24 ноября 1919 года послушник Владимир направил прошение наместнику Лавры архимандриту Виктору (Островидову) с просьбой постричь его в монашество. Состоявшееся 27 ноября заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры поддержало его прошение , и 26 февраля 1920 года послушник Владимир был пострижен в монашество и наречен Серафимом , а 29 февраля был рукоположен во иеродиакона. Летом 1922 года при поддержке советских властей был организован обновленческий раскол и храмы в Лавре захватили обновленцы. Братия Лавры разделилась: часть придерживалась той точки зрения, что необходимо признать обновленческое ВЦУ, другие были категорически против присоединения к группе предателей Церкви, и им пришлось покинуть Лавру. Среди них был и иеродиакон Серафим. 3 июля 1922 года он просил Духовный Собор отпустить его в бессрочный отпуск  и, получив разрешение, был определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове в Петрограде. В 1923 году храм великомученицы Екатерины был также захвачен обновленцами, и с 12 апреля 1923 года иеродиакон Серафим стал служить на Никифоровском подворье в Петрограде. 25 декабря 1924 года за ревностное служение он был награжден Патриархом Тихоном грамотой. 12 апреля 1928 года иеродиакон Серафим вернулся в Александро-Невскую Лавру, наместником которой стал в это время строгий ревнитель православия епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). В 1929 году иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона . 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий семнадцать различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей... и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников... о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели» .

http://fond.ru/kalendar/194/serafim/

В 1819 г., ввиду того, что теплая Благовещенская церковь не вмещала всех богомольцев, митрополитом Михаилом было принято решение оба примыкавших к Благовещенской и Александро-Невской церквям зала в первом и втором этажах обратить в один в два света зал, пристроить к нему с восточной стороны алтарь, а с западной устроить особый вход. Вследствие словесного распоряжения митрополита уже в сентябре 1819 г. занялись приготовлениями к сооружению новой церкви. В начале ноября испрошено было высочайшее соизволение на постройку. Так как собственных средств Лавры не хватало, был организован сбор пожертвований. 6 июня 1820 г. совершена была закладка храма.Работы велись по проекту лавровского архитектора В. П. Петрова. В том же году церковь была вчерне закончена. Размеры Духовской церкви: длина 14 сажени, ширина в большом поперечнике около 13 сажен, в малом 5,5 сажень; алтарь 2,5 на 5,5 сажень (1 сажень - 2,1336 м). Духовская церковь по наружному виду со стороны входа ничем не отличалась от примыкающего к ней жилого корпуса, только небольшой крест над входным крыльцом. Церковь была освящена 18 мая 1822 г. митрополитом Серафимом. Иконостас церкви был написан академиком Дмитрием Антонелли, золотил иконостас позолотный мастер Христофор Иванович Вольф, лепные работы выполнил мастер Николай Зорин. Резной фриз с херувимскими головками делал мастер Карл Шейбе. В Духовской церкви были погребены митрополит Михаил (Десницкий), в алтаре перед жертвенником, граф А. А. Милорадович, адмирал Д. Н. Сенявин, канцлер граф В. П. Кочубей. Всего в ней было 172 могилы, в том числе жены полководца княгини Е. И. Кутузовой-Смоленской, графа А. Г. Кушелева-Безбородко, княгини Е. И. Голицыной («Ночная княгиня»), графини Н. К. Загряжской («Пиковая дама») князя Г. С. Волконского. 1 февраля 1881 г. в Духовской церкви состоялось отпевание Ф. М. Достоевского. В северо-восточном углу Духовской церкви, вверху над палаткой, в 1822 г. устроена церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Она была освящена 18 июня 1822 г. Вход в нее был через северные хоры Духовской церкви. Церковь занимала пространство 4х3 сажен с небольшим, примыкая северной стороной к капитальной стене Александро-Невской церкви и имея алтарную стену общую с Духовской церковью. Отделялась она от Духовской церкви лишь двумя деревянными стенами, выходящими в Духовскую церковь, освещалась двумя окнами из алтаря и двумя в южной стене, выходящими в Духовскую церковь. Престол в алтаре имел над собой восьмиугольный шатер. По описи Лавры 1860 г. иконостас в эту церковь поставлен, поступивший из упраздненной домовой церкви генеральши Прасковьи Николаевны Фредко, урожденной графини Головиной, и при постановке поновлен. Местная икона прп. Сергия Радонежского пожертвована в 1820 г. графом Потемкиным. По документам лаврского Архива иконостас из 14 образов был написан живописцем Марком Набоковым.

http://sobory.ru/article/?object=05276

В 2013 г. торжественно отмечалось 300-летие основания Александро-Невской лавры. В начале 2020-х гг. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга передал Лавре Благовещенскую церковь: в марте 2021 г. — помещения верхнего этажа, в августе 2023 г. — помещения нижнего этажа. Ранее в здании церкви размещался Музей городской скульптуры, для него было найдено другое помещение. В 2023 г. в лавру из Государственного Эрмитажа была возвращена историческая рака, в которой пребывали мощи блгв. кн. Александра Невского. Серебряная гробница для хранения мощей св. Александра Невского была изготовлена по указу императрицы Елизаветы Петровны и находилась в Свято-Троицком соборе лавры. Для изготовления памятника было использовано около 1,5 тонн серебра. Гробница попала в Эрмитаж в 1920-е гг. Во время кампании по изъятию церковных ценностей советским правительством она была вскрыта, мощи были переданы в Музей религии и атеизма (их вернули из запасников музея в собор в 1989 г.), а гробницу хотели отправить на переплавку. Руководители Эрмитажа и Русского музея тогда обратились к правительству СССР, объясняя, что надгробие — памятник искусства, первое ювелирное изделие из серебра в России. Чтобы его спасти, Эрмитаж взамен отдал часть дублетов серебряных монет из своей коллекции. После возвращения раку разместили в Благовещенской церкви на втором этаже — там же, где она стояла до того, как ее переместили в музей. 12 сентября 2023 г., в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), после Литургии в Благовещенском храме лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поместил в раку ковчег с частицей мощей святого князя. Наместники Страна: Россия Город: Санкт-Петербург Адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1 Телефон: (812) 274-17-02 (канцелярия), 274-11-13 (дежурный) Факс: (812) 274-24-33 Web-caйm: www.lavra.spb.ru E-mail: office@lavra.spb.ru Родительская организация: Санкт-Петербургская епархия Наместник: Вениамин, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Кириллов Эдуард Павлович)

http://patriarchia.ru/db/text/142801.htm...

В этом году впервые состоится вручение премии имени Александра Невского правительства Санкт-Петербурга за укрепление народного единства, сохранение культурного и исторического наследия. Она учреждена губернатором города. Церемония начнется в 14.00 в Синем зале епархиального управления. По словам начальника городского отдела по взаимодействию с религиозными организациями Владимира Иванова, имя святого Александра Невского несет объединение обществу независимо от того, по какую сторону церковной ограды находится человек. Невозможно говорить о великом князе как о святом, не принимая во внимание его государственные и военные деяния, как нельзя забывать о его глубокой вере, признавая заслуги как политика и военачальника. Поэтому два события — крестный ход и светский праздник — органично сливаются в одно торжество. Он напомнил программу празднований. В 9.00 митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавит Божественную литургию в Казанском соборе. Построение колонны крестного хода будет проходить одновременно на Казанской улице. В 10.00 богослужение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавит ее наместник епископ Кронштадтский Назарий. В 11.00 начнется шествие от Казанского собора. Во главе крестного хода вместе с одной из святынь Санкт-Петербурга — Казанской иконой Божией Матери — будет пронесен ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского с греческого острова Корфу. По мере прохождения колонны по Невскому проспекту сразу же будет открываться движение транспорта и сниматься перекрытие ближайших улиц. Руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова попросила журналистов внимательно спланировать работу в этот день и изучить рекомендации, представленные на сайте krestnyhod.spb.ru . Она обратила внимание, что уже третий год проходит фотоконкурс #КрестныйХод1209, организованный пресс-центром Лавры, ювелирной компанией «Акимов» и интернет-магазином «Невская лавра». Его правила и условия участия также можно прочесть на сайте крестного хода. Фотоконкурс пользуется успехом, в прошлом году жюри отсмотрело более 1500 снимков.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Финляндия Церковь Николая Чудотворца Северная Карелия, Йоэнсуу Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1887 г. Санкт-Петербург Церковь Спаса Всемилостивого на Митрофаниевском православном кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: Г. И. Карпов Год постройки: 1883 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Петра, Митрополита Московского на Ульянке (старая) (утрачена) Санкт-Петербург, Кировский район Архитектор: В.Ф. Харламов, Г.И. Карпов (?) Год постройки: Между 1886 и 1892 Архитектурный стиль: Эклектика Киновия Александро-Невской лавры. Собор Троицы Живоначальной Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: не ранее 1864 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рыбацком (утрачена) Санкт-Петербург, Невский район Архитектор: Г.И. Карпов (приделы 1862-1864), Д.П. Рябов (перестройка 1900-1901) Год постройки: Между 1741 и 1744 Архитектурный стиль: Эклектика Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь Николая Чудотворца Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1868 и 1871 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Исидора Пелусиота при Исидоровском епархиальном женском училище Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1885 и 1886 Домовая церковь Боголюбской иконы Божией Матери при бывшем Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1863 и 1869 Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Зверина Покровского женского монастыря Новгородской епархии (утрачена) Санкт-Петербург, Центральный район Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1861 и 1863 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Троицы Живоначальной (новая) на военно-морском кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Кронштадтский район, Кронштадт Архитектор: Г.И. Карпов Год постройки: Между 1862 и 1865 Архитектурный стиль: Эклектика Собор Петра и Павла (старый) (утрачена)

http://sobory.ru/architect/gikarpov

Храм возведен на месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. Собор построили на пожертвования, поступавшие из разных губерний Российской империи на увековечение памяти Царя-Освободителя. Освященный в 1907 году, в 1930 году храм был закрыт властями и в течение четырех десятилетий использовался в качестве складского помещения. В 1997 году после завершения основных реставрационных работ в соборе открылся музей. В настоящее время в храме Спас-на-Крови регулярно совершаются богослужения. Далее делегация Элладской Православной Церкви отправилась в Александро-Невскую лавру. У Троицкого собора лавры Блаженнейшего Иеронима встречал наместник обители епископ Выборгский Назарий . Он рассказал гостям об истории монастыря, который в следующем году будет праздновать свое 300-летие. 25 марта (7 апреля) 1713 года в присутствии императора Петра I был освящен в честь благовещения Пресвятой Богородицы первый храм обители. С этого дня Свято-Троицкая Александро-Невская лавра ведет свою историю. Через десять лет в обитель из Владимира были перенесены мощи благоверного князя Александра Невского. В 1790 году по окончании строительства главного монастырского храма — собора Святой Троицы — честные мощи были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого благоверного князя. Во время гонений на веру весной 1922 года власти реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж. 20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года освящен главный алтарь, с этого времени в соборе возобновились богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/2246997.ht...

Этому событию была посвящена юбилейная экспозиция о преподобном Савве Сторожевском на православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже, которая открылась 25 апреля 2007 года. Участникам открытия экспозиции Святейший Патриарх Алексий II, Священноархимандрит монастыря и Почетный Председатель Попечительского Совета, направил свое послание. В Михайловском Манеже прошла пресс-конференция, посвященная возрождению общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и Феодоровского собора Санкт-Петербурга. Эти две святыни непосредственно связаны с русскими государями и олицетворяют собой историю церковно-государственных отношений в нашей стране. Вот как оценил отношение братии Александро-Невской лавры ее наместник архимандрит Назарий (Лавриненко): «Для нас приезд святынь уже давно не является необычным событием, но мы всегда очень этому рады, ведь пребывание святынь освящает то место, где мы, люди далеко не святые, живем. Я поэтому всегда очень благодарен Его Святейшеству и всем, кто приезжает в Петербург со святынями, что чтимые иконы и честные мощи всегда располагают в нашей лавре. Александро-Невская лавра — духовное сердце Санкт-Петербурга, она сейчас возрождается, вновь приобретает значимость для горожан. Савва Сторожевский — один из столпов русского монашества, поэтому, конечно, мы с большой радостью встретили его чтимую икону с частицей честных мощей и благодарим за то, что именно Троицкий собор Александро-Невской лавры избран местом пребывания этой великой святыни из древнего Звенигорода, к которой люди смогут приложиться, помолиться преподобному Савве и унести домой частицу благодати». Икона преподобного Саввы Сторожевского, которая совершила путешествие в Санкт-Петербург — самая древняя в монастыре. По преданию, она являлась списком с иконы XV века, написанной после чудесного явления святого Саввы игумену монастыря Дионисию через несколько десятилетий после преставления преподобного. Та первая древняя икона святого Саввы считается утраченной. Список был сделан в середине XVII века и почитается верующими в Москве и Подмосковье. В 1812 году икона находилась на Саввинском подворье на Тверской улице в Москве и чудом уцелела во время пожара в дни наполеоновского нашествия.

http://pravoslavie.ru/21926.html

5. " Здоровый дух " - православный спортивный фестиваль для учащихся воскресных школ и воспитанников детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (культура). Санкт-Петербургская митрополия совместно с ООО " Элитное гран-при " ,  иерей Георгий Христич . 6. " Открытие электронного читального зала общедоступной библиотеки Свято-Троицкой Александро-Невской лавры " (культура).  Свято-Троицкая Александро-Невская лавра ,  епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко) . 7. " Живое слово " - создание просветительских программ для инвалидов по зрению (образование и воспитание).  Радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " , Мазуренко Елена Юрьевна. 8. " Формирование профессиональной компетентности специалистов, работающих с группами социального риска в системе диаконии " (образование и воспитание). Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Астэр Ирина Валериевна. 9. " Выдающиеся ученые - выпускники Санкт-Петербургской духовной академии " - издание серии книг для широкой общественности (культура). Издательство  Санкт-Петербургской православной духовной академии , Волужков Дмитрий Владимирович. Гатчинская епархия Координатор конкурса - Николай Безуглов.   10. " Школа юного журналиста " (культура). Общество с ограниченной ответственностью " Студия документальных фильмов " Изографъ.СПб " , Вязовский Игорь Анатольевич. 11. " Клуб " Дружные соседи " в центре духовно-нравственного просвещения и социокультурной деятельности " Открытая мастерская " (социальное служение). Приход  храма в честь иконы Казанской Божией Матери в Тосно , Лебедева Ольга Николаевна. 12. " Веруем делом " - помощь инвалидам с отклонениями в умственном развитии (социальное служение). Приход  храма святителя Николая Чудотворца поселка Лебяжье , протоиерей Александр Михеев . Выборгская епархия Координатор конкурса -  иерей Павел Штанько . 13. " Организация сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями здоровья " (социальное служение). Приход храма святых Царственных Страстотерпцев деревни Раздолье, Кроль Ксения Александровна.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

  Кандидат искусствоведения доцент кафедры искусствоведения исторического факультета СПбГУ Надежда Милютенко посвятила свой доклад теме древнерусской градозащитной символики в образе Санкт-Петербурга. Опровергая бытующее по сей день мнение о нерелигиозности Петра I, Н. Милютенко подчеркнула, что при создании нового города царь ориентировался на древнерусскую и православную традицию. Так, Петропавловская крепость не случайно была заложена в день Святой Троицы, а храм в честь святых апостолов Петра и Павла освящен в Вербное воскресенье. Еще до Полтавского сражения (то есть до решения перенести столицу из Москвы) был издан указ о строительстве Троицкой церкви обычно главным храмом в каждом русском городе был именно Троицкий. И первый основанный в городе монастырь был тоже посвящен Святой Троице Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. «И не надо забывать, – сказала в заключение докладчица, что наш город изначально назывался именно Санкт-Петербург, а не Петроград, Владимир или Ярославль, то есть, назван он был не в честь Петра I, а в честь святого апостола Петра».   В продолжение этой темы доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ГМИ СПб Николая Славнитского «Православные храмы Санкт-Петербурга места празднования побед русской армии в Северной войне» познакомил слушателей с бытовавшей в нашем городе во времена Петра I традицией отмечать военные победы публичными благодарственными молебнами.   Алексей Белоножкин, кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской академии художеств, посвятил свой доклад церковному зодчеству в России конца XIX начала XX  века. Он назывался «Проблемы церковного зодчества в России конца XIX начала XX  века глазами архитекторов-современников». Докладчик подчеркнул, что рубеж позапрошлого и прошлого веков был для российской церковной архитектуры кризисным, что в высказываниях известных архитекторов теория подчас расходилась с практикой. А. Белоножкин коснулся и острой в те, да и в последующие времена темы правомерности постройки в Петербурге храмов в так называемых «русском» (эклектика) и «неорусском» (модерн) стилях.

http://patriarchia.ru/db/text/339690.htm...

" Богородичные иконы " , 2011, 13 мин., Благовест-Медиа " Двунадесятые праздники и Пасха " , 2010, 16 мин., Благовест-Медиа " В поисках Святого Лика " , 2010, 25 мин., Благовест-Медиа " Православная Италия " , часть 1, 2009, 31 мин., Благовест-Медиа " Надежда говорит по-португальски " , 2007, 54 мин. (трейлер), Благовест-Медиа " Я встретил Бога во тьме. (Богородичный, дом 1) " , 2005, 26 мин., Благовест-Медиа " Рим Православный. Приглашение к паломничеству " , 2003, 42 мин., Благовест-Медиа " Свято-Троицкая Александро-Невская лавра " , 2000, 28 мин., Благовест-Медиа " Память об эскадре " , 2000, 29 мин., Благовест-Медиа Репортажи Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова» открылась в Музее архитектуры Николай Бердяев – нефилософ, христианский анархист, пророк от метафизики? Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь в Захарьине и ее настоятель – исследователь природы Село Остров: от шатрового царского храма к богадельне Две церкви в селе полярного летчика Молокова Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010