пр. 41, сравн. Ант. Соб. пр. 25; Гангр. Соб. пр. 7, 8 и др.), обращая эти приношения в свою пользу, с притеснением нуждающихся из клира, с обидой убогих и с причинением бесславия домостроительству церковному (Ант. Соб. пр. 25). д) по суду Пресвитер, как лицо, подчиненное епископу, от него одного получает свои права и власть в размерах, определенных канонами. Епископ же вправе и лишить пресвитера всех дарованных ему полномочий, если он окажется недостойным их, может удалить виновного и недостойного пресвитера от совершения священнодействий и даже совершенно извергнуть из сана, так что после сего пресвитер не может быть принят в качестве священнослужителя никаким другим епископом, разве только в том случае, когда отлучивший его епископ умрет, между тем как отлучение его окажется несправедливым (Ап. пр. 32; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Ант. Соб. пр. б; Сард. Соб. пр. 13 и др.). Суду епархиального епископа подлежат не только чисто церковные дела, но и гражданские дела пресвитеров и других клириков (IV Всел. Соб. пр. 9). Епископ производит суд между ними или сам, или избранные обеими сторонами судьи, но с его соизволения (IV Всел. Соб. пр. 9). Правда, Собор Карфагенский предписывает, что для суда над пресвитером должно быть не менее 6-ти епископов, кроме епархиального, но и здесь председательство на суде принадлежит последнему; следовательно, и руководит судом, и произносит приговор все-таки тот же епархиальный епископ (Карф. Соб. пр. 12 и 29). Решение епископского епархиального суда остается во всей силе, доколе высший суд не изменит его, и лицо, подвергшееся отлучению от церковного общения или от священнослужения, не имеет уже права касаться священнодействия, хотя бы оно и считало таковое решение несправедливым (Сард. Соб. пр. 14; Карф. Соб. пр. 38, сравн. 11 и 12 пр. того же Собора). В противном случае осужденный навсегда лишается надежды на восстановление в прежний чин и права на принесение оправдания – аппелляций в высшую церковно-судебную инстанцию (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

«Пр. Моисей» – средовек, от головы сияние, в руках скрижали со славянскими цифрами: «А. В. Г.» и т.д., ноги без обуви. «Пр. Аарон» – седой, борода большая, клином книзу, в первосвященнических одеждах, на голове двурогая митра, в правой руке процветший жезл, в левой хартия. «Пр. Илия» в обычных одеждах, правая рука у груди, в левой хартия: «Ревнуя перевновавъ по Гд Бз Вседержител». «Пр. Исаия» – седой, в деснице в клещах горящий уголь, в левой хартия. «Пр. Иона» – лысый, борода подстрижена, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Прообразова во чрев китов». Налево от иконы Богоматери: «Ц. Соломон» – юноша, без бороды, в царских одеждах и короне, в правой руке держит храм, в левой хартию. «Пр. Иаков» – средовек, с небольшою бородою, в деснице держит лестницу и свиток, шуйцу держит у одежды. «Пр. Гедеон» – средовек, правою рукою указует на руно, в левой держит хартию. «Пр. Даниил» – молодой, кудрявый, во фригийском костюме, правою рукою указывает на камень, в левой держит хартию: «Аз видх гору от нея же оторжеся камен…», ноги пророка в сандалиях. «Пр. Захария» – Серповидец, – молодой, правою рукою указывает на красный серп, в левой хартия: «…сходи…» «Пр. Малахия» – средовек, борода круглая, в правой руке хартия, левая опущена вниз. «Пр. Захария» – борода длинная, в первосвященнических одеждах, на голове шапочка с опушкой, правая рука благословляет, в левой хартия, ноги в сапожках. В пятом ярусе иконостаса: Посередине – Господь Саваоф – в круге, в красной звезде, восседает на херувимах, на голове восьмиугольная звезда и нимб, на лоне Саваофа – Сын, выше – Дух Святой. Направо от этой иконы: «Пр. Адам» – старец, седой, руки простёрты, ноги без обуви. «Пр. Сиф» – старец, правая рука у одежды, в левой хартия: «Будет…деже…», ноги босы. «Пр. Иаков» – средовек, борода небольшая, круглая, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Не оскудет князь от ноги без обуви. «Пр. Исахар» – седой, правая рука простёрта, в левой хартия: «Чтите еже… Иуду», ноги в сандалиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Господь услышал его молитву: он выздоровел. Поступив в монастырь, он до самой смерти усердно подвизался, угождая Господу постом и молитвой и служа братии с смиренным послушанием. – Пр. Павла послушливого (XIII в.). Он никогда не был праздным, безропотно выполнял всякое послушание, какое ни назначал ему настоятель. – Пр. Сисоя схимника (XIII в.). Он проводил свою жизнь в великих постнических трудах. Бог даровал ему победу над страстями и злыми духами. – Пр. Нестора (ΧIV в.) некнижного (не того, что написал русскую летопись, а другого – не ученого и рода простого). Он так горячо служил Господу, что видал при молитвах ангелов и Самого Христа и узнал день своей смерти. – Пр. Памвы, почивающего в затворе. Он терпел страдания за веру от татар язычников. Вероятно, это было в то время, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищей. Памва покорно принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые и подвергли его мукам. Чудесно спасенный от смерти, он почил в затворе (в 1241 г.). – Пр. Θеодора молчаливого (XIII в.), избравшего молчание путем ко спасению. – Пр. Coфpohiя, почивающего в затворе (XIII в.). Он ежедневно прочитывал псалтырь, всегда носил власяницу и железный пояс на теле. – Пр. Nahkpamiя иеромонаха, почивающего в затворе. – Пр. Ahamoлiя, почивающего в затворе (XIII в.). – Пр. Аммона , почивающего в затворе (XIII в.). – Пр. Mapдapiя, почивающего в затворе (XIII в.). Он старался хранить пост, молитву и послушание, и приучил себя к полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келлии, кроме одежды, которую носил на себе. – Пр. Niopa, почивающего в затворе (XIII в.). Он отличался особенно постом и трудолюбием. – Пр. Mapmupiя, почивающего в затворе. – Пр. Руфа, почивающего в затворе (XIV в.). – В церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. – Пр. Behiaмuha (ΧIV в.). Богатый купец, он раздал все свое богатство, принял добровольную нищету и постригся в монахи. Святые мощи его почивают нетленно. – Пр. Ebфpocuhiu, игуменьи Полоцкой (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В виду этих недостатков, вкравшихся в церковь , собор должен был «обсудить все средства к обращению народа на путь спасения», должен был «по подобию пастыря Христа разыскать заблудшую овцу по горам, возвратить в дом Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления» (Д. VI. 676–577). И действительно, если правила Трулльского собора всегда направлялись в самом деле против существовавших, а не возможных только недостатков в церкви, то положение церкви этого времени было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась. Так в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); во священники, диаконы и иподиаконы посвящались лица, не достигшие узаконенного для сего возраста (пр. 14 и 15); священники и монахи позволяли себе ходить на конския ристалища и в театр (пр. 24); в клир по обычаю иудейскому принимались только лица, происходившие от клириков (пр. 33); митрополиты и епископы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии с строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали приобщать даже умерших (пр. 83); к бескровной жертве примешивался виноград, то и другое преподавали народу (пр. 28); в некоторых церквах к Трисвятому при пении прибавляли слова, выражающие монофизитское учение: «распныйся за ны» (пр. 81); поучать в церкви позволяли себе миряне, и даже женщины (пр. 64. 70); вовремя общественного пения в церкви, некоторые из народа позволяли себе козлогласовавие (пр. 75); великим постом некоторые по субботам и воскресеньям разрешали себе сыр и яйца (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

119; Ант. Соб. пр. 11). Требуя, чтобы клирики с должным уважением относились к светской власти и мирским начальникам, Церковь в то же время строго запретила им переносить тяжебные дела от суда церковного на суд власти светской или прибегать к каким-либо проискам при посредстве мирских начальников (сн. ап. пр. 30 и VII Всел. Соб. пр. 3). Такое запрещение вызывалось желанием Церкви, чтобы не происходило вмешательства светской власти во внутреннее ее устройство, и чтобы клирики не могли быть поставлены в унизительные и зависимые отношения к светской администрации. Так как одной из причин, могущих поставлять клириков в зависимые и даже унизительные отношения к светской администрации, были занятия их мирскими делами, то Церковь строго разграничила мирские занятия дозволительные и недозволительные для них. IV. О занятиях пресвитеров мирскими делами Ввиду назначения пресвитеров служить примером, – образцом высоконравственного совершенства для других и быть строителями таин Божиих и пастырями стада Христова, Церковь многие занятия, дозволительные и терпимые в отношении к мирянам, запретила пресвитерампрочим клирикам), или как несовместимые с выполнением прямых обязанностей, лежащих на них, или как унизительные и бесчестные. К занятиям низким, унизительным и потому безусловно запрещенным для пресвитеровпрочих клириков) правилами церковными относятся: 1) содержание публичных женщин (VI Всел. Соб. пр. 86); 2) содержание корчемниц (VI Всел. Соб. пр. 9, сн. ап. пр. 54 и 19 пр. Соб. Карф.), 3) лихва, ростовщичество, взимание процентов с денег или другой какой-либо вещи (хлеба, вина, елея и пр.), отдаваемой взаймы (Ап. пр. 44; I Всел. Соб. пр. 17, и толк. Вальсам. и Зонары на то же правило; VI Всел. Соб. пр. 10, Лаод. Соб. пр. 4, Карф. Соб. пр. 21). К занятиям, несовместным со званием и назначением пресвитеровпрочих клириков) и потому недозволительным для них, правилами Церкви христианской отнесены: 1) откупы и торговые дела (ап. пр. 6; IV Всел. Соб. пр. 3; сн. Карф. Соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

204 Филар. Обзор песноп. стр. 166. Снес. статью П.-Керамевса о Симеоне. Визант. Временник 1894 г. стр. 141. 205 Еще стихиры 20–25 дек. на препразднество Р. X. носят имя Романа сладкопевца. Стихиры Димитрию 26 окт. и Иакову персу 27 ноября писаны Георгиен сицилийским 669. 209 Pitra Vonum. uuris eccles. graecor. Т. I. р. 220. 221. Это же сказание в печатн. Тактиконе Никона Черногорца, слово 21, стр. 208, но не точно передано. 212 Имена сих писателей показаны ниже в Указателе ко II Тому сего труда и в самом месяцеслове (II Томе) с именами святых. 213 Именно: сент. 6 св. мучч. Евдоксию, Ромилу и дружине, 7 муч. Созонту, препразднству, 9 муч. Севериану, октября 1 пр. Роману (есть каноны Иоанна и Феофана неизвестные), 11 пр. Феофану, 12 Косме маюмскому, 15 пр. Евениию, 18 ев. Луке (Феофана есть другой), 28 пр. Стефану савваиту (в греч. мин. другой Феофана) и муч. Параскеве, ноября 3 муч. Акепсиме (Иософа и Иоанна монаха другие каноны), 7 пр. Лазарю галисийскому, 9 Феоктисте лезвианке, 19 Иоасафу царевичу (есть греческий Филиппа некоего неизвестный), декабря 15 пр. Павлу латрскому, Стефапу сурожскому, 29 младенцам (в греч. минее другой Георгия), января 5 Феопемпту и Феоне, пр. Синклитикии, 8 пр. Георгию, 10 пр. Дометиану, пр. Маркиану (есть Феофана другой), 21 мучч. Евгению, Валериану и дружине, февраля 13 пр. Мартиниану (Феофана другой), 24 Иоанну Крестителю ( Феодора студита и Иосифа другие), марта 1 пр. Евдокии (Феофава другой), апреля 1 Марии египетской (Феофана и Симеона Логофета другие). 4 Иосифу песнописцу, 19 Иоанну ветхие лавры, 24 Савве стратилату (Иосифа другой), 26 Василию амасийскому (Иосифа другой), мая 11 муч. Мокию, 20 муч. Фалалею (Иосифа другой), 25 Иоанну Предтече, 29 Феодосии тирской, июня 13 Трифиллию левкусийскому, 24 Мефодию, патр. цареградскому (Феофана другой), 28 Киру и Иоанну (Иосифа другой), июля 4 пр Марфе, 5 пр. Афанасию, 12 Михаилу малеину, 29 муч. Каллинику, св. Феодотии, августа 1 Кресту (Иосифа другой), Маккавеям ( Андрея критского другой), 14 пр. Михею, препразднству Успения (Иосифа другой). Питра доказал, что каноны не суть проза, а стихи особого размера. См. о сем Васильева в Визант. Временнике 1896 г. стр. 582.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Над обращающимся к Церкви Крещение могло быть совершено только после некоторых предварительных действий: прежде всего Церковь наблюдала предосторожность, чтобы не допустить кТаинству Крещения недостойных, т. е. таких, которые не искренно обращались к вере и, оставаясь по духу язычниками или иудеями, притворно – по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просили крещения (VII Всел. Соб. пр. 8). Потому было положено, чтобы просящих крещения испытывать в образе их мыслей, намерений и всей прежней их жизни и потом наставлять их в вере и благочестии (Лаод. Соб. пр. 46; 1 Всел. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 78). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения, которому должны были подлежать и дети с семилетнего возраста (Тимоф. Алекс. пр. 1). Обыкновенный порядок принятия в Церковь новых лиц изображается в следующих чертах: «обращающихся к вере (язычников и еретиков) в первый день делали христианами 24 ; во второй – оглашенными, потом в третий – заклинали с троекратным дуновением в лицо и уши, после чего наставляли в вере и заставляли ходить в Церковь для слушания Писаний (II Всел. Соб. пр. 7). Наставления в истинах веры и в правилах благочестия продолжались не равное время: срок оглашения увеличивался до 2-х и 3-х лет или сокращался, смотря по обстоятельствам и успехам ищущего крещения. Обыкновенно оглашение продолжалось 40 дней и происходило преимущественно в св. Четыредесятницу 25 . В течении этого времени ищущие крещения обязаны были вести строгую, благочестивую жизнь, иначе время оглашения значительно удлинялось (I Всел. Соб. пр. 14 сн. Неок. Соб. пр. 5). В это же время они должны была изучать веру под надзором пресвитеров и епископа и давать им отчет (Лаод. Соб. пр. 46 сн. того же Соб. пр. 45 и 47 и VI Всел. Соб. пр. 78). Само собою разумеется, что все участие пресвитеров и епископа в изучении оглашенным веры ограничивалось требованием от него ответа в известный день недели 26 , иначе говоря – ограничивалось проверкой успехов оглашенного, когда между низшими клириками были лица, способные научить ищущего крещения истинам веры, или когда ищущий крещения мог посещать так называемые огласительные школы и учиться в них; в противном случае руководствование оглашенного и наставление его в истинах веры возлагалось на пресвитеров и епископа. Самое оглашение не должно состоять в удовлетворении любопытства или в усилии изъяснить непостижимое (Вас. Велик. пр. 91–92). Пред крещением оглашенный должен быть испытываем в познании веры, в чувствах благочестия, в знании молитв и ответов, которые должно давать при совершении крещения (Лаод. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 78), наконец, торжественно пред всей Церковью должен отречься от прежних своих заблуждений, мнений, правил и обычаев, какие были у него в язычестве или иудействе (VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Савве Вишерскому (1-го октября) (Филарет, Русские святые, сентябрь, стр. 271, прим. стр. 160). По свидетельству г. Ключевского, автор жития пр. Ефрема, по своему простодушию, почти целиком переписал житие пр. Александра Свирского , составленное Иродионом (Древние русские жития святых). Пр. Ефрем был канонизован на Московском соборе 1549 г. ( Е. Голубинский , История канонизации русских святых, стр. 74, Сергиев Посад. 1894). Имя пр. Ефрема в первый раз было внесено в Церковный Устав 1610 г., но в Уставе 1633 г. имя его опущено. В «Иконописном Подлиннике» под 16 мая о пр. Ефреме сказано: «подобием сед, брада с Николину, ризы монашеские и в схиме», (Филимонов, стр. 55). Такое же изображение его и на иконе Собора Тверских Святых, – с тем различием, что он держит в руках трёхкупольный храм и борода подоле Николиной. Служба пр. Ефрему печатается в служебных Минеях под 16 мая (архиепископа Димитрия Месяцеслов русских святых, май, выпуск 2, стр. 68–70). Тропарь пр. Ефрему Перекопскому чудотворцу, глас 4-й: «От юности твоея весь Богови поработился еси, блаженне, и того ради любве отечество и род оставил еси, в пустыню вселився, в ней же жестокое житие показав, и чудес дарование от Бога приял еси, Ефреме преподобие, моли Христа, да спасет души наша». (Тропарь тот же, что и Савве Вишерскому в службе его 1 октября). Служба пр. Ефрему, печатаемая ныне под 16 мая, составлена по подражанию службе пр. Савве Вишерскому, с некоторыми изменениями, соответственно подвигам их (то есть Саввы и Ефрема). Так, «столп», на котором подвизался пр. Савва, заменён в службе пр. Ефрема – «малой хлевиной» (1-й ст. на Господи воззвах); у пр. Саввы – «от столпа», а у пр. Ефрема – келии. В службе пр. Саввы: «В столп вшел еси»... В службе пр. Ефрема: «На устьи Веренды, на острове водворився»... (Слава на Господи воззвах) – и тому подобное. 41. Преподобный Савва Вишерский Этот святой был родом из г. Кашина Тверской епархии; сын боярина Ивана Бороздина; с юности отличался благочестием, проходя в Саввинской пустыни Тверской епархии разные послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

1. Замечательны анафемы, провозглашенные гангрским собором против евстефиянской ереси, которая проявлялась в разных превратных взглядах на жизнь, именно: в порицании брака и гнушении женами, совокупляющимися с своими мужьями (пр. 1, 9, 10, 14), в осуждении употребления мяса (пр. 2), в научении раба презирать господина (пр. 3), в непринятии причащения от пресвитера, состоящего в браке (пр. 4), в пренебрежении к дому Божиему и к бывающим в нем собраниям (пр. 5), в составлении собраний вне церкви без воли епископа (пр. 6), в принятии кем либо и в принесении кому либо без воли епископа церковных плодоприношений (т. е. фимиама, хлеба и вина и других вещей на потребности церковного богослужения, на содержание клира, на бедных, призреваемых церковью, пр. 7 и 8, см. Иоанн, I, 378), в презрении к вечерям любви и к принимающим участие в них (пр. 11), в приписании суровой одежде силы, якобы сообщающей человеку особую праведность и в презрении к тем, кто с благоговением носит шелковые одеяния (пр. 12), в принятии на себя женщинами мужского одеяния ради мнимого подвижничества (пр. 13), или в острижении волос ради таковой же цели (пр. 17), в нерадении родителей о детях и детей о родителях ради мнимого подвижничества (пр. 15 и 16), в соблюдении поста в день воскресный (пр. 18), или напротив в нарушении поста, установленного церковью (пр. 19), наконец в осуждении собраний в честь мучеников и совершаемых в них служений (пр. 20). Ср. анафемы толедского собора в Испании 447 г. (у Гефеле, II, 307–308) против присциллианистов, которые, также как и евстафияне, принадлежали к манихейству. Кроме запрещения употреблять в пищу кровь (трул. 67, направл. против римск. церк.), воспрещается несоблюдение поста в известные времена и дни. Так воспрещается употребление яиц и сыра в субботы и воскресные дни четыредесятницы (трул. 56), прервание поста в четверток страстной седмицы (лаод. 50), прекращение поста раньше полуночи великой субботы (трул. 89), совершение браков и празднование дней рождения в четыредесятницу (лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

3 Правилами церковными постановлено было, чтобы, между прочим, для рассмотрения жалоб клириков на епископов были созываемы областные Соборы (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Авт. Соб. пр. 20 и др.). Такие Соборы сначала созывались по два раза в год (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; IV Всел. Соб. пр. 19), а затем – однажды в год (VI Всел. Соб. пр. 8; VII Всел. Соб. пр. 6). С течением времени областные Соборы периодические перешли в постоянные сначала при митрополичьих кафедрах, а потом – при патриарших, наконец – в постоянные Соборы и без патриархов, каковы: Афинский Синод и наш РусскиЙ Св. Синод. 4 Соб. Карф. пр. 29 как будто делает исключение в этом отношении для клириков низших диаконов, когда говорит: «Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Но это относится собственно до епархиального суда, на котором по делам пресвитеров и диаконов принимали участие, кроме своего, и соседние епископы, 6 или 3 (Карф. Соб. пр. 12:29). Тот же Карф. Соб. в 139 пр. и низшим клирикам дает право, наравне с высшими их, апеллировать к высшему верховному суду – соборному, если они недовольны решением своего епископа. 5 Порядок судопроизводства соборного по обвинениям, возводимым на епископа, указан в след. прав.: Ап. пр. 74, 75; Карф. Соб. пр. 12, 29, 90; IV Всел. Соб. пр. 9. 6 Запрещение духовным лицам обращаться к светским судам не только по делам церковным, или касающимся священнослужения, но и по делам частным и личным, – спорным, тяжебным, по взаимным неудовольствиям, обидам и т. п., не было и не могло быть безусловным. Церковь не хотела навсегда и во всем освободить своих служителей от суда гражданского, или признавать их совершенно не подчиненными этому суду, ибо есть дела, которые по самому свойству своему подлежат гражданскому суду, напр., дела по уголовным и тяжким государственным преступлениям, по которым Церковь никогда не присвояла себе прав судных; и даже в некоторых делах Церкви сама предавала виновных своих служителей гражданскому суду (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010