Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весною 1704-го года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского Монастыря. Выбранное для Монастыря место, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства затраты большого труда и времени. Между тем не прекращавшиеся военные действия в борьбе со Шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители 4 . Указание начала Александро-Невского Монастыря в 1704-м году сохранилось и в «записках монастырского летописца», на которые ссылается древнейшая история Лавры, вышедшая в свет в 1810-м году 5 . Подлинная «ведомость, учиненная в Канцелярии Свято-Троицкого Александро-Невского Монастыря, о зачатии оного Монастыря строением», представленная в Святейший Синод в 1781-м году, не упоминает 1704-го гола, как года начала Монастыря, а начинает историю Монастыря с 1712-го года, когда начато было строение Монастыря 6 . Но это умолчание о 1704-м годе имеет достаточное и как бы намеренное объяснение в самом заголовке «ведомости», где с полною определительностью оговорено, что в ней речь алеть лишь о «зачатии Монастыря строением», а не вообще о «зачатии» Монастыря. Наконец, документ непререкаемой достоверности, вышедший из-под пера первого Александро-Невского архимандрита Феодосия 7 , – первая история Александро-Невской Лавры , написанная ее первым строителем и устроителем, – «Надлежащее ведение о начале Троицкого Александро-Невского Монастыря» 8 , – говорить об архимандрите Феодосии, что он «назначен еще в начале Санктпитербурха, то есть в 1704-м году, говорить об архимандрит Феодосии, что он «назначен еще в начале Санктпитербурха, то есть в 1704-м году, помянутого новосозидаемого Монастыря быть основателем» 9 . Из всех приведенных исторических данных вытекают с достаточною доказательностью два положения: первое, – что мысль об основании Лавры современна основанию Петербурга, и второе, – что мысль об основании Лавры принадлежит Петру Великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александро-Невская лавра. Троицкий собор. 1996г. Abmop:Paul Haag Очередь в Троицкий собор Александро-Невской лавры была в те дни самой скорбной и, пожалуй, самой длинной. Россия прощалась с владыкой, и даже ночью храм оставался открытым. Люди шли и шли. Россия прощалась с владыкой, и даже ночью храм оставался открытым. Люди шли и шли 2 ноября вечером слышит одна женщина как бы внутренний голос: звони в Санкт-Петербург, скажи Валентине Сергеевне, чтобы брала шприцы и лекарства и ехала туда, куда уехал владыка. «Откуда такое наваждение? – подумала она. – Не буду звонить, зачем беспокоить». Но успокоиться не может, снова слышит внутренний голос. Поделилась с домашними. «Может быть, все-таки позвонить?» – посоветовала одна из родственниц. Но потом решили не звонить. Так она и промучилась весь вечер, а когда молилась перед сном, как всегда попросила: «Помоги нам, Господи, молитвами владыки Иоанна, – и почему-то вдруг добавила: – Если он еще жив». Было 11 часов вечера. Утро. Телефонные провода передавали скорбную весть в разные уголки страны, средства массовой информации лишь констатировали факт, тем временем во все голоса обсуждая убийство израильского премьера. А может, это и к лучшему. Владыка Иоанн жил просто и тихо, без шумихи. Тихо и почил. Чем же ты стал нам так дорог, владыка? Нет, не саном своим митрополита, а тем, что был – без титула, белого клобука и панагии – истинным отцом, учившим не лгать, не лицемерить, не лукавить, не пустословить, не предавать, избегать малодушия, не находиться в праздности; всегда быть искренними, честными, добрыми, но прежде – мудрыми, помогать, чем возможно, ближним, дорожить каждой минутой для доброделания. Ты и смертью своей заставил нас задуматься: а помним ли мы час смертный, готовы ли каждую минуту дать ответ Богу за свои мысли, слова, поступки. За глаза мы часто называли тебя «дедушкой». Я, по молодости, даже назвала тебя так несколько раз в лицо. А ты несколько раз назвал меня «американочкой». Я даже не переспросила – почему? И как много тебе пришлось бы мне тогда рассказать! Рассказать о том, что я за многие годы узнала уже здесь, в Америке.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/13/chto_d...

9 июня 1946 года Иван после пострига в рясофор с именем Иоанн был рукоположен епископом Мануилом в иеродиакона, а 14 января 1948 года в иеромонаха. В сентябре 1948 года богоборческие власти сослали архиепископа Мануила (Лемешевского) в мордовские лагеря, в Потьму. После ареста духовного отца осиротевший иеромонах Иоанн (Снычев) поступил в Саратовскую духовную семинарию, сразу во второй класс. По окончании семинарии он решил учиться дальше и в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году талантливый молодой пастырь окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. Внешнюю жизнь отца Иоанна можно описать в нескольких предложениях: помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии, священник и ключарь Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара). Игумен с 1961-го, архимандрит с 1964-го, епископ Сызранский с 1965-го. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Сурожский Антоний (Блум), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и другие. В 1966 году — магистр богословия. В 1976 году — архиепископ. В 1988 году — доктор церковной истории. За этими скупыми строками стоит напряженная внутренняя духовная жизнь, молитвенный подвиг, ревностное пастырское служение. С 20 июля 1990 года владыка Иоанн — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1991 года — Санкт-Петербургский и Ладожский. Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

http://pravoslavie.ru/100229.html

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру. Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить " лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

http://elitsy.ru/holy/1998/

На пленарном заседании научно-практической конференции с докладами выступили ученые, историки, священнослужители, представители органов власти и культуры. Среди них — доктор теологии, заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Мигель Паласио. Он рассказал о международном значении личности и служения святого князя Александра Невского, а также об инициированном Министерством культуры РФ проекте «Святыни неразделенного христианства», который должен стать первым в мире маршрутом по основным культурным и духовным памятникам Европы, составляющим общехристианское наследие. Кроме того, на встрече выступили епископ Августин, рассказавший о деятельности Городецкой епархии по популяризации имени святого Александра Невского, а также нижегородский писатель-краевед и автор книг о святом князе Александр Рябов, директор Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного Владимир Бушуев и другие эксперты. Генеральный директор Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Мельникова рассказала о всероссийском музейно-историческом проекте «Александр Невский. Великий Северный путь». Он реализуется на территории Великого Новгорода, Владимира и Санкт-Петербурга совместно с музеями и архивами этих городов, предоставляющими уникальные артефакты, связанные с именем князя. Нижнему Новгороду, тоже отмечающему в этом году 800-летие, Светлана Мельникова подарила один из рельефов Дмировского собора во Владимире, на котором изображен святой воин Александр Невский. В «Усадьбе Рукавишниковых» состоялась передача на вечное хранение в фонды Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника скульптурного изображения святого Александра Невского, изготовленного на ворсменском предприятии народных художественных промыслов «Саро». В 2021 году исполнится 800 лет со дня рождения великого полководца и святого благоверного князя Александра Невского. Центром всероссийских торжеств станет Санкт-Петербург и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, где покоятся его мощи. Кроме того, в текущем году планируется открытие на Чудском озере музея-диорамы, посвященной Ледовому побоищу. Центром торжеств в Нижегородской области станет Городец, где в Феодоровском монастыре святой князь Александр Невский принял монашеский постриг и скончался.

http://pravoslavie.ru/138705.html

В первый день лета теплоход пошёл по реке Свирь, являющейся важной частью Волго-Балтийского водного пути, чтобы привести делегатов к посёлку Свирьстрой Ленинг радской области. Отсюда автобусным маршрутом группы добрались до Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, известного с XV века как источник православной веры, которую проповедники несли язычникам карелам, вепсам и чуди. Несмотря на разгром, учиненный в мужской обители большевиками, и сегодня он знаменит многочисленными реликвиями, почитающимися во всём православном мире. Чиноначалие Александро-Свирского монастыря встретило славянских делегатов с иконой. После его посещения на борту «Княжны Анастасии» началось заключительное заседание Юбилейного Всеславянского Съезда, на котором руководители национальных делегаций и секций подводили итоги. Тогда же состоялось торжественное награждение участников грамотами и уникальными медалями имени выдающегося учёного-слависта В.И. Ламанского, выпуск которых был приурочен к 150-летию съезда 1867 года. Тем временем теплоход снова в Карелии. По холодному Ладожскому озеру «Княжна Анастасия» идёт на север - к Валаамскому архипелагу. Прибыв на Валаам 2 июня, делегация посещает легендарный, один из древнейших в России Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Кроме того, перемещаясь от скита к скиту и узнавая непростую историю этих мест, гости смогли в полной мере насладиться завораживающими видами карельской природы и проникнуться аскетическим духом Русского Севера. Утром 3 июня теплоход уже был на пристани имперской столицы России. Славянских делегатов ждала автобусная экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга, а затем их радушно встретила Александро-Невская лавра, где в трапезной после посещения службы состоялся торжественный обед, в начале которого было заслушано приветствие губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко делегатам Юбилейного Всеславянского Съезда, а председатель Президиума МСОО «Всеславянский Союз» О.А.Платонов обратился к собравшимся с заключительным словом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства. 5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви св. Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши о. Сергием Тарасовым. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архим. Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. 17 июня начальник Всеволожского РСУ А.Д. Чистяков выделил строительный вагончик, в него в этот же день на Агафоновом лугу по благословению наместника Лавры поселился В.М. Елгин. 6 июля о. Назарий известил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о том, что к нему обратились В.Д. Чистяков и В.М. Елгин с просьбой о «кураторстве» строительства часовни, которое берет на себя Всеволожское РСУ, и предложением об устройстве на этом месте скита Лавры. На следующий день Владыка поставил резолюцию: «Благословляется принять послушником Владимира Елгина, контролировать строительство часовни и других объектов и оформить дарственную на землю». В начале июля 1998 г. В. Елгин был зачислен послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. С этого времени он занялся созданием скита под руководством и контролем архимандрита Назария. Архитектором и инженером-строителем стал Андрей Павлович Зайцев. 1 августа 1998 г. наместник Лавры издал распоряжение 23-С, в котором приказал образовать скит в честь святого Апостола Андрея Первозванного, назначить ответственным за организацию и ведение строительных работ В.М. Елгина, а также составить и утвердить положение о ските. 18 октября архимандрит утвердил подготовленное положение. К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. Летом 1999 г. состоялась закладка часовни святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а к осени следующего года были окончены основные работы по ее возведению, освящен и водружен крест. Часовню срубили из калиброванных бревен в традициях северного деревянного зодчества. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь св. преподобного Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию в Свято-Троицком соборе Лавры с наречением именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита.

http://sobory.ru/article/?object=06371

Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве. 30 августа 1790 года состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей святого Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII b., золотой крест, выполненный в 1660 году для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона святого Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата». Со времен императрицы Екатерины в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке. Всего храмов было 12 каменных: соборный Троицкий; в честь Благовещения Божией Матери с двумя приделами: вверху во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя преподобного Сергия Радонежского (1720 год); в честь воскрешения святого Лазаря (на Лазаревском кладбище) (1718 год); во имя святого князя Феодора Новгородского с приделом в верхнем этаже во имя святителя Николая Чудотворца (заложен в 1745 году и окончен в 1774 году); во имя святого архангела Михаила (построен в 1767 году при митрополичьих покоях); над Святыми врата ми в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1786 год); в честь сошествия Святого Духа (1819 год); в честь Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище; крестовый Успенский; во имя святителя Николая Чудотворца на Ново-Лаврском кладбище; во имя святого Исидора Пелусиота ; трапезный в честь Покрова Божией Матери и во имя преподобного Палладия.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Коляда Николай Яковлевич, священник, настоятель Храма св. Георгия Победоносца. Православный оздоровительный лагерь «Дружба». (Витебск) Тузов Дмитрий Валерьевич, к.п.н., зам.директора ГБОУ «Строительный колледж 26». Общественное движение по восстановлению памятников церковного зодчества «Сохраним наследие». (Москва) Курбатов Валентин Витальевич, православный архитектор, профессор. Проектирование и строительство православных храмов и часовен. (Москва) Кобяко Валерий Степанович, председатель Клуба кавалеров ордена Александра Невского. О деятельности Клуба кавалеров ордена Александра Невского. (Санкт-Петербург) Кашин Александр Васильевич, доцент ГБОУ «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко». Вероятные причины ухудшения здоровья Александра Невского. (Воронеж) Колдасов Геннадий Дмитриевич, к.т.н., доцент ПАНИ. Святитель Феофан Полтавский. (Санкт-Петербург) Наумов Сергей Анатольевич, к.филол.н., координатор «Церковнославянского семинара». О лаврских курсах церковных чтецов и курсах церковнославянского языка, посвященных 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. (Санкт-Петербург) Родоманова Наталья Олеговна, руководитель пресс-центра оргкомитета по празднованию 300-летия Александро-Невской Лавры. «Александро-Невская Лавра - 300 лет: история и современность». (Санкт-Петербург) 20.00-21.00 Ужин в ресторане теплохода. 21.00-22.00 Творческая встреча «Солдат Империи» . Ведущий : Проханов Александр Андреевич, главный редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба». (конференц-зал теплохода) 29 мая (среда) 2013 года Преполовение Пятидесятницы 08.30-09.00 Утреннее молитвенное правило. (конференц-зал теплохода) 08.30-09.00 Техническая остановка теплохода в Ярославле без высадки пассажиров на берег. 09.00-10.00 Завтрак в ресторане теплохода. КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ТЕПЛОХОДА 10.00-12.30 Выступления участников конференции (продолжение). Миняйло Александр Максимович, священник, ректор Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина. Духовно-нравственный путь развития России. (Екатеринбург)

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Перечисленных братчиц духовно окормлял Архимандрит Борис (Борис Васильевич Холчев, 1895 - 1971), с которым был в дружбе приснопамятный протоиерей Петр Викторович Гнедич, умерший в 1963 году в Ленинграде. Он опекал верующую молодежь в Питере, к которой относятся ныне здравствующие протоиерей Николай Беляев, его брат Сергий Алексеевич (историк) и Сергей Андреевич Зегжда, профессор Санкт-Петербургского университета, и я. Вот такая связь времен. Предлагаемая нашему вниманию публикация предсмертного письма Священномученика Вениамина увидела свет благодаря усердию профессора Сергея Андреевича Зегжды (1935 г. р.). Его мама, Варвара Сергеевна (1905 - 1990), и тетя, монахиня Сергия (Анастасия Сергеевна Заспелова, 1898 - 1982), вошли в Александро-Невское Братство осенью 1917 года. С митрополитом Гурием (Егоровым), митрополитом Иоанном (Вендландом) и архиепископом Михеем (Хархаровым) он познакомился в Ташкенте в 1950 году. Тогда же и там же он познакомился и со мной. В 2000 году в Волгограде началась наша совместная работа по воплощению в жизнь заветов Александро-Невского Братства. Дожив до 70-ти лет, удивляюсь богатству милости Божией к нашему Царицынскому краю, к Волгоградской епархии, к ее людям. Не сомневаюсь, что если бы нам удалось восстановить православно-христианский образ жизни с многими утраченными святынями, нас было бы числом больше и мы были бы счастливее по молитвам наших святых новомучеников и исповедников. Вечная им память! Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман Местонахождение братства: 191 167 Санкт-Петербург, Наб. реки Монастырки, дом 1, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Духовно-просветительский центр " Святодуховский " Тел./факс: +7 (812) 577-44-46, 544-88-50 E-mail: anlavra@mail.ru info@delorus.com www.anbratstvo.ru www.delorus.com Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/22/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010