Бари (Италия). После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Ни­колая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослуш­ницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фе­доровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослуш­ницы». В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.). С 1938 по 1958 годы икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божи­ей Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

В 1750 году в Александро-Невской церкви была установлена для мощей святого Александра Невского серебряная рака весом триста пудов. Это уникальное произведение было изготовлено по эскизу Г.Х. Грота при участии скульптора И.Ф. Дункера, живописца Л.Каравакка, лепщика А.Мартелли и др. Рака находилась в Александро-Невской церкви до окончания строительства Свято-Троицкого собора, в правый придел которого её поместили в 1790 году (с 1922 года рака экспонируется в Эрмитаже). Нижнюю церковь освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1725 года. В том же году близ иконостаса Благовещенской церкви по приказу Петра I были перезахоронены из Лазаревской усыпальницы останки его сестры и сына – царевны Натальи Алексеевны и царевича Петра Петровича. В восточной части усыпальницы, находятся их напольные надгробные плиты. Сохранились и самые старые в Петербурге белокаменные резные надгробия супругов Ржевских (1720-е годы). В 1764-1765 годы с западной стороны церкви сделали каменную лестничную пристройку, очевидно, по проекту И.Росси, руководившего тогда строительством. Деревянные полы в Благовещенской церкви были заменены каменными плитами лишь в 1791 году. До этого времени роль надгробных знаков в усыпальнице выполняли эпитафии, помещавшиеся на стенах. Две такие плиты, отлитые из бронзы и сообщающие о погребении графа А.П. Апраксина (ум. 1725) и графа П.И. Ягужинского (ум. 1736), сохранились в музее. На левом западном пилоне установлена мраморная плита-эпитафия близ места погребения принцессы А.И. Гессен-Гомбургской (рожд. кн. Трубецкой, ум. 1755). На симметричном пилоне – мраморная плита с латинским текстом, говорящим о том, что «холодный камень согрет слезами супруга погребённой», имя которой не указано. Лишь недавно исследователь С.В. Фомин доказал, что это эпитафия княгине Е.Д. Голицыной (ум. 1761), дочери княгини А.И. Трубецкой (Гессен-Гомбургской) от первого брака с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. В июле 1762 года в центральной части усыпальницы был погребён внук Петра I император Петр III.

http://sobory.ru/article/?object=05273

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина " Спаситель Благословляющий " Антониса ван Дейка, " Воскресение Христово " Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон. Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова. Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " . Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

http://sobory.ru/article/?object=01557

Вскоре последовали санкции властей, но так как часть сбора все же была уплачена, они конфисковали 30 апреля пять из семи лаврских домов на Невском пр. – 151, 153, 163, 173 и 177. Впрочем, угроза для остальных домов не исчезла, их обложили новым налогом на имущество, который следовало уплатить к 15 октября. При этом стоимость обслуживания зданий быстро росла, и летом 1918 г. расходы на их содержание в 2 раза превышали доходы от сдачи квартир. Естественно обитель не могла уплатить требуемых налогов, и 22 ноября были конфискованы все лаврские дома в Рождественской части. 1 декабря 1918 г. наместник был вынужден подписать акт о передаче Комиссариату городского хозяйства последнего жилого здания по Шлиссельбургскому пр., 1/3 . Несколько дольше в собственности Лавры оставались ее кладовые, амбары и земельные участки, арендная плата за которые составляла основной источник доходов монастыря в 1918 г. В частности, 26 апреля Духовный Собор постановил сдать в аренду на 6 лет участок близ Киновии товариществу Невского судостроительного завода «Рабочий огородник», «так как после социализации земли лаврские земли подвергаются опасности захвата со стороны разных организаций и лиц» [iv] . В связи с резким ухудшением экономического положения 7 марта 1918 г. Духовный Собор учредил комиссию для рассмотрения вопроса о немедленном сокращении расходов во главе с недавно назначенным помощником председателя Собора архимандритом Иерофеем (Померанцевым). 15 марта ее рапорт был рассмотрен Собором, а затем утвержден митрополитом. Сокращения коснулись прежде всего вольнонаемных служащих, также была закрыта портняжная мастерская при ризнице, введен точный учет количества порций на кухне, приезжим стали разрешать жить в обители не более одной недели, а прибывшим для ученых занятий – проживать только срок, указанный митрополитом. Новые насельники теперь могли приниматься в Лавру лишь на освободившиеся места, живших в гостинице и в помещениях над покоями наместника переселили в пустующие кельи и т.д.

http://bogoslov.ru/article/3041971

Где находится музей? Напротив Троицкого собора Александро-Невской лавры в Митрополичьем корпусе. Сколько залов он занимает? 4 зала, в том числе галерея наших правящих архиереев и Патриархов, небольшой отдел современного искусства. Вход в музей будет свободным? Он будет открыт для всех желающих, но сейчас помещения находятся в стадии реставрации. В настоящее время формируются фонды. Откуда берутся экспонаты? Часть экспонатов хранится в Санкт-Петербургской митрополии. Я написал митрополиту Варсонофию прошение, чтобы он подписал циркуляр, чтобы настоятели храмов и духовенство принимали участие в формировании музея. Раритеты, предметы религиозного назначения могут находиться в частных домах, например, древние иконы, переданные от предков, которые во время разрушения храмов каким-то образом спасли эти ценности. Обращаются ли к Вам частные лица с предложением пополнить музей церковными ценностями? Пользуясь случаем, я хотел бы через «Русскую народную линию» обратиться ко всем читателям. Мы ждём помощи от всех, потому что начинать дело с нуля всегда трудно. Мы будем благодарны, если кто-то пожертвует древние книги, древнерусские иконы, естественно, прежде всего, интересует византийское письмо. Мы рады будем любой иконе, которая имеет историческую значимость и принадлежит к определенной школе. Также нужна живопись с изображением монастырей, ликов монахов и т.д. В архивах епархии хранится немного вещей. Нам нужно собрать экспозицию «Православие в истории и культуре Руси». В ней будут представлены такие направления как русское православное монашество, духовные школы, русская иконография, архитектура, русская музыка, Православие и русская литература, Православия и русская философия. Куда надо обращаться тем, кто решит оказать помощь музею? Звонить можно по телефону издательства «Невская Лавра»: 274-18-24. Адрес издательства размещен на сайте Лавры. Когда планируется открытие музея? Бог даст уже в этом году. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/20/my...

Глава компании «Постер» Кирилл Опарин, также член оргкомитета, отметил, что на конкурс было прислано более 5,5 тысяч творческих работ — это свидетельствует о том, что проект оказался значимым для горожан. Рекламные агентства предоставили более 250 поверхностей, где размещалась информация о конкурсе. Кирилл Опарин перечислил храмы-финалисты, чем дал старт второму этапу проекта. Двенадцатью финалистами, получившими наибольшее количество работ, стали: собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, Свято-Троицкий собор в Колпине, Князь-Владимирский собор, храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, храм мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, собор преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский», собор Владимирской иконы Божией Матери, храм Рождества Иоанна Предтечи («Чесменский»), Новодевичий монастырь, собор святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, Казанский кафедральный собор, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Настоятели нескольких из этих храмов обратились к участникам пресс-конференции. «Храм олицетворяет человека, — сказал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. — Храм так же, как и человека, крестят, миропомазывают. У каждого храма есть свое " лицо " , они друг на друга не похожи. Даже кресты — вроде две перекладины, продольная и поперечная, — все разные. Православные храмы обычно строятся в плане в виде креста, круга и корабля. Наш собор построен в виде корабля. Вошедших встречает витраж с изображением Спасителя — это наш кормчий, а святые — экипаж. Так корабль и плывет посреди житейского моря». Настоятель Чесменского храма протоиерей Алексий Крылов отметил, что сейчас главные элементы городской застройки — жилые дома, а раньше люди строили храм, а вокруг него — город. Санкт-Петербург отличается тем, что в нем целых 20 соборов, и по архитектуре они очень разные. «Этот проект очень интересный, он креативный и интерактивный», — добавил он. Протоиерей Михаил Стрельников, настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, признался, что выход их храма в финал — особенно радостная новость для клира и прихода. Богослужения здесь начались недавно, в 2005 году, и многие горожане ничего не знают про храм Адриана и Наталии, а его история очень интересна. Он — преемник церкви-усыпальницы семейства Буксгевден. В годы войны в этом месте проходила линия обороны, храм был полностью разрушен, и только в наше время восстановлен. В храме особо поминают всех погибших при обороне Ленинграда. «Участие в этом конкурсе — возможность рассказать о себе. Мы не соревновались — мы выражали любовь к своему храму», — сказал отец Михаил.

http://patriarchia.ru/db/text/5286673.ht...

Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2009 г. В 1861 году участок земли между монастырем и Невой был отведён под кладбище. Это было третье по счёту кладбище лавры. По первоначальному плану здесь предполагалось разбить сад, но монастырь очень нуждался в месте для захоронений. Первое упоминание о захоронении на " засоборным " (как оно тогда называлось), кладбищем было в сентябре 1863 года, когда на нём похоронили вдову бывшего служителя Сергея Тимофеева. С 1877 г. кладбище в лавре стало называться Никольским, по имени церкви святителя Николая. На территории кладбища располагается пруд, вытянутый с севера на юг, планировка кладбищенских аллей была четкая и правильная. Главная дорожка ведёт от ворот, выходящих на набережную Невы, через мостик пруда к алтарной части Троицкого собора. Параллельно главной Никольской идут дорожки, пересекающие кладбище с запада на восток. Поперечные дорожки, числом 25, рассекают территорию от Монастырки до южной ограды. Продольная дорожка в северной части кладбища называется Архиерейской, в южной - Толиверовской. Таким образом, Никольское кладбище своей планировкой является частью общего лаврского архитектурного ансамбля. В начале ХХ века территория кладбища была увеличена, затем, при реконструкции Невской набережной, сооружении путепровода и эстакады в головной части проспекта Обуховской обороны, когда сооружался в 1960-е г.г. мост Александра Невского, западная часть кладбища была сокращена. Однако чёткая когда-то планировка его прослеживается до сих пор. Это было одно из самых дорогих и престижных кладбищ Санкт-Петербурга. Здесь были похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Здесь хоронили первых русских авиаторов. Жертвам Первой мировой войны 1914-1918 г.г. была устроена братская могила на восточной стороне пруда (не сохранилась). В юго-восточной части был похоронен известный в начале XX века блаженный Матвей. Северо-западный участок кладбища предназначался для захоронений монашествующих. Этот участок до сих пор называется Братским кладбищем. В 1979 г. здесь был похоронен митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, в 1988 г. на Братском участке установлен новый дубовый крест на могиле митрополита Антония (Вадковского) и кресты перезахороненным в 1932 г. из Исидоровской церкви митрополитам Исидору и Палладию; рядом стоит крест-кенотаф митрополиту Петроградскому Вениамину, расстрелянному в 1922 г.

http://sobory.ru/article/?object=05278

Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун. По рассказам местных старожилов, еще в начале прошлого века, приезжая косить сено, крестьяне прикладывались к этому камню, обязательно сажали на него детей, чтобы получить исцеление или зарядиться здоровьем и добрыми силами, так как от своих предков знали, что скрывает камень великую благодать, отдавая ее людям с чистым сердцем. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», – так об этом поведала приезжавшая в 2003 г. в скит монахиня Варвара – уроженка этих мест. Может быть, у этого камня в 1240 г. после разгрома шведского войска отдыхали дружинники св. кн. Александра Невского. И позднее здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В годы Великой Отечественной войны путь получил название «Дорога смерти» или «Дорога скорби». По ней 19 сентября 1941 г. шли тысячи солдат для взятия плацдарма на левом берегу Невы (легендарного «Невского пятачка»), чтобы больше уже никогда не вернуться. Не менее 250 тысяч воинов пало в сентябре 1941 – январе 1943 гг. на «Невском пятачке», и их самоотверженная гибель стала одной из самых трагических страниц войны. На территории Всеволожского района (единственного неоккупированного фашистами в кольце блокады) добывалось топливо и выращивались овощи для осажденного города, здесь размещались госпитали и эвакопункты, располагались аэродромы и дальнобойная артиллерия. В конце 1942 г. в районе Агафонова луга формировались и готовились войсковые подразделения, форсировавшие вскоре Неву и прорвавшие 18 января 1943 г. кольцо смертельной блокады в ходе операции «Искра». И штаб этой операции также находился в лесу поблизости от места скита. Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 г. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его заместителем – Иван Владимирович Елгин. Узнав историческую и духовную значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну. 19 сентября 1995 г. Владыка благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы (составленные архитектором И.Я. Холяковым) и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита святого Апостола Андрея Первозванного. Утверждая проект часовни, митрополит сказал: «Наконец-то и на «Дороге смерти» появятся православные кресты…»

http://sobory.ru/article/?object=06371

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью " Здесь лежит Суворов " , сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена " палатка " - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали " музею-некрополю " , а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до " подошвы " из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

http://sobory.ru/article/?object=01557

О рождении антихриста. – М., 1707. Духовное завещание//Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. – М., 1858. – Ч. 2. – С. 247–262. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 4. – С. 21, 22, 24, 25, 210, 247, 248, 449. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 156. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 600, 601, пр. 22. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 29, 30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 21–28, 47, 69. Кедров Н. И. Просветительская деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). – М., 1892. – С. 45. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1406, 1407. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 37, 140, 173. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 688. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1860, III, IV. – С. 142. Православный собеседник. – Казань. 1858, август. – С. 573. –»– 1907, апрель. – С. 550–551; ноябрь. – С. 698. 706. –»– 1912, декабрь. – С. 847. Церковный вестник. – СПб., 13. – С. 199. Исторический вестник. – СПб., 1884, январь. – С. 102. –»– 1886. январь. – С. 9; апрель. – С. 154–155. –»– 1892, февраль. – С. 497.498. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, март. – С. 733. –»– 1882, октябрь. – С. 38. –»– 1887, июль. – С. 1, 2, 6, 12–26. Странник. – СПб., 1861, февраль. – С. 61–145; октябрь. – С. 155. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 226–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010