20. Особенно мы должны также прочитывать символ, как знак нашей веры (cordis), ежедневно пред рассветом; к нему нужно прибегать душою даже тогда, когда мы боимся чего–нибудь. В самом деле, разве бывают когда без служебной присяги воин в палатке или боец в сражении? Глава пятая 21. Неужели кто думает, что не к нашему наставлению относятся следующие слова святого пророка: «измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 7,)? Если понимать ложе буквально, то, значит, пророк убеждает здесь, что нужно проливать такое большое количество слез, чтобы ими омылось ложе, чтобы молитвенными слезами оросилась постель; ведь плач — удел настоящей жизни, а награда — будущей: «блаженны вы, плачущие…, ибо вы воссмеетесь» (Лук. 6, 21). Но если слова пророка мы отнесем к телу, то тогда, значит, мы должны омыть прегрешения (своей) плоти слезами раскаяния. Соломон сделал себе ложе из древ Ливанских; столбцы его были серебряные, локотники его из золота, спинка украшена драгоценными камнями (Песн. 3, 9–10). Что же это за ложе, как не образ нашего тела? И в самом деле, в драгоценных камнях показуется образ воздушной молнии, в золоте — огонь, в серебре — вода, в дереве — земля. Из этих четырех элементов состоит тело человеческое, в котором покоится наша душа; и если она не находит успокоения ни на вершинах гор, ни на суше, то она на деревянном ложе найдет успокоение — именно в удалении от пороков. Поэтому и Давид говорит: « Господь да поможет ему на одре болезни его» (Псал. 40, 4). Ибо, разве ложе может иметь боль? Ведь тот (предмет), который не имеет чувства, не в состоянии и страдать. Телу же свойственна боль, так как оно подвержено смерти: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти». (Римл. 7, 24)? 22. Так как мы привели стих, в котором упомянули о теле Господнем, то, дабы кто–нибудь не пришел в данном случае в смущение при мысли, что Господь принял тело, подверженное страданиям, мы и припомним, что Он (действительно) скорбел и пролил слезы по поводу смерти Лазаря (Ин. 11, 35), а при страданиях был прободен, и из раны Его вышла кровь и вода (Иоан. 19, 34), и Он испустил дух. Вода (изошла) для омовения, кровь — для питания, дыхание — для воскресения. Один ведь Христос — наша надежда, вера и любовь: надежда в воскресении, вера в очищении (in lavacro) и любовь в освящении (in sacramento).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Чтобы яснее обнаружилась великая тяжесть греха прелюбодеяния, прежде всего необходимо уведать, что иное есть любодеяние и иное прелюбодеяние. Любодеяние есть падение свободного со свободною же в грех блудный, когда оба лица – мужчина и женщина – бессупружны, не связаны союзом законного брака и владеют каждый своим телом, как желают. Прелюбодеяние есть падение несвободного с несвободною, то есть имеющего свою законную жену мужа с женою, имеющею своего мужа, или падение свободного с несвободною, или наоборот, свободной с несвободным; в последнем грех свободного лица судится как любодеяние, а несвободного – как прелюбодеяние. Прелюбодеяние есть повреждение и осквернение чужого ложа и своего. Если оба лица несвободны, то оба они одновременно сквернят чужое и свое ложе, не сохраняя в своем законном супружестве веры и любви и преступая предел закона; посему и судится грех прелюбодеяния более, чем грех любодеяния. Если любодеяние свободных считается тяжким грехом, оскверняющим душу и тело, Духа Святого опечаливающим и прогоняющим от любодея или любодейцы, делающим их Уды, искупленные честною кровию Христа и принадлежащие Ему, Удами блудническими и отчуждающим их от Царствия Божия, по словам Апостола: «Всяк блудник или нечист не имать достояния в Царствии Христа Бога» ( Еф.5,5 ), – то сколь же более тяжек грех несвободных, находящихся в супружестве и прелюбодействующих, хотя никто из них не имеет уже власти над своим телом? Ибо Апостол говорит: «Жена своим телом не владеет, но муж; такожде и муж своим телом не владеет, но жена» ( 1Кор. 7, 4 ). Падение таковых есть великий и тяжкий грех, не только тяготу и скверну блуда содержащий, но и законный брак повреждающий и оскверняющий и досаждающий Творцу и Законоположителю Богу. Искони Бог сотворил мужской и женский пол и сказал: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть Темже ктому неста два (глаголет Христос) но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» ( Быт.2,24 ; Мф.19,4–6 ; Мк.10,7–9 ). Прелюбодействующий же разлучает то, что Бог сочетал, рассекает пополам плоть едину и наносит обиду тайне супружества, знаменующей нераздельность Христа в Церкви, а также и два естества во Христе. Поэтому грех прелюбодеяния вдвойне больший грех, нежели любодеяние, и виновность первого более тяжела, чем последнего. Ибо любодеяние оскверняет только два свободных лица – любодействующего и любодействующую; прелюбодеяние же простирается на четырех: два лица оно оскверняет, а двум другим наносит обиду. Прелюбодействующий, как было сказано, и ложе прелюбодейцы, и ложе своей законной жены сквернит; также и прелюбодейца оскверняет и ложе законной жены прелюбодея, и ложе своего мужа. Поэтому и епитимия прелюбодею святым Василием Великим положена такая: блудник подвергается запрещению на 7 лет, а прелюбодей – на 15 (см. Кормчую книгу, 58 и 59 правила святого Василия Великого ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рассмотрим и другую похвалу Невесте, чтобы и нам, возревновав, стремиться стать невестами: “Глаза твои голубиные”. “Кто смотрит на женщину с вожделением” и “прелюбодействует с ней в сердце своем” 145 , у того глаза не голубиные. Если же нет у него голубиных глаз, то “в дом брата своего он входит несчастливым” и не соблюдает того, что предписано в Притчах: “В дом брата своего не входи несчастливым” 146 (в Септуагинте переводится “несчастливым”, Акила же, строго следуя еврейскому [тексту], пишет ‘aporewnta, то есть “глупым”). А у кого “глаза голубиные”, тот смотрит прямо и снискивает милость; ибо своим прямым взглядом он заслужит милость. Кто же смотрит прямо, если не тот, кто смотрит целомудренным взором и чистыми очами? Не думай, что это сказано только о плотских очах (хотя не бесполезно подумать и о них), но, войдя во внутренность своего сердца и исследуя умом иные очи, которые “заповедью Божией просвещаются” — ибо “заповедь Господня — свет, просвещающий очи” 147 — проясняй, напрягай и развивай их, чтобы свято понять все сказанное и, подобно “Духу, сходящему в виде голубя” 148 , услышать: “Глаза твои голубиные”. “Глаза твои голубиные”, если ты духовно понимаешь Закон, если разумеешь Евангелие так, как оно хочет быть понято и проповедано, и видишь Иисуса, “всякую болезнь и всякую немощь” 149 не только, когда Он был во плоти, исцелявшего, но и днесь исцеляющего, не только тогда сошедшего к людям, но и днесь сходящего и здесь пребывающего, ибо “се, Я с вами все дни до скончания века” 150 . “Глаза твои голубиные”. “Прекрасна ты, о близкая Мне, прекрасна ты; глаза твои голубиные”. Слыша такие хвалы себе, Невеста сменяет Жениха в похвалах; и не дарит Ему своими возгласами то, чего Он не имеет, но, разумея Его красоту и созерцая ее, говорит: “Прекрасен Ты, Брат мой, и красив; ложе наше в тени” 151 . Ищу ложе, где покоятся Жених с Невестой: и, если не ошибаюсь, это человеческое тело. Ибо евангельский расслабленный, “положенный на постели” 152 и по повелению Спасителя “ушедший в дом свой, взяв постель” 153 , до исцеления лежал на немощном сопряжении членов своих, после укрепленных Божией добродетелью. Так я понимаю: “Возьми постель твою и иди в дом твой”. Ведь не для того Сын Божий сошел с небес на землю, чтобы отдавать приказания о постелях и восставшему от болезни своей не разрешать уйти без постели, говоря: “Возьми постель твою и иди в дом твой”. И ты, исцеленный Спасителем, “возьми постель твою и иди в дом твой”, и когда к тебе, Невесте Своей, придет Жених и возляжет с тобой на ложе, ты скажешь: “Прекрасен Ты, Брат мой, и красив; ложе наше в тени”. “Прекрасен Ты, Брат мой”. Ты прекрасен, и Ты в тени: ибо “днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью” 154

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Так верно исполняется над страдальцами за имя Христово слово Премудрого, что они непщевани быша только во очию безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение: сами же они были и суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование же их безсмертия исполнено есть (Прем. 3; 2-5). Меч монголов, пресекший нить жизни священномученика, только ускорил торжество его во славе и, не дав ему узреть здешнего града, навеки соединил его с ним, открыв ближайший случай опочить здесь навсегда святым и нетленным мощам его. Но не на почивание пришел сюда священномученик! Можно ли было опочивать здесь мирно, когда все вокруг дышало бранью, раздором и запустением? Когда Отечество наше было подобно телу, лишенному большей части своих членов, у коего только в сердце хранилось несколько капель жизни и движения? Когда Церковь и паства Киевская были яко вертоград не огражденный, не напоенный, отметнувший листвие, преданный на позобание (поедание) всем зверем дубравным; когда самый храм сей, избранный в место покоища священномученика, останавливал взоры одними великолепными развалинами и служил виталищем не служителей алтаря, - а птиц небесных? Когда не мог почивать мирно на ложе своем ни один из жителей сего града, мог ли опочивать тогда на своем ложе верховный пастырь бедствующей Церкви?.. И не почивал! Свидетель тому чудесный огонь, виденный в те бедственные времена неоднократно среди ночи между непокровенными стенами сего храма, и исходивший от гроба священномученика. Что другое был огонь, как не видимое выражение пламенных молитв его к Богу о пастве и Церкви своей? Как сильно было сие предстательство у Господа - показали потом события, ибо с тех пор, как священномученик, возлегший среди храма сего на ложе, начал восставать с него на молитву, видимо начали улегаться все волны, обуревавшие корабль Церкви Киевской. Политики дивятся ныне, каким образом страна здешняя так мирно могла войти паки в состав Православного Отечества. Как ей было не войти мирно, когда она ведома и пореваема была к тому неусыпными молитвами столь великих предстателей у Господа? Теперь, когда от прежних неустройств страны и Церкви Киевской большей частью не осталось ничего, кроме печальных воспоминаний, когда стены храма сего, соединив в себе древнее и новое благолепие, начали свидетельствовать пред каждым, что ночь сетования нашего прей-де, а день радости приближися, - теперь настало время священномученику не только возлечь, но и опочить на ложе своем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Приводимое поучение прп. Паисия относится к супружеской паре, которая не спрашивает, что же нам делать с бесплодием. Он констатирует факт и пытается утешить супругов. Это его высказывание может относиться не к отношению к бесплодию вообще, а к конкретной супружеской паре. И я все-таки считаю, что слова Спасителя Мф 19:12 как раз могут быть применимы в данном случае – о неспособности понести высокий духовный подвиг (в толковании блж Феофилакта этот подвиг – девство). 2. Вы пишите: « " Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно " (Евр. 13:4). В Вашей статье и ответе Вы приводите множество примеров, когда ЭКО нарушает эту заповедь: начиная от донорства половых клеток и до деструктивных мотивов беременности. При ЭКО в " непорочное ложе " вмешиваются другие люди». Но если внимательнее читать мою статью, то там как раз я против " вмешательства " в брачное ложе третьего человека, что происходит как раз при донорстве половых клеток. Врач влезает не в ложе супругов и не «подсказывает», как Вы пишите, как надо зачинать ребенка, а он помогает преодолеть те болезненные состояния, которые мешают встретиться гаметам. Вы говорите: «Но одно дело - молиться об исполнении благословленным Богом путем обетования " плодитесь и размножайтесь " , а другое – ЭКО». Обетование Божие «плодиться и размножаться» я подробно рассматриваю в другой своей статье (она тут: http://www.bogoslov.ru/text/4477258.html ). Там идет рассуждение о способе происхождения человека – путем деления зиготы (в случае монозиготных близнецов) или слияния гамет (при обычном зачатии). Один из выводов статьи такой: обетование Божие плодиться и размножаться реализуется в устроении природы, способной развиваться в человеческий организм ( это как раз и происходит при слиянии яйцеклетки и сперматозоида), а не в половом акте. Таким образом, ЭКО помогает осуществиться этому благословению Божию. По поводу Ваших аргументов, изложенных под цифрой 3 и касающихся осложнений ЭКО, написано подробно здесь: Тарабрин Р., свящ. Время возникновения личности как основной биоэтический вопрос репродуктивных технологий.

http://bogoslov.ru/article/5325110

Лабиринт Григорий Нисский называет «иносказательно» лабиринтом (λαβρινθον) «безысходное тление смерти», которым собственно и является нынешняя жизнь человеческая (Or. catech. magn. 35 – 88В). Лилия (крин) Григорий Нисский на Песн. 2:1 («Я нарцисс Саронский, лилия долин»): по мере наших успехов в добродетели в нас происходит «приращение красоты, ибо долина естества нашего проращивает благоуханный и чистый цветок, имя которому лилия (κρνον), естественная белизна которой указывает на сияние целомудрия» (Cant. cant. IV – 840С; ср.: 872А). В другом месте «чистота и благоухание лилии» осмысливается им как символ духа. И питающийся духом сам станет «чистой и благоуханной лилией, изменяясь соответственно пище» (V – 884В). Лилия, повторяет он, от природы имеет двоякий дар – благоухание и красоту цвета; и тем и другим она бывает приятна и желанна собирающим, «будут ли они вдыхать ее аромат или услаждать очи изяществом красоты. Ибо обоняние знаменует Христово благоухание, а внешний вид указывает на чистоту и неоскверненность» (VII – 937В). Лилии, убежден также св. Григорий, «таинственно означают ясность и чистоту понимания, а благоухание ароматов – отвращение ко всякому греховному зловонию» (XV – 1093АВ). Лицо Василий Великий , толкуя стих «Но лице Господне против делающих зло» ( Пс. 33:17 ), считает, что под лицом Господа следует понимать Его грядущее «открытое и явное пришествие» на Страшный суд покарать грешников (Hom. in ps. 33,11 – 377А). Ложе Григорий Нисский в толковании Песни песней считает ложе (κοτη), как место любовного общения жениха и невесты, символом духовного общения души (Церкви)-невесты с Богом (Cant. cant. IV – 837А). «...совершенное приобщение ко благу именуется (в Песни песней. – В.Б.) ложем» (892А). Этот же смысл утверждается св. Григорием и в другом месте: «Засвидетельствовав красоту невесты, друзья Жениха... показывают ей красоту царского ложа, чтобы еще сильнее возбудить в невесте вожделение божественного и пречистого сожительства с Царем» (897D). Ложе, согласно св. Григорию, является также символом «упокоения спасаемых» (VI – 905А), а ложе, украшенное драгоценными камнями, золотом и серебром, – символ Церкви (VII – 913В); драгоценные же материалы в этом случае суть «священники и учители, и высокочтимое девство, внутри ложа блистающее чистотой добродетелей как лучами драгоценных камней» (913D).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Вопрос о том, является ли супружеское соединение чем-то скверным, возникал уже у первых христиан. Апостол Павел в одном из посланий пишет: " Брак честен и ложе непорочно " (Евр.13:4). Конечно же, имеется в виду ложе законных супругов, а не ложе блудников или изменников. Еще одно свидетельство, теперь уже четвертого века. В то время появились люди, которые говорили, что священник не должен иметь супружеского общения со своей женой, а некоторые даже отказывались причащаться у таких священников. В ответ на это заблуждение Церковь вновь со всей ясностью засвидетельствовала на Гангрском соборе, что те, кто гнушается женатыми священниками, считая, что брак оскверняет их, сами отлучаются от Церкви как еретики То, что зачатие не связано ни с какой скверной, можно увидеть и из следующего. В Православной Церкви даже есть праздники, которые посвящены зачатию. Например, праздник зачатия Божией Матери в утробе Ее матери - праведной Анны или зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы. Действительно, это - праздник. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть. Существуют даже иконы праздников, связанных с зачатием. Конечно, на иконе мы видим не постельную сцену, а условное целомудренное изображение супружеской близости, Супруги, а это праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, стоят рядом друг с другом в движении, напоминающем целомудренное скромное лобзание. Все! Этого вполне достаточно, чтобы указать на телесное единство супругов в зачатии " (Илий Шугаев. Цит. по 73:11). В Великом Каноне Андрея Критского говорится: " Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино " (Песнь 9. Читается во вторник Великого Поста). Продолжение жизни рода и вида, так же, как и продолжение жизни индивидуума, является одним из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов. Поэтому вполне естественно и не греховно то, что и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно половой акт и, например, питание), сопровождаются чувствами удовольствия, в частности, чувством сексуального удовлетворения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Восточная часть храма играла главенствующую роль в его композиционной структуре, поскольку, именно там, ближе к алтарю, были расположены подобия христианских святынь. Около северной стены была устроена копия Гроба Господня. С этой целью была сооружена небольшая камера, со всех сторон изолированная от пространства храма. В источниках она называется «Пещерой Гроба». Это тесное, почти квадратное в плане помещение (192 х 172 см), в котором находится кирпичное ложе, покрытое мраморной плитой. С западной стороны – узкий дверной проем, с восточной – небольшое квадратное окно. Внутреннее пространство Пещеры было украшено росписями: на западной стене – изображение скорбящей Богоматери, на южной, над ложем – изображение Воскресения Христа и двух коленопреклоненных ангелов. Освещение Пещеры Гроба имело символическую связь с именем Христа: количество светильников равнялось 33-м и соответствовало числу лет Спасителя. Важно отметить, что на плите, покрывающей ложе, в бронзовой раме под стеклом располагалась часть подлинного камня Гроба Господня. Ложе покрывала небольшая плащаница, поверх которой находилось Евангелие. Рядом с ложем стояли подсвечники. Помещение гробницы украшалось живыми цветами. Площадка перед входом в Пещеру символизировала придел св. Ангела в часовне Гроба Господня Иерусалимского Воскресенского храма. На северной стене находилось изображение Ангела, рядом стояли две кипарисные хоругви. Для сравнения приведем описание подлинного Гроба Господня. Часовня Животворящего Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме – небольшое, прямоугольное в плане помещение, облицованное мрамором, которое разделяется на придел Ангела и Пещеру Гроба. Последняя представляет собой тесную камеру с низким сводом, часть которой занимает каменное ложе, покрытое мраморной плитой – “место, где Он был положен” (Мр. 16, 6). Рядом на стене – беломраморный барельеф с изображением Воскресения Христа и двух ангелов. Пещера освещалась многими лампадами и украшалась цветами. В южной стене Воскресенского храма находятся две ниши. В одной из них, ближайшей к алтарю, устроено мраморное надгробие епископа Иакова, основателя Спасо-Яковлевского монастыря. Мощи святителя и ныне хранятся под спудом. В глубине ниши, за надгробием, помещалась икона, изображающая св. Иакова, почивающего в гробу. Над надгробием располагались две лампады. В соседней нише, также освещенной лампадами, была устроена копия Вифлеемской пещеры – символическое подобие места рождения Христа. В глубине ниши находилась икона Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Тогда святой, стоя на этом нечестивом судилище, пред лицом ангелов и людей громким голосом смело исповедал Христа истинным Богом, а себя рабом Его. После этого мучитель немедленно приказал принести медное ложе и сильно раскалить его, дабы жечь на нем Христова воина. Когда ложе было раскалено до того, что от него отскакивали искры, то Антиох сказал мученику: — Андрей, ты много потрудился на воинской службе, посему следует тебе после стольких трудов отдохнуть на этом ложе. Святой мученик, не ожидая пока палачи возьмут его, немедленно же сам снял с себя одежды, поспешно взошел на ложе и, легши, протянулся на нем, как бы на мягкой постели, мужественно перенося жжение своего тела. Ощущая сначала боль, он стал молиться Христу Богу, чтобы Он ниспослал ему скорую помощь, и действительно огонь, по повелению Божию, немедленно потерял свою силу и не мог вредить телу мученика. В то же время Антиох повелел схватить и некоторых других мужей из числа воинов Андрея и, приказав прибить гвоздями руки их крестообразно к деревам, состоящим из четырех частей, с насмешкой спрашивал их, приятно ли им это? Считая такое страдание за Христа весьма приятным для себя, они сказали: — О если бы мы удостоились быть подражателями Христа, нашего Господа, распятого на древе крестном! После этого мучитель снова обратился к святому Андрею и спросил его, достаточно ли он наказан огненным жжением и не желает ли отречься от Христа и обратиться к почитанию богов. На это мученик ответил, что желает терпеть до конца, потому что конец венчает всякое начатое дело; ибо от Христа Бога получает награду не тот, кто хорошо начал свой подвиг, но тот, кто хорошо окончил его. Посему мучитель Антиох повелел снять святого Андрея с медного ложа, а его товарищей освободить от дерев и бросить в темницу, как бы для того, чтобы дать им время на размышление, пока не согласятся обратиться к богам, а на самом деле для того, чтобы сообщить о них императору, так как он не решался без ведома и согласия последнего предать казни такого доблестного и сановного мужа, как Андрей, и его товарищей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Старец же Агапий, воздев руки к небу, помолился Господу Богу со слезами, чтобы Господь Бог направил корабль в мир. И в тот же час корабль побежал по морю, словно ветром подгоняемый. Долго плыли они из этого немеркнущего света, и видели солнце и месяц, и звезды, озаряющие небеса. Доплыли они морем до иерусалимских пределов и, доплыв, прибыли в город Иерусалим. Всем городом встретили старца. В городе же том было множество больных, слепых и хромых. Старец Агапий милосердствовал к ним, питая их упомянутым хлебом. Они выздоравливали и радовались исцелению своему. Слепым он мазал глаза, и они тотчас прозревали и прославляли Бога и угодника его, преподобного отца Агапия чудотворца. И по многим городам прошла слава о преподобном отце Агапии, и множество народа стало стекаться к преподобному, больных, слепых, хромых – исцеления ради. Агапий же всех немощных исцелял названным хлебом. Но вскоре преподобный отец не захотел жить в славе мира сего и ушел из этого города. И отправился он в пустынное место на берегу моря, и, придя к какой-то каменной скале, увидел пещеру в ней и уготованное повелением Божиим ложе. Он поселился здесь, и прожил в пещере преподобный отец Агапий пятнадцать лет, день и ночь непрестанно молясь Господу Богу. И питался он тем упомянутым хлебом. Когда минуло пятнадцать лет, преподобный Агапий разболелся телом и почил на ложе своем, предав пречистую душу свою в руки Господа Бога, источая благоухание. По преставлении же его пришли к пещере той двое неких юношей, охотники на зверей, и увидели они на ложе тело преподобного отца Агапия, и лицо его, сияющее подобно солнцу, а в руках держал он свиток. И испугались юноши эти. Простились они с Агапием и возвратились в город Иерусалим, и известили патриарха об увиденном ими. Патриарх же, услышав о кончине преподобного, отправился к пещере со всем своим клиром и, дойдя до нее, увидел тело святого, лежащее на ложе. С почтением патриарх целовал его и взял из рук старца написанное им. И прочитал о том, как тот преподобный отец наш земным человеком путешествовал в рай и потом вернулся в мир. И взял патриарх упоминавшийся райский хлеб, лежавший у изголовья. Подивился он святой жизни старца и прослезился над ним. И, взяв тело святого, патриарх иерусалимский совершил отпевание надгробное в пещере той. И погребли старца с почетом, со свечами и каждением, приняв его благословение и прославили прославляющего Бога чудесами. И возвратился патриарх с клиром в Иерусалим, и со Христом Иисусом Господом нашим. Ему же слава и держава, Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово о Макарии римском

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010