В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись - выдающийся памятник палехско - шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления. Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена " Новозаветная Троица " , в парусах - евангелисты, на нижней стороне подпружных арок - пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены " Страстей " (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены " Преображение " и " Моление о чаше " , а на южной - " Тайная вечеря " (восточная сторона). На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты. На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря - " Ветхозаветная Троица " , на стенах - апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции " Страшный суд " . Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл.

http://sobory.ru/article/?object=06068

И вместе с тем, Авраам продолжает верить. Периодически Бог к нему обращается, как бы спрашивая – ну, как, ты еще веришь? Авраам! – Вот я, говорит Авраам. Бог ему говорит – ходи предо Мною, будь непорочен. Веришь? – Верю. Чего Он ждет, чего Бог ждет? Почему так долго, что, сразу нельзя было? Наверное, можно, но для нас с вами важно, да и для Авраама важно понять, что вера – это не единственный порыв, вот, Он мне сказал, я пошел и все, но это жизнь, целая жизнь, которая проходит в этой вере. Причем, там происходят некоторые события. Авраам в какой-то момент решает, что у Бога есть какой-то дополнительный план, который он не понял. У Сары уже детей быть не может, но можно взять наложницу, которая может ему еще родить ребенка. Может быть речь шла о том, чтобы этот ребенок был его потомством? Такой ребенок рождается, но Бог говорит – нет, нет, Я тебе обещал, что у тебя будет сын от отца, вот это и будет. И опять он ждет. Наконец, происходит удивительное событие. К Аврааму в гости, написано, приходит сам Бог. Причем, как-то удивительно приходит, в виде трех мужей ( Быт.18:2 ). Почему Бог приходит в виде трех мужей? Я думаю, что сам человек, который это записал, этот текст, объяснить бы не смог. Там как-то все время числовые параметры плавают. Бог пришел в виде трех мужей. А потом после того, как они закончили разговаривать, пошли дальше в Содом и Гоморру два мужа, эти два мужа ( Быт.18:22 ). А когда Авраам с ними разговаривает, он все время обращается к одному, он разговаривает с ними, как с одним, и Бог ему отвечает, вроде один тогда, наверное. Так один, два или три? Видимо тот, кто пишет эти слова, он получил некоторое видение этой картины, этого происходящего события, видение от Бога, которое он не может по-настоящему выразить в словах. Не один, не два и не три, что-то непонятное здесь, что-то числами не очень описываемое. Очень нескоро потом через Библию начнет открываться Бог как Троица в полноте. Откроется как Троица уже только в жизни Новозаветной Церкви. Но уже изначально это в Боге есть, уже намек на Троицу мы можем увидеть в самых первых стихах книги Бытия. И в том, как Бог приходит к Аврааму, мы можем увидеть этот намек на троичность Единого Бога, мы будем с вами говорить об этом в одной из лекций, сейчас пока это только намек на это.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Виталия в Равенне (524–534 г.) имеют для нас значение мозаики алтаря и купола 50 . Мозаики алтарной апсиды выражают мысль о голгофской жертве, отчасти в прообразах и пророчествах Ветхого Завета: в нижнем ряду алтарных стен представлены прообразовательные события Ветхого Завета, в верхнем – новозаветные. В полуциркульных рамах, украшенных сверху изображениями двух летящих ангелов и крестом в круге, – мотив обычный для мозаик равеннских синайских и отчасти константинопольских, – представлены с одной стороны жертва Авеля и Мельхиседека, с другой – св. Троица. В центре первой группы помещен стол, покрытый белым покровом с пурпуровою каймою; на столе сосуд и два хлеба; по сторонам престола Авель и Мельхиседек приносят дары Богу, – первый агнца, второй хлеб; присутствие Бога отмечено изображением руки, выходящей из облаков. Во второй группе под ветвистым деревом поставлен стол, за которым сидят три лица в одинаковых нимбах, но без крыльев; с левой стороны Авраам, одетый в подпоясанную тунику, подносит к столу тельца на блюде, позади его – Сарра; с правой стороны Авраам приносит в жертву Исаака. Как внутренний характер сюжетов, так и композиция их ясно показывают, что задача мозаиста заключалась здесь не в точном воспроизведении исторических событий, но в высшей идее: он ставит рядом Авеля и Мельхиседека, явление Бога Аврааму и жертвоприношение Исаака, нисколько не смущаясь разновременностью событий и лиц и стремясь лишь к выражению мысли о новозаветной жертве: жертва Авеля, Мельхиседека и Авраама суть прообразы новозаветной жертвы ( Евр. 7 и 11); а явление Аврааму трех странников соединено с жертвоприношением, как момент, выражающий обетование Божие о рождении Исаака, имеющего прообразовать новозаветную жертву. В верхнем ряду помещены изображения евангелистов с известными символами и книгами в руках. Дополнением к изображениям первого ряда служат изображения пророков Исаии и Иеремии и троекратное изображение Моисея: пасущего стада, снимающего обувь пред купиною и получающего скрижали закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Совершенно справедливо кардинал Конгар подчёркивает то, что в Ветхом Завете Святой Дух не сообщал праведникам личной святости. Святость как освящение человеческой природы и уподобление её Божественной природе, одним из свойств Которой является святость, появляется только после того, как Христос совершит свой мироспасительный подвиг, а также когда плоды этого подвига будут усваиваться праведным благодаря действию Святого Духа. Но пока этого не было, ветхозаветные праведники были подчинены Закону, целью которого было не освящение человека и сообщение ему личной святости и праведности, но указание на грех, живущий внутри человека. Отношения между Богом и человеком в Ветхом Завете выражаются не через единство, которое в Новом Завете осуществляется Божественной благодатью, но через союз, главным условием которого является верность закону. Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что, несмотря на все критические моменты в учении кардинала Ива Конгара о присутствии и обитании Бога в ветхозаветных и новозаветных праведниках, можно сказать, что в целом данное учение ярко отражает то различие, которое существует между состоянием людей, живших в две различные эпохи – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет должен был приготовить народ к пришествию Спасителя, Который должен был искупить мир от греха, проклятия и смерти. А Новый Завет является исполнением того, что было предсказано в Ветхом Завете: обетованный Мессия явился во плоти, совершил искупительный подвиг и даровал Святого Духа, Который обильно изливает Божественную благодать на человека, делая его живым храмом, в котором обитает Святая Троица. Кардинал Конгар является ярким представителем западного богословия. Рассмотренное нами учение очень ярко показывает различие подходов богословской мысли Востока и Запада. Западное богословие рассуждает по данному вопросу в юридическом ключе, тогда как восточное богословие имеет онтологическую направленность, оно пытается проникнуть внутрь человека и определить состояние человека изнутри. Для восточного богословия важно понять, насколько отличалось внутреннее состояние людей двух Заветов, тогда как западное богословие оценивает данную реальность извне, описывая её исходя из аналогий, которые существуют между людьми. Однако здесь важно помнить, что аналогии могут лишь отчасти приблизить наше понимание к Божественной реальности, но они не являются точной копией данной реальности. Всегда когда мы говорим о некой аналогии с Божественной реальностью, нам следует делать оговорку, что данная аналогия не отражает полностью и с точностью то, что за ней стоит.

http://bogoslov.ru/article/1616009

Первый ярус колокольни в средней части перекрыт плоским парусным сводом. В храме фрагментарно сохранился деревянный иконостас (1-я пол. 19 в.) в стиле классицизма, выкрашенный в синий цвет, с позолоченными деталями. Его средняя часть решена в виде триумфальной арки, поверхность которой обработана кессонами с розетками. Боковые прясла иконостаса завершены пологими треугольными фронтонами. Фриз, проходящий под восьмиугольными рамами для икон, украшен тонко прорисованным растительным орнаментом. В трапезной сохранились каркасы деревянных придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. Два нижних ряда икон в прямоугольных рамах объединялись колонками (все утрачены). Над средней частью возвышаются три арки верхнего ряда. Настенная масляная живопись 2-й пол. 19 в. в духе академизма находится в очень плохом состоянии. В ротонде храма, в простенках, изображены Апостолы в полный рост. В основании ротонды в технике «гризайль» написан карниз с модульонами. На лотках свода расположены крупные композиции: «Благовещение» (на севере), «Рождество Христово» (на юге), «Крещение» (на западе) и «Тайная вечеря» (на востоке). На западной стене четверика также помещены композиции христологического цикла: «Изгнание торгующих из храма» и «Христос и самаритянка». Простенки между оконными нишами на южной и северной стенах четверика украшены растительным орнаментом с мотивами креста. Своеобразна живопись восточной стены над иконостасом, где в растительный орнамент включены квадраты с бриллиантовым рустом, располагающиеся симметрично по сторонам арки проема, открывающегося в апсиду. На стенах апсиды изображены «Моление о чаше» и Богоматерь с младенцем, а на своде — Новозаветная Троица. В трапезной подпружные арки обработаны тянутыми карнизами и украшены растительными живописными фризами с мотивами «плетенки». Кирпичные оштукатуренные арочные Святые ворота имеют трехпролетную композицию с более крупным центральным проемом и боковыми калитками. С западной стороны проемы фланкированы сдвоенными тосканскими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=30289

Внутри храмовый восьмерик перекрыт восьмилотковым сводом. Переход к четверику осуществлен с помощью двухступенчатых конических тромпов. В алтаре — коробовый свод, плоское перекрытие двустолпной трапезной утрачено; нижний ярус колокольни перекрыт продольным коробовым сводом, в который врезаны своды боковых арок. Первоначальная клеевая живопись 2-й трети 19 в. в технике гризайль желтой охрой на коричнево-красном фоне сохранилась на тромпах (розетки с расходящимися в стороны лавровыми гирляндами) и в амбразурах окон второго света (кессоны). Свод был прописан маслом в кон. 19 в. На восточном лотке расположена крупная фигура Христа в малиновом плаще, на западном — «Воздвижение креста», на остальных лотках — трубящие ангелы, над ними на фоне голубого неба — головки херувимов. На северной и южной гранях восьмерика, над полуциркульными окнами второго света, — два ангела, поддерживающие икону Богоматери; на диагональных гранях, над тромпами, — сцены страстного цикла. Сюжеты, повествующие о страданиях Христа, продолжаются также на боковых стенах четверика (в ромбах между проемами первого света) и на западной стене, разделенной рисованным карнизом на два яруса (в верхнем помещены три сцены, разделенные коринфскими колоннами, в нижнем, по сторонам арочного прохода в трапезную, еще две). В конхе алтаря написана Новозаветная Троица. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 84; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 95; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 337-338. http://svodokn.ru/object/101510491?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38407

Фасады всех объемов расчленены неглубокими прямоугольными нишами, куда помещены лишенные наличников оконные проемы с замковым камнем в вершине; окна трех апсид выделены сандриками в виде двухступенчатой полочки на сухариках-кронштейнах. В антаблементе четверика и верхних ярусов колокольни использованы пояса из квадратных нишек, напоминающих ширинки древнерусской архитектуры, ряды сухариков и многочисленные тяги. В нижнем ярусе колокольни спаренные пилястры поставлены с выпуском углов, изящно профилированный карниз над ними крепован. Этот ярус колокольни — двухэтажный, второй этаж освещают круглые окна в арочных нишах. Одинарные пилястры верхних ярусов не доходят до архитрава и трактованы как декоративные элементы. В интерьере высокое основное пространство с двумя рядами окон расчленено на ярусы и каждый завершен сложно профилированным карнизом большого выноса. Перекрытие - сомкнутый свод с проемом светового барабана (ныне закрыт). Цилиндрический свод апсиды переходит в граненую конху. Над трапезной — коробовый свод с лотками по сторонам и распалубками над окнами. Первый этаж нижнего яруса колокольни перекрыт коробовым сводом; в стене — лестница к ярусам звона. Масляная живопись выполнена во 2-й трети 19 в., частично поновлена в сер. 20 в. Замечательный памятник, композиции которого в духе барокко отличаются разнообразием сюжетов, а в фигурах отдельных святых прослеживается влияние древнерусской живописи. В своде, разделенном широкими орнаментальными полосами на четыре части, написаны " Снятие с креста " , " Положение во гроб " , " Воскресение " и редко встречающаяся в это время композиция " Сошествие во ад " . Венчающий и междуэтажный лепные карнизы декорированы модульонами с розетками и дополнены гризайльными фризами с орнаментом из растительных завитков. На стенах живопись размещена в двух ярусах: в верхнем на боковых стенах изображены святые епископы, в нижнем - по одной сцене: " Нагорная проповедь " (северная) и " Изгнание торгующих из храма " (южная), которые отличаются сложностью композиции и наивностью в трактовке персонажей. На западной стене, вверху, в центре представлена " Новозаветная Троица " , по ее сторонам в два яруса написаны " Воскрешение Лазаря " , " Несение креста " и " Притча о богаче и бедном Лазаре " в двух сценах. Над " Новозаветной Троицей " - гризайльная композиция, включающая ангелов с крестами и церковные атрибуты. В нижнем ярусе, по сторонам проема в трапезную расположены гризайльные рамы, имитирующие каннелированные пилястры, с пышными картушами вверху.

http://sobory.ru/article/?object=06883

Она увенчивала утраченный иконостас. Стены четверика содержат пять ярусов росписи, примерно равных по высоте. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета: деяния праотцев (от Грехопадения до Смерти Омана) и деяния пророков. В трех нижних ярусах развернут евангельский цикл. Часть нижнего яруса росписи (на северной стене) отведена для сцен, прославляющих Богоматерь. Живопись в ярусах, расположенных на уровне окон первого и второго света, захватывает и оконные откосы. В перемычках оконных проемов написаны херувимы. Композиция росписи фризовая, без разбивки на клейма. В общий для каждого яруса пейзажный фон вкраплены архитектурные мотивы – портики, лоджии и даже ротонда, – которые служат кулисами для событий, происходящих в интерьере. Ковровому типу композиции соответствует цветовая пестрота живописи. Основное тепло-холодное сочетание желто-коричневого и голубого дополнено более нейтральным зеленым цветом. Для вкраплений красного и синего выбраны темные оттенки. Эскизная манера написания фонов, отказ от тщательной иконной проработки фигур, внимание к новым архитектурным мотивам позволяют считать роспись Троицкой церкви памятником переходного типа. Новое здесь проявляется и в утрате детальности письма и использовании редких изводов для ряда сюжетов. Настенная живопись в трапезной относится к посл. четв. 19 в. Композиции исполнены маслом в позднеакадемической манере. Они заключены в орнаментированные рамы. На потолке частично сохранилась большая центральная композиция (Троица Новозаветная с собором небесных сил) и одна из угловых сцен («Вознесение Господне»). На западной стене над входом написано «Благословение детей». Рамы сюжетных клейм и фоны между ними орнаментированы в гризайльной манере. Основной мотив фоновой орнаментики – сложное ленточное плетение в сочетании с крестами. Орнаменты написаны на цветных фонах. Рамы клейм декорированы растительными мотивами «под лепку». Находившийся в храме главный иконостас 2-й четв. 19 в., выполненный в стиле позднего классицизма, в 1-й пол.1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=08332

Символ на вярата, Символ верую (на лат. «Credo» – «вярвам») – кратко догматическо изложение в молитвена форма, в което с кратки и точни думи са изложени основните истини на православната вяра. От най-ранните дни на Църквата символите на вярата са били живи изповеди на християнската вяра, а не просто академични формулировки. Такива изповедания на вярата се появяват още в Новия Завет, където например св. ап. Павел рецитира символ, за да напомни на Тимотей, че «Бог се яви в слава...» ( 1Тим. 3:16 ). Символите на вярата са били одобрени от църковните събори, обикновено за да служат за кратка формулировка на вярата срещу ересите. Най-важният Символ на вярата в християнството е Никео-Цариградският символ . Съставен е от отците на Първия и Втория вселенски събори. На Първия събор били написани първите седем члена на Символа, а на Втория – останалите пет. Изкован по време на решителен спор с еретици, той съдържа същината на новозаветното учение за Св. Троица, опазвайки тази животворна истина от ония, които се опитвали да променят разбирането за същността на Бога и да наложат възприемането на Иисус Христос като обикновено тварно създание, а не като въплътилия се Бог. Символите на вярата ни дават сигурно обяснение на Светото Писание срещу «свободните» интерпретации, изкривяващи Неговото значение според предпочитанията на авторите си. Символът се използва широко в богослужението на Църквата, за да напомня постоянно на християните съдържанието на личната им вяра. При изучаването му Символът се разделя на 12 члена. В 1-вия член се говори за Бог Отец, от 2-ри до 7-и член се говори за Бог Син, в 8-и – за Светия Дух, в 9-и – за Църквата, в 10-и за Кръщението, в 11-и и 12-ти – за Възкресението на мъртвите и Вечния живот. Извън речника: виж раздела Основни доктрини и вероизповедни формули и Какво е Символ на вярата. Символически текстове (символически паметници) на Православната църква – наименование на исторически текстове с догматическо съдържание, изразяващи от името на Църквата нейната вяра и богословско учение, чийто авторитет и православност е отречен или дискутируем. Към тях не се причисляват текстовете, съставени и утвърдени от Вселенските събори, които имат неотменяем авторитет. Такива са напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции " Вознесение " ). Наиболее часто этот образ используется в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. Орарь (от лат. - молиться) - знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и ангельские крылья. Иногда на ораре вышивается ангельская песнь - " Свят, свят, свят Господь Саваоф " . Охра - в иконописи земляная краска; цвет от желтого до краснокоричневого - в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли. П Паволока - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) - для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски. Панагия (греч. - всесвятая) - Часть просфоры, изъятой на проскомидии в честь Богоматери; в специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть - после трапезы. В настоящее время полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии. Нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т.д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с Младенцем. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда - Великая Панагия); раскрывает дополнительный смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т.н.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010