На служебном поприще у него случались и срывы. Один из них сохранился в анналах, поскольку после возвышения Юстина он получил в народе провиденциальное истолкование. Рассказ об этом эпизоде включен Прокопием в его «Тайную историю». Во время подавления мятежа исавров в правление Анастасия Юстин находился в действующей армии, которой командовал Иоанн по прозвищу Кирт – «горбатый». И вот за неизвестно какую провинность Иоанн арестовал Юстина, чтобы «предать его смерти на следующий день, но совершить это помешало ему... видение... Во сне к нему явился некто громадного роста. И это видение приказало ему освободить мужа, которого он. вверг в узилище» 13 . Иоанн вначале не придал значения сну, но сновидение повторилось в следующую ночь и затем еще в третий раз, оно «грозило уготовить ему страшную участь, если он не выполнит приказанного, и добавило при этом, что впоследствии… ему чрезвычайно понадобятся этот человек и его родня. Так довелось тогда Юстину остаться в живых» 14 , – резюмирует Прокопий свой анекдот, основанный, возможно, на рассказе самого Кирта. «Аноним Валезия» рассказывает еще одну историю, которая, согласно народной молве, предвещала Юстину верховную власть, когда он уже был одним из приближенных к Анастасию сановников. Достигнув глубокой старости, Анастасий раздумывал о том, кто из его троих племянников должен стать его преемником. И вот однажды, чтобы угадать волю Божию, он пригласил их всех в свои покои и после ужина оставил ночевать во дворце. «В изголовье одного ложа он повелел положить царский (знак), и по тому, кто из них выберет это ложе для отдыха, он сможет определить, кому отдать впоследствии власть. Один из них возлег на одно ложе, двое же других из братской любви легли вместе на втором ложе. И… ложе, где был спрятан царский знак, оказалось незанятым. Когда он увидел это, поразмыслив, он решил, что никто из них не будет править, и начал молить Бога, чтобы Он послал ему откровение. И однажды ночью увидел он во сне человека, который сказал ему: «Первый, о ком тебе будет сообщено завтра в покоях, и примет после тебя власть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Проконсул, придя от этих слов в неистовую ярость, приказал возливать на язвы святого уксус с солью, растирать их волосяными верёвками и прикладывать к ребрам раскаленное железо. А затем, так как день уже склонялся к ночи, мучитель приказал бросить страдальца в темницу. Наутро проконсул вышел из Аполлонии, направляясь к Геллеспонту 1814 , ведя за собою связанными и захваченных христиан; вместе с ними везли и святого мученика Кодрата, ибо от жестоких мук он не мог даже двигать ногами. Проконсул, миновав реку, называемую Рунток, был встречен воеводою той области. Из окрестных селений собрались также большие толпы христиан как будто навстречу проконсулу Переннию, а на самом деле желая видеть и почтить святого великомученика Кодрата, слава о котором распространялась по всей Азии и по всей вселенной. Проконсул, вступив вместе с областеначальником во встретившееся на пути селение, переночевал в нем; с наступлением дня, он пожелал принести жертву бесам, так как в селении было множество идолов – вместе с тем, конечно, он желал принудить к принесению жертв и христиан. Прежде всего проконсул приказал поставить пред собою святого Кодрата, и так как он не имел сил идти пешим, то его к капищу привезли на колеснице. Но хотя святой Кодрат и слаб был телом, тем не менее на взгляд казался веселым. улыбаясь и веселясь о Боге Спасителе своем. Там стоял весь собравшийся народ, желавший видеть страдания Христова мученика. Проконсул спросил Кодрата: – Кодрат! Надумал ли ты познать богов или по-прежнему пребываешь в своем безумии? Святой громогласно отвечал: – Я с младенчества научен познавать Истинного Бога Христа; я христианин от чрева моей матери и другого Бога не знаю кроме Того, в Которого верую с пелёнок! Тогда проконсул приказал разжечь громадный костер, поставить на нем железное ложе и, когда оно накалилось, положить мученика. – Не нужно, – сказал при этим святой, – чтобы меня кто-либо вёл и клал на это ложе, – я сам на него войду! И вот, укрепленный силою Христовою, он сам пошел в огонь и, осенивши себя крестным знамением, возлег на раскаленном ложе и почивал на нем как будто на мягкой постели, совершенно не испытывая вреда от огня. Огонь потеряв свою естественную силу, служил рабу Божию, на столько лишь доставляя ему теплоты, сколько было необходимо для успокоения многотрудного и многоболезненного тела святого мученика. Слуги диавола между тем подкладывали под ложе смолу, масло, хлопок, а святой воспевал: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши Господи на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей» ( Пс. 69:2 ). Насмехаясь над мучителем, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мантия Суламифи не багряная, а светло-розовая. Она от земли – из плоти и крови (Адам=красноватый=земля), но уже просветлена. Багряное стало светло-розовым. Плоть и человечество одухотворены, обожены, легки, небесны. Желание Христа обращено к Его Возлюбленной Невесте-Церкви. Надпись на фреске [Я-И] передает слова Его любви и восхищения: «Се еси добра, ближняя моя, се еси добра: очи твои голубине, кроме замолчания твоего: власи твои яко стада козиц, яже открышася от Галаада» и прочая. Духовною красотою прекрасна возлюбленная Христом Суламифь- Церковь . Очи ее голубиные, ибо она просвещена Духом Святым и зрит тайны Царствия Божия. Роскошные волосы Суламифи ниспадают на плечи и спину, как покрывало целомудрия праведных душ. В неизреченной любви сочетается душа со Христом. Навеки сливается и говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Душа всецело отдала себя Христу. Эту самоотдачу, когда уже не себе принадлежишь, а Ему, когда Он входит во внутренние, самые сокровенные тайники сердца, изограф дерзнул изобразить приуготовлением Суламифи себя к ложу. Платье ее на груди расшнуровано, сердце ее трепещет в ожидании Небесного Жениха, божественного ложа. Тамо дам Тебе сосца моя (7:12). Что сие духовно значит, знают стяжавшие дар сердечной Иисусовой молитвы, чье сердце воспламенено благодатным огнем любви Христовой. И ложе у нас – зелень, кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы (1:15–16). Причудливый райский ковер зелени, трав и цветов – ложе Христа и Суламифи. Оно светло-изумрудное, неземное, небесное, здесь нет ничего чувственного, страстного. Виноград, орехи, пальма с виноградными гроздьями, яблоня покрывают Божественное ложе. Это все знаки духовных даров и реалий небесных. Виноград – то веселье вечное очищенного сердца ( Пс. 103:15 ), и источник бессмертия таинственной евхаристии. Орехи – сокровенные плоды Духа, в жесткой скорлупе подвига. Пальма – символ победы над грехом мира сего. Гранатовые яблоки, плотно объединяющие в скорлупе своей зерна, означают единение верных в любви. На этих добродетелях, в этих божественных дарованиях находит покой и блаженство во Христе любящая Его душа. Вот – ложе святое!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Проконсул, миновав реку, называемую Рунток, был встречен воеводою той области. Из окрестных селений собрались также большие толпы христиан как будто на встречу проконсулу Переннию, а на самом деле желая видеть и почтить святого великомученика Кодрата, слава о котором распространялась по всей Азии и по всей вселенной. Проконсул, вступив вместе с областеначальником во встретившееся на пути селение, переночевал в нем; с наступлением дня, он пожелал принести жертву бесам, так как в селении было множество идолов — вместе с тем, конечно, он желал принудить к принесению жертв и христиан. Прежде всего проконсул приказал поставить пред собою святого Кодрата, и так как он не имел сил идти пешим, то его к капищу привезли на колеснице. Но хотя святой Кодрат и слаб был телом, тем не менее на взгляд казался веселым, улыбаясь и веселясь о Боге Спасителе своем. Там стоял весь собравшийся народ, желавший видеть страдания Христова мученика. Проконсул спросил Кодрата: — Кодрат! Надумался ли ты познать богов или по прежнему пребываешь в своем безумии? Святой громогласно отвечал: — Я с младенчества научен познавать Истинного Бога Христа; я христианин от чрева моей матери и другого Бога не знаю кроме Того, в Которого верую с пелёнок! Тогда проконсул приказал разжечь громадный костер, поставить на нем железное ложе и, когда оно накалилось, положить мученика. — Не нужно, — сказал при этим святой, — чтобы меня кто либо вёл и клал на это ложе, — я сам на него войду! И вот, укрепленный силою Христовою, он сам пошел в огонь и, осенивши себя крестным знамением, возлег на раскаленном ложе и почивал на нем как будто на мягкой постели, совершенно не испытывая вреда от огня. Огонь, потеряв свою естественную силу, служил рабу Божию, на столько лишь доставляя ему теплоты, сколько было необходимо для успокоения многотрудного и многоболезненного тела святого мученика. Слуги диавола между тем подкладывали под ложе смолу, масло, хлопок, а святой воспевал: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вновь и вновь возвращаясь к заданной теме, автор изображает неизменность «внутреннего пути» преподобного и его постепенное восхождение по ступеням монашеского «делания» («от силы в силу», от подвига к подвигу): «И устремился он к еще большим подвигам, слезами каждый день ложе омывая, молитвами, постом и жестоким изнурением тело свое удручая и непрестанные молитвы вознося Богу...». «Блаженный же еще больше предавался духовному деланию, труды к трудам прилагая (...) и предупреждением страстных помыслов сердце всегда очищая...», «И после того пребывал раб Божий игумен Зосима во многих трудах и сугубом пощении немало лет...» (подобные фрагменты повторяются в Житии 14 раз). Сочетание упомянутых «бессобытийных» фрагментов с эпизодами «событийного ряда» создает неповторимую композицию Жития Зосимы. Каждый из двух «рядов» композиции этого Жития соответствует одному из двух главных жизненных поприщ Зосимы – созиданию обители и устроению души (ср.: «...и устремился он на подвиг, телесный и духовный: телесный – в созидании монастыря непрестанном, духовный же – в вооружении не невидимых врагов постом и молитвой»). «Исправляя» жития соловецких преподобных и «украшая» их цитатами из святоотеческой литературы и Священного Писания , Спиридон не преследовал цели чисто «эстетические». Библейские цитаты использованы им для обозначения конкретных монашеских подвигов. За большинством из этих цитат в святоотеческой традиции закреплен определенный смысл, выражающий аскетический опыт святых отцов. Описывая монашеские подвиги Зосимы, Спиридон использует, например, то сравнение из «Лествицы» Иоанна Синайского («...и каждую ночь, выходя из келий до того, как начинали бить к утрене, Зосима плакал о своей душе, словно над покойником...»), то стих из псалма Давида («...и, „слезами каждый день ложе омывая» ( Пс. 6:7 ), непрестанные молитвы возносил Богу»). «Слезы покаяния» являются неотъемлемой частью монашеского подвига, о необходимости которых говорили многие святые отцы, например Антоний Великий : «Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом (...) Непрестанно плачь о грехах своих, как если бы ты имел мертвеца в келий своей» («Устав отшельнической жизни»). О слезах покаяния говорит и Иоанн Лествичник в 5-й главе своей книги, вспоминая подвижников, «рыдавших над своими душами, как над мертвецами» (глава «О покаянии»),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алла 27 февраля 2020, 10:41 игорь ковалев, а вот автор комментируемой статьи про ревность думает иначе: " Что касается ревности, то она – нормальный спутник любви, если мы говорим об отношениях мужчины и женщины. Ревность свидетельствует о том, что возлюбленный очень важен для меня, и я не желаю делить его ни с кем другим и боюсь потерять. " И я с ним полностью согласна. Если совсем нет ревности - нет и любви. Люди не должны гасить в себе естественную любовь друг к другу в законном браке. Все, что требуется от человека, это не вступать в отношения до брака, и затем не изменять в браке. Ни про какое якобы противозаконное " движение/разгорячение крови " между супругами вы не найдете в Библии. Алла 27 февраля 2020, 10:31 Евгения, научитесь сначала читать, прежде чем других критиковать. Я о том и пишу, что словосочетание " непорочное зачатие " это совсем не о том, что другие зачатия порочны. Интимные отношения в браке благословлены, а значит и влечение друг у другу, которое приводит к этим отношениям. Никакого нет греха в СУПРУЖЕСКОЙ страсти. Иоанна_ 27 февраля 2020, 10:11 Вы очень далеко зашли в своём понимании порока, уважаемые теоретики семейной жизни! Не ПОРОК большими буквами, а " порок неверности " , то есть измена, реальная или мысленная ( " в сердечном расположении " ). Церковь молится в таинстве венчания о " единомыслии душ и телес " , законный христианский брак свят и брачное ложе свято, хотя и в этом следует знать меру, как и во всём остальном. Вот и всё! Наталья 27 февраля 2020, 09:32 Правы святые отцы, пишут они очень деликатно по этой теме. Под действием духовной любви меняются телесные отношения, через нежность меняются. НО это ни бесполость, ни холодность. И на жизнь святых семей нужно смотреть через эту призму. Евгения 26 февраля 2020, 22:58 " Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог " (Евр.13:4)./" Брачное ложе не противоречит целомудрию, если оно будет свято и НЕПОРОЧНО: всякий ПОРОК неверности, явный и тайный (в сердечном расположении), должен быть чужд христианского брака, поэтому всякое отступление от чистоты и целомудрия христианского брака есть блуд и прелюбодеяние " ( " Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затвориком " , " Правило веры " , М., С.757./Как видите, Алла, слово " непорочно " в приведенной Вами СОКРАЩЕННОЙ цитате имеет совсем другое значение. Может, вы, как пишет Игорь Ковалев, действительно невоцерковленные? Концептуального не понимаете...

http://pravoslavie.ru/128080.html

Минуя ее, я взглянул на ложе дивного пророка, углубившееся под ним в скалистом камне, на котором он спал. Это ложе видом своим походить на геометрическую фигуру эллипсис и довольно неглубоко образовалось в. камне. Странно, что это чудо чудное, диво дивное осталось вне стен монастыря, и даже довольно не близко от него. Надобно полагать, что первый строитель сей обители не слыхал и не знал предания о пророке, заснувшем на семь камне и разбуженном ангелом, и что благочестие-суеверие 2 , ищущее чуда и знамения в каждом камешке палестинском, придумало легенду по устройстве монастыря для привлечения в него богомольцев, которые, прибыв в Палестину, ходят на богомолье только туда, где показывается какое-либо диво. В Св. Писании не упоминается о подобном диковинном спании Илии Пророка, да и в самом монастыре не верят сему. Что ж после сего ложе в камне? Такая же игра природы, как и каменный горох, собираемый за сим монастырем по въезде из лощины на возвышение, на левой стороне от дороги, на больших плоских каменных наплывах. За Ильинским монастырем панорама вдруг становится обширнее, величественнее и не нагляднее. Направо вдали опустевший и развалившийся монастырь Феодосия, пред вами Вифлеем, – радость души, любящей Иисуса; вправо за ним мечется в глаза дойка-титька природы, – гора Иродион, и за нею оструяются дымчатобеловатым течением воздуха зубчатые верхи гор, стерегущих Мертвое море. За этим морем и за Иорданом облава, как снег, лежать на горах недвижно. Небо и земля сближаются, горы восходят; юдоли нисходят; каменные утесы выглядывают из-за роскошной зелени дорог. У ног изгибается древний испорченный водопровод по вогнутой стороне склона горы; и вы, спускаясь по сему склону, жалеете о погибшей образованности в Палестине и побраните беспечное турецкое правительство. В Хеврон можно проехать чрез Вифлеем; но прямая ближняя дорога пролегает мимо гроба Рахили. Мы отправились по этой дороге. Нынешний памятник над могилою матери Иосифа и Вениамина построен недавно; и архитектурою походит на обычные турецкие часовни четырехугольные с куполом, кои магометане строят над своими святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

читаем следующее сказание в рукописи, упоминавшегося не раз, г. Карачева. Во время Архипастырствования Владыки Филарета были сооружены: I) церковь Екатерининская – точнее Боголюбская в Адмиралтейской слободе, составляющей нераздельную от города часть, купцом Сергием Павловым 161 ; II) церковь Николо-Вешняковская в самом городе на Вознесенской улице; III) при церкви Воскресенской великолепная колокольня с церковью в нижнем этаже её, во имя св. преподобного Сергия Радонежского, сооруженная купцом Крупениковым; IV) Владимирская колокольня, отличающаяся от прочих своею высотою – купцом Корюкиным; V) Престол во имя второго Святителя Казанского Германа в колокольне Кафедрального Благовещенского собора – купцом Чижевым, украсившим местные иконы в самом Соборе серебряными ризами. Богачи стремились один другого превзойти возведением Богоугодных памятников – свидетелей их набожности, воспламененной благоговейно чтимым иерархом-постником и великим молитвенником, как обыкновенно величали все приснопамятного Владыку. Он же, как Приставник Винограда, насажденного потами Св. Гурия, Варсонофия и Германа, благоговея к их Апостольским трудам, соорудил величественное ложе под великолепною сению и серебряную раку Святителю Варсонофию и поставил среди соборного храма Спасопреображенской обители, им устроенной, да возляжет и возрадуется на ложе своем Преподобный Киновиарх, неусыпно назидая братию, в его обитель пришедшую, как в тихое пристанище от треволнений мира и богомольцев, в его веригах ищущих исцеления от трясавицы. Торжество при этом было величественное и знаменательное. В день храмового праздника 6-го Августа перед Литургиею крестный ход, вместе с принесенною Чудотворною Казанскою иконою Божией Матери, двинулся около Собора монастырского; за ним священнослужители и священноиноки несли на раменах Святителя Варсонофия, во гробе возлежащего, провождаемого идущим по его стопам Иерархом Филаретом. «Войдя в церковь , Почивший телом, но духом предстоящий Престолу Господа на небесах, притек к алтарю и обратясь к предстоящим, возлег на ложе своем, и все узрели «Светильник на свещнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

На фреске [К] Христос под деревом, несущем на себе различные плоды, а Суламифь под кедром. Два дерева осенили райское ложе Христа и Суламифи. Дерево над Христом означает различными плодами своими, что в Нем полнота благодати и всех дарований. А Суламифь – под кедром, ибо оттуда, от вершин Амана, с гор Ливанских, от начала веры призвал Христос Свою Невесту. От начала веры, ибо «без веры угодить Богу невозможно» (Ев. 11:6). На фреске [Я-И] 87 одно большое дерево, над которым облако, и в нем Голубь – Дух Святой. Все это осеняет ложе Христа и Суламифи. Вдали, еще дальше скачущего оленя – ряд деревцев поменьше. «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» ( Пс. 92:13 ). Это – правда Царствия Божия и возвышенность ее над миром сим (кедр над малыми деревцами). Эта композиция изображает Христа и Суламифь одних. Нет дочерей Иерусалимских, нет друзей Жениха, нет стражников городских. Ибо единственная она, чистая, избранная Невеста Христова. И Он один, к Нему сердце ее. Никто не может постичь тайны их божественного ложа. Много людей на брачном торжестве, но на брачном ложе жених и невеста одни. Интересен рассказ священника, как ему открылась тайна, что Христос и Невеста – одни. Совершалась проскомидия Божественной литургии на праздник св. архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных. Вынут Агнец, частицы Божией Матери, девяти чинов святых, о здравии и упокоении верных. На дискосе – вся картина Церкви Небесной и земной вокруг Агнца. Всегда вынимаются частицы и поминаемых в тот день святых. А тут – великий праздник, а частиц нет. Бесплотен дух ангельский и может только сослужить и сославословить в литургии, но не может в ней участвовать. Частиц за ангелов на дискосе нет, и причаститься они не могут. Плоть Христову может принять только плоть. Так остались вне Брачного чертога «стражи градские». Вне его и все товарищи и дщери Иерусалимские. Нет частиц о некрещеных, неверных, еретиках: оглашенные, изыдите! Вне Брачного чертога остались все, кроме Христа и Суламифи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пророк Илия. В центре иконы пророк Илия в пещере, у потока, правою рукою оперся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных клейм, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом клейме, начиная сверху – слева – рождество пророка. Надпись: “Рождество стго пррока В палатах на красивом ложе возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка, – положил руку под свою голову; за спиной матери спеленатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображенные здесь лица – в нимбах. – Во втором клейме – воскрешение пророком сына Сарептской вдовы. Надпись: ”Прииде Илья в Сарефту Сионскую. К жене вдовице всели ту и сна ея воскреси.” Палаты. – К пророку, представленному со свернутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит ее маленький сын; дальше – в тех же палатах на ложе тот же отрок лежит (мертвый), скрестивши руки на груди. – В третьем клейме – предсказание царю Ахаву о трехлетней засухе. Надпись: “Илья пророчествова Ахаву црю яко не быти дождоу три лета”... Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свернутый свиток, левая положена на колено. – Сзади трона, за Ахавом, стоит женщина (Иезавель?). Пред царем пророк, правую руку простер в рассуждении, в левой держит хартию со словами: “Ревнуя поревновахъ поревновахъ.” – Во втором ряду изображниий, налево от центрального, – жертвоприношение жрецов Вааловых. Палаты – город. Внизу – на дровах телец. Два жреца, справа, руки свои и взоры обратили кверху с молитвой о ниспослании огня на жертву. Против них пророк Илия с простертой десницей – жезл отрицания, в шуйце держит хартию, в которой написано: “Ревнуя поревновахъ по Где Бозе вседержителе” … – На правой стороне от центрального изображения – жертвоприношение пророка Илии. Пророк устремил свой взор и руки простер к небу. От приготовленной перед пророком жертвы сильный пламень в виде высокого огненного столба поднимается к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010