7:38). Итак, если источный ключ бьет, то наверное река, исходящая из сего источника и текущая, видима бывает для имеющих очи. Но если и это (будем говорить в тон тех, которые так мудрствуют) действуется в нас, а мы ничего такого не чувствуем и не сознаем в себе, то явно, что мы совсем не будем чувствовать и жизни вечной, которая бывает следствием того, и не увидим света Духа Святаго, но пребудем мертвы, слепы, безчувственны и в будущей жизни, как пребываем в настоящей. Таким образом выйдет, что надежда наша тщетна и течение наше — попусту, если мы все еще в смерти, т. е. остаемся мертвы духом и не воспринимаем чувства вечной жизни. Но не так есть во истине, не так. Но что я говорил не раз, скажу и еще, и не перестану говорить: свет Отец, свет Сын, свет Дух Святый; трие сии един свет, безвременный, нераздельный, неслиянный, вечный, несозданный, неоскудевающий, неизмеримый, невидимый, поколику есть и помышляется сущим вне и превыше всего, — котораго ни один человек не мог никогда увидеть, прежде очищения, и не мог получить прежде узрения. Ибо прежде надлежит увидеть его, и потом многими подвигами стяжать, так как многие видали, но не стяжали, подобно тем, которые удостоиваются увидеть великое и безмерное богатство в царских сокровище–хранительницах, и потом отходят ни с чем, как и прежде были. В начале многократно находит божественное просвещение и осияние на тех, которые каются с теплотою сердца, но скоро и отходит. И если они вдадут себя всех всецело в подвиги даже до смерти, и взыщут сего просвещения с болезнию сердечною, и представят себя Христу Господу достойными, чистыми, непорочными во всех делах, то снова получат его, и оно приидет опять к ним более совершенным. Если же они вознерадят и не захотят вдать себя в большие труды по причине животолюбия и покоелюбия своего, то бывают недостойны такого дара и не входят в живот вечный (не восприемлют начатков его) теперь, пока еще в теле находятся; не вошедши же теперь, — явно, не сподобятся сего и по смерти, в другой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха «И разливашеся пламень...», перед которым стоит надпись «на 14», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожре...». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «И отрясе пламень...». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...». Чтец – Богородичен Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха «на 4»: «Благословен еси на Престоле...» – 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...». Чтец – мертвен. Хор – ирмос 2-го четверопеснца на катавасию. 8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу – следующий стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесный...» – тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» – тропарь 2-го канона Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца. 9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»: «Клятву, еюже клятся...» читается 1-й канон Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» – 2-й канон Триоди. Катавасия – ирмос 2-го четверопеснца. «Достойно» не поется. После обычной малой ектений – светилен гласа, хвалитные стихиры по гласу Октоиха. После стихир читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет...», и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры по гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды) 112 и Трисвятого – тропари: «Апостолы, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати Святая...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...», «Утверди, Боже...». И сразу читается: «Приидите, поклонимся» и 1-й час. В конце – полный отпуст 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

8) З агадки и темные слова суть такие изречения, которые так неясны, что опечаливают читателя, как-бы ничего не выражая, и не представляя никакого значения; впрочем при исследовании открывается заключающийся в них смысл. Таковы: пиявица име три дщери, любовию возлюблены, и три сия не насытишася ея, и четвертая не удовлися рещи: довольно (ми есть): ад, и похоть жены, и земля не напоенная водою, и вода, и огнь не рекут: довлеет (30, 15. 16); и опять: трие ми суть невозможная уразумети, и четвертого не вем: следа орла паряща (по воздуху), и пути змия (ползуща) по камени, и стези корабля пловуща по морю, и путей мужа в юности его (стт. 18. 19). Сии и подобные сим загадки словами показывают нечто иное, нежели что означают на самом деле; оне темны, но только потому, что имеют глубоко-сокровенный смысл. Книга 15, Экклезиаст И сию книгу написал Соломон, как выше сказано. Называется же она Экклезиастом потому, что сам писатель так назвал ее, сказав в начале: глаголы Экклесиаста сына Давидова царя Израилева во Иерусалиме: суета суетствий, рече Эклесиаст (1, 1). Соломон был называем различно: премудрым, потому что был причастником мудрости; разумным, потому что имел разум истины; ученым, потому что он получил от Господа истинное учение; Экклезиастом же назван потому, что сам проповедывал народу и изрекал то, что получил от Святого Духа. В сей книге он любомудрствует о умозрении относительно естества вещей. Поскольку Египтяне воображали, что постигли оное, а Еллины намеревались объяснить его баснями: то Соломон, движимый Духом Святым, останавливает покушающихся испытывать это, говоря: не может человек изобрести творение сотвореное под солнцем: елика аще потрудится человек обрести, и не обрящет (8, 17). Он отвергает суеверный страх Египтян относительно дня рождения человека (περ γενεθλιαλογαν), говоря: блюдый ветра, не сеет: и сматряяй во облацех, не пожнет. В нихже несть ведый, кий путь духа, якоже кости во чреве раждающия: тако не уразумееши дел Божиих, елика сотворит всяческая (11, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

9) Благовестное ев. Луки, зач. 95, л. 205–206, об. и 207: «Человеки» некий добра роду иде на страну далече, прияти себе царство, и возвратитися. Призвав же десять раб своих, даст им десять мнас, и рече к ним, куплю дейте, Дóндеже прииду. (Толк.): Рабом же своим десять мнас вда; раби же, имже церкви поручи, десять глаголем быти совершенного ради церковного состояния, ибо в церкви чин совершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепо бысти, не мнее; еже слова благодатию трие сии образи в церкви, очищение, просвещение, и совершение, три сия действа, наследуема чинов, диакони очищают оглашением учения; пресвитери просвещающе крещением; архиереи же священные чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение; Видиши ли чины к действом, ни вящше, ни мнее реку предстоящих... сущее: и бысть егда возвратися приим царство, рече, пригласити рабы тыя, им же даст сребро, да увесть, какову куплю суть сотворили. Толк.: Внегда возвратитися ему; Христос, благороден и по человечеству, от царска бо рода Христос, и по Божеству; се же есть второе его пришествие егда явится царем, со ангелы в славе отчей грядый, и всяко колено поклонится ему. Тогда бо и дары приемшия рабы, слово действовати обретаются, ов убо многи пользовав, и десятерицею усугубив дар; ов же пользовав меньшии, и то усугубив, а иже отнюдь не пользовав кого, в лености изнурив время купли, осудится». 10) Апостол Толковый. зач. 324, к Евреем, л. 1012 и об.: «Имуще убо дерзновение братие. Толк.: Понеже многое яви расстояние нового завета к ветхому; архиереи, и жертвами, и скиниею. И церковью, заветом, и обетованием, и прочими различии, и еже оные Быша временны, сия же вечны, оные погибающа, сия же пребывающа, оные немощны, сия же совершенны, оные образы, сия же истинна, понеже не по закону заповедей плотских очищение рече, не (но) по силе живота неразрушимого, и ты еси священник во веки, се вечность священства». 11) Там же, зач. 150. л. 544: «Того ради Господь наш Сын Божий новый иерей из иного колена нежели аароновую жертвы нового завета предаде на тайней вечери, и новыи иереи по чину Мелхиседекову апостолы своя постави».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   4. Видите, возлюбленные, как верно видят очи веры, когда душа устремлена к Богу? Видите, как они не могут быть обмануты ничем видимым, но имеют правильное суждение о предметах и не подвергаются никакому обольщению? Впрочем, если угодно, опять перейдем к предмету слова, и, предложив еще немногое, прекратим поучение, чтобы сказанное осталось у вас в памяти. Божественное Писание, окончив повествование о божественном знамении, хочет еще сообщить нам сведение о праведнике и сыновьях его, и говорит: «быша же сынове Ноевы изшедши из ковчега, Сим, Хам, Иафет: Хам же бяше отец Ханаана. Трие си суть сынове Ноевы: от сих рассеяшаяся по всей земли» (Быт.9:18—19). Здесь можно спросить, для чего божественное Писание, упомянув о трех сыновьях Ноевых, присовокупило: «Хам же бяше отец Ханаана»? Не подумайте, прошу вас, чтобы это прибавлено было без цели: в божественном Писании нет ничего такого, что было бы сказано без всякой цели и не заключало бы в себе великой пользы. Так для чего же означено и прибавлено: «Хам же бяше отец Ханаана»? Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности. И вот, так как спустя немного, за нанесенное им оскорбление отцу, сын его Ханаан должен подвергнуться проклятию, божественное Писание предварительно уже показывает и делает нам известным и имя сына и невоздержность отца, дабы ты, когда впоследствии увидишь, что он окажет великую непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и во время столь великого бедствия обнаружил такую необузданную похотливость, тот какого может заслуживать прощения?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    18. Авва Пимен говорил об авве Нистерое Великом: как медный змий в пустыне исцелял всякого, кто посмотрит на него; таков был и сей старец: он имел всякую добродетель, и молча врачевал всех.     19. Сказал еще: Бог дал Израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть, от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата, и прочего, что принадлежит ветхому человеку.     20. Авва Пимен сказал: хранение самого себя, внимание к самому себе и разсуждение, – вот три добродетели, путеводительницы души.     21. Его же брат спросил: как должно жить человеку? Старец отвечал: посмотрим на Даниила: не нашлось на него инаго обвинения, как только в служении Богу его.     22. Еще сказал авва Пимен: нищета, скорбь и разсуждение, – вот работные орудия монашеской жизни. Ибо сказано в Писании: «аще будут сии трие мужи: Ное, и Даниил, и Иов...» (Иезек. 14:14). Ной изображает собою нестяжательность, Иов – терпение, Даниил – разсудительный суд. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем.     23. Еще сказал авва Пимен: если монах возненавидит две вещи, то может быть свободен от мира. Брат спросил его: какие? Плотоугодие и тщеславие, – отвечал старец.     24. Рассказывали об авве Памво, что он, приближаясь к смерти, в самый час кончины своей говорил предстоящим ему святым отцам: с того времени, как пришел я в эту пустыню, построил себе келью и поселился в ней, не помню, чтобы когда-либо ел я иной хлеб, кроме приобретенного руками моими, и никогда не раскаивался в словах, которые  говорил я когда-либо, даже до сего часа. А теперь отхожу к Богу, как бы еще не начинал служить Ему.     25. Авва Сисой говорил: будь смиренным, отвергайся своей воли, не имей земных попечений, – «и обрящешь покой»(Матф. 11:29).     26. Авва Хома, приближаясь к смерти, сказал детям своим: не живите с еретиками; не знакомтесь с людьми знаменитыми; не простирайте рук ваших, чтобы собирать, но охотнее простирайте их, чтобы раздавать.     27. Брат спросил старца: каким образом рождается в душе страх Божий? Старец отвечал: если человек имеет смирение, нестяжание и никого не осуждает, то рождается в нем страх Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Жития святых. 16 сентября. Житие преподобного Дорофея Мера поста    Авва Иосиф спросил авву Пимена: «Как подобает поститься?» Старец отвечал: «Я каждодневно вкушаю немного пищи, не насыщаясь вполне». Авва Иосиф спросил: «А когда ты был молод, то не постился ли ты по два дня?» Отвечал Пимен: «Поистине постился и не только по два дня, но и по три, и по целой неделе; но святые отцы, испытавшие то и другое, нашли, что лучше вкушать каждодневно, но понемногу; ибо это царский путь (ко спасению), более легкий и удобный, дабы не превозносился ум». Однажды авва Пимен услышал о брате некоем, постившемся по шести дней и вкушавшем немного пищи только на седьмой день, но вместе с тем гневавшемся на брата своего. Авва Пимен сказал о таковом: «Научился поститься шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».     Жития святых. 27 августа. Житие преподобного Пимена Великого Изречения преподобного Пимена Великого    Нестяжание, терпение и рассудительность — вот три основы иноческого жития, ибо написано: «аще будут сии трие мужие… Ное и Даниил и Иов, тии… спасутся» (Иез.14:14). Ной — образец нестяжательности, Иов — терпения, Даниил же — рассудительности; если в иноке окажутся сии три добродетели, то Бог, спасающий его, возобитает в нем.    Если инок возненавидит два предмета, то может быть свободным от соблазнов мира сего. Брат спросил старца: «Какие же это предметы?» На это старец ответил: «Покой плоти и тщеславие».    Некто спросил старца: «Что лучше: говорить или молчать?» Старец отвечал: «Кто говорит Бога ради, тот хорошо делает; также и тот, кто молчит Бога ради, хорошо поступает».    Бывает иногда, что человек кажется молчащим; но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего — то же, что молчащий).    Авва Иосиф рассказал: «Когда однажды мы сидели у аввы Пимена, среди нас был юный брат Агафон; желая что-то сказать сему Агафону, старец назвал его аввою, сказав так: «Авва Агафон». Но мы сказали старцу: «Этот брат еще юн; почему ты называешь его аввою?» Старец же отвечал: «Уста его молчаливые заставляют меня называть его аввою».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

   Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. М., 1910. С. 17.    Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103—104; ср.: Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 242.    Правило 1.    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Указ. изд. С. 172.    Там же. С. 172.    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 141.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 124.    Там же. С. 89—90.    Там же. С. 118—119.    Там же. С. 342.    Там же. С. 118.    Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 66. (Беседа 5).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 117—118.    Добротолюбие. Т. 2. С. 139. § 207.    Цит. по: Дьяченко Г., священник. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 155.    Примечание: Согласно этим словам Спасителя и силе их обещания, у благочестивых христиан существует особый вид молитвы – молитва по соглашению. Состоит она в том, что несколько лиц договариваются молиться об одном каком-нибудь предмете, который может даровать только всемогущая Божественная Сила, например, о выздоровлении безнадежно больного, о спасении человека, стоящего на краю гибели и т. п. Несомненно, что слова Спасителя остаются вечной непреложной истиной, почему молитва по соглашению бывает очень действенной и заслуживает только одобрения. Текст молитвы по соглашению принят обыкновенно такой: «Господи Боже наш Иисусе Христе! Ты пречистыми усты Своими рекл еси: егда «два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твои, Господи, милосердие Твое беспредельно и человеколюбию Твоему несть конца. Молю убо Тя, Боже наш, даруй нам (имя рек) согласующимся просити Тя о... (предмет молитвы). Но обаче не якоже мы хощем, но якоже Ты, Господи, Да будет во всем воля Твоя. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. Фото С. М. Прокудина-Горского В науке, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор не прекращаются споры о происхождении названий Русь, русский: варяжском, южнорусском, греческом и т.д. До конца не определены и понятия, этими словами обозначаемые. Не существует и единого мнения о формировании и значении концепта Русская земля. И я не ставлю перед собой целью разобрать в данной статье различные точки зрения на поставленные выше вопросы и выявить (на основе уже моего субъективного мнения) более предпочтительные ответы, поддерживая ту или иную научную гипотезу. Мне бы хотелось взглянуть на проблему, так сказать, “изнутри”, глазами древнерусских писателей, то есть, предпринять попытку рассмотреть генезис концептов русь/Русь и Русская земля в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. и попытаться выяснить, что же они сами вкладывали в эти понятия. «…ОТ ВАРЯГЪ БО ПРОЗВАШАСЯ РУСЬЮ…» Наиболее часто и концептуально осознанно понятия Русь и Русская земля используются в раннем русском летописании. И связаны они с общей историософской концепцией начальной русской истории, осмысленной через призму Святого Писания и изложенной древнерусскими книжниками в «Повести временных лет». Рассмотрим, когда же впервые используется концепт Русь и какое понятие вкладывает в него летописец. Древнейшая русская летопись, в недатированной части, начинает свое повествование с космографической теории расселения народов – потомков библейского Ноя праведного – после всемирного потопа: «По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ». Симу достались восточные страны, Хаму – «яся полуденьная страна», «Афету же яшася полунощныя страны и западныя», в том числе и «реки Десна, Припеть, Двина, Волховъ, Волъга». И здесь впервые летописец перечисляет народы, которые оказываются в Иафетовой части земли: «В Афетове же части седять русь (здесь и далее выделено мной. – А.У.), чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи…» .

http://pravoslavie.ru/jurnal/268.htm

     Но есть добродетели источные и руководительные, на которые потому и надо устремить все свое старание. Их нередко указывает святой Пимен. Вот: хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность - вот три добродетели, руководительницы души (35).      Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли - вот работные орудия души! (36).      В Писании сказано: аще будут сии трие мужие... Ное... и Даниил и Иов... живу Аз... тии... во правде своей спасутся, глаголет... Господь (Иез. 14, 14, 20). Ной изображает собою нестяжательность, Иов - терпение, Даниил - рассудительность. Если сии три добродетели есть в человеке, то Господь обитает в нем (60).      Страх Божий, молитва и благотворение ближнему - вот три основания совершенства (160).      Авва Пимен заставляет мирянина сказать следующее: " Не умею говорить от Писания, а скажу вам притчу. Один человек сказал своему другу: " Я желаю видеть царя, пойдем со мною " . Друг отвечал ему: " Пойду с тобою половину дороги " . Сказал он и другому: " Пойди проведи меня к царю " . Он сказал: " Доведу тебя до царского дворца " . Сказал он и третьему: " Пойдем со мною к царю " . " Пойдем,- отвечал третий друг,- я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему " . Спросили его: " Что значит эта притча? " Он ответил: " Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второе - чистота, которая достигает до небес; третий друг - милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Богу " (109).      Когда таким образом, с одной стороны, не дается уступки страстям, с другой - насаждаются добродетели, сердце мало-помалу умягчается (182), согревается и приемлет в себя божественный огнь, который только береги - и будешь безопасен. Авва Пимен говорит об этом: " Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с душою: доколе она пребывает в духовном делании (горении духа к Богу), враг не может поразить ее " (111).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010