30. Св. священномуч. Григория Великия Армении (Вас.) Свв. мучч. жен Рипсимии и Гаианы и дружины их (Вас.). Октябрь 1. Св. ап. Анании (близко к Вас.). Пр. Михаила, игумена Зовийского (Вас.). Пр. Романа (Вас.). Св. муч. Домнина (Вас.). Покров Пресв. Богородицы ( Слово на Покров. Оно в Печ.). 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины (Вас.). Пр. Феофила исповедника (Вас ). 3. Св. священномуч. Дионисия ареопагита (Вас.). Св. священномуч. Дионисия александрийского . 4. Св. Иерофея (Вас.). Мучч. Адавкта и Калисфены (Вас.). Св. муч. Дометия персянина (Вас.). Пр. Аммона египтянина (Вас.). Муч. Петра капетолийского (Вас.). Пр. н. Павла простого (Вас). Св. Дионисия, архиеп. александрийского (Вас., а Печ. 5 окт.). Мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и дружины (Вас. кроме конца). Во многих экземплярах не все сии памяти, но все в 1146 и Соф. 5. Св. муч. Мамелхфи (Вас.). Св. муч. Харитины (Вас.). Во 2 ред. Св. Дионисия алекс. (Вас. и 1 ред. 4). 6. Св. ап. Фомы ( особое сказ. далеко от Вас.). Пр. о. н. Никиты ( особое сказ. Вас. много изменено и дополнено). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха (Вас.). Св. муч. Пелагии (Вас.). 8. Св. Пелагии блудницы (Вас.). Св. муч. Пелагии другие при Нумериане (Вас.). 9. Св. ап. Иакова Алфеева (Вас.). Свв. мучч. Иувентина и Максима (Вас.). Св. Поплии (Вас.). Св. Дорофея, еп. тирского (Вас., в Печ. 5 июня). Св. Флорентия и Диоклитиана. Пр. Авраама и Лота. Свв. мучч. Анны, Елисавы и дружины их. Свв. мучч. Стратоника и Селевкия подружия его, яже рожество имеяста от Антиохия. Пр. о. н. Петра в чудесех дивного, лежащего в монастыре св. муч. Фоки. Св. муч. Никодима (239 Пикомида). Св. Петрониллы, дщери св. ап. Петра. Во 2 ред. об Аврааме слово. 10. Свв. мучч. Евлампия и Евлампии (Вас.). Пр. о. Вассиана (Вар.). Пр. о. н. Иакова постника (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Феотекна ( особое сказ., оно и в печ. Слав. прологе). 11. Св. ап. Филиппа (Вас.). Пр. Зинаиды и Филониллы (Вас. +). Память 7 вселенского собора (Вас. 12). Архиеп. константин. Арсакия, Нектария, Аттика и Сисиния. Во 2 ред, пр. Феофана, творца канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Даже в ночь под пост (проснувшись) запрещалось пить воду (пр. 87). «Другие дни (кроме постов) желающие едят после полудня; в ужин также полагается трапеза для рабочих, стариков и детей и в период сильных жаров (когда днем невозможно есть?). Есть такие, которые два раза едят понемногу, а другие довольствуются раз принятою в обед или ужин пищею. Некоторые выходят (из трапезы), съевши лишь немного хлеба» (предисл.). На трапезу шли по звуку била; «кто бьет в било, чтобы братия собирались на трапезу, пусть, пока бьет, с размышлением читает что-либо из Писания» (пр. 36). Опоздавший, разговаривающий или смеющийся за трапезою подвергался епитимьи (пр. 31, 33). По выходе из трапезы братия должна молча идти каждый в свою келью, не останавливаясь для разговора с другим (пр. 34). Молитвою и богослужением «Правила» не занимаются специально, очевидно имея в виду относительно них наставление Ангела. О дневных молитвах замечается, что они совершались в полдень (пр. 24). Кроме того, «Правила» упоминают об утренней молитве в час рассвета (пр. 20), но это должно быть ночное богослужение, оканчивавшееся утром, — и о 6 вечерних молитвах (пр. 34, 121, 125), но это должно быть вечерние молитвы, заповеданные Ангелом (которых по одним редакциям этого места в Уставе ангела, как мы видели, положено 12, а по другим только 6); об этих вечерних молитвах замечается, что они совершаются в каждом доме по чину большого собрания, т. е. как в церкви. После утренней молитвы смотритель три раза в неделю говорил поучение, а братия обсуждали, что говорил смотритель (пр. 20). Если молитва совершалась в храме (насколько часто они совершалась там, неясно), к ней давался звон в било недельным по благословению аввы (пр. 24); этот недельный следил и за порядком в церкви (пр. 143). По знаку била каждый должен был тотчас идти из келии в церковь, читая дорогою что-либо наизусть из Писания и размышляя об этом (пр. 3). Для пения псалмов в общих собраниях назначались недельные, а в домашних собраниях братия пели все по порядку, в котором стояли, каждый не более одного псалма; кто спутывался в пении, нес епитимию (пр.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Сейчас была матушка Анастасия (Платонова) 80 по вопросу о сборе в нашем храме на общину. Беседовали о Н.Ф.Платонове. Боится, что он будет сейчас проявлять себя крайне в нажиме на староцерковников. Рисует его как увлекающегося и дов[ольно] малодушного, так что – в случае какого-либо удара – способного на катастрофу. Вечером Пакляр приглашает на заседание с Пр[еосвященным] Григорием и “другими приглашенными лицами”. 15/28 ноября Неделю назад было заседание Совета Пастыр[ского] училища с участием Пр[еосвященного] Григория, Пр[еосвященного] Иннокентия, о.Богоявленского, о.Рудинского, о. Гурия 81 и проф. Алявдина. Мобилизованы были все правые силы для борьбы с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами. Но моя записка, поданная Пр[еосвященному] Венедикту, и приезд прот. Страхова, очевидно, возымели свое действие, и собрание привело к совершенно неожиданным результатам […]. Все это завершилось в конце концов “предложением” Пр[еосвященного] Григория рассматривать дело реорганизации Паст[ырского] училища “в контакте с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами”(!) […]. И из-за чего городили огород?! 20 декабря 1925 г./2 января 1926 г. Не писал полтора месяца. И как всегда материала было много, но писать было нельзя. О.Н.Ч[епурин] предупредил, что возможен обыск, время тревожное. Настроение было напряженное. 3атем произошел накануне Николина дня арест Пр[еосвященного] Венедикта и Пр[еосвященного] Иннокентия, а еще раньше Пр[еосвященного] Николая и о.Пакляра. В связи с этим распространились слухи о возможности ареста многих священников, пот[ому] что и в Москве, по слухам, арестовано до 20 епископов (с Пр[еосвященным] Петром) и до 40 священников (почти все благочинные). В виду своей популярности, которая едва ли может нравиться обновленцам, и я ждал (и жду еще) своей участи. Думаю, что тут не без влияния и желания обновленцев.… Недаром о.Платонов сделался епископом: он не останется пассивным. Относительно желания Запольского с Пр[еосвященным] Владимиром 82 и др[угих] присоединиться, узнал невероятные вещи. По моему совету о.Запольский посетил по этому поводу Пр[еосвященного] Венедикта. Беседовали 2 часа и в результате “жалко было смотреть на Пр[еосвященного] Венедикта”. Он так напуган, так затравлен нашими “правыми”, что в конце концов посоветовал Запольскому “оставаться так”, не присоединяться, чтобы не разжигать страстей и не возбуждать разных “вопросов”!.. Вот управители, епископы, исполнители воли Христа “да все едины будут”!.. Я написал письмо в Москву Страхову с просьбой сообщить, не лучше ли о. Запольскому лично поехать в Москву и там разрешать вопрос о присоединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В один день с преподобным Кукшею и Никоном скончался и пр. Пимен постник, прозванный так потому, что вел весьма суровую постническую жизнь. Он был сподоблен от Бога благодатного дара исцелений и чудной прозорливости: он многих исцелял, многим пророчествовал. Даже свою собственную кончину он предузнал за два года, а также прозрел и мученическую кончину блаженного Кукши на далеком расстоянии от обители Печерской. Став однажды среди церкви, Пимен громко сказал: «брат наш Кукша убит ныне на рассвете от неверных». Сказав это, он и сам скончался; это было в один и тот же день и час с смертью пр. Кукши. Мощи препп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере (Печер. Патерик). Время жизни пр. Саввы неизвестно, неизвестно также и место жизни его– Венефалы. Муч. Анфиса за исповедание Христа была брошена в колодезь; время и место кончины ее неизвестны; в отличие от других она называется новою. (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 225). Икона мучен. Фанурия. славного в Крите и Родосе, обретена около 1500 года (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2, стр. 225). 28-е число Пр. Моисея Мурина. Св. Анны, дщери Фануиловы. Пр. Саввы Псковского или Крыпецкого. (Мучч. Диомида и Лаврентия. Праведного царя Езекии. Тридцати трех мучч. из Ираклии. Память свв. печерских угодников, почивающих в дальней пещере (преп. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия затворника, Илариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила, еп. новгородского, Зинона постника, Григория чудотворца , Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Памвы затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Панкратия иеромонаха затворника, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария затворника, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника; в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина, пр. Евфросинии игумении полоцкие, пр. Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского; в церкви Рождества Христова: пр. Лонгина, вратаря печерского. Всех же преподобных, в пещере пр. Феодосия почивающих, 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Кроме того в рукописных святцах и памятниках упоминаются памяти почивших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона, митрополита киевского, Амфилохия, еп. Владимира волынского, Симеона, еп. переславского, Тимофея, игумена лавры, Досифея (в схиме Феодосия) игумена, Акиндина, преемника его, старцев – Евлогия и Даниила. Муч. Шушаники). Пр. Моисея Мурина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр.Исидор почему-то не мог исполнить просьбу велижан: преосвященный же Василий тотчас отправился в Велиж. По пути в гор.Витебске, в приходской древле-православной церкви (в соборе происходил ремонт) он 1-го июля с духовенством обеих епархий совершил литургию; генерал-губернатор и все чиновники присутствовали на богослужении. 2-го июля он служил в воссоединенной Воскресенской церкви, прихожане которой «не слишком расположены были к православию». Прежде, чем пр.Василий выехал в Велиж, губернатор и Скрипицин, пригласив с собой архимандрита Павла, отправились туда 1124 . 3-го июля, в 7 часов вечера прибыл пр.Василий в Велиж. Граждане г.Велижа и множество другого народа с церковными хоругвями и цеховыми знаменами встретили владыку за заставой. Преподав народу благословение, преосвященный направился пешком к Св.Духовской церкви, где его встретило духовенство с архимандритом Павлом во главе. По окончании молебствия, присутствовавшие подходили под благословение; некоторые преклоняли до пояса свои головы, прося наложить на них благословляющую руку, иные подносили под благословение грудных детей и целовали мантию. Отсюда пр.Василий отправился в Николаевскую церковь , где также служил молебен и благословлял народ. Народ провожал епископа до квартиры и долго окружал ее. На квартиру явились к преосвященному граждане с хлебом и солью. Почетнейшие из них просили пр.Василия отслужить на следующий день литургию в Св.Духовской церкви и, кроме того, прибыть к ним в другой раз с пр.Исидором для совместного служения. Четвертого, утром в Ильинской церкви была совершена архим.Павлом, в присутствии пр.Василия, утреня. В 9 часов утра пр.Василию были представлены чиновники и граждане; преосвященный произнес при этом «трогательное поучение», а городской голова поднес ему хлеб и соль 1125 . Затем пр.Василий с архим.Павлом, прот.Клодницким и священниками служил в Св.Духовской церкви литургию, по окончании которой был совершен по городу крестный ход с молебным пением. Крестный ход сначала направился в Ильинскую воссоединенную церковь , а оттуда, после чтения евангелия и сугубой ектении, в Николаевскую древле-православную, где закончился благословением народа 1126 . Впрочем, он, может быть, продолжался бы и еще долго и, вероятно, немного прибавил бы к торжеству православия, если бы Скрипицин не уговорил пр.Василия ограничиться этим. «Как епископу», – описывал Скрипицин Пратасову свои велижские впечатления, – «кажется, в первый раз случилось испытать столь значительную ветречу в большом городе и как по добродушию он, кажется, принимал и любопытство за любовь к нему, то я уже настоятельно просил его ходов более не делать, чтобы нам не остаться двоим на улице» 1127 . После богослужения пр.Василия чествовал обедом градской голова, р.-католик Хрулевич. В шесть часов вечера пр.Василий осматривал Воздвиженскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Стефан пр. Комельский (озерский) Тарасий пр. Глушицкий Тимофей пр. на Кубенском озере Тихон пр. Крестогорский Филипп пр. Рабангский Филипп пр. Яиковский Харитон пр. Сямженский Христофор пр. Коряжемский Феодор Всеволодович пр. князь Феодосий пр. Глушицкий Феодосий пр. Тотемский Фома Христа ради юродивый Сольвычегодский 236 В древней рукописной книге, принадлежащей Заоникиевскому монастырю и заключающей в себе сказание о явлении иконы Богородицы, о бывших от нее исцелениях, о жизни и чудесах от гроба пр. Иосифа, службы и слова на дни празднования им – путешествие Илариона со св. Космою описано так. И поидоша из церкви со святым и ядоша до деревни Дмитрикова тое же веси и постояв мало под древом липою и рече ему св. Косма: сие место не угодно есть, но идем на иное место, есть место угодное Божией Матери и от того места отидоша. И дошедше в деревню Обухово и в той деревне сташа под древом березою. В то время вышла из дому своего некая жена, именем Варвара, яже бе ему сродница. И рече ему жена: Иларионе, пел ли ты молебное пение Василию великому ? Святый же рече: Иларионе, помолчи мало, он же умолча. И нача та жена поносити Илариона неистово. И рече святый жено: жено, во истину от бе зумных еси безумная. Жена же глас слышавши, а святого невидящи, от страха побеже в дом свой. И святый рече ей: да простит тебе Господь Бог, и поидоша в путь свой до уреченного места, не дошед деревни Лусниково мало, бе бо в том месте малая поляна, мокротою исполнена и мелким лесом поросла и на том месте сташа под древом, древо же то зовомо ель. 237 В описании чудес преподобного на 97 листе написано: 1742 года Заоникиевской…. Без всякого сомнения это описание какого-либо чуда, начатое, но почему-то неконченное, что показывает и место, оставленное для его вписания. Следующее затем чудо записано уже на другом листе. 239 В рук. сборнике москов. дух. академии 1657 года под 217 (святцы 1 исчислены ученики блаженного Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского монастыря, подвизашиеся подобно ему в затворах: 1) Иоаким в Николаевском Шартомском монастыре, 2) Дионисий в Переяславль Залесском в Никольском монастыре, 3) схимонах Корнилий в Переяславском Борисоглебском монастыре и 4) Галактион в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Над гробом императрицы Анны Иоанновны надпись: «Анна I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1693 года января 28-го дня. Вступила на престол 1730 года января 19-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1740 года октября 17-го дня».  Над гробом императрицы Елисаветы Петровны надпись: «Елисавета I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1709 года декабря 18-го дня. Вступила на престол 1741 года ноября 25-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1761 года декабря 25-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1762 года февраля 3-го дня».  Над гробом императора Петра надпись: «10-го дня. Перенесен в Петропавловский собор 1796 года декабря 18-го Петр Император и Самодержец Всероссийский, Герцог Шлезвиг-Голштинский и пр. и пр. и пр. Родился в Киле 1728 года февраля 10-го дня. Вступил на престол 1761 года декабря 25-го дня. Скончался в Ропше 1762 года июля 6-го дня. Погребен в Александро-Невской Лавре 1762 года июля дня».  Над гробом императрицы Екатерины II, надпись: «Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская, урожденная Принцесса Ангалт-Цербтская и пр. и пр. и пр. Родилась в Штетине 1729 года апреля 21-го дня. Вступила на престол 1762 года июня 28-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1796 года ноября 6-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1796 года декабря 16-го дня».  Над гробом Павла I, надпись: «Государь Император и Самодержец Всероссийский Павел I. Родился в 1754 году 20 сентября. Вступил на престол 1796 года ноября 6-го дня. Великим Магистром державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского 1798 года декабря 16 дня, скончался 1801 года марта с 11 на 12, погребен того же месяца 23 числа».  Над гробом императора Александра I, надпись: «Александр I, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский и проч., и проч., и проч. Родился в Санкт-Петербурге 1777 года декабря 12-го дня, вступил на престол 1801 года марта 12 го, скончался в Таганроге 1825 года ноября 19 дня, погребен в Санкт-Петербурге 1826 года марта 13 дня». На этой гробнице находятся три медали: одна золотая в память кончины государя императора Александра II и две серебряные; из них одна в память 1812 года, а другая – вступления в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кондак, гл. 2. Девства, твоего добротами предочистивши душу твою, и на высоту мучением востекла еси, Акилина всечестная, любовию жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со ангелы предстоиши веселящися: с ними же не престай моляся о всех нас. Св. епископа Левкусии Кипрской. Родом из Константинополя, ученик св. Спиридона Тримифунтского (12 дек.), он за добродетельную жизнь был поставлен епископом г. Левкусии. Руководимый св. Спиридоном, св. Трифиллий достиг высокой степени совершенства. «Имеяй душу милостиву, и чист помысл, и сердце нестропотно, и веру нескверную, и любовь нелицемерную», он соблюл девство и отличался удивительным воздержанием и суровостью жизни. Скончался он в глубокой старости, около 370 г. Часть св. мощей его, обретенных нетленными около 640 г., показывается в освящение верующим на о. Кипре 3 мая. Кондак, гл. 8. Изрядством жития чистоту девства прием Трифиллие, первопрестольник показался еси Левкусии: явился еси тем провозвеститель, и Богоразумия наставник; сего ради радостно взываем ти: радуйся святителей украшение. Муч. Сн. 1 марта. Пр. Анны и сына ее Пр. Анна, дочь диакона Влахернской церкви в Константинополе, по смерти мужа, облекшись в мужскую монашескую одежду, подвизалась под именем Евфимиана в одной из Вифинских обителей близ Олимпа, вместе с своим сыном Иоанном. Прославившись еще при жизни даром чудес, пр. Анна скончалась в Константинополе, в 826 г. – В Х.М. под этим числом сказано, что воспоминаемая ныне пр. Анна, «по всей вероятности, – одно лице» с пр. Анной, память которой 29 окт., а о воспоминаемой пр. Анне 29 окт. решительно говорится: «она же 13 июня с сыном Иоанном». Преставление пр. Андроника, первого настоятеля Московского Спасо-Андроникова монастыря. Родом из Ростова, любимый ученик др. Сергия Радонежского, еще юношей пришел он к пр. Сергию из Ростовской области и много лет находился под руководством своего великого наставника, отличаясь духовными подвигами поста, молитвы, смирением и послушанием. Пр. Андроник много потрудился над сооружением Спасо-Андрониковой обители (см. Моск. еп.) и был в ней первым игуменом. При строгом постничестве пр. Андроник отличался необыкновенною кротостью и глубоким смирением, чему учил и иноков. Образцом, его трудолюбия может служить сохранившийся еще доселе святой колодезь, вырытый преподобным в 100 саженях от обители. Преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1395 г. Мощи его почивают под спудом в Андроникове монастыре. – Пр. Саввы, ученика его (пр. Андроника) и настоятеля после него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Препп. пустынножителей: Мсеа, Мсеа, другого и в V веке, в Сирии пустынножительствовавших. – Пр.Иоанн в подвижничестве соревновал великим сирийским отшельникам, особенно пр. Лимнию (см. 22 февр.). На теле носил он тяжелые вериги. Поселившись на берегу одной реки, под открытым небом, в местности холодной, пр. Иоанн терпеливо переносил все воздушные перемены. Отшельник до того возвышался над естественными потребностями человеческой природы, что ничем земным не удовлетворялся и не желал видеть земных утешений и радости. Так, когда посаженная одним его почитателем близ его жилища миндальная ветка выросла в большое дерево, которое стадо доставлять строгому подвижнику тень и услаждать его взор, – строгий подвижник приказал срубить дерево, чтобы, как говорит бл. Феодорит, «не дать себе даже и такого утешения». – Пр. Антиох, во время святительства бл. Феодорита бывший уже престарелым, всю жизнь провел в одном самом пустынном месте, приютившись за небольшой оградой. – Пр. Антонин при блаж. Феодорите также был глубоким старцем и подвизался близ пр. Антиоха. – Пр. Моисей подвизался на одной высокой вершине близ местечка Рамы. – У всех у них, говорит бл. Феодорит, одинаковы и одежда, и пища, и стояние, и молитва, и труды повсенощные и целодневные; ни продолжительность времени, ни старость, ни слабость природы не ослабили их терпения; напротив, все они имеют в себе постоянно сильную любовь к трудам. – Пр. Зевин превосходил современных ему подвижников «подвигом молитвы», особенным «терпением» в молитве. Он совершал молитву день и ночь и большей частью стоя, а в старости, ослабев в силах, опираясь на жезл. Украшался преподобный и добродетелью странноприимства и вообще был отцом, учителем и образцом всякой добродетели (сн. 26 нояб.). Он дожил до глубокой старости, во всю свою продолжительную жизнь неся одинаковые подвиги. – Пр. Полихроний начало подвижничества положил в обществе пр. Зевина, который собственной рукой возложил на него первую власяницу. Пр. Полихроний вполне изучил образ жизни пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

пр. 17 и 18; Васил. Велик. пр. 12; VI Всел. Соб. пр. 3 и др.). Тем более Церковь не одобряет в своих правилах третьего брака. Из 50 пр. Василия Великого видно, что третий брак как будто и не признается Церковью за брак законный, но и не подвергается всенародному осуждению как нечто лучшее, чем распутное любодеяние; он называется многоженством или «наказанным блудом»; вступившие в третий брак хотя и не разлучаются, но подлежат епитимии от 3-х до 5-ти лет (Васил. Велик. пр. 4 и 50). Четвертый брак изначала отвергнут в Церкви, как многоженство, плотоугодие, совершенно чуждое духу христианства (Васил. Велик. пр. 80, сн. 50 и 4; Неокесар. Соб. пр. 3 и др.). 5) Брак православных христиан с неправославным – еретиками и раскольниками, по каноническим постановлениям христианской Церкви хотя и запрещается, но не безусловно. Православные могут вступать в брак с неправославным, только под тем условием, если последние дадут обещание и согласие обратиться к Церкви или, по крайней мере, дадут обязательство воспитывать детей в православии (Лаод. Соб. пр. 10 и 31; Карф. Соб. пр. 30; IV Всел. Соб. пр. 14; VI Всел. Соб. пр. 72). Основание такого ограничения понять нетрудно. Брак по понятию христианской Церкви естьТаинство: какое же участие может иметь, вТаинстве лицо, не принадлежащее к Церкви? Затем, в смешенном супружестве не может быть совершенно искренней, чистой, целомудренной любви, долженствующей отличать христианский супружеский союз. Если всякое вообще безразличное общение православных с людьми, чуждыми вере, или отлученными от Церкви, не может быть одобрено Церковью, которая заботится о сохранении в своих сынах нравственной чистоты мыслей, чувств, всей жизни (ап. пр. 45 65, 71; Лаод. Соб. 32–37, 39 и др.); тем менее она может дозволить между ними брачные союзы, которые по свойству своему должны теснейшим образом соединять сочетающихся, и след., будут соединять разномыслящие в важных предметах (в вере и благочестии) души, или, – как выразились отцы VI Всел. Собора, – смешивать «чистое с нечистым», «свет со тьмою», преданность вере с враждой против нее, «волка с овцой». Наконец, Церковь не может не опасаться, что смешанные супружества могут открывать путь совращению христиан в иноверие, православных в еретичество; особенно же опасается за детей, чтобы под чуждым вере влиянием они не воспитались в духе лжи и злочестия, и чрез такое воспитание новых поколений вера Христова, вместо распространения, не оскудевала, а неверие или лжеверие, вместо уничтожения, не усиливалось в мире. Вот те основания или причины, по которым христианская Церковь не предоставила свободы в деле заключения браков православных с неправославным, а допустила такие смешанные браки под тем условием, если будут устранены несообразности и опасности от таких браков, по отношению к православной вере, т. е. если неправославные, вступающие в брак с православными, дадут обещание присоединиться к Церкви или, по крайней мере, детей будут воспитывать в православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010