В первые века христианства Церковь Христова имела множество врагов, преследовавших ее с зверскою жестокостью и злобой. Но наступит время, когда эти враги сами сделаются верующими во Христа и уже никому в Христовой Церкви не будут творит зла, никого не будут губить. Водворится полная безопасность в Церкви, и это потому, что повсюду распространится истинное Богопознание, повсюду будет торжествовать Евангельское учение, которое покорит Христу умы и сердца людей, благотворно воздействует на их нравственную жизнь, и всех сделает кроткими и послушными чадами Церкви. Вся земля исполнится ведением Господа, столь же обильным, как обильны воды, покрывающия ложе морское. Uc.XI:10 . И будет в день оный корень Иессеов и возстаяй владети языки. На Того языцы уповати будут, и будет покой Его честь Обилие Боговедения будет следствием того, что Евангелие царствия Христова будет проповедано всем народам, и великий Потомок Иессея будет царем не одного избранного народа. Он возникнет (возстанет) из корня Иессеева за тем, чтобы владеть языками – всеми народами. Его царство будет всемирное, Церковь – вселенская. – На Того языцы уповати будут. Еще патриарх Иаков предсказал сыну своему Иуде, что имеющий родиться от колена его Христос будет чаянием, т. е. предметом чаяния языков (Бытия XLIX, 10). Но когда Он явится в мир, то народы будут уповать на Него в том смысле, что найдут в Нем благонадежную опору для своего мира, безопасности и благополучия. – И будут покой Его честь. Христос обещал пребывать в Своей Церкви до скончания века ( Mamф. XXVIII, 20 ). И это пребывание будет для Него покоем, таким местом упокоения, которое будет для всех предметом чести и славы. В частности самый гроб Его, в котором Он тридневно почил, сделался предметом всеобщего чествования, привлекая со всех концов земли бесчисленное множество на поклонение ему. Рассмотренная паримия читается в навечерие праздника Рождества Христова потому, что празднуемое событие есть исполнение содержащегося в этой паремии пророчества о рождении Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Еще одно изображение – Эммануил. Основанием являются слова пророка Исаии: Се Дева примет во чреве и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил ( Ис.7:14 ). Эти слова воспроизводятся в Евангелии в Новом Завет 129 . На русский язык имя переводится как «С нами Бог». Христос здесь изображается в виде Отрока и встречается в разных вариациях. Изображение входит в образ Богоматери «Знамение»: Богородица молитвенно воздевает руки, а на фоне материнской утробы изображается Младенец или Отрок. Иногда Христа окружает сонм семи архангелов – Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил и Иегудиил. Вспоминаются пророчества Исаии и Михея, в которых говорится о том, что Мальчик, Отрок, будет пасти овец среди львов, будет брать в руки змея и аспида. Художники любят изображать Спасителя в виде Мальчика в окружении львов, змей и других диких зверей. Спас Недреманное Око. Это изображение основывается на сравнении Христа со львом. Еще праотец Иаков, благословляя своего четвертого сына, Иуду, и предрекая рождение от него Мессии, говорит о Льве от колена Иуды 130 . Изображение окрашено средневековым сознанием. Люди тогда думали, что львы могут спать с открытыми глазами, а Христос – Лев от колена Иуды, уснул плотью, но не Божеством. Христос изображается юным на ложе, над Ним склонились Богоматерь и Ангелы. Сон Христа, Льва от колена Иудина, — смертный сон за грех мира. Но не спит, не умирает Божество тридневно Погребенного! Другое значение образа Спас Недреманное Око – непрестанная забота Бога о человеке: Не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс.120:4 ). Этот сюжет появляется в византийской и древнерусской иконографии на рубеже XIV–XV веков. Второй ряд иконостаса после Местного – Праздничный. На иконах этого ряда от Рождества до Вознесения изображены сюжеты из жизни Господа Иисуса Христа. Это – Евангелие в красках. Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ), — изрекло воплотившееся Слово. Мы безмолвно стоим у Его образа. Предвечный входит во время, Незримый явлен нашему взору. Трепещет дух наш. Смыкается око, и от созерцания Его образа мы вступаем «во мрак, где Бог» ( Исх.20:21 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Иди, человеколюбивый и благолюбивый Владыка, да увидит Тебя Иосиф, который в прообразование Тебя оклеветан был братьями, и в ров ввержен, предзнаменуя Твой гроб, и силою Твоего прокормил имевших умереть голодом иноплеменных людей, как и ты питаешь церковь из язычников своею плотью и кровью. Да увидит Тебя язвленного Иов, и чрез бурю и облако говорившего к нему, о котором он и про- рочествовал, сказав – хотяй великое ложе удержати, то есть князя тьмы, мучившего естество от преступления даже до креста и смерти Твоей. Да увидит Тебя креститель Предтеча и взыграст узревший Тебя в девственном чреве, и он взыгрался, пророчествуя делом прежде, чем языком, что Ты имеешь составить в аду радостный лик. Зашел Ты под землю, невечернее солнце, чтобы чрез три дня показать нам зарю воскресения. Но поскольку, Владыко, Ты изволил принять смерть ради меня: то что я достойно принесу за таковое Твое благодеяние? какое раболепное воздаяние, Бог и Творец мой? какие благохваления Тебе, восхваляемому ангелами? какие надгробные песни Тебе бессмертному? какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? или какими устами облобыжу ноги, коих шум привел праматерь в ужас прежде в раю? или какими очами буду смотреть на Бога, покровенного плотью? Или какие песни воспою Твоему исходу, Щедре?» Изрекши это благообразный советник с подобающими рыданиями, обвив сладчайшего Иисуса плащаницею с ароматами, положил в новом своем гробе, иссеченном в камне, говоря: «слава смотрению твоему, Благий; слава долготерпению Твоему, слава и распятию и погребению Твоему». С ним и мы, искупленные от клятвы законной честной кровью, покланяемся бесстрастно ходатайственным Твоим страданиям и добровольной смерти, нас оживившей; целуем же и крест, и губу, и трость, и копие, и гвозди с багряницею, которою Ты поруган был, Сладость церковная; прилагаем к ним уста, и очи, и сердца, и просим видеть тридневное Твое воскресение, во оставление грехов, которыми мы согрешаем ежедневно, и сподобиться вечных Твоих благ; ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение и велелепие с безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне и всегда и в бесконечные веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Имеется еще целый ряд сочинений, снабженных именем Златоуста; но ни выражения слова, ни мысли, ни строй речи не подходят к творениям Святителя. И мы оставили их без всякого внимания, искренно разделяя воззрение Миня, который относит их прямо к spuria – подложным. Вот эти сочинения: Беседа о пророчестве Захарии и о зачатии Елизаветы; Похвала на зачатие Св. Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя; На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы; Беседа на слова: «изыде повеление от Кесаря Ависта» и на внесение в перепись Святой Богородицы»; О святом Иоанне Предтече; Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа и о Богородице, и о Симеоне; На святую и великую пятницу; О честном и животворящем Кресте и о преступлении первых людей; На тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа; Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости и забавам; Слово о посте и молитве; Феодора падшего письменный ответ святому отцу нашему и вселенскому учителю Иоанну Златоустом у; Седьмое слово о священстве; Слово о том, что ученику надлежит быть кротким; Беседа о том, что должно избегать притворного и не истинного вида; К иудеям и эллинам и еретикам; Весьма полезное слово о вере и о законе природы и о Св. Духе. О Святой и Единосущной Троице. В доказательство того, что эти сочинения, надписанные именем Златоуста, именно spuria , мы приведем несколько строчек хотя из одного из них. «Беседа о пророчестве Захарии и о зачатии Елизаветы». «Когда старость приводит меня к могиле, тогда ли я взойду на брачное ложе и произведу дитя на закате солнца моей юности?... Аз бо есмь стар... едва переставляю ступню ног; двух ног мне недостаточно для хождения; вместо третьей ноги ношу жезл». Или: «Беседа на слова: «изыде повеление от кесаря Августа»... «Евангелист говорит сначала о Мариам, потому что Она поистине мать и Она сама – не мать, т. к. Она не родила по естеству, но зачала преестественно». т. II полн. собр. тв. Св. И. Злат. 1896 г. § VII-й. Собственно говоря, для нашей цели самое важное – это уверенность: такие то творения Св. Иоанна Златоуста – Антиохийские: такие то – Константинопольские. Имея возможно положительные данные для такого распределения сочинений Святителя, мы получаем возможность решать наш вопрос. Конечно, желательно бы точное хронологическое указание сочинений по годам и месяцам, к какому времени какое сочинение можно отнести, но уж если это желание в отношении к большинству трудов неудобоисполнимо, то в крайнем случае можно обойтись и без него, при удовлетворительности первого условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Началась заутреня. Когда приспело время пения канона, патриарх и с ним 4 архиерея приступили к облачению себя в священные одежды. По окончании великого славословия архиереи, одетые в изящные черные саккосы, подъяли древнюю Молдовлахийскую плащаницу, которой от создания более 200 лет, и понесли ее на Голгофу, в предшествии патриарха и всего наличного духовенства. Здесь крестный ход остановился, плащаница положена на престол, архидиакон возгласил ектенью, в которой поминал православных царей и патриархов, по окончании коей все священнослужители пропели 40 раз «Господи, помилуй»; за сим произнесена о. архимандритом длинная проповедь на русском языке, из текста: Сей же (Иисус) ни единого зла сотвори, во время которой греческое и арабское духовенство от скуки усердно дремало (не понимая языка проповеди); единственным слушателем из русских был я, так как, по тесноте и маловместимости Голгофской скалы, почти все поклонники стояли у подошвы ее и слабый голос проповедника заглушаем был гулом народных масс. Лишь только закончилась проповедь, св. процессия двинулась с Голгофы северною лестницею до «камня миропомазания»; здесь пред положенной на нем плащаницей опять говорилась ектенья, по окончании которой один из православных арабских учителей, взобравшись на широкий карниз, в одном сюртуке, без всяких священных отличий, начал говорить проповедь 71 довольно бойко и с жестикуляцией. Потом, по пропетии священнодействующими песни: «Благообразный Иосиф» и окаждении камня миропомазания с лежащею на нем плащаницею, свящ. ход направился к кувуклии Гроба Господня, вокруг которой сначала совершено было обхождение три раза, а потом одними архиереями плащаница внесена в священный верт и положена на тридневном ложе Искупителя. После чего пред дверьми кувуклии стал патриарх с архиереями, а остальное духовенство разместилось вокруг оной, и началось пение канона на погребение Христово, по окончании которого плащаница отнесена в Воскресенский храм, а молящиеся расходились по домам; впрочем, многие остались здесь до завтрашнего дня – до времени получения благодатного огня на Гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начнем расчет. Год Рождества Христова, от которого идет современное летосчисление, принят в VI в. н. э. римским аббатом Дионисием Малым и приведен к 754 г. ав u. с., но его определение не является точным. 256 У хронологов сложились разные мнения о годе рождения Христа Спасителя, но обычно годом Рождества считают 749 г. ав u. c. 257 При такой датировке 15й год правления Тиберия, исчисляемый со времени объявления его соправителем Августу в 765 г. ав u. с., и начало проповеди Иоанна Крестителя приходится на 779 г. ав u. с. Немного спустя, в самом начале 780 г. ав u. с. Спаситель пришел к нему из Галилеи и крестился. По евангелисту Луке, в то время Господу было около 30-ти лет, то есть 31й год Согласно Евангелию от Иоанна, общественное служение Иисуса Христа от Крещения до Вознесения продолжалось (округленно) три с половиной года 258 Следовательно, год страдания, смерти, Воскресения и Вознесения Господа приходится на 783 г. ав u. с. Соединяя все числа воедино, получим, что первый день недели 16-го нисана 783 г. от основания Рима, сей нареченный и святый день, падает по современному счету на 9 апреля 30 г. н. э. И не расстояние, не прошедшие века мешают нам ясно видеть святое и славное Воскресение, а те страсти, которые, как стражу, поставил падший мир у нашей души, та неправедность, которая, как камень, лежит на нашем сердце. Воскресший Христос призывает нас очистить падшее естество. Он воскрес и победил мир. Он воскрес, чтобы воскресла наша душа Он воскрешает ее Собой, потому что Он один – наше Воскресение и жизнь! Воскрес Иисус от гроба… Вечер, ночь, раннее утро Параллельные ряды огромных тесаных каменных глыб – твердыня Иерусалимских стен… На северо-западе, за большой квадратной башней с могучими воротами, примерно в ста восьмидесяти – двухстах локтях 259 от них возвышается каменный холм «черепа», по-арамейски – Голгофа 260 . Тридневное ложе Спасителя в часовне Гроба Господня Три углубления на вершине, центральное – на круглом камне, подобном небольшой горке. Высеченые скважины круглые, локоть вглубь, а в ширину – половину, рядом выброшенные за ненадобностью клинья для установки вертикальных столбов.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Не страшен мне гроб, потому что Сам Жизнодавец Христос лежал в нем и в третий день после смерти Своей воскрес из него, соделав для нас смерть сном, а гроб – ложем; вот почему у нас, православных, гробы окропляются крестообразно святою водою, то есть для напоминания нам о том, что гроб наш освящен тридневным пребыванием во гробе распятого Христа Господа нашего и что самая смерть наша есть залог жизни вечной за гробом, или что из самой смерти нашей пробьет некогда ключ воды живой, или жизни нестареющейся, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут [ Ин. 5, 25 ]. Вот почему гробы наши принято издавна устроять в виде ложа, с постелей и подушкой, то есть потому, что смерть наша есть сон, а гроб – ложе. Священник идет впереди гроба, как пастырь впереди овцы своей (пред ними ходит: и овцы по нем идут [ Ин. 10, 4 ]), ведя ее как бы для вручения Пастыреначальнику Христу. Имея впереди и сзади себя сильных и богатых мира сего (а в существе слабых, ничтожных и бедных) во время священнослужения, не убойся их и не обращай на них боязливого внимания, но представь живо, что ты предстоишь пред лицом Живого и Всемогущего Бога, дающего всем живот и дыхание и всё, пред Ангельскими Силами и соборами святых человеков, – и убойся Его, Присноживущего, и Ангелов Его святых, ревнителей славы Его, и святых человеков, угодников Его. А человеков грешных не бойся. Ежедневно я истребляю у Господа множество вещественных даров: воздуха, пищи, питья и прочего. Как возблагодарю Его? С великим вниманием совершай проскомидию и самую литургию: она умилостивительная Жертва за грехи твои, всех людей, всех присных твоих: матери, жены, братьев, сестер, учащих, учащихся, вдовиц, сирот, нищих, прихожан и неприхожан. Это необъятно, неизъяснимо – великая, спасительная и страшная Жертва Божественная. Не уклоняйся лукаво искушений бесовских, когда злые духи поджигают тебя страстями, но смело иди навстречу им и побеждай их; если бесы увидят боязливое уклонение твое от борьбы с ними, они сильнее нападут на тебя. Укрепляй сердце свое в любви, кротости и незлобии. Горе, если есть на кого-либо в сердце вражда. Бесы, как комары или клопы и блохи или мухи ядовитые, запускают в нас жало злобы, зависти, гордости, блуда, уныния, лености, корыстолюбия и прочего; тонко и остро их жало и вдруг заражает ядом всю душу. Трезвись и бодрствуй и бодрись всякий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но был момент, когда Дева Мария оказалась у Креста на Голгофе. Это место тоже означено алтарем Stabat Mater (начальные слова гимна «Stabat Mater Dolorosa» – «Стояла скорбящая Мать»). Миновав Место Оплакивания, идем к пещере Гроба Господня. Теперь эта пещера превращена в мраморную часовню (Кувуклию). Здесь – величайшая святыня мира! Отсюда воссияло миру Христово Воскресение! Здесь – вечная Пасха. Голгофа и Гроб рядом, как и в Евангелии сказано: потому что гроб был близко ( Ин. 19: 42 ). Под Голгофой начинался сад скальной гробной пещеры Иосифа Аримафейского. Кувуклия имеет два придела, составляющие две части Гробной пещеры. Первый придел – часовня Ангела, сидевшего на отваленном гробном камне и возвестившего, что Христос воскрес из мертвых ( Мф.28:2,6 ). Часть этого камня вставлена в мраморную вазу на престоле. Со страхом Божиим, благоговейно проходим этот придел. Далее – дверь самого Гроба, некогда заваленная камнем. Она ниже среднего роста человека. Входя, целуешь изображение креста над нею, нагибаешься – и ты во Святая Святых! Во Гробной пещере Господа! Полтора метра ширины. Два метра длины. Высота выше человеческого роста. Продоль каменное Ложе, где тридневно почивало мертвое тело Спасителя. И где воскрес Он из мертвых. Гроб пуст. Он воскрес! Здесь совершилась Пасха! Под мраморной плитой хранится Камень с могилы Иисуса. Над надгробной плитой – три иконы Воскресения, исполненные по греческим, латинским и армянским канонам. Пещера освещена горящими свечами. Эта плита является евхаристическим престолом православных греков, католиков и армян. Ежедневно ими совершаются здесь три Божественные литургии. И вот я во Гробе Господнем... Земное поклонение. Глава приклонена ко святому гробному Ложу. Безмолвие. Молитва . Достигнут предел возможного в этой жизни... Я потрясен. Как некогда потрясен был римский полководец Помпей, войдя во Святая Святых древнего Иерусалимского храма. Что только он ни слышал о нём – о Святом Святых, в которое только единожды в год входил один человек – иудейский первосвященник! Говорили, что там находится золотое изображение ослиной головы; другие уверяли, что там прячут человека, обреченного на заклание. Ожидалось увидеть что-то прекрасное или что-то ужасное. И как изумлен был Помпей, когда по праву победителя вступив туда, он увидел, что там... нет ничего! Там было пусто. Там только незримо обитало Божественное Присутствие – Шехина... Гроб Христа тоже пуст. Но там – Воскресение! Там Божественный Источник Воскресения для всех смертных!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но был момент, когда Дева Мария оказалась у Креста на Голгофе. Это место тоже означено алтарем Stabat Матег (начальные слова гимна «Stabat Mater Dolorosa» — «Стояла скорбящая Мать»). Миновав Место Оплакивания, идем к пещере Гроба Господня. Теперь эта пещера превращена в мраморную часовню (Кувуклию). Здесь — величайшая святыня мира! Отсюда воссияло миру Христово Воскресение! Здесь — вечная Пасха. Голгофа и Гроб рядом, как и в Евангелии сказано: потому что гроб был близко  (Ин. 19: 42). Под Голгофой начинался сад скальной гроб-ной пещеры Иосифа Аримафейского. Кувуклия имеет два придела, составляющие две части Гробной пещеры. Первый придел — часовня Ангела, сидевшего на отваленном гробном камне и возвестившего, что Христос воскрес из мертвых. Часть этого камня вставлена в мраморную вазу на престоле. Со страхом Божиим, благоговейно проходим этот придел. Далее — дверь самого Гроба, некогда заваленная камнем. Она ниже среднего роста человека. Входя, целуешь изображение креста над нею, нагибаешься — и ты во Святая Святых! Во Гробной пещере Господа! Полтора метра ширины. Два метра длины. Высота выше человеческого роста. Продоль каменное Ложе, где тридневно почивало мертвое тело Спасителя. И где воскрес Он из мертвых. Гроб пуст. Он воскрес! Здесь совершилась Пасха! Под мраморной плитой хранится Камень с могилы Иисуса. Над надгробной плитой — три иконы Воскресения, исполненные по греческим, латинским и армянским канонам. Пещера освещена горящими свечами. Эта плита является евхаристическим престолом православных греков, католиков и армян. Ежедневно ими совершаются здесь три Божественные литургии. И вот я во Гробе Господнем... Земное поклонение. Глава приклонена ко святому гробному Ложу. Безмолвие. Молитва. Достигнут предел возможного в этой жизни. Я потрясен. Как некогда потрясен был римский полководец Помпей, войдя во Святая Святых древнего Иерусалимского храма. Что только он ни слышал о нем — о Святом Святых, в которое только единожды в год входил один человек — иудейский первосвященник! Говорили, что там находится золотое изображение ослиной головы; другие уверяли, что там прячут человека, обреченного на заклание. Ожидалось увидеть что-то прекрасное или что-то ужасное. И как изумлен был Помпей, когда по праву победителя вступив туда, он увидел, что там... нет ничего! Там было пусто. Там только незримо обитало Божественное Присутствие — Шехина... Гроб Христа тоже пуст. Но там — Воскресение! Там Божественный Источник Воскресения для всех смертных!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но вернемся к Кувуклии – такой, как мы видим ее сегодня. Невысокий, в одну ступеньку, подиум соединяет ее с Триумфальной Аркой и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перед входом в Кувуклию по обе стороны расположены невысокие мраморные преграды со скамьями, на которых – и за которыми – стоят высокие подсвечники, принадлежащие как православным, так и католикам и армянам. Они возжигаются последовательно при начале службы каждого из исповеданий. Над входом в Кувуклию в четыре ряда висят лампады. Всего их 40.13 – верхний ряд -латинские, 13 – нижний – армянские. Столько же – два средних ряда лампад – принадлежит православным. Число лампад строго оговорено и входит в условие общего status quo. Так, например, когда великая княгиня Елизавета Феодоровна хотела пожертвовать в храм в 1907 г. серебряную лампаду в память об убитом великом князе Сергии Александровиче, Председателе Императорского Православного Палестинского Общества, патриарх Иерусалимский Дамиан благословил заменить новой, русской поминальной, лампадой одну из прежних греческих, с точным совпадением рисунка и размера. Размеры Кувуклии – восемь с небольшим метров в длину и около шести в ширину. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане, – именно в этой части заключается Св. Гроб, и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4 х 3,9 м 2 ). В этой восточной части – антишамбре – расположен, как мы уже сказали, придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного в ту ночь Ангелом, находится посреди часовни и служит св. престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (при обычной службе Евхаристия совершается на антиминсе, простертом на самом Тридневном ложе). В северной и южной стенах часовни видны овальные отверстия – «оконца» для передачи Св. Огня в Великую Субботу. В южное оконце – для армян, в северное – для православных. Чтобы войти в дверь Св. Гробницы, нужно склонить голову, так невысок вход. Можно быть уверенным, что первоначально, пока высеченный в природной скале Гроб не превратился в священную часовню, вход был еще ниже. Склоняясь перед входом в самое святое на земле место, обратите внимание на мраморное убранство дверей. На левом дверном столпе скульптор изобразил небольшие фигурки жен-мироносин, на правом – простирающего к ним руку Ангела. А между ними – словно живой мраморный полог тяжелыми складками осеняет вход. Лентой вдоль складок идет греческая надпись со словами Ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Уникальной особенностью изображения в Кувуклии является точное надписание имени Ангела. Оказывается, это архангел Гавриил. Он по воле Божией должен был возвестить Пресвятой Деве в Назарете светлую радость Богоматеринства, Он же в пасхальное утро в Иерусалиме благовествует Ей и мироносицам тайну Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010