Место погребения Господа Иисуса Христа после Его Воскресения стало для Его учеников и последователей местом поклонения. Видимо, желая смутить христиан и воспрепятствовать им приходить ко святой могиле, император Адриан в 135 г. воздвиг в этой части города Элия Капитолина храм богине Венере. Но тем самым он только выделил это место и косвенно помог равноап. царице Елене отыскать Святой Гроб. По воле Константина Великого еп. Иерусалимским Макарием в 326–335 гг. над Гробом был возведен величественный храм Воскресения, освященный 17 сентября 335 г. Естественная скала с погребальной пещерой — Гробом Господним — была обработана как отдельный мавзолей, который стал центром ротонды церкви Воскресения (Анастасис). На восток от церкви был устроен двор (Трипортик), за ним простиралась пятинефная базилика Мартирион. Ее алтарь был развернут на запад, в сторону Гроба. В крипте базилики находилась церковь Обретения Креста Господня. С востока базилика завершалась атриумом, выходившим на Кардо Максимус, главную улицу Элии Капитолины. Скала Голгофа примыкала к базилике с юга, на ее вершине была устроена отдельная церковь, и в алтаре установлен высокий крест. В V в. ротонда обрела дополнительные апсиды и купол. После завоевания Иерусалима султаном Омаром в 638 г. христиане сохранили за собой церковь. Катастрофа произошла в 1009 г., когда египетский правитель халиф аль-Хаким приказал полностью разрушить храм. Пострадала и скала с пещерой Гроба Господня, но Тридневное ложе Господне осталось нетронутым. Лишь в 1042–1048 гг. усилиями императора Константина Мономаха храм был отстроен заново, при этом планировка западной части храма V–VII вв. была частично сохранена. В результате Первого крестового похода (1099) Иерусалим стал важнейшим религиозным центром западно-христианского мира. Крестоносцы в 1149 г. перестроили храм, приспособив его под нужды многочисленных пилигримов и постаравшись придать ему подобающее величие. В последующие исторические периоды храм часто страдал от рук людей и стихии, но редко ремонтировался. Капитальные работы здесь были проведены только в XIX в., когда после страшного пожара 1808 г. пришлось восстанавливать обрушившийся купол. В середине ХХ в. была проведена реставрация основных приделов храма, а в 2016-2017 гг. - реставрация Кувуклии.

http://sobory.ru/article/?object=20579

По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов. Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года. В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел. Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

http://elitsy.ru/holy/1/

   Момент этот, после вступления в живоносный Гроб православного патриарха и армянского архиерея, поистине захватывающий и в своем роде единственный. В храме, после невообразимых шума и суеты, воцаряется гробовая тишина. Мысль и взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской святыни, погруженной во мрак, с затаенным, далеко не суетным желанием хотя бы отчасти приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном ложе Спасителя... С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого Гроба. В томительном ожидании, минуты для них кажутся часами, а четверть часа или двадцать минут горячей молитвы патриарха у ложа Спасителя — даже целою вечностию... Посему лишь только среди этой напряженной тишины с колокольни Воскресенского храма раздастся оглушительный трезвон «во вся тяжкая» и из северного и южного отверстий кувуклии появятся первые пуки свечей с ярко пылающим огнем, который в одно мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, как из груди тысяч богомольцев вырывается невольный крик радости и неподдельного восторга...    Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя (чтобы не растерять в толпе эти свечи, их держат прикрепленными к руке на ленточках), спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пуки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.    Пуки свечей, быстро поднимаясь вверх, обливают стоящих внизу горячим воском и осыпают огненными искрами, падающими с их бумажных фитилей. Огонь носится по различным направлениям храма, ниспадает целыми каскадами и извивается змеевидными зигзагами. В одно мгновение, говоря языком церковной песни, «вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя». Храм Воскресения и его алтарь с непостижимою быстротою озаряются новоявленным светом, который передается от живоносного гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Момент этот, после вступления в живоносный Гроб православного патриарха и армянского архиерея, поистине захватывающий и в своем роде единственный. В храме, после невообразимых шума и суеты, воцаряется гробовая тишина. Мысль и взор молящихся устремляются проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской святыни, погруженной во мрак, с затаенным, далеко не суетным желанием хотя бы отчасти приподнять для себя завесу загадочной тайны явления святого огня на тридневном ложе Спасителя... С трепетом и замиранием сердца ожидают все находящиеся в храме вожделенного момента первого появления святого огня из святого Гроба. В томительном ожидании, минуты для них кажутся часами, а четверть часа или двадцать минут горячей молитвы патриарха у ложа Спасителя — даже целою вечностию... Посему лишь только среди этой напряженной тишины с колокольни Воскресенского храма раздастся оглушительный трезвон «во вся тяжкая» и из северного и южного отверстий кувуклии появятся первые пуки свечей с ярко пылающим огнем, который в одно мгновение ока морем разливается по всему обширному пространству храма, как из груди тысяч богомольцев вырывается невольный крик радости и неподдельного восторга... Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя (чтобы не растерять в толпе эти свечи, их держат прикрепленными к руке на ленточках), спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пуки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати. Пуки свечей, быстро поднимаясь вверх, обливают стоящих внизу горячим воском и осыпают огненными искрами, падающими с их бумажных фитилей. Огонь носится по различным направлениям храма, ниспадает целыми каскадами и извивается змеевидными зигзагами. В одно мгновение, говоря языком церковной песни, «вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя». Храм Воскресения и его алтарь с непостижимою быстротою озаряются новоявленным светом, который передается от живоносного гроба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2637...

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года. В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы , принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. Ротонда Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Тридневное ложе Спасителя в Кувуклии с XVI в. накрыто мраморной плитой, а сохранившаяся часть отвального камня в приделе Ангела заключена в каменный ковчег. Дело в том, что святыни серьезно страдали от благочестия паломников, всячески старавшихся унести хоть какую-то их частичку. По преданию, мраморную плиту над Ложем специально раскололи пополам, дабы у турок не возник соблазн ее унести. Всего в Храме Гроба Господня находится более десяти Святых мест, связанных со Страданием и Воскресением Христа. Специалисты считают, что наибольшей евангельской, топографической и археологической достоверностью обладают Голгофа, пещера Гроба и место обретения Животворящего Креста Господня. Другие - Камень Помазания, могилы Никодима и Иосифа Аримафейского, место Трех Марий - тесно связаны с событиями Евангелия, но предание о точном их местоположении засвидетельствовано лишь в более поздних источниках. Результатом историко-литургической реконструкции являются, например, приделы Богородицы Скорбящей и Уз Христовых, святого Лонгина Сотника и Тернового Венца. А такие святыни, как придел на месте захоронения главы Адама, совмещают евангельскую основу события с глубоким богословским и символическим значением. Предание о погребении Адама здесь, у подножия Голгофы (или о перенесении его главы сюда легендарным Первосвященником Мельхиседеком), имеет древнее происхождение. Независимо от археологической достоверности легенды литургический смысл освящения часовни основывается на учении апостола Павла о Христе как Новом Адаме: « ...как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Status Quo В ряде случаев мы сталкиваемся в Храме Гроба Господня и с таким нередким в Святой земле явлением, которое уместно назвать «конфессиональным дублированием» святынь. Например, у католиков есть свой придел Разделения риз (на Голгофе), у армян - свой (перед спуском в подземный храм Елены), у католиков - свое место явления Христа Магдалине (престол «Не прикасайся ко Мне» - к северу от Кувуклии), у православных - свое (в храме Жен-Мироносиц, рядом с колокольней). В армянской церкви на галерее храма есть даже своя Голгофа...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Тот самой камень, которой отвален ангелом от гроба Христова. – О приделе Ангела см. в коммент. 774. 1318 ...и служат на камне со образом раннюю литургию. А проскомидию совершают на самом гробе Христове... – Во время православной литургии в Кувуклии Тридневное ложе служит жертвенником, а престолом – камень в приделе Ангела. На эту особенность православного богослужения в храме Гроба Господня обращали внимание многие писатели-паломники XIX в. 1319 …взойти в часовню, или в пещеру ко гробу Христову. – О пещере Гроба Господня см. коммент. 775. 1320 …верхняя крыша пополам расколота поперег. Повествуют, некогда султан турецкой хотел крышу с гроба Христова взять к себе... не приказал и взять, оставить при своем месте.– Паломник акцентирует внимание на расколотой поперек мраморной плите, покрывающей Тридневное ложе, и передает один из вариантов местной легенды, рассказывающей историю появления этой трещины. 1321 А над гробом образ восстания Христова из гроба... – В пещере Гроба Господня помещены три иконы Воскресения, принадлежащие христианским конфессиям. 1322 А зъзади, чрез стену, есть церкви сирианской веры, другая – коптской веры. И у них две могилы, где были гробы благообразнаго Иосифа Аримафейскаго и князя Никодима. – См. коммент. 777. 1323 ...колодец каменной, выкладенной, дождевой воды, приведенной со всей болшей церкви трубами и жалобами. – Очевидно, речь идет о «Колодце Елены», расположенном под храмом Гроба Господня. Каменный колодец, имеющий продолговатую форму канала, сооружен еще в древние времена для сбора и хранения воды. Исправно действует и по сегодняшний день. 1324 Вышедши из часовни, по левой же стороне из-под свода кунпала, храм франков… И еще есть столп, закрытой досками, у коего привязаннаго Христа били по главе. – Речь идет о церкви Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии (подробнее о ней см коммент. 779). Сообщение Якима Васильева о камне, на котором ковали гвозди для распятия Спасителя, уникально для описаний наших паломников и, возможно, записано со слов «гида» богомольца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена положила мраморную плиту на тридневное ложе Христово, как антиминс для совершения литургии, дабы не касались священного одра Господня, и плита сия распилена была почти надвое христианами, когда арабы пожелали иметь столь богатый мрамор в своей мечети. Доселе престол сей принадлежал грекам и латинам, но между них втеснились ныне армяне, и тройная литургия служится ежедневно, одна после другой, на дивном камне. Из цветного мрамора изваян на стене воскресающий в лучах славы Искупитель с победной хоругвью; но он полузакрыт тремя живописными иконами. Над ним парят два ангела с венком, и еще выше изваяны три подобные же фигуры между легких арок. 36 лампад, из коих 13 греческих и столько же латинских, горят днем и ночью в куполе над Св. гробом, но все они жестяные из опасения к хищности; богатые же приношения царей таятся в сокровищнице и уже многих нет. Несколько разнородных подсвечников поставлены по краям гробовой плиты, и их расположение означает, какая часть оной принадлежит исключительно каждому народу: правая треть грекам, средняя армянам, левая латинам, но во время служения не существует сего разделения. Свежие цветы рассыпаны по священному мрамору, беспрестанно омываемому розовой водой и благовониями. Таков дивный гроб сей, победная колесница Бога, с которой сокрушил он смерть и разбил вереи ада, и вместе – мирное ложе, на коем опочил от искупительного страдания, во вторую из суббот своих, как некогда почил он в первую, от дивных трудов творения. Но силы небесные, огласившие гимнами сию первую субботу вселенной, и еще гремевшие в Вифлееме над колыбелью воплощенного, замолкли от ужаса в грозный день второго отдыха Творца их. Они оставили в достояние смертным отрекшегося от их горних хоров, и красноречивые слезы матери потекли надгробною песнею на божественное тело, доколе в один торжественный миг стоны и плач, камень и стража, ночь и смерть, все исчезло в неприступном свете Царя жизни, встающего в ужасе своей славы! Воскрес и миновался блеск, и утихло землетрясение; обычная денница озарила в пустынном саду Иосифа одинокий утес, и внутри его гроб, но упраздненный; окрест же него какие лица в священном восторге сменяют друг друга! – Рано приходят к нему с миром и слезами три жены, но камень отвален, ангел на камне: «Что ищете живого с мертвыми?» и в ужасе они бегут.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Почему благодатный огонь может являться от Пасхи до Вознесения, но никогда не возгорается позже? «После сошествия небесного огня… огонь еще 10 дней сходил на гроб Господень. И хотя невозможно изобразить всю полноту, ясно видны молниеподобные разряды – схождение огня… Святой огонь, который веками каждый год появлялся на гробе Господнем только в Великую Субботу перед православной Пасхой, в этом году в течение 20-ти дней являлся также в месте, известном как придел Ангела, в виде арки, над входом в самый гроб Господень. Иногда огонь стремился в пещеру и как будто входил туда то с одной, то с другой стороны. Огонь имел бело-голубой цвет, как и в субботу перед Пасхой, и появлялся он 20 раз» (1994 г.). «В тот день, когда мы были у гроба Господня, Патриарх молился около часа… Я увидел голубой всполох в кувуклии, в окошке кувуклии, а затем ярко-ярко она осветилась… Голубое пламя сначала чуть-чуть потом разгораясь, вспыхнуло в кувуклии, и святейший Патриарх стал передавать зажженные свечи молящимся» (1996 г.). 238 Так, схождением благодатного огня на гроб Господень завершается Страстная седмица, но спустя несколько часов Патриарх Иерусалимский снова выходит из часовни и говорит на весь мир: «Христос Воскресе!» Святая земля и весь христианский мир исполняются радостью великого праздника Со Христом из тьмы и смерти воскресает вся вселенная: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя». 239 Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, неугасимо поддерживается в кувуклии целый год и тушится лишь накануне нового великосубботнего дня. Само запечатание кувуклии совершается в присутствии ассистентов, свидетельствующих, что в часовне не осталось и следа земного огня. Так ежегодно, накануне Пасхи, в храме гроба Господня совершается таинственное общение небесного с земным. И, осияв святое ложе Восставшего из мертвых, блаженный свет вновь становится невидимым. Но обратите внимание, что явление благодатного огня происходит с определенным циклом и строго по православной пасхалии.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в длину и около шести в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане – именно в этой части заключается Святой Гроб, и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4 х 3,9 кв. м). В этой восточной части расположен придел Ангела. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег ( Мф. 28, 2–3 ). Пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит святым престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом Тридневном Ложе). В северной и южной стенах часовни видны овальные отверстия – «оконца» для передачи Святого Огня в Великую Субботу. В южное оконце – для армян, в северное – для православных. Чтобы войти в дверь Святой Гробницы, нужно склонить голову, так не высок вход. Можно быть уверенным, что первоначально, пока высеченный в природной скале Гроб не превратился в священную часовню, вход был еще ниже. Склоняясь перед входом в самое святое на земле место, обратите внимание на мраморное убранство дверей. На левом дверном столпе скульптор изобразил небольшие фигурки жен-мироносиц, на правом – простирающего к ним руку Ангела. А между ними – словно живой мраморный полог тяжелыми складками осеняет вход. Лентой вдоль складок идет греческая надпись со словами Ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Уникальной особенностью изображения в Кувуклии является точное надписание имени Ангела. Оказывается, это Архангел Гавриил. Он, по воле Божией, должен был возвестить Пресвятой Деве в Назарете светлую радость Богоматеринства, он же в пасхальное утро в Иерусалиме благовествует Ей и мироносицам тайну Воскресения... ...И мы входим в пещеру Гроба. Маленькая камера (207 х 193 см) почти наполовину занята справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Она впервые появилась в Кувуклии в 1555 г. и нарочно разрезана пополам, будто бы для того, как сказано в источниках, чтобы турки не польстились и не украли ее. Последний человек, который видел в 1810 г. подлинное каменное ложе Спасителя, летописец Иерусалима Максим Симейский, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой кусочек реликвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010