В завершении визита в Лавру представители Сербской делегации поклонились мощам святого благоверного князя Александра Невского в Свято-Троицком соборе. Делегация Сербской Республики прибыла в Санкт-Петербург для участия в чествовании выдающегося российского государственного деятеля и полководца, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, кавалера Ордена Андрея Первозванного, графа Михаила Андреевича Милорадовича. Мероприятия проводятся Центром национальной славы совместно с Администрацией Санкт-Петербурга и рядом общественных организаций Сербии. Проект по увековечению памяти Михаила Милорадовича призван содействовать восстановлению исторической справедливости по отношению к одному из ярких и талантливых полководцев и государственных деятелей России XIX века. В рамках данного проекта 4 декабря в сквере у Московских ворот открыт первый в России памятник графу Михаилу Милорадовичу, а вечером в Эрмитажном театре состоялся вечер его памяти. Граф Михаил Андреевич Милорадович — потомок выходцев из Герцеговины, родился 14 (1 по ст. ст.) октября 1771 года. С юности посвятив себя армейской службе, Михаил Андреевич, совершил на военном поприще блестящую карьеру. Любимый ученик Суворова — Милорадович не единожды отличался в Итальянском и Швейцарском походах, в период войн коалиций, в русско-турецкую войну 1806-1812 годов. Мужественный и бесстрашный военачальник проявил себя и в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году Милорадовича назначают военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга и членом Государственного совета. Именно в качестве генерал-губернатора Милорадович оказался на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В этот день, пытаясь образумить восставших, Милорадович получает от заговорщиков две смертельные раны. Ни разу до этого не знавший ранений, герой 50-ти баталий Михаил Андреевич Милорадович умирает. Перед смертью он продиктовал завещание, в котором приказал отпустить на волю полторы тысячи принадлежавших ему крестьян. Александро-Невская лавра /Патриархия.ru Календарь ←

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

При том, что я оставался настоятелем Рождественско-Богородичного Коневского монастыря, я переехал с Коневца в Петербург и сразу погрузился в решение текущих проблем. С одной стороны, официально существовала Александро-Невская лавра, но реально на ее территории продолжало работать НПО «Прометей» – одно из головных предприятий оборонно-промышленного комплекса.  Под кельи было передано пять или шесть комнат. Служили мы в Троицком соборе по-приходскому. Уставных монастырских служб сначала не было. Мы получали в месяц по тысяче рублей на человека от доходов Троицкого собора – я шутил, что это «деньги на папиросы». Я получил папку с листком бумаги, где едва различимо для чтения, было постановление Синода об открытии монастыря. Еще в папке было 9000 рублей, которые прежний и.о. наместника, игумен Викентий (Кузьмин), не успел раздать братии. С этого я начинал. - Сколько сейчас насельников в лавре? - Сегодня братии, постоянно живущих в нашем монастыре, – чуть более пятидесяти, хотя списочный состав – 64. С одной стороны, это немало – учитывая общую динамику численности насельников мужских монастырей. Но могу сказать, что нам не хватает людей для выполнения послушаний, требующих профессиональной подготовки. Например, среди наших монахов нет ни бухгалтеров, ни сварщиков, ни электриков. А поскольку без представителей этих профессий нормальная жизнь в таком большом хозяйстве, каким является лавра, невозможна, нам приходится приглашать специалистов со стороны. Я думаю, что оптимальное количество насельников могло бы составить сегодня 70-80 человек. Фото: Благовест-инфо - Александро-Невская лавра расположена в центре мегаполиса. Как отражается это на жизни обители? - Когда император Петр I основывал монастырь, он находился на самом краю города, вдалеке от шума и суеты. Но столица росла, и уже вскоре монастырь оказался в центре Петербурга. Это наложило отпечаток на всю его дореволюционную историю. Многие из монахов, которые здесь жили, – были кандидатами в архиереи и проходили здесь подготовку к этому служению. Кстати, очень многие архиерейские хиротонии в царской России совершались в лаврском Троицком соборе. Часть братьев несла послушание в синодальных учреждениях или при архиереях-членах Святейшего Синода. Ведь раньше епархиальные Преосвященные, вызванные в Синод, могли годами жить в Санкт-Петербурге…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Ленинграде изменения в отношении городских властей к Церк­ви стали происходить уже в начальный период войны. Помимо цер­ковных взносов в фонд обороны одной из сфер сотрудничества ста­ла маскировка храмов, которые могли стать ориентирами и целями при воздушных налетах на город. Первая пробная маскировка была проведена 6 августа 1941 г . в Никольском соборе: сделали покрытие золоченого креста одного из куполов с помощью ткани и покраску нижней части купола. Работы по маскировке собора были сложны­ми и продолжались в 1942 г ., в том числе и в зимнее время. Подоб­ные работы проводились и в отношении других храмов города, не только действующих, но и закрытых. В подвальных помещениях ряда храмов (например, в Спасо-Пре­ображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время ­отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жите­лей города и бойцов Ленинградского фронта. Особенно большую роль при этом играла Александро-Невская Лавра. В конце 1941 г . в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь 1. Присутствие на территории Лавры большого количе­ства военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.             Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло чрезвычайно важную роль в обороне Ленинграда. Достаточно упомянуть тот факт, что с горо­дом на Неве была тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых русских полководцев — А. Суворова, М. Куту­зова, Ф. Ушакова, св. кн. Александра Невского, в честь которых учреди­ли ордена в советских вооруженных силах. В Благовещенской церкви Лавры находилась могила генералиссимуса А.В. Суворова, и в 1942 г . было произведено ее художественное оформление. Сюда, к могиле непобедимого полководца приходили воины, отправлявшиеся на защиту родного города. Осенью 1942 г . было произведено декоративное оформ­ление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г . находилась рака с мо­щами св. Александра Невского, а в 1944 г . в соборе была устроена выставка, посвященная князю, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.

http://pravmir.ru/vklad-leningradskoj-ep...

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии. Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918-1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом. Александро-Невская Лавра в 1950-е годы 12 мая 1922 г. была вскрыта серебряная рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Мощи духовенство в тот момент отстояло - ларец с ними был помещен в алтаре Троицкого собора. Раку же конфисковали, отправив поначалу в Москву на переплавку, чего, к счастью, не случилось. Возможно, сыграла свою роль телеграмма председателю ВЦИК Калинину и супруге Троцкого Седовой: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры», - подписанная директором Эрмитажа Сергеем Тройницким, директором Русского музея Николаем Сычевым, а также художником и искусствоведом Александром Бенуа. Иконостас спасти не удалось, а рака находилась в Концертном зале Эрмитажа, ныне на реставрации. 15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г. Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Рака перед транспортировкои в Эрмитаж

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Александро-Невская лавра. Свято-Троицкий собор В общем собрании Предсоборного присутствия был рассмотрен важный вопрос о правах будущего патриарха, с необходимостью избрания которого согласились практически все. Патриарх должен был председательствовать в Синоде, руководить его заседаниями, наблюдать за исполнением его решений и правильным течением дел во всех синодальных учреждениях. К патриарху переходило право сноситься с иными Поместными Церквами (по частным вопросам — от себя, по общим — от имени Синода) и с государственными органами. Оговаривалось право патриарха непосредственно ходатайствовать о церковных нуждах перед императором и давать ему ежегодный отчет о внутреннем состоянии Церкви, что ранее было прерогативой обер-прокурора. Именно патриарх должен был следить за правильным замещением архиерейских кафедр, быть арбитром при решении епископских дел, созывать Соборы («с ведома Синода и с соизволения государя императора»). Имея «преимущества чести», патриарх в случае каких-либо правонарушений подлежал епископскому суду «по благоусмотрению государя императора». Впрочем, высшее церковное управление не принадлежало патриарху единолично: приоритет сохранялся за Поместным Собором. Собору должна была принадлежать вся полнота власти в Церкви — законодательной, руководительной, ревизионной и высшей судебной. При этом Соборы должны были созываться не реже одного раза в десять лет. Члены Предсоборного присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию. Некоторые исследователи называли положенный в основу церковно-государственных отношений принцип историческим, а не отвлеченным. Логика была проста: раз так было в Византии и в России, то менять ничего не следует. Но, стремясь сохранить существовавшую модель отношений, трудно было надеяться на ослабление государственного контроля в церковных делах. Члены Присутствия, предлагая свои изменения, были убеждены, что император поддержит своей властью Православную Церковь, разделив светское и церковное начала. Однако то, что хорошо в теории, часто трудно осуществляется на практике…

http://pravoslavie.ru/5392.html

Дорожка к митрополичьему корпусу Лавры Памятник 2000-летию христианства. Автор – петербургский скульптор Эвелина Соловьева. Перед Свято-Троицким собором находится «Коммунистическая площадка», или Казачье кладбище. Участники обороны Петрограда, жертвы Кронштадтского мятежа 1921 г., именитые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры — таков состав этого своеобразного советского некрополя. Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на «Коммунистической площадке» были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил. Фрагмент памятника Игнатию Бахвалову, 1921 год У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 марта, 2024 27 января, 2024 28 августа, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 сентября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

В июне 1999 г. началась работа над капитальным трудом по истории обители в ХХ веке, окончательно завершенная в 2012 г. Этот труд был задуман как продолжение вышедшей в 1913 г. двухтомной книги С.Г. Рункевича «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра», переизданной в сентябре 2001 г. издательством «Логос» по заказу обители. 26 февраля 2000 г. митрополит Владимир благословил открытие в сети Интернет сайта обители, а 18 сентября 2002 г.- возобновление издания газеты «Вестник Александро-Невской Лавры». Выпуск ее первого номера в январе 2003 г. стал заметным событием. С тех пор газета постоянно выходит 5-6 раз в год тиражом от 3 до 12 тысяч экземпляров, она пользуется популярностью у верующих и полностью раскупается через несколько недель после выхода. В 2005 г. была создана Интернет-версия газеты. Откликнулась обитель и на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. В 2003 г. вышли книги: «Жизнь святого благоверного князя Александро-Невского. Александро-Невская Лавра (исторический очерк)» под редакцией архимандрита Назария, «Александро-Невское братство, 1918-1932 гг.» М.В. Шкаровского, «Когда горит свеча» Л.И. Соколовой - по истории Никольского кладбища Лавры. В 2003 г. в стенах монастыря появилась выставка Книжный форум «Христианский диалог». В 2005 г. вышли альбом иконописи лаврских иконописцев «Благосердие Богородицы», посвященный их работе по созданию уникального ансамбля современного иконописания и декоративно-прикладного искусства в церкви пос. Саперное, а также подготовленный издательством «Арт-Деко» альбом «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра». С 2009 г. епископ Назарий собирал материалы для фундаментального издания «...во имя св. благоверного князя Александра Невского», посвященного всем православным храмам мира, воздвигнутым во имя этого святого, первый том которого вышел в конце 2013 г. К 300-летию монастыря была подготовлена к выходу целая серия изданий: книга стихотворений духовника обители архимандрита Сергия (Бирюкова», монография М.В. Шкаровского «Русские православные храмы Туниса» (над которыми шефствует Лавра), новое иллюстрированное издание «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра», труды почившего духовника Лавры (в 2003-2011 гг.) архимандрита Елеазара (Иванова), находящийся в руках у читателя фундаментальный труд по истории обители в XX веке и т.д.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям». В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам.

http://elitsy.ru/holy/1998/

12–16 июня. Александро-Невский хоровой собор с участием коллективов из российских регионов и ближнего зарубежья Концерты запланированы на открытых площадках (центральная сцена — в Михайловском саду) и в самых престижных концертных залах города: Исаакиевском соборе (Исаакиевская пл., 4), Большом зале Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича (ул. Михайловская, 2), Государственной академической капелле (наб. р. Мойки, 20). 12 сентября. День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского В главный день юбилейного года праздничные богослужения состоятся во всех петербургских храмах. Из Казанского собора к Александро-Невской лавре по Невскому проспекту пройдет крестный ход, учрежденный в 1743 году императрицей Елизаветой Петровной. В торжествах на городской площади Александра Невского перед входом в лавру предполагается участие Святейшего Патриарха Кирилла, церковных иерархов и первых лиц Российского государства. 6 декабря. 750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского В этот день после праздничного богослужения в Свято-Троицком ­соборе в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоится презентация уникального альбома-энциклопедии по всем православным храмам в честь святого благоверного великого князя Александра Невского (находящимся как в России, так и за рубежом — всего их более полутора тысяч). Официальная программа празднеств завершится вечером того же дня торжественным концертом в Большом зале Академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Выбор ЖМП: пятерка других праздничных мероприятий, которые нельзя пропустить Выставка к 300 летию ­Александро-Невской лавры. ­Российский государственный исторический архив. Заневский пр-т, 36. С 25 апреля по конец мая. Х Всероссийская выставка-­ярмарка «Пасхальный праздник» (в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»). Выставочный центр «Михайловский Манеж». Манежная пл., 2. С 22 по 26 мая. Международный фестиваль ­христианского кино «Невский ­благовест». Духовно-просветительский центр «Святодуховский». Александро-Невская лавра, Колонный зал Духовского корп. С 18 по 24 ноября.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandro...

С 2004 г. в Лавре при поддержке Союза писателей России проводится конкурс «Лучшая книга года» с присуждением премии имени св. кн. Александра Невского. В его рамках проводятся творческие вечера известных поэтов и прозаиков на постоянной основе. Владыка Назарий также являлся духовником детско-юношеского литературного конкурса имени св. ап. Андрея Первозванного, пятилетие которого торжественно отмечалось в декабре 2007 г. в центре «Святодуховский». В сентябре 1999 г. в программе «Колокола» телерадиокомпании «Петербург» были показаны продолжительные сюжеты, посвященные 286-летию Лавры и 275-летию перенесения мощей св. кн. Александра Невского. В 2000 г. христианский видеоцентр «Завет» выпустил видеофильм «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» под духовным руководством архимандрита Назария. В 2003 г. вышел видеофильм «Православный Рим. Приглашение к паломничеству», автором и ведущим которого был отец Назарий. В 2002 г. в Лавре начал свою работу архив. Он занимается сбором информации по истории обители в ХХ века и восстановлением утраченного в годы гонений архива. В этой работе принимают участие ученые университета и сотрудники Государственной инспекции охраны памятников. В конце 2013 г. заработал лаврский музей. Были выпущены компакт-диски «Лаврская звонница» и «Мужской хор Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». В начале 2009 г., к предстоящему 300-летию обители, был создан фильм «Александро-Невская Лавра. XX век», снятый киностудией «Леннаучфильм» совместно с Лаврой. В том же году в фотосалоне имени Карла Буллы на Невском проспекте прошла выставка репродукций картин, гравюр и фотографий, посвященная трем векам истории обители. В 2010 г. был организован ежегодный городской конкурс изобразительного искусства «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается...» среди учащихся, преподавателей художественных институтов и художников Санкт-Петербурга. Конкурсы проходили в декабре 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. В 2007 г. в России начался масштабный проект, посвященный предстоящему в 2020 г. 800-летию со дня рождения св. Александра Невского. В рамках этого проекта в конце сентября 2007 г. частица мощей святого князя была взята в Троицком соборе, помещена в ковчег, изготовленный в ювелирной мастерской Лавры, и отправлена в Москву, в храм Христа Спасителя, где мощи встретил Святейший Патриарх Алексий II. Из Москвы своеобразный крестный ход с частицей мощей святого отправился по городам России и бывших республик СССР , уже побывав во многих из них.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010