Что отвечать тем беспоповцам, которые говорят, что Церковь не стены и покров, но вера и житие; значит, можно при них спастись без священства и таинств? Если вера есть церковь , то как же понять слова: «церковь была ратуема, язвы принимала и верою ограждена (Маргар. л. 519, Кн. о вер. л. 19 об.)? Что сказать беспоповцам на их слова: « Церковь есть собрание христиан, а мы – христиане, значит, и мы – Христова Церковь , хотя и не имеем священников?» По словам Б. Катехизиса, церковью называется собрание таких христиан («верных Божиих»), которые находятся под правлением совершенных святых, от Христа поставленных (л. 121), т. е. пастырей и учителей, архиепископов и епископов (Кн. о вер. л. 59 об.); значит, то собрание, которое не имеет иерархических лиц, не есть Церковь Христова. Что отвечать тем беспоповцами, которые говорят: «В евангелие сказано: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 , зач. 76): значит, собравшись во имя Христово, можно без священства и таинств, составить истинную Церковь и спасаться? Слова Спасителя: идиже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их говорят о собрании верующих в Него на молитву, а совсем не о том, что отделившиеся от Церкви, собравшись во имя Христово, могут без священства и таинств составить истинную Церковь Христову. Так учит понимать эти слова Книга о вере. «Возможно бо и в дому помолитися, читаем здесь, но не тако, якоже в церкви. Идеже бо собор общий ангел и человек и Самого Господа, ради пречистых словес Его: идеже бо, рече, два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. А наипаче же при Божественной Литургии теплейше молитвы на небо возносятся» (л. 20). Так же толкует эти слова и священномуч. Киприан в Книге о единстве церкви (Твор. Кипр. т. II, стр. 179, 181, Киев, 1861 г.). Справедливо ли утверждают беспоповцы, что св. Мелетий, патр. Александрийский, в своем послании к Белорусцам (Кирил. кн. л. 502) учит, будто православная Церковь может быть без пастырей? В Кирилловой Книге хотя сказано: «пастыри отступиша.., мощно быти без них», но эти слова говорят только о том, что можно обходиться без тех пастырей, которые перешли в униатство, а не о том, что православная Церковь может быть совсем без пастырей. И действительно, не смотря на отступление многих епископов в униатство, православные в Малой России не остались совсем без епископов, как это видно из Кирилловой книги (л. 487), Книги о вере (л.л. 210 и 212) и самого заглавия послания, обращенного ко всем христианам православным, «такожде и духовным, епископом и до последняго степени». Наконец, несправедливы беспоповцы и потому, что слова, на которые они ссылаются, принадлежат не св. Мелетию, патр. Александрийскому, а афонским отцам, как прямо сказано в заглавии послания (см. Кир. кн. л. 501).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие; радуйтеся, во иерарсех светила три великая. Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния; радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы. Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы; радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии. Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии; радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии. Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Кондак 10 Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам: Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии; радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии. Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие; радуйтеся, всех человек предстательство и покрове. Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы; радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление. Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы; радуйтеся, старец питателие. Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие; радуйтеся, странных сопутницы. Радуйтеся, изнемогающим поможение; радуйтеся, чтущим память вашу радость и спасение низпосылающии. Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Кондак 11 Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа. Икос 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-tre...

Стих 8. И трие суть свидетельствующии на земли: Дух, и вода и кровь: об этих свидетелях апостол говорил в 6-м стихе и, как уже замечено, указывал на три важнейших события в жизни Иисуса Христа – крещение, страдание и ниспослание Святого Духа на апостолов. Некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт, на 6-й стих) относят слово Дух к Самому Богу ( Ин.4:24 ) и разумеют свидетельство Духа в воскресении Иисуса Христа, «ибо воскрешать себя свойственно одному Богу, а словом Дух называется Бог . Итак, при свидетельстве трёх: крещения, креста и воскресения о сыноположении Иисуса сыноположение Господа непререкаемо). [Другие же относят их к таинствам Крещения и Причащения и дарам Святого Духа, которые дают христианам верное свидетельство об Иисусе Христе. И трие во едино суть, κα ο τρεις ει ς τ ν ει σιν. Эти слова в Комплютенской Библии и некоторых латинских рукописях отсутствуют. Они считаются прибавкой ариан, сделанной будто бы ими для ослабления силы свидетельства предыдущего стиха. Но напротив, как видно из аллегорических толкований на эти слова (например, Августина), ариане должны были скорее вычеркивать их из текста, так как они обличали их заблуждение. Эти слова есть во всех греческих рукописях и изданиях. Замечательно, что трие, οι τρεις, мужского рода, относятся к духу, воде и крови, которые на греческом все три среднего рода. В начале 7 стиха тоже, так что это может отчасти служить доказательством, что при словах οι τρεις в начале 7 стиха разумелись лица, а не предметы]. Как в прежнем, так и в этом стихе говорится о единстве свидетельства о Христе. Стих 9. Аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть. Закон Моисеев придавал юридическую силу только свидетельству двух или трёх лиц ( Втор.19:15 ). Того же требовал и в Новом Завете Иисус Христос ( Мф.18:16 ). Посему и о нём Самом апостол Иоанн приводит свидетельства небесные и земные и при этом замечает, что если для доказательства истины в каком-нибудь обыкновенном деле достаточно по Закону двух свидетелей, то в деле признания Иисуса Христа тем более может быть достаточно свидетельства Всех Трёх Лиц Божества. Свидетельство человеческое относится не к указанному в 8-м стихе, а к требованию Закона. Сравнивая свидетельство Божие с этим человеческим, апостол Иоанн даёт нам право предполагать не одного свидетеля со стороны Бога, а именно трех, о которых говорится в 7-м стихе, и потому несправедливо некоторые разумеют под свидетельством Божиим свидетельство Духа, о котором говорится в 8-м или 6-м стихах, потому что в таком случае, по словам Иоанна, свидетельство Божие было бы единично, от одного Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Аще, рече, два от вас совещаета на земли, единодушие прежде положил, согласие мира предварительно поставил, чтобы мы совещали между собою верно и крепко, научил: как же может тот с кем либо совещати, который не согласен с телом самой Церкви, и со всем братством? Как могут два или три во имя Христово собиратися, о коих известно, что они от Христа и от Евангелия Его отделяются: не мы бо от них, но они от нас отступили, при происшествии ересей и расколов, учреждая для себя различные сходбища, оставили главу и начало истины. Господь же о Церкви Своей глаголет и к тем, кои суть в Церкви, ежели они согласны будут: если по повелению и увещанию Его, хотя два или трие собранные единодушно помолятся, то хотя два или три могут получити от величества Божия просимое. Идеже еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь, глаголет, посреде их, то есть, посреде простых и тихо мирных, посреде боящихся Бога, и хранящих заповеди Его: посреде сих хотя двух или трех быти обещался. Ниже: И так когда в заповедях Своих полагает и глаголет: идеже еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их: то не людей от Церкви отделяет, учредивый и сотворивый Церковь , но укоряя несогласие вероломных, а верных гласом Своим увещевая к миру, показывает, что Он паче бывает с двумя или тремя единодушно молящимися, нежели со множайшими не согласными, и что более испросить можно согласною молитвою не многих, нежели не согласных молением многих. Ниже: какой убо мир обещают себе враги братии? Какия думают жертвы приносить завистники священников? Или собраны быв, мнят быти со Христом, кои вне Церкви Христовой собираются? Таковых порок, хотя бы они и закланы были о исповедании Христова имени, не омывается кровию. Не умилостивляемая и тяжкая вина несогласия, ниже страданием очищается. Тот не может быть мучеником, который не есть в Церкви; тот не может получить царствия, который оставляет церковь , имущую царствовать. Там же, ниже: с Богом пребывати не могут, не хотевшие единодушными быти в Церкви Божией, хотя бы горели преданные пламени и огню, или повержены зверям, души своя полагали, однако сие будет им не венцем веры, но наказанием вероломства, ниже славным окончанием благочестивого мужества, но погибелью отчаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

«Яко трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть». «И трие суть свидетельствующии на земли, дух и вода и кровь: и трие во едино суть» 625 Вода и кровь и дух суть на земли свидетели Господа нашего Иисуса Христа, и они суть вестники жизни. Не смерть, а жизнь была в смерти Господа на кресте и свидетельствуют о том дух и вода и кровь. Действие воина, подымающего копье свое чтобы удостовериться в смерти распятого, – и прободающаго ему ребро, есть действие совершенно согласное с грубыми нравами римских воинов, но и оно было предсказано пророками (см. ниже) и воин бессознательно был только исполнителем пророчеств. Но удар копьем вызывает чудо особенного значения: из пречистого тела Господня из раны в боку истекают две струи: кровь и вода. Не разложенная кровь истекла, а кровь и вода чистые, – ибо не смерть, а жизнь была в пречестном теле, которое имело быть прославлено воскресением. Человеческий дух Господа был предан в руки Отца, но живые кровь и вода свидетельствовали о нетлении тела, которое восприняло в воскресении снова дух человеческий; и Господь в явлении Своем ученикам после схождения душою во ад для освобождения ожидавших Его, был снова в полном и прославленном образе человеческом. Таким образом кровь и вода и дух свидетельствовали о Нем на земли. На кресте было пречестное тело Его, в глазах воинов мертвое, но которое для человечества было источником жизни, ибо из него истекли вода, очищающая от греха и кровь, воссоединяющая с Богом, а дух, оживлявший пречистое тело Господне был в лоне Отца и совершал возрождение к жизни «сущих в темнице духовом» 626 . Пречистое тело было мертво на кресте, но в нем была жизнь человеком и оно воскресло потому, что смерть не могла удержать Начальника Жизни. Сей Начальник Жизни дарует вечную жизнь и человеку, имеющему со-воскреснуть с Господом, не в одной только душе своей, но и в теле своем ради Господа, великого Агнца принесенного перед Богом за грехи мира, и воскресшего в полном существе человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Между тем, беспоповцы, исходя из мысли, что теперь настало последнее время, что священство православное погибло на земле и благодать хиротонии переселилась на небо, утверждают, что и миряне имеют право учить других вере и благочестию и руководит их ко спасению, «аще согласно Писанию и святым сие творят»; нет нужды и в лицах священнодействующих; таинства, необходимые для спасения (таковы, по их мнению, крещение и покаяние), могут совершать и не получившие таинственного рукоположения, а другие могут и не совершаться: церковь Христова может существовать и без них. Поэтому беспоповщинские общины, как не имеющие существенных признаков истинной Христовой церкви – священства и таинств, сей церкви не составляют. Но беспоповцы с таким выводом не соглашаются, а пытаются доказать, что их общество, и при отсутствии священства и таинств, может составлять и составляет истинную церковь Христову, для чего приискали в Священном я отеческих писаниях несколько свидетельств и святоподобий, которые и толкуют в свою пользу. 1) Так они приводят в свое оправдание слова Христовы: идеже бо еста два или трие, собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Mф. XVIII, 20 зач. 76) и говорят: значит, мы, старообрядцы, собравшись во имя Христово, и без священства и таинств можем составить собою церковь соборную и спасаться. Но по толкованию св. священномученика Киприана в слове о единстве церкви, слова эти сказаны Господом не о том, чтобы двум или трем, отделясь от единства тела церковкого, можно было составлять собою церковь , а только о собрании на молитву пребывающих в единстве церкви, потому что Господь не просто говорит: идеже два или трие собрани, но с предварительным вразумлением: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ее же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех ( Mф. XVIII, 19 ). Сказав, что молящиеся получат просимое, Господь объясняет, почему получат: яко между собранных во имя Его на молитву Он Сам посреди есть: идеже бо еста два или трие (рече) собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Такоже бы и детей своих духовных поучали, чтоб ся ограждали крестным знамением крестообразно, и правую бы руку упражняли к крестному воображению: большой палец, да два нижних персты во едино совокупив, а верхний перст со средним совокупив, простер, и мало нагнув; также благословити святителям и иереям, и на себе крестное знамение рукою возлагати – двема персты, якоже предаша нам самовидцы и слуги Божия Слова, св. апостолы и св. отцы; аще же кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения на лице своем, да будет проклят, якоже св. отцы рекоша» (гл. 31). При этом Собор указывает на Мелетия, епископа Севастийского, и бл. Феодорита, как изъяснителей такого перстосложения в крестном знамении. О Мелетии Собор говорит»: «Мелетий, севастийский епископ, житием и словом славен зело; безчиния же ради сущих под рукою его, отрекся епископии, и бысть в безмолвии. Тогда еретики мневше, яко мудрствует с ними Мелетий, просиша его у царя, да будет патриарх: еже и бысть. И по сем бывшу собору о вере единосущества, и Арианом инако глаголющим, Мелетий божественнаго правила показав явление, людем же просящим вскоре учение о Боге показати, он (Мелетий) показа три перста, во Отец, Сын и Св. Дух: и не бысть знамения; по сем же Мелетий два совокупи, а три пригнув, благослови люди, и изыде от него, яко огнь, молнии, и (Мелетий) изпусти достохвальный оный глас: «трие убо разумеем, о едином же беседуем», и тако посрами еретики». Свидетельство Феодорита о сложении перстов приводится на Соборе так: «три перста равны имети (соединять вместе, большой и два последних) по образу тройческому; Бог Отец, Бог Сын, Бог Святый Дух, не трие Бози, но един Бог , в троице именами (должно быть: лицами) разделяется, а Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух святый ни рожден, ни создан, а исходящ. Трие (лица) во едином божестве, едина сила, едино божество, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел и человек. Тако и тем трем перстом указ (значение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Так в первой статье читаем (лист. 611): «едина сила, едино сочетание, едино поклонение Святыя Троицы: не трие бози, един Бог , едино бо есть Святыя Троицы божество, равносильно, сопрестольно, треми имены три – лица, три – Святая, три – приснособственна, три – содетельная, три – единственная, три – престольна, и Троица составми, неразмесно совокупление имуще: и разнество неразлучено, едино существо и едино Божество, едина мощь, едино хотение, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство, един исток шествию, едина благодать, едина сила». Во втором слове читается (лист. 618): «едино Бжество в треу составех, едино существо в трех собствех, едино естество в трех лицах: не трие бози...». За сим следуют совершенно теже выражения, как и в первом слове; только, вместо приснособственная, написано – присносущная. Достойно внимания, что во втором слове о Пресвятой Троице приводятся следующие слова свят. Григория Богослова : «егда трие виждь вкупе, едину виждь зарю за сочетание и равенство, не имея разлучити коегождо триех лиц света». После этих слов поставлен красными чернилами †. Не знаем, какое дадут значение сему знаку † старообрядцы; мы же со своей стороны делаем такое объяснение, что пишущий приведенное изречение свят. Григория Богослова – под зарею Троицы за сочетание и равенство – разумел три первые перста, сложенные неразлучно для ограждения себя крестом. Но так как свят. Григорий Богослов никакого не дает объяснения своим словам, то пишущий дозволил себе поставить при сих словах только † 125 . Кроме указанных прибавлений к июльской книге, есть в ней статьи, имеющие близкое отношение к Стоглаву, именно есть сказание о стригольниках (слич. стогл. гл. 86, 87, 89.). Далее читаются послания митрополитов Фотия и Киприана в Пскове и Новгороде о пошлинах, о святительском суде, о четвертом браке, о вдовых попах (слич. в стогл. гл. 46, 53, 54, 64, 69:78); затем помещена целая книга под названием Залатая чепь, – и в сей то чепи мы находим на листе 966 (стр. 1931) Феодоритово слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

С учительной деятельностью пастыря тесно граничит духовно-воспитательная его деятельность. Самым могущественным средством воспитательной деятельности для пастыря Церкви служит исповедь и церковная дисциплина с ее строгими предписаниями об отношениях верных к неверным – язычникам, иудеям, еретикам и отлученным от Церкви за тяжкие грехи. Что исповедь служит одним из важнейших средств для пастырской воспитательной деятельности, это можно видеть из всех канонических постановлений, касающихся исповеди. В канонических постановлениях исповедь понимается как духовное врачевание грехов, а потому и пастырь при исповеди представляется деятельным участником в исправлении кающегося, принимающим те или другие меры для исправления грешника, сообразно с душевным его состоянием (Григор. Нисск. пр. 1 и сл.; Васил. Велик, пр. 2–10, 29 и др. VI Всел. Собор, прав. 102 и друг.). И нужно заметить, что пастырь первых веков, являясь при исповеди кающихся деятельным участником в исправлении их, мог иметь и действительно имел сильное воспитательное влияние на пасомых, так как древние христиане имели благочестивое обыкновение ежедневно или, по крайней мере, весьма часто приступать в причащению Св. Таин и, разумеется, предварительно очищать свою совесть пред духовным отцом. Духовно-воспитательная деятельность пастыря не ограничивалась одной исповедью: он должен врачевать грехи и вместе с тем заботиться и о мерах к предупреждению грехов, об уничтожении поводов к ним; внимательно следя за самым образом жизни пасомых, вникая в их семейные и общественные отношения, требовать, чтобы они осуществляли в своей жизни правила христианского благочестия и благоповедения, и, наоборот, устранять все, что в их жизни оказывается противным каноническим предписаниям о благоповедении христиан, что не согласно с духом христианского благочестия. Каноническими же правилами запрещается верным входить в религиозное общение с иноверцами, – участвовать в молитвах, богослужебных обрядах и религиозных обычаях иудеев и язычников (ап. пр. 65, 70 и 71, Лаод. Соб. пр. 29, 39 и 37; Ант. соб. пр. 1, Анк. Соб. пр. 7 и др.), иметь молитвенное общение с еретиками (ап. пр. 45; Лаод. Соб. пр. 32, 33, 34, 35:9), даже молитвенное общение с христианами, отлученными от общения с верными (ап. пр. 10) и отверженными клириками (ап. пр. 11) 14 . Не только духовное общение с неверными, но и всякое общение с ними возбраняется, – общение в делах житейских, браках, удовольствиях. Вселенские Соборы VI и VII запрещают в содружество с иноверными вступать, принимать от них дары, даже мыться с ними в банях (Лаод. Соб. пр. 30, Трул. Соб. пр. 11; VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Соб. пр. 6). Добровольное избрание судей по обоюдному согласию тяжущихся сторон допускалось и здесь с неизменным условием недопущения обжалований на постановленное ими решение. Во все продолжение судебного разбирательства своего обвинения на епископа, пресвитер обязывается не прерывать общения с ним и воздавать подобающую ему честь и повиновение (возносить имя его в молитвах, и пр.) до тех пор, пока окончательный суд не решит, правильно или нет его обвинение и подозрение (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14–15 прав. того же Собора). Только в одном исключительном случае пресвитер мог порвать общение с епископом и не оказать ему повиновение даже прежде судебного решения, если бы епископ уклонился в ересь, или раскол и явно стал бы проповедовать учение, не согласное с истинами веры Христовой (III Всел. Соб. пр. 3; Двукр. Соб. пр. 15). Законно изверженный из сана пресвитерпроч. клирики) уже навсегда теряет надежду на восстановление и права касаться служения, «некогда порученного»; дерзнувший на сие подвергается анафеме (Ап. пр. 28). Обращаться же к светскому суду, когда бы ни последовало это обращение, – до церковного суда, или после – вследствие недовольства им – пресвитерупроч. клирикам) строго воспрещается: пресвитер, отрекшийся от суда церковного и обратившейся к светским судам (по каким бы то ни было делам, – церковным, или частным тяжебным) лишается места, и это по делу обвинительному; по суду же тяжебному лишается и того, что приобрел по решению своего дела, если не хочет потерять своего места (Карф. Соб. пр. 15; Ант. Соб. пр. 12; II Всел. Соб. пр. 6; IV Всел. Соб. пр. 9) 6 . Вообще характер отношений пресвитера к епископу состоит в подчинении и уважении подчиненного к начальствующему. В каждой отдельной епархии есть один правитель ее – епископ, ему вверены людие Господни (Ап. пр. 39), ему предоставлено начальствование над клиром и мирянами, вследствие чего он один только может называться «правителем» (II Всел. Соб. пр. 6) и «священноначальствующим» (Ант. соб. пр. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010