Обращенная к Неве двухъярусная колокольня со шпилем " на мазанковых воротах " упомянута в монастыре ещё в 1725 г. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753-1754 г.г., " над воротами к Невской перспективе " была возведена новая колокольня - из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой. С 1783 г. архитектор И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории. Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект. В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную надвратную церковь, освященную 15 июля 1783 г. во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Постройка надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры. Тип надвратной церкви был разработан ещё в древнерусской архитектуре, однако Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма. Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (апсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом). В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви. В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллелепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами римско-дорического ордера и расчлененный 4-мя окнами прямоугольной формы. Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования. В 1806 г. стены церкви были расписаны, в 1860 г. она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова. По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 г. был открыт латышский приход.

http://sobory.ru/article/?object=05274

Однако это уже были скорее исключения. Основной доход шел от продажи свечей, масла, исполнения треб и тарелочного сбора. В Лавре существовал свой небольшой свечной заводик, который был официально зарегистрирован 30 июня 1920 г. С марта 1922 г. послушание главного свечника обители исполнял иеромонах Варнава (св. Серафим Вырицкий). В его обязанности входила закупка воска для производства свечей, масла для лампад во всех храмах Лавры и выемка пожертвований из кружек. В это время о. Варнаве пригодились его прежние коммерческие знания и навыки, в связи с возрастающими из-за инфляции ценами на воск постоянно приходилось пересматривать цены на свечи и т.д. Определенный доход приносила продажа сохранившейся с дореволюционных времен печатной продукции – альбомов с видами Лавры, описаний ее, акафистов и жития св. князя Александра Невского. Только в сентябре 1920 г. за них было выручено 48280 руб. Продолжались захоронения на Никольском кладбище. В январе 1920 г. их было 104, и доходы лаврской кладбищенской конторы за отпевание и погребение составили 18820 руб.; в дальнейшем число захоронений несколько сократилось: за июнь–ноябрь 1920 г. – 118 (35740 руб. дохода). При этом денежных поступлений не хватало, и прихожане лаврских храмов вносили свои личные средства. Например, 8 июня 1920 г. церковно-приходской совет передал Духовному Собору Лавры 39 тыс. руб., собранных путем «самообложения», из которых 30 тыс. было затрачено на содержание хора . В результате голода, холода в кельях и распространения эпидемии многие насельники болели. 30 июля 1920 г. Духовный Собор просил власти привить оспу 45 членам братии, что и было сделано. Но насельники продолжали болеть и умирать. 4 мая 1920 г. скончался иеромонах Варсонофий (Крыловский), который был похоронен на братской площадке Никольского кладбища, 22 апреля 1920 г. умер от сыпного тифа в с. Ложголово бывший эконом иеромонах Платон и др. Хоронили в это время на Никольском кладбище и известных ученых-богословов: 11 февраля 1920 г. в Лавре состоялось отпевание бывшего профессора Петроградской Духовной Академии протоиерея Сергия Александровича Соллертинского, а 26 июля того же года – академика, профессора Петроградского университета и Богословского института старосты университетской церкви Бориса Александровича Тураева.

http://bogoslov.ru/article/3119298

Подобное патриотическое использование Казанского собора продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 г., хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись. Тем ни менее, выставка «Отечественная война 1812 г.» продолжала свою работу. Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская Лавра. С началом Великой Отечественной войны комплекс зданий Лавры сразу стал использоваться для военных целей. Первоначально в конце лета — осенью 1941 г. на территории монастыря был устроен укрепленный район с 9 опорными боевыми точками. В случае прорыва германских войск в эту часть города укрепрайон должен был защищать отряд тов. Стодолина, передний край обороны которого проходил бы по линии Обводного канала. По воспоминаниям одной из бывших блокадниц, огневая точка была устроена даже в помещении ее квартиры в угловом здании Лавры, выходившем на набережную Невы. В Федоровском корпусе вблизи Троицкого собора разместилось бомбоубежище, а большая часть самого собора оказалась занята под воинский склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы. В конце 1941 г. в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение. В приемно-распределительном госпитале врачи оказывали первую медицинскую помощь, осуществляли диагностику и сортировку раненых и больных и направляли их затем в соответствующие лечебные учреждения. В функции врачей и медсестер также входило выявление «самострелов» и симулянтов, имелся в госпитале и штат политработников, которые изучали письма бойцов родным. Присутствие на территории Лавры большого количества военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.

http://pravoslavie.ru/70589.html

Похороны свергнутого императора, задушенного в Ропше, проводились без должной торжественности. Благовещенская усыпальница стала своеобразным памятником «эпохи дворцовых переворотов»: здесь ещё в 1746 году была похоронена внучка Иоанна V, Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна Антоновича, свергнутого с престола в 1741 году. Прах правительницы, скончавшейся в изгнании, был доставлен из Холмогор. А в ноябре 1796 года стены Благовещенской церкви стали свидетелями мрачной церемонии, которая произвела неизгладимое впечатление на современников. Прах Петра III, по повелению вошедшего на престол его сына Павла I, был извлечён из каменного склепа. Вторичное погребение императора, со всеми соответствующими его титулу почестями, было проведено в Петропавловском соборе, рядом с его женой, Екатериной II. Здесь же и могила графа Алексея Григорьевича Разумовского. Простой казак, полюбившийся императрице Елизавете Петровне, стал её фаворитом и тайно был повенчан с нею. А.Г. Разумовский скончался в один год с женой своего брата Кирилла, президента Малороссийской коллегии и Академии наук, и был рядом с ней похоронен в Благовещенской церкви. В 1779 году место их погребения у южной стены отметил первый в усыпальнице архитектурный памятник: строгий портал из двух колонн с пилястрами, поддерживающими массивный карниз. На постаментах мраморных колонн – накладные рельефы с аллегориями Времени и Смерти (коса, череп, песочные часы и т.д.). В 1783 году в восточной части усыпальницы был погребён фельдмаршал А.М. Голицын, а в юго-западном углу – граф Н.И. Панин. Их надгробия – парадные «мавзолеи», украшенные скульптурой, - имеют выдающееся художественное значение. Памятник Голицыну, находившийся, вероятно, сначала напротив места погребения у южной стены, в 1818 году передвинули, а позднее закрыли в нише, справа от портала Разумовских. Таким образом, эта работа скульптора Ф.Г. Гордеева долгое время казалась утраченной. Громким событием стали похороны в Благовещенской усыпальнице генералиссимуса А.В.

http://sobory.ru/article/?object=05273

Публикуемые проповеди на евангельские чтения 18–20 недель по Пятидесятнице были сказаны протоиереем Н.К. Чуковым – будущим митрополитом Григорием – в Университетской церкви города Петрограда в 1919–1920 годах. К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года – в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. В нынешнем году Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра празднует 300-летие с момента основания и начала своего славного исторического пути, темным временем небытия на котором стали 30–40 годы прошлого столетия. Монашество было репрессировано, собор и все храмы – закрыты, церковная жизнь в одном из главных монастырей России прекратилась. Основное внимание авторов Л.К. Александровой-Чуковой и М.В. Шкаровского, повествующих в этой статье о возрождении церковной жизни в северо-западных епархиях Русской Православной Церкви в послевоенное десятилетие, обращено к начальному этапу возвращения епархии зданий Лавры и борьбе митрополита Григория за открытие Свято-Троицкого собора. Постоянный автор нашего портала, биограф митрополита Григория (Чукова)  Л.К. Александрова-Чукова знакомит читателей со внешнецерковной деятельностью архиерея 1945–1947 годов. О поездке митрополита в Америку в 1947 году, целью которой было установление условий автономного управления Северо-Американского Митрополичьего округа и восстановление канонической и молитвенно-литургической связи Русской Православной Церкви в Америке с Церковью-Матерью, расскажут послание владыки «Всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде» и материалы дневника. В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью, государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции.

http://bogoslov.ru/person/571152

Синода, в чем – нибудь несогласные с законом и нежелательные с политической точки зрения. Св. Синод во всем пошел навстречу этим обещаниям, издал успокоительное послание православному народу и совершил другие акты, необходимые, по мнению правительства, для успокоения умов. 7 же марта г. обер – прокурор объяснил, что Временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах, он же, обер – прокурор, и представитель и участник в ней и уже, помимо Синода, получил от нее поручение выработать проект церковных преобразований. Таким образом, в Св. Синоде обер – прокурор не только остается фактическим хозяином и начальником, как при прежнем режиме, но, как член Исполнительного комитета, оказывается на неопределенное время до созыва Собора и безапелляционным вершителем церковных дел. Ввиду столь коренной перемены в отношениях государственной власти к Церкви, нижеподписавшиеся не считают себя вправе, без особых полномочий от российской иерархии, брать на себя ответственность за все мероприятия, какие Временное правительство или единолично г. обер – прокурор найдут нужным провести в церковном управлении, и потому нижеподписавшиеся не считают для себя возможным, без таких полномочий, оставаться присутствующими в Св. Синоде, сохраняя, конечно, к нему сыновнее послушание и должное повиновение Временному правительству. 8 марта 1917 г. Св. – Троицкая АлександреНевская лавра. Петроград. Подписали: Сергий, архиепископ Финляндский; Тихон, архиепископ Литовский; Арсений, архиепископ Новгородский; Михаил, архиепископ Гродненский; Иоаким, архиепископ Нижегородский; Василий, архиепископ Черниговский». В отместку архиепископам Львов сам подобрал и сам утвердил новый состав Святейшего Синода. Более двадцати «консервативных» архиереев он лишил кафедр и бросился в центр русской святости Москву искать поддержки «в борьбе против старого состава Святейшего Синода и епископата Русской Церкви». Львов стремился то ли уничтожить, то ли надсмеяться над православием .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тихон (Беллавин Василий Иванович) год рождения 1865 день рождения 19 месяц рождения 1 место рождения Псковская губ., Торопецкий у., погост Клин, Патриарх. Образование: Торопецкое духовное училище год поступления 1874 год окончания 1878. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». Псковская Духовная Семинария год поступления 1878 год окончания 1884 окончил семинарию с отличием. Санкт-Петербургская Духовная Академия год поступления 1884 год окончания 1888 день окончания 11 месяц окончания 6 кандидат богословия. Окончил Академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношениек янсенизму»). Служение: Псковская Духовная Семинария иеромонах преподаватель, Холмская Духовная Семинария архимандрит ректор. Рукоположение: епископ 1897 день 19 месяц 10 Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, Троицкий собор. Кто рукоположил: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров). Служение: Московская епархия архиепископ, митрополит должность митрополит Московский и Коломенский год начала 1917. Рукоположение: Патриарх 1917 день 21 месяц 11 место Москва , Успенский собор 5/18 ноября 1917г. избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве. Избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским. Аресты: Москва 24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919г. (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи. Москва 1920г. подвергался неоднократным домашним арестам. Москва, Троицкое подворье 6 мая 1922 года. Обвинение при аресте «сопротивление изъятию церковных ценностей», по стт.62 и 119 УК РСФСР. Заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. Места заключения: Москва, Донской монастырь 19 мая 1922 года, Москва, ул.Лубянка, Внутренняя тюрьма ОГПУ. 21 марта 1924г. следственное дело Патриарха Тихона прекращено. Кончина 7 апреля 1925 года Москва. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря. На погребении свт.Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей, пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч. Канонизация 09/10/1989 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Святитель Патриарх Тихон.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

Труды: Избранные слова и речи: в 3 т. – СПб., 1857. Изъяснение текста в XII главах послания апостола Павла к римлянам. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород, 1897. – С. 191–199. Николай, архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. – СПб., 1864. Теодорович Н. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии: в 3 т. – Почаев, 1888–1893. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. – М., 1879. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Леонид, иеромонах. История церкви в пределах Калужской губернии. – Калуга, 1876. – С. 207–210. Лотоцкий А., протоиерей. Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской православной епархии. – Почаев, 1863. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 108, 119, 264. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 890–896. Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. – Минск, 1893. – С. 66–83. А. К. Очерк жизни высокопреосвященного Никанора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского. – СПб., 1856. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 12. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1397, 1401, 1404, 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 256. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 38, 174, 187, 188, 266, 267, 537, 570, 936, 937. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Храм возводился по образу и подобию ростовских храмов XII века. Он был двухэтажным и состоял из нижнего храма – во имя святого Николая Чудотворца и верхнего – во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя. Докладчик подчеркнул особенную роль храма-памятника в сознании петербуржцев: «Только у двух храмов в нашем городе есть народные названия: храм Воскресения Христова и сейчас называют Спасом-на-крови, а этот храм – Спасом-на водах». Михаил Шкаровский рассказал о настоятеле храма священнике Владимире Рыбакове, ставшем новомучеником, и об уникальной общине – большинство членов ее приходского совета были преподавателями Санкт-Петербургского университета. В советское время храм неоднократно пытались закрыть, но прихожане стоически сопротивлялись безбожной власти и несколько раз «отвоевывали» храм. В 1932 году он все-таки был закрыт и взорван. Михаил Витальевич рассказал о подвиге сотрудников Русского музея, которые после взрыва храма подняли сохранившиеся фрагменты уникальных мозаик со дна Невы и в буквальном смысле спрятали в запасниках музея. Неизвестно ни кто были эти люди, ни как им удалось это сделать. В заключение докладчик выразил надежду на восстановление храма. Кандидат искусствоведения доцент кафедры искусствоведения исторического факультета СПбГУ Надежда Милютенко посвятила свой доклад теме древнерусской градозащитной символики в образе Санкт-Петербурга. Опровергая бытующее по сей день мнение о нерелигиозности Петра I, Надежда Ильинична подчеркнула, что при создании нового города царь ориентировался на древнерусскую – и православную традицию. Так, Петропавловская крепость не случайно была заложена в день Святой Троицы, а храм в честь святых апостолов Петра и Павла освящен в Вербное воскресенье. Еще до Полтавского сражения (то есть до решения перенести столицу из Москвы) был издан указ о строительстве Троицкой церкви – обычно главным храмом в каждом русском городе был именно Троицкий. И первый основанный в городе монастырь был тоже посвящен Святой Троице – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-17/3...

Церковь во имя Божией Матери " Всех скорбящих радости " , что над вратами Александро-Невской лавры, устроена в 1785 году, одновременно с сооружением святых врат лавры, на счет государственного казначейства, по благословению бывшего " директора над строениями Невского монастыря " , с.-петербургского архиепископа Гавриила, по плану и под надзором архитектора Старова, в бытность наместника лавры новгородского Юрьева монастыря архимандрита Афанасия Волховского. Устроена она вместо приходской (и вместо кладбищенской) Благовещенской пятиглавой деревянной церкви, бывшей на том месте, где ныне находится церковь св. праведного Лазаря на кладбище. Освящена митрополитом Гавриилом 15 июля 1786 года, что видно из имеющегося в церкви антиминса, и снабжена первоначально утварью от лавры. От лавры же снабжена и иконостасом в числе четырех икон: Божией Матери " Всех скорбящих радости " , Успения Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы и всех святых, которые, по преданию, перенесены из домовой церкви князя Потемкина Таврического. Эти четыре иконы, писанные на металлических досках, по высокому достоинству письма, составляют главное украшение храма. До 1800 года церковь получала свечи, ладан, церковное вино, просфоры, уголь и дрова от лавры, равным образом и ремонт церковной ризницы и утвари находился в заведывании лаврского эконома, почему и церковные сборы кружечный и кошельковый поступали в лаврскую казну. В 1800 году, вследствие указа консистории от 1 июля, церковь из лаврской обращена в приходскую, с чем ей предоставлено содержаться на приношения прихожан. Одновременно с этим избран был к церкви первый церковный староста, стараниями которого совместно с настоятелем протоиереем Сергеем Алексеевым, довольно скудная дотоле, имевшая лишь одно необходимое церковь была приведена в полное благолепие: устроен новый иконостас с украшениями и с позолотою, стены церкви украшены живописью. Существующая местная икона Божией Матери " Всех скорбящих радости " принесена в ларь церкви прихожанином купцом Глуховым; местные же иконы Христа Спасителя и св. благоверного князя Александра Невского писаны и принесены в дар церкви диаконом сей церкви Недремским.

http://sobory.ru/article/?object=05274

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010