Невская обитель, по замыслу Петра, должна была стать «надеждой архиерейства», своеобразной кузницей кадров, где готовятся лучшие духовные силы Российской империи. Что воплотилось в жизнь из замыслов Петра Великого, пусть каждый судит сам. Но отметим, что именно за подготовку «цвета архиерейства» Невский монастырь по указу императора Павла I стал Александро-Невской лаврой. Тогда же существовавшая в монастыре Славяно-греко-латинская академия получила статус Духовной академии. Уже при императрице Елизавете Петровне в главном монастырском храме - соборе Святой Троицы - была установлена величественная и одновременно строгая серебряная рака. В ней и обрели покой мощи великого полководца, политика и духовного покровителя Санкт-Петербурга. На Тихвинском кладбище лавры в Некрополе мастеров искусств нашли упокоение Ф. Достоевский, П. Чайковский, М. Глинка и другие выдающиеся деятели, составившие славу России. К началу ХХ века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось уже 16 церквей. Но случилась революция, и с 1918 г. на Казачьем кладбище большевики стали хоронить своих активистов. В настоящее время это кладбище именуется «Коммунистической площадкой» (оно же стало местом упокоения и для общественных деятелей постсоветского времени). В 1920 г. весь комплекс лавры был взят под охрану советского государства уже как памятник архитектуры. Мощи святого князя Александра Невского в 1922 г. были перенесены в Музей религии и атеизма, устроенный в Казанском соборе, а серебряная рака отдана в Эрмитаж, где и пребывает по сей день. В те же богоборческие 20-е лавра была закрыта и практически разграблена. И лишь в 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращён церкви. Нынешняя жизнь лавры - это жизнь церковной обители посреди многомиллионного города. Ежегодный поток туристов и паломников приближается к 100 тысячам. При этом лавра - действующий монастырь, в котором, помимо сорока насельников, подвизаются и монахи без сана, и послушники с кандидатами. Реставрационные работы в обители ведутся постоянно, и справедливо звучат слова наместника лавры епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко): «Лавра должна быть монастырём, а не культурным заведением. А мне, может быть, Господь зачтёт мои труды по кирпичам, по цементу, по реставрации за молитвы».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность. Учрежденный Петром Святейший Правительствующий Синод контролировал все действия Русской Православной Церкви, которая имела большое влияние на «сильных мира сего» и на общество, была широко представлена в школах, на поприще гуманитарных наук, миссионерства и благотворительности. Советское правительство обрушилось с критикой на монастыри, отлично понимая их значение и роль в жизни России. Все акции, проводимые безбожной властью, затрагивали монастыри в первую очередь, будь то изъятие церковных ценностей или отделение Церкви от государства, вскрытие мощей или открытые суды над мракобесами. Все эти действия ставили перед собой одну цель – постепенная дискредитация в глазах общества образа инока-подвижника, уменьшение числа монашествующих и закрытие монастырей. В годы самых активных гонений на Русскую Церковь были закрыты все самые известные монастыри, центры русской православной культуры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Киево-Печерская Успенская лавра и многие другие значимые монастыри, пустыни, скиты. Так продолжалось до 1941 года. В военные годы немногие оставшиеся в живых монашествующие выполняли свой патриотический и гражданский долг, ободряли отчаянный народ, призвали к молитве и надежде на Бога. После войны отношение государства к Церкви изменилось, но позиция в отношении монастырей оставалась прежней – в Советском Союзе должно было быть как можно меньше монастырей. В первые послевоенные годы по распоряжению Правительства Совет разослал уполномоченным на местах указание о том, что монастыри не следует закрывать, монашествующие не должны подвергаться преследованию. Но Совет рекомендовал обратить особое внимание на деятельность монастырей, их хозяйственное и материальное положение. Некоторое время уполномоченные Совета по делам РПЦ следовали инструкции, но в ходе изменения отношения центра к положению монастырей изменилась и ситуация в провинции. Монастыри представлялись советским чиновникам лакомым куском, монашествующие же были в глазах советских граждан плутами и «темным народом», поэтому притеснение монастырей вовсе не воспринималось как гонение, а мыслилось как помощь «одурманенным религиозным опиумом» трудящимся.

http://bogoslov.ru/article/1769530

2 октября 1919 г. НКВД поставил в известность заведующую отделом управления Петросовета С. Равич о своих решениях относительно ее запросов: «План отдела управления утверждается и ему разрешается… в) реорганизовать и перепланировать петроградские кладбища; г) срыть часть могил и устроить на некоторых кладбищах уголки великих людей (на Волковом – литераторов, на кладбище Александро-Невской Лавры – композиторов); д) использовать старые памятники по усмотрению отдела управления» . Так было положено начало уничтожению большинства надгробий на монастырских кладбищах. В начале 1919 г. был назначен заведующим реквизицией лаврских амбаров и кладовых Л. Нейман, который 24 января принял от эконома обители книгу о сроках аренды амбаров. Таким образом, Лавра потеряла почти все доходы от арендных статей. В это же время ей пришлось уплатить налоги с недвижимого имущества за 1918 г. в размере 1424 руб. Занявшая в сентябре 1918 г. братскую трапезную, 17-я городская столовая позднее вместе с воинской частью заняла для своих нужд и лаврский дом 2 по Чернорецкому пер., причем с самого начала отказалась платить за использование помещений. С этим пришлось смириться и летом 1919 г. в указанной столовой (за отсутствием трапезной) заказывали ежемесячно 60 обедов для братии. В марте 1919 г. музыкальный отдел Наркомпроса занял часть Певческого корпуса под 1-ю хоровую школу и т.д. В связи с недостатком средств Духовный Собор обратился 8 февраля в Епархиальный совет с просьбой об оказании помощи в содержании митрополита в размере 3700 руб. ежемесячно, но через два дня был вынужден рассматривать вопрос об отводе выселенному Епархиальному совету помещений в Лавре для размещения присутствия, канцелярии и архива. Собор постановил выделить совету 10 комнат в братской гостинице, 10 – в здании новой ризницы, 5 – в бывших покоях наместника и 12 пустующих келий в Духовском корпусе. Летом 1919 г. дело дошло до реквизиции всех капиталов Лавры. 27 июня по требованию властей казначей обители архимандрит Антоний сдал в кассу отдела юстиции Петроградского совета процентные бумаги на 1292380,5 руб.

http://bogoslov.ru/article/3045404

«Соучастники» - царь Иоанн Грозный, император Петр Великий и Иосиф Сталин Надо признать, что отчасти с Пивоваровым можно согласиться. Действительно Александра Невского почитали и Русские государи, и глава Советского государства Иосиф Сталин. Святого благоверного князя Александра русские люди почитали всегда, но торжественное прославление его состоялось в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного на Стоглавом соборе в 1547 году. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского. Основана лавра была после Полтавской битвы. Царь Петр Алексеевич вручал новую столицу Российского государства небесному покровительству святого благоверного князя Александра. На берегах Невы, где Александр Невский громил вторгшихся в русские владения шведов, Царь Петр основал вторую столицу России. В 1723 г. государь Петр Алексеевич перенес мощи святого князя-ратоборца в северную столицу Российской империи, в Александра Невскую Лавру. Петр I сам занимался разработкой проекта нового государственного ордена Александра Невского. Новый российский орден предназначался «в награждение подвигов» на полях брани, то есть с самого начала он мыслился как военная награда. Но государь не успел утвердить орден. После его кончины волю царственного супруга исполнила императрица Екатерина I. 21 мая 1725 г. по завещанию Петра Великого высочайшим указом была учреждена одна из высших наград Российской империи – Орден Святого Александра Невского. Единственная из высших наград, которая существовала и в Российской империи, затем в Советском Союзе, а сегодня в современном Российском государстве. Поэтому Пивоваров действительно прав, в прославлении святого благоверного князя Александра Невского и в его всенародном почитании «виновны» и первый Русский царь Иоанн Васильевич Грозный, и первый император Всероссийский Петр Великий, и императрица Екатерина Великая. Прав профессор-либерал и в том, что культ Александра Невского в ХХ веке «навязал народу Сталин».

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

В статье кандидата богословия иеромонаха Митрофана (Божко) (Киевская духовная академия и семинария) рассматривается почитание Архистратига Михаила в Киеве в контексте представления о стольном граде Руси как Новом Иерусалиме. Данная концепция сложилась под влиянием принятия христианства и отразилась в ряде письменных и архитектурных памятников. В них русичи по-новому осознавали себя в мировой истории и соответственно организовывали свое жизненное пространство. Автор пытается показать, что возникновение культа Архистратига Михаила являлось одним из элементов, утверждавших эту идею. Его почитание было не только княжеско-воинским, что характерно для всей христианской ойкумены, но имело свои особенности. В народном сознании святой Михаил сражался с диаволом и помог избавиться русичам от его власти, когда они принимали Крещение. Эти мотивы отразились в строительстве храмов, посвященных Архангелу: один — рядом с местом, где стоял идол Перуна, второй — за Киевом, где идол прибился к берегу и был окончательно повержен. Эпизоды, связанные с победой над язычеством при помощи Архистратига, имели свои параллели в библейской и церковной истории. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из самых больших православных центров, куда сегодня стремятся многие паломники. История ее возникновения тесно связана с историей России, для многих лавра была символом победы — неслучайно место, где находится обитель, когда-то называлось «Виктори». Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Витальевича Шкаровского, в которой подробно повествуется о том, как монастырь был основан и как стал центром духовного просвещения. 20 декабря 2023 11 декабря 2023 7 декабря 2023 Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен аналитический обзор статей по истории Русской Православной Церкви, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке за вторую половину 2023 года. В рамках обзора выделены основные направления церковно-исторических исследований, темы и научные проблемы, получившие наибольшее внимание исследователей.

http://bogoslov.ru/topic/20249

«Всё меняется не очень», сказал стихотворец, наш современник. И в самом деле: вот что писал в 1632 г. митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Вот именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству выпало бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы и стал игумен Почаевской обители — преподобный Иов. Он жил в годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 г. и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преп. Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия. Статус лавры Почаевский монастырь получил много позже священной борьбы преп. Иова. Всего у Русского Православия — пять лавр. Две, обе Свято-Троицкие, находятся на территории Российской Федерации — Сергиева (в Сергиевом Посаде, Лаврой является с 1744 г.) и Александро-Невская (в Санкт-Петербурге, Лавра — с 1797 г.). И три — на Украине. Киево-Печерская Лавра (статус получен в 1598 г.) является, как указали святые отцы, наряду со Святой горой Афон, Иверией и Дивеевым, одним из четырех уделов Богородицы на Земле. Не случайно на Юге Руси, то есть на территории нынешней Украины, все Святые Лавры — и Киевская, и Почаевская (статус с 1833 г.), и Святогорская (с 2004 г.) — посвящены Успению Богородицы, нашей покровительницы и заступницы. Неслучайные, как видим, разворачиваются и битвы на святых русских надднепровских холмах… Нашим врагам униатам (греко-католикам) — палец в рот не клади. Любое молчание они расценивают как слабость и сразу начинают наглеть. Кто-то из «восточников» Украины экстремально, но небезосновательно называет это «синдромом давно не битой морды». Неопровержимый факт: при правлении В. Ющенко в Киеве впервые в истории униаты выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. Их кардинал Святослав Шевчук горделиво называет себя «патриархом» (хотя такого статуса в Ватикане нет!), возможно, ему не дают покоя «титулы» такого же самозванца, Филарета (Михаила Денисенко), самовозглавившего некий «киевский патриархат».

http://pravoslavie.ru/67401.html

Для исправления положения Синод предписывал провести целый ряд мер в различных областях лаврской жизни: «Обратить особливое внимание на упорядочивание богослужений и требоисправлений, строго держаться церковного устава, проводить решительные меры против поспешности, небрежности и сокращения в совершении божественной литургии, молебнов и панихид и вывести из употребления лаврскими хорами певчих песнопений итальянского стиля, а ввести в лаврское употребление пение строго церковного характера... озаботиться широкой организацией за лаврскими богослужениями проповеди, религиозно-нравственных чтений и бесед с народом... озаботиться привлечением в состав братии Лавры ученого монашества, оказывая этому всякое содействие и помощь... учредить новый особый орган для упорядочения обширного и сложного хозяйства Лавры и для заведования и отчетности по оному под наименованием Хозяйственного управления Лавры» [iv] . В указе содержались и административные распоряжения: Лавра оставалась в непосредственном ведении Синода, священномученик епископ Прокопий (Титов) назначался настоятелем с освобождением от должности викария Елисаветградского; казначея архим. Геннадия, эконома иеромонаха Афанасия и члена Духовного Собора о. Товию предписывалось уволить с должностей, перевести в другие монастыри и «вчинить дело о их неблагоповедении». Кроме того, предлагалось члена Собора архим. Моисея перевести в другой монастырь, а благочинного иеромонаха Стефана, библиотекаря и архивариуса архим. Макария, свечника иеромонаха Серапиона и помощника благочинного иеромонаха Арсения освободить от должности. Для «приведения в порядок расстроенного хозяйства Лавры» настоятелю поручалось образовать под своим председательством особую временную комиссию из числа братии, членов Хозяйственного управления и синодального контроля [v] . Почти все указания Синода были вскоре выполнены. 21 декабря Духовный Собор постановил сохранить свое временное присутствие, исключив из него архим. Моисея и иеродиак. Товию, добавив бывших до мая 1917 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Кроме того, положительный опыт возвращения храмов в составе монастырских комплексов, закрепленных в советские годы за музейными учреждениями, имеется во многих регионах России. Примером тому являются Новодевичий монастырь в Москве, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и др. Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. Александро-Невская Лавра готова полностью взять на себя уход за захоронениями, а также обеспечение сохранности памятников Благовещенского храма и будет осуществлять его строго по музейным правилам. У монастыря есть для этого и специалисты, и технические возможности. Монастырь уже в течение двух последних лет за свой счет обеспечивает отопление здания Благовещенской церкви, находящейся в управлении музея. Важно также отметить, что исторически на территории Лавры Благовещенская церковь была не единственной церковью, являвшейся одновременно усыпальницей. Двухэтажная Федоровская церковь-усыпальница, симметричная Благовещенской, построенная в более поздний период, возвышается в юго-восточном углу монастырского ансамбля. Погребения в церкви производились с 1806 г. до начала XX в. Здесь хоронили в основном представителей грузинских княжеских родов, а также духовенства. Из Федоровской церкви происходит эпитафия царевича Т. Багратиони, выдающегося грузинского литератора, а также надгробный знак митрополита Евгения Булгара, известного греческого эрудита и духовного писателя, одного из создателей новогреческого литературного языка. В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, в здании разместили рабочее общежитие и считалось, что надгробия безвозвратно утрачены. После передачи здания церкви в пользование монастырю была начата сложная научно-реставрационная работа, в результате которой были обнаружены надгробные плиты, сокрытые в советские годы под забетонированным полом. Монастырю удалось установить имена погребенных в усыпальнице, которых насчитывается 130 человек, восстановить надгробные плиты. Восстановление Федоровской церкви в своем историческом виде близится к завершению. Вскоре начнется регулярное совершение богослужений, однако судьба этого храма (не многим по своему назначению отличающегося от Благовещенской церкви) у группы людей, позиционирующих себя как ревнителей сохранения культурного наследия и выступающих против передачи Благовещенской церкви, почему-то не вызывает никакого интереса или опасений за его сохранность.

http://religare.ru/2_107096.html

Регент Архиерейского праздничного хора Лавры иеродиакон Александр (Урбанович) рассказал о музыкальной экскурсии, во время которой певчие исполняют произведения великих русских композиторов, захороненных в некрополе Лавры, — Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Дмитрия Бортнянского, а также православные монастырские распевы. О возможностях размещения паломников в гостиницах Лавры рассказал иеромонах Прокопий (Павлов). На территории монастыря располагается три гостиницы разного уровня комфортности — «Духовская», «Феодоровская» и «Ирис». «Приезжая сюда из разных городов и стран, паломники останавливаются в Александро-Невской лавре и находят утешение именно в том, что пребывают в монастыре в строгости и послушании соответственно месту, в котором находятся. Радостно, когда в шесть утра каждый день звенит колокол, просыпается и отправляется на богослужение не только братия, но и паломники из гостиниц. Каждому паломнику, который проживает в гостинице, важно помнить, что в монастыре есть устав, который нужно соблюдать. Мы принимаем здесь богомольцев, верующих людей. Здесь — тихая обитель, в которой можно помолиться, встать на ранние богослужения, приобщиться к святыням нашей обители и получить духовную поддержку», — сказал иеромонах Прокопий. По окончании презентации для представителей туристических фирм и паломнических служб было организовано чаепитие. Затем участники разделились на группы и в сопровождении экскурсовода из числа братии монастыря проследовали на экскурсию «Неизвестная Лавра». Первая группа, которую возглавил иеродиакон Лев (Чихирин), посетила надвратный храм, «Древлехранилище», библиотеку, Свято-Троицкий собор, крестильный храм, церковь святого Феодора Новгородского и храм преподобного Серафима Вырицкого. На протяжении всей экскурсии отец Лев рассказывал о назначении каждого места, истории храмов, их убранстве, иконах и росписях, богослужебной жизни обители и особенностях монастырского уклада. Экскурсия завершилась посещением трапезной, где для участников программы был накрыт стол.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра – один из самых больших православных центров, куда сегодня стремятся многие паломники. История ее возникновения тесно связана с историей России, для многих лавра была символом победы — неслучайно место, где находится обитель, когда-то называлось «Виктори». Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Витальевича Шкаровского, в которой подробно повествуется о том, как монастырь был основан и как стал центром духовного просвещения. 20 декабря 2023 8 декабря 2023 8 декабря 2023 6 декабря 2023 В статье рассмотрен опыт возрождения служения и чина диаконис игуменьей Екатериной (Ефимовской), настоятельницей Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря, в начале XX века в Холмско-Варшавской епархии. Представлена церковная рецепция предложений игум. Екатерины по созданию общины и училища диаконис на базе Леснинского монастыря с целью подготовки женщин-миссионерок для всей России в условиях нарастающего общественно-государственного кризиса. В статье дан обзор деятельности сестер монастыря по образу древних диаконис – при отсутствии официального утверждения предложений игум. Екатерины. Статья студента 2-го курса магистратуры Московской духовной академии священника Михаила Малютина содержит краткий обзор монашеских одежд и охватывает переломный для истории Русской Церкви период XVII в. Особое внимание в статье уделяется центральным, по мнению автора, предметам монашеского обихода, таким как ряса, параманд, мантия, пояс, сандалии, камилавка. Поскольку они перечислены в большинстве известных требников XV–XVII веков и по сути являются списком необходимых одежд для пострига в малую схиму, автор решил изучить историю каждого из данных предметов, что позволит при дальнейшем исследовании детальнее рассмотреть предметы внешней атрибутики русского монашества указанного периода, которые не вошли в список. Несомненно, данная статья необходима для того, чтобы воссоздать образ монаха допетровского времени. Это позволит проследить развитие монашеского облачения и связь между эпохами для сохранения традиции и преемственности.

http://bogoslov.ru/topic/250328

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010