Победитель смерти и ада умер среди шумных, неистовых воплей врагов своих, в виду всего народа, на кресте, поставленном на Голгофе, – умер при чрезвычайных знамениях природы, свидетельствовавших о Божестве распятого, а воскрес в безмолвии глубокого утра, среди общего покоя природы и людей, – восстал без всякого шума и смятения, облекая священнейшей тайной славнейшее явление Божества своего. Око смертного не могло вынести неприступного света ( 1Тим. 6, 16 ), в котором воскресший искупитель в прославленном теле оставил ложе смерти. излишни были земные свидетели-очевидцы той основной истины христианства ( 1Кор. 15, 14 ), которую Господь благоволил утвердить на себе самом, зная, по выражению святителя Иоанна Златоуста , что «последующее затем время засвидетельствует ее явлениями Его и чудесным распространением на земле Евангелия». Он восстал, по выражению преподобного исидора Пелусиота , «из запечатанного гроба», в то время как «лежали (на гробе) печати и камень» (свт. Иоанн Златоуст ), потому что прославленное тело Его не могло быть удержано вещественными преградами ( Ин. 20, 26 ). Как сын Человеческий, он воскрес славою Отца ( Рим. 6, 4 ), действием Его всемогущей силы ( Деян. 2, 24; 4, 15 ; Рим. 8, 11 ; 2Кор. 13, 4 ), а как сын Божий, превечное слово и творец мира, сам возвратил обоженную душу свою в прославленное тело, согласно с тем, что он некогда говорил иудеям: Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю; никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе; область имам положити ю и область имам паки прияти ю ( Ин. 10, 17–18 ). Смерть, владычествовшая над родом человеческим до крестного жертвоприношения ( Рим. 5, 14, 17–18 ), ничего не могла отнять из тех Божественных совершенств, какие присущи тридневному Мертвецу, не умалила ни Его благости, ни премудрости, ни всемогущества, ни славы: всё, что он оставил на земле, во гробе, опять обрел, воспринял, просветил и прославил светом воскресения. Теперь не Божество только, но и человечество Его сияет величием победы, власти и силы над миром видимым и невидимым, на небеси и на земли ( Мф. 28, 18 ); терновый венец Его и крест блистают лучами вечной славы; страдания и язвы Его источают жизнь всему человечеству; к Божественным делам творения, промышления и мироуправления он присовокупил великое дело нашего искупления. Победитель смерти и ада сделался для всех верующих Начальником жизни ( Деян. 3, 15 ), Начатком умерших ( 1Кор. 15, 20 ; Кол. 1, 18 ), новым Адамом, приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15, 22, 45, 47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Под Голгофой есть небольшой пещерный храм; здесь, по преданию, был погребен Иерусалимский царь – Мельхиседек, ветхозаветный священник Бога Вышняго. Во глубине сей пещеры стоит престол во имя Предтечи Господня и нашего праотца Адама; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимой лампады видна все та же расселина скалы; тут, по древнему преданию, сохранившемуся в писаниях многих святых Отцов, была погребена глава Адамова; отчего и самая скала получила название Голгофа, что значит: лобное место. И вот, говорит предание, когда воин ударил копьем в пречистое ребро второго Адама – Господа нашего, то святая кровь и вода, истекшие из ребра, прошли сквозь трещину Голгофской скалы и омыли главу первозданного Адама. Согласно с этим преданием в нашей Православной Церкви, при изображении Распятия Господня, всегда под Крестом изображается и череп человеческий, лежащий на двух крестообразно сложенных костях. Сие изображение говорит нам: «якоже о Адаме еси умирают, тако и о Христе еси оживут». Господь Иисус Христос есть жизнь и воскресение самого Адама и всего рода человеческого. Из Его пречистого ребра не для Адама только, но и для всех людей струится источник жизни: приидите, все грешные сыны Адамовы, приидите, сего источника бессмертного вкусите! Господь наш для того и пострадал, для того и умер на Кресте, чтобы напитать нас телом Своим, напоить нас кровью Своей, дабы мы были кость от костей Его и плоть от плоти Его, дабы, соединяясь с Ним в таинстве святого Причащения, удостоились соцарствовать Ему в невечернем дни Царствия Небесного... О неизреченного милосердия Твоего, Владыко наш Господи! Чего не соделал Ты для спасения нашего?.. А мы грешные только и знаем, что грехами своими Тебя прогневляем!.. Сокруши окаменение сердцем наших, уязви нас любовью к Тебе, да текут от сокрушенных сердец наших источники слез, омывающие наши греховные скверны!.. 416. Живоносный Гроб Господень Нет для нас радости светлее радости Воскресения Христова, а сия радость воссияла из живоносного Гроба Христова. Поэтому Гроб Господень для нас воистину прекраснее самого рая Божия, светлее всякого чертога царского: это – источник нашего воскресения! Поэтому и влечет он, подобно святой Голгофе, влечет к себе сердца верующих, и идут они от запада и севера, от моря и востока, идут за тысячи верст, охотно перенося всякие лишения и невзгоды, и. как же бывают счастливы, когда Бог сподобит их поклониться живоносному Гробу Господню, пролить вместо дорогого мира сладкие слезы сердечного умиления на одевающий его мрамор, и облобызать своими грешными устами сие тридневное ложе Христа Жизнодавца!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Почти всегда вереница верующих – разных стран, наций, исповеданий – стоит перед Кувуклией, ожидая своей очереди войти помолиться на святом месте. Размер Гробницы не позволяет поместиться в ней более чем троим- четверым. Поэтому неписаный обычай позволяет каждому провести здесь в колепреклоненной молитве не больше трех минут. Многие кладут на Святое Ложе принесенные с собой святыни, крестики, медальоны, которые получают при этом освящение, превышающее по благодатной силе любое другое. Скажем по секрету, что православные паломники (особенно паломницы) стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной части ложа. От усердия богомольцев здесь образовалось, если присмотреться, заметное углубление. Мало у кого хватит духу в первый момент прикосновения к святыне отвлечься и оглядеть убранство полутемной часовни. Лучше сделать это при втором, третьем посещении Кувуклии. Тогда вы заметите, что на мраморной полочке, идущей по сторонам Тридневного Ложа, помещены три иконы Воскресения – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней. Вы увидите греческую надпись на красном бархатном воздухе под средней из икон: «Христос Анести!» – «Христос Воскресе!». И еще раз подумаете о том, что находитесь в единственном на земле месте, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению: Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех Живот даровав. ...Мы называем наш праздник Пасхой, потому что Христос распят был в канун иудейского праздника Пасхи. Но что значит сам этот ветхозаветный праздник? В библейской книге Исход рассказывается, как накануне ухода из Египта, когда Бог готовил казнь египтянам («И поражу всякого первенца земли Египетской»), дан был завет Моисею: пусть каждая семья в ночь 14 авива (потом этот месяц у евреев будет называться нисан) съест испеченного на огне ритуального жертвенного агнца, «и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей, в домах, где будут есть его». Эта кровь должна была стать знаком для Карающего Бога – пройти мимо этих дверей, помиловать, не тронуть евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разумеется, работы А.А. Дмитриевского , в том числе вошедшие в настоящий том, не могут и не должны восприниматься сегодня читателем как истина в последней инстанции. Иногда в них встречаются досадные неточности и спорные оценки, многое известно сегодня лучше, многие архивы стали доступны, многое – на расстоянии – видится и понимается яснее. И, однако, ученые вновь и вновь будут обращаться к статьям и очеркам историка, без которых невозможны современные исследования Русской Палестины, и которые сами стали по праву памятником русской исторической мысли. Державные защитники и покровители Святой Земли и августейшие паломники у Живоносного Гроба Палестина, Обетованная Земля, приуготовившая Царю царей убогий вертеп, страшную Голгофу и тридневное ложе в «новом гробе» в саду благообразного Иосифа Аримафейского, делается Святой Землей для людей всех стран, племен и языков, украшенных славным именем «христианин». В пламенном усердии к этим драгоценным христианским святыням, в восторженных порывах видеть и лобызать их соревнуют цари и подданные, мужи и жены, юноши и дети. Во главе царственных паломниц к Живоносному Гробу Господню история по всей справедливости ставит блаженную мать императора Константина Великого св. равноап. Елену, вознамерившуюся за сына царя и своих царственных внуков – боголюбезных кесарей – возблагодарить Бога на месте «идеже стоясте нозе Его» ( Пс.131:7 ). В своем высоком подвиге царственная паломница, смирением и благочестием превосходившими всякое человеческое представление, приводила в восторг и умиление очевидцев и современников 10 . Сын ее, св. император Константин, под влиянием неизгладимых отрадных впечатлениий матери-паломницы не знает пределов своей царской щедрости для благотворений и милостыни в Св. Землю, и все веками накопленные богатства государственных сокровищниц империй, Западной и Восточной, были открыты им для украшений вновь воздвигнутых по желанию матери храмов Иерусалима, Вифлеема, Елеона и других св. мест 11 . Пример св. царицы Елены не остался без достохвальных подражаний, как в славной Византии и в христианских странах Западной Европы, так и в нашем возлюбленном отечестве, просвещенном светом Христовой веры сравнительно с народами этих стран в позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С. 267: «За причастный крест Христов подвизаемся, и двоесложного образа крестного не хулю и не отметаю – обоя в церкви есть, и преображение, и событие самой истины, тридневного креста Христова». Том 8, с.103: «Не возбраняй, господине, женитися. По апостолу: брак честен, и ложе мужу со своей женой нескверно. До скончания века быть тому так» (слова Аввакума). Наряду с этими выписками здесь приведём слова Аввакума и иных о священстве и о причащении. «Внутренние вопросы в расколе» Смирнова, с.142: «Спаси Бог , чада церковные, яко опасство ко лжебратии имате, – приимет Бог ваше благоразумие; но о священстве не по разуму мудрствуете: Глаголете: „упразднение“? Не бойтеся, светы, и при антихристе не упразднится» … «Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно. Креститися подобает, якоже прияхом, веровати же, якоже крестихомся. А то воззвони во уши твоя, супостат: священство упраздняешь! Забрел ты, друг, во глубину зол, воспряни! Понеже ни сам диавол не может упразднити священнотаинства, ниже антихрист с чады. Рече учеником своим Владыка: Аз есмь с вами до скончания века, аминь. Глава наша Христос – царь и архиерей сый. Коли устав упразднити попустит? Не блазнися чадо! Аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет». С. 167: «Спаси Бог , чада церковная, что опасство ко лжебратии имате, но о священстве и о причастии не по разуму мудрствуете. Глаголете: „упражнение“. Не бойтеся, светы, и при антихристе не упразднится; тело Христово составляемо имать быти до скончания века». Слова инока Евфросина: «Ипполитово слово зле и блазненне поразумевше, яко во оных, рече, днех не имать жертва явитися…» «Се же глаголет, яко без гонения и со свободою не будет в соборных и явных храмах... И сего, окаяннии, не могут рассудить, яко не прейдет род сей, сиречь христианский, дóндеже Сын человеческий приидет, и паки: Аз есмь с вами до скончания века, еще же: архиерей Христос грядущих благ по чину Мельхиседекову, и якоже архиерейство Его смертию не пресекается, тако и жертва Его не престанет дóндеже приидет, еже есть до самой кончины причастие у верных будет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, поддерживается в Кувуклии целый год и тушится только накануне Великосубботнего дня 78 . Русские паломники, как и остальные богомольцы, бережно сохраняли Благодатный огонь и несли зажженные свечи до места своего пристанища, стараясь сохранить святыню как можно дольше. Что касается местных верующих — греков и арабов, то они также относились к Священному огню с благоговением. “Во всех иерусалимских монастырях в Великую Пятницу тушат все лампады и зажигают их по получении Небесного огня, — сообщал очевидец этой церемонии. — Говорят, что в Вифлеем, отстоящий от Иерусалима на 8 верст, какой-то скороход араб доставляет Священный огонь в 20 минут; в Лавру Св. Саввы скачет также араб с огнем из Иерусалима” 79 . Далекие расстояния не были препятствием для русских паломников: многие из них проявляли свое благочестие и усердие до того, что совсем не гасили благодатного огня, все время берегли его, чтобы довезти до России в осо­бых фонарях. “Воз­вращаясь на пароходе с паломниками, отправляющимися тотчас после Пасхи, можно видеть не один теплящийся неугасимый фонарик, в котором паломники везут на родину великий дар — благодать, нисходящую только единожды в год на Гроб Господень, — писал А. В. Елисеев. — Не скажу, чтобы многие довозили огонь, но все-таки некоторые счастливчики довозят Священный огонь ежегодно прибывает в Россию и расходится по ней; он широко потом разливается паломниками по церквам Святой Руси” 80 . Вот наблюдение еще одного русского паломника, относящееся к этой благочестивой традиции: “Многие из русских богомольцев довозят благодатный огонь в особых жестяных фонарях до Святой Руси. На обратном нашем пути таких два фонаря были довезены русскими богомольцами до Одессы, где одна моя знакомая, приехавшая вместе с нами из Иерусалима, зажгла от Свято­го огня свечу от Гроба Господня и теперь имеет у себя неугасимую лампаду с Благодатным огнем” 81 . И, наконец, еще об одном, быть может, уникаль­ном случае повествуется в “Путе­водителе по Святой Земле” (Одесса, 1886): “Парасковья Федоровна Привалова донесла Святой огонь, по обету, до новостроившейся церкви в городе Симбирске” 82 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, поддерживается в Кувуклии целый год и тушится только накануне Великосубботнего дня 78 . Русские паломники, как и остальные богомольцы, бережно сохраняли Благодатный огонь и несли зажженные свечи до места своего пристанища, стараясь сохранить святыню как можно дольше. Что касается местных верующих – греков и арабов, то они также относились к Священному огню с благоговением. «Во всех иерусалимских монастырях в Великую Пятницу тушат все лампады и зажигают их по получении Небесного огня, – сообщал очевидец этой церемонии. – Говорят, что в Вифлеем, отстоящий от Иерусалима на 8 верст, какой-то скороход араб доставляет Священный огонь в 20 минут; в Лавру Св. Саввы скачет также араб с огнем из Иерусалима» 79 . Далекие расстояния не были препятствием для русских паломников: многие из них проявляли свое благочестие и усердие до того, что совсем не гасили благодатного огня, все время берегли его, чтобы довезти до России в особых фонарях. «Возвращаясь на пароходе с паломниками, отправляющимися тотчас после Пасхи, можно видеть не один теплящийся неугасимый фонарик, в котором паломники везут на родину великий дар – благодать, нисходящую только единожды в год на Гроб Господень, – писал А. В. Елисеев. – Не скажу, чтобы многие довозили огонь, но все-таки некоторые счастливчики довозят Священный огонь ежегодно прибывает в Россию и расходится по ней; он широко потом разливается паломниками по церквам Святой Руси» 80 . Вот наблюдение еще одного русского паломника, относящееся к этой благочестивой традиции: «Многие из русских богомольцев довозят благодатный огонь в особых жестяных фонарях до Святой Руси. На обратном нашем пути таких два фонаря были довезены русскими богомольцами до Одессы, где одна моя знакомая, приехавшая вместе с нами из Иерусалима, зажгла от Святого огня свечу от Гроба Господня и теперь имеет у себя неугасимую лампаду с Благодатным огнем» 81 . И, наконец, еще об одном, быть может, уникальном случае повествуется в «Путеводителе по Святой Земле» (Одесса, 1886): «Парасковья Федоровна Привалова донесла Святой огонь, по обету, до новостроившейся церкви в городе Симбирске» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Согласно древней традиции огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, поддерживается в Кувуклии целый год и тушится только накануне Великосубботнего дня. Русские паломники, как и остальные богомольцы, несли зажженные свечи до места своего пристанища, стараясь сохранить святыню как можно дольше. А многие, проявляя свое благочестие и усердие, совсем не гасили благодатного огня, берегли его, чтобы довезти до России в особых фонарях. Об одном уникальном случае упоминается в «Путеводителе по Святой Земле» (Одесса, 1886): «Парасковья Федоровна Привалова донесла святой огонь, по обету, до новостроившейся церкви в городе Симбирске». …Более столетия прошло с тех пор. Как многое изменилось в мире… Но духовные связи русских христиан с храмом Гроба Господня не прервались. Насельницы Спасо-Вознесенской и Гефсиманской обителей (Русская Зарубежная Церковь) молились здесь в. те годы, когда приток богомольцев из России был прекращен. Лишь с 1948 года была возобновлена деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. А в 1989 году в Москве возобновилась деятельность Иерусалимского подворья. Быть может, недалек тот день, когда вновь многие российские богомольцы смогут посетить Святую Землю. И тогда поклонение Гробу Господню станет апогеем в духовной жизни каждого из них, как это было и прежде. Часть III Вифлеем. Уже более тысячи лет, со времени принятия на Руси христианства, идут и идут русские паломники в Палестину — к тем местам, которые были связаны с земной жизнью Спасителя. В давние времена паломники — «калики перехожие» — обычно шли из Иерусалима в Вифлеем пешком: «Вифлеем отстоит от Иерусалима два часа хождением», — сообщает один из них. Те, кто побогаче, «скакали на ослятах». Почетные гости добирались на лошадях. Мы же, сегодняшние паломники, доехали на рейсовом автобусе, отходящем от Дамасских ворот старого Иерусалима. Вифлеем — небольшой городок, расположенный уступами на двух холмах и в низине между ними. Окрестности его издавна славились плодородием, отчего он и получил название Бет-Лехем, что по-древнееврейски и на современном иврите означает Дом Хлеба; привычное нам «Вифлеем» — греческая форма этого названия. «Вифлеем стоит на горе красовито», — отмечал «киевский пешеходец» XVIII века Василий Барский. И правда, глядя на белые домики, облепившие склоны холмов, на зелень виноградников, ощущаешь покой и тихую радость…

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Таинственным ожиданием наполнена вся чрез­вычайная утреня великой Субботы, достойная быть преддверием Пасхи. Христос во гробе по­среди церкви, вокруг, в черных ризах, стоят священнослужители, но отверсты врата алтаря, как бы в сретенье Божественному мертвецу, и пение погребальное беспрестанно прерывается воскресны­ми гимнами, а возженные в руках народа свечи проливают свет по всему храму, как зарю того невещественного света, который воссияет заутра из гроба. При самом начале утрени, после шестопсалмия, тропарь выражает сие смешение плача и ликований: «благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове, покрыв, положи». «Егда снисшел еси к смерти, животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистаньем боже­ства; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава тебе». «Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд». Около плащаницы начинается другое смешение ветхозаветных песней Давида с новозаветными похвалами Христу, сперва запевают их оба ли­ка, потом один чтец или певец откликает дру­гому стих похвал, на каждый стих псалма, и так переплетается ими вся семнадцатая кафисма, как многотканный покров, возложенный праотцем Давидом, на тридневное ложе его Божественного сына. «Блажени непорочнии, в путь ходящии в за­коне Господнем», восклицает Давид и ему ответствуют: «жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельския воинства ужасахуся, снисхождение славяще твое», и снова Царь: «блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его». Иногда сии разновременные песни текут, одна близ другой, взаимно чуждые по разности сво­их предметов; иногда же чудно сходятся между собою и, на расстоянии многих веков, Церковь как бы отвечает недоумевающему Пророку. «В заповедях твоих поглумлюся и уразу­мею пути твоя», говорит он, и ему поясняются пути сии: «истинный небесе и земле Царь, аще и во гроб малый сам заключися, познался еси всей твари».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Той свободы и я желаю, чтобы Ты разрешил меня, связанного многими грехами, и чтобы свет благодати воссиял в моей мрачной душе! От юности моей и до ныне Ты заботился обо мне, дабы я был спасен: и желая причислить меня к лику Ангелов Твоих, Ты дал мне заповедь – совершать в чистоте духовное дело. А я, окаянный, предавшись своей воле, ввергся в смрадную тину греховную и удалился от Твоея благости! И оттого взываю из глубины сердечной: не оставь меня, проповедующего в дусе неумолкающего радования Твое живоносное воскресенье, Иисусе, Боже мой, да буду и аз, грешный, причастник сего воскресения, поя Тебе непрестанно в горнем Иерусалиме: аллилуйя! На второй день Пасхи многие из поклонников начали разъезжаться восвояси; я же вечером пошел ко Гробу, чтобы остаться здесь на целую ночь, – и до полуночи, между прочим, прочитал акафист Воскресению Христа, на тридневном Его ложе, и здесь же исповедав грехи, служил обедню с тремя русскими священниками и одним греком. Так провел я начало третьего дня Пасхи!.. У греков в Пасхальную седмицу, при начале Богослужения, наприм. на обедне, священнослужащие поют в алтаре 6-ть раз тропарь – Христос воскресе: четыре раза – при каждеши четырех сторон престола, раз – при каждении жертвенника, и потом в 6-й раз – при вторичном каждении передней стороны престола, и каждый раз этот тропарь, поемый священнослужащими в алтаре, заканчивается народом или певцами в церкви последним словом: даровав. Диакон возглашает ектении с крестом и со свечей в руках. VIII. Поездка к Мамврийскому Дубу Еще в 1875 году, когда я в первый раз приходил во Св. землю на поклонение к священным местам, душа моя крепко рвалась видеть Мамврийское библейское древо, под сенью которого праведный Авраам принимал и угощал трех странников, под видом коих Сам Бог во Святой Троице благоволил видимым образом открыться ему; но не удостоился тогда я улучить честь избранных – по немощам моим. Теперь же я поставил непременным долгом пойти узреть этого пятитысячелетнего старца и налюбоваться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010