Церковь Святителя Николая на Никольском кладбище. 1861–1863 годы, Григорий Карпов. Завершена научная реставрация фасадов, ликвидированы последствия ошибочных решений во время реставрации 1980 х годов. Ансамбль каре Монастырского двора — сердце архитектурного комплекса Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Собор Пресвятой Троицы с двумя соединительными флигелями . 1776–1790 годы, Иван Старов (последняя реставрация 1957–1960 годы). В пустовавшем последние десятилетия объеме подземной церкви (крипте) оборудован крестильный храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с большой купелью для полного погружения. Заканчивается капитальный ремонт с элементами общевосстановительных и реставрационных работ кровли, сводов, малых куполов, арок Покровского и Никольского приделов, а также главного алтаря (временно алтарь с главным престолом и жертвенником вынесен на солею). Создано мозаичное изображение Святой Троицы на алтарной апсиде восточного фасада Колокольни . Обе башни оснащаются новым набором из 15 колоколов. Кроме того, здесь воссоздаются исторические часы и система механического звона (курант). Духовской корпус . 1717–1725 годы, Доменико Трезини; 1722–1733 годы, Теодор Швертфегер (реконструирован в 1958 году) Капитально отремонтированы фасады. Заменены столярные изделия, остекление обходной галереи выполнено по оригинальному первоначальному проекту. Феодоровский корпус . 1722–1733 годы, Теодор Швертфегер; 1741–1751 годы, Пьетро Трезини (последняя реставрация с реконструкцией 1961–1962 годы). Воссозданы исторические фасады, в бывшем зале кавалеров Ордена Александра Невского устроена монастырская трапезная. Заканчивается формирование иконостасного ряда в храме во имя преподобного Серафима Вырицкого. Церковь преподобного Исидора Пелусиота . 1890–1891 годы, Григорий Карпов (последняя реконструкция 1946–1947 годы). Церковь святого князя Феодора Новгородского и Святителя Николая Чудотворца. 1741–1750 годы, Пьетро Трезини; 1755–1761 годы, Карл Росси и Михаил Расторгуев (пристройка) (последняя реставрация 1959–1965 годы).

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandro...

14 декабря 1917 г. наконец последовал указ Синода о результатах состоявшейся в мае–июле всесторонней ревизии обители. Проводившая ее комиссия выявила ряд злоупотреблений со стороны лаврского начальства, в частности, со стороны скончавшегося летом 1917 г. бывшего наместника архимандрита Филарета. В указе отмечалось: «Произведенная ревизия с одной стороны указывает на весьма несоответственное состояние религиозно-нравственной и духовной жизни Лавры, с другой – весьма многочисленные случаи нарушений со стороны бывших членов Духовного Собора Лавры и должностных лиц установленных по заведованию денежным и материальным имуществом Лавры правил и полную бесхозяйственность, проявленную теми же лицами, причем были открыты и прямые злоупотребления». Для исправления положения Синод предписывал провести целый ряд мер в различных областях лаврской жизни: «Обратить особливое внимание на упорядочивание богослужений и требоисправлений, строго держаться церковного устава, проводить решительные меры против поспешности, небрежности и сокращения в совершении божественной литургии, молебнов и панихид и вывести из употребления лаврскими хорами певчих песнопений итальянского стиля, а ввести в лаврское употребление пение строго церковного характера… озаботиться широкой организацией за лаврскими богослужениями проповеди, религиозно-нравственных чтений и бесед с народом… озаботиться привлечением в состав братии Лавры ученого монашества, оказывая этому всякое содействие и помощь… учредить новый особый орган для упорядочения обширного и сложного хозяйства Лавры и для заведования и отчетности по оному под наименованием Хозяйственного управления Лавры» [iv] . В указе содержались и административные распоряжения: Лавра оставалась в непосредственном ведении Синода, священномученик епископ Прокопий (Титов) назначался настоятелем с освобождением от должности викария Елисаветградского; казначея архим. Геннадия, эконома иеромонаха Афанасия и члена Духовного Собора о. Товию предписывалось уволить с должностей, перевести в другие монастыри и «вчинить дело о их неблагоповедении».

http://bogoslov.ru/article/3021404

В результате он получил от Государыни ответ, что преосвященный Феофилакт может остаться на прежней кафедре, «а о переведении его, преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, при самом окончании того его доклада», Государыня Императрица «изволила объявить, что впредь Ее Величеством, по рассуждении, указ учинен будет». Преосвященный Феофан объявил об этом в заседании Святейшего Синода 7-го июля 1889 . Святейший Синод встревожился таким оборотом дела об архиепископе Феофане, как «бы об оном в Новгородскую епархию его переведении не произошло от Ее Величества Государыни Императрицы к синодальному правительству о неисполнении по выше объявленным именным указам какого мнения», и решил о сообщении архиепископа Феофана письменно довести до сведения кабинет-секретаря Макарова, «чтоб у него в незабытной о том памяти содержалось», а вместе с тем и «требование синодальное такое объявить, дабы о учинении окончательного о переведении оного преосвященного Феофана, архиепископа Псковского, в Новгородскую епархию указу», «усмотря благоприятное время», «доложено было от него» Государыне 1890 . «Написанное в Кабинет из Синода известие» об этом было послано к Макарову с синодальным секретарем. Василием Тишиным. 9-го июля Макаров лично прибыл в Синод и «объявил, что «того ему на письме принять и по нему Ее Величеству докладывать не возможно, понеже что тот его доклад будет на известной ему именной Ее Величества указ», «а усмотря удобное время Ее Величеству о том он будет докладывать словесно» 1891 . 10-го июля, в субботу, будучи в Троицком соборе за обедней, Государыня решила дело окончательно. Она повелела «объявить всенародно» о бытии преосвященному Феофану архиепископом Новгородским, а преосвященному Феофилакту, оставаясь на Тверской кафедре, был вторым вице-президентом в Синоде, что «того же числа в том же Троицком соборе после литургии и исполнено, а именно: пред молебном, когда их преосвященства и весь священный чин были среди церкви во священных одеяниях, а Ее Императорское Величество на своем обыкновенном месте, тогда чрез протодиакона Анфиногена Иванова объявлено таковым образом: Преосвященный Феофан, архиепископом Псковской, Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода вице-президент.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью. Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания. Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения. Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением  именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/658786.htm...

6 августа отдел юстиции предъявил новое требование – передать ему расписку Госбанка (от 14 июля 1917 г. о принятии от Лавры в залог процентных бумаг на 592400 руб.) и 68275 руб. залоговых сумм, еще находившихся в казнохранилище монастыря. Накануне, 5 августа, отдел прислал комиссию для проверки приходно-расходных книг и финансовой деятельности Духовного Собора обители. Комиссия не смогла выявить никаких даже малейших злоупотреблений. Лаврский капитал по документам составлял 2010755,5 руб.: по книге экономических сумм – 960550 руб., братских сумм – 722933,5 руб., церковных сумм – 256137 руб., богодельных сумм – 10560 руб., залоговых сумм – 55625 руб. и переходящих сумм – 2950 руб. На все эти суммы братия представила документы (в том числе акт о сдаче комиссару кладбищ 120700 руб.) и процентные бумаги. К 12 августа двухмиллионный лаврский капитал перешел к отделу юстиции. Обители оставили лишь небольшую сумму наличных денег, которая на 1 июля составляла 21711,6 руб. В акте комиссии от 5 августа отмечалось: «За отходом арендных статей финансовое положение Лавры оказалось весьма затруднительным, и работы по Лавре исполняются преимущественно самой братией, а неотложные расходы производятся за счет церковных сумм». Из финансового отчета за июль 1919 г. действительно видно, что доход за месяц составил 96061 руб.: от церковных сумм 64205 руб., а экономических – 31856 руб., причем за 177 погребений на Никольском кладбище было выручено 15340 руб. Расход же за июль равнялся 70989 руб . Переход многих лаврских рабочих и служащих (например, кладбищенских сторожей) на государственную службу стал причиной ликвидации их Контрольного комитета. Еще в середине марта 1919 г. председатель комитета Н. Гусев именовал себя комиссаром Лавры и конфликтовал с не признающим его в этом качестве Духовным Собором, а 24 марта в обитель поступило отношение экономического отдела совета 1-го городского района об упразднении Контрольного комитета. Правда, братии еще около двух лет приходилось иметь дело и порой серьезно конфликтовать с созданным в конце 1918 г.

http://bogoslov.ru/article/3045404

Наместник Лавры лично во время отпусков посетил около 200 храмов, в альбоме опубликовано большое количество фотографий его авторства. Владыка Назарий обратился со словами благодарности к издателям. Первый том подготовлен издательством Александра Зимина, там был разработан дизайн всего издания. Второй том вышел в издательстве «Арт Деко» под руководством Натальи Феофановой. Отдельную благодарность владыка Назарий выразил фотографам, которые, в большинстве своем безвозмездно, предоставили свои работы. Архипастырь напомнил, что Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Центром всероссийских торжеств станет Александро-Невская лавра. Владыка упомянул печальный факт: в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре нет ни одного храма или престола, посвященного святому. «В нынешней Благовещенской церкви на втором этаже ранее находился храм святого Александра Невского, но в 1933 году он был закрыт. Сейчас и Благовещенская церковь находится в ведении Музея городской скульптуры. Лавра молится о возвращении храма в состав обители и обретении исторического престола в честь святого князя», — сообщил архиерей. Наместник Александро-Невской лавры рассказал о принципах систематизации храмов в каталоге. Владыка также отметил, что при подготовке издания в него приходилось вносить изменения в связи с появлением новых храмов: «В третьем томе, посвященном утраченным храмам в честь Александра Невского, мы добавили приложение с действующими новыми храмами в честь святого, которые появились уже после публикации первых двух томов. Это свидетельствует о том, что повсеместное почитание святого Александра Невского укореняется в Русской Православной Церкви». Отвечая на вопросы гостей о храмах в честь святого князя за рубежом, епископ Назарий рассказал о храме в Бизерте (Тунис). В 1930-е годы моряки своими силами построили церковь в память о Русской эскадре, благодаря которой в дни крымской катастрофы спаслись десятки тысяч русских беженцев. С 2006 года над храмом в честь святого князя в Тунисе шефствует Александро-Невская лавра. При участии монастыря в храме был произведен ремонт, пошиты облачения для священнослужителей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5398059...

Церковь Лазаря Четверодневного в наше время по-прежнему не действует. Как видно на фотографиях, на ней даже нет креста. ЛИТЕРАТУРА: 1. Александро-Невская Лавра. Архитектурный ансамбль и памятники некрополей. Л., " Художник РСФСР " , 1986. 2. В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Том первый. Издательство Чернышева, СПб, 1994. 3. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник. Под общей редакцией Б.М. Кирикова. " ПИЛИГРИМ " , СПб, 1996 Церковь Праведного Лазаря Александро-Невской лавры Старейшее кладбище Лавры, Лазаревское, основано в 1716 году. Оно получило название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря, сооруженной в 1718 году для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны вблизи алтаря деревянного Благовещенского храма, самого старого в обители. История монастыря начинается со дня освящения Благовещенской церкви, 25 марта 1713 года. В 1780-е годы Лазаревская церковь была перестроена и расширена, а строительство Надвратной церкви и каменной ограды определило окончательные границы кладбища. На Лазаревском кладбище похоронены: ученый М. В. Ломоносов, писатель Д. И. Фонвизин, архитекторы А. Н. Воронихин, И. Е. Старов; адмирал В. Я. Чичагов, председатель совета министров С. Ю. Витте и многие другие известные деятели России. Захоронения продолжались вплоть до 1919 года, в 1923 году кладбище было закрыто для посещения. В 1931 году было принято решение о превращении Лазаревского кладбища в музей - Некрополь XVIII века. По описи 1935 года на кладбище насчитывалось 1503 надгробия, но затем более трети из них были признаны не имеющими художественной ценности и уничтожены, в основном надгробия конца XIX - начала XX вв., а также захоронения церковнослужителей. На освободившиеся местабыли перенесены надгробия и останки с других кладбищ города. В настоящее время Некрополь XVIII века и здание бывшей Лазаревской церкви находятся в ведении Музея городской скульптуры.

http://sobory.ru/article/?object=05275

Предстоятель Иерусалимской Церкви поклонился Казанской иконе Божией Матери. Настоятель протоиерей Павел Красноцветов рассказал об истории Казанского собора, отметив, что освященный в 1811 году храм тесно связан с историей Дома Романовых и судьбой России. Особо он остановился на истории одной из главных святынь Санкт-Петербурга –— чудотворного списка Казанского образа Царицы Небесной. В свою очередь Блаженнейший Владыка с радостью отметил, что в Патриаршем храме в Иерусалиме есть точный список Казанской иконы. «С детских лет и поныне мы поклоняемся этой иконе, — сказал он. — Встреча с ней сегодня — благословение для нас, потому что она является также и нашей покровительницей». Далее Блаженнейший Владыка посетил собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-Крови), в котором ныне размещается музей. У места, где был смертельно ранен император Александр II, иерусалимская делегация пропела «Вечную память». Блаженнейший Патриарх Феофил благословил присутствовавших в храме. Под колокольный звон Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви прибыл в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру , где у Троицкого собора его встречал наместник обители епископ Кронштадтский Назарий с братией. Блаженнейший Патриарх поклонился раке с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Приветствуя высокого гостя, владыка Назарий отметил: «Нынешний год для нас особенный: Александро-Невская лавра празднует 300-летие, и важным событием этого памятного года стал Ваш визит». На молитвенную память наместник Александро-Невской лавры подарил Иерусалимскому Патриарху икону Божией Матери «Невская Скоропослушница», написанную в монастырской мастерской. Обращаясь к епископу Назарию, братии и всем верующим, собравшимся в храме, Блаженнейший Феофил, в частности, сказал: «Мы очень взволнованы теплым приемом, который оказал нам наш собрат Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также уважаемые владыки и отцы, которые нас принимали, и благочестивый русский народ. Мы имели благословенную возможность сослужить Святейшему Патриарху Кириллу как в историческом Успенском соборе Московского Кремля, так за Литургией после освящения Никольского собора в Кронштадте. У нас была возможность посетить русский Афон — монашеское братство Валаамского монастыря. Сегодня, находясь в Санкт-Петербурге, мы посетили святыни, связанные с судьбой русского народа, для которой было характерно как распятие, так и воскресение. Поистине, миллионы русских людей стали сосвидетелями, сомучениками той крови, которую пролил Господь Иисус Христос. Они стали сосвидетелями Голгофы — места распятия Господа в Иерусалиме, а также места погребения и воскресения Его.

http://patriarchia.ru/db/text/3007744.ht...

По его оценке, при проведении этих работ первостепенное значение имеет качество реставрации, а не стремление завершить ее к дате празднования. Самым сложным объектом, с точки зрения воссоздания интерьера, А. Одинцов назвал Духовскую церковь, которая использовалась в том числе для погребений до начала XX века и в которой в 1881 году отпевали писателя Федора Достоевского. «Это церковь, которая в течение советского периода четыре раза перестраивалась, от ее внутренних интерьеров не осталось ничего. Этот храм — один из значительнейших храмов Лавры, который нуждается не просто в воссоздании, а именно в научной реставрации и приспособлении (научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия)», — отметил он. Еще одним сложным, с точки зрения многоплановости работ, объектом А. Одинцов назвал Свято-Троицкий собор — главный храм монастыря. «Его настоящая реставрация была в 1957 году, и нужно понимать, что она тогда проводилась в условиях экономии и торопливости. [Ремонт] был сделан хорошо, качественно, но за 65 лет он действительно исчерпал свой ресурс», — рассказал собеседник агентства. «К 300-летию (Лавры), к 2013 году, мы сумели переломить тот процесс, когда она быстрее разрушалась, чем мы ее успевали восстанавливать. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда мы можем подхватить те начинающиеся разрушительные процессы и превентивно привести в порядок, чтобы нам этого ремонта хватило действительно на десятилетия вперед. Если мы не сделаем сейчас ремонтных работ, если мы не продумаем будущее Лавры, она придет в аварийное состояние», — сказал А. Одинцов. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — старейший монастырь Санкт-Петербурга, уникальный комплекс памятников архитектуры XVIII-XIX веков. Он был основан по указу Петра I в 1713 году. В 1797 году обитель получает статус лавры.  В XX веке Лавра была закрыта, ее помещения переданы нецерковным организациям, а множество предметов искусства, ценных предметов интерьера и священных реликвий были изъяты. Возрождение обители началось лишь в конце XX века. Монастырь возрождается под руководством епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко), ставшего наместником Лавры в 1996 году.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5660564...

В Санкт-Петербургской епархии действуют 4 монастыря - 2 мужских (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра и Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь) и 2 женских (Воскресенский Новодевичий и Константино-Еленинский). Они включают в себя 3 подворья в женских монастырях и 1 скит Александро-Невской лавры.  В 2013 году было открыто 11 новых приходов, 8 новых приписных храмов, 4 новых часовни, 2 новых молитвенных помещения. 9 часовен были преобразованы в храмы. В настоящее время в Санкт-Петербургской епархии насчитывается 195 приходов, 126 приписных храмов, 22 монастырских храма, 103 часовни (включая монастырские) и 6 молитвенных помещений.  В настоящее время в епархии служат 4 архиерея и 651 человек штатных священнослужителей (из них 498 священников, 153 диакона). В 2013 году в епархии рукоположено 72  священнослужителя (30 священников, 42 диакона). Хочется отметить, что в 2013 году проводились большие ремонтно-восстановительные работы в помещениях Санкт-Петербургского епархиального управления. Вы сами видите, что отреставрирована парадная лестница, ведущая в Синий зал Митрополичьего корпуса. На лестнице восстановлена настенная живопись, изображающая святых нашей епархии. Исторические изображения дополнены образами новопрославленных угодников Божиих. Также ведутся большие работы по реставрации фасадов. К числу особо значимых событий церковной жизни относится и решение о передаче Санкт-Петербургской епархии Воскресенского Смольного собора, имеющего статус собора всех учебных заведений где, несмотря на совместное использование собора приходом и музеем, уже сейчас возобновлены ежедневные богослужения. Передача собора даст возможность активизировать приходскую жизнь и полноценное окормление учащейся молодежи. В связи с празднованием в этом году 400-летия Дома Романовых из Костромы к нам прибудет чудотворый образ Феодоровской иконы Божией Матери, который будет со 2 по 6 декабря 2013 года находиться в восстановленном Феодоровском соборе у Московского вокзала. Сообщаю также еще об одном предстоящем радостном событии: в наш город прибудут со Святой горы Афон дары волхвов, которые будут находиться с 14 по 17 января 2014 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=406...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010