Заполье. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петропавловская церковь построена в 1902 г. Архитектор Н. Никонов. Закрыта в 1941 г., действовала в 1942-45 гг., ныне руины. Петропавловская церковь в Грызове. Село Грызово находится в 92 верстах от Петербурга и в 60 от Царского села, на небольшой возвышенности, у озера, среди болот, лесов и полей. По преданию церковь была сперва у дер. Озерницы, в 1 ½ верстах от нынешней церкви. Она была деревянная, во им Покрова. Когда она сгорела, то от нее уцелел только храмовой образ Покрова. Он находился в здешней церкви до 1879 года и опять сгорел, вместе с крестьянской девушкой, Марией Яковлевой, желавшей спасти его. Название " Грызова " объясняют тем, что здесь когда-то была битва, такая ожесточенная, что противники " грызлись " как дикие звери. Остатками битвы служат чугунные ядра, иногда находимые здесь в курганах. Село расположено на тракте из Нарвы в Новгород, прежде довольно оживленном, но, с открытием Балтийской железной дороги, почти опустевшем. Теперь здесь провозят только лен. Церковь построена была здесь в 1759 г. во имя Петра и Павла, деревянная, на каменном фундаменте из местной плиты. В сороковых годах она обгорела, а в 1879 г. с 10 на 11 февраля совершенно истреблена пожаром. Прихожане успели вынести из церкви почти все, кроме шкафа с старинными бумагами. Он стоял под колокольней, а туда от сильного дыма, нельзя было пробраться. В это время погиб древний образ Покрова, вместе с пытавшеюся спасти его девицею. В том-же году начат новый храм, на который крестьяне дер. Заполья пожертвовали каменный хлебный амбар, стоявший на земле помещика мызы Извора, Константина Федоровича Рериха. Усердием Рериха, через месяц после пожара, храм был построен и 10 марта освящен благочинным священником Положенским. Здание храма каменное, из булыжного камня. Длина его 10 саж., ширина 4 саж., купол и колокольня деревянные. В храме 5 окон и 2 входа. Иконы в иконостасе частию спасены от сгоревшей церкви, частию пожертвованы из Врудской церкви. Нынешний антиминс освящен митрополитом Исидором 5 июля 1881 г. Колокола отлиты на средства попечительства из металла, собранного на пожарище.

http://sobory.ru/article/?object=00536

Посещение города Астиги       С надеждой на Бога и на Его премудрый промысел ап. Павел отправился из Аст вверх по течению реки Бетиса. Эта многоводная река была доступна для плавания даже и очень значительных кораблей; по крайней мере, по сообщению Страбона, корабли могли доходить до самой Кордубы. Дальше же внутрь страны путь совершался или пешком или верхом на вьючных животных. По берегам Бетиса, как по своего рода торговой дороге стояли довольно часто многолюдные города, которые служили средоточными пунктами для торговой деятельности. Апостолу пришлось проехать мимо Небриссы, Ориппо, Гиспалиса, Аксати, пока не прибыл в большой и торговый город Астиги. Этот город находился при впадении в р. Бетис его притока Урия, и его жители пользовались всеми выгодами, которые можно извлечь из двух сходящихся водных путей сообщения: по Бетису приходили к ним товары с северо-востока, а по Урию – с востока. Астиги служили некоторым складочным пунктом, и уже из него товары шли далее по Бетису к приморской гавани. Поэтому здесь всегда была кипучая торговля; здесь можно было встречаться со многими народностями, и можно было найти средства осуществления многих интересов. Влекомый интересом просветительной миссионеркой деятельности прибыл в Астиги и ап. Павел. Апостольская проповедь в этом городе должна быть, – и таковой была в действительности, – очень успешной и плодотворной. Здесь, как и в Астах, навстречу апостольских убеждений оставить свои прежние языческие заблуждения и обратиться к вере во Христа, шли и нетвердость жителей в своей языческой религии и их способность воспринять более чистое и возвышенное христианское учение об истине. Но сравнительно с астцами жители Астиги обладали и некоторыми преимуществами для восприятия апостольской проповеди. Они были чужды той суетности и суетливости, которая успела уже сообщиться астцам, как жителям приморского города. К тем привилась римская практичность, а вместе с ней привилось и то легкомысленное отношение к интересам веры и духа, чем отличались и даже хвалились изверившиеся римляне. Вследствие этого ап. Павлу сравнительно трудно было основать в Астах христианскую церковь , как не возможно было поручиться, что она навсегда останется верной апостольскому завету и пойдет прямым путем христианского совершенствования в вере, надежде и любви. А то, что в Астах не сохранилось никакого предания о слышанной здесь некогда христианской проповеди из уст самого апостола, вполне подтверждает все сказанное о свойствах и особенностях астцев: они, увлекшись мирскими заботами, совершенно забыли об апостоле и легкомысленно допустили изгладиться из своей памяти и с их почвы характерным следам апостольской деятельности. – Этого не случилось с жителями Астиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Поучение в день Преображения Господня И просветися Лице Его, яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17:2). Господь наш Иисус Христос, незадолго до своих страданий, с учениками своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, Лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег; и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с Иисусом Христом, что апостол Петр сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Добрые мои слушатели! Как на горе Фаворе Лицо Спасителя просияло, как солнце, и апостолы от Господней славы просветились неизреченною радостью, так и все праведные люди просветятся, как солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ). И это вечное царство славы, для верных рабов Христовых, начинается еще здесь – на земле. Да, други мои! Истинно верующих Господь и здесь – на земле просвещает Божественною славою, подобно тому, как Он просветил Своею славою Своих учеников на горе Фаворе. Ученики Христовы достойны были этой славы и радости небесной. Их души были чистые и светлые пред Богом. Петр достоинъ был пред Богом особенно по своей твердой вере ( Мф. 16:17 ), любви и верности ко Христу ( Иоан. 21:15, 16, 17 ). Иаков был достоин особенно по терпению за веру Христову: он умер мученическою смертью ( Деян. 12:2 ). Иоанна, за его добродетели и чистую душу, любил Сам Иисус Христос ( Иоан. 20:20 ). Потому-то и Господь удостоил их своей божественной славы на горе Фаворе и вечной славы на небесах. И наши души, братие, как и души учеников Христовых, созданные по образу и по подобию Божию, должны сиять славою Божией, просвещаться Господнею благодатью. Но когда это может быть? Тогда, когда мы, подобно ученикам Христовым, храним в чистоте и непорочности свои души, свято храним свою веру, с покорностью воле Господней переносим всякое земное горе, любим Христа всем сердцем своим, поступаем по Его заповедям и в душе своей имеем Божий страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 162  голоса:  4.2 из  5) Часть II. 1914–1923 годы В Кельцах — тревога, ожидается неприятель; все административные учреждения выезжают. В соборе в последний раз совершилась служба; священник вышел, запер собор и церковную ограду и отправился на вокзал. В городе, говорят, остается только сотня казаков для порядка. Подхожу к собору, вокруг его ограды стоят казаки, преклонивши одно колено, а в левой руке держат повод своей лошади. Такая трогательная картина: они молятся вокруг собора. Умилилась я, глядя на это зрелище, захотелось мне здесь, в случае боя, помогать раненым. Не зная, как поступить, я подошла к поезду: офицеры спросили меня, почему же я не вхожу в вагон (вагоны были открытые, товарные). Я объяснила им свое желание остаться здесь. Они удивились и сказали: «Разве можно оставаться, — неприятель не даст вам здесь ходить за ранеными, а упрячет куда-нибудь далеко», — и уговорили меня ехать с ними, подали мне руку, и я села в вагон. Отсюда я попала в Люблин. Думала, где бы мне остановиться, и пришла сначала к собору: здесь шла служба, по окончании которой я зашла в сторожку. Сторожихой там была девушка, у которой я попросила остановиться хоть на короткое время в сторожке. Она сама не могла распоряжаться, и послала меня к церковному старосте, указав мне дорогу к его квартире. Иван Степанович Бессонов, служащий то ли в банке, то ли в казначействе, уже 30 лет состоял ктитором Люблинского собора. Эта милая семья впоследствии сделалась для меня родной. Жена его — Александра Ивановна ; дочь; сын — скромный юноша Гермоген — только что окончил реальное училище и пошел на войну. Мне, конечно, дали разрешение поселиться в церковной сторожке. Девица часто уходила, и мне было спокойно там, перед глазами у меня был собор. Иногда выйдешь ночью в ограду, запорошенную снегом, и любуешься на красоту неба и собора! Иван Степанович всецело был предан святому храму, у ящика он держал для продажи духовные книги. Я купила поучения Филарета Черниговского на страстные Евангелия, еп. Михаила Таврического «Над Св. Евангелием» , сборник «Мысли на каждый день сестры милосердия». Их я и читала.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Святая Православная церковь вспоминает ныне труды и деятельность равноапостольной жены Марии Магдалины. Это одна из тех жён, которые, будучи облагодетельствованы Господом, – а св. Мария исцелена Спасителем от страшной болезни беснования, – из благоговения и благодарности к Нему, сопровождали Его всюду в его путешествиях, постоянно слушали его учение и служили Ему от своих имений. Вместе с другими жёнами св. Мария присутствовала при страданиях Спасителя и горько плакала о Нём как при его шествии на лобное место, так и при Его мучениях на кресте. При снятии Господа с креста св. Мария, неутешно рыдая, припадала к Божественному телу и своими слезами омывала пречистые раны Господа. В день воскресения Иисуса Христа св. Мария, как верная Его ученица, ещё до рассвета пришла ко гробу, чтобы помазать ароматами тело Распятого, но она не нашла здесь Господа, с ужасным горем поспешила к апостолам Петру и Иоанну, чтобы известить их, что тело Спасителя унесено кем-то из гроба. А сама между тем немедленно возвратилась снова к погребальной пещере и здесь-то первая удостоилась лицезреть воскресшего Господа, который повелел ей идти к братьям Его и сказать им о восхождении Его к Богу Отцу. По вознесении Иисуса Христа на небо св. Мария пребывала в единодушной молитве со св. апостолами и Матерью Господа ( Деян.1:14 ). Впоследствии она много потрудилась в великом деле проповеди о Спасителе, путешествовала с этою целью в Рим, где жаловалась императору Тиверию на Пилата, несправедливо осудившего Христа Спасителя на смерть. Далее мы видим её в Ефесе, здесь помогала она св. Иоанну Богослову в деле распространения учения Богочеловека, здесь же с миром опочила после равноапостольных трудов своих. Св. мощи её при императоре Льве I из Ефеса перенесены были в град Константинополь. Св. христианская Вера, возвестившая новое спасительное учение, даровавшее нам спасительные благодатные средства быть наследниками уготованных Спасителем вечных благ для праведников, сделала участницей их и женщину (чего мы не видим в дохристианском мире).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Слово о чтении духовных книг Внемли чтению ( 1Тим.4:13 ). Так заповедал св. Апостол ученику своему возлюбленному Тимофею; так и все свят. отцы заповедали христианам, чтобы они читали духовные книги! Заповедь сия свято исполнялась. Все благоугождавшие Богу много и охотно занимались духовным чтением, – занимались, напитывались небесными истинами, и получали свет стезям, ведущим ко спасению. Сама Пречистая Дева Богородица, когда воспитывалась в храме Божием, постоянно читала священные книги, и чрез это наполнилась Духом Святым и соделалась Матерью Света невечернего. Но вот пришло время, когда мало и неохотно уже читают душеспасительные книги; читают, с особенным каким-то удовольствием, одни лишь книги, питающие пустое любопытство, книги – вредные, соблазнительные, погашающие веру и возбуждающие страсти, – читают, – и погибают; вместо пшеницы, сеют в сердца свои терния, вместо Света Христова, обжигают души свои огнем диавольским, – и этим услаждаются. Так нечистый дух времени омрачил умы и ослепил сердца, увы, почти всех! Но это делается там в миру, за пределами наших детских питомников. Здесь, по-видимому, нет сего: здесь на первом плане стоит изучение Закона Божия; здесь, выписываются, возможно лучшие. религиозно – нравственные книги; здесь запрещают читать дурные книги... Но, опять – увы! Нечистый дух времени и сюда проник: Закон Божий изучается, наряду с другими предметами, не для улучшения сердца, а для хороших отметок; религиозно-нравственные книги лежат почти все неразрезанными; а книги запрещаемые читаются, втихомолку, с жадностью, и все истрепываются до невозможности. Явление, достойное горьких слез! Ибо, что же это такое? Неужели, в самом деле, мы не сознаем вреда от чтения дурных книг, и пользы от книг хороших? Неужели намеренно развращаем себя и детей книгами негодными, и не хотим просвещать своего и их сердца истинным Светом Разума вечного. И говорить ли нам уже теперь о пользе, чтения духовных книг? О, как тяжело, мои возлюбленные, сознавать, что для возбуждения спящих совестей – требуются не слова человеческие, а громы и молнии небесные! Тяжело говорить, и в тоже время думать, что слова наши бесследно пронесутся, если не мимо ушей, то мимо сознания и чувства! Но долг велит, и надо говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Соловецкая обитель Еще в полях белеет снег, а «бродячая и молящаяся Русь» уже готовится в путь-дорогу – в далекое Беломорье, в Соловецкую обитель. Любит русский народ со времен седой старины эти «хождения по святым местам»; в них он вкладывает свой религиозный порыв, всю поэзию своей души, ими избывает житейское горе. Идут обыкновенно артелями с «вожаком» во главе, заходя и в Москву, и в Воскресенск – Новый Иерусалим, и в Троицкую Лавру, и в другие попутные города и местечки на поклонение прославленным святыням. Богомольцев центральной России север встречает уже в Ярославле, в расположенном на заволжском берегу Тверицкой слободы, возникшей здесь по приказанию Ивана Васильевича Грозного, которому не нравилась во время его «походов» на север безлюдность Заволжья: сюда поэтому были вызваны и здесь поселены тверские рыбаки. Перевалив через Волгу, богомольцы молятся на кресты слободской церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. С Вологды те, кто имеет в котомке припасённые целковики, «сплавляются» по непрерывному водному пути от Вологды до Архангельска, по Двине же лежит путь и выходцев из Сибири и Приуралья. В Архангельске Соловецкая обитель имеет два подворья, которые зачастую бывают совершенно переполнены – особенно то из них, которое расположено в части Архангельска, называемой – «Соломбала», – сюда подходят и здесь принимают пассажиров соловецкие пароходы. Весна на «Святых островах» вступает окончательно в борьбу со льдом и снегом только в мае месяце, когда и отходят на материк первым рейсом монастырские пароходы, которые, кроме Архангельска, в начале навигации ходят еще в Сумской Посад и Онегу для встречи идущих в монастырь со стороны Петербурга и Каргополя. Из Петербурга путь богомольцев лежит через озера ладожское и Онежское до города Повенца, а оттуда трактом до посады Сумы. Если Соловецкая Обитель видит в своих стенах пришельцев со всех концов необъятной России, то этим она обязана, как своим святыням, так и тому истинному духу монашества, который царит здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение. Антиохия и антиохийская школа Антиохия на Оронте, при Дафне, блестящая столица Востока, основанная Селевком Никатором и с течением времени совместившая в себе все преимущества великих центров древнего мира, была столь же многочисленна по своему населению, сколько славна науками и искусствами. Одно из видных средоточий язычества, Антиохия еще при жизни апостолов сделалась христианской и, по разноплеменности обитателей, стала удобным пунктом для распространения новой религии, так что может считаться матерью Церквей из язычников 1 . Обагренная кровью святых мучеников, она сияла именами своих епископов и учителей, которые горели немерцающим светом не только святости жизни, но и выдающейся учености. Здесь жил и действовал одушевленный любовью ко Христу и верующим ученик апостола Иоанна св. Игнатий Богоносец , уста которого говорили от избытка его богатого ума и благородного сердца. Здесь выступил против эллинов и гностиков св. Феофил, епископ и философ. Здесь во второй половине III в. получила определенное направление и прочное существование Антиохийская школа, во главе которой стоял знаменитый Лукиан, этот, по удачному выражению А.Гарнака, «признанный святой и непризнанный учитель” 2 . Антиохийская школа – это член в цепи христианских школ, которые, как звенья [одной цепи], примыкают друг к другу и, по общей цели и по сходной организации, образуют одно целое. В истории христианского просвещения она славна всесторонней образованностью своих учителей, ревностной защитой православного учения и громадной продуктивностью в области исследования Священного Писания . Богословствующая мысль Антиохийской школы за все время существования последней шла в направлении, совершенно отличном от господствовавшего в то время направления в Александрии. [Правда, необходимо отметить, что], подобно александрийцам, антиохийцы [также] стремились к более глубокому познанию внутренней связи истин веры и к изложению Откровенного учения при помощи науки. Но все их богословие носило совершенно иной характер, [чем богословие александрийцев], и средства достижения цели были совершенно иные. Антиохийские богословы, как и александрийские, стояли на почве Слова Божия и церковной веры; исходный же пункт их различия составляло [несколько иное] понимание Священного Писания , а отличительным признаком был историко-грамматический метод антиохийцев в противоположность аллегорическому методу александрийцев. Последние почти всюду стремились находить в Писании таинственный смысл. Встречая в нем описание обыденных сторон человеческой жизни и не считая их достойными чести занимать место в Слове Божием, они склонны были думать, что под буквой Библии здесь скрывается какой-нибудь другой, более глубокий смысл, и старались отыскать его, жертвуя общей связью целого (контекстом). В результате получался ряд фрагментарных объяснений, связать которые в единство их основной идеи часто было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Во-первых, кроме прп. Нестора о посещении пределов нашего Отечества ап. Андреем упоминается у свт. Епифания Кипрского и церковного историка Евсевия Кесарийского (пятый век). Важным свидетельством являются археологические находки. Так, в районе с. Грузино Псковской области нашли остатки т.н. Андреевских крестов. Случайно ли у нас на Руси в первые же годы после крещения нередко строили храмы в честь св. ап. Андрея и князья называли своих детей Андреями? Все это не случайно, все это свидетельствует о реальности апостольской проповеди на Руси. Если говорить о «большой России» в объеме Российской Империи или СССР , то кроме ап. Андрея у нас проповедовали еще апостолы Варфоломей, Матфей, Фаддей и Симон Канонит. На Кавказе в ссылке был свт. Иоанн Златоуст, о котором блаженный Феодорит писал, что он «алтари воздвигал на Кавказе» и что под влиянием его проповеди те воинственные народы, жившие на Кавказе, «кто не слазил с коней, стали преклонять колена, кого не трогали слезы, стали проливать слезы раскаяния». Сосланный в конце первого века в Крым священномученик Климент Римский нашел здесь 2000 христиан. Здесь в Крыму за несколько веков до крещения были даже целые епархии - Херсонесская и Сурожская. К сожалению, нашествия варваров зачастую сметали эти островки христианства. В Крыму проповедовали святые братья Кирилл и Мефодий. Существование христианских общин подтверждает находка в 1940 году в Херсонесе (Севастополе) глиняного штампа для просфор, относящегося к этому времени. В 1950 году здесь же были обнаружены развалины подземного храма первого-третьего веков. В 60-е годы девятого века киевские князя Аскольд и Дир ходили походом на Константинополь. Жители города во главе с Патриархом Фотием и императором Михаилом совершили Крестный ход на берег Босфора. Когда в воды была погружена риза Богородицы случилась буря, заставившая осаждавших отступить. Аскольд и Дир крестились. Они пригласили в Киев епископа, который проповедовал здесь о чудесах Ветхого и Нового Заветов. Чудо с Евангелием, не сгоревшем в огне, произвело большое впечатление на киевлян. На могиле князя Аскольда была построена церковь в честь свт. Николы Чудотворца (по-видимому, в крещении князь был наречен в честь этого святителя). К сожалению, в настоящее время этим храмом владеют униаты.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь к родному пепелищу? Как чиновники загубили усадьбу Абрама Ганнибала в Кобрино, где был зачат великий русский поэт А.С.Пушкин 27.08.2018 909 Время на чтение 7 минут 19-го июня 2014 года мы - краеведы и представители общественности - ездили на экскурсию по пушкинс ким местам Ленинг радской области и были возмущены ужасным состоянием старинной усадьбы в селе Кобрино, напрямую связанной с Гением русского слова - Александром Сергеевичем Пушкиным. Немного истории. Эта земля когда-то, в 60-х гг. 18 века была приобретена легендарным «арапом Петра Великого» Абрамом Петровичем Ганнибалом. От брака его сына Осипа Абрамовича с Марией Алексеевной Пушкиной в этом доме рождается их дочь Надежда, мать будущего поэта. Позднее здесь она поселилась со своим мужем, Сергеем Львовичем, наконец, здесь же, в этом доме, представляющем сейчас практически руины, был зачат Александр Сергеевич, здесь же его старшую сестрицу пестовала Арина Родионовна, самая известная российская няня. Слава Богу, благодаря усилиям энтузиастов и материальной помощи известного писателя-сатирика Михаила Задорнова недалеко от Кобрина, в пос. Суйда несколько лет назад был поставлен трогательный памятник Арине Родионовне. Суйда также принадлежала к владениям Ганнибала. В 1796-98гг. в усадьбе «Суйда» проживали родные А.С.Пушкина: отец, мать, сестра Ольга и няня Арина Родионовна. А во второй пол. 18 века в усадьбе жил русский инженер и государственный деятель, прадед А.С.Пушкина Абрам Петрович Ганнибал и его сын Иван, герой Чесмы, основатель г. Херсона. Здесь часто гостил великий русский полководец А.В.Суворов. Сейчас в доме Ганнибала в Суйде находится небольшой музей, занимающий всего три комнаты в этом историческом доме. Остальные помещения принадлежат местному совхозу. И музей у него АРЕНДУЕТ эти три комнаты!! Ситуация, на наш взгляд, ненормальная! В Китае местом рождения человека считается место его зачатия. Жаль, что у нас дело обстоит иначе, ведь будь так - может, усадьбу Кобрино ждала бы более счастливая участь! Может быть, тогда не только в Михайловское и Болдино, но и сюда, в Кобрино, приезжали бы тысячи и тысячи почитателей великого поэта, может быть тогда и у Кобрино нашёлся бы свой добрый хозяин, свой Гейченко... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения!..

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/27/ly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010