Причем Тертуллиан в своем трактате о крещении говорит, что Бог создал два мира. И как при сотворении первого мира была Троица, о чем мы с вами сейчас говорили, то при сотворении второго мира тоже присутствует Троица. Второй мир в понимании Тертуллиана- это мир Нового завета. Мир новозаветной церкви. И он описывает крещение Иисуса Христа. Начало этого мира. И он описывает, как Иоанн Креститель, как при начале первого мира дух божий носился над водами, присутствовал Бог Отец и Сын божий, так и при сотворении второго мира Иоанн Креститель видит, что Сын божий стоит в воде, в струях Иордана, и витает над ним Дух Святой в виде голубином. А глас Бога Отца слышан из-за облака. Таким образом, для христианина любой текст о Боге предполагает именно триединого Бога. Надо сказать, более того, в целом святые отцы исповедовали нам: если ты в молитве обращаешься к Иисусу Христу, имей ввиду и Отца, и Духа Святого. Если ты в молитве обращаешься к Духу Святому, имей в виду и Бога Отца и Бога Сына. И так далее. Потому что мы верим в единую божественную сущность, которую мы не разделяем, но мы верим в три ипостаси. Ипостась Бога отца, ипостась Бога сына и ипостась Духа Святого, которые мы не смешиваем. Поэтому мы говорим, что наш Бог триедин. А слово «Троица» предполагает это триединство. Но мы не говорим три. Потому что это будет не совсем правильно, если мы даже это и скажем. Мы можем сказать: три ипостаси при одной божественной сущности. Поэтому наше православное богословие тринитарно. А протестантское богословие христоцентрично. Личность Христа доминирует. Неопротестантское богословие не просто христоцентрично, оно христоцентрично с акцентом на человечестве Христа. Такая тонкая разновидность арианства. Я читал такие агитки неопротестантов с их арианской христоцентричностью. И они пишут в своих агитках об Иисусе Христе. Иисус Христос- это отличный парень, с которым можно пойти на стадион, когда играет ЦСКА. Иисус Христос -это отличный Человек, с Которым можно хорошо провести время. Вы будете что-то рассказывать, а Он будет слушать.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

Троицы в православии, непрестанно Оно призывается и приносится Ему поклонение. Мы непрестанно осеняем себя Именем, словом или символическим жестом, знамением креста; никогда не отсутствует и не забывается это Имя. Непрестанно совершается благословение этим Именем. Это – дыхание молитвенное, биение сердца. Извне это кажется монотонным и непонятным повторением, каким-то молитвенным механическим упражнением, но изнутри это есть непрестанно совершающаяся встреча, видение Господа, молитвенный взор, к Нему обращенный, Сила Божия, сам Бог . Нельзя выйти из-под покрова этого Имени, обнажиться от Него. Наоборот, нужно, по возможности, непрестанно Им осеняться, Ему предстоять. Пресвятая Троица вселяется в сознание христианина вместе со Своим Именем. Призывание Имени есть небесный покров, распростирающийся над православным миром. Нужно понять весь реализм этого Имепризывания, ощутить его действенную силу, для того, чтобы приблизиться к постижению православия. Оно есть врата, чрез которые только и можно вступить в православие, ибо и крещаются Именем св. Троицы; Отца и Сына и Духа Святого. Имя Св. Троицы и Имя Иисусово, Имя Отца, Сына, Св. Духа в отдельности и всей Св. Троицы в совокупности, это живые величины, живые Личности, с которыми общается верующая душа, ведет с Ними свой диалог. Православие ветхозаветно в почитании Имени, в ведении Его силы и новозаветно в раскрытии Имени, ибо древний Иегова есть в Православии Св. Троица. Догмат Св. Троицы определяет и наполняет всю жизнь православия, которое возвещает о нем, свидетельствует о нем, зовет к нему, являет его. Никакое не только сомнение, но даже искривление в отношении к этому догмату несовместимо с этим симфоническим раскрытием троичности. Св. Троица обращена к миру Человеческим Ликом Сына Божия, поэтому православие и есть, вера во Христа и жизнь во Христе. Но от этого оно ни в какой мере не становится Jesuanism, т. е. проповедью и религией Иисуса, пророка, который показал людям Бога как Отца, возвестил Отца, проложил путь для примера: такого Иисуса, равви из Назарета, православие не знает и не может знать, не может увидеть religionsgeschichtlichen Jesus, ибо знает Сына Божия, «Единого сущего от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

Тема Жертвы усилена изображением Распятия и ангелов с орудиями страстей. При этом она тут же иносказательно раскрывается в целом ряде сюжетов. Барокко вернуло из средневековья риторический прием утверждения каждой мысли при помощи параллели – examplum. В алтаре по ходу литургического священнодействия к нему подключаются такие сюжеты, как «Аарон и его сыновья возлагают руки на жертвенного тельца», «Моисей, окропляющий алтарь жертвенной кровью», примеры из жизни Давида. Сюжет «Жертвоприношение Авраама» повторен в иконостасе и на столбе трансепта. Таким образом, и во время проскомидии активизировалось воображение молящихся, – созерцание живописи требовало интеллектуальной реакции, усиливавшей и углублявшей веру. Когда же открывались царские врата «в знамение того, что Христос начинает проповедовать Евангелие и являет Себя миру» 1014 , а священник провозглашал «Блаженства», произнесенные Христом в Нагорной проповеди, то пред верующим представал сюжет «Нагорная проповедь Христа», а рядом, на пилонах столбов – изображение семи «Блаженств», сопровождаемое соответствующими текстами 1015 . Молитву с трисвятой песней, как уже упоминалось, сопровождали троекратно повторенные изображения Св. Троицы, которые были ее своеобразным рефреном. Новозаветная Троица в церкви венчает иконостас, где в этой несколько необычной иконографии она заменяет изображение Спаса Вседержителя в композиции «Деисус». На иконостасе нет Распятия, обязательного для каждого украинского храма с XV в. Сцена «Святая Троица» высится над всем деисусным рядом, в котором узкие небольшие фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи примыкают к значительно превосходящим их по размерам апостолам. Можно предположить, что Св. Троица на иконостасе как бы воплощает символику «сидения на горнем месте» архиерея, совершающего литургию, и священнослужителей, в ней участвующих. Может, поэтому так необычны и сидящие, а не стоящие в позах предстояния апостолы в «Деисусе» иконостаса? Чтению Апостола соответствует выделенная размером и местом на северной стене композиция «Отослание апостолов на проповедь». Ее смысл заключается в евангельском тексте: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Семантическая вязь сюжетов рассчитана таким образом, что одни и те же композиции предстают как бы стереоскопически, под разным углом зрения в зависимости от хода литургии. И указанная сцена обретает несколько иной смысловой нюанс в контексте таинства Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Икона Живоначальной Троицы входила в праздничный ряд новгородского иконостаса конца XV b. из Никольского Гостинопольского монастыря, в состав праздников первой трети XVI b. (Дом-музей Корина П. Д.), в котором за «Троицей» следует «Преображение» согласно святцам, в праздничный цикл иконостаса начала XVI b. из собрания Ханенко В. Н. (КМРИ), где «Троица» изображена перед «Сошествием Святого Духа». Для монастырской церкви св. Димитрия Мироточивого в Поле (Псков) при новгородском архиепископе Макарии были написаны ок. 1534 г. деисусный и праздничный чины таким образом, что на одной доске изображен сюжет из праздничного чина и под ним фигура святого из Деисуса. Благодаря этому устанавливается строгая последовательность праздников, при которой «Живоначальная Троица» рублевского извода изображена на одной доске со свт. Николаем ( илл. 14 ) и располагается вслед за «Вознесением» (вместе с ап. Павлом) и перед «Успением» (со св. Димитрием). Тогда же при свт. Макарии был написан праздничный чин в церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Городце (Псков), в котором изображение Гостеприимства Авраама ( илл. 15 ) предшествует «Благовещению» и размещается в начале всего чина, напротив жертвенника . Среди новгородских памятников середины XVI b. «Троица» входила в состав спасо-нередицких праздников, в праздничный ряд иконостаса Рождественского придела Софийского собора, где праздники написаны также на одних досках с Деисусом, в цикл праздников иконостаса 1558 г. из церкви Петра и Павла в Кожевниках (причем для последних двух ансамблей зафиксирована триодная последовательность праздников), в состав праздников иконостаса 1560-х гг. из Рождественского собора Антониева монастыря. В иконописи Поволжья середины — второй трети XVI b. особого внимания заслуживает праздничный чин Троицкой церкви Свияжска, освященной 17 мая 1551 г. Среди 13 праздников здесь находится «Гостеприимство Авраама», и в этом же иконостасе размещена икона «Новозаветной Троицы». Календарная система в размещении праздников отмечена на резном походном иконостасе XVI b. (Сергиево-Посадский музей) и вологодском «Походном иконостасе» второй половины XVI b. (Тотемский музей), где после «Троицы» следует «Преображение».

http://bogoslov.ru/article/6192220

Этот вдохновенный гимн Григория, очевидно, и имел в виду автор Ареопагитского корпуса, когда говорил, что «богословы воспевают» Бога «как безымянного и носителя всякого имени». 631 Идея Григория станет отправным пунктом трактата «О Божественных именах», в котором учение об именах Божиих будет окончательно систематизировано. Однако именно Григорий был первым, кто на восточно-христианской почве создал стройное учение об именах Того, Кто находится «по ту сторону» всякого имени и определения. В этом – одна из его многочисленных заслуг перед православным догматическим богословием. Троица Раскрытие догмата в истории Весь IV век, как мы уже говорили, был ознаменован для христианской Церкви триадологическими спорами. Напомним об основных этапах этих споров: 1. появление и распространение арианства в начале века; 2. Никейский Собор 325 г. и победа «единосущия»; 3. арианская реакция в поздние годы царствования Константина Великого и дальнейшее распространение арианства при его преемниках; 4. омиусианство и омийство в середине века; 5. господство арианства (евномианства, омийства) на всем христианском Востоке в 3-й четверти века; 6. возникновение ново-никейского движения в среде омиусиан; богословская деятельность Великих Каппадокийцев; споры о Божестве Святого Духа; 7. Константинопольский Собор 381 г. У триадологических споров IV века была своя предыстория, уходящая корнями в новозаветные времена. Уже в Евангелии содержится заповедь Христа крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28, 19 ), что и стало крещальной формулой ранней Церкви. Однако в Новом Завете нет ни термина «Троица», ни однозначного учения о равенстве Отца с Сыном: Сам Христос, хотя и " делал Себя равным Богу» (Ср. Ин. 5:18 ) и говорил «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ), в то же время говорил «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Наконец, нигде в Новом Завете Святой Дух не назван прямо Богом. Термин «Троица», впервые появившийся у Феофила Александрийского («К Автолику» 2, 15), начал лишь во II-III вв. постепенно входить в употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так как Дух Святой во всем и по всему – Бог, то Ему принадлежит Божественная слава, честь и поклонение, как Отцу и Сыну (см. Мф.28:19 ; 1Пет.1:2 ; 2Кор.13:13 ). Это Божественное величие и неприкосновенность Святого Духа подчеркивает Сам Спаситель, возвещая хулящим Духа фарисеям, что всякий грех и хула простятся человекам, включая и хулу на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем (см. Мф.12:31–32 ; Мк.3:28–29 ). В Священном Писании встречаются известные места, которые якобы противоречат вышеуказанным новозаветным свидетельствам о Божестве Святого Духа. Так, слова Спасителя о Святом Духе: «Не от Себе бо глаголати имать» ( Ин.16:13 ), – значат, что Дух Святой как единосущный с Отцом и Сыном говорит из этого единства существа Своим ипостасным образом. «И Сын не глаголет от Себе, ибо говорит: Пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю ( Ин.12:49 ), – не потому, что учится у Отца... но потому, что всё, что ни глаголет Отец, глаголет чрез Сына в Духе Святом». Богооткровенную истину Нового Завета о Божестве Святого Духа Церковь всегда исповедовала, хранила и защищала, как зеницу ока. Делала она это и делает через Символы и вероисповедания, через святую жизнь святых отцов и исповедников и всех верных и кающихся, живших в вере и умиравших за веру в Триипостасного Бога и Господа. Всё свое богооткровенное учение и благодатный опыт о Божестве Святого Духа Церковь богомудро и неизменно на все времена выразила устами духоносных Отцов Второго Вселенского Собора в восьмом члене Символа веры : «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». «Безбожно утверждать, что Дух Божий сотворен или создан, – говорит святой Афанасий Великий , – ибо всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета с Отцом и Сыном всегда счисляет и прославляет и Духа Святого, ибо Он – Того же Божества и той же сущности». Где в Священном Писании упоминаются Отец и Сын, там упоминается и Дух Святой: Дух Святой всегда Тот же, ибо единосущен с Отцом и Сыном. «Дух неотлучен от Сына, как Сын неотлучен от Отца». «Хулящие Духа Святого, – пишет святой Афанасий, – и утверждающие, что Он – тварь (τσμα)... пусть постыдятся следующего. Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она – Троица или было, когда не была Троицею? Если же Троица вечна, то вечно соприсущий Слову и в Нем пребывающий Дух Святой не есть тварь τσμα, потому что тварей некогда не было. Если же Дух есть тварь, а твари – из ничего, то явно, что было, когда была не Троичность, а двоичность (двойство). И кто бы мог сказать что-либо злочестивее сего?.. Как сущий всегда Сын не есть тварь; так, поскольку всегда есть Троица, то нет в Ней ничего тварного; потому и Дух – не тварь. Как всегда была Троица, так есть Она и ныне; и как есть Она ныне, так всегда была и есть Троица; а в Троице – Отец и Сын и Святой Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010