Также при открытии и освящении памятника присутствовали председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Российского военно-исторического общества — помощник Президента России В.Р. Мединский и губернатор Псковской области М.Ю. Ведерников. Глава российского государства приветствовал собравшихся на церемонии открытия. Также к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании церемонии В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл осмотрели часовню во имя святого князя Александра. Вечером того же дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. Город Санкт-Петербург и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра стали центром общероссийских и общецерковных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. 12 сентября 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверного князя Александра Невского, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Его Святейшеству сослужили постоянные и временные члены Священного Синода: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; митрополит Челябинский и Миасский Алексий; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; а также: епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство Санкт-Петербурга и Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

Церковь во имя свт. Николая ссоружалась по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Церковь с деревянным куполом строилась по проекту Григория Ивановича Карпова в течении двух лет. Храм казался чересчур скромным, и потому в 1896 году гражданский инженер Л. П. Андреев разработал проект новой постройки в византийском стиле. Но он так и не был реализован. Существующая ныне Никольская церковь представляет собой небольшую, с единственным луковичным куполом постройку, поднятую на высокий подклет, в котором была устроена семейная усыпальница Русановых. Стоит сказать, что петербургский лесопромышленник, купец Николай Русанов, выделил средства на строительство Никольского храма (как нетрудно догадаться, посвящение храма Святителю Николаю Мирликийскому здесь неслучайно). Также в дар церкви Н. И. Русановым были приобретены и принесены ризница и вся церковная утварь. Свято-Никольская церковь представляет собой кубический объём со скошенными углами и поясом кокошников под кровлей, водружён на высокий подклет с крыльцом, ведущим к входу. Окружающий храм Никольский некрополь был одним из самых дорогих и престижных в Петербурге. Об этом говорят посетителю пышные семейные склепы, массивные надгробья, выполнявшиеся лучшими мастерами своего дела. С конца XIX столетия северо-западный участок Никольского кладбища, отделённый от остальных могил Архиерейской дорожкой, служил местом погребения монахов Александро-Невской Лавры и петербургских митрополитов. После революции Никольское кладбище подверглось варварскому переустройству. В глазах большевистских деятелей оно не представляло исторической ценности. Некоторые склепы просто были разграблены. Печальную судьбу кладбища разделила и Никольская церковь. 10 декабря 1932 года её закрыли, а чуть позже попытались храм прспособить под крематорий: в 1934 году здесь уже испытывались печи для сжигания трупов. Испытания провалились, и церковь стали использовать под склад. В 1985 году её вернули Церкви, а в начале мая того же года она была вновь освящена после капитального ремонта и реставрации. Ныне в храме проводятся ранние литургии и панихиды. В непосредственной близости от Никольской церкви находятся могилы историка и этнографа Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992), первого мэра города А. А. Собчака, депутата Государственной думы Галины Старовойтовой и др. В настоящее время это единственное действующее место захоронения при Александро-Невской лавре.

http://sobory.ru/article/?object=05278

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». ...11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам». На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.

http://elitsy.ru/holy/1998/

  «…И чтим образ твой святый» Богослужебные иконы святого благоверного князя Александра Невского из храмов Санкт-Петербургской митрополии Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра . До 12 июля Четыре десятка образов святого князя размещены прямо в недавно освобожденном Музеем городской скульптуры пространстве верхнего Александро-Невского храма Благовещенской лаврской церкви. Свои иконы сюда предоставили многие храмы Санкт-Петербурга и окрестностей, в частности Казанский кафедральный собор, Воскресенский Смольный собор, Троицкий Измайловский собор, Константино-Еленинский женский монастырь, Александро-Невский храм в Усть-Ижоре. Специально для выставки петербургский иконописец Алексей Крейдун создал авторский список с написанного им ранее образа Александра Невского, находящегося в углуб­лении за ракой в Троицком лаврском соборе.  Вернулась в Благовещенскую церковь — пускай хотя бы и в виде полиграфической копии — необыкновенная по своим художественным качествам и мастерству исполнения икона святого благоверного князя, созданная лаврским насельником архидиаконом Серафимом (Вавиловым), расстрелянным и погребенным в Бутово, ныне прославленным Церковью в лике преподобномучеников. После закрытия монастыря оригинал иконы оказался в петербургском Князь-Владимирском соборе, где и пребывает поныне.   Воин и святой  Санкт-Петербург, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. До ноября Экспозиция знакомит с военным делом на Руси XIII столетия и старинным бытом Новгородской земли. Представлено множество предметов материальной культуры Руси и Западной Европы — как подлинники, так и выполненные на основе исторических исследований из аутентичных материалов реконструкции (макеты каролингского и византийского мечей и даже нательные крестики той эпохи). Комплекс боевого снаряжения и вооружения древнерусского воина и его коня обнаружен археологами при раскопках Изяславля — одного из центров Галицко-Волынской Руси, уничтоженного монголо-татарами в 1240 году.   История России глазами художников

http://e-vestnik.ru/analytics/dovmontov_...

В настоящее время налаживаются плодотворные отношения сотрудничества и взаимопонимания. Заключено новое Соглашение о сотрудничестве комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви. Представители комитета в полном составе принимают участие в мероприятиях Отдела: весенняя епархиальная коллегия и Рождественские чтения Северо-Западного федерального округа поддерживают другие проекты Отдела и участвуют в них. В 2013 году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра отмечала 300-летний юбилей. И этот год стал особым для Петербурга. Санкт-Петербургской митрополией и комитетом по образованию был определен цикл мероприятий по подготовке праздничных торжеств. Так, с марта по октябрь 2013 года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга было проведено шесть с половиной тысяч занятий и лекций, посвященных юбилейной дате, в которых приняли участие более четырех тысяч педагогов и более двухсот тысяч учащихся. Методические разработки к занятиям по 300-летию Александро-Невской лавры и 400-летию дома Романовых предоставил методический кабинет ­ОРОиК. По инициативе Владимирского округа в Центральном благочинии эти уроки проводили священнослужители. В рамках историко-краеведческого конкурса «Святыня Петербурга», посвященного памятному событию, для учащихся были организованы экскурсии в обитель. Сроки проведения экскурсий приурочены к празднованию Дня перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург и заключению Ништадтского мира. В связи с 750-летием со дня смерти святого благоверного князя Александра Невского в ноябре 2013 года АППО и комитетом по образованию Санкт-Петербурга был объявлен конкурс сочинений, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры. В состав конкурсных комиссий вошли в том числе представители Санкт-Петербургской митрополии. Выступая на Знаменских чтениях 2014 году, председатель комитета по образованию Жанна Воробьева отметила: «Высока воспитательная роль реализуемого с 2009 года проекта “Уроки добра в образовательном пространстве Санкт-Петербурга”. Фактически это два конкурса, объединенные одним названием, детский и педагогический. Творческие работы школьников отражают их размышления о справедливости, добре, чести, об истинных ценностях жизни. Участие в конкурсе способствует формированию нравственной личности, знакомит ребят с историей и культурой России, помогает им определить свои нравственные позиции в современном мире». Проект «Уроки добра» посвящен святым покровителям Северной столицы. Академия постдипломного педагогического образования (АППО)

http://e-vestnik.ru/society/a_larchik_pr...

Как отмечает С.В. Булгаков в книге " Русские монастыри в 1913 году " , на северо-западной колокольне находился замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный в лавру из Иверского монастыря в 1724 году. На другой, юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. " Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста " с их признаками " . Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны - святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой - святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа. В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых " . С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Планировка храма сочетает базиликальную и центрально-купольную, в результате чего в плане храм имеет форму латинского (четырёхконечного) креста. Скульптурные украшения собора были созданы скульптором Ф.И. Шубиным. Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Световой барабан купола имеет шестнадцать окон. Иконостас по плану И.Е. Старова выполнен из белого итальянского мрамора в форме полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Иконы Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после Успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.

http://sobory.ru/article/?object=05272

Несмотря на то, что на теплоходе были славяне из разных стран, в том числе католики и протестанты из Польши, Чехии, Словакии, да и из православных стран было немало делегатов-атеистов, Всеславянский съезд можно с полным правом назвать духовным паломничеством. Уже с самого начала был задан нужный православный настрой, перед открытием первого заседания съезда на теплоходе состоялся молебен, который организовал игумен Кирилл (Сахаров), отправившийся вместе с делегатами из Москвы. Отец Кирилл также предложил организовать для желающих утреннее и вечернее правило. К сожалению, в Ярославле он нас покинул, поскольку его пригласил на юбилейные торжества митрополит Старообрядческой Церкви Корнилий. Но его инициативу подхватил иеромонах Александро-Невской Лавры Серафим (Рахунок). Вместе с отцом Серафимом мы отслужили молебен с чтением акафиста в трех духовных центрах Северной Фиваиды: в Александро-Свирском монастыре у раки с мощами преподобного Александра Свирского, в Валаамском монастыре у раки с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских и в Троицком храме Александро-Невской Лавры у мощей святого благоверного князя Александра Невского в последний день заседания съезда. Была еще и молитва у мощей преподобного Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре. Эти молебны с чтением акафистов собирали довольно много людей, для которых Всеславянский съезд был не только важным общественным делом, но и формой духовного единения славян. Хотелось бы отметить и внимание к Славянскому съезду со стороны наших архиереев. В Кижах по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) нас встретил настоятель тамошней церкви, который приветствовал делегатов в храме, зачитав приветственное слово владыки митрополита , а перед входом в церковь славянских делегатов встречали хлебом-солью. Тепло встретили участников съезда и в Угличе, где по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора (Казанова) нас также встретили хлебом-солью и приветственными речами. По благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины) у ворот Александро-Свирского монастыря славянских делегатов встретил благочинный обители с братией. Теплый прием оказала участникам съезда Александро-Невская Лавра по благословению ее наместника епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/08/to...

О жизни Санкт-Петербургской епархии узнают телезрители в Екатеринбурге. Передачи о религиозной, культурной и научной жизни Петербурга планирует выпускать екатеринбургский православный телеканал «Союз». Это решение было принято в ходе визита в Санкт-Петербург делегации от Екатеринбургской епархии во главе с архиепископом Викентием. Руководитель телеканала протоиерей Димитрий Байбаков специально прибыл в Петербург по приглашению архиепископа Тихвинского Константина для освещения выпуска в Санкт-Петербургских Духовных школах 17 июня. На Дороге Жизни появится часовня. 17 июня строительство благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Часовня в память погибших на блокадной Дороге Жизни будет возведена в поселке Осиновец Ленобласти и приписана к храму иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице. В ближайшее время начнутся проектные работы. Часовня будет посвящена иконе Божией Матери «Взыскание погибших» и станет частью мемориального комплекса «Ладожская Волна», создаваемого усилиями фонда Защитников невского плацдарма. Александро-Невская Лавра вновь засияла крестами. Завершились реставрационные работы на колокольне главного храма Лавры - Свято-Троицкого собора, начатые еще 15 февраля. 19 июня в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры состоялась торжественная презентация проекта. Предыдущий ремонт высотных конструкций собора проводился к трехсотлетию дома Романовых в 1913 году. Позолоту на куполах последний раз обновляли в 1957 году. Главным спонсором реставрации является компания «Петрохолод - пищевые технологии». По словам председателя Совета директоров компании Константина Худолея, следующим ее шагом станет восстановление Надвратной церкви Лавры во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». В Ассоциации «Покров» - прибавление. 20 июня в Санкт-Петербургской Духовной академии состоялось заседание Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», посвященное подведению итогов работы за второе полугодие 2006-2007 учебного года. На этот раз в Ассоциацию вступили три новых члена - Северо-Западная академия государственной службы, Кадетский артиллерийско-ракетный корпус и Уральский институт бизнеса и права. Всего в состав Ассоциации в настоящее время входят свыше 30 военных и гражданских вузов. За успешную работу исполнительный директор Ассоциации, декан Психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, профессор Виктор Васильевич Семикин был награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Вручил орден президент Ассоциации архиепископ Тихвинский Константин.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Помимо голода и болезней насельники Лавры страдали и от привлечения к принудительным работам и трудовой повинности со стороны властей. 20 января 1920 г. в Духовный Собор поступил рапорт эконома иеромонаха Серафима о рассмотрении вопроса «О трудовой повинности братии, необходимой по декрету и принуждению Комбеда». Соответствующее решение принял наместник архим. Николай: «Эконом составит список братии, могущей работать по очистке от снега и льда аллей, составит расписание и объявит от имени Духовного Собора о времени работ» [iv] . Лишь к концу гражданской войны институт принудительного труда стал отмирать, и власти начали идти на некоторые уступки. В частности, 31 июля 1920 г. Комиссия по правильному использованию труда и освобождению от трудовой повинности выдала удостоверение, что священнослужители Лавры архидиакон Варлаам (Макаровский) и иеродиакон Серафим (Вавилов) должны быть освобождены от повинности «в кануны церковных двунадесятых праздников и кануны воскресных дней». 3 сентября 1920 г. отдел юстиции Петроградского совета известил расположенное вблизи Лавры 12-е участковое квартальное бюро, что «духовных лиц, не занятых культом» не следует привлекать к общественным работам на виду у публики, а священнослужителей «занятых культом» вообще не следует привлекать к таким работам (впрочем, такая инструкция уже издавалась отделом юстиции 1 августа 1919 г. и заметного воздействия не оказала) [v] . В отличие от периода 1918–1919 гг., в 1920 – начале 1922 гг. активных репрессий против насельников Александро-Невской Лавры не было, хотя секретный надзор за ними осуществлялся. Так, в донесении одного из осведомителей ГПУ в январе 1922 г. говорилось: «Наместник Лавры два месяца совсем не служил, затем служил не часто, и никаких серьезных проповедей не произносил. В Крещение, так как митрополит не служил в Лавре, наместник служил в Духовской церкви и сказал проповедь на дневное евангелие, очень ловко перешел на дровяной вопрос, дороговизну, несостоятельность правительства и т.д. Слушатели плакали, находили, что он сказал очень трогательно, николаевки же потом бегали и восхищались его «необыкновенно смелой проповедью». Доказательство, что уследить за содержанием проповеди по ее теме чрезвычайно трудно, и что понимается она совершенно различно. Только власть патриарха может направлять проповеди» [vi] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

3 июня 1989 года из Музея истории религии и атеизма в Свято-Троицкий собор были возвращены мощи святого Александра Невского. В настоящее время в соборе находятся многие почитаемые верующими святыни. Перед главным собором монастыря находится " Коммунистическая площадка " , в 2009 году переименованная в Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы кронштадтского мятежа, старые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры - таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на Коммунистической площадке были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил. http://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki.html Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта Александро-Невской лавры. Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753-1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента. Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776-1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора. Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков " Русские монастыри в 1913 году " ). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик.

http://sobory.ru/article/?object=05272

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010