Шувалову, её президенту И.И. Бецкому, князю А.А. Вяземскому и сенатору А.А. Нарышкину (все они скончались в конце 1790-х годов). С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея – ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых. В частности, там погребена герцогиня Курляндская Евдокия (рожд. Юсупова), жена П.Бирона (1747-1780). В 1866 году под Благовещенской церковью, в её западной части, устроили ещё семь могильных мест. В алтарной части было решено возобновить надгробные плиты лиц, принадлежавших к императорскому дому. Первоначальные памятники не сохранились, и историк Н.Г. Устрялов провёл специальную исследовательскую работу по выяснению, кто же именно и в какой части церкви был похоронен. В результате в 1868 году в полу у алтарной ступени было уложено семь однотипных мраморных плит, выполненных в мастерской А.А. Трискорни по рисунку архитектора А.А. Пуаро. Несколько ранее, в 1859 году, по инициативе внука полководца была заменена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов». Очевидно, к этому же времени относится и соседняя мраморная плита дочери князя А.Д. Меншикова герцогини А.А. Бирон (ум. 1736). Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж». В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования... Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И.П. Мартоса: И.Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е.Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.».

http://sobory.ru/article/?object=05273

Храня благодарную память о подвигах святого князя, наш народ посвящал ему монастыри, храмы и часовни в России и других странах мира. И сегодня в рамках Программы строительства православных храмов в Москве уже возведено три храма в честь Александра Невского, еще один храм строится. Полагаю, что особое внимание государственных структур и общественных институций должно быть обращено к местам, неразрывно связанным с именем великого князя: Переславлю-Залесскому, Великому Новгороду, Владимиру и Городцу, где он завершил свой земной путь. И, конечно, одним из важнейших центров, к которому обращены наши сердца с молитвой к святому, является Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, где с 1724 года почивают его святые мощи, торжественно перенесенные из Владимира, как все мы знаем, императором Петром Первым. Хотел бы поблагодарить Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за его внимание к нуждам Лавры — одного из важнейших не только духовных, но и культурно-исторических, просветительных центров России. Александро-Невская лавра — это место, с которого начался Петербург. И ведь это тоже символично — со святого места, с места почитания великого князя стала созидаться Северная столица России. С течением времени народное почитание святого князя не угасало, а только росло. Особенное отношение к Александру Невскому у российских военнослужащих, считающих его своим небесным покровителем. В прошедшем году икона благоверного князя, написанная специально для главного храма Вооруженных Сил России — собора во имя Воскресения Христова, — была принесена в десятки храмов в городах по всей России, и тысячи верующих военнослужащих смогли поклониться почитаемому образу. Убежден, что активная деятельность военно-просветительского центра при главном храме Вооруженных Сил принесет благие плоды в деле воспитания защитников Отечества, и дай Бог, чтобы эти плоды были достойны великого святого. Говоря о защитниках Отечества, нельзя не обратить внимание на наше казачество с его самобытной культурой. Находясь на рубежах великой страны, они своей жизнью свидетельствовали о верности Православию и о любви к России, к Родине, а оказавшись на чужбине после трагедии ХХ века (напомню, что сегодня потомки казаков проживают более чем в 40 странах мира), казаки стремились сохранить свои традиции, строили храмы, воспитывали детей в православной вере. Тем более и в наших странах важно всемерно способствовать воспитанию казачьей молодежи как верных защитников веры и Отечества.

http://pravoslavie.ru/139331.html

В Киеве жил в Печерском Монастыре и ходил учиться на Подол в Братский Монастырь. С 1722-го года он был иеродиаконом Змиевского Монастыря, приписного к Киево-Печерской Лавре. Здесь в 1726-м году он был посвящен преосвященным Белгородским Епифанием (Тихорским), в епархии коего находился Змиевский Монастырь, во архидиакона. В завещании преосвященный Епифаний, скончавшийся в 1731-м году, указывал, как на жолательного своего преемника, после иеромонаха Никодима, на архидиакона Феодосия. Но, взамен избрания на архиерейскую кафедру, Феодосий получил из Петербурга предписание впредь именоваться не архидиаконом, а иеродиаконом. В 1733-м году он вызван был в Петербург для объясненишя по делу о завещании преосвященного Епифания. В 1736-м году быд назначен игуменом Ахтырского Свято-Троицкого Монастыря и здесь оставил по себе добрую память благоукрашением храмов. В 1742-м году переведен в Сергиевскую Свято-Троицкую Лавру. Здсь он обратил на себя внимание Императрицы и был назначен в Петербург. Хиротония его состоялась в придворной церкви, в присутствии Государыни, 10-го марта 1745-го года 2938 . После пятилетнего святительствования в Петербурге архиепископ Феодосий скончался 22-го апреля 1750-го года, в 9-м часу утра. Погребен в Благовщенской церкви у правого клироса 2939 . Он имел от Государыни драгоценный наперсный крест, с ее вензелем, усыпанный алмазами и яхонтами. Крест пожалован Государыней Монастырю. Проданное его имущество принесло Монастырю около 160-и рублей 2940 . Преосвященный памятен заботами о благоукрашении храмов, о благочинии среди духовенства, об обучении детей духовенства. Преемником, ему был архиепископ Сильвестр. Архиепископ Сильвестр происходил из Малороссийского знатного рода. Отец его был бунчуковым товарищем. В ряду родных его рода были прославившийся верностью Престолу Кочубей и Малороссийский гетман Данииил Павлович Апостол. Архиепископ Сильвестр, в мире Симеон Петрович Кулябка, родился в Лубнах. Год рождения указывается различно, 1701-й и 1704-й. Образование получил в единственном тогда в Малороссии высшем учебном заведении – Киевской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Особо знаменательно, что и Южный полюс планеты теперь охраняется русским православным храмом Святой Живоначальной Троицы, воздвигнутым в 2004 году рядом с российской станцией Беллинсгаузен в Антарктиде. С этого времени там служат священники из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Великое освящение храма состоялось 14 февраля 2014 года. Для понимания пути троичного устроения русской истории важно отметить, что именно Пресвятой Троице посвящены две лавры, существующие в современной России и являющиеся одновременно двумя главными средоточиями высшего богословского образования: это Свято-Троицкая лавра близ Москвы, основанная преподобным Сергием Радонежским, и Александро-Невская Свято-Троицкая лавра в Санкт-Петербурге. Когда в начале своего духовного подвига около 1340-45 годов преподобный Сергий в пустыни воздвиг храм во имя Пресвятой Троицы, он тем самым подтвердил и одновременно закрепил верность изначально избранного на Руси пути государственного строительства. Сознательность своего храмоздательного выбора святой Сергий подтверждал потом как сам лично, так и через своих учеников, духовных последователей. Так, в 1365 году он сам, выполняя просьбу великого князя Димитрия Донского , как пишет В.О. Ключевский, «отправился в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей братьев Константиновичей, и на пути, мимоходом, он нашел время в глуши Гороховского уезда, на болоте при реке Клязьме, устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм Святой Троицы» . Среди духовных преемников святого Сергия особо прославились тайновидцы Пресвятой Троицы и строители Троицких монастырей преподобные Александр Свирский (+1433) и Макарий Желтоводский (+1444), нередко изображающиеся на иконах именно как созерцатели видения Пресвятой Троицы. Наряду с храмоздательным почитанием Пресвятой Троицы преподобный Сергий благословил и образно-иконописное почитание Триединого Бога. Опять же, он не был первым в этом делании, но он существенно развил, богословски обосновал и утвердил иконное почитание Пресвятой Троицы в том виде, как оно распространилось и сохранилось вплоть до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/72311.html

Церковь была закрыта 10 декабря 1932 г. Советские власти решили устроить в здании Никольской церкви крематорий. В 1934 г. здесь проходили испытания печи для сжигания трупов. Однако испытание не было успешным и церковь долгое время использовалась для складов и мастерских. В начале мая 1985 г. она была вновь освящена после капитального ремонта и реставрации. Теперь в церкви проходит ранняя литургия. http://palmernw.ru/lavra/lavra_nick.html Комментарии и обсуждение В годы советской власти в Никольской церкви был крематорий. Когда в 1985 году ее вернули лавре, времени и средств заниматься ее тщательной реставрацией, не было. Год назад лавра, набравшись сил, средств и терпения, одела церковь в леса. Анастасия Николаевна Пикалова, ген. директор ЗАО «Пикалов и сын»: «Мы полностью сделали переборку обоих крылец, что тоже мы не предполагали, но состояние оказалось, к сожалению, плохим, мягко говоря. Мы сделали много непредвиденных работ и кровлю целиком перекрыли, изменили всю решетку. Кровлю тоже не предполагалось, вот визуально мы так вскрыли, казалось, что все хорошо. Но когда стали работать, состояние оказалось удручающем, поэтому так долго и получилось». Чтобы в точности повторить утраченный крест, пришлось искать его во всем мире. Единственная фотография нашлась в Нью-Йорке, в президентской библиотеке. Эти сложности останутся за кадром для тех, кто будет приходить в восстановленный храм. Источник: сайт телеканала " СОЮЗ " О том, до какой разрухи была доведена к концу 1970-х гг. эта маленькая церковь, можно судить по тому, что ее восстановление заняло пять лет. Передача здания епархии состоялась летом 1980 г., освящение же церкви митрополит Антоний (Мельников; + 29.05.1986) совершил 22 апреля 1985 г., накануне празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Никольская церковь и восстанавливалась тогда в память погибших на войне и при блокаде Ленинграда. Но это скоро забылось - в 1990-х гг. началось строительство многих и многих храмов, связанных с военной тематикой. Однако есть одно малоизвестное церковно-историческое событие, о котором всегда будет напоминать скромная Никольская кладбищенская церковь Александро-Невской лавры. В 1985 г., в год ее освящения, было принято правительственное постановление " О льготах участникам и инвалидам Отечественной войны - служителям культа и работникам религиозных организаций " . Только через 40 лет после окончания войны предусмотренные действующим законодательством льготы были распространены на граждан СССР, " отделенных от государства " . Ранее этого юбилея даже те священники-патриоты, кого в свое время наградили медалью " За доблестный труд в Отечественной войне " , никакими льготами не пользовались, а лишь выплачивали государству чудовищные налоги.

http://sobory.ru/article/?object=05278

А пока, русские люди, берегите свои капиталы: зачем их бросать на ветер? Нашим читателям Известный моим читателям редактор-издатель еженедельного листка “Свет истины”, обругавший меня “псом, бессмысленно лающим”, “сатаною”, “сыном диавола”, Илья Алек­сеев, поведает теперь своим читателям, что “суд Божий наказал обидчика (т. е. меня) пожиз­ненным лишением трудоспособности, а суд человеческий наказал обиженного (т. е. его, г. Алексеева) заключением под стражу на 6 недель”. Что разумеет он под “лишением, да еще пожизненным, трудоспособности” – Бог его ведает. Вероятно то, что я, по слабости моего здоровья, просил Святейший Синод уволить меня от управления епархией, на что Святей­ший Синод милостиво и соизволил, но тогда же ему было благоугодно не только засвидетель­ствовать о моей “трудоспособности”, но и использовать оную назначением меня постоян­ным членом сего высшего церковного учреждения. Милостью Божией укрепившись силами, я возвращаюсь в Петербург, чтобы принять участие в занятиях Святейшего Синода и Государственного Совета, и надеюсь, при помощи Господа, посвятить свои силы, на свободе от дел епархиального управления, служению Церкви Христовой тою “трудоспособностью”, которой, милостью Божией, я еще не лишен, как говорит г. Алексеев. Со свойственною только сектантам нетерпимостью и дерзостью он предвосхищает себе “суд Божий” и – смею сказать – дерзает клеветать на Самого Господа Бога, якобы лишившего меня трудоспособ­ности в наказание за мое предупреждение читателей относительно его, г. Алексеева, которого и С. Синод, в своем определении от 13–23 апреля сего года за 3089, признал одним из “главных распространителей киселевской секты”. Будем надеяться, что “молодой иерей”, которого, по словам г. Алексеева, “Господь прислал к нему”, разъяснит ему, как опасно ста­новиться на сторону сектантов и предвосхищать суд Божий, да еще над епископом. Прошу моих читателей и сотрудников “Троицкого Слова” все письма, касающиеся литературной стороны издания, с 10 октября направлять по адресу моему: Петербург, Александро-Невская лавра, а касающиеся хозяйственной стороны сего дела (т. е. подписки, высылки журнала и других изданий Сергиевой Лавры) – в редакцию “Троицкого Слова”, Сергиев Посад, Московская губерния, Лавра. Кстати: контора редакции просит меня предупредить читателей, чтобы желающие возобновить подписку на будущий год благоволили высылать оную заблаговременно, во избе­жание замедления в высылке, вследствие скопляющихся в конце года требований. Условия подписки – те же. Читать далее Источник: Мои дневники/архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-./Вып. 3. 1912 г. - 1915. - 190 с. - (Из " Троицкого Слова " : 101-150). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В Благовещенском храме (в нем – экспозиция Музея городской скульптуры) находится могила генералиссимуса российских войск князя А. В. Суворова-Рымникского. В некрополе XVIII b. погребены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. Л. Боровиковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, художники А. А. Иванов , П. А. Федотов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, В. М. Кустодиев и многие другие деятели культуры. В соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как «Коммунистическая площадка». После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм лавры в 1946 году. Новый митрополит Ленинградский, Григорий (Чуков), ходатайствует перед светской властью и о возвращении Свято-Троицкого собора, но безуспешно. Только в 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения собора Церкви. Возрождение лавры началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий Собор был передан Русской Православной Церкви и стал приходским храмом города Ленинграда. В конце 1994 года Священный Синод благословил начать возрождение обители. Летом 1995 года был частично передан «Духовской» корпус, где и поселилась немногочисленная монашеская братия. В апреле 1996 года началась передача митрополичьего, «Духовского» и «Просфорного» корпусов. В ноябре 1997 года лавра начала жить полноценной монашеской жизнью. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1285  чел. Всего просмотров 67 млн.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Кроме того, предлагалось члена Собора архим. Моисея перевести в другой монастырь, а благочинного иеромонаха Стефана, библиотекаря и архивариуса архим. Макария, свечника иеромонаха Серапиона и помощника благочинного иеромонаха Арсения освободить от должности. Для «приведения в порядок расстроенного хозяйства Лавры» настоятелю поручалось образовать под своим председательством особую временную комиссию из числа братии, членов Хозяйственного управления и синодального контроля [v] . Почти все указания Синода были вскоре выполнены. 21 декабря Духовный Собор постановил сохранить свое временное присутствие, исключив из него архим. Моисея и иеродиак. Товию, добавив бывших до мая 1917 г. членами Собора архим. Гедеона, иеромон. Всеволода и, проведя выборы еще двух новых членов от чередных иеромонахов (они вскоре избрали иеромон. Антония I) и иеродиаконов (выбравших иеродиак. Корнилия). Временное исполнение должности наместника было возложено на помощника председателя Собора архим. Авраамия (Чурилина). Другим своим постановлением от 2 января 1918 г. Духовный Собор назначил на должности уволенных от исполнения членов братии новых насельников: библиотекарем и архивариусом архим. Неофита, казначеем иеромон. Гурия, благочинным иеромон. Антония I, экономом иеромон. Платона. Еще 27 сентября 1917 г. новым духовником обители вместо убитого иеромонаха Филарета был избран уважаемый насельниками бывший смотритель Киновии иеромонах Гавриил (Стефановский). К 1918 г. братия монастыря уже пополнилась целой группой выдающихся представителей ученого монашества – кандидатов богословия, недавно закончивших Духовные Академии, некоторые из которых даже были профессорскими стипендиатами. К ним относились иеромонахи Гурий (Егоров), Иннокентий (Тихонов), Нектарий (Трезвинский), Серафим (Якубович) и др. [vi] Таким образом, Лавра вступила в пору безбожных гонений преобразованной и обновленной, что во многом помогло ей выстоять и просуществовать до 1933 г. – значительно дольше всех других главных монастырей на территории Советской России.

http://bogoslov.ru/article/3021404

С сент. 1922 по окт. 1923 г. лавра принадлежала обновленцам (см. обновленчество ), с окт. 1923 по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть - обновленцам, в 1928-1931 гг. часть храмов принадлежала РПЦ, часть - иосифлянам . В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной гос-ва, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен заключены договоры с прихожанами отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений. В 1957 г. Свято-Троицкий собор А.-Н. л. был передан РПЦ, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей С.-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская ц. Летом 1995 г. С.-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым и. о. наместника А.-Н. л. был назначен епархиальный духовник архим. Кирилл (Пачис), осенью 1996 г. и. о. наместника стал архим. Назарий (Лавриненко; утвержден в должности наместника 17 апр. 1997 г., 28 мая 2009 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 12 марта 2013 г. решением Свящ. Синода еп. Назарию присвоен титул " Кронштадтский " ). 14 сент. 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 нояб. 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апр. 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства С.-Петербургской епархии, города и руководства ЦНИИ «Прометей», к-рому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений РПЦ. Фактически же к нач. 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, к-рые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митр.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Статья кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Ольги Владимировны Томашевич и кандидата исторических наук, научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгении Александровны Анохиной приурочена к празднованию в 2022 г. 200-летия дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном и посвящена событию столетней давности — Первому Всероссийскому съезду египтологов в Москве. 1920-е гг. явились для тогда еще молодой российской египтологии настоящим испытанием: умерли или уехали из страны многие ученые не только старшего, но и младшего поколений; порвались связи с западноевропейскими коллегами; чувствовалась острая нехватка специальной научной литературы — и все это на фоне тяжелой экономической ситуации в стране, боровшейся за выживание. Несомненно, Первый Всероссийский съезд египтологов стал знаковым моментом в процессе формирования научного египтологического сообщества в СССР. Он был созван 17–20 августа 1922 г. по инициативе Всероссийской научной ассоциации востоковедения и Центрального института востоковедения в Москве. Авторы по имеющимся источникам восстанавливают события съезда (состав участников, список докладов и постановлений), которые показывают, что, несмотря на все трудности, египтология в России того времени активно развивалась и в обществе чувствовался интерес к культуре Древнего Египта. Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова. 26 декабря 2023 Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из самых больших православных центров, куда сегодня стремятся многие паломники. История ее возникновения тесно связана с историей России, для многих лавра была символом победы — неслучайно место, где находится обитель, когда-то называлось «Виктори». Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Витальевича Шкаровского, в которой подробно повествуется о том, как монастырь был основан и как стал центром духовного просвещения.

http://bogoslov.ru/topic/25117

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010