Помимо главы ВПЦР прот. М. Мороза с 23 окт. 1921 г. орг-цией руководил на правах почетного главы «митрополит Киевский и всей Украины» В. Липкивский. 25-30 мая 1924 г. на Большом Николаевском собрании М. Мороза освободили от церковной деятельности. Избранный вместо него главой ВПЦР протодиак. Василий Потиенко смещен с должности вслед. т. н. кризиса 1926 г.: 31 июля весь состав ВПЦР был арестован, но вскоре освобожден, помещение на Владимирском подворье Софийского мон-ря в Киеве опечатано. Главой ВПЦР Большим собранием 25-30 окт. 1926 г. избран «епископ» Петр Ромоданов, «2-м Всеукраинским Православным Церковным Собором УАПЦ» 17-30 окт. 1927 г.- прот. Леонтий Юнаков, ставший последним руководителем Рады. 28 янв. 1930 г. на 1-м Чрезвычайном ликвидационном церковном Соборе УАПЦ «митрополит» Николай Борецкий и епископы подписали акт о самоликвидации этой Церкви. В дек. 1930 г. восстановлена деятельность укр. приходов под названием «Украинская Православная Церковь» и ВПЦР, в к-рую вошли только «митрополит» (глава) и 2 «священника» (казначей и секретарь). ВПЦР фактически прекратила свое существование в 1937-1938 гг., после ареста и репрессий, распространившихся на деятелей УАПЦ. В годы второй мировой войны, во время нем. оккупации Украины в кон. сент. 1941 г., восстановлена деятельность УАПЦ во главе с еп. Поликарпом (Сикорским) и ВПЦР по управлению ее ячейками. Ист.: Дiяhhя Всеукраïнського Правосл. Церковного Собору в м. 14-30 жовтня н. с. 1921 р. I: Канони Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви. II: Ухвали Собору в окремих питаниях життя Украïнськоï Церкви. К., 1921; Mapmupoлoriя Украïнських Церков: В 4-х т. Торонто, 1987. Т. 1. Украïнська Правосл. Церква. Док-ти, мат-ли, християнський самвидав Украïни. Балтимор; Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. Лит.: Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви: В 4 т. Нью-Йорк, 1977. К., 1998 Т. 4 (XX ст.). Ч. 1; Преловська I. ВПЦР - oprahiзaцiйhuй осередок УАПЦ (1917-1921)//Украïнський церк.-визвольний рух i утворення Украïнськоï Автокефальноï Правосл. Церкви: Мат-ли наук. конф. Киïв, 12 жовтня 1996 р. К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Укр. церк. автокефалии в XX в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в XX ст. М., 1997. С. 7-85. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/155552.html

Доклад, текст которого приводится ниже, огласил архимандрит Серафим (Гавриков). Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия». Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимым сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как Предстоятель Первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право: 1) почётного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares); 2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес; 3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного Собрания, или Синаксиса Православных Предстоятелей; 4) предоставления автокефалии и автономии, с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, – и, наконец, 5) Вселенский Патриарх как Предстоятель первого Престола Православной Церкви является неизменным стражем и гарантом как канонического порядка, так и успешного функционирования соборного и демократического устроения (σστημα) Православия. Любое ложное толкование, любая попытка переиначить вышеперечисленные привилегии чести Вселенского Патриархата в «первенство власти» искажает православную экклезиологию, уничтожает её соборное и демократическое устроение и привносит единоначалие власти в духе папизма, а Вселенского Патриарха превращает в Папу Востока, который будет ex cathedra («с кафедры») изрекать позицию Православной Церкви, не считаясь с мнением других Православных Предстоятелей. В подобных случаях холодно равнодушным не может остаться ни один епископ Православной Церкви. Его долг – преобразить пассивную тревогу в ответственное действие, возвыситься над самим собой и, руководствуясь архиерейской совестью, бескорыстно и бесстрашно выступить на борьбу с любым произволом, коль скоро этот произвол направлен против соборности Православной Церкви и грозит разделением Вселенскому Православию.

http://mospat.ru/ru/news/88052/

— Думаю, проблема очевидна всем: в духовную сферу жизни, в сферу религии вмешались исключительно с политической целью, попытались действовать там политическими инструментами и в результате потерпели поражение. Причем случилось это не в первый раз в истории Украины. Искреняя вера в то, что для национальной самостоятельности страны необходимо искусствено оторвать от Русской Церкви нашу Украинскую Церковь, была свойственная части политиков и раньше. В 1917–1918 годах при поддержке сперва Центральной Рады, а потом петлюровской Директории уже пытались создавать «Украинскую автокефальную церковь». В этом участвовал ряд видных украинских интеллектуалов, например, приват-доцент Иван Огиенко, ставший затем самопровозглашенным митрополитом, или родной племянник Симона Петлюры, также посвятивший себя делу строительства независимой украинской Церкви. Но чем это кончилось? Насилием и враждой, которая дала о себе знать затем и в годы гражданской, и в годы Великой Отечественной войн. Случившееся в 1992 году стало повторением тех событий. Государство вновь поддержало неканоническую группу, отделившуюся от Украинской Церкви в надежде создать на ее месте независимую автокефальную структуру. Но за двадцать лет успех так и не был достигнут. Мировое Православие так и не признало новую структуру, а любые ее успехи очевидно совпадают с теми моментами истории, когда ее поддерживал административный ресурс. Конечный результат — трагедия Украинской Церкви. Я никогда не забуду того, как в первые годы независимости возле храмов шли настоящие боевые действия, как милиция силой выгоняла на улицу священников и прихожан. До сих пор перед глазами стоит картина: храм в моем родном районе. Простая пролетарская окраина Киева. Милиция силой отобрала храм на улице Островского, выгнала священника. Внутри пусто — максимум два-три человека — а община молится рядом во дворе, под снегом и в темноте. В этой картине была какая-то колоссальная скорбь и в то же время невероятная сила: пожилые люди и молодежь вместе молятся со свечами в руках на холоде и их постепенно заносит метель...

http://foma.ru/sudba-czerkvi-ne-delo-pol...

«В русле замены старых кадров некоторые из т.н. " стариков " были отправлены на покой или выдавлены из Украины, других переводили под надуманными и даже сфабрикованными предлогами в епархии " районного " масштаба, а иных неугодных — в отдалённые от столицы области. Кадровая политика (по суждениям независимых наблюдателей) преследовала цель укрепления роли небольшой, но активной и " перспективной " про-автокефальной группы клириков в Киевской Митрополии в целях капитуляционного " патриотического объединения " УПЦ с церковно-политическими организациями — УПЦ-КП и УАПЦ», - продолжил митрополит. «Практически в Украинской Православной Церкви готовился административный антиуставный " переворот " : создание параллельного Священному Синоду УПЦ контролирующего органа протестантско-пресвитерианского типа (возможно, на случай кончины предстоятеля УПЦ МП)», — пишет митрополит. «Стараниями про-автокефальной группы в Киевской Митрополии того периода, на волне политического лозунга лидера одного из расколов — " Независимой державе — независимую церковь " , в нецерковных СМИ формировался идеологический миф о якобы решительной приверженности Блаженнейшего Митрополита Владимира " священной " идее разрыва административно-канонических отношений самоуправляемой УПЦ с патриаршей РПЦ, миф, который эксплуатируется ими и доныне», - отмечает автор статьи. «При этом митрополиту Александру (Драбинко) нецерковные СМИ успели усвоить титул " лидера " , якобы мощного про-автокефального иерархического движения в УПЦ, которого просто нет, - пояснил митрополит. - " Если Москва – это Третий Рим, то Киев – это второй Иерусалим, который подревнее северо-белокаменной столицы! " — таков, пожалуй основной тезис про-автокефального " политического православия " . В русле этой схемы идеологи автокефалии УПЦ продвигали идею т.н. " равноправного диалога " и братания с экстремистами-раскольниками без всяких предварительных условий и на фоне продолжающихся захватов ими храмов УПЦ. Одновременно делались попытки дискредитировать первосвятительские визиты Святейшего Патриарха Кирилла к православным верующим Украины, которые, с подачи " инсайдеров " внутри Киевской Митрополии, характеризовались в некоторых СМИ как попытки распространения идей т.н. " Русского мира Кремля " на Украину, противопоставляя последнему " Мир украинский " (с медиа-подачи главы украинцев-католиков Верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука)».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/23/v_...

в) Автономная Церковь получает Святое Миро от Автокефальной Церкви. г) Епископы автономной Церкви избираются и поставляются её компетентным церковным органом и подсудны ему. В случае, если для автономной Церкви это совершенно невозможно, она получает помощь от Автокефальной Церкви, к которой она относится. † Вселенский Патриарх Кир Варфоломей, Председатель † Патриарх Александрийский Кир Феодор † Патриарх Иерусалимский Кир Феофил † Патриарх Сербский Кир Ириней † Патриарх Румынский Кир Даниил † Архиепископ Кипрский Кир Хризостом † Архиепископ Афинский и всея Эллады Кир Иероним † Митрополит Варшавский и всея Польши Кир Савва † Архиепископ Тиранский, Дурресский и всея Албании Кир Анастасий † Архиепископ Прешовский и всея Чехии и Словакии Кир Ростислав ДЕЛЕГАЦИЯ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА † Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев † Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан † Старец-Митрополит Пергамский Иоанн † Старец-Архиепископ Американский Димитрий † Митрополит Германский Августин † Архиепископ Критский Ириней † Митрополит Денверский Исаия † Митрополит Атлантский Алексий † Митрополит Принкипонисский Иаков † Митрополит Приконисский Иосиф † Митрополит Филадельфийский Мелитон † Митрополит Галльский Эммануил † Митрополит Дарданелльский Никита † Митрополит Детройтский Николай † Митрополит Сан-Францисский Герасим † Митрополит Киссамский и Селинский Амфилохий † Митрополит Корейский Амвросий † Митрополит Селиврийский Максим † Митрополит Адрианопольский Амфилохий † Митрополит Диоклийский Каллист † Митрополит Иеропольский Антоний (Глава Украинских Православных в США) † Архиепископ Тельмисский Иов † Архиепископ Харупольский Иоанн, Глава Патриаршего Экзархата Приходов Русской Традиции в Западной Европе † Епископ Нисский Григорий (Глава Карпаторусских Приходов в Юрисдикции Вселенского Патриархата в США) ДЕЛЕГАЦИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА † Старец-Митрополит Леонтопольский Гавриил † Митрополит Найробский Макарий † Митрополит Кампальский Иона † Митрополит Зимбабвийский и Анголийский Серафим

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/avto...

В письмах Патриарха Александрийского Феодора от 12 января и от 14 февраля 2022 г. на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви содержались угрозы «извержения из сана» митрополита Клинского Леонида. На оба послания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил ответ (письма от 18 января и от 5 марта 2022 г.). В последнем письме Святейший Владыка, в частности, заявил Патриарху Феодору, «что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными». 22 ноября 2022 г. Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение «об извержении из сана» митрополита Клинского Леонида». Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. постановил: «Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными» ( журнал 129 ). Место работы: Александрийская Православная Церковь (Предстоятель)   E-mail: goptalex@tecmina.com Web-caйm: www.patriarchateofalexandria.com Portal publications Патриархия.ru Выступление Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора на заключительном заседании Архиерейского Собора [Greetings and addresses] Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского [Greetings and addresses] Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Соборов, подобных Критскому, будет еще много [Interview] Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор: Я отдал России свое сердце [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198241...

В письмах Патриарха Александрийского Феодора от 12 января и от 14 февраля 2022 г. на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви содержались угрозы «извержения из сана» митрополита Клинского Леонида. На оба послания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил ответ (письма от 18 января и от 5 марта 2022 г.). В последнем письме Святейший Владыка, в частности, заявил Патриарху Феодору, «что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными». 22 ноября 2022 г. Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение «об извержении из сана» митрополита Клинского Леонида». Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. постановил: «Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными» ( журнал 129 ). 16 февраля 2024 г. Синод Александрийского Патриархата принял решение об «извержении из сана» и.о. Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина . Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 12 марта 2024 г. постановил считать «незаконным и недействительным» это решение ( журнал 30 ). Страна: Египет Город: Александрия Web-caйm: www.patriarchateofalexandria.com E-mail: info@patriarchateofalexandria.com Предстоятель: Феодор II, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки (Хорефтакис Николас)

http://patriarchia.ru/db/text/134420.htm...

О том же предупреждает 12-е правило Святых Апостолов: «Если какой-либо клирик или мирянин, отлученный или отвергнутый, уйдет и будет принят в другом городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший, и принятый». 4-е правило Антиохийского Собора гласит: «Всех состоящих в общении с ними [с изверженными из сана Собором] следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение». Запрещают принимать в общение отлученных и многие другие канонические постановления (I Всел. 5; Апост. 11; Карфаг. 9 и др.). Вашему Блаженству хорошо известно, что справедливо наложенные на основателей украинского раскола и их последователей прещения были признаны всеми Святейшими Православными Церквами, в том числе письменно Вашим приснопамятным предшественником Патриархом Александрийским Парфением III, и в дальнейшем никогда и никем не подвергались сомнению в православном мире. Согласно священным канонам и многовековой церковной практике, принятие в Церковь украинских раскольников возможно только после их покаяния и воссоединения с той Поместной Церковью, от которой они отпали, то есть с Украинской Православной Церковью. Раскольники на Украине, как известно, не принесли покаяния и не воссоединились со своей Церковью. Объявив об их признании, а затем и вступив с ними в евхаристическое общение, Вы вслед за ними уклонились в раскол и по строгости приведенных выше канонов подлежите равному с ними отлучению. Именно по этой причине многие клирики Александрийской Церкви были вынуждены оградить себя от общения с Вами и искать канонической защиты у нашей Церкви. Что касается Вашей угрозы извергнуть из сана Преосвященного митрополита Клинского Леонида , которого Священный Синод нашей Церкви назначил экзархом Африки, то она лишена всяких оснований в церковном праве. Епископ или клирик одной автокефальной Церкви неподсуден суду другой автокефальной Церкви. Канонические правила, на которые Вы ссылаетесь (I Всел. 8; IV Всел. 12), не подкрепляют Ваши угрозы и неуместны, поскольку посвящены совершенно другим вопросам. Священные каноны строго запрещают епископу вмешиваться в дела другой епархии. И если они запрещают ему даже принимать чужого клирика, у которого не окажется представительной грамоты от своего епископа (см. Апост. 33; I Всел. 16 и др.), то как могут разрешить ему судить его, и притом накладывать высшую меру наказания, каковой является извержение из сана? В связи с этим заявляю Вам, что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5906354...

– Сегодня много говорят про создание единой поместной церкви, и нужно отметить, что эта идея принадлежит политикам. Мне самому трудно понять, какое значение вкладывают политики в термин " поместная церковь " . Потому что поместная церковь уже существует на Украине, она существует с момента крещения Руси святым князем Владимиром. – Каковы сегодня отношения Украинской Православной Церкви с “киевским патриархатом” и “украинской автокефальной церковью”? – У нас сегодня нет диалога, и не может быть диалога с " киевским патриархатом " . Чтобы устранить раскол, нужен единый путь. Те, кто отошли от Церкви, они должны вернуться через покаяние. Не перед Москвой покаяние, а покаяние в первую очередь перед Богом, и перед теми канонами, которые нарушены. С “украинской автокефальною церковью” переговоры велись. В 1997-98 годах была создана совместная комиссия. От нашей Церкви ее возглавлял нынешний митрополит Днепропетровский Иреней, состоялось несколько заседаний, однако, к сожалению, раскол, который потом начался в “автокефальной церкви”, заставил прекратить переговоры. – А почему Украинская Православная Церковь ведет переговоры с “автокефальной церковью”, однако отказывается от диалога с “киевским патриархатом”? – Дело в том, что нынешний глава “киевского патриархата” Денисенко не имеет священнических достоинств, прав, он мирянин, поэтому для нашей Церкви он не является патриархом, стороной для переговоров. С анафематствованным Денисенко мы не можем не только молиться, но и даже общаться на бытовом уровне. В “автокефальной церкви” никто не был предан анафеме. И хотя сегодня мы не признаем их титулов, они могут быть стороной для переговоров. Точно также мы общаемся, допустим, с протестантами на дискуссионном уровне. – Как относится Православная Церковь к возможному появлению греко-католического патриархата на Украине? – Предоставление статуса патриархата в стране, где уже существует церковь, где есть церковные структуры, означает, что параллельный патриархат отрицает благодать, которую имеет сейчас Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/4580.html

— В своих выступлениях президент Порошенко очень жестко высказывается в отношении России и Русской Церкви. Как оценивает эти заявления Русская Православная Церковь? — На днях президент Украины Порошенко заявил, мол, у нас появилась церковь, которая не молится за Путина, за российскую армию и российский народ. Но на самом деле Украинская Православная Церковь никогда не молилась ни за Путина, ни за российский народ, ни за российскую армию. За каждым богослужением в каждом храме Украинской Православной Церкви возносится молитва «о стране нашей, о властех и воинстве ея». А для ее верующих «страна наша» — это Украина. И власти, за которых молятся украинские православные верующие, — это президент Украины, а не президент России. И армия, молитва о которой звучит в этих храмах, — украинская, а не российская армия. К сожалению, президент Порошенко не захотел это услышать, хотя каноническая Церковь неоднократно во всеуслышание заявляла об этом. И члены Украинской Православной Церкви — это люди, которые родились в Украине, которые имеют украинский паспорт и любят свою страну. Это не какие-то иностранные агенты, проживающие на территории Украины. Поэтому когда спикер Верховной Рады Парубий, который является по вероисповеданию греко-католиком, но участвовал в сборище в Софии Киевской, предлагает переименовать Украинскую Православную Церковь в Российскую Православную Церковь в Украине, надо понимать, что это наименование не соответствует самопониманию епископата, клира и верующих канонической Церкви. Они не являются членами Российской Церкви. Российской Церкви вообще не существует — есть Русская Православная Церковь, чья каноническая юрисдикция простирается на пятнадцать государств, и в каждом из этих государств молятся за свои власти, за свой народ и за свою армию. — Мы видим, что раскольнический патриарх Филарет продолжает сам себя называть патриархом. Как это может допускать Вселенский или любой другой Патриархат? Разве это не скандал для всего Православия? — Решение, которое было принято 15 декабря в Киеве и получило поддержку в Константинополе, стало следствием компромисса, достигнутого за счет очень сложных переговоров, которые вели разные стороны этого процесса. В частности, для Константинопольского Патриарха было важно отстранить от управления создаваемой «автокефальной церковью» лжепатриарха Филарета Денисенко, потому что это слишком скандальная фигура. Президент Порошенко взял на себя миссию не допустить его к руководству новой структурой, но сам Филарет вовсе не собирался и не собирается отказываться ни от незаконно присвоенного себе патриаршего титула, ни от других привилегий.

http://patriarchia.ru/db/text/5326907.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010