Учение о браке 686 , по-видимому, не находится в связи ни с предшествующим, ни с последующим. Но оно имеет не внешнюю, а более глубокую внутреннюю связь, заключающуюся в общей цели исполнения всех добродетелей, предписываемых здесь Апостолом. Цель эта указывается в словах 15 стиха: «итак, будем приносить Богу жертвы хвалы». Но приносить жертвы не могут люди нечистые телесно, блудники, которых Апостол предаёт суду Божию, который несомненно совершится над нами во всей строгости его, между тем как живущих в браке Апостол удостаивает похвал, называя их союз достойным всеобщего почтения, а их ложе непорочным 687 . Главная мысль Апостола здесь представляется так: «у всех вас брак да будет честен и ложе непорочно. Я предписываю, чтобы все вы, находящиеся в браке, охраняли честь брака и ложе без порока». А это исполняется тогда, когда обоими супругами не нарушается верность брачного союза и не допускается ничего такого, чем бы могла запятнаться чистота супружеского ложа 688 . Брачными отношениями регулируются внутренние семейные отношения и зиждущиеся на них общественные. Внешние же отношения и положение лиц во многом зависят от экономических средств. Поэтому неудивительно, что, определив брачные отношения, Апостол вслед за тем 689 предостерегает от сребролюбия, советует довольствоваться имеющимся, а главное надеяться на Бога. Для утверждения последнего он приводит два характерных свидетельства св. Писания, из которых в одном находится удостоверение Самого Господа о том, что Он не покидает верующих в Него, а в другом – удостоверение о том же псалмопевца 690 . Довольство тем, что есть (τος παροσιν), оригинальное выражение Апостола, хотя о довольстве имеющимся учил ещё св. Иоанн Предтеча Господень ( Лк.3:14 ) и сам Апостол писал в послании к Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» 691 . По изъяснению Д. Естио, общая мысль Апостола здесь заключается в том, что мы должны питать твёрдую надежду и полную уверенность на помощь Божию, что Он не оставит нас в затруднительных обстоятельствах жизни и, как Он показал на примере Давида, явится наших помощником против всех нападений злых людей, которые всеми средствами стараются отнять у нас даже жизнь. Не следует бояться никакого временного перевеса 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вокруг головы Суламифи – нимб, венец святости, ибо Церковь Христова свята и непорочна ( Еф. 5:26–27 ) и освящает во святом крещении каждую верующую душу. Апостол Павел именует верных чад Церкви святыми ( Фил. 1:1 ). Только на фресках [Я-И] Суламифь изображена без нимба. Суламифь – в голубом платье и светло-розовой мантии, покрывающей ее от пояса и ниже. Мантия роскошно узорчата. Голубой цвет платья – цвет неба, означает небесную духовную природу Церкви. Царство Христово не от мира сего ( Ин. 18:36 ), о горнем помышляет христианская душа ( Кол. 3:2 ). Красный цвет мантии означает дольний мир, полный страданий и мук, в котором совершает свое шествие святая Церковь . Мантию Суламифь на ложе своем спустила с плеч – во внутреннем сокровенном человеке, ночью, в отрешенности от мира она отрешается от всего земного. Мантия не отброшена вовсе, ибо Церковь и верующая душа в мире этом не теряет своего земного начала совсем, но оно уже не обладает ею, а как бы только едва касается. Облачена же она в голубое платье, в помышления о горнем, а не земном. «Ищите горнего» ( Кол. 3:1 ) – на ложи моем в нощех исках, егоже возлюби душа моя. Она в некоторой растерянности – ибо поисках Его, и не обретох Его: звах Его и не послуша мене. Руки Суламифи передают эту растерянность, но они и указывают, где ей искать своего Возлюбленного. Правая указывает на сердце, а левая – ввысь, на фресках же [Я-И] и [К] – прямо на небо, в котором Христос. «Горе имеим сердца» – там Христос, там Тот, Которого возлюбила и ищет душа твоя. Роскошное убранство Суламифи и ложа ее свидетельствуют об обилии даров Духа Святаго, коими украшена святая Церковь и на коих «почивает» праведная душа. Ложе Суламифи и мантия ее украшены цветочным орнаментом. Это – красота Церкви и благоухание святой души. Что лилия между тернами, то возлюбленная Моя между девицами, – говорит ей Господь. На ложе добрых дел почивает благочестивая душа и ищет Бога в ночи Божественного Мрака Его непостижимости. Роскошное изголовье ложа подобно стене. Аз – стена, – говорит о себе Суламифь (8:10). «Стена еси девам», – говорит Церковь о Пречистой Деве. На фресках [Я-И] и [К] изголовье яркое, густо-красное. А на фреске [К] на изголовье изображены декоративные ангелы. Ангелы Божии ограждают Суламифь в ее ночном искании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но вот наступила очередь. Сильнее забилось сердце и дрожащими ногами вступает молящийся в «придел Ангела». С быстротой молнии проносится в уме евангельский рассказ. «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от Гроба» ( Мф.28:2 ). Это преддверие «Кувуклии», последний шаг к величайшей святыне. Яркий свет лампад проливает в душу богомольца неизъяснимую радость. Он осматривается вокруг. По обеим сторонам входных дверей видны два небольших оконца. В эти оконца Патриарх подает через епископов молящимся священный огонь в начале заутрени Светлого Христова Воскресения (см. ниже). Посредине – престол. Пади ниц, христианин, и усердно-усердно помолись у этого престола: небольшой камень, служащей для совершения Божественной службы, есть тот самый камень, который отвалил от Гроба сошедший с неба Ангел! Но вот и священная усыпальница, вот сама Пещера Св. Гроба. В нее ведет маленькая дверца, как мала и сама пещера, вместившая в себя Божественное Тело Великого Учителя. Оно почивало на каменном ложе, которое и ныне находится в этой пещере. По величине ложе не больше того, сколько нужно для помещения человеческого тела; оно занимает большую часть пещеры, так что поклонение ему зараз возможно лишь 3–4 человекам – богомольцам. Последние нередко, в порыве благоговейного усердия, отламывали куски камня и уносили с собой. Это обстоятельство вынудило покрыть стены пещеры и ложе, на котором почивало Пречистое Тело Господа, мраморными досками, хотя и скрывающими природную скалу, но в, то, же время и сохраняющими в неприкосновенном виде столь великую святыню, и придающими святой пещере, то благоление, которое подобает такому месту. Благоление это усугубляется от множества висящих лампад, горящих свечей, озаряющих темноту пещеры и размещенные всюду иконы. По тесноте не всякий может поставить здесь лампады, а потому светильники эти возжены от лица народов, исповедующих христианскую религию: русских, греков, латинян, армян, коптов. Счастлив тот, кому пришлось помолиться в этой пещере, еще счастливее – кому довелось слушать и литургию у Св. Гроба Господня! А литургию совершает здесь постоянно – несколько раз в день – духовенство разных народов. По вторникам в 12 часов ночи обыкновенно отправляется божественная литургия на славянском языке русским духовенством. Так как богомольцев обыкновенно бывает много и каждый желает прослушать литургию, то последняя совершаются постоянно, за невозможностью всем пользоваться престолом у Св. Гроба, в прочих церквах и часовнях Св. Храма. Часовен этих много. Кроме указанных выше, упомянем здесь о Часовне Сирийской, ныне принадлежащей Армянам. Она находится вблизи пещеры Св. Гроба Господня и граничит с гробницами Иосифа и Никодима, тех тайных учеников Господа, которые раньше многих других исповедали Его и за то удостоились принять и упокоить Тело Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас венцы снимают в конце обряда бракосочетания с чтением молитвы на разрешение венцов в восьмой день (она сохранила свое древнее название). На новобрачных теперь не накладывается правило целомудрия первой недели. Супружеские отношения требуют терпения и нежности, величайшего взаимного такта и согласия. Женщина не должна быть травмирована, она должна получать радость через новое раскрытие личности мужа, его любви к ней и своей любви к нему. Пестов, автор « Пути к совершенной радости», отмечает даже случаи самоубийств после первой брачной ночи. Период сохранения целомудрия после Венчания хотя бы два-три дня, если не неделю – залог целомудрия брака Он позволяет неторопливо осмыслить совершившееся Таинство и как новое событие осознать новый этап развития брачного союза. Не надо с этим торопиться, но не следует и затягивать до преддверия приближающегося поста, если для этого нет каких-либо особых причин. Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак. Вообще, касаясь интимных супружеских отношений, нельзя давать общих и обязательных советов, кроме одного, сформулированного апостолом Павлом: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор. 7:4 ). Мужчина должен помнить вторую половину этой формулы, а не только требовать выполнения первой. Лучше вначале уступить инициативу жене, чем допускать даже тень насилия над ее психикой и телом. Освящая брак и супружеское ложе («брак честен и ложе нескверно, ложе их ненаветно» – великая ектения на обручение), Церковь учит миру и воздержанности в супружеских отношениях. Перед едой православный христианин читает молитву и, если есть рядом священник, он просит: «Благослови, Господи, ястие и питие рабом Твоим», но обжорство и пьянство Церковь осуждает и вменяет в грех. Так же и благословляя брак, Церковь осуждает сосредоточенность взаимных интересов супругов исключительно на плотских отношениях. Когда в браке преобладает секс, тогда под его покровом скрывается разврат; когда муж, предварительно поругавшись с женой, требует ее тело или мирится с нею только для того, чтобы обладать им, тогда и в браке совершается половой грех.

http://azbyka.ru/semya/brak-u-vseh-da-bu...

Между тем некоторые из завистливых военачальников, завидуя доблести и славе святого Андрея, донесли на него Антиоху, сообщив ему, что стратилат Андрей чтит распятого Бога. Услышав это, Антиох пришел в сильный гнев и послал к нему некоторых начальствующих мужей из военного звания узнать от него, справедливо ли то, что о нем говорят. Узнавши, что всё это действительно справедливо, Антиох отправил снова послов к Андрею отчасти с увещаниями, а отчасти с угрозами и напоминанием ему о своей нетерпимости к христианам и, наконец, велел посланным сказать ему: – Ты хорошо знаешь, какой мучительной казни я предал сына Полиевктова, Евфимия, и вместе с ним многих других последователей христианской веры. Никого из них я не пощадил. На что же после этого рассчитываешь ты и на что надеешься, воздавая божеское почитание Человеку, Который был распят на кресте? Когда посланные от Антиоха пришли с таким поручением к святому и передали ему эти слова, то он сказал им в ответ: – Слова Антиоха более ободряют меня нежели устрашают: ибо если те, о которых он напоминает мне, будучи преданы жестоким мучениям, стали его победителями и в венцах мучеников предстали Христу Богу, то почему же и мне не быть верным рабом моего Иисуса Христа, чтобы вместе с ними, пострадавшими за Него прежде меня, удостоиться наследия в царстве Его? После того как посланные сообщили Антиоху этот ответ святого Андрея он исполнился ярости и послал к святому воинов с приказанием связать и привести его к себе. Севши на судейское место, он велел святому Андрею открыто пред всеми объявить, желает ли он подчиниться царскому повелению или намерен служить своему Богу. Тогда святой, стоя на этом нечестивом судилище, пред лицом ангелов и людей громким голосом смело исповедал Христа истинным Богом, а себя рабом Его. После этого мучитель немедленно приказал принести медное ложе и сильно раскалить его, дабы жечь на нем Христова воина. Когда ложе было раскалено до того, что от него отскакивали искры, то Антиох сказал мученику: – Андрей, ты много потрудился на воинской службе, посему следует тебе после стольких трудов отдохнуть на этом ложе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы тихо вошли во внутрь... Там тоже яркое сияние лампад и свечей. Посредине, в богато украшенной урне, прикрытой золоченою доской, обломок камня, которым закрывался некогда вход в могильную пещеру. Это «часовня Ангела», отвалившего, по рассказу Евангельскому, камень Гроба, Камень этот служит теперь престолом во время литургий, точно так же, как самый Гроб Господень служить вполне подходящим жертвенником. Два маленьких окна проделаны из этой часовни в ротонду. Через них патриарх в заутреню Светлого Воскресения передает архиереям пучки свечей, зажженных от таинственного огня Святого Гроба. Необходимо подождать своей очереди в часовне Ангела, прежде чем вступить во святой Вертеп. Здесь тоже молящиеся, простертые на полу, в жарких слезах, с глубокими вздохами, глаза их в торжественном самозабвении прикованы к этой маленькой дверочке, отделяющей от них великую святыню. По очереди встают они и тихо пригибаются под низенький свод Вертепа, с благоговеным трепетом, будто приближаясь к престолу страшного суда Божия... И долго еще видите вы их там лежащими лицом к земле, в ярком Сиянии лампад, у подножия Христова Гроба. И никто не узнает, какие тайны выкладывают они перед ним в этой немой исповеди, какие горькие скорби и страдания принесли они сюда, чтобы сбросить их, как непосильное бремя, ко Гробу Великого Страдальца за мир... За низенькой дверочкой вы, действительно, попадаете в отверстую утробу Гроба. Тесные недра скалы кругом вас... Два человека здесь с трудом умещаются вместе. Углубление, высеченное в скале в виде ниши, приосеняет такое же, высеченное в скале, каменное ложе... Это и есть Гроб Спасителя. По обычаю Евреев, тело умершего, обвитое пеленами, или плащаницею, клали без ящика прямо на каменном ложе пещеры и вход в нее заваливали камнем. Императрица Елена прикрыла доской белого мрамора грубое Христово ложе из сырого камня... Теперь эта доска установлена рядами горящих подсвечников, усеяна цветами. Множество древних икон, одни в богатых окладах, сверкающие драгоценными камнями, другие совсем простые деревянные доски, чуть не младенческой живописи, покрывают углубление ниши и стенки пещеры. Около 50-ти больших лампад, золотых и серебряных, спускаются целым мерцающим лесом с низенького свода, переливая своими разноцветными огнями. В сиянии этих бесчисленных огней, свечей и лампад тесная утроба Гроба Христова кажется каким-то пламенным очагом среди полутьмы огромного храма. Черный сырец первобытной пещерной скалы виден однако сквозь все эти висящие сети золота и огня, из-за всех этих сверкающих икон. А в самом верху пещеры, сквозь круглое отверстие часовни, которое приходится как-раз под отверстием большого купола храма, дышит в тесную гробницу Христову далекое голубое небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем, кто интересуется более подробными сведениями о состоянии Кувуклии, задачах и трудностях восстановительных работ, мы рекомендуем обратиться к отчетам, опубликованным на сайте Иерусалимской Патриархии. Не останавливаясь на этих деталях подробно, мы сразу перейдем к вопросу о необходимости освободить на время работ в Кувуклии погребальное ложе Христа от закрывающих его мраморных плит. Для обеспечения сохранности скалы Гроба и возведенной на ней Кувуклии на завершающем этапе реставрации потребовалось гомогенизировать каменную кладку и скальную породу методом нагнетания специального строительного раствора в имеющиеся пустоты и трещины. Для этого использовался бесцементный известково-пуццолановый состав, который характеризуется малым размером частиц, высокой текучестью и способностью расширяться в пластичном состоянии, гарантируя тем самым, что даже самые малые пустоты будут заполнены. Именно для обследования основания Кувуклии – скалы Гроба Господня – на предмет трещин и пустот, а затем правильного нагнетания скрепляющего раствора и было необходимо временно снять мраморные плиты, покрывающие сверху ложе Христа, а также мраморную облицовку стен внутри погребальной камеры Кувуклии. Важно отметить, что, сняв мраморные плиты, ученые удостоверились в том, что под ними находится подлинное погребальное ложе Иисуса Христа, высеченное внутри скальной погребальной пещеры и представляющее собой одно целое со скалой. Расстояние от поверхности верхней плиты, которую видят паломники, до этого каменного ложа составляет примерно 35 сантиметров. Описанные выше работы завершились 28 октября, полностью же реставрацию Кувуклии планируется окончить к Пасхе 2017 года. В ближайшие дни увидит свет видеоматериал, подготовленный пресс-службой Русской Духовной Миссии, в котором содержится интервью о реставрационных работах в Кувуклии Гроба Господня с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Фото: Официальный информационный сайт Иерусалимского Патриархата скрыть способы оплаты Комментарии

http://pravoslavie.ru/99279.html

Мне кажется, что и родители, замышляя зачатие должны тоже уподобиться Богу в этом совете и рассудить, готовы ли они пожертвовать собой ради ребенка и возможно испить чашу родительских страданий до конца, пронеся свой крест. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о сотворении человека: « Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостоивает это животное ». Не просто Господь создал человека, но сначала создал для него райские условия. Так и родители должны стремиться к тому, чтобы дети были детьми Божиими, и могли жить достойно этого звания. Поэтому, осознавая всю ответственность за будущего ребенка, муж и жена должны решить, будут ли они пользоваться таким методом или нет. – Если зачатие происходит во время овуляции, не будет ли грехом близость в остальные дни, кроме периода выхода яйцеклетки из яичника? – Ответ на этот вопрос кроется в выборе той традиции, которой вы следуете. Так сложилось что в христианском богословии относительно супружеской близости наметились две тенденции – западная и восточная. Западная традиция, которая соблюдается в католичестве, считает вообще все половые отношения грехом, за исключением тех, которые ведут к рождению детей в браке. За последние годы строгость католиков несколько снизилась и стало позволительно пользоваться календарным методом контрацепции. В Восточном Православии соблюдается другая традиция, которая позволяет половую близость мужа и жены в браке не только для рождения детей. «Брак честен и ложе не скверно» – такая мысль закреплена в чинопоследовании Таинства Венчания. «Ложе не скверно» – означает, что проявление супружеской любви на брачном ложе не является грехом. Православная Церковь не сочла необходимым быть консультантом в сфере техники интимных отношений. Поэтому то, что происходит за закрытой дверью спальни супругов, является тайной.

http://azbyka.ru/zdorovie/voprosy-svyash...

Затем состоялось торжественное вручение Святейшему Патриарху Кириллу диплома доктора honoris causa Софийского университета культурного наследия. На мероприятии присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Болгарии Ю.Н. Исаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Болгарии В.Г. Качанов, поверенный в делах Республики Казахстан в Болгарии Т.Р. Избастин. К торжественной церемонии была подготовлена речь Его Святейшества , которая была передана руководству университета. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за оказанную честь и обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, отметил: «В современном мире с его стремительным темпом жизни, взаимопроникновением культур, с легким доступом к огромным массивам информации, благодаря современным коммуникационным технологиям, часто формируется очень агрессивная среда по отношению к национальной идентичности. Это один из глобальных вызовов современного мира, ведущий к растворению всего самобытного, национального в некой новой культурной и идеологической атмосфере, которая максимально поддерживается сегодня, в том числе средствами массовой информации. Тенденция некой культурной стандартизации, возникновение в обществе упрощенных понятий о добре и зле, весьма своеобразная и односторонняя трактовка прав и свобод человека мало по малу создают некое прокрустово ложе для такой религиозной системы, которая не будет бросать никаких мировоззренческих и нравственных вызовов окружающему миру. И если религиозная система укладывается в это прокрустово ложе новой интеллектуальной и культурной среды, не связанной с национальными традициями, то религиозной системе никогда не будут аплодировать, ее никогда не будут превозносить, но не будут и дискредитировать. Она ни для кого не будет врагом — ее будут просто не видеть. А носители такой религиозной культуры будут благодарить всех, что их никто не обижает, никто не видит, никто не замечает. Однако Церковь никогда не сможет пойти по этому пути, иначе она перестанет быть Церковью. Умрет национальная культура, если она потеряет свою самобытность. Поэтому Церковь, христианское послание не может уложиться в то прокрустово ложе, которое ей определяет современная секулярная культура и современная секулярная политическая мысль.

http://patriarchia.ru/db/text/2192697.ht...

Имя Израиль произошло от двух слов и (краткий вариант имени Божия, причём первое слово стоит в имперфекте единственного числа, значит, слово должно переводиться как «Бог боролся, борется», хотя некоторые учёные и выделяют определённые проблемы со значением данного глагола 464 . Вполне возможно, что святые отцы не могли знать этого, ведь практически все пользовались греческим переводом, Септуагинтой, в которой этих особенностей имени, естественно, не видно. Касательно канона неясно, что именно перефразировал святой Андрей – значение имени или же местности. Если места, то становится понятно, почему ум видит Бога, в этом и проявляется любимое святым Андреем использование аллюзий на слова и события из Священной истории. Если же предположить, что есть аллюзия на распространённую этимологию имени Израиля как видящего Бога, что тоже вполне может быть, то придётся признать факт следования в вопросе этимологии за своими предшественниками. Важно отметить и не случайность упоминания жён патриарха с эпизодом наречения нового имени. Как считает преподобный авва Исаия , само событие перемены имени свидетельствует о переходе Иакова к новому этапу духовной жизни, от деяния, борьбы со страстями, к созерцанию славы Божией 465 . Применительно к канону это может означать некий призыв к душе идти к Богу через постепенное прохождение этапов деяния и умозрения. Интересно, что из всех детей патриарха Иакова в Великом каноне упоминаются только первенец Рувим и Иосиф, причём первый – в связи с не самым красивым поступком в его жизни. Этому посвящён 2-й тропарь 5-й песни, в котором душа уподобляется беззаконному Рувиму, который осквернил ложе своего отца, проведя ночь с его наложницей Валлой (см.: Быт.35:22 ), за что позднее он был лишён первенства (см.: Быт.49:3–4 ): «Рувима подражая, окаянный аз содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мо, яко отчее он». Епископ Виссарион (Нечаев) объясняет актуальность этого, казалось бы, незначительного события. Он начинает с того, что напоминает о Таинстве Крещения, в котором человек входит в тесное общение со Христом. В Таинстве Миропомазания он получает дар Духа Святого как залог верности Ему. Именно с этих самых пор сам человек, особенно его сердце, образно говоря некий центр его существа, становится ложем Господа. Но человек, увлекаясь своими похотями и желаниями, вводит их на это ложе, тем самым духовно прелюбодействуя с диаволом. Естественно, Бог не оставит это безнаказанным, и в итоге душа может лишиться Царствия Небесного, подобно тому как Рувим лишился первородства 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010