Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина. Кувуклия Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах. Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Пещера вся украшена священными изображениями и многочисленными драгоценными лампадами. Она не велика, всего около трех аршин в длину и ширину. Здесь, с трепетным благоговением благочестивые поклонники, склоняясь с молитвою, лобызают Живоносное земное ложе Спасителя, тридневно опочившего на нем. Здесь и мы принесли нашу усердную молитву за свою паству, за нашу Русскую Православную Церковь с ее Первосвятителем, архипастырями и пастырями за всю нашу дорогую Родину. По выходе из пещеры Гроба Господня мы пришли к главному алтарю храма Воскресения, где обычно совершается Божественная литургия по воскресным дням. Отсюда из алтаря направо вверх устроена лестница, ведущая на Голгофу. Голгофа!.. Чье сердце не содрогнется при мысли, что здесь был пригвожден на кресте и пролил Свою Пречистую Кровь за грешное человечество Христос Спаситель?.. Кто в благоговейном трепете не склонится в сердечном умилении к месту, где было водружено древо креста, принесшее вечную жизнь миру чрез смерть Богочеловека?.. В воспоминание этого уничижения Христа на Голгофе Патриарх и архиереи обыкновенно служат здесь Божественную Литургию без митр. Посетив остальные святые места, находящиеся в храме Воскресения, мы возвратились в Патриархию, а затем днем посетили верховного комиссара Палестины, генерального секретаря и губернатора Иерусалима, где, по принятому порядку, расписались. В следующие дни мы посетили город Вифлеем и поклонились месту, где всемирно-историческое событие, рождение Христа. Вифлеемский храм (в виде базилики) – один из обширнейших в Палестине, алтарь которого устроен над самым вертепом Рождества Христова. Храм построен еще царицею св. Еленою и украшен св. Константином Великим и императором Юстинианом. Он поражает своим великолепием и изящной архитектурой. Мы посетили затем город Иерихон, реку Иордан (где совершили богоявленское освящение воды), Гефсиманию; были на месте древнего храма Иерусалимского (где теперь мечеть Омара). Еще на пути из Бейрута в Иерусалим мы побывали близ г.Сихема у колодца Иакова, на месте, где Христос беседовал с самарянкой.

http://bogoslov.ru/article/4642910

II. Победитель смерти и ада умер среди шумных, неистовых воплей врагов Своих, в виду всего народа, на кресте, поставленном на Голгофе, – умер при чрезвычайных знамениях природы, свидетельствовавших о Божестве Распятого, а воскрес в безмолвии глубокого утра, среди общего покоя природы и людей, – восстал без всякого шума и смятения, облекая священнейшею тайною славнейшее явление Божества Своего. Око смертного не могло вынести неприступного света ( 1Тим. 6:16 ), в котором воскресший Искупитель в прославленном теле оставил ложе смерти. Излишни были земные свидетели – очевидцы той основной истины христианства ( 1Кор. 15:14 ), которую Господь благоволил утвердить на Себе Самом, зная, по выражению св. Иоанна Златоуста , что «последующее затем время засвидетельствует ее» («Бесед. на посл. к Колос.», перев. при Спб. дух. акад., Спб. 1858 г., стр. 99) явлениями Его и чудесным распространением на земле Евангелия. Он восстал, по выражению св. отцов, «из запечатанного гроба» (выражение св. Исидора Пелусиота . «Твор. св. отц.» М. 1859 г. т. 34, стр. 229. См. также служб. четв. светлой нед. утр. стихир. на хвал.; 4 нед. антипасхи, мал. веч. стихир. на Госп. воззв. 1; утр. нахвалит. стихир., 1) «в то время, как и лежали (на гробе) печати и камень» (выраж. св. Ионна Златоуста «Бесед. на Евангелие от Иоанна», ч. 2 стр. 678, См. также «Благовест. блаж. Феофила» ч. 1. стр. 507), потому что прославленное тело Его не могло быть удержано вещественными преградами ( Ин. 20:26 ). Как Сын человеческий, Он воскрес славою Отца ( Рим. 6:4 ), действием Его всемогущей силы ( Деян. 2:24; 4:15 ; Рим. 8:11 ; 2Кор. 13:4 ) а как Сын Божий, превечное Слово и Творец мира, Сам возвратил обоженную душу Свою в прославленное тело, согласно с тем, что Он некогда говорил иудеям: «Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю: никтоже возметь ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» ( Ин. 10:17, 18 ). Смерть, владычествовавшая над родом человеческим до крестного жертвоприношения ( Рим. 5:14, 17, 18 ), ничего не могла отнять из тех Божественных совершенств, какие присущи тридневному Мертвецу, не умалили ни Его благости, ни премудрости, ни всемогущества, ни славы: все, что Он оставил на земле, во гробе опять обрел, воспринял, просветил и прославил светом воскресения. Теперь не Божество только, но и человечество Его сияет величием победы, власти и силы над миром видимым и невидимым на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ); терновый венец Его и крест блистают лучами вечной славы, страдания и язвы Его источают жизнь всему человечеству; к Божественным делам творения, промышления и мироуправления Он присовокупил великое дело нашего искупления. Победитель смерти и ада сделался для всех верующих Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ; Кол. 1:18 ), новым Адамом, приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22, 45, 47, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В частности, даже ничего не может быть перемещено со своих мест без общего на то согласия. Каждая из конфессий поддерживает негасимый огонь в висящих над камнем лампадках. У каждой Церкви их свое число: у православной – 4 лампады, у армянской – 2, у католической и коптской – по одной. Эти лампады были заказаны русскими купцами в Европе и были подарены Храму Воскресения. Исторических данных о точном месте приготовления Тела Господа к Погребению не существует. Однако о том, как проводится чин Погребения плащаницы стало известно уже в 5 веке. Совершается он так: 6 архиереев берут Плащаницу, сверху которой лежит большое количество лепестков роз, и переносят ее с Голгофы на Камень Помазания. Далее, когда заканчивается лития, ее проносят вокруг Кувуклии и располагают на Тридневное ложе, после чего несут в алтарь кафоликона. Есть многочисленные доказательства того, что Камень Помазания мироточит, поэтому паломники и туристы прикладывают к нему свои личные святыни - кресты и иконки и др., тем самым освящая их и благословляя, а также собирают мироточивую жидкость платками, поскольку она исцеляет недуги. Важно то, что эта святыня дает особую благодать каждому, кто к ней прикасается с благими чувствами и мыслями. Священники рекомендуют прикладывать ту или вещь к Святыне без какой-либо упаковки. Категорически запрещено садиться на него. Женщины нередко пропитывают своими косынками миро, что также делает их освещенными. После этого косынки нельзя стирать и одевать желательно только на праздничные богослужения. Гроб Господень расположен внутри Кувуклии (Часовня Гроба Господня), которая стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. Пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом.

http://elitsy.ru/holy/temple/13268/

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады. Церковь св. Елены с 13 ступенями. Справа виден вход вниз… Церковь св. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя св. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская). На фото коптский монах затепляет лампаду. Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона. Двор храма Гроба Господня. Читайте также — Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Этот неземной покой, неземная тишина сердца, неземная свобода от всего – Твой дар, который вовсе и не дар даже, а отблеск славы Твоей, который предваряет Твое пришествие, чудный и милостивый Господь мой. Пост прошел не зря. Да, не как у отцов и даже не как у учеников отцов. Но он был «не всуе и не вотще». И я готов повторить его сейчас же, лишь бы эти мир, тишина помыслов и свобода остались в моем сердце и далее. Лишь бы и далее сердечная гладь не замутнялась пришествием чуждых помыслов, которые усильно стараются доказать мне, что они мои. Может быть, и в этом тоже смысл Петрова поста? В тоске по посту Великому? Ведь пост – это вовсе не каторга для христианина. Труд – да, но не каторга и не тюрьма. Пост – это восхождение к Богу. Если жизнь вне поста – это восхождение по лестнице, то пост – это скоростной лифт. И так хочется снова ощутить его мощный гул и возносящую силу. Ибо награда велика… Есть главный урок поста. Почему-то каждый год он оказывается новым, видимо, в зависимости от текущего состояния нашей души. И в этот раз урок таков: наши грехи и страсти не имеют абсолютной силы и непреходящего значения. Это лишь грязный налет, покрывающий золото нашей души. И для Христа достаточно дунуть, чтобы эта корка с нас посыпалась кусками и засияло наше золото, «иже по образу». И когда мы приступаем к Нему, в океане Его любви безвозвратно тонет вся наша чернота. Наши грехи и страсти не имеют абсолютной силы и непреходящего значения – таков урок поста Христос воскрес! И все наши пасхальные песни и молитвы умащают Его тридневное ложе, как цветы плащаницу. Мы приносим Ему наши молитвенные и бденные жертвы, чтобы хоть как-то отблагодарить Его и за тот подвиг истощания, который мы воспоминаем молитвенно в дни Страстной седмицы, и за этот океан любви, которым Он покрывает каждого Своего ученика… Христос воскрес! Эти слова для нас уже не весть, не новость. Это девиз нашей жизни, надежда наших трудов и молитв, это приговор над смертью в конечном итоге. Есть люди, которые не слушают указания церковного Устава, запрещающего в дни Светлой седмицы всяческие молитвы, кроме пасхальных песнопений. Как сказал мне один мой прихожанин, ему мало Часов Пасхи, Пасхального канона и прочего, поэтому он читает еще и обычные молитвы, да еще и Псалтирь. В этом есть какая-то удивительная нечуткость.

http://pravoslavie.ru/121029.html

Место погребения Господа Иисуса Христа после Его Воскресения стало для Его учеников и последователей местом поклонения. Видимо, желая смутить христиан и воспрепятствовать им приходить ко святой могиле, император Адриан в 135 г. воздвиг в этой части города Элия Капитолина храм богине Венере. Но тем самым он только выделил это место и косвенно помог равноап. царице Елене отыскать Святой Гроб. По воле Константина Великого еп. Иерусалимским Макарием в 326–335 гг. над Гробом был возведен величественный храм Воскресения, освященный 17 сентября 335 г. Естественная скала с погребальной пещерой — Гробом Господним — была обработана как отдельный мавзолей, который стал центром ротонды церкви Воскресения (Анастасис). На восток от церкви был устроен двор (Трипортик), за ним простиралась пятинефная базилика Мартирион. Ее алтарь был развернут на запад, в сторону Гроба. В крипте базилики находилась церковь Обретения Креста Господня. С востока базилика завершалась атриумом, выходившим на Кардо Максимус, главную улицу Элии Капитолины. Скала Голгофа примыкала к базилике с юга, на ее вершине была устроена отдельная церковь, и в алтаре установлен высокий крест. В V в. ротонда обрела дополнительные апсиды и купол. После завоевания Иерусалима султаном Омаром в 638 г. христиане сохранили за собой церковь. Катастрофа произошла в 1009 г., когда египетский правитель халиф аль-Хаким приказал полностью разрушить храм. Пострадала и скала с пещерой Гроба Господня, но Тридневное ложе Господне осталось нетронутым. Лишь в 1042–1048 гг. усилиями императора Константина Мономаха храм был отстроен заново, при этом планировка западной части храма V–VII вв. была частично сохранена. В результате Первого крестового похода (1099) Иерусалим стал важнейшим религиозным центром западно-христианского мира. Крестоносцы в 1149 г. перестроили храм, приспособив его под нужды многочисленных пилигримов и постаравшись придать ему подобающее величие. В последующие исторические периоды храм часто страдал от рук людей и стихии, но редко ремонтировался. Капитальные работы здесь были проведены только в XIX в., когда после страшного пожара 1808 г. пришлось восстанавливать обрушившийся купол. В середине ХХ в. была проведена реставрация основных приделов храма, а в 2016-2017 гг. - реставрация Кувуклии.

http://sobory.ru/article/?object=20579

По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов. Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года. В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел. Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

http://elitsy.ru/holy/1/

   Момент этот, после вступления в живоносный Гроб православного патриарха и армянского архиерея, поистине захватывающий и в своем роде единственный. В храме, после невообразимых шума и суеты, воцаряется гробовая тишина. Мысль и взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской святыни, погруженной во мрак, с затаенным, далеко не суетным желанием хотя бы отчасти приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном ложе Спасителя... С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого Гроба. В томительном ожидании, минуты для них кажутся часами, а четверть часа или двадцать минут горячей молитвы патриарха у ложа Спасителя — даже целою вечностию... Посему лишь только среди этой напряженной тишины с колокольни Воскресенского храма раздастся оглушительный трезвон «во вся тяжкая» и из северного и южного отверстий кувуклии появятся первые пуки свечей с ярко пылающим огнем, который в одно мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, как из груди тысяч богомольцев вырывается невольный крик радости и неподдельного восторга...    Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя (чтобы не растерять в толпе эти свечи, их держат прикрепленными к руке на ленточках), спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пуки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.    Пуки свечей, быстро поднимаясь вверх, обливают стоящих внизу горячим воском и осыпают огненными искрами, падающими с их бумажных фитилей. Огонь носится по различным направлениям храма, ниспадает целыми каскадами и извивается змеевидными зигзагами. В одно мгновение, говоря языком церковной песни, «вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя». Храм Воскресения и его алтарь с непостижимою быстротою озаряются новоявленным светом, который передается от живоносного гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Момент этот, после вступления в живоносный Гроб православного патриарха и армянского архиерея, поистине захватывающий и в своем роде единственный. В храме, после невообразимых шума и суеты, воцаряется гробовая тишина. Мысль и взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской святыни, погруженной во мрак, с затаенным, далеко не суетным желанием хотя бы отчасти приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном ложе Спасителя... С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого Гроба. В томительном ожидании, минуты для них кажутся часами, а четверть часа или двадцать минут горячей молитвы патриарха у ложа Спасителя — даже целою вечностию... Посему лишь только среди этой напряженной тишины с колокольни Воскресенского храма раздастся оглушительный трезвон «во вся тяжкая» и из северного и южного отверстий кувуклии появятся первые пуки свечей с ярко пылающим огнем, который в одно мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, как из груди тысяч богомольцев вырывается невольный крик радости и неподдельного восторга... Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя (чтобы не растерять в толпе эти свечи, их держат прикрепленными к руке на ленточках), спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пуки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати. Пуки свечей, быстро поднимаясь вверх, обливают стоящих внизу горячим воском и осыпают огненными искрами, падающими с их бумажных фитилей. Огонь носится по различным направлениям храма, ниспадает целыми каскадами и извивается змеевидными зигзагами. В одно мгновение, говоря языком церковной песни, «вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя». Храм Воскресения и его алтарь с непостижимою быстротою озаряются новоявленным светом, который передается от живоносного гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2637...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010