Патриарх прибыл в Гефсиманию ровно в 6 часов. Гефсиманская церковь была освещена довольно торжественно, и при ярком свете можно было заметить в ней удивительную копоть, какой нельзя найти даже в русской риге. Служили только одни мы, русские, а греческий архимандрит, в течении 3-х лет имеющий пещеру Богоматери на аренде за три тысячи рублей в год, вышел в епитрахили лишь прочитать на литургии евангелие по-гречески об исцелении отрока, сына сотникова. Пели русские певчие иное по-русски, иное по-гречески. И возгласы были и русские, и греческие. Крайне жаль, что не было проповеди , тем более, что весь храм был наполнен русскими богомольцами. Погребальное ложе Богоматери, Ее усыпальница, помещается в обширной пещере, почтя посреди ее. Входы в нее увешаны старенькими парчовыми одеяниями. Ложе, где была положена по Успении Своем Пречистая Дева, – каменное, почти одинаковой длины со смертным ложем Спасителя. Позади Гроба Богоматери, в углублении обширной пещеры, на восточной стороне, стоит икона Богоматери русского письма, покрытая сребропозлащенною ризою, – вероятно даром русского сердца. Налево от этой иконы, в углублении стены, устроен жертвенник, куда по левую сторону пещеры Богоматери подходят с просфорами и поминаньями. Конечно, ложе Богоматери составляет престол во время литургии. Умилительно стоять пред ним, а еще более священнодействовать на том месте, где возлежала Сама Царица Небесная, окруженная сонмом св. Апостолов. В 8 часов утра, после литургии на Гробе Богоматери, все отправились в соседнюю русскую Гефсиманскую церковь для совершения молебна и литии по усопшей Царице Марии Александровне, приснопамятной благодетельнице русских паломников. Церковь эта находится несколько выше Гефсиманской пещеры Богоматери, в восьми минутах ходьбы по крутому склону горы Елеонской. По дороге нам пришлось проходить мимо принадлежащего католикам Гефсиманского сада, где молился Христос в последний раз пред Своими страданиями. Сад содержится очень чисто, заключает в себе дорожки и грядки с цветами и восемь старых масличных деревьев; кругом весь он огражден железною решёткой и строго оберегается лицами, нарочно для того приставленными, хотя в известные часы дня и открывается для всех желающих помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Мы празднуем Зачатие святого Иоанна Крестителя. Наша жизнь настолько извратилась, настолько в ней все осквернено, что, когда речь заходит о подобных вещах, это воспринимается как нечто совершенно бесстыдное. Происходит это по причине блудного греха, овладевшего современным человечеством с такой силой, что представления, заимствованные из развращенной человеческой жизни, переносятся и на законный, честный брак. В результате все, что касается самых чистых супружеских отношений и самых возвышенных, даже чудесных вещей, воспринимается большинством как некая скверна. Надо откровенно признаться, что и мы сами настолько отягощены блудной страстью, настолько далеки от истинной чистоты и правильного понимания всего связанного с супружеской жизнью, что любое упоминание о чем-либо подобном вызывает в нас некоторое нечистое движение. На самом деле христианский брак или вообще брак истинно верующих людей, какими были Захарий и Елисавета, ничего в себе скверного не имеет и не может иметь. Как замечательно, просто и деликатно сказал святой апостол Павел, брак свят и ложе нескверно 18 . Конечно же, речь здесь идет не о ложе как таковом, а о супружеском ложе: в нем нет ничего скверного. Конечно же, есть два пути, один из которых путь монашествующих. Они воздерживаются даже от законного брака ради большего угождения Богу, большей беспечальности, «духовной праздности». В Псалтири говорится: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог 19 , то есть для того, чтобы познать Бога, нужно упраздниться от всех мирских дел. Этим и занимаются монахи. Но есть и иной путь, тоже святой, в нем просияли многие и многие угодники Божии, в особенности в ветхозаветное время. И вот в Православной Церкви есть два соответствующих этому праздника: мы празднуем Зачатие святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Зачатие Пресвятой Богородицы. Настолько были велики эти люди, что и зачатие их празднуется! Этим мы должны научиться почитать как великое чудо брак, от которого происходит человек. И что же за великое чудо тот брак, от которого происходят столь великие люди! Нет ни одного аскета, который появился бы на свет не от брака: самый величайший из них, можно сказать родоначальник аскетической жизни и пример для всех аскетов, святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн также родился, естественно, от брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Пронесись Принесись ветер Духа Святого, с юга – от Господа, и повей на сад мой . Дева – сад Господень. И когда осенил Ее Дух, то полились ароматы сада сего. Стала Дева благоухать всеми дарами Духа Божия. А Она зовет Его, Божьего Сына, воплотиться в Ней: Пусть придет Возлюбленный в сад свой . Смущение от архангельского благовестия прошло, Она готова теперь принять Возлюбленного Своего Господа. Пусть придет и вкушает сладкие плоды сада Своего. А Сад Его – Дева Пречистая. И воплощенное Слово вкусило, воплотившись от Девы, все сладкие плоды Ее благоговения, благочестия и святости. Лилия между тернами «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк. 1:28 ), приветствует святой архангел Гавриил Деву. В руках у него райская ветвь лилии. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (2:2). За то, что Адам послушал голоса жены своей, произрастила земля тернии ( Быт. 3:17–18 ). И вот между жен, терниям уподобившимся, произросла лилия , чистая Дева, благословенная в женах. Она – райский цветок, чистая лилия, долина Саронская, в которой процветет божественный Нарцисс , превечное Слово воплощенное (2:1). Пречистая Дева, Ты – «яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских. Творец избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть». Непорочное зачатие и девственное рождение «Без истления Бога Слово рождшую сущую Богородицу Тя величаем», – воспевает св. Церковь непорочно приняшую принявшую во чреве и девственно рождшую Деву Богородицу. Три восьмиконечные звездочки на челе, на правом и левом плече Пречистой Девы, изображаемые на святых иконах, означают девство Ее до рождества, в рождестве и по рождестве. Посему и именуется не Девою только, но и Приснодевою. Об этом таинственно говорится в словах Суламифи своему Возлюбленному: О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы (1:15–16). Первая звездочка – о непорочном зачатии. И ложе у нас – зелень . Зеленью украшаются православные храмы в день святой Пятидесятницы, в день сошествия Духа Божия животворящего. Весенняя зелень, начало жизни, веяние и осенение Духа. Этот животворящий Дух, эта Божественная Зелень – и есть брачное ложе Пречистой Девы, ибо приняла Она во чреве Своем, непорочно зачала воплощенное Слово от Святого Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И взяв ложе то с пречистым и пресвятым телом Матери Божией, начали путь свой к Гефсиманскому саду, неся его туда, чтобы положить в могилу. И сопровождали их ангельские песнопения с воздуха, а апостолы со множеством христиан и все ученики Иисус Христовы пели на земле. И сложилось общее пение стада словесного Иисус Христова на земле и стада умного на небе, то есть ангелов. И так провожали и небо, и земля – то есть и люди, и ангелы – Матерь Божию ко гробу Ее пресвятому. И когда шли они так, и слышались песнопения, и исходило благоухание от пресвятого тела, наполнявшее места, по которым они проходили, возбудилась зависть иудеев, и иные из них устремились с великой дерзостью, чтобы сбросить на землю с плеч апостолов ложе то пресвятое. И один дерзнул даже подойти и поднять руки свои на ложе пресвятое. Но – о чудес Твоих, Матерь Божия! – все желавшие сбросить носилки с плеч апостолов ослепли и уже не видели, ни откуда они пришли, ни куда шли! А тому, кто дерзнул – то был еврей, именуемый Антонием, – прикоснуться к пречистым носилкам, на которых покоилось пресвятое тело Матери Божией, тотчас отсечены были невидимой ангельской десницей обе руки, и висели они, прилепившись к носилкам, а сам он рухнул без чувств и полумертвый. И стали просить прощения у Матери Божией и ослепшие, и тот, у кого отсечены были руки. И тогда божественный апостол Петр, взяв с груди Матери Божией, с носилок, пальмовую ветвь, принесенную Ей архангелом Гавриилом, приложил ее к глазам ослепших, и тотчас они стали здоровы, и когда коснулся он рук, отсеченных невидимым ангелом, то срослись руки снова! И так совершились преславные чудеса Матери Божией. Оттого воскликнули все в один голос: – Велик Бог Иисус Христос и велика Пречистая Матерь Его, Пресвятая Дева Мария! И пошли дальше вместе все. Шли и завидовавшие ранее, поя и исповедуя грехи свои Христу Богу, и, раскаиваясь в прегрешении своем прежнем, воспевали Матерь милости, Матерь Господа, не удержавшую грех их, а простившую всех и подавшую им исцеление. И, придя в Гефсиманский сад, положили пречистое тело Богородицы в гроб каменный, новый, высеченный заранее, и, приложив камень к двери гроба, три дня и три ночи слышали пение ангелов вокруг гроба Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Если связь духовная родителей с ребенком такова, что ребенок — это кусочек родителей, их неотделимая часть, то телесная связь — наоборот, уже с момента зачатия мать и дитя — это совершенно отдельные организмы. Беседа 4. Зачатие (15 минут + фильм «УЗИ» ) Сегодня мы посмотрим фильм «УЗИ: свидетельства о ранних стадиях жизни». Этот фильм снят в Америке и построен на кадрах, полученных благодаря ультразвуковой технологии, широко применяемой сейчас. Мне хотелось бы, чтобы вы своими глазами увидели тот простой факт, что жизнь ребенка действительно начинается с момента зачатия, задолго до собственно рождения его на свет. А перед фильмом я попытаюсь затронуть очень важную тему — зачатие. Прежде всего, не надо думать, что Церковь гнушается темой зачатия ребенка, как будто верующие люди считают это чем-то гнусным, стыдным, что не подлежит широкому обсуждению, а если и обсуждается, то только с позиции осуждения. Вовсе не так. Действительно, в Церкви редко широко обсуждается эта тема, но не потому, что она очень непристойная, а наоборот, потому, что она слишком возвышенная. Церковь относится к моменту зачатия с должным благоговением и просто так, походя, обсуждать эту тему не будет. В момент зачатия каждого человека всегда присутствует Бог, дающий душу маленькому человечку, тело которого в этот момент состоит всего из одной клеточки, получившейся в результате слияния двух родительских клеток. Присутствие Божие в момент зачатия не позволяет относиться к нему как к гнусному акту, который и совершается-то в темноте. Гнусным является только одно — блуд, который имеет мало общего с чистым супружеским соединением, благословленным от Бога. Блуд не имеет своей целью зачатие, при этом, как правило, используются противозачаточные средства, и для блудников присутствие Божие в данный момент явно является лишним. Вопрос о том, является ли супружеское соединение чем-то скверным, возникал уже у первых христиан. Апостол Павел в одном из посланий пишет: «Брак честен и ложе нескверно». Конечно же, имеется в виду супружеское ложе законных супругов, а не ложе блудников или изменников. Еще одно свидетельство, теперь уже четвертого века. В это время появились люди, которые говорили, что священник не должен иметь супружеского общения со своей женой, а некоторые даже отказывались причащаться у этих священников. И вновь Церковь со всей ясностью засвидетельствовала на Гангрском соборе в ответ на это заблуждение, что те, кто гнушаются женатыми священниками, считая, что брак оскверняет их, сами отлучаются от Церкви как еретики.

http://azbyka.ru/semya/odin-raz-na-vsju-...

ГЛАС 2 ПЛАГАЛЬНЫЙ 22 ПРОИМИОН САМОГЛАСЕН, ИКОСЫ ПОДОБНЫ: «ОСЛЕПЛЕННОМУ» 23 Проимион Ты, в вино претворивший как Всемогущественный воду, Владеющую мною печаль от прегрешений Претвори на веселье 24 , мольбами Богородицы, Боже Христе 25 , Все [, что в мире,] Сотворивший премудро. 1 Девство [особо высоко] почтил, в утробу девичью вселившись, Бог; бессеменно же в ней родившись, Не разрушил печати ее непорочности. Он [же и Свою] Церковь , девственную, святую, Себе выбрал Невестою. Итак, Матерь Христа и Невеста, и Дева; Он Девственник и Сам, но и ложе святое, Ибо небо чертогом соделал Он. И хотя Он утробою рожден девственной и пресвятой, Не гнушается все же сочетаниями в браке 26 , Все [, что в мире,] Сотворивший премудро. 2 Вот почему, чуждый брака земных, Один лишь Страшный [как Бог] и Святый, явился Он на брачном пире, Как о том Иоанн рассказал нам божественный 27 : Что Он, прошед без болей роды не знавшей мужа, Пришел свадьбу [отпраздновать]. Он – будучи носим на плечах Херувимов 28 И в лоне у Отца находясь неотлучно – [Здесь] на ложе возлег истлевающем; Праздновал вместе с грешными людьми – Сам не познавший греха, Чтобы брак досточестным показать Своим приходом 29 , – Все [, что в мире,] Сотворивший премудро. 3 Здесь, вероятно, опору найдя, великий Павел писал, вопия, что брак почтения достоин И что брачное ложе нескверным является 30 . Ведь и посредством брака девы просиявают, Ибо в браке рождаются. Ведь рождшая Христа, как была Святой Девой, И после рождества чистой Девой осталась; Брак, однако, на свет произвел Ее; Как и все те, кто в множестве хранил девственность ради Христа, всегда в браке рождались: освятил его от чрева 31 Все [, что в мире,] Сотворивший премудро. 4 Ныне нам нужно о чуде сказать, в Кане которое первым свершил, египтянам сперва Явивший И евреям самим чудодействий могущество. Ибо тогда [в Египте] в кровь естество водное Превратил чудодейственно. Он гнев десяти язв на египтян направил, Евреям же подал проходимое море, Что, как сушу, прошли они ревностно.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

а) Добровольно принесши себя в жертву не за себя, а за наши грехи 1) Верую, что Спаситель наш Господь Иисус Христос самопроизвольную страсть, мучение и распятие, от неизглаголанной любви к созданию своему – человеку, истинно претерпел, а не мечтательно, ниже Божеством, но токмо человечеством распялся и погребеся 214 . 2) Христос Сын Божий за наше беззаконие, коим мы огорчили и обезчестили безконечного и крайне благого Бога, по воле своей на кресте пострадал истинно, не Божеством, но плотию, и как умер, так и кровь свою излил за всех истинно ж, без всякого греха… Смерть Христова была отлична пред другими ради тяжести наших грехов, и ради совершения на кресте, яко на жертвеннике, священства, чрез приношение себе самого Богу Отцу за род наш в жертву, и ради исполнения ходатайства и примирения между Богом и человеком 215 . 3) Наших зол ложе возложило Его на болезненное ложе крестное. Мы то все ложе Его обратили в болезнь Его, мы то зачали болезнь, рождая беззаконие. Наши смердящие греховные раны болезненные Христу Спасителю нашему соделали раны. Сказует св. Амвросий: страждешь, Господи, и мучишься не твоими, но моими ранами, болезнуешь не твоею смертию, но моею немощию. В лице каждого грешника жаловался Давид: болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя ( Пс.14:3 ). Изъятой адовой болезни и сетей смертных избавляя нас Христос Спаситель, сам впал в болезни и сети 216 . Сказал Иов: видех орющих злобоюЮ сеющии же я, печалию пожнут ( Иов.4:8 ). Как же Ты, Господи, пожинаешь печали, когда не орал злобою? Кроток, незлобив!.. И почему истинно есть сие слово, что ин есть сеяй, а ин жняй? ( Ин.4:37 ). Мы насеяли грех , а ты жнешь болезни 217 . Раб ведый волю господина своего, и не сотворивый ю, биен будет много, не ведый же и сотворивый ран достойная, биен будет мало ( Лк.12:47–48 ), Ты, Христе Спасителю, сказал. Творил Ты волю Его во всем, был Ему во всем послушен: смирил себе, послушлив быв даже до смерти ( Филип.3:8 ). Не сотворил ран достойная: однако терпишь несносныя и неисчетныя раны. Что сие такое? Терпишь Ты раны, чтоб наши греховныя исцелели раны, чтоб наши греховныя исцелели раны, все сие сносишь за грехи наша, язвен еси за грехи наша. Мы то, Христе, тех безчисленных ран есмы достойны, которыя ты терпеливо теперь сносишь! Мы грешили, а Ты за грехи несешь наказание! О любве твоея, человеколюбче! 218

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Когда же император выпил много вина, Василий, встав якобы по какой-то нужде, пошел в императорскую опочивальню и отогнул запор, будучи человеком сильным, так чтобы дверь не закрывалась, и, вернувшись, стал снова ужинать с императором. 49. Когда же император снова напился, и Ингерина, как обычно, развлекалась с ним, Михаил, встав и ведомый под руки Василием, отправился в опочивальню – поцеловав его руку, Василий вышел. А внутри опочивальни был Василискиан, спавший по приказу императора на ложе Рентакия, чтобы охранять его. Китонит Игнатий пошел запереть дверь опочивальни, но обнаружил, что она сломана, и, отчаявшись, сел на ложе, рвя на себе волосы. 50. Когда же император от вина заснул как мертвый, внезапно пришел Василий вместе с другими и открыл двери – Игнатий, выйдя в страхе, набросился на Василия, чтобы тот не вошел. Петр Болгарин, прошмыгнувший под подмышкой Василия к царскому ложу, был схвачен Игнатием, и, когда тот бросился на него, император проснулся. Тогда Иоанн Халд, тотчас ударив его мечом, отрубил ему руки. А Иаковица [и] апелат-перс 1066 , пронзив Василискиана мечом, сбросили его вниз. Братья же Василия Мариан, Варда (отец ректора Василия) и Симватий, кузен Василия Асилеон и Константин Токсара – они стояли снаружи на страже, и никто из окружения Михаила не узнал о происходящем. 51. И вот люди Василия, собравшись, стали совещаться. Асилеон сказал Василию: «Хоть мы и отрубили ему руки, но оставили его в живых. И, если он выживет, как мы оправдаемся?» И, угождая Василию, он вернулся и нашел Михаила без рук, лежащего на ложе и сетующего на Василия. Он безжалостно вонзил обнаженный меч в сердце императору, рассек ему внутренности и, вернувшись, стал хвастаться Василию, словно совершил великий подвиг. 52. Поскольку на море была буря, они, собравшись, спустились до Перамата, переправившись, пришли в дом Евлогия Перса, взяв его, пришли в квартал Марины и, поднявшись по стене, дошли до дворца. Там была плита, отгораживавшая стену, – Василий, взяв двух из бывших с ним и ударив ногами, разбил плиту, и они прошли до ворот дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древней Церкви первую неделю новобрачные жили как брат и сестра и носили церковные венцы. Это делалось, чтобы брак их был целомудренным, чтобы в нем преобладало духовное, молитвенное начало, чтобы молодые по–человечески, душевно раскрылись друг ко другу. Только на восьмой день по снятии венцов они могли перейти к другим отношениям. Это способствовало более глубокому осмыслению всех этапов сближения в брачной жизни и любви. Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила свое древнее название). На новобрачных теперь не накладывается правило целомудрия первой недели. Супружеские отношения требуют терпения и нежности, величайшего взаимного такта и согласия. Женщина не должна быть травмирована, она должна получать радость через новое раскрытие личности мужа, его любви к ней и своей любви к нему  . Период сохранения целомудрия хотя бы два–три дня, если не неделю — залог целомудрия брака. Он позволяет неторопливо осмыслить совершившееся таинство венчания и как новое событие осознать новый этап развития брачного союза. Не надо с этим торопиться, но не следует и затягивать до преддверия приближающегося поста, если для этого нет каких–либо особых причин  . Здесь нельзя давать общих и обязательных советов кроме одного, сформулированного апостолом Павлом: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор 7:4). Мужчина должен помнить вторую половину этой формулы, а не только требовать выполнения первой. Лучше вначале уступить инициативу жене, чем допускать даже тень насилия над ее психикой и телом. Освящая брак и супружеское ложе («брак честен и ложе нескверно, ложе их ненаветно»  ), Церковь учит миру и воздержанности в супружеских отношениях. Перед едой православный христианин читает молитву и, если есть рядом священник, он просит: «Благослови, Господи, ястие и питие рабом Твоим», но обжорство и пьянство Церковь осуждает и вменяет в грех. Так же и благословляя брак, Церковь осуждает сосредоточенность взаимных интересов супругов исключительно на плотских отношениях. Когда в браке преобладает секс, тогда под его покровом скрывается разврат; когда муж, предварительно поругавшись с женой, требует ее тело или мирится с нею только для того, чтобы обладать им, тогда и в браке совершается половой грех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу. Ибо в этот час виден был (оказался) Христос пригвожденным ко Кресту. Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания (предложения) в прообраз Тела и крови Христовых, и (повелевал) заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь — Христос; Он хлеб, пришедший с небес. Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак. Посему в этот час пусть молятся сильной молитвой, подражая голосу Того, который молился, когда вся тварь померкла от иудейского неверия. А далее великую молитву и великую хвалу должно совершать в девятый час, чтобы ты знал, как душа праведных славит Господа истинного Бога, который вспомнил о святых (и) послал им Сына Своего, Который есть Его Логос, чтобы Он просветил их; ибо в этот час Христос был прободен в ребро копьем, истекла кровь и вода и затем Он просветил еще остаток дня до вечера. Посему должен и ты, идя спать начать день и сделать его образом воскресения. Молись далее, прежде чем упокоишься на ложе твоего сна. И в полночь, поднимаясь на ложе твоем, умойся и молись; мыться же нужно чистой водой. Если имеешь жену, молитесь вместе попеременно. Если она еще неверующая, отойдя один, помолись и опять возвратись на ложе твое. Ты связан браком не для того, чтобы пропускать молитву; ибо вы не осквернены; кто омылся, тем не нужно снова мыться; ибо они чисты и непорочны; подувши на руку твою и назнаменав себя слюною уст твоих, ты весь чист до ног твоих. Ибо это дар Духа Св. и каплями воды (служат капли) крещения, сходящие на источник, т. е. сердце верующего, очищая того, кто стал верующим. Нам же необходимо в этот час молиться, ибо старцы (греч. т.: πρεσβτερος) предали нам этот обычай и научили нас так умываться. В этот час вся тварь покоится, благословляя Бога. Звезды, деревья и воды как бы стоят; все воинство Ангелов совершает служение с душами праведных; они благословляют Бога всемогущего в этот час; посему кто верит, пусть молится в этот час. Господь же так сказал, свидетельствую об этом: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет; исходите в сретение ему». И прибавил: «сего ради бдите, яко не весте дне ни часа, в онь же Сын человеческий приидет».

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010