В Православной Церкви существует великое множество икон. В этой главе мы расскажем о некоторых из них. Иконы Пресвятой Троицы “Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!” – молимся мы, прикладываясь к иконе Святой Троицы, на которой изображены три ипостаси, три лица Единого Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Как же изображается на иконах Святая Троица? Ветхозаветная троица. На некоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. 102 Праведный Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной преподобным Андреем Рублевым, изображены только три ангела. Такие иконы условно называются “ Ветхозаветной Троицей”. Новозаветная троица. Встречаются и другие иконы Святой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, “ Сущий ”, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Господь Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой – орудие нашего Спасения – Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя. Такие иконы называются “ Новозаветной Троицей ”.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

Уже в ранних храмовых росписях изображения явления Троицы и жертвоприношения Авраама располагали в алтаре или вблизи него. Также эти сюжеты библейской истории запечатлены на литургических сосудах, что связано с пониманием трапезы Божественных путников как прообраза новозаветной Евхаристии. Три ангела за трапезой В искусстве послеиконоборческого периода сложился тип изображения, в котором центральный ангел стал наделяться атрибутами Христа: крестчатый нимб, свиток в руке, традиционный цвет одеяний. Рядом с нимбом часто имеется надпись «IC ХС», а также встречаются композиции, где вместо крылатого небесного вестника изображен Сам Христос (Новая Токали-­Килисе, Гереме, X век). Со временем фигуры ангелов стали помещать по трем сторонам стола. Иногда центральный ангел выделялся не только атрибутами и фронтальной позой, но и размером и размахом крыльев. Эта иконография соответствовала представлению о том, что все ветхозаветные теофании были явлениями Второго Лица Святой Троицы. Новая композиция позволяла одновременно видеть в ветхозаветной Троице образ Божества, сопровождаемого ангелами, а также акцентировать внимание на числе три, символически указывая на триипостасность Бога. Об этом свидетельствует надпись «Н АГИА ТРИАС» (Святая Троица), всегда сопровождающая изображение. Мысль о том, что Аврааму под дубом Мамврийским явилась Сама Святая Троица, что Самого Бога в трех Лицах принимал и угощал праведный старец, развивалась в богослужебной поэзии IX века (Октоих, Троичные каноны Митрофана Смирнского). Наряду с подробным иллюстрированием всех моментов библейского рассказа, как в росписи вимы (предалтарного пространства) церкви Софии Охридской (около середины XI века) или в Софии Киевской, построенной в это же время, в XIII-XIV веках появляются сокращенные варианты композиции, где изображаются только три ангела за трапезой. Такие примеры известны в монументальной живописи, в клеймах икон, в книжной миниатюре, на небольших предметах прикладного искусства. Впервые Святая Троица в виде трех ангелов без Авраама и Сарры предстает как особый самостоятельный иконографический извод на большой иконе преподобного Андрея Рублева. Согласно позднему источнику, «Сказанию о святых иконописцах» XVII века, преподобный Никон Радонежский, ученик и преемник Игумена земли Русской, просил Рублева «образ написати Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». При игумене Никоне в монастыре были построены два Троицких храма. К датам их сооружения исследователи приурочивают написание иконы Святой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/6056404.ht...

В XVII веке получила распространение так называемая «Новозаветная Троица» (в отличие от «Ветхозаветной» – примером которой является «Троица» Андрея Рублева). Это изображение Трех Ипостасей в виде седобородого старца (Бог Отец), Христа (Бог Сын) и голубя (Бог Дух Святой). 1 акое изображение было запрещено Большим Московским Собором 1666–1667 годов – то есть собором первоиерархов и епископов не только Русской, но и иных православных Церквей. Собором было указано: «Повелеваем отныне Господа Саваофа образ впредь не писать: ибо в нелепых и неприличных видениях Саваофа (то есть Отца) никто никогда во плоти не видел. Только Христос был виден во плоти, а не по божеству, подобно тому и пресвятая Богородица, и прочие святые Божии. Господа Саваофа (то есть Отца) с седою бородою и единородного Сына во чреве Его и голубя между Ними писать на иконах весьма нелепо и неприлично, ибо кто видел Отца в божественном облике, ведь Отец не имеет плоти?..» То есть было указано на невозможность изображать неявленный образ Бога. Символическое же изображение не передает природы Божественной Ипостаси, поскольку оно не может выразить Ее, являя собой лишь ее энергию. Эта богословская тонкость не могла быть понята, и вопреки запрещению «Новозаветная Троица» с той поры прочно вошла в состав росписей различных храмов. Опять-таки: для прежних времен подобное было бы немыслимо. Но теперь человек упорно стремился выразить неземное в земных формах. Это состояние духовной жизни, однако, не привело к изменению догматических основ Православия, что стало залогом сохранения его сути и несло в себе потенциальную возможность нового восхождения ослабленной духовности к горней высоте. Церковь как мистическое тело Христово хранила свою полноту, но искусство церковное оказалось поврежденным. Истинно православный образ мыслился всегда вне греховности человека, поэтому человек в иконе возносился на такую высоту, какой не знает мирское искусство. Человек – первоикона Бога – образ и подобие Бога – был поставлен в центр эстетического освоения мира художником как мера для всего мироздания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Кроме Ветхозаветной Троицы, есть и Троица Новозаветная. Вообще, это не совсем канонически верные изображения. Дело в том, что если Ветхозаветная Троица привязана к сюжету в Библии, то основа сюжета, изображающего вместе Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, сидящими на Престоле, как часто изображают Новозаветную Троицу, отсутствует. Поэтому, например, во времена реформы Никона было запрещено подобного рода изображение Троицы. Но потом ее все равно изображали, особенно любили в XVIII веке, когда предписания Священного Собора уже не так действовали, но тоже пытались находить какие-то ухищрения. Классическая форма Новозаветной Троицы – Бог Отец в виде старца с белыми волосами из видения ветхозаветного пророка Даниила сидит на Престоле, у Него на руках сидит Иисус Эммануил, то есть в виде отрока, и Дух Святой – голубь, который либо парит над Ними, либо находится в шаре, который держит в Своих руках Иисус Эммануил. Бывают другие изображения Новозаветной Троицы – когда Бог Отец и Бог Сын сидят вдвоем на Престоле, а Ангел парит над Ними. Бога Отца от Бога Сына можно легко отличить по символике: у каждого есть Свой нимб, который прилагается только к Нему. Если нимб имеет внутри крест – крестчатый нимб, это только Сам Иисус Христос, который принес Свою жертву на Кресте. А если нимб со звездой – звездчатый нимб, то это Бог Отец. Но подчеркиваю, что Новозаветная Троица – это, скорее, полет мысли иконописца, художника.       Ирина Языкова , кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Европа пережила очень трудный момент в XVI – XVII веках – Реформацию, рождение совершенно нового религиозного мира на севере Европы. Средневековый христианский мир делился на запад и восток, разница между латинским и греческим миром, в конце концов, обозначена сначала культурно, потом привела к разделу на католическую и православную Церковь, когда в основе были не только культурные, но и религиозные распри. В XVI веке появляется новый мир – протестантизм, Реформация. Как Реформация относилась к искусству? Известно, что в Реформации были очень сильны иконоборческие течения. Вообще, Запад не получил прививку иконоборчества, как Византия, поэтому у него не было ответа, подобного тому, что в Византии Православная Церковь сформулировала на Седьмом Вселенском Соборе. Поэтому искушение иконоборчеством снова пришло в XVI веке.

http://academy.foma.ru/2017/01/25

Человеческий ум возвышается до знания Единого Бога. Новозаветное Откровение являет нам Бога Троицу — Отца и Сына и Святого Духа. Троица, в противоположность твари, абсолютно неизменна. «В Боге — никакого внутреннего процесса, никакой диалектики трех Лиц, никакого становления, никакой трагедии в Абсолюте… Подобные вымыслы, свойственные романтическим теориям немецкой философии XIX века, совершенно чужды догмату Пресвятой «Церковь выразила термином " единосущный " единство трех Лиц, таинственное тождество Единицы и Троицы, тождество и одновременно различие одной природы и трех Ипостасей… Надо было найти терминологическое различение, которое выражало бы в Божестве единство и различие, не давая преобладания ни одному, ни другому, не давая мысли уклониться ни в унитаризм савеллиан [для которых Отец, Сын и Дух были лишь разными проявлениями единого Божественного Лица], ни в троебожие Как отметил Феодорит Кирский, «для мирской философии нет никакой разницы между сущностью и Гениальность святых отцов была в том, что они взяли эти два синонима, чтобы различить в Боге общее — сущность и частное — ипостась. Различия ипостасей в том, что Отец — нерожденный, Сын предвечно рождается от Отца, а Дух также предвечно, вневременно исходит от Отца. Первопричина разделения Восточной и Западной Церквей — появившееся на Западе и затем даже введенное в Символ веры учение о том, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). «В формуле исхождения Святого Духа от Отца и Сына греки увидели тенденцию подчеркнуть единство природы в ущерб реальному различению Лиц. Ипостасные свойства (отцовство, рождение, исхождение) оказываются растворенными в природе или сущности, которая как начало единства Святой Троицы становится дифференцированным соотношением Отца с Сыном, Отца и Сына с Духом. Отношения, вместо того чтобы быть свойствами Ипостасей, отождествляются с ними; позже св. Фома это скажет: " имя Лица означает отношение " Для Восточной Церкви Бог — всегда Троица. А когда в понятии троичности на первый план выдвигается общая природа, религиозная реальность Троицы неизбежно стирается, уступая место философии Божественной Сущности. Понятие о вечном блаженстве принимает вид учения о созерцании этой Сущности. Личное отношение человека к Святой Троице превращается в отношение к Христу. Христианская мысль и жизнь христиан становятся христоцентричными и связаны прежде всего с человечеством Христа. «В Предании Восточной Церкви нет места для богословия Божественной Сущности, а тем более для ее мистики. Конечная цель духовной жизни и вечное блаженство в Царствии Небесном — не созерцание Сущности, но прежде всего соучастие в Божественной жизни Пресвятой Троицы, обоженное состояние " сонаследников Божественного естества " как богов, созданных после нетварного Бога и обладающих по благодати всем, чем Пресвятая Троица обладает по

http://patriarchia.ru/db/text/6072182.ht...

Размышляли ли вы когда о том, почему в день Пятидесятницы, когда сошел на Апостолов Дух Святый, мы празднуем пресвятой Троице, а самую пресвятую Троицу созерцаем и чествуем в образе того Богоявления ветхозаветного, когда Бог явился Аврааму в виде трех странников у дуба Мамврийского? Что за связь между Богоявлением Мамврийским Аврааму и сошествием Св. Духа на Апостолов, и таинством пресвятой Троицы? – Связь между всем этим самая внутренняя. Аврааму явился Бог в образе трех мужей-странников: явился ему Бог у дуба Мамврийска, сказано в Бытописании. Как же явился? Се трие мужи стояху над ним. И отец верующих принял к себе трех, как единого Господа. Господи, так он говорил троим, как одному Господу, – Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини, раба своего ( Быт.18:3 ). Видите, что в сем Богоявлении открылось таинство триединого Господа или пресвятой Троицы, – открылось впрочем не в той недомыслимой для созданий силе своей, как пресвятая Троица пребывает в своем вечном существе, но в том отношении, как триединый Господь приходит к верующему и вселяется у него благодатью. Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба своего. Таинство пресвятой Троицы, благодатно присещающей верующего, само по себе есть высочайше духовное, но оно открылось для отца верующих – Авраама чувственно образно; это потому, что ветхозаветная вера поучалась духовным тайнам более или менее чрез образы, чрез чувственные явления и видимые предметы. Но в новозаветной благодати Св. Духа, сошедшего на Апостолов, то же самое таинство пресвятой Троицы, вселяющейся в сени верных и преданных Христу душ, открылось для всех времен уже прямо в своем духе и истине, просиявающих впрочем непременно и во внешнюю жизнь. Это очевидно из слов самого Господа: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим ( Ин.14:17,23 ). Такое благодатное вселение пресвятой Троицы и открылось в Апостолах с сошествием на них Св. Духа. Теперь для вас должно быть понятно, почему в день Пятидесятницы, в день раскрытия благодати Св. Духа, празднуется пресвятой Троице, а Троица созерцается в образе Мамврийского Богоявления Аврааму. Понятна должна быть и сила праздника пресвятой Троицы: когда, по вашей любви и верности ко Христу, пресвятая Троица духовно к вам приидет и обитель у вас сотворит, подобно как удостоился сего образно и единожды Авраам; то вас поистине можно приветствовать с праздником пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

64 Основной фактический материал см. в книгах: Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. М., 1994; Голубцов А. П. Указ. соч. В последнее время археологи склоняются к более поздней дате: начало III в., однако, если учесть, что все символы восточного происхождения и проникали на запад постепенно, следует отнести сами иконографические типы в большинстве своем ко II в. 65 Справедливости ради отметим, что в нижеследующей цитате исламский автор опирается на суждение об апостоле Павле, принятое в некоторых протестантских кругах. – Ред. 68 При всем уважении к святому апостолу Павлу, его послания в Церкви никогда не ставились выше Евангелий. Во II в. еретик-гностик Маркион попытался отвергнуть весь новозаветный канон, оставив в качестве священных книг лишь послания апостола Павла и Деяния Апостолов, что было единодушно осуждено всей Церковью . 71 Мусульмане (и другие антитринитарии) пытаются опровергнуть это, говоря, что самого слова «Троица» в Новом Завете нет. По их логике, этот факт непременно свидетельствует о том, что и самого понятия такого первые христиане не знали. Однако любой желающий может внимательно просмотреть современный текст христианского Символа Веры – там он также не обнаружит слова «Троица». Означает ли это, что современные христиане не знают во Едином Божестве Отца и Сына и Святого Духа? Мы поклоняемся не тем или иным словам и терминам, а духовной истине, которая выражается посредством этих слов и терминов, при этом они существенны ровно настолько, насколько способны выражать эту истину. Мы отдаем себе отчет в том, что вечная реальность никогда не может быть полностью отражена каким бы то ни было словом человеческого языка, и поэтому несущественно, выражается ли православное понятие Бога словом «Троица» или каким-либо другим, – главное, чтобы само понятие было неискаженным. Беспристрастное рассмотрение Священного Писания и памятников письменности раннехристианской Церкви убедительно показывает, что понятие Бога как Единого, Триличностного Существа, у первых христиан было. Что же касается терминов, то в Коране, например, нигде не сказано, что Мухаммед есть последний пророк, тогда как это один из главных догматов современного ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Почему он так называется – праздник Пятидесятницы? А потому, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов – третий час дня, а если по-нашему – девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно «распределились» по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. «Они напились сладкого вина», – говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: «Мы не пьяны». И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения. Этот праздник один из двунадесятых, то есть тех, которые Русская Православная Церковь отмечает особенно торжественно. Почему Пятидесятница, понятно. Есть у него и еще одно, полное название – Сошествие Святаго Духа на апостолов. Теперь это понятно тоже. Но есть и еще одно название, коротенькое и очень прижившееся на Руси – Троица. Почему Троица? В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

http://azbyka.ru/ukazhite-mne-kraj-gde-s...

«…Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежище, это – Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание)… » 79 . Троица – не три идеи, а три единосущностные Личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Искать учение о Пресвятой Троице в буддизме неразумно, буддизм отвергает существование Личного Бога. Как видим из всего вышеизложенного, теософы, судя по всему, просто не понимают, что такое Пресвятая Троица, занимаясь фантазированием на эту тему и возрождением старых ересей. Почему догмат о Пресвятой Троице так важен для христианства? И почему его в течение всей истории Церкви еретики и сектанты упорно пытались исказить или вообще уничтожить? Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком. Во Христе две природы: Божественная и человеческая, но одна Личность (Ипостась); Он – Богочеловек. Христос спас нас от греха и от смерти. Грехопадение прародителей исказило природу человека, который утратил внутреннее единство с Богом, был разобщен с Ним. Ветхозаветные пророки и праведники общались с Богом, но Он был как бы снаружи, изнутри себя пророки не могли принять Его в себя: «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения» 80 . Лишь через Воплощение Бога–Слова благодать сообщается человеческой природе «непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей» 81 . К ветхозаветному человеку не могли бы быть обращены слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). О новозаветном человеке можно сказать: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» ( 1Кор.6:19 ). Иисус Христос по Своей Божественной природе вечен и совершенен. В Себе Он соединил человеческую природу с Божественной, тем самым приобщив человека к бессмертию; искупил его, исцелив человеческое естество от греха и смерти. Но мог бы Он это сделать, если бы не был Богом, Сыном Божиим? Если Христос – не Бог, то Он, в лучшем случае, пророк. Тогда Христос не мог победить смерть, так как победить смерть может только Тот, Кто Сам обладает бессмертием, Тот, Кто Сам есть Жизнь в Себе. Если Бог не троичен в Лицах, если Христос – не воплотившийся Бог-Слово, то Он не мог бы приобщить человека к Божеству, ибо Сам не обладал бы Божественной природой, но тогда нет спасения, и смерть так же властвует над человечеством, как и до прихода Иисуса Христа. Таким образом, без принятия догмата о Пресвятой Троице нет веры в спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010