Косово: уроки смирения от отца Иустина В течение всего Великого поста прихожане вологодской Лазаревской церкви собирали деньги для косовских сербов — следовательно, передать их нужно тем, кто в них действительно нуждается. Во-вторых, как передать эту помощь так, чтобы не обидеть людей. Мол, приехали какие-то богатые русские и передают бедным сербам деньги — какая же это братская помощь? Тут такт нужен и подлинное братство, а не улыбки-конвертики. 4 июля, 2013 В течение всего Великого поста прихожане вологодской Лазаревской церкви собирали деньги для косовских сербов — следовательно, передать их нужно тем, кто в них действительно нуждается. Во-вторых, как передать эту помощь так, чтобы не обидеть людей. Мол, приехали какие-то богатые русские и передают бедным сербам деньги — какая же это братская помощь? Тут такт нужен и подлинное братство, а не улыбки-конвертики. Как вологжане помогают косовским сербам, а сербы — вологжанам. Обычно въезд в Косово сопровождается некоторым нервным потрясением: даже если бывал здесь уже не раз, даже если ты здесь не чужой, даже если друзей у тебя здесь много, всё равно напряжение какое-то чувствуешь. Это как у нас во времена перестроек, талонов, путчей и приватизаций — витало же что-то такое в воздухе. Но, пересекая границу с Косово, понимаешь, что здесь это самое напряжение не в воздухе витает, а вязко и просто физически ощутимо. И дело даже не в паспортном контроле — к нему уж привыкли все давно. Нет, дело тут в другом чем-то. Но в этот раз въезжали мы в Косово не просто без напряжения, а радостно, весело и чувствуя себя освобожденными: слишком устали от константинопольских переживаний. Оккупированный город, который за сотни лет так и не привык к новым хозяевам. Намеревались увидеть, а будет случай, и поклониться местам, связанным с равноапостольным Константином Великим: поехать в Косово через Константинополь, пусть и оккупированный, и через сербский Ниш, где святой родился. От уныния спас храм Святой Софии и выученный сценарий фильма «Гибель империи», в Болгарии — Рыльский монастырь и церкви Софии, в Сербии — гостеприимный Ниш с великолепной крепостью. На душе полегчало.

http://pravmir.ru/kosovo-uroki-smireniya...

Мы поднимаемся на второй этаж. Там идет подготовка к Татьяниному дню — престольному празднику храма: разбирается сцена, происходит ремонт. Рабочие, похожие на альпинистов, увешаны какими-то инструментами и приспособлениями. Снятые металлические конструкции утесами громоздятся на полу. Здесь же, как рассевшиеся валуны, лежат груды кирпичей, покрытые алмазной, будто снежной, пылью. Чем выше поднимаешься в горах, тем становится холоднее. Так и в Университетской церкви св. муч. Татианы, где мы встретились с отцом Владимиром Вигилянским. Мы поднимаемся на второй этаж. Там идет подготовка к Татьяниному дню — престольному празднику храма: разбирается сцена, происходит ремонт. Рабочие, похожие на альпинистов, увешаны какими-то инструментами и приспособлениями. Снятые металлические конструкции утесами громоздятся на полу. Здесь же, как рассевшиеся валуны, лежат груды кирпичей, покрытые алмазной, будто снежной, пылью. Но мы идем выше. По каменным уступам, напоминающим ступеньки, мы взбираемся на самый верх. Здесь находится комнатка священников Университетской церкви, отца Максима и отца Владимира, бывшая кинобудка. Холодный горний воздух. Свежесть вершин. Здесь и проходит наша беседа. — Отец Владимир, Вы закончили Литературный институт, долгое время работали журналистом. Скажите, какими ветрами Вас занесло в Университетскую церковь? — Во-первых, я журналистом как-то не очень много работал. Последние 10 лет перед рукоположением я был просто профессиональным редактором. Работал два года в журнале «Огонек», год в газете «Нью-Йорк Таймс», в некоторых других журналах и издательствах, в том числе в православном издательстве «Скиния». А что касается моего пути в Церковь, то он начался еще 16 лет назад, когда я крестился. За это время я, надеюсь, стал обычным прихожанином, то есть человеком, который регулярно посещает храм, молится, исповедуется, в общем, участвует во всех таинствах Церкви. Принять священный сан было моей давней мечтой, но меня благословили не искать его самому. И когда год назад мне предложили стать священником, я с радостью согласился.

http://pravmir.ru/chem-boleet-intelligen...

Другая зимовка Никита устроился на скамье подальше от всех, чтобы сохранить спокойную полноту набранных ощущений, не расплескать ее сразу в бесплодном многоговорении, что раньше случалось с ним довольно часто. Уезжать, как всегда, не хотелось – давно бы надо перебраться в этот махонький городок «в средней полосе России», прекрасней которой нет ничего на земле. Здесь монастырь, здесь теперь все лучшие друзья, но одна запятая, как говаривали в старину, все-таки мешала собраться с духом и сказать: «Теперь наш дом здесь, а Москва только для заработки денег». И не потому, что дом покосился, что печка вся в трещинах, а кое-что более важное. Как любил пошутить один богатый знакомый: «Никитушка, брось ты прибедняться – ты счастливчик, и тебе все одно где жить, у тебя жена всем довольна, а у меня – хоть ты тресни, хоть виллу на тропическом острове ей купи: она все равно будет шипеть и жалить. Благодаря именно ей я понял, что счастье не в деньгах, не в славе, не в месте, а в том, чтобы человек, с которым ты живешь, всегда был тебе рад». Так же шутливо Никита уличал его, что свое-то счастье он все же устроил именно за деньги – почти всегда бывал в отъезде и завел любовницу, которая была довольна всем на свете. Хотя с женой тоже приходилось иногда жить, а ее настолько все в муже раздражало, что даже не нравилось, как он завязывает шнурки... Нет, конечно знакомый был прав и с Москвой расстаться не так-то просто – все-таки она тоже родная и любимая, как жена, да и стоит она опять же в самом центре «средней полосы». И сколько лет жизни в ней прожито. И каких лет! Шутки шутками, но Никита-то и без знакомого знал, что для счастья нужно не место, а мужество... Впереди предстояло четыре часа пути на электричке, но здесь Никита любил даже тряску, любил людей в крепких брезентовых куртках, с тяжеленными рюкзаками за спиной. Чем и как они в наше время жили, оставшись без работы или же получая заработанные деньги раз в год, невозможно было представить. Никита обыкновенно говорил, что нынче почти весь русский народ «живет фальшью» (это у Андрея Платонова, кажется в «Чевенгуре», один мудрый мужик, отдавая сироту в многодетную бедную семью, объясняет, что в малодетной он сразу будет в тягость, а тут – «пропитается фальшью»).

http://pravoslavie.ru/50251.html

1 . При взгляде на луг, уже издали бросается в глаза прелестное разнообразие цветов, – красоту которых, впрочем, возможно рассмотреть лишь тогда, когда подойдешь к ним настолько, что можно брать руками. То же самое можно наблюдать, возлюбленный, и в отношении церкви, только здесь в качестве цветов предлагаются желающим чтения из боговдохновенных Писаний. Удивительные явления можно бы наблюдать в этих духовных садах; здесь можно видеть ликующих пророков, начальствующих апостолов, торжествующих мучеников, ангелов, содействующих людям, учителей, подвизающихся в борьбе за благочестие; здесь можно видеть изобильную благодать Духа, словесные стада, запечатленные Владычною кровью, и наконец то, что выше всего сказанного, – вершину благ, утверждение надежд, главу наслаждения, совершенство радости, – я разумею евангелия Христовы, в которых предлагается совершенствование нашей жизни. Итак, обратим взоры свои сюда – к Владыке Христу, дарующему всякое наслаждение рабам Своим. Здесь мы увидим, как от них отгоняются недуги, море утишается, ветры прекращаются, смерть запрещается, ад лишается добычи, демоны изгоняются, грешники обращаются к своему Владыке. Эти дары предложил Христос в божественных евангелиях, в которых нам возвещено и то, как праведники сияют больше солнца, и то, как члены больных укрепляются, расслабленные, носимые на постелях, начинают ходить, мытари становятся евангелистами, проказа отряхивается по воле Его как пыль, горячка изгоняется словом Владыки, мертвые оживают, гробы возвращают к жизни заключенных; в них гордость фарисея смиряется, смирение мытаря возвышается. При обилии таких благ не трудно напитаться и крошками. И я уверен, что и в этот раз вы с обычным снисхождением выслушаете мои слова, наполнив сокровищницы душ ваших насыщением проповедуемых благ. А если вы, с Божией помощью, примете участие в этой скудной трапезе, то и я, ободренный вашей любовью, готов принять на себя труд учительства. Итак, напомню вам недавно читанное: для всех вас, богатых, я – бедный угоститель, явившийся для того, чтобы устроить для вас это духовное пиршество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Грузия: страна любви, святости и простоты Здесь для чужих я почему-то всегда своя, и мне рады… странно! И я спрашиваю себя: что я делаю в Москве? Вроде много всего, но за этой суетой не вижу простых вещей. А в Грузии вновь открываю их для себя. 2 августа, 2012 Здесь для чужих я почему-то всегда своя, и мне рады… странно! И я спрашиваю себя: что я делаю в Москве? Вроде много всего, но за этой суетой не вижу простых вещей. А в Грузии вновь открываю их для себя. Жаркая июльская ночь. Маленький монастырь возле Хони. Я не могу уснуть. Выхожу на веранду и вглядываюсь в небо. Ну как же так! Вот уже несколько дней мы путешествуем по грузинским весям, где нет Wi-Fi, iPhone и даже телевизору мужчины предпочитают неспешную беседу на завалинке. Там бабушка ведет ослика, нагруженного дровами, а тут крестьянин на лошади обрабатывает свое поле. Это совсем простые вещи. Но меня переполняет чувство прикосновения к вечности, к подлинному смыслу жизни. Здесь для чужих я почему-то всегда своя, и мне рады… странно! В предрассветных сумерках начинается перекличка деревенских петухов, с полей слабый ветерок доносит пряные ароматы трав. Щемит сердце. И я спрашиваю себя: что я делаю в Москве? Вроде много всего, но за этой суетой не вижу простых вещей. А здесь вновь открываю их для себя, научаюсь жить просто и радостно. Радость приносят лучи солнца и птичьи трели, глоток ледяной воды в раскаленный полдень, улыбка женщины, показывающей нам дорогу, нежность монаха, обнимающего младенца, дружба, не ведающая границ времени и пространства, наша гостеприимная хозяйка, которая всякий раз, когда мы пытаемся ее поблагодарить, словно пугается – «это Богу спасибо!» Девять лет прошло с моей последней поездки в Грузию . Уже на борту повеяло переменами: самолет полон русских туристов, которые едут смотреть Тбилиси точно так же, как Лондон или Париж. Этого не было девять лет тому назад! В то, что свет давали в 2003 году на несколько часов в день и одной из первых выученных мной фраз была «Шуки модис» («свет дали»), сейчас трудно поверить. Дороги отремонтированы, Тбилиси стал чистым, старые здания восстановлены, построены новые.

http://pravmir.ru/gruziya-strana-lyubvi-...

Скачать epub pdf Предисловие Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно частью из Святой Библии , а частью из различных хронографов; ибо достаточно имеется на иностранных языках печатных, а на нашем славянском рукописных хронографов с пространными историческими повествованиями. И не следовало мне к наполненным житницам присоединять малые некие зерна, в наводненные реки горсть воды вливать или к пространным хронографам присовокуплять краткое летосчисление. Не было также для меня нужды повествовать знающим и вразумлять благоразумных. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито Для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг. Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет Угодна, то в этом да прославится имя Господне. Пусть не будет удивительным для читающего то обстоятельство, что написанное здесь не в том порядке изложено, каков обычно удерживается в хронографах и исторических описаниях, повествующих о прошедших деяниях некоторых царств и народов; здесь же между деяний присоединено в некоторых местах по случаю много и других собеседований или толковательного, или рассмотрительного, или нравоучительного духовного содержания. Это потому, что книга, как я сказал, писалась только для себя, и если где-либо в толкованиях общественного Писания представлялось моему худоумию что-либо чрезвычайное или душе моей полезное, то я и написал здесь. Как некоторые золото, серебро, жемчуг и что-либо из драгоценных вещей в один ковчежец вкладывают, так и я, собирая из различных мест, изложил вкратце в сей единой книге все, что мог собрать и насколько позволяло мне заниматься этим время, ввиду возложенных на меня и иных дел, и управления Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то время, когда Киевское южно-русское монашество, под влиянием разнообразных тяжелых исторических условий, значительно ослабело в своём величии, на севере, или точнее, в центре России, в безмолвном и мрачном уединении затеплился новый светильник Божий, который для северо-восточной Руси скоро сделался тем же, чем Киевский был для юго-западной. Дикое, заросшее непроходимыми лесами место, где сначала была пустыня и жил один пустынник только с сокровищем благочестия, скоро расцвела и величественно восстала на славу России Троице-Сергиева обитель. Этой-то обители и суждено было иметь великое значение в гражданской и церковной жизни нашего отечества. Со времени её основания и в продолжение нескольких веков взоры московского правительства не редко обращались сюда за руководством и нравственным ободрением. В трудные годины отечества – в борьбе с внешними врагами московские государи преимущественно сюда обращались за той нравственной силой, которая находилась в распоряжении обители, здесь почерпали бодрость а смелость для решительных поступков; в тяжелые времена междоусобий, которыми обильно было то время, утесненные князья здесь же – у гроба Сергия – искали защиты и справедливости, – и не редко авторитетный голос представителя обители спасал преследуемого и обличал несправедливое притеснение; здесь же, наконец, московские князья и государи проводили, может быть, лучшие, минуты своей жизни, когда дважды в год приходили сюда пешком на поклонение чудотворцу Сергию и находили здесь услаждение и отраду после шумной жизни, княжеских волнений и тревог, которыми полна была их жизнь. Знаменательно – трогательны эти пешеходные посещения, или, как их называли, Троицкие походы вел. князей и царей в обитель Сергия на богомолье. Всё это показывало, что вел. князья московские свое возвышение, свою силу приписывали помощи и покровительству великого чудотворца Радонежского. Одним словом, нам представляется, что обитель Сергия в сознании московского правительства после Донского была тесно связана с его заветными стремлениями к усилению, потому что в ней жила несокрушимая вера в будущность Москвы и России.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Здесь глаголет об оружии наступательном, дабы грубому понятию нашему отвсюду показать присутствие помощи Божией. Оныя слова, изсуни мечь, означают легкое и скорое изъятие меча из ножен, что бывает тогда, когда меч хорошо выглажен и вычищен; ибо напротив того, когда меч ржавчиною покрыт, с великим трудом обнажается, аки бы просто сказал: скорее вынь меч из ножен, и обрати его против гонителей моих. Оный же глагол, заключи, разумеется о заключении того же меча в руке, дабы тверже держался, и сильнее поражал, или как другие толкуют, о заключении и преграде пути, аки бы сказал: загради путь, положи препону, дабы враги приступить не могли. Но как в Еврейском тексте, вместо изсуни мечь, читается – двигни копие, для того можно место сие и так протолковать: приими копие, и вергни его сопротив гонящих мя; таким образом заключи путь им, да не нападают. Впрочем меч и копие у Бога не что иное есть, как гнев Его, то есть, мстительная правда, которою наказывает Он нечестивых. Тако бо читаем Второзакония в главе Втор. 32:41 : поострю яко молнию мечь Мой, и приимет суд рука Моя, и воздам месть врагом, и ненавидящим Мя воздам. И в книге Премудрости ( Прем. 5:20 ): поострит напрасный гнев во оружие. Не чудное ли зрелище верной душе представляется здесь, когда помыслит, что Бог стоит за нее вооружен щитом и мечем или копием, и слышит Его глаголющаго в сердце: спасение твое есмь Аз? Хотя бо довольно для всякой безопасности и того, что Апостол в послании к Римляном глаголет: аще Бог по нас, кто на ны? ( Рим. 8:31 ). Однако Дух Святый, дабы еще сильнее поддержать немощь нашу, описывает Бога не просто, но вооруженна всяким родом оружий, и сражающася противу врагов видимых и невидимых за церковь , и за каждаго вернаго раба Своего. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Понеже упомянул об оружии, то прилично научает здесь, что Бог в таковых пособиях нужды не имеет, но единым словом и врагов поражает, и верным своим благодетельствует. Для того молится и глаголет: рцы души моей, спасение твое есмь Аз. То есть, довольно для спасения моего единаго слова Твоего. Впрочем, хотя бы мог Пророк свойственнее нарещи Бога врачем, нежели спасением, однако весьма прилично употребил здесь имя спасения: ибо врачи и врачевства не всегда исцеляют, ниже проникают во внутреннее существо человека, котораго исцелить желают. Бог же так всегда врачует, что входит в самую внутренность души; и как не может статься, чтоб человек, чувствуя совершенное здравие, не был здрав, хотя бы всего прочаго не имел: так нельзя статься, чтоб Богу исцелить хотящу, и благодатию Своею присутствующу, душа не была здрава, хотя бы всего прочаго не было у ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евангельский маршрут Что стоит увидеть на Святой Земле 24.04.2014 472 Время на чтение 8 минут Те маршруты, которыми путешествуют паломники по Святой земле, в основном стандартны - чаще всего они ездят по одним и тем же городам и даже примерно в одной и той же последовательности. Мы предлагаем читателям вместе с нами побывать и в тех местах, которые обычно оказываются вне привычных маршрутов, но которые все же стоит увидеть. Тиверия И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк 4:39-41). Галилейское море не спокойно: по нему кругами ходит рябь, как будто кто-то опустил в него большой камень... Когда-то здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, здесь они были призваны Христом на апостольское служение. На берегу Галилейского моря Господь Иисус Христос совершил множество чудес, в том числе хождение по воде и усмирение бури. В Галилее прошла большая часть земной жизни Иисуса Христа, здесь Он ходил со Своими учениками, учил, исцелял... Сейчас Тиверия - небольшой курортный городок, но в нем есть что посмотреть паломнику: например, греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов, построенный на самом берегу Галилейского моря. В нем находится храм-маяк со множеством икон Николая Чудотворца, яркими мозаиками, а также чудотворной иконой Двенадцати апостолов. Магдала После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов... (Лк 8:1-2). В большом монастырском саду растут грейпфрутовые деревья, склоняясь под тяжестью плодов. Здесь собирают плоды иноки и трудники, чтобы сделать из них свежевыжатый сок. А выйдя из сада, можно увидеть типичный для яэтих мест красивый желтый цветок со странным названием «иерихонская труба».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангельский маршрут 9 мин., 24.04.2014 Те маршруты, которыми путешествуют паломники по Святой земле, в основном стандартны — чаще всего они ездят по одним и тем же городам и даже примерно в одной и той же последовательности. Мы предлагаем читателям вместе с нами побывать и в тех местах, которые обычно оказываются вне привычных маршрутов, но которые все же стоит увидеть.   Тиверия И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк 4:39–41). Галилейское море не спокойно: по нему кругами ходит рябь, как будто кто-то опустил в него большой камень… Когда-то здесь рыбачили апостолы Петр и Андрей, здесь они были призваны Христом на апостольское служение. На берегу Галилейского моря Господь Иисус Христос совершил множество чудес, в том числе хождение по воде и усмирение бури. В Галилее прошла большая часть земной жизни Иисуса Христа, здесь Он ходил со Своими учениками, учил, исцелял… Сейчас Тиверия — небольшой курортный городок, но в нем есть что посмотреть паломнику: например, греческий монастырь в честь Двенадцати апостолов, построенный на самом берегу Галилейского моря. В нем находится храм-маяк со множеством икон Николая Чудотворца, яркими мозаиками, а также чудотворной иконой Двенадцати апостолов. Магдала После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов… (Лк 8:1–2). В большом монастырском саду растут грейпфрутовые деревья, склоняясь под тяжестью плодов. Здесь собирают плоды иноки и трудники, чтобы сделать из них свежевыжатый сок. А выйдя из сада, можно увидеть типичный для яэтих мест красивый желтый цветок со странным названием «иерихонская труба».

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010