Краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь отец Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст Книги Деяний апостолов и их посланий. Группа Вконтакте Facebook группа Книга Деяний св. апостолов. Руководство к изучению Православие и современность. Электронная библиотека. © HolyTrinity Orthodox School Часть первая Церковь Христова из иудеев (главы 1-12) Глава первая Предисловие к Книге Деяний (стихи 1-3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение его (стихи 4-11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфея (стихи 12-26). Предисловие к книге Деяний (1:1-3) В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою «первую книгу» в которой написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила». Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О «всем», конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже невозможным описать всё (Ин 21:25). «Всё» здесь сказано в смысле: «все необходимое» для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия. «Что Иисус делал и чему учил от начала» — эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: «что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через Апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (Мф 28:20). «До того дня, в который Он вознесся». — Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это — конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность.

http://predanie.ru/book/73737-kniga-deya...

Предисловие Предлагаемое описание Каширского Никитского женского общежительного монастыря было составлено в 1899 году настоятелем Свято-Духова монастыря, архимандритом Геронтием. Необходимо здесь сказать о нем несколько слов. Архимандрит Геронтий в разговоре передавал о себе, что он уроженец города Болхова, Орловской губернии; происходил из рода бедных горожан; случайно мальчиком попал в Задонск. Здесь он получил первоначальное образование в монастыре, и учился, как говорил, «на медные гроши». Тем не менее, даровитый от природы, он обладал чудным голосом, на который было обращено внимание Задонского монастырского начальства и его основательно обучили пению. Многим посещающим Задонск он был известен как чудный певец, отличный регент и к тому же талантливый писатель. Описание Задонского первоклассного монастыря было вновь составлено и дополнено иеромонахом Геронтием в 1872 году. Им же были описаны и другие, вновь открытые, обители в той местности, а также жизнеописания выдающихся Задонских подвижников и подвижниц, как-то: затворника Георгия, старицы Мелании, Матроны Наумовой, блаженного Антония и других. Впоследствии иеромонах Геронтий был Св. Синодом назначен настоятелем Свято-Духова монастыря, где составил также описание сей древнейшей обители в Тульской епархии. Недолго пробыл о. Геронтий в Духове монастыре, его перевели в первоклассный, Волоколамский монастырь, Московской губернии, где он и скончался в 1902 году. В 1899 году, октября 15 и 16, в г. Туле праздновался столетний юбилей Тульской епархии. Здесь к торжеству съехались настоятели и настоятельницы уездных монастырей. Каширского монастыря игуменья Тихона встретилась с архимандритом Геронтием в покоях преосвященного епископа Питирима. Она была с ним раньше знакома в Задонске и здесь, с благословения Владыки, пригласила его в Каширу, чтобы, осмотрев монастырь, он мог бы составить его описание; на что архимандрит Геронтий изъявил согласие. Составленная им рукопись была представлена в Цензуру в Санкт-Петербург. Цензором архимандритом Иннокентием просмотрена и «к печати допущено» 1900 года. Но по разным обстоятельствам, также и по скудости средств, составленная рукопись пролежала 10-ть лет. Многое в обители изменилось с тех пор. Наконец и сама настоятельница игуменья Тихона, после 20-ти летнего управления монастырем, уволилась по болезни на покой. Приступая к поверке вышеизложенного и к дополнению дальнейших событий от 1899 до 1909 года, мы не изменяем первую часть описания; она ждет как бы от лица почившего автора. В заключение лишь скажем о выдающихся событиях за прошлое время, чтобы дать по возможности наглядное понятие о настоящем состоянии Никитского монастыря. I. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Скачать epub pdf Псалом 101 Псалом сей имеет такое надписание: Молитва нищаго, егда уныет и пред Господем пролиет моление свое. Как видно из содержания всего псалма, молитва эта состоит из прошения об избавлении из плена вавилонского и о восстановлении Сиона (ст. 14, 17, 22), и надежды молящегося простираются в Царство обетованного Мессии, когда соберутся все царства и народы для служения Господу (ст. 23). По всем этим признакам нужно думать, что псалом сей воспет был во время плена вавилонского, когда Сион лежал в развалинах: потому что только это время и могло дать основание для образов, под которыми созерцается здесь совершение дела искупления и устроения благодатного Царства Христова. Посему же сей псалом некоторыми причисляется и прямо к пророчественным, относящимся в особенности к Иисусу Христу. Пс.101:1 Составляет надписание сего псалма. Пс.101:2–3 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от Мене: в оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Так начинает свое моление пред Господем помянутый в надписании нищий. Не нужно забывать, что здесь, как и во многих других псалмах последующего времени, говорится, чрез замену лиц, о целом народе, как об одном человеке. Значит, под именем нищего нужно разуметь здесь целый народ иудейский, который, претерпевая различные бедствия, в изгнании из своей земли, в плену вавилонском, обращается с молитвою к Господу Богу. А имя Господа Бога, как учит апостол Павел ( Евр.1:10–12 ), должно быть связано здесь с именем Иисуса Христа. Так, в начале своей молитвы страждущий в плену народ прежде всего просит, чтобы молитва его была услышана и вопль бедствующей души его достиг престола благодати Бога. Сознавая себя грешником, недостойным милости Божией, он молит Бога, чтобы не отвратил лица Своего от его недостоинства, говоря как бы так: не скрывайся от меня, Господи, особенно в то время, тогда я нахожусь в скорби и призываю Тебя на помощь. Я сильно нуждаюсь в Твоей помощи, и потому прошу не замедлить в таковой, прошу выслушать молитву мою (приклони ко мне ухо Твое) и выслушать скоро, в тот же день, в который буду умолять Тебя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1 В подлиннике: καργιας — сердца, вм. κοιλας , как читается в Библии. 2 В подлиннике: τιμωσιν — почитают, вм. μιμονται , как читается в Библии. 3 Прибавленные слова: «имя Его и» — читаются в некоторых списках Апокалипсиса. 4 По переводу 70 толковников. 5 В подлиннике: οκνωα , выражение заимствованное из посланий св. Апостолов Петра, 2Пет.1и Павла, 2Кор.5:1. 6 Приведенные слова о происхождении душ человеческих нет нужды объяснять так, будто св. Мефодий следовал учению философа Платона и Оригена о предсуществовании душ, как объясняли некоторые (Migne, p.53 и 222. Jahnii указ. соч.), но они могут означать тоже, что содержится в словах Премудрого: «дух возвратится к Богу, который дал его»: 7 По переводу 70 толковников. 8 Слова подлинника: πρεσβτατος των αινων και πρωτος των Αρχαγγελων могут быть переведены: «старейший из эонов и первый из Архангелов», как переводят некоторые (см. Migne, p.67). Если же действительно таков смысл этого места, то здесь нельзя не видеть одного из тех искажений настоящего сочинения св. Мефодия Арианами, о которых говорит Фотий в Bibl. cod. CCXXXVII, p.950—963. 9 Изложенное мнение св. отца о воплощении Слова Божия в Адама не будет представляться столь странным, как думают некоторые (см. Migne, p.66), если под Адамом разуметь человеческую природу, перешедшую от Адама ко всем его потомкам и обратно простирающуюся от потомков до первого праотца. 10 Под «Пасхою» здесь разумеются дни воспоминания страданий Христовых, ближайшие к празднику Пасхи, и в особенности великая суббота. 11 С Еврейского: Balal, смешивать. 12 Ολεσικαρποι . Одисс. X,510. 13 С Еврейского: Ziwah, заповедь, и Zijun, знак, памятник. 14 По переводу 70-ти толковников. 15 По переводу 70 толковников. 16 По переводу 70 толковников. 17 Экзаметр, составленный применительно к ст.47 так называемых Золотых стихов Пифагора. 18 Выражения этого места о лице И. Христа подавали некоторым повод думать, что здесь содержатся Арианские мысли, вставленные еретиками впоследствии времени (см. Migne, p.124 и 231); но, при правильном разумении как этих выражений, так и приведенного текста Св. Писания, здесь может и не заключаться ничего противного православному учению, хотя надобно прибавить, что св. Мефодий, писавший прежде Арианской ереси и 1-го Вселенского Собора, не мог быть слишком точен в выражениях догматических.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3658...

90. Поучение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице 221 «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» ( Рим. 12, 11 ). На этих словах нынешнего апостольского чтения и остановимся, братие и сестры, возлюбленные сотрудники и сотрудницы в деле духовного просвещения. По-видимому, вы и стремитесь исполнить их в своей жизни и деятельности. Когда видишь усердие, с каким большинство из вас относится к делу, ради которого приехали сюда, серьезное отношение, внимание и одушевление всеми вопросами, касающимися этого дела, ваше усердное и проникнутое чувством церковное пение, особенно здесь, в храме, то невольно хочется думать, что слова апостола в вашей жизни и деятельности близки к исполнению. Но прежде чем так думать о себе, тщательнее испытаем себя. Здесь, прежде всего, мы трудимся вместе, а лучи хотя и слабые, но собирающиеся в одну точку расплавляют лед и металл. Что же будет с нами, когда опять рассеемся? Не утратят ли, быть может, некоторые огонь, который, находясь здесь, усилили в своем сердце, подобно тому, как потухнет постепенно не только отделившаяся от огня искра, но и громадный, не поддерживаемый ничем пожар? Затем, ведь о каждом деле нужно судить не по тому, как человек за него принимается, но по тому, как его оканчивает. Только в конце своей жизни великий апостол Павел говорил: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» ( 2Тим. 4, 7 ), притом не благодаря моим трудам, но «благодати Божией, которая со мною» ( 1Кор. 15, 10 ). Итак, необходим постоянный труд над поддержанием огня, воспламенившегося в сердце, чтобы жар и пылкость, с какими многие отдаются делу, сохранились до конца. Создалась ли в нас решимость трудиться над поддержанием огня, воспламенившегося здесь почти без собственных усилий, трудиться и тогда, когда потребуется много собственных усилий для поддержания этого огня? Но пусть создалась в нас и подобная решимость, исполним ли мы и тогда слова святого апостола Павла, вначале нами приведенные? Ведь святой апостол говорит: «Духом пламенейте, Господу служите».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

III. Архангельский собор Погрузимся в сумрак Архангельского собора, где от избытка мертвых тесно живым: что шаг, то могила, и какие могилы? – вместившие в себе едва вместимых целым царством! каменные скрижали смерти, на которых вписалась многовековая летопись! Здесь истинно сердце Русской земли, и здесь упокоились все ее междоусобия, по мере того как собирались сюда кости ее князей. Сколько вражды улеглось в той же могиле, где одна гробовая доска служит гранью мира между сокрушителями бойниц! Но вместе и сколько славы, как бы живые струи подземного ключа, кипит, готово пробиться из-под каменных остроконечных крыш, на коих иссечено упокоительное слово: «преставися», уравнивающее исполинов с землей и между собою! – И не одна только летопись имен и годов представляется испытующему взору в мертвой тишине собора; нет, много здесь и для сердца и для ума! Входящий с холодным неверием, с одним любопытством любителя древности, может выйти отселе с теплою верою, будучи поражен ужасом минувшего и грядущего, если только вникнет сам в себя, а потом в святыню храма и гробов, и прочтет на них не руку времени, но перст Божий! – Взяв летопись, как светоч, пусть посветит себе во мрак смерти и созерцает неиспытанные судьбы Божии, совершившиеся над ликом усопших. – Тогда увидит, как тайный Промысл будто бы случайно безотчетною рукою минувших поколений положил рядом убийцу с убиенным, жертву на место, избранное мучителем, и, широко расселив благословенные семейства вокруг преставившихся отцов, втеснил по несколько честолюбцев в один узкий гроб подле тех, у кого домогались похитить престол. Отрадно и для сердца прочесть на краю гробов или на пышных покровах последние молитвы, какие исторгались из уст, уже проникнутых чаянием вечности, или с какими отпускали в вечность проникнутые горем разлуки. – Здесь можно изучить и характер усопших, и дух времени, а иногда и случаи смерти, по мере того как выпадало глубокое слово современников на драгоценную для них могилу, подобно как осыпается иногда крупный жемчуг с богато унизанного покрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Вдвоем со священником из города Кимры Тверской области Андреем Лазаревым мы отправились на машине в Европу со скромной миссией – отслужить панихиду по нашим солдатам на забытом советском кладбище в городе Гливице. Но неожиданно этот локальный автопробег превратился в целую экспедицию по следам Советской армии и завершился у стен Рейхстага в Берлине. Галопом по европам Москва - Брест - Варшава - Гливице От Москвы до Бреста - тысяча километров, дорога занимает весь световой день. Прежде чем пересечь границу с Польшей, отклонившись от маршрута, по указателям находим легендарную Брестскую крепость. 22 июня 1941 года её защитники приняли на себя первый удар немецкой военной лавины. В сумерках вдвоем со священником обходим мемориальный комплекс. Вынужден признаться, советская монументалистика (за исключением " Родины-Матери " на Мамаевом кургане в Волгограде, Саур-могилы на Донбассе и величественных и пронзительных памятников русскому солдату в Болгарии и Берлине) вызывает иногда смешанные чувства. Бетон, бетон, бетон. Понятно, что железо-бетонные памятники указывают на твердость защитников и монолитную крепость советского народа, но в то же время " забетонированная память " отдает порой холодом. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. У братских могил нет заплаканных вдов - Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов... Но разве от этого легче?! (В.Высоцкий) А ведь именно в таких местах душа особенно требует помолиться о всех убиенных, поклониться им, тихонько зажечь за них свечу... Здесь столько людей погибло! Внезапно замечаем на территории Брестской крепости православный храм. В окошках мерцают свечи - в Свято-Николаевском гарнизонном соборе заканчивалась служба. Восстановленная и действующая церковь в музейном комплексе как-будто вернула жизнь в это тяжелое место, освящая молитвой память обо всех, кто погиб здесь в 41-м. Польша Название столицы на берегу реки Вислы связывают с именем рыбака Варса и русалки Савы. Согласно легенде, Варс и Сава поженились - так появилась Варшава. Отсюда и главный символ города – Варшавская русалка.

http://pravoslavie.ru/103304.html

Астрахань. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Паробичевом бугре. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначальная история этого храма уходит своими корнями ко времени существования на южном берегу Кутума домовой архиерейской пристани. Уже в 1666 году астраханскому митрополиту Иосифу было отведено порожнее место «под двор и под амбары на Косе против Кабацких ворот». Но это место оказалось не совсем удобным: здесь постоянно становились государевы лодки, всякие струги и плоты и происходила выгрузка леса так, что ни двора, ни амбара архиерейскому дому здесь построить не было возможности. В 1678 году астраханский митрополит Парфений просил у царя Алексея Михайловича вместо этого другое место на берегу реки Кутум, выше рыбных исад. Место это оказалось никем не занято, и по царской грамоте митрополиту был дан указ на его владения. Здесь, на архиерейской пристани, с давних времён стояла часовня, что следует из указа, долго хранившегося в архиве Духовной Консистории. Из него видно, что Астраханский митрополит Сампсон в 1711 году поручил старосте Рождество-Богородицкой церкви Михаилу Сербину «за Косыми вороты, подле городовой стены, где стояла часовня, построить лавки с погребами». В 1719 году на этом месте, по благословению Астраханского епископа Иоакима, была построена деревянная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а под ней устроены амбары. Располагалась эта церковь за Гарянскими воротами Белого города. В 1737 году эта церковь по совершенной своей ветхости была сломана, а на её место, по благословению Астраханского епископа Илариона, архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Мефодием была перенесена деревянная Воскресенская церковь из Воскресенско-Болдинского монастыря. Перенесённая церковь опять была освящёна в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сколько здесь простояла эта новая Тихвинская церковь неизвестно, только по доношению в 1749 году Астраханского епископа Илариона Святейшему Синоду все лавки, находившиеся на архиерейской пристани, погорели во время случившегося в городе 30 августа 1747 года пожара. Погорела также загородная, на реке Кутум, хлебная пристань и 22 кладовых амбара, а места под ними по новому городскому плану от дома архиерейского отошли. Так что если Тихвинская церковь и не сгорела во время пожара, то после 1749 года о её нахождении на бывшей архиерейской пристани не было и речи. Но куда же она делась? Об этом мы узнаем из дела о покупке Астраханским архиерейским домом виноградного сада на Чёрном бугре.

http://sobory.ru/article/?object=50854

Высокопреосвященный митрополит Антоний Преосвященный Антоний, в мире Григорий Антонович Рафальский, был сын бедного священника Волынской епархии Ковельского уезда, села Гнуйны – недалеко от родины св. Петра, 1-го московского митрополита. Младенчество его сопровождалось особенными знаменательными событиями: он был часто приносим отцом во храм, и здесь у самого подножия престола почивал во время утренних молитвословий; здесь-тο по молитвам родителя он, вероятно, получил то благодатное осенение промысла Божия, которое сопровождало его последующую жизнь: здесь он развил в себе любовь к богослужению, которая выражалась потом в его всегдашней заботливости о благолепии богослужения. По бедности своей отец его затруднялся дать сыну приличное образование, тем более что, в тамошнем крае, еще не было русских училищ. И вот юный Григорий по необходимости поступил в униатское училище. Но отец крепко привил к его душе основные истины православия, и эта заботливость отца и его молитвы сохранили юного питомца от всего иноверного. Григорий Рафальский не окончил еще курса учения в униатских училищах, как открыта была Волынская православная семинария, и он тотчас же поступил в нее. Окончив здесь с отличным успехом курс, он, как наилучший из воспитанников, был определен в нее учителем поэзии. Отличаясь здравым умом и живым-увлекательным словом, он в качестве наставника заслужил прекрасную репутацию. Но, с детства воспитанный в любви к церкви и благочестью, он пожелал восприять благодать священства и определен был священником в город Острог к соборной Преображенской церкви. При множестве униатов и католиков, явно и тайно действовавших против православия, от православного священника здешнего края требовалось много змеиной мудрости и голубиной простоты, чтобы защищать свою паству. И отец Григорий умел так действовать! Кротким обхождением и особенно увлекательным словом он некоторых католиков и униатов так расположил в пользу православной церкви, что одни из них присоединились к ней, а другие готовы были присоединиться. Вскоре по возведении в сан священника о. Григорий был сделан благочинным и протоиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Глава XV. Дорога от Назарета к озеру Тивериадскому «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть». ( Мф 12:1 ) Мы выехали из Назарета в половине шестого часа поутру. Через полчаса пути на северо-восток по горам обработанным открывается среди садов, на скате горы, селенье Рене; против него по сю сторону, при дороге, существует древний водоем; толпы женщин селенья Рене с кувшинами окружали источник; они все были без покрывал, – большая часть жителей этого селенья христиане; но и другие женщины окрестностей Назарета не имеют обыкновения закрывать лица. Во всем Востоке мужчины никогда не ходят за водою; это есть обязанность женщин согласно древнему библейскому обычаю, сохранившемуся доселе: «Вот я стою у источника вод; и дочери жителей города выходят черпать воду», – говорит раб Авраамов, посланный за невестою для Исаака ( Быт 24:13 ; Исх 2:16 ). Водоем древнего построения и некоторые развалины показывают здесь следы давнего населения. Здесь можно предположить местность Гефаефера, отечество Пророка Ионы [в земле Завулонской]. Еще чрез полчаса отсюда является на скате холмов, окруженная виноградниками, Кана Галилейская. Об этом евангельском месте я буду говорить подробнее на возвратном пути. В горах между Рене и Каною погибли в геройской битве рыцари Храма под предводительством двух своих вождей – против сарацинов. Христиане пробирались с малым отрядом из Назарета в Тивериаду. Они встречены были здесь всем авангардом Саладина. Увидев смерть лицом к лицу, они предпочли ее плену у неверных; почти все легли здесь осыпанные стрелами; они извлекали их из ран своих и обращали на врагов, и пили кровь свою для утоления жажды. Современные историки говорят, что сарацины приняли за святого Георгия Иакова Малье, главу рыцарей Храма, который, ратуя на белом коне, рассеивал повсюду ужас мечом своим и пал под тучею стрел и копий. Через двадцать минут от Каны Галилейской начинается спуск в обширную долину между гор, которая была засеяна хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010