Троица – исполнение всех ожиданий Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. 7 июня, 2009 Если спуститься с недостижимых, по накалу духовной радости, пасхальных высот, Троица — самый близкий православному сердцу праздник. Троица – самый близкий православному сердцу праздник, после Пасхи . Конечно же, и Рождество , с его неудержимой звездой и премудрыми волхвами, таинственным вертепом и потрясенными пастухами, с тепло и добро сопящими волами и осликами, со всем этим неповторимым ожиданием чуда, и Крещение, пробивающее тонкий лед иордани, наполняющее и освящающее весь водный состав, а с ним и весь живой Божий мир, конечно же, и они любимы и дороги. В Святой Троице присутствует вся полнота и преисполнение, обетование и исполнение всех ожиданий и освящений. Некий Божественный итог Божественного же замысла. Троица , или Святая Пятидесятница (поскольку она и есть 50-й после Святой Пасхи день, в который, по обещанию Спасителя, апостолы получили дары Святого Духа, исходящего от Небесного Отца), имея Новозаветное завершение, начало полагает в Ветхом Завете, как бы пронизывая и подтверждая слова Христа о том, что не разорить Он пришел закон, но исполнить. В 50-й день по Ветхозаветной Пасхе явился Господь Моисею на Синайской горе, преподав ему через Святые Заповеди Свою Волю, и обещанием спасения — Свою Любовь. По сути, начало религиозности, как неотъемлемое соединение веры и исполнения Воли Божией сошло вместе с Моисеем с Синайской вершины к подножию, наполненному маловерным и неблагодарным народом. Формирование и развитие религиозности формировало и развивало этот народ, восставляло из среды его благочестивых вождей и царей, праведников и великих пророков. Один из которых — пророк Иоиль — буквально предвозвестил грядущую Новозаветную Пятидесятницу, говоря: «И будет в последние дни: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего, и покажу знамения на небе и на земле. Прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

http://pravmir.ru/troica-ispolnenie-vsex...

Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore (www.flickr.com/photos/duanemoore) Ну, а дальнейшее чтение новозаветных Писаний приводит нас уже к несомненному и окончательному выводу о триединстве Отца, Сына и Святого Духа. Вспомним заповедь Христа,обращенную к ученикам: … идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Вспомним Деяния апостолов, где Дух Святой — один из главных героев этой книги! —неоднократно именуется Богом. (Вот как, например, апостол Петр обличает Ананию: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3–4)). Вспомним место из Послания к Коринфянам апостола Павла, где имена «Дух Божий» и «Дух Святой» используются как взаимозаменяемые синонимы: … кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор 2:11–13). Если взглянуть на откровение Нового Завета в целом, не останется никаких сомнений: Бог предстает здесь как Единый по существу и троичный в Лицах, как Троица Единая и Нераздельная. И если в книгах Ветхого Завета содержались только отдельные намеки на троичность Бога, то в новозаветную эпоху христианам дано вполне ясное откровение о Боге Троице. Читайте также: Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает? Другое дело, что до конца осознать эту тайну триединства мы не в состоянии — догмат о Троице остается, как писал Григорий Богослов, крестом для человеческой мысли. В наших силах разве что подбирать для выражения этой тайны примерные (и очень неточные) «троичные» аналогии из нашего земного мира, такие, например, как солнце, свет и тепло или мысль, слово и разум. И одновременно помнить: непостижимость не то же самое, что абсурдность. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, известный английский писатель и самобытный христианский богослов Клайв Стейплз Льюис обратился... к примерам из простой школьной геометрии!

http://foma.ru/bog-est-troica-pochemu-je...

ли единодушно вместе. И внезапно сделал- ся шум с неба, как бы от несущегося силь- ного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одно- му на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян.2:1–4 ). Так завершилось домострои- тельство нашего спасения, так открылось людям Триединство – Отец, Сын и Свя- той Дух. Так родилась Церковь , испове- дующая Святую Троицу. – Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы – на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых – на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? – Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9: 37–38). Проповедь апостольская – это жатва духовная, а Пятидесятница – начало апостольской проповеди . Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха – середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь . Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь – Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя – в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства. – Приходилось читать, что в Греции и иных странах Пятидесятница всегда называлась Пятидесятницей, а наименование «Троица» закрепилось за ним именно на Руси…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пресвятая Троица В первой главе первой священной книги «Бытия» уже есть учение о величайшей из тайн христианской веры – тайне Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт. 1:26 ). С кем Господь Бог мог так говорить? Великая тайна Пресвятой Троицы отобразилась в явлении Аврааму Бога в виде трех странников, посему и принято это явление изображать на святых Её иконах. Чем более открывалось учение Веры ветхозаветным людям, тем более приоткрывалась и эта великая тайна. Пророк Давид говорит: «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство (звезды)» ( Пс. 32:6 ). Пророк Исайя слышит песнь Серафимов вокруг престола Господня: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис. 6:3 ). Пророк Даниил изображает одно из бывших ему откровений: «Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (т. е. превечный Бог). Одеяние на нём было белое, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна, престол Его, как пламя огня, колеса Его -пылающий огонь» ( Дан. 7:9 ). «Тысячи тысяч (ангелов) служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан. 7:10 ). И вот, он далее видит: «с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан. 7:13 ), «и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:14 ). При этих столь ясных и определенных указаниях на тайну Пресвятой Троицы в Ветхом Завете, евреям однако же усиленно внушалось: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6:4 ). «ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты», поёт Псалмопевец ( Пс. 85:10 ). В возможной для нас ясности и полноте тайна Пресвятой Троицы возвещена Господом Спасителем нашим Иисусом Христом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), сказал Он апостолам, посылая их на проповедь . Из событий новозаветных в отношении к явлению Пресвятой Троицы в особенности знаменательны: крещение Господне, посему и именуемое Богоявлением, и сошествие Святого Духа на апостолов, церковное празднование которого называется праздником Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Спаситель молился накануне Своих страстей: " да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня " (Ин. 17.21). Не случайно образ св. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь, и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: " воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего " . Иконографический тип " Троица Ветхозаветная " , как он стал называться позже по аналогии с " Новозаветной " , является наиболее целомудренным образом св. Троицы, так как в нем, как уже было сказано, не акцентированы ипостаси, а главный смысл его - свидетельствовать об откровении. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием " Троица Новозаветная " . Обычно в таких композициях представлены две фигуры - старца и средовека, над которыми витает голубь. По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св. Троицы " : седобородый старец ( " Ветхий денми " ) - Бога Отца, средовек - Бога Сына, Христа, и голубь - Св. Духа. Вариантов " Новозаветной Троицы " в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Например, композиция " Сопрестолие " содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека - Книга или крест. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название " Предвечный совет " . В композиции " Отослание Христа на землю " старец благословляет средовека и так далее. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Встречаются они также в интерьерах многих русских храмов XVII-XX века, а также на отдельных иконах. Наиболее древним, но не ранее нач. XV в. считается вариант " Новозаветной Троицы " , получивший название " Отечество " , где изображены сидящий на престоле старец и у него на коленях (в лоне) - отрок, держащий медальон или сферу с вылетающим из нее голубем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи Такой фразой Иоанн как бы включается в беседу древнего праотца и патриарха Авраама с сыном его Исааком. Доверчиво следуя на гору Мориа, Исаак с недоумением спрашивал своего кроткого родителя: «Где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22, 7). Авраам, беспредельно любивший сына, но еще больше доверявший Небесному Отцу, отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22, 8). И действительно, не Исаак приносится в жертву. Ибо не он уготован за грехи всего мира. Божию тайну прозрел Иоанн. «Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36). Жертва – воплотившийся Божий Сын, ставший ради нас Человеческим Сыном. Будущие апостолы еще ловят рыбу, а Иоанн уже прозревает эту священную тайну. В этом смысле Иоанн Предтеча – тайнозритель. И новозаветная тайна Троицы – глас Бога Отца, осязание крещаемого в Иордане Сына, созерцание Духа Святого в образе голубя – открывается именно ему. Он зрит тайны Новозаветного Откровения. Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи. Итак, обнаженная, правдивая строгость Иоанна произвела чудо – к нему пошли люди. Но он проповедовал не о себе. «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин. 1, 26–27). Иоанн сокрушал сердца других твердым словом, но его собственная душа мягчела и сокрушалась, когда он говорил о Спасителе. «Я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3, 11). Нежность в словах Иоанна проявлялась именно в словах о Христе. Он узнал Христа сразу. Как только в толпе собравшихся грешников появился Спаситель, ошеломленный Иоанн тут же увидел Его – Того, Кто не нуждается в покаянии. «Как, и Он идет креститься, стоя рядом с откровенными грешниками, как бы принимая на Себя участь их?» – Иоанн мог размышлять примерно так. Смирение Христа сокрушило его собственное сердце: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Он радовался о Христе еще во чреве своей благословенной матери. Ликовал, встретив Богомладенца, когда Тот еще Сам пребывал в лоне Пречистой Девы. Теперь же его душа обрела подлинное успокоение – он встретил Грядущего и Пришедшего, он явил Его миру.

http://pravoslavie.ru/140338.html

19:28). По евангельскому преданию (Лк. 10:1), после избрания Д. А. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. и. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70:12 — число Израиля, соответственно «нового Израиля», т. е. Церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 — символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света н т. п. — символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Откр. 7:4–8 и 14:1–4, говорит о «ста сорока четырех», то есть 122 тысячах «запечатленных» избранников, «первенцев» среди святых); 70 — число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически–мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ Церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесенного с числом Д. А. Чудесный город имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот: стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21:1214). Специально перечисленные в «Откровении» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21:1920), распределялись средневековой символикой между Д. Α.: Петру соответствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. Α., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

5) Какими местами новозаветного Писания доказывается необходимость для христиан почитать священные изображения? 5) а) Христос посещал храм Иерусалимский, учил в нем народ, но никогда не говорил, что священных изображений, бывших в храме, не нужно; напротив, изгнав из храма нарушивших святость его, Он сказал: «не написано ли: дом Мой – домом молитвы наречется для всех народов» ( Марк. 11:17 ). б) Св. Апостолы тоже часто посещали храм Иерусалимский, учили в нем и даже издалека приходили к нему для поклонения ( Деян. 24:11 ), очевидно, вследствие глубокого почитания той святыни, какая была в нем и какую он представлял сам собой. Ап. Павел говорит: «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Почитая храм и св. изображения, мы и подражаем св. Апостолу и Самому Христу. 6) Если в Ветхом Завете дана заповедь о св. изображениях, а в Новом она нигде не отменена, то может ли человек сам ее отменить? 6) Конечно, нет! «Не думайте, сказал Спаситель, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17–19). 7) Почему в Ветхом Завете были изображения только херувимов, а не было изображений Бога и святых? 7) Бог никогда и нигде не запрещал Израильтянам иметь образ Его, но и не повелевал, ибо склонный к идолопоклонству и часто увлекавшийся язычеством еврейский народ легко мог обоготворить образ Божий, т. е. почитать его за Бога, как стал почитать за божество медного змия ( Числ. 21:4–9 ), которого поэтому и истребил царь Езекия ( 4Цар. 18:4 ). С другой стороны, Бога не могли изображать в Ветхом Завете и потому, что Святая Троица явила Себя людям только в Новом Завете. Что касается ветхозаветных святых, то их изображения в Ветхом Завете не могли чествоваться, ибо до совершенного Спасителем искупления мира все ветхозаветные праведники находились под проклятием, пока Христос, низойдя во ад, не освободил их от него ( 1Петр. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

а) Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для сего особенные изречения: «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым Лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь Лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Числ.6:23–26 ), – вот каково повеление Божие. Как видно из этого и как утверждают Святые Отцы и учители Церкви, сущность священнического благословения ветхозаветного состояла: 1) в том, что троекратно призывалось Святейшее Имя Иеговы (Господа), и 2) в том, что испрашивалось для сынов Израиля охраняющее благоволение Божие, милующая любовь Божия и небесный от Бога мир. По разумению Святых Отцов и учителей Церкви, в троекратном призывании здесь Имени «Иегова» (Господь) следует видеть прикровенное указание на Тайну Святой Троицы, подобно тому как исповедуется и призывается Святая Троица в благословении новозаветных священников, например: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». А самое содержание ветхозаветного благословения напоминает собою благословение, преподанное святым апостолом Павлом коринфянам ( 2Кор.13:13 ) и преподаваемое нам пастырями Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Древнейшие ученые и новейшие исследователи древности говорят, что ветхозаветные священники, троекратно призывая Имя Божие, сообщали сему Имени особые в произношении оттенки и различные ударения голосом; самый же обряд внешний совершался таким образом: так как, по преданию, благословение это произносилось ежедневно, по окончании установленного богослужения или жертвоприношения, то архиерей или священник, отправлявший чреду служения, став на ступенях той части храма, которая вела во святилище и называлась притвором, возносил или поднимал руки ( Лев.9:22 ) – архиерей с плечами равно, а священник выше плеч, – и возглашал изречения, предписанные для благословения, слагая при том персты рук так, что большой палец и указательный были соединены, а два малые от прочих отделены или приклонены для обозначения Имени Иеговы 1 . Впрочем, помимо благословения при богослужении, благословение преподавалось и частным лицам ( 1Цар.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010