Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества. Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые. Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя. XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог: Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9). Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр.1:12-14). Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель. Богородица на изображениях Троицы Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания. «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

а) Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для сего особенные изречения: «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым Лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь Лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Числ.6:23–26 ), – вот каково повеление Божие. Как видно из этого и как утверждают Святые Отцы и учители Церкви, сущность священнического благословения ветхозаветного состояла: 1) в том, что троекратно призывалось Святейшее Имя Иеговы (Господа), и 2) в том, что испрашивалось для сынов Израиля охраняющее благоволение Божие, милующая любовь Божия и небесный от Бога мир. По разумению Святых Отцов и учителей Церкви, в троекратном призывании здесь Имени «Иегова» (Господь) следует видеть прикровенное указание на Тайну Святой Троицы, подобно тому как исповедуется и призывается Святая Троица в благословении новозаветных священников, например: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». А самое содержание ветхозаветного благословения напоминает собою благословение, преподанное святым апостолом Павлом коринфянам ( 2Кор.13:13 ) и преподаваемое нам пастырями Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Древнейшие ученые и новейшие исследователи древности говорят, что ветхозаветные священники, троекратно призывая Имя Божие, сообщали сему Имени особые в произношении оттенки и различные ударения голосом; самый же обряд внешний совершался таким образом: так как, по преданию, благословение это произносилось ежедневно, по окончании установленного богослужения или жертвоприношения, то архиерей или священник, отправлявший чреду служения, став на ступенях той части храма, которая вела во святилище и называлась притвором, возносил или поднимал руки ( Лев.9:22 ) – архиерей с плечами равно, а священник выше плеч, – и возглашал изречения, предписанные для благословения, слагая при том персты рук так, что большой палец и указательный были соединены, а два малые от прочих отделены или приклонены для обозначения Имени Иеговы 1 . Впрочем, помимо благословения при богослужении, благословение преподавалось и частным лицам ( 1Цар.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах. Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем , Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παρκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя. В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4). Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа. Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)… Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету. Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое , ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

http://foma.ru/troitsa-tak-bog-odin-ili-...

Особым местом Ветхого Завета являются тексты, относящиеся к Ангелу Господнему и рассматриваемые некоторыми экзегетами как указание на Вторую Ипостась 212 . §34 Новозаветные свидетельства о Божестве Сына и Св Духа В полной мере учение о Пресвятой Троице раскрывается только в Новом Завете, хотя при этом в священных текстах и не присутствует ставшая классической троичная терминология: термины «сущность», «ипостась», да и сам термин «Троица» появляются значительно позже, в трудах святых отцов и учителей Церкви. Полнота откровения о Боге Троице стала возможной благодаря Боговоплощению. Только пришествие в мир Второго Лица – Сына Божия сделало возможным для человека познание Троичного Бога. Как удачно выразился по этому поводу прот. Борис Бобринский : «Говорить о Христе – это говорить об Отце и о Духе Святом и наоборот» 213 , ведь только через познание Сына возможно познание Отца и Духа Святого, о чём прямо говорит Св. Писание: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин. 14:7–9 ). Исходя из вышесказанного, методологически верно будет начать рассмотрение новозаветных свидетельств в пользу троичности Божества именно с доказательств Божественности Господа Иисуса Христа. В апостольских посланиях есть выражения, прямо указывающие на Божественность Христа: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). «В Нём (т. е. во Христе – прим. авт.) обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). Несмотря на приведенные цитаты, в самом Четвероевангелии Христос никогда Себя прямо Богом не называл. Подобное явление связано с тем, что Вторая Ипостась Святой Троицы приходит в этот мир, прежде всего, в смирении (см. Флп. 2:5–11 ), и поэтому Он избегал славы и всего, что с ней соотносится. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своей статье «Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом» пишет следующее: «Наша церковная экзегетика свидетельствует не о том, будто Господь старался всем слушателям Своих речей внушить веру в Свое Божество, но напротив, что Он Свое Божество скрывал. Так, в нескольких стихирах Праздничной Минеи и Цветной Триоди Христос называется Богом таящимся, то есть скрывающимся. Свое Божество, по толкованию святых отцов, Господь скрыл до Своего Воскресения не только от людей, но и от диавола, который потому только и довел иудеев до осуждения Его, что не знал Его Божества и Его разрушительной силы над адским царством» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вт. 4:2. Моисей сказал: «Ибо спроси у времён прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» Иов. 38:4, 7 ; Пс. 148:5 . Об ангелах псалмопевец говорит: «Он повелел, и сотворились». Как следует из слов Иова, когда Бог «полагал основания земли», ангелы уже были. Таким образом, упоминание о сотворении ангелов в этом псалме возвращает нас к самому началу мироздания. Пс. 88:12–13 . К творению относится всё созданное Богом, что теперь принадлежит Ему и славит Его: «Твои небеса и Твоя земля; Вселенную, и что наполняет её, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются». Ис. 40:26; 42:5; 43:1, 7 . Бог создал звёзды, исчислил их и дал им имена, сказано в Ис. 40:26 . В Ис. 42:5 упоминается Бог, «сотворивший небеса и [...] землю с произведениями её» (см. также Ис. 45:8, 12 ). Бог сотворил Иакова и «каждого, кто называется Моим [Бога] именем» ( Ис. 43:1, 7 ). Мал. 2:10 . О сотворении рода человеческого Малахия упоминает в своём вопросе: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» Хотя род человеческий продолжал размножаться после Адама, Библия не оставляет сомнений, что сотворён он был в лице Адама ( Быт. 1:27 ; ср. Рим. 5:12 ). Итак, создание рода человеческого рассматривается как событие изначального творения. О таком событии говорил и Иисус, когда указывал: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» ( Мф. 19:4 ). Новозаветное слово Ktisis. Как и в Ветхом Завете, в Новом Завете слово «творение» (ktisis) постоянно употребляется только по отношению к прошлому событию создания мира. Мк. 10:6 . Когда Иисус говорит, что «в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их», Он, несомненно, понимает творение как единичный акт прошлого, а не как продолжающийся, текущий сейчас процесс. Мк. 13:19 . «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет». Речь здесь, безусловно, идёт о творении как о начальном моменте, а не продолжающемся процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

5) Какими местами новозаветного Писания доказывается необходимость для христиан почитать священные изображения? 5) а) Христос посещал храм Иерусалимский, учил в нем народ, но никогда не говорил, что священных изображений, бывших в храме, не нужно; напротив, изгнав из храма нарушивших святость его, Он сказал: «не написано ли: дом Мой – домом молитвы наречется для всех народов» ( Марк. 11:17 ). б) Св. Апостолы тоже часто посещали храм Иерусалимский, учили в нем и даже издалека приходили к нему для поклонения ( Деян. 24:11 ), очевидно, вследствие глубокого почитания той святыни, какая была в нем и какую он представлял сам собой. Ап. Павел говорит: «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Почитая храм и св. изображения, мы и подражаем св. Апостолу и Самому Христу. 6) Если в Ветхом Завете дана заповедь о св. изображениях, а в Новом она нигде не отменена, то может ли человек сам ее отменить? 6) Конечно, нет! «Не думайте, сказал Спаситель, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5:17–19 ). 7) Почему в Ветхом Завете были изображения только херувимов, а не было изображений Бога и святых? 7) Бог никогда и нигде не запрещал Израильтянам иметь образ Его, но и не повелевал, ибо склонный к идолопоклонству и часто увлекавшийся язычеством еврейский народ легко мог обоготворить образ Божий, т. е. почитать его за Бога, как стал почитать за божество медного змия ( Числ. 21:4–9 ), которого поэтому и истребил царь Езекия ( 4Цар. 18:4 ). С другой стороны, Бога не могли изображать в Ветхом Завете и потому, что Святая Троица явила Себя людям только в Новом Завете. Что касается ветхозаветных святых, то их изображения в Ветхом Завете не могли чествоваться, ибо до совершенного Спасителем искупления мира все ветхозаветные праведники находились под проклятием, пока Христос, низойдя во ад, не освободил их от него ( 1Петр. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

19:28). По евангельскому преданию (Лк. 10:1), после избрания Д. А. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. и. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70:12 — число Израиля, соответственно «нового Израиля», т. е. Церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 — символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света н т. п. — символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Откр. 7:4–8 и 14:1–4, говорит о «ста сорока четырех», то есть 122 тысячах «запечатленных» избранников, «первенцев» среди святых); 70 — число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически–мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ Церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесенного с числом Д. А. Чудесный город имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот: стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21:1214). Специально перечисленные в «Откровении» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21:1920), распределялись средневековой символикой между Д. Α.: Петру соответствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. Α., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Святой Дух равночестен Отцу и Сыну, единосущен Им. Отец, Сын и Святой Дух – единая и нераздельная Троица, творящая, волящая, промыслительно действующая и спасающая человеческий род общей для Трех Божественных Лиц нетварной благодатью. Потому-то мы и крестимся именно в Нее, в Троицу, – по слову Спасителя, повелевшего Своим апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Тем самым, по дару нашего Крещения во имя Пресвятой Троицы, мы возводимся из крещальной купели прямо в Общетроичную Божественную жизнь, в ту область Пресвятой Троицы, где все Три Ипостаси сопребывают Друг в Друге, взаимно Друг Друга проницают. Для спасаемых христиан эта область бытия Пресвятой Троицы одновременно и максимально сокровенна и открыта. Ведь Отец, Сын и Святой Дух, будучи непознаваемыми и неприобщимыми для творения по Божественной природе, вместе с тем с готовностью и с любовью принимают в единство с Собой всех входящих в Церковь Христову по дару благодати и усыновления. Одни лишь Отец, Сын и Святой Дух обладают Божественной природой. Но и верующим святым также сказано: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего ( Пс.81:6 ) – как боги по благодати. К этой-то совершенной святости, к подобному предельному благодатному состоянию и приобщает христианских подвижников Святой Дух – «Сокровище благих и жизни Податель». Он соединяется с христианами, пребывая с ними и в них (ср. Ин.14:17 ), ради того, чтобы верующие в совершенстве исполнились... Духа Святого ( Деян.4:31 ). Новый Завет повествует о двух различных событиях сошествия Святого Духа на апостолов. Первое произошло еще до Вознесения Господа, когда Христос, войдя сквозь затворенные двери в горницу, где тогда находились Его ученики, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Первый дар Святого Духа подает апостолам непосредственно Сам Христос. Это дарование от Него, как от Первосвященника Новозаветной Церкви, Святого Духа было общим и единым низведением на учеников благодатной Божественной силы, наделившей их возможностью священнодействовать, совершать церковные таинства, прощать грехи, поставлять на служение в Церкви других членов церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

Кроме того, косвенное указание на Троичность отцы Церкви видят в следующих местах. Чис.1:24–26 (благословение священническое, указанное Богом чрез Моисея, в тройной форме): «Да благословит тебя Господь ... да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим ... да обратит Господь лице Свое на тебя...» Пророк Давид говорит: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.13:6 ). При внимательном рассмотрении этих слов псалмопевца и сличении их с новозаветным Откровением можно найти в них ясное указание на таинство Пресвятой Троицы. Именно «Словом» указывается на «второе» Лицо Божества, которое часто называется этим именем в Священном Писании ( Ин.1:1–15 ; 1Ин.1:1 и др.); «Господним» (то есть Господа или Владыки) указывается на «первое» Лицо Пресвятой Троицы, а «Духом уст Его» на «третье» Лицо – Духа Святого. То же можно видеть из славословия ангелов, слышанного пророком Исаией: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (то есть владыка сил или воинств), вся земля полна славы Его» ( Ис.1:3 ). Здесь указание на тайну троичности Божественных Лиц можно находить в троекратном повторении слова «свят». Хотя на еврейском языке троекратным повторением имени прилагательного иногда означалась сравнительная или превосходная степень, но в отношении к Существу бесконечному нельзя допустить этого, потому что Бог выше всякого сравнения и потому не может быть сравниваем ни с кем из сотворенных существ. В Новом Завете таинство Пресвятой Троицы открыто вполне ясно и раздельно. Так Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь , сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.13:19 ). Апостол Иоанн ясно выражает не только троичность Божественных Лиц, но и единосущие их: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино» ( 1Ин.1:7 ). То есть «Три Лица, свидетельствующие с неба (о Божественности Спасителя мира): Отец, Слово (или Сын), Святой Дух, и сия Троица составляет одно существо». При крещении Иисуса Христа можно видеть также ясное явление Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о крещаемом из облака, называя Его Своим возлюбленным Сыном: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.1:17 ). Сын Божий крестился от Иоанна, а Дух Святой нисходил на Него в виде голубя. Таким образом, при крещении Иисуса Христа Бог явился на земле в трех Лицах так ясно, как никогда не являлся Он прежде. Потому это событие в древности служило столь ясным свидетельством троичности Божественных Лиц, что обыкновенно говорили: «Поди на Иордан и учись там Троице». Поэтому же день крещения Господня назывался и называется в христианской Церкви днем Богоявления Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

  В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый «Царь царей» или «Христос Великий Архиерей». На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. «Этот образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь художники пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: «и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадем... из уст же Его исходит меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19.11-12, 15-16). Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей — меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и т. д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А. И. Казанцева, написана им в 1690 г.   Иконография Господских и Богородичных праздников, в которую составным элементом непременно входит и образ Христа, основывается на общепринятой схеме — Спаситель изображается средовеком в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа обнаженным в одной набедренной повязке; точно так же Его рисуют в композиции «Крещение/Богоявление», здесь может отсутствовать даже повязка на чреслах. Традиционный тип иконографии Иисуса Христа вошел и в композицию «Новозаветная Троица», но об этом иконографическом изводе речь будет в следующей главе. Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи (Ис. 7.14) и означает «с нами Бог». Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы — как, например, мы видим в иконографии «Богоматерь Знамение» (или Воплощение). Яркий пример тому икона «Ярославская Оранта» или «Курская Коренная». Благословляющий жест Иисуса, изображенного в обрамлении концентрических кругов, означающих лоно Богородицы, вместившее невместимого Бога. В момент зачатия Слово Божье все равно больше мира, Оно внутри и вне его. Знамение (Курская-Коренная) икона Божией Матери XIX b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010