К великому огорчению для о. Серафима, спустя некоторое время Шэнь Жи-мин загадочно исчез, но до конца своей жизни о. Серафим вспоминал его с восхищением и благодарностью. Несколько лет спустя о. Серафим принял монашество и много писал, живя в горах Северной Калифорнии. После смерти в 1982 г. он стал неожиданно самым любимым духовным писателем в России. Именно благодаря о. Серафиму автор настоящей книги открыл всю глубину раннего христианства и вместе с о. Серафимом нашел в христианстве полноту того, о чем писал Лао-цзы. Эта книга написана для тех, кто мыслит так же, кто видит бездуховность американского христианства, но тем не менее, всё еще стремится ко Христу. С помощью мудрых высказываний древних просвещенных христианских учителей, цитаты которых широко использованы в книге, мы попытались показать, что откровение Христа, по истине, стало завершением того, что великие мудрецы древности увидели вскользь. Соответственно, эту книгу можно рассматривать как попытку новозаветного осмысления «Книги Пути и благодати», которая, как и «Книга Пути и благодати», разделена на 81 главу, построенные на множественности числа три. Здесь следует отметить, что древние китайцы особо выделяли число Три и усматривали в этом числе начальный принцип порядка ; таким образом, их учения стали провозвестниками откровения таинственной божественной жизни Бога Отца в Троице. В 42 главе «Книги Пути и благодати « Лао-цзы пишет: «Троица рождает все вещи». Главы этой книги разделены на 9 групп, в каждой по 9 энниад – число 9 есть трижды число 3. Настоящая книга построена по этому образцу. Цитируя «Книгу Пути и благодати», мы в основном использовали перевод Шэнь Жи-мина и частично о. Серафима, а также комментарии Шэня, записанные о. Серафимом. Такое сравнение «Книги Пути и благодати» со Священным Писанием дает возможность в очередной раз упрекнуть нас в религиозном синкретизме. Тем не менее, вдумчивое чтение этой книги доказывает обратное. Религиозный синкретизм в его современной форме считает, что все религии в равной мере обладают истиной, тем самым современный синкретизм опускает фундаментальные расхождения религий или предлагает сложные объяснения, обосновывая их.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Бог, соделавшись ради нас человеком, освободил человека от мучительства вражия. Ибо Бог низложил всю силу врага, сокрушил самую крепость его и избавил нас от повиновения и рабства ему, если только мы сами не захотим согрешать произвольно (55,22). Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага: соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался богом, и в этого человека, соделавшегося богом, по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица. Тот же, кто сподобился столь великих даров, как может после всего грешить? (57,88). Так совершился новозаветный союз Бога с человеком. Он принял плоть и даровал Божество. Сам Пресущественный Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством человеческим. Зачала Дева и предивно родила о двух естествах – Божество и человека, единого Сына, совершенного Человека и Господа нашего Иисуса Христа, Который ни девства Матери не нарушил, ни от недр Отца Своего не отлучился (57,394). Для того Господь наш снизшел с небес, воплотился и сделался человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтоб уничтожить грех; зачат был и родился, чтоб освятить зачатие и рождение людей; воспитываем был и возрастал мало-помалу, чтобы благословить всякий возраст; начал проповедовать, соделавшись уже совершенным мужем, чтобы научить нас не забегать вперед и не упреждать ни в чем тех, кои больше нас по уму и добродетели… сохранил все заповеди Бога и Отца Своего, чтоб… нас, преступников, освободить от осуждения; соделался рабом, прияв зрак раба, чтобы нас, рабов диавола, возвести в господское достоинство и сделать господами и властителями самого диавола, – прежнего тирана нашего, что подтверждают святые, изгоняющие диавола как слабого и немощного, и слуг его не только в жизни, но и по смерти. Господь повешен был на кресте и делается клятвою, чтоб разрешить клятву Адамову; умер, чтобы умертвить смерть; и воскрес, чтобы уничтожить силу и действо диавола, имевшего власть над нами посредством смерти и греха (58,152).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырехколонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Из других элементов декора интересны рустовка закругленных углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с " ушами " и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проемы внутри портика имеют арочное обрамление. Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом. Алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба. У нижнего яруса колокольни - вспарушенный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене - коробовый. Роспись масляными красками темно-красных, серовато-синих и разбеленных охристых тонов выполнена в конце 19 в. в духе позднего академизма. Поновлена в 1973 году. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана - отдельные фигуры апостолов, под ними - евангельские сцены, на парусах - евангелисты, в алтаре - изображения святых в медальонах. Сборные иконостасы - главный трехъярусный и придельный одноярусный - выполнены в конце 19 - начале 20 вв. в русском стиле, иконы - в 19-20 вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колонками деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объеме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась деревянная скульптура " Христос в темнице " 19 в. Практически не закрывалась. В 2005 году стали известны имена священников, служивших в этом храме и расстрелянных в 1937 году: прот. Варлаам, иером. Иоасаф, иером. Павел, свящ. Павел. Из них прот. Варлаам Попов в июле 2006 года был причислен к лику свв. новомучеников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=09684

Фасады трапезной в три окна симметричны. Северный фасад по декору аналогичен апсиде. Южный придел, выполненный в лицевой кладке, стилизован под классицизм. Нижняя половина его стен обработана ленточным рустом, высокие арочные окна акцентированы клинчатыми замками. Полукруглая с прямыми заплечиками апсида придела частично заслоняет портик храма. Нижний четверик колокольни с мощными рустованными пилонами с трех сторон имеет прямоугольные входы. На боковых фасадах над ними помещены крупные полукруглые окна. Второй ярус с высокими арками звона, имеющий срезанные и раскрепованные углы, завершен треугольными фронтонами, наложенными на аттики. Третий ярус-резонатор в виде ротонды расчленен арочными проемами (через один ложными) с пилястрами в простенках.  В интерьере храма углы четверика срезаны и раскрепованы, переход к ротонде осуществлен с помощью тромпов. Срезанные углы с глубокой арочной нишей украшены треугольным фронтоном, над которым расположена ниша (киот?). Три арочных проема ведут из храма в апсиду, перекрытую конхой, а еще один, более широкий - в трапезную. Арочные ниши на восточной стене трапезной свидетельствуют о существовании здесь придельных алтарей. Пространство трапезной и позднего придела объединено высокой аркой, сооруженной на месте первоначальной стены. Обе эти части здания перекрыты бетонными коробовыми сводами с большими распалубками. Нижний ярус колокольни имеет коробовый свод. В толще юго-восточного пилона расположена белокаменная лестница на второй ярус. В храме сохранились фрагменты настенной живописи с использованием гризайльных мотивов. Купол расписан кессонами, а в его шелыге изображена " Новозаветная Троица " . В основании свода проходит карниз из штука, декорированный гризайльными модульонами и розетками. В простенках между окнами ротонды написаны фигуры апостолов. На стенах четверика между нижними проемами изображены фигуры четырёх святых, а между окнами первого и второго света находятся композиции орнаментального характера. Добровольский, с. 48; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 539; Оп. 3. Д. 5118; Ф. 466. Оп. 1. Д. 84490.

http://sobory.ru/article/?object=10870

Интерьер храма просторный и светлый. Парные окна на гранях барабана заключены здесь в общие ниши. Центральный объем перекрыт куполом, в апсиде - конха, в трапезной и нижнем ярусе колокольни - коробовые своды. Сохранившаяся в церкви масляная живопись - типичный пример провинциальных настенных росписей нач. 20 в. В сер. 20 в. была поновлена, в алтаре - написана заново. В куполе храма написана " Новозаветная Троица " . На южной и северной стенах композиции расположены в два яруса. Помимо традиционных сцен богородичного цикла (верхний ярус) внизу, на северной стене помещено изображение " Боголюбской Богоматери " , которое чаще встречается на иконах. Нижний ярус западной стены занят евангельскими сценами. В растительном орнаменте в барабане и на стенах присутствуют элементы модерна. Главный иконостас 3-й четв. 19 в. -выразительное произведение в духе позднего классицизма, но уже с влиянием эклектики, особенно заметным в псевдобарочном декоре. Иконы относятся к тому же времени. Иконостас представляет собой монументальное сооружение, состоящее из трех ярусов, последовательно уменьшающихся кверху. В нижнем объединенные попарно колонны несут крепованный антаблемент; следующий ярус заключает в себе крупную арку - на ней помещены медальоны в картушах, а в центре - " Распятие " с исходящими от него лучами; верхний ярус составляют три иконы (средняя более высокая) с трехлопастной арочкой в завершении. Увенчан иконостас еще одним " Распятием " с фигурами ангелов по сторонам. Вычурный резной декор сосредоточен в основном в среднем ярусе, на царских вратах и в обрамлении восьмиугольных икон по краям. Более однообразен рисунок резьбы в изображении виноградных лоз на колонках нижнего яруса. В надпрестольной сени (посл. трети 19 в.) черты эклектики проявились более заметно, чем в иконостасе. Четыре витые колонки и покоящийся на них антаблемент с трехлопастными арками посредине сплошь покрыты обильной резьбой, особенно дробной в пропильных подзорах. Двухъярусный иконостас южного придела трапезной - сборный. В его нижнем ярусе (2-я пол. 19 в.), выполненном в духе эклектики, выделяются резные драпировки над царскими вратами.

http://sobory.ru/article/?object=07815

Высокая шатровая колокольня - восьмигранный столп на четвериковом основании — имеет палатки по сторонам крытого крыльца (северная утр.). Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками, окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборный карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырех крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах - лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, где шесть колонн, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида - конхой, трапезная - полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток - коробовые. Клеевая роспись в четверике и трапезной - характерный образец живописи 1-й пол. 19 в., в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приемы иконного письма, условная моделировка объемов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, легких тонов. В своде представлена композиция " Коронование Богоматери " в окружении ангелов. Три стены объединены живописным антаблементом, проходящим между окнами верхнего и нижнего света. Антаблемент несут украшенные капителями рисованные колонны, а над ним изображена аркада композитного ордера. Эта гризайльная декорация составляет основу всей структуры росписи. Композиции расположены на стенах в два яруса: вверху в центре боковых стен изображены " Покров " (южная) и " Похвала Богоматери " (северная), внизу - фигуры святых. На западной стене над аркой - большая композиция " Страшный суд " , а по сторонам от нее - по три евангельских композиции (одна над другой). В алтарной конхе написана " Новозаветная Троица " . Стена отделена от конхи рисованным антаблементом, поддерживаемым шестью гризайльными колоннами. По сторонам были изображены фигуры святых и сцены " Страстей " (сохранилось " Снятие с креста " ). В трапезной на восточном лотке свода расположена композиция " Величит душа моя Господа " , а на коробовых склонах, расчерченных на восемь частей, - сцены, иллюстрирующие " Отче наш " .

http://sobory.ru/article/?object=05995

В кон. 19 в. нижний ярус прописан маслом. Композиции имеют частичные утраты. Интересный пример стенописи, сюжетные композиции которой трактованы в духе барокко, а в орнаментальном декоре сочетаются классицистические и барочные черты. В колорите звучание довольно ярких холодных красок - бирюзовой, серо-фиолетовой, голубой - слегка приглушается теплыми охристыми тонами. На своде, разделенном широкими орнаментальными полосами, написаны три евангельские сцены: " Вознесение " (южный лоток), " Вознесение Богоматери " (северный), " Преображение " (западный), отличающиеся наивной, но по-своему выразительной экспрессией форм. На восточном лотке утрачена композиция " Воскресение " , венчавшая иконостас. Свод отделен от стен штукатурным карнизом и рисованным фризом. На стенах роспись расположена в два яруса. В простенках между верхними окнами боковых стен изображены святые; под ними проходит гризайльный фриз; в нижнем ярусе написаны пилястры с ионическими капителями. На западной стене, вверху, помещены три евангельские композиции, а внизу, по сторонам арки, - две. Все они имеют пышные орнаментальные обрамления. В алтаре на своде - " Новозаветная Троица " . Трехъярусный иконостас - характерное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Иконы, царские врата и лепной декор утрачены. Центральная, выступающая в нижних ярусах часть представляет собой четырехколонный и двухъярусный портик, фланкирующий внизу проем царских врат и завершенный широким пологим фронтоном с разорванной по центру нижней гранью. В трапезной сохранились каркасы двух придельных иконостасов 2-й пол. 19 в. Беляев, 1863, с. 215-216; ИАК, 1909. Вып.31, с. 291; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 657-660 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06030

Внизу в таком же клейме – прямо-личное поясное изображение царя в короне, держащего перед собой плат (персонификация Космоса). В углах палицы – крылатые символы евангелистов с книгами (наверху – прямоличный ангел, по сторонам и внизу – профильные телец, орел и лев). Фоном служит палевый атлас 852 . Личное шито тонким крученым шелком песочного цвета «в раскол», «по форме» с чуть заметными оттенениями. Черты ликов отмечены темно-коричневым, белки – белым, губы – красным. Одежды шиты прядеными серебряными и золотными нитями с яркими цветными прикрепами (швы – «городок», «клетчатый городок», «ягодка», «ягодка двойная» и «в четыре клетки», «черенок»). Мандорла шита серебряными нитями простым швом, горки – сканым золотом со светло-коричневым шелком., небо – с голубым. Сканое золото с разноцветным шелком – на гробах и под ними. Фон второго ореола зашит пряденой золотной нитью простым швом, а в медальонах – узором «городок». Все контуры изображения, некоторые детали и медальоны вынизаны средним и мелким жемчугом. Двойной жемчужной линией с золотной полосой внутри обведены оба ореола и каймы с внутренней и внешней сторон. На каймах по тому же атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью (без лигатур) шито пасхальное песнопение: воскресеніе твое христе спасе//ангели поютъ на небесехъ//и насъ на земли сподоби//чистымъ сердцемъ тебе славити. Надпись начинается на верхней правой кайме, продолжается на нижней правой, затем на верхней левой и завершается на нижней левой. В верхний угол палицы вшит тонкий серебряный крючок с фигурным концом 853 . На трех других концах – низанные жемчугом ворворки с кистями из пряденых серебряных нитей. Подкладка из малинового атласа 854 . СОХРАННОСТЬ Ткань фона сильно выцвела, местами сечется, следы воска, небольшие отставания золотных нитей. ИКОНОГРАФИЯ Композиция палицы необычна. В ней совмещены три иконографические темы: «Сошествие во ад», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Новозаветная Троица». Такое соединение наглядно представляет основные идеи Нового Завета, которые должны были проповедывать по всему миру апостолы – единство Божества, выступающего в трех ипостасях, и значение жертвенности Христа во спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

• умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих; • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов новозаветной истории и объяснить их смысл; • умение раскрыть нравственное содержание заповедей блаженств. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества; • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе; • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни. Изучение «Основ православного вероучения»/«Катехизиса» направлено на достижение следующих целей: • формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина; • освоение знаний, касающихся православного вероучения; • овладение навыками добродетельной жизни; • формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении; • применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре; • воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим. Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/«Катехизиса»: • знание Символа веры , смысла двенадцати членов Символа веры; • знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о надежде; • знание заповедей блаженств, заложенного в них учения; • знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека; • представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения; • умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»; • умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»; • умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение». Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Рисунок миниатюр (очерк, прорись) сделан свободно, мастерски, очевидно умелой рукой, в виде тонкого абриса и изящных штрихов, исполненных пером чернилами и затем раскрашен акварельными нежными красками. Миниатюрист располагал немногими красками: пурпурной (червлёной, багор), жёлтой (охра), красной (бакан) зелёной (празелень и дичь) и чёрной (чернила). Видно тонкое уменье пользоваться красками и вкус: мастер редко исполняет рисунок в одном тоне (только бесы изображены однотонной – темной краской), а всегда растушёвывает, соблюдая градацию в тонах, причём сами краски комбинирует, соединяя две краски вместе: жёлтую с чёрной, синюю с зелёной или налагает краски не одинаково густо, отчего она выходит или темнее или светлее, переходя из красной в розоватую, из синей в голубую, – видно уменье и в обозначении светотеней. Особенно нежны краски, употребляемые художником для раскрашивания палат, чаще всего в три тона: правую башню – миниатюрист расцвечивал красной краской, левую сине-зелёной, а средину (переход) розоватой – иногда наоборот, словом комбинировал тона, избегая однообразия. Теперь сравним эти миниатюры издаваемого рукописного жития XVII в. с позднейшими лицевыми изображениями трёх списков жития XVIII века. Списки монастырский 1785 г. и Общ. Люб. Др. Письм. составляют точную копию с древнего списка XVII в. В том и другом и количество миниатюр одно и то же (57). В списке 1785 г. есть только одна лишняя миниатюра, изображающая обретение мощей преподобной Евфросинии в 1699 году (в 1700 году по этому списку), событие, случившееся уже после написания древнего списка; миниатюрист, чтобы сохранить счёт миниатюр слил две миниатюры (36 и 38) в одну. Список Древлехранилища несколько отличен от издаваемого нами и в тексте, и в самом количестве миниатюр – их 64; но все эти списки, имея образцом древний оригинал лицевого жития преп. Евфросинии, обладают одними и теми же качествами, резко отличающими их от их оригинала. Качества эти обусловливаются стремлением позднейших миниатюристов к натурализму, заметным, в особенности, в миниатюрах списка Древлехранилища, при полном неуменье художников владеть ни красками, ни рисунками. При этом нарушаются и некоторые неизменные требования древнерусской иконографии. Так, изящные, стильные и строгие фигуры ангелов миниатюриста XVII в. в рукописи Древлехранилища XVIII в. заменяются тяжёлыми и некрасивыми младенческими фигурками, копирующими очевидно толстощёких амуров, занесённых к нам поклонниками западного искусства. Новозаветная Троица, в виде иконы «Отечества», заменяется в той же рукописи ветхозаветной Троицей, в виде явления Аврааму ангелов, исполненной «живописно». – Иконописные типы Спасителя, Божией Матери и других святых теряют свою стильность и иконографическую верность древнему подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010