Также несправедливы его нападения и на другие подобные места перевода, где встречается глагол μλλω 11:51; 12:33 и др. У сотника раб зле боля хотяше умрети: это не значит, что он желал умереть, но что близок был к смерти». А чтобы составить себе ясное представление о характере доказывания у самого г. Виноградского, мы приведём два-три примера из его многочисленных (до 350-ти числом по его собственному счёту) «Заметок». « Мф.2:23 . Яко назорей наречется Π. Р. Б. О. Что Он назореем назовётся. Греч. как по слав. (В русском переводе 1860 года). Что Он назореем наречется 114 . В первом же издании русского перевода 1860 года, отдельно без славянского текста, напечатано так: Назореем назовётся. Это первое из тех многочисленных, хотя, исключая двух или трёх мест, неважных разноречий, которые встречаются при сличении первого издания русского перевода 1860 года, без славянского текста напечатанного, со всеми прочими его изданиями. Причины подобных разноречий, обнаруживающих, что перевод 1860 года имел две разные редакции 115 , по справедливости не должны бы были оставаться без удовлетворительного объяснения». Ещё пример. « Лк.5:18 . И се мужие носяще на одре человека. Π. Р. Б. О. Принесли некоторые на одре человека. Греч. ложе. У Марка и Иоанна: постель (во всех стих.) Греч. ложе. (В русском переводе 1860 г.). Вот, принесли некоторые на постели человека. Слово одр выражается здесь и у евангелиста Иоанна, глава 5 в стихах 8, 9 и 10, словом постеля, когда оно у евангелиста Марка, главы 2 в стихе 11 и в других местах принимается и в русский текст без перевода; главы же 7 в стихе 4 евангелиста Марка заменено словом скамья. По Академическому словарю оно означает кровать, ложе и носилки. Подобное разноречие со славянским переводом должно быть объяснено, если оно не произвольно» 116 . Наконец вот ещё один из многих примеров: «Луки гл. 21, ст. 21. Тогда сущии во Иудеи да бегают (sic) в горы: и иже посреде его да исходят и иже во странах, да не входят в онь. Π. Р. Б. О. Тогда кто будет в Иудее, беги в горы; и кто в городе, выходи вон; и кто в окрестностях, не входи в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Пойми, жалкая душа, что радость, роскошь и покой века сего исполнены печали и горести, а скорби, лишения и самоозлобления доставляют неизглаголанную радость и вечную жизнь. Решись вступить в путь тесный и прискорбный и подвизайся в безмолвии, чтобы, когда придет час смерти и разлучения, не оказаться тебе неготовою. 90. НОЧНЫЯ СЛЕЗЫ (4, 358) На ложе моем помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь востал — прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои — и пролил потоки слез. Ободряли меня: разбойник, мытарь, Мария — грешница, Хананеянка, а также кровоточивая и Самарянка при кладезе водном. Они говорили мне: востань, умоляй о щедротах, — Господь твой исполнен щедрот. Давид, сын Иессеев, взывал мне в псалмах своих, пробудил меня от сна, бременившаго члены мои, и сказал мне: востани, человек, — что спиши? Судия в полночь приемлет дары, — встань, молись и проси себе прощения. Милосердый Господь возрадуется о тебе. Дверь Его день и ночь отверста кающимся. Ночью, покоясь на ложе своем, приводил я себе на память долги и грехи свои; тогда ужас объял меня, и я воззвал: увы, наступает уже грозная ночь и всякаго света лишенная тьма. У кого жизнь беззаконна, тот не возрадуется в день воскресения, но без конца пребудет во тьме. И Давид бодрствовал ночью на ложе своем, помышлял о беззаконии своем и исповедывал грехи свои. Ночью омочал он постель свою слезами очей своих и с воздыханиями умолял, говоря: беззакония моя, Господи наш, аз знаю, и грех мой предо мною есть выну; Тебе единому, Господи, согреших, — помилуй мя. Тебя призываем, Отец, Сын и Дух Святый, Тебя умоляем день и ночь — пощади нас. По множеству щедрот Твоих очисти беззакония и грехи наши; даруй нам, Господи, душевное и телесное здравие, избавь нас от лукаваго и от силы его, от пут его и от всех сетей его, и не отказывай нам ни днем, ни ночью в щедротах Твоих. 91. ДЕНЬ И НОЧЬ БОДРСТВУЙ В МОЛИТВЕ, ЧТОБЫ НЕ ЗАСТАЛ ВНЕЗАПУ ДЕНЬ СМЕРТИ (4, 363). Пробудимся от сна, с воздыханием воззовем ко Господу, день и ночь будем трудиться, заботясь об исправлении своем, пока продолжается еще жизнь наша, пока не пришло еще время, после котораго не будет и места покаянию. Будем бодрствовать при дверях Жениха, чтобы с Женихом войти нам в чертог Его и наследовать вечную жизнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Но, поучая пастырей, святой Михаил нетленными останками своими преподает наставление и всем пасомым - быть христианами не по одному имени, блюсти твердо веру православную и осуществляет ее постоянно в жизни, стремиться путем добродетелей и покаяния вослед его -в Небесное Отечество. Сему поучает всех и каждого гроб Михаилов; и я не думаю, чтобы кто-либо из нас отходил от сего гроба без мыслей о своем спасении. Прикасаясь к останкам святого и лобызая их, кажется, слышишь от них голос: все суета, кроме веры и добродетели. Пребудем ли, братие, равнодушны к сему и подобным гласам?.. Промысл столь мидосерд ко всем нам, что благоволил обитать нам во граде, исполненном нетленными останками святых, и гласами, от них исходящими. Безответны будем, если, живя среди сонма святых Божиих, не научимся восходить, по следам их, на небо! Аминь. Слово на память священномученика Макария, митрополита Киевского Святой Давид, желая изобразить блаженство праведных по смерти, говорит, что они восхвалятся... во славе и возрадуются на ложах своих (Пс. 149; 5). Каким образом праведные прославляются в светлых обителях Отца Небесного - сего не дано видеть бренному оку человеческому. А как они в радости и мире почивают на ложах своих - это в самом ощутительном виде открыто для взора многих и многих. И особенно не сокрыто сие от вас, обитатели богоспасаемого града сего! Ибо не пред вашими ли очами от лет древних почивает на ложах своих целый сонм святых Божиих человеков? О, блаженны очи ваши, кои всегда могут видеть, что многие из сынов Православной Церкви сподобляются узреть едва единожды в целую жизнь! Се, и ныне кто собрал нас? Един из тех, кои восхваляются присно, во славе, и в обителях Отца Небесного. Куда собрал? К тому ложу, на коем он возлег опочить после многих неусыпных трудов в вертограде Христовом. Собрал ныне, ибо ныне он сам, пожатый мечом свирепых монголов, собран был, яко зрелый колос, в житницу Отца Небесного. Зрите, как мирно почивает праведник на ложе своем! Более трех веков протекло над сим ложем, а ложе - то же! Три разного рода владычества прешли над сею страною, а область тления ни разу не коснулась того, кто почивает на сем ложе! Самый вид гор и юдолей наших изменился, а образ почивающего священномученика един и тот же! Пройдут и еще века и, может быть, тысячелетия над сим святым ложем; совершатся и еще новые и новые перемены в судьбе сего града и страны, - все изменится вокруг, а праведник пребудет яко гора Сион, неподвижен среди устремлений потока времени, и восстанет с ложа своего с большею легкостью, нежели как мы восстаем от сна утреннего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Авва Иоанн пришел к Таисии и попросил старуху-привратницу: – Скажи обо мне госпоже. Но та стала браниться и гнать его прочь: – Вы проели все ее имущество! Это из-за вас, монахов, она теперь нищая! – Скажи: я пришел помочь ей, – успокоил ее авва. Привратница поднялась к госпоже и сказала о нем. Выслушав ее, девица воскликнула: – Эти монахи все время ходят у Красного моря и находят жемчужины 19 . Она привела себя в порядок, уселась на ложе и велела привратнице привести старца. Авва Иоанн вошел, сел рядом и, взглянув на нее, сказал: – Почему ты винишь Иисуса в том, до чего дошла сама? Услышав это, она вся съежилась, а старец, уронив голову на грудь, горько заплакал. – Авва, почему ты плачешь? – спросила она. Он взглянул на нее и, снова опустив голову, проговорил сквозь слезы: – Как же мне не плакать, когда я по твоему лицу вижу, как сатана смеется над тобой? – Возможно ли для меня покаяние, авва? – Да, – ответил старец. – Забери меня отсюда куда-нибудь, – попросила она. – Пошли, – сказал старец, и она тотчас встала, готовая следовать за ним. При этом авва с удивлением заметил, что Таисия не сделала никаких распоряжений по дому. Когда они пришли в пустыню, сумрак уже покрывал землю. Авва устроил в песке ложе с небольшим подголовником и, осенив его крестным знамением, сказал: – Усни здесь. Сделав и себе ложе неподалеку и помолившись, старец вскоре и сам уснул. Среди ночи он пробудился и увидел светлый путь, сходивший с неба к девице, и увидел ангелов Божьих, возносивших ее душу. Авва Иоанн встал, подошел к ней, тронул ее ногой и, увидев, что она мертва, пал ниц, стал молиться Богу и услышал глас, сказавший, что один час ее покаяния принят лучше, чем тех, кто кается много лет, но не так горячо, как она. Е. О блаженном Павле Препростом, ученике святого Антония Как рассказывали отцы, однажды Павел Препростый, придя в монастырь ради посещения и пользы братии, после обычного приветствия отправился вместе с ними в церковь на службу, но у дверей храма остановился и принялся всматриваться в монахов, дабы понять, с какой душой они входят, ибо Господь удостоил блаженного дара видеть внутреннее состояние человека, подобно тому как мы видим внешнее. Он обратил внимание, что у всех входящих взоры ясные и лица веселые, сопровождающие их ангелы радуются за них, и святой сам радовался вместе с ними и благодарил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие – то состояния, какие – то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и, продолжает он, брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящем все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. И телесный брак, тоже по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле?  В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей веры и любви верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по иному) благодаря взаимной вере и взаимной любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность» (136:475).    Илий Шугаев (зачатие не связано ни с какой скверной): «Вопрос о том, является ли супружеское соединение чем-то скверным, возникал уже у первых христиан. Апостол Павел в одном из посланий пишет: “Брак ... честен и ложе непорочно” ( Евр. 13:4 ). Конечно же, имеется в виду ложе законных супругов, а не ложе блудников или изменников. Еще одно свидетельство, теперь уже четвертого века. В то время появились люди, которые говорили, что священник не должен иметь супружеского общения со своей женой, а некоторые даже отказывались причащаться у таких священников. В ответ на это заблуждение Церковь вновь со всей ясностью засвидетельствовала на Гангрском соборе, что те, кто гнушается женатыми священниками, считая, что брак оскверняет их, сами отлучаются от Церкви как еретики... То, что зачатие не связано ни с какой скверной, можно увидеть и из следующего. В Православной Церкви даже есть праздники, которые посвящены зачатию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Что же нового сказал этот четвертый друг? Оп попытался ответить Иову, что все же Бог говорит с людьми, что хотя Господь непостижим, далек, недомыслим, но все же он отвечает людям. «Бог говорит однажды, и если того не заметят – в другой раз во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты, на ложе. Тогда он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» ( Иов.33:14–19 ). В этих словах Елиуя – духовная истина. Господь отвечает человеку не только прямо и непосредственно в чистом духе, но также незаметно, сказать по-современному – «в подсознании». Чтобы отошел от какого-либо предприятия и удалилась от него гордость, «он вразумляется болезнью на ложе и жестокою болью во всех костях своих». В словах духа Господь открывается человеку в мудрости Своей, в голосе Священного Писания и в голосе совести человеческой являет Свой голос, но также и в напастях и в болезнях открывается Бог. Правильно говорит этот четвертый друг; действительно болезнь и земная смерть величайший стимул метафизического смирения для человека, – но слова эти звучат для Иова «внешним» доказательством, – и от них не замечает Иов веяния духа в своей душе. Говорит также вполне правильно Елиуй, что у человека есть ангел-наставник, чтобы показать человеку прямой путь его. " Неправда, – говорит с жаром Елиуй, – что Бог слышит и Вседержитель не взирает,.. хотя ты сказал, что не видишь Его, но Суд пред Ним и жди Его...» ( Иов.35:13–14 ). Как ни были справедливы слова этого четвертого друга, они опять выражали для Иова лишь одну теоретическую истину, и эта истина была слишком недостаточна, чтобы напоить страждущую душу Иова. Не так ли и ныне страдает человек перед книгою Божественной мудрости, лежащей перед ним, сознавая эту правду, но не убеждаясь ею в последних глубинах своего человеческого духа? Ибо истинно, что без пришествия Утешителя – Духа, без таинственного своего рождения, воскресения в духе, душа человеческая не сознает в мире последней правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Фон зелёный, поля тёмно-коричневые. Надпись « Царь Соломонъ». В правой руке он держит одноглавую церковь , в левой свиток с надписью чернилами (заглавные буквы – киноварью): « Премудрость созда себ храм и утверди столпов седмь». Икона XVII в. 96. Св. Пророк Илия Размер иконы: в. Фон золотой, поля тёмно-зелёные. Надпись вязью – « Стыи пророк Илия» (киноварью). Св. пророк представлен в обычном иконографическом типе. Правая рука его у груди, в левой белый свиток с надписью чернилами (заставица киноварью): « Ревнуя по Ге Бзе Все». Икона XVII в., поступила в церковно-археологический музей из св. Синода. 97. Пророк Илия с житием Размер иконы: в. В центре иконы пророк Илия в пещере у потока, правой рукой опёрся на посох, левую положил на колено, голову обратил назад – вверх, к слетающему к нему ворону. По сторонам этого центрального изображения восемь отдельных квадратов, в которых представлены разные моменты из жизни святого. В первом квадрате, начиная сверху-слева – рождество пророка. Надпись: « Рождество стго пррока Ильи». В палатах, на красивом ложе, возлежит родильница, у изголовья, на ложе отец пророка – положил руку под свою голову; за спиной матери спелёнатый младенец, которого принимают два ангела. Все изображённые здесь лица – в нимбах. Во втором квадрате – воскрешение пророком сына Сарептской вдовицы. Надпись: « в Сарефту Сидонскую к жене вдовице всели ту и сна ея воскреси». Палаты. К пророку, представленному со свёрнутым свитком в руках, обращается с речью вдовица; между ними стоит её маленький сын; дальше, в тех же палатах, на ложе, тот же отрок лежит (мёртвый), скрестивши руки на груди. В третьем квадрате – предсказание царю Ахаву о трёхлетней засухе. Надпись: « пророчествова Ахаву црю, яко не быти дожду три лта». Палаты. На троне восседает Ахав, в шапочке, ноги его покоятся на подножии, в правой руке свёрнутый свиток, левая положена на колено. Сзади тропа, за Ахавом стоит женщина (Иезавель?). Пред царём пророк, правую руку простёр в рассуждении, в левой держит хартию со словами: « Ревнуя поревновах».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

1: 25 - 28, 32). Свт. Григорий Палама пишет: «Третье порождение болящей похотением души есть чревоугодие, от которого всякая плотская нечистота. Почему же мы называем его третьим и последним, когда оно внедрено в естество наше от самого рождения, равно как и естественные движения, относящиеся к деторождению. Почему же мы на последнем месте полагаем плотское похотение. Потому что это есть нашего естества принадлежность. Что же естественно, то и невинно, как благим Богом сотворенное, чтоб мы пользовались тем на добро. Естественные сего ради движения не указывают на болезнь души. Больною обличается душа в тех, кои злоупотребляют ими. Когда мы попечения о плоти превращаем в похоти (Рим. 13: 14), тогда это сластолюбие — грешная страсть, начало плотских страстей и болезнь души, ибо они хотя совне входят, но усвояются душою и делаются собственными ее» (цит. по 38: 263). Антоний Великий учит: «Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех — вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно». Иными словами, секс не должен превращаться в специальную и единственную цель брака, или становится самоцелью . «Брак установлен... не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными» — говорит свт. Иоанн Златоуст. Это обусловлено тем, что основной целью брака, как уже говорилось в гл. 1, является помощь друг другу в спасении. А супружеская близость здесь исполняет роль средства или лекарства, помогающего избежать тяжкого греха — прелюбодеяния. Протоиерей Глеб Каледа по данному вопросу пишет: «Освящая брак и супружеское ложе ( “ брак честен и ложе нескверно, ложе их ненаветно ”) , Церковь учит миру и воздержанности в супружеских отношениях. Перед едой православный христианин читает молитву и, если есть рядом священник, он просит: “ Благослови, Господи, ястие и питие рабом Твоим ” , но обжорство и пьянство Церковь осуждает и вменяет в грех. Так же и благословляя брак, Церковь осуждает сосредоточенность взаимных интересов супругов исключительно на плотских отношениях.

http://bogoslov.ru/article/1188437

И говорят между собою: Кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись 123 . Они ожидали увидеть тело Спасителя, а узрели юношу. Может быть, они не сразу поняли, что это за явление. От ангела, как описано в другом Евангелии, исходила великая слава: Вид его был, как молния, то есть огненный, а одежды белые, как снег, и сверкали 124 . Это была, конечно же, Божественная благодать, носителями которой являются ангелы. Он же говорит им: Не ужасайтесь 125 . Воины в это время пали как мертвые от страха перед ангелом, потому что были людьми, настроенными враждебно к Господу и ко всему святому. Божественная святость поразила их: они были, казалось, парализованы ужасом и, видя происходящее, не могли ему воспрепятствовать. Женщин же, преданных учениц Спасителя, ангел успокоил: Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого, Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен 126 . И они увидели ложе в гробу и, конечно же, поняли, что Господа здесь нет. Мария Магдалина побежала и сказала о происшедшем Петру и Иоанну. Они пришли и увидели плащаницу, не просто лежавшую на ложе, а аккуратно свернутую. Впоследствии этой плащаницей владел апостол Петр. Разнообразные исторические обстоятельства привели ее сначала в Константинополь, затем после разгрома Константинополя крестоносцами она попала во Францию, а позднее осела в Италии, в Турине. Итак, апостолы в свою очередь посмотрели на ложе Спасителя и увидели, что Господа там нет. И все христиане в течение почти двух тысяч лет приезжают со всего мира, чтобы увериться, подобно женам-мироносицам, в том, что Его там нет, что Он воскрес. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их [жен-мироносиц] объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись 127 . Конечно же, это было вскоре после воскресения, когда мироносицы еще не до конца удостоверились в этом чуде и, даже веруя, боялись, что им не поверят. Действительно, когда они сказали о происшедшем ученикам, те подумали, что женщины лгут. Чей ум может вместить такое – Тот, Кто умер мучительной смертью, Тот, Кому пробили ребра копьем и у Кого на твоих глазах или на глазах твоих близких истекла кровь из сердца, вдруг оказался жив?! Кто мог им поверить? Поэтому мироносицы и боялись сказать об увиденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Для обеспечения сохранности скалы Гроба и возведенной на ней Кувуклии на завершающем этапе реставрации потребовалось «гомогенизировать» каменную кладку и скальную породу методом нагнетания специального строительного раствора в имеющиеся пустоты и трещины. Для этого использовался бесцементный известково-пуццолановый состав, который характеризуется малым размером частиц, высокой текучестью и способностью расширяться в пластичном состоянии, гарантируя тем самым, что даже самые малые пустоты будут заполнены. Третий кессон северной стороны, за которым находится Священная Скала Именно для обследования основания Кувуклии – скалы Гроба Господня – на предмет трещин и пустот, а затем правильного нагнетания скрепляющего раствора и было необходимо временно снять мраморные плиты, покрывающие сверху ложе Христа, а также мраморную облицовку стен внутри погребальной камеры Кувуклии. Археологи и реставраторы представляют реставрационные работы представителям Всемирного фонда памятников Сняв мраморные плиты, ученые удостоверились в том, что под ними находится подлинное погребальное ложе Иисуса Христа, высеченное внутри скальной погребальной пещеры и представляющее собой одно целое со скалой. Расстояние от поверхности верхней плиты, которую видят паломники, до этого каменного ложа составляет примерно 35 сантиметров. Третий кессон северной стороны, за которым находится Священная Скала Эти работы завершились 28 октября, полностью же реставрацию Кувуклии планируется окончить к Пасхе 2017 года. В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места Его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города. В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором, как она считала, был распят Иисус. Там же, согласно преданию, находилось погребальное ложе Христа. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-missiya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010