Посемь полагаеть вырезанную от средины проскуры великую часть на дискосе пререзая крестообразно от честныя страны, гля: «Закаляется и жрется агнець бии вземляи грехи всего мира. ныне и присно векы вековъ». [закалая агнець глть: «жрется закаляется агньць бии вземляи грехы всего мира», и приглашаеть: «амин». и полагая агнець. на дискосе глть: «се полагается, агнець бии вземляи грехы всего мира»]. И приемлеть стыи потиръ. (л. 10) и вливаеть вино и воду гля: «съединениемь стго дха. Единъ отъ воинъ копиемь ребра ему прободе и абие изиде кровь и вода, и видевый сведительствова и истиньно есть сведительство его». [и емля вино въ правую руку а воду в левую руку, вздвигъ обое горе. глть. дьякъ: «гу помл»: поп реч: «съединение стго дха видевъ и сведительствовавъ яко истиньно...» и льетъ вино в потирь. и воду и приглашаеть: «амин»]. И посемь перстомь показая знаменаныи агнець хлебом, и на излияную кровь виномь гля: «Яко трие суть свидетель (л. 10 об.) ствующе: дхъ. кровь и вода, трие въ едино суть. оць. и снь и стыи дхъ и ныня присно» [и показая перстомь на потирь и на предлежащий агнець дьяк: «гу помолимся», поп. ре. «яко трие сут сведительствующи. дхъ кровь и вода трие въ едино суть» и приглашають г-ждь. «амин», и вымають проскуры напередъ поп и дьякон. после наложит ножь на проскуру.]. Таж. проскурмисаеть гля сиче: [таж] «Приими Гди приношение се въ чсть и въ славу стыя [стеи влдчци нашей бци] владычицы нашей богородицы и [нет] приснодевицы [приснодве] Марии. благовещения [блгвщние. зачатье, ржство. въведенье. положение ризы и] зачатия. рожедства введения. успения. положения ризы и пояса, [оуспения] покрова знамения. [и] похвалы собора [нет: собора] и всехъ ея чстныхъ праздникъ [ея] млтвами хе бе [нет: хе бе] спаси оуша наша», [и выметь проскуру бци:]. «[и] Стыхъ (л. 11) небесныхъ силъ михаила и гаврила оурила и [нет] рафаила и всего чину ангельскаго [и арханглскаго]. И стого великого и славнаго пророка и прдчтечи крстителя господня Иоа [и стго иоа пррока прдтци]. И стыхь преславныхъ [нет: преславныхъ] аплъ Петра и павла. Луку [Лукы] Матфея Марка иоа [обою на и ть апслъ и тои церкви, в ней же служишь и ту выиметь проск.] и всехъ апостолъ. ихъже млитвами спаси дша наша». И настоящаго стго. и той цркви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В Служебниках XIII в. библиот. С.-Петерб. дух. акад. 524; XIV в. той же библиотеки 523, 526, Румянц. муз. 398, – показано читать: Соединение св. Духа. Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода и видевый свидетелствова и истинно ест свидетельство Его. Яко трие суть свидетельствующии: дух, кровь и вода и трие воедино суть. Также и в Служебниках XIV в. Румянц. муз. 399, исключая слов: Соединение св. Духа. Ο прободении Агнца и в этих Служебниках не упоминается. В Служебниках XVI в. Синод. библиотеки, 602, библиотеки Моск. дух. акад. 85, Румянц. музеума, 402 и в острожском, при влитии в потир вина и воды, показано говорить только: Соединение св. Духа, a стих: Яко трие суть свидетельствующии, показано читать прежде, в след за словами Един от воин копием ребра ему прободе, т. е. при прободении Агнца. В виленском Служебнике 1583 г. повелевается читать: Яко сие трие, дух, кровь и вода едино суть, Отец и Сын, и Св. Дух. A в Служебниках, печ. в Венеции положено здесь говорить: Исполнение Св. Духа. Наконец в киевских Служебниках 1629 и 1639 гг. действие сие изложено опять иначе. В них после слов: Един от воин копием ребра ему прободе, диакон говорит: Благослови Владыко соединение. Иерей, благословляя, продолжает: и абие изыде кровь и вода и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его. Затем во всех остальных рассмотренных нами Служебниках, как и в новопечатном, при влитии воды и вина в потир никаких слов произносить иерею не показано. · 6 . По старопечатному Служебнику, требуется для проскомидии шест просфор, если литургия совершается не в монастыре, и семь, когда литургия совершается в монастыре, – именно: 1-я просфора для Агнца, 2-я в честь Богородицы, 3-я в честь всех святых, 4-я о патриархе и о всем причте, 5-я о царе... и о всех христианах, 6-я о архимандрите или игумене и о всей братии, и 7-я о умерших. В новоисправленном же Служебнике положены для проскомидии следующие пять просфор: 1-я для Агнца, 2-я в честь Богородицы, 3-я в честь святых, 4-я о епископстве и всем причте, о игумене с братиею, о царе и всех живых, 5-я о умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Как скоро слышит Бог молитву двоих или троих, молящихся от сердца вместе. Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их [ Мф. 18:20 ], говорит Сам Господь» т. 2, 536]. " Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их [ Мф. 18:20 ]. Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, что там, где двое или трое собрались во имя Христово, – Церковь , единение веры и любви, там взаимная любовь. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [ Ин. 13:35 ]» т. 2, 339]. «21 июля. Боголюбезному собранию в матери русских городов Богоспасаемом Киеве преосвященных архиереев и всего освященного Собора с благочестивыми ревнителями святой Православной Церкви из мирян – мое сердечное приветствие о Господе, в духе Христовой сыновней и братской любви. Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф. 18:20 )» 32]. «Что значит поклоняться Богу в духе и истине? – Значит, веровать, что Бог на всяком месте и на всяком месте видит и слышит молящихся Ему, воздыхающих к Нему, кающихся Ему, благодарящих и славящих Его, – а не в известном только месте, например, на горе какой-либо, как думала самарянка, или только в храме, хотя, без сомнения, в храме ближе к нам Бог, по собственному Его обещанию; идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф. 18:20 ), и особенно – по причине священнодействуемых здесь Его Святых Тайн: кланяться в духе и истине ( Ин. 4:23 ) значит молиться Богу в общении с Церковию всем сердцем, всем помышлением, со всем усердием и благоговением, с живою верою, с твердым упованием, – а не слова только выговаривая без смысла и чувства или головою кивая и рукою двигая без живой мысли и живого чувства. Это последнее не есть молитва, а только безжизненная тень молитвы; она не умилостивляет, а прогневляет Бога. Да избавит Бог от такой молитвы всякого из нас. – Научимся все поклоняться Богу в духе и истине: молясь, будем приносить Богу плоды молитвы: покаяние нелицемерное, исправление сердца и всего жития, будем ревностны ко всякой добродетели. Это и будет поклонение Богу духом и истиною. Аминь» 139].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1. В серебряном кресте 1. Часть древа Креста Господня. 2, 3, 4. Название этих Святынь в надписях от древности изгладились и неудобочтимы. Частицы мощей св. угодников Божиих: 1. Св. апостола Андрея. 2. Св. апостола Филиппа. 3. Св. великомученицы Варвары. 4. Св. мученика Меркурия. 5. Св. великомученика Георгия. 6. Св. Игнатия Богоносца . 7. Св. Дамиана. 8. Св. царя Константина. 9. Св. мученика Прокопия. 10. Св. Спиридона чудотворца. 11. Св. великомученика Пантелеймона. 12. Св. Николая Печерского. 13. Св. Иоанна милостивого. 14. Пр. Сергия Радонежского. 15. Пр. Зосимы Соловецкого. 2. В серебряном также кресте. Частицы мощей св. угодников Божиих Киево-печерских. 1. Пр. Лаврентия затворника. 2. Пр. Макария. 3. Пр. Никодима просфорника. 4. Пр. Варлаама игумена Печерского. 5. Пр. Николы Святоши. 6. Пр. Алиния Иконописца. 7. Пр. Симеона епископа Суздальского. 8. Пр. Тита священника. 9. Пр. Пимена многоболезненного. 10. Пр. Илии Муромца. 11. Пр. Исаакия затворника. 12. Пр. Никона игумена Печерского. 13. Пр. Никиты затворника. 14. Пр. Луки эконома. 15. Пр. Исаакия. 3. В кипарисном кресте, обложенном вокруг серебром. Частицы мощей св. угодников Божиих: 1. Св. Андрея Первозванного. 2. Св. Макария митрополита Киевского. 3. Св. Иоанна многострадательного Киевского. 4. Св. Иоанна милостивого. 5. Пр. Максима исповедника . Все сии три креста в Троицкую Реконскую пустынь пожертвованы 1863 года Апреля 29 дня Сергиевой пустыни Духовником Иеромонахом Марком чрез доктора надворного советника Ивана Васильевича Бутузова на поминовение о здравии Иеромонаха Марка, рабов Божиих Иоанна, Марии с чадами, о упокоении: Захария, Марии, Василия, Евдокии и их сродников. Кроме помянутой Святыни в деревянной дщице, покрытой серебряною пластинкою, вставлено 9 частиц мощей непоименованных Св. Угодников, ведомых Единому Богу, и в маленьком стеклянном пузырьке хранится миро Святого Николая из Бара града Италийского. Читать далее Источник: Местныя предания о Троице-Реконском подвижнике схимонахе О. Амфилохие и некоторыя другия достопримечательности той обители : иноческий труд иеромонаха Иосифа, бывшаго Н.И. С-скаго, составителя изданнаго в 1870 и 1872 годах, описание пустыни с несколькими биографическими сведениями об О. Амфилохие. - Санкт-Петербург : Тип. Дома Призрения Малол. Бедных, 1876. - 48 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последовательном расположении пророческих книг Библия держится того порядка, что, во-первых, ставит книги, так называемых, больших пророков, четырех: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а потом – книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Названия: большие и малые дано им по сравнительному объему их книг и пророческих предметов в книгах, а не по каноническому достоинству книг и не по пророческому дару писателей их, по которому и книги, и писатели все равны. Затем, в этих двух группах книги расположены между собою в хронологическом порядке, насколько это возможно было для составителей канона при неопределенности, а в иных случаях и отсутствии хронологических данных в Библии. Особенно трудно определить хронологическую последовательность первых шести книг малых пророков; так как три из этих книг (прор. Иоиля, Авдия и Ионы) не имеют хронологической даты и все эти пророки были вероятно современны друг другу. Посему порядок размещения этих шести книг в разных библиях различен; так, в славянской Библии они расположены так, как в еврейской, а в греческой несколько иначе, именно: книга пр. Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и проч. Все шестнадцать пророческих книг можно расположить в хронологическом порядке приблизительно так: 1) книга пр. Осии (808–728 г. до Р. X.); 2) книга пр. Иоиля, который, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и др., пророчествовал при царе Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии и прежде пр. Амоса; 8) книга пр. Амоса (800–794 г.): 4) пр. Ионы (ок. 800–780 г.); 5) пр. Исаии (758–690 г.); 6) пр. Авдия, который, по свидетельству тех же отцов и учителей Церкви, был – современником пр. Осии и Исаии; 7) пр. Михея (740–716 г.); 8) пр. Ищма (715–699 г.); 9) цр. Аввакума (около 645 г.); 10) пр. Иеремии (630–585 г.); 11) пр. Софопии (620–611 г.); 12) пр. Иезекииля (595–573 г.); 13) пр. Даниила (607–530 г.), пророческие видения которому (в гл. VII–XII) были, да и вся книга составлена после пророчеств Иезекииля; 14) пр. Аггея (ок. 521 г.); 15) пр. Захарии (тогда же), и 16) пр. Малахии (ок. 433 г. до Р. Хр.). Книга пророка Исаии Книга Пророка Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Независимо от самого места священнодействий, некоторые из них или совершенно не могут быть совершаемы пресвитером, или только с известными ограничениями. Так пресвитер не имеет нрава освящать миро (Карф. Соб. пр. 6 2 и антиминс (VII Всел. Соб. пр. 7), принимать от кого-либо торжественное публичное покаяние или подвергать кого-либо этому покаянию, исключая тех крайних случаев, когда публично кающимся угрожала смертная опасность, и когда епископ сам не мог принять публичного покаяния от падших и преподать им разрешение: в таких случаях и пресвитер, с дозволения епископа, мог примирять с Церковью открыто кающихся (I Всел. Соб. пр. 13; IV Всел. Соб. пр. 16; Карф. Соб. пр. 6, 7, 52 и др.). Возбраняется лицам пресвитерского достоинства совершать, без дозволения епископа, и обряд иноческого пострижения (Карф. Соб. пр. 6. сн. VII Всел. соб. пр. 14; см. толков. на 6-е пр. Соб. Карф. в Опыте курса церков. законов. Иоанн. т. II, стр. 131 и сл.). В знак своей зависимости от епископа и уважения к ному пресвитер обязан при совершении богослужения «возносить имя его в молитве» (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14 и 15 пр. того же Соб.). Во время священнодействий пресвитеры из уважения к епископскому сану не могут входить в святилище алтаря и садиться на своих седалищах прежде епископа. При входе епископа в алтарь они должны сопровождать его и за ним восходить к горнему месту (Лаод. Соб. пр. 56). г) по заведованию церковным имуществом В качестве помощника епископу, приходский пресвитер распоряжается церковным имуществом, назначенным на содержание церкви, служащих при церкви и призреваемых церковью бедных, больных, странников (Ап. пр. 4; Феоф. Алекс. пр. 8; Гангр. Соб. пр. 7 и 8). Но и в деле заведования церковным имуществом пресвитер подлежит контролю своего епископа; – без воли его пресвитер ничего не может сделать и здесь (Ап. пр. 38, 39 и 41), напр. продать недвижимую церковную собственность (земли и угодья) (Анк. Соб. пр. 15, сравн. Карф. соб. пр. 42), или произвольно распоряжаться приношениями со стороны верных деньгами и натурой (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

23 «Самочинным сборищем» правила называют составление обществ ради религиозных целей, или в видах открытого противодействия распоряжениям епископа. Таково, наприм., отделение пресвитера со своей паствой от епископа, сооружение храма и отправление в нем богослужения вопреки воле епископа (Ап. пр. 31, сн. Карф. Соб. пр. 64; IV Всел. Соб. пр. 18). 25 «По двух седмицах св. Четыредесятницы – говорится в 45 пр. Соб. Лаодикийского, – не должно принимать крещение». Смысл этого правила такой: в древней Церкви крещение совершалось преимущественно в Великую субботу (в вечер и в ночь ее); оглашенные, готовящиеся принять крещение в этот день, обязаны были начинать свое приготовление с первого дня Четыредесятницы. Посему приведенное правило Собора Лаодикийского и запрещает крестить в Великую субботу тех, которые начинали приготовление к крещению спустя две недели Великого поста (по двух седмицах св. Четыредесятницы). Таких должно было крестить после (Опыт. курс. церк. зак. Иоанна т. I стр. 445). Таким образом, видно, что полное оглашение продолжалось не менее 40 дней. 27 «Под возложением рук» над кафарами (последователями Новата), присоединяющимися к Церкви, упоминаемом в 8 пр. I Всел. Соб., по толкованию Аристена должно разуметь Миропомазание, а не хиротонию; так это поясняется и в толковании Славинской Кормчей; так должно быть и по другим правилам Церкви (сн. 8 пр. 1 Всел. Собор, с 7 прав. II Всел. Соб., 95 пр. VI Всел. Соб. и 1 пр. Васил. Вел.). 28 Литургия может быть совершена только в храме и притом устроенном с дозволения епископа (ап. пр. 31; Ант. Соб. пр. 5, Лаод. пр. 58; Карф. пр. 10) и на мощах святых, или, по крайней мере, имеющем частицы мощей, положенные самим епископом (Карф. Соб. пр. 14; VII Всел. Соб. пр. 7). К богослужебным местам, в которых может быть совершена пресвитером литургия, несомненно, должны быть отнесены домовые церкви и находящаяся при богоугодных заведениях, как освященные епископом и часто упоминаемые в правилах Вселенских Соборов (IV, VI и VII) и Поместного двукратного. Но совершение литургии в каком-либо частном доме, не освященном от епископа безусловно запрещается (Лаод. Соб. пр. 58). Запрещается совершать литургию полную (т. е. приношение и освящение даров) во дни св. Четыредесятницы, в какие дни должна быть совершаема литургия преждеосвященная, за исключением субботних, воскресных дней и праздника Благовещения, случающихся во св. Четыредесятницу (Лаод. соб. пр. 49; VI Всел. Соб. пр. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

курса церк. законов. Иоанна т. II стр. 159). 6) Кроме недвижимого имущества церковную собственность составляли приношения со стороны верных натурой и деньгами, припасами и вкладами. Эти приношения обращались на содержание церкви, епископа с клиром и бедных, а потому одна часть приношений употреблялась на поддержание храма и на потребности богослужения, другая – на содержание епископа и членов клира, и, наконец, остальные части – на пособие бедным, немощным и всем призреваемым церковью. Чтобы приношения от христиан, а равно доходы с недвижимого имущества церковного, употреблялись соответственно назначению своему, правилами Церкви постановлено было: 1) вещи относящиеся к богослужению, украшению храмов, вообще к церковной утвари, и части приношений отделенные собственно на церковь должны оставаться совершенно неприкосновенными и не поступать в пользу клира и бедных (ап. пр. 38); 2) части приношений и доходов, назначенных на содержание клира, были разделяемы по совести, со всей справедливостью, без всякой обиды и притеснения кого-либо из принадлежащих к клиру (ап. пр. 4, 41:59); 3) часть приношений и доходов, определенных на содержание неимущих и немощных, призреваемых церковью, обращались на содержание их, а не присваивались кем-либо из клира (ап. пр. 38, 41; Антиох. Соб. пр. 25). К бедным и немощным, которые должны были находить при церквях всякое успокоение и не терпеть нужды в чем-либо, относились: нищие и вдовицы (ап. пр. 38; Ант. Соб. пр. 25; Феофила Александр. пр. 11); убогие и бесноватые (IV Всел. Соб. пр. 11, Ант. Соб. пр. 25, Феофила Алекс. пр. 11) и, наконец, странники (ап. пр. 41, 33; Ант. Соб. пр. 25). Требуя оказывать необходимый приют и вспомоществование, между прочим, и странникам, правила предписывают относительно этих лиц соблюдать некоторые предосторожности, а именно: принимать их не иначе как по предъявлении ими мирных грамот, даваемых в удостоверение их бедности обыкновенно епископами или хорепископами (Ант. соб. пр. 25, 7 и 8; IV Всел. Соб. пр. 11) и представительных, свидетельствующих о принадлежности к обществу верных, об их православии, честности, общении с Церковью и в особенности о незапрещении клирикам священнослужеия, а мирянам – причащения Св. Таин (Ап. пр. 33 и 12, Ант. Соб. пр. 8; IV Всел. Соб. пр. 13 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010