Библия, изложенная для семейного чтения. Преображение Господне Преображение Господне Через шесть дней после этой беседы о предстоявших Ему страданиях, смерти и воскресении в третий день, понимание которых не могло совместиться в мысли учеников Его с их ожиданием земного возвеличения Иисуса и Его прославления в царстве земном, ради того, чтобы вразумить их относительно истинного значения славы, предстоявшей Ему, славы не мира сего, но небесной, духовной, — Иисус, избрав трех из них, а именно: Петра, Иакова и брата его Иоанна , «возвел их на гору высокую одних» и там, в отдалении от мира и среди полной сосредоточенности в молитве, «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1–2), как бы изображая ту, настоящую славу, в которую предстоит облечься праведникам по всеобщем воскресении мертвых. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». (Лк. 9, 30–32) Явление пророков должно было показать ученикам Христовым ошибочность мнения некоторых современников, признававших Иисуса Христа за Илию или за одного из пророков. Беседа же со Христом тех, которые возвещали о Нем как о Мессии, напоминала им и о предсказаниях пророков о Его смерти, которая после того не могла более им казаться несовместимой с их ожиданиями прославления, подобающего Его Божественному достоинству на земле, и являлась сообразной с пророчествами о совместимости в Иисусе Христе Божественного с человеческим естеством. «И когда они (Моисей и Илия) отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9, 33). «Святитель Иоанн Златоуст таким образом объясняет душевное состояние Петра, выразившееся в этих словах его Иисусу Христу: “Так как Петр слышал, что Иисусу должно взойти в Иерусалим и пострадать, то, убоясь и трепеща за Него, он, после сделанного ему упрека, не смеет приступить и повторить же — сохрани Бог, но от страха он ту же самую мысль выражает в других, но уже не в столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что самое место доставлять безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус уже не сойдет в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Иисус остался здесь навсегда, потому и напоминает о шатрах… Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, ибо там, говорил Иисус, нападут на Него книжники… Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: хорошо нам здесь быть; здесь находятся Моисей и Илия, — Илия, низведший огонь с неба на гору; Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом, и никто не узнает, что мы здесь…”»

http://pravoslavie.ru/3081.html

В храм идут люди, которые ищут Бога, но не политических движений… Протоиерей Георгий Харлов Источник: Радонеж      Беседа директора Радио «Радонеж» Евгения Никифорова с протоиереем Георгием Харловым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Зальцбург. - Батюшка, у Вас большой послужной список. Вы служили и в России, а здесь уже почти 10 лет. Это большой жизненный срок. Чем отличается - не хочется говорить нерусское слово «ментальность» - но все же способ мышления, мировоззрения, характер прихожан здесь, в Зальцбурге - и в России? - Если говорить конкретно о Зальцбурге, то в принципе характер жителей или прихожан в Европе абсолютно ничем не отличается. От России отличается, но здесь и образ жизни, и образ мышления, это не просто характер. Мне довелось 15 лет служить на материке, в России. Мы в разговоре затронули и Украину, где мне довелось учиться. Это абсолютно иные люди, абсолютно другой менталитет. Самое главное, что сегодня еще не утрачено в нашем народе на материке (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан) - это то, что человек готов слышать и по возможности даже менять свою жизнь от греха к освобождению от него, а значит - к свободе. Здесь, на Западе, не совсем правильно понимают слово «свобода». «Свобода» тут значит «вседозволенность». Но мы прекрасно понимаем, что вседозволенность должна быть в неких рамках. В то же время в качестве этих рамок должны быть использованы не только гражданские нормы. В первую очередь ориентиром или заданным вектором должна быть рамка или призма Священного Писания. И только на основе Священного Писания мы можем рассматривать гражданские нормы, и применять их к себе, когда стараемся бороться с грехом. - Батюшка, немцы - народ, известно склонный к закону. Они всегда были привержены четким правилам поведения. И это преимущественно христианские страны, государи, империи. Неужели христианство у немцев настолько выветрилось, что они под законом имеют в виду только то, что позволено законодательством? То, что полиция позволяет? И здесь - насколько их ограничивает внешний закон?

http://pravoslavie.ru/117991.html

Н.И. Большаков Наружность о. Иоанна МНОГОЧИСЛЕННЫЕ портреты и изображения о. Иоанна дают о нем, хотя и правдивое, но не совсем точное представление. На портретах не уловлена та бесконечная любовь, какая светилась в глазах этого пастыря, то бодрое, даже радостное настроение, какое одухотворяло это лицо с улыбкой снисхождения и беспредельной терпеливости. На одних карточках о. Иоанн изображался один. Вот он снят во весь рост. Стоит бодро, твердо, лаской освещено его кроткое, чистое, святое лицо. Глаза устремлены куда-то вдаль. Со стороны, кажется, что как будто он идет куда-то с распростертыми руками спасать людей, готовый весь мир заключить в свои объятия. Здесь он изображен сидящим. Голова склонилась немного набок и опирается на руку. Выражение лица какое-то грустно-радостное, задумчивое. Кажется, глубокая дума о людях-страдальцах лежит у него на душе и придает его настроению оттенок святой грусти. На других фотографиях он снят не один. Вот он снят со своими родными сестрами, одетыми в самое простое сельское платье; головы их покрыты простыми платками. Все трое сидят на скамейке около своего родного дома, в далекой отсюда Суре. Бедные сестры, думали ли они когда-либо, что их брат такой же бедный, как и они, будет некогда так велик и известен везде и всюду? Конечно, нет. Видна крепкая братская уверенность друг в друге. Нет никакой чопорности, надутости. Все мило и просто. Чем-то необыкновенным, захватывающим душу и сердце, веет от этой группы. Вот о. Иоанн снят со старушкой матерью, одетой также весьма просто и повязанной в чепчик. Последнее время она жила в Кронштадте. Здесь она и окончила дни своей жизни; здесь же на кладбище и погребена. Над ее могилой теперь красуется великолепный памятник. Его создала нежная любовь сына к матери. Вот здесь он снят идущим в поле по своей родной земле. Там он сфотографирован в группе различных общественных деятелей, пожелавших сняться вместе с ним. Здесь о. Иоанн снят в момент его беседы с многочисленными толпами народа. На одной фотографии он изображен стоящим на балконе, а кругом внизу – море голов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1. Павел, всегда подражая своему Учителю, говорит то об уничиженном, то о высоком, так что уничиженное пролагает путь к высокому, а последнее руководит к первому, чтобы видящие высокое знали, что уничиженное было делом снисхождения (Христова). Так Он поступает и здесь. Сказав, что " принеся [в жертву] Себя " и показав, что Он есть первосвященник, (Апостол) продолжает: " Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах " . Это уже свойственно не священнику, но Тому, чей Он священник. " Священнодействователь святилища " . Не просто служитель, но " священнодействователь святилища " . " И скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек " . Видишь ли снисхождение (Христово)? Не задолго, пред этим (Апостол) отличал (Его от других), когда говорил: " не все ли они суть служебные духи " ? и потому им не оказано: " седи одесную Меня " (Евр. 1:13,14). Говорит так потому, что сидящий, без сомнения, не есть служитель; следовательно (здесь называя Его служителем) говорит это об Нём по плоти. " Скинией истинной " Он называет здесь небо, и, желая показать отличие её от иудейской, присовокупляет: " которую воздвиг Господь, а не человек " . Смотри, как он этими словами ободрил души уверовавших из иудеев. Может быть, они воображали, что у нас нет такой скинии; но вот, говорит Он, наш священник - великий и гораздо больший (ветхозаветного), принесший более чудную жертву. Но не одни ли это слова, не хвастовство ли и самообольщение? Для этого он наперед подтвердил (свои слова) клятвою, а потом стал говорить и о скинии. Различие скиний было очевидно уже из предыдущего, но он доказывает его ещё с другой стороны: " которую воздвиг Господь " , - говорит, - " а не человек " . Где те, которые говорят, что небо движется? Где те, которые утверждают, что оно шаровидно? То и другое здесь опровергается. " Главное же в том " , - говорит, - " о чем говорим " . Главным всегда называется самое важное. Здесь Он опять низводить речь свою: сказав о высоком, без опасения говорит теперь об уничиженном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1615...

поиск:   разделы   рассылка Выступление патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала " Интер " Вопрос ведущего о том, почему первой страной, которую патриарх посещает с пастырским визитом, стала Украина. – Откуда же пошла Русь? Она пошла отсюда, с киевских холмов. Здесь начало нашей веры, начало нашей Церкви, здесь начало государственности, из которой потом возникли государственности самостоятельных образований. Здесь наше историческое прошлое, и, может быть, я кого-то удивлю, но в каком-то смысле здесь во многом будет решаться и наше будущее. Под словом " наше " я подразумеваю всех нас – людей, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая расцвела, развилась и стала мощным фактором мировой цивилизации. Но, кроме того, есть ведь и чисто религиозные причины: Киево-Печерская Лавра – начало нашего монашества, сонм подвижников, преподобных отцов, мощи целебные, источающие миро, источающие великую благодать. Куда же еще можно было приехать, как не в Киев? И когда произошло мое избрание – я уже об этом говорил и сейчас хочу повторить – когда из рук Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира я получил посох митрополита Киевского Петра, перенесшего кафедру в Москву и именуемого также Московским святителем, я почувствовал свою реальную сопричастность великой истории, которая началась здесь, в Киеве, сопричастность жизни народа – украинского народа – и поэтому движение сердца было совершенно конкретным: в первую очередь поехать именно сюда, чтобы помолиться вместе с украинским народом, поразмышлять, услышать голоса людей, понять то, что я еще, может быть, не до конца понимаю. Пастырский визит не означает только учительство. Вообще, пастырство – это процесс двусторонний. Если пастырь закрывается от своей паствы, если чувствует самодостаточность, если исповедует ложное убеждение, что он альфа и омега и носитель конечной истины, то у него прерывается контакт с паствой, его слово перестает быть притягательным, на это слово уже не обращают внимание.

http://religare.ru/2_67047.html

Разделы портала «Азбука веры» Иконостас — «местная» икона Божией Матери в иконостасе Никольского собора  Вот как выглядит «местная» икона Божией Матери в иконостасе Никольского собора Санкт-Петербурга. Что здесь от Божией Матери? От чистоты и духовной красоты Девы, послужившей Делу Боговоплощения и Спасения Мира? В отношении понимания красоты Богоматери приведу пространную, но очень содержательную выдержку из автобиографических заметок протоиерея Сергия Булгакова. Он уехал из большевистской России, оказался в эмиграции, в Германии. Это уже не влюбленный в марксизм молодой человек, а священник, человек, приобщившийся к православному богословию и пониманию Богоматери. И вот он спешит в галерею, к любимой с юности иконе Рафаэля: «…Заранее бьется сердце при мысли о новой встрече с творением, которое так меня тогда поразило и потрясло. И надежда на эту встречу, и мысль о ней появилась у меня сразу с того самого момента, когда я по велению судеб снова нежданно получил бессрочную командировку в Европу. Здесь, именно здесь, нужно мне что-то существенное проверить, осознать и увидеть, хотя бы при этом пришлось, может быть, потерять, похоронить близкое, дорогое, важное… Остановка в Дрездене между поездами. Стремлю свой бег, спеша и волнуясь, в Zwinger. Только отчего же нет в душе радости, скорей в ней тревога и неуверенность? Пробегаю чрез зал, ни на что не глядя, прямо в ту заветную комнату… С трудом от волненья подымаю глаза. Первое впечатление было, что я не туда попал, и предо мною не Она. Но скоро узнаю и убеждаюсь, что это Она, и, однако, действительно, не Она, или я уже — не — о н. Увы! не ударила в сердце радостною волною горячая кровь, оно не дрогнуло, осталось спокойно. Неужели же так оно охладилось за всю долгую жизнь? Но нет, не то, не то: моя не состоялась встреча, здесь я не встретил того, чего ожидал. К чему таить и лукавить: я не увидал Богоматери. Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но… безблагодатность. Молиться пред этим изображением? — да это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам эти ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О последних годах жизни архимандрита Сергия (Сребрянского) 04.04.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: св. Сергий Сребрянский Воспоминания протоиерея Квинтилиана, духовника отца Сергия в период 1945—1948 гг. Из книги прот. Александра Шаргунова «Вчера и сегодня» В полукилометре от села Владычня Калининской области, на открытой песчаной возвышенности, расположено сельское кладбище. Здесь, среди беспорядочно рассеянных, в большинстве случаев неоправленных, полуосыпавшихся и даже совершенно сравнявшихся с землей могил обращает особое внимание могила, увенчанная большим белым крестом, представляющая из себя декоративный цветочный холмик. Здесь есть и садовые цветы, рядом с ними кто-то посадил дикие полевые цветочки, и здесь же прикопан пук зелени, смешанной с цветами, такой же пук зелени лежит у самого креста, а сколько здесь венков, больших и малых, сделанных из полевых цветов! Все это дар любви тех, которые приходят сюда, на могилочку, выплакаться или поведать свои душевные переживания дивному старцу, нашедшему себе здесь вечный покой. Это дар любви тех, которые приходили к нему за утешением, когда он был жив. Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, предо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя. При этом в моем сознании иногда почему-то звучала дивная мелодия благодатных слов: «Пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кром?». Да! он весь был объят «Божественным желанием»… Это чувствовалось во всем, особенно — когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно. Когда он подходил к сущности темы, когда мысль его как бы касалась предельных высот христианского духа, он приходил в какое-то восторженно-созерцательное состояние и, видимо, под влиянием охватившего его волнения нередко мысли его облекались в форму глубоко-душевного лирического излияния.

http://moral.ru/о-последних-годах-жизни-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля 2009 г. 16:08 После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов. Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры. Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси. Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

http://patriarchia.ru/db/text/703832.htm...

Нынешнее воскресенье именуется «Неделею Православия» или «Торжеством Православия», ибо в настоящий день Св. Церковь торжественно воспоминает победу свою над иконоборчеством и другими ересями. И это торжество Православия было не только тысячу лет тому назад, – нет: по милости Божией Церковь и доднесь то там, то здесь одерживает победу и торжествует над врагами. Много их у неё. Недаром Церковь уподобляется кораблю, плавающему среди разъяренного, бушующего моря, ежеминутно готового потопить его в своих волнах, и чем дальше плывет корабль, тем больше хлещут по нему волны, тем яростнее нападают на него! Но чем сильнее бьют волны по кораблю, тем дальше отскакивают от него, сливаются с бездною и исчезают в ней, а корабль по-прежнему продолжает свое победное шествие: твердо стоит основание Божие ( 2Тимоф.2:19 ), на недвижимом камне создана церковь Христова и врата адова не одолеют ея ( Матф.16:18 ). Церковь Христова – царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими средствами и земными приманками, гонимое и уничижаемое, – не только не погибает в мире, но возрастает и побеждает мир! Так повсюду, в том числе и у нас здесь. Мы не можем не глаголати, яже видехом и слышахом ( Деян.4:20 ). Правда, Церковь наша не может похвалиться в Америке ни богатством, ни численностью членов своих, ни ученостью их. Как и слово крестное ( 1Кор.1:23 ), для одних она кажется низкою и блазнительною, а для других простою и безумною, на самом же деле в ней сокрыта Божия сила и Божия премудрость. Она сильна и богата истинностью догматов, сохраненных в неповрежденности, чистотою правил, глубоким смыслом богослужения и обилием благодати. И сим она постепенно привлекает к себе сердца людей и все больше возрастает и укрепляется в стране сей. Вы сами, братья, свидетели и очевидцы роста и успеха Православия здесь. Всего каких-нибудь 12–15 лет тому назад у нас, кроме далекой Аляски, не было почти ни одной церкви здесь, не было священников, православных людей насчитывалось всего несколько десятков и много что сотен, да и те жили разбросано, вдали друг от друга. А теперь? Преславная днесь видеша во стране сей. Появляются храмы наши не только в больших городах, но и в малых местах. Сонм духовенства, верующих десятки тысяч, и не только давних православных, а обратившихся от унии; заводятся школы, возникают братства. Даже посторонние люди признают успех православия здесь, а как же нам самим после сего не праздновать «Торжество Православия» и не благодарить Господа, благодеющего Церкви Своей!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Антиохийский собор 324-325 гг. А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Эдуард Шварц, ученый-ориенталист, издатель «Истории» Евсевия в Прусской серии греческих отцов, в 1905 г. издал по сирской рукописи (Парижский кодекс — 62) неизвестное до тех пор послание 56 епископов собора Антиохийского к «Александру, епископу Нового Рима.» Несмотря на ярые возражения А. Гарнака, на непризнание подлинности нового документа и Дюшеном и Баттиффолем, русская наука сначала в лице московского профессора А. Спасского, a особенно блестяще в лице о. Дм. Лебедева и А. И. Бриллиантова бесспорно утвердила достоверность этого новооткрытого факта, через что и восстановила потерянное звено в истории арианского спора («Хр. Чтение» 1911-1913). Этот Антиохийский собор от лица 56 епископов осудил и отлучил за неправое учение Ария, Феодота Лаодикийского, Наркисса Нерониадского и Евсевия Кесарийского. От лица этого собора и пишется послание: «Святому и единодушному возлюбленному брату и сослужителю Александру .» Как мы уже упомянули выше, Болотов давно доказал, что здесь разумеется ближайший представитель епископата Западной церкви архиепископ Фессалоники. Кто же подписавшиеся? Издатель текста Э. Шварц, передавая греческими буквами, конечно, в обратном порядке семитическому начертанию, передает по-гречески первое же, явно председательское, имя как «Евсевиос»; далее — Евстафиос, Амфион и т. д. Так транскрибирует Шварц, доверяя точной передаче начертания греческих имен арамейским алфавитом. Но вот какое недоразумение копииста усматривает профессор А. И. Бриллиантов. Β невокализованном сирском тексте «Евсевиос» можно прочитать и как «Освиос.» A если буква «бет» здесь вставлена по непониманию переписчиком и в оригинале было без нее прямо «Осиос,» то и все недоразумения рассеиваются как дым. Тут не место для имени «Евсевий.» Евсевий — подсудимый, a не судья. Судья — Осий. Таким образом, на председательском месте подписывается не неуместный тут Евсевий, a Осий. Почему же находящийся здесь проездом гость, a не хозяин кафедры — Филогоний? Явно потому, что Филогоний только что скончался и после его смерти шесть месяцев занимал его кафедру арианствовавший Павлин Тирский, тоже здесь скончавшийся, a на его место из Веррии только что перешел сюда знаменитый Евстафий. Он здесь не поставлен на первое место (как думает Шварц) потому, что весь этот собор имел поводом избрание заместителя скончавшемуся Павлину, а предызбираемый Евстафий еще не был интронизован. Равным образом также естественно и поручение председательства Осию — как высокому посланнику императора во всем этом деле.

http://sedmitza.ru/lib/text/434963/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010