении имущественных прав этой Церкви в отношении используемых ею церковных зданий.

http://bogoslov.ru/article/374016

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010