1897 г. Посещение храма 50 В прочитанном сегодня евангелии мы слышали о чудесном насыщении Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Как человек, Спаситель наш нуждался во время земной жизни в отдыхе, и вот, после долгих и тяжких трудов проповеди народу, Он с учениками садится в лодку и по озеру Генисаретскому отплывает на противоположный берег, в пустынное место; здесь Он хотел отдохнуть от трудов, здесь хотел Он всецело отдаться молитве к Отцу Своему небесному. Но великое множество народа всем сердцем желало слышать Его учение; и вот, когда Иисус Христос с учениками плыл по озеру, народ из городов и селений бежал по берегу пешком, так что, когда Спаситель сошел с лодки, то увидел пред Собою множество слушателей. Сжалился над ними Милосердый Господь и, несмотря на Свою усталость, стал учить, и учил до вечера, и целый день до вечера народ провел в пустынном месте, вдали от городов и селений, забыв о пище и о всех житейских нуждах. Тогда-то, при виде голодного народа, Господь Иисус Христос взял 5 хлебов и две рыбы – единственная пища, какая здесь нашлась, воззрел на небо с молитвой, благословил и велел раздавать людям, и ядоша вси и насытишася, т.е. все ели и были сыты. Видим и ныне пред собою народ, и сами сейчас все вместе составляем народ – и народ христианский. Видим и ныне Христа Спасителя, проповедующего Свое Божественное учение, ибо имеем и слышим Его обещание: «Я с вами до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Где же, спросите, видим? Видим в том месте, о котором Сам Господ сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я с ними» ( Мф. 18:20 ), т.е. видим Его в св. храме. Да, здесь, в храме, Сам Христос невидимо присутствует: здесь Ему молимся, Его имя призываем; здесь для наших телесных очей Он написан на св. иконах, изображается в службе священником; здесь в чтении евангелия и апостольских посланий слышим учение Иисуса Христа; здесь в церковных песнях и молитвах научаемся, как в Него веровать, как Ему молиться, как Ему угождать, как по заповедям Его жить; здесь, наконец, пастыри и учители – Богом поставленные священники – поучают всех, кто хочет учиться, поучают всех языком по возможности понятным, поучают нас, рассказывают о жизни Иисуса Христа, об Его детстве, об Его учении, преподают нам святые таинства, Его именем прощают грехи, а в таинстве причащения и соединяют нас со Христом так наглядно, так живо, так тесно, что дают нам и в нас самое Тело Христово и самую Кровь Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

а., Суд.18:30 . – Левит, сын Гирсона, сына Манассии, из Вифлеема Иудейского, живший во времена Судей. Ища себе места для удобного поселения, и переходя из города в город, он пришел на гору Ефремову, к дому Михи, у которого в доме находился истукан и кумир, вылитый из серебра, и ефод и терафим, и совершалось домашнее служение. Миха упросил этого левита остаться у него и быть у него священником, обещав ему за это плату и содержание. Левит согласился и жил у него в доме ( Суд.17 гл.). В это время данитяне искали себе удобных мест для поселения, и находясь у дома Михи, узнали голос молодого левита, и расспросили его, как и зачем он здесь и чем занимается. Тот рассказал им все. Проходя этим же местом в другое время, для завоевания Лаиса, они похитили из дома Михи его идолов и уговорили священника Михи идти с ними. Пришедши в Лаис, они истребили мирных жителей его и город сожгли, и построили новый город и поселились здесь, и левит, сын Гирсона, сына Манассии и сыновья его были у них священниками, и идолослужение оставалось до плена Вавилонского ( Суд.18 гл.). Касательно упомянутого левита, Ионафана, должно заметить здесь, что по принятому Мазоретскому чтению, он называется сыном Гирсона, сына Манассии, но по Кери надобно читать сын Моисея вместо Манасии. Учители еврейские в объяснение сего присоединяют, что писатель этой книги поставил здесь Манассию вместо Моисея потому, что бесчестным находил для Моисея, чтобы он имел такого сына или внука, который делал такие дела, которые свойственны только нечестивому царю Манассие ( 4Цар.21 гл.). Другие находят даже невероятным, чтобы внук Моисея, и притом в молодых еще летах ( 4Цар.18:3, 15 ) жил до этого времени ( 4Цар.18:30–31 ). Еще другие, соединяя два чтения, допускают здесь перестановку слов и поставляют слова таким образом: Ионафан, сын Манассии, сына Гирсона, сына Моисеева; но для такого чтения нет достаточного основания. Как бы то ни было, но от Манассии, царя Иудейского, не могли происходить левиты; и след., если чтение Мазоретское и согласное с ним Семидесяти толковников верно, то не остается здесь ничего более, как понимать здесь под именем Манассии кого-либо из предков Ионафана, сына Гирсонова, и это тем вероятнее, что слово сын у евреев не всегда принимается в прямом смысле, а часто означает потомка, а с другой стороны, и время, когда это было, во времена Судей, определенно здесь не указывается ( Суд.17:6, 18:1, 30–31 ). Keil и Del. на Суд. p. 356–358. Сн. Rosenm. на сие место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Куда Р-револющенко? 13.01.2005 256 Время на чтение 6 минут Прежде выясним, кто за кого. За Януковича - промышленные регионы, пережившие несколько лет катастрофического развала производственного и вообще всего жизненного уклада после 1991 года. Только в последние несколько лет здесь наконец-то стало восстанавливаться и расти производство. Здесь добывают уголь и руду, варят металлы, делают рельсы, автомобили, корабли, ракеты и т. д. Важнейшим торговым и производственным здесь является Россия. Здесь говорят и мыслят по-русски, здесь интересуются масштабными проектами, которые могут потянуть за собой всю экономику Украины. Эти регионы уже сейчас - доноры украинской экономики. За Ющенко - дотационный запад Украины, и отчасти центр. Активней всего за него стоит Галичина, много веков бывшая глубокой провинцией то Австро-Венгрии, то Польши, то Советского Союза. Это маргинальное прозябание сформировало странный комплекс, парадоксально включающий в себя и круговую поруку, и завистливый индивидуализм, и претензию на " кращу долю " , и обиду на всех реальных и воображаемых угнетателей. Меньше всего в своих бедах галичанин считает виноватым себя самого. Быть может, такой его портрет слишком обиден и может быть расценен как предвзятый. Но как бы то ни было, фактом является то, что сейчас огромное число жителей этой местности считает для себя успехом устроиться где-нибудь в Польше, Чехии или Италии мойщиком витрин, уборщиком в туалетах или сиделкой при тамошних паралитиках (а с нашими-то кто должен сидеть?). Именно такую евроинтеграцию они желают и всей своей стране, не понимая, насколько оскорбительно это воспринимается на востоке Украины, и насколько разрушительно для украинской промышленности будет вхождение в Европу не на условиях равноправности, а на условиях, которые продиктует сама эта вожделенная Европа. Конечно, желающие не преминут зачислить в сторонники Януковича и пресловутых " бандитов " , и промышленно-олигархические кланы, и " руку Москвы " . Собственно говоря, после безумия и хаоса революции 1991 года, главными движителями которой на Украине были-то именно западенцы-галичане, было бы странно, если бы такие олигархические кланы не возникли. Вероятно, прокуратуре здесь есть чем заняться. Но даже эти пресловутые кланы в Донбассе или в Запорожье заинтересованы не в разрухе страны, а в реальном росте производства и улучшении всей общей ситуации. Ведь они сами, их дети и родственники, живут здесь, и все они хотят безопасно ездить по гладким дорогам и видеть газоны, а не мусорные свалки с бомжами. К тому же непонятно, чем олигархи из сторонников Ющенко лучше олигархов Януковича.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Остановитесь на путях ваших… «Остановитесь на путях ваших… (записки тюремного священника)» — небольшая книга отца Глеба Каледы, первого московского священника, работавшего в тюрьмах, первого настоятеля храма при Бутырской тюрьме. Книга основана на реальном опыте окормления заключенных, посвящена миссии и катехизации в тюрьме. «Когда впервые начальник тюрьмы ввел меня в шестой коридор — коридор смертников, я увидел серо-зеленые стены, сводчатый потолок да узкие двери с тремя замками. Никого из людей. За нами захлопнулись стальные двери. Что-то охватило мою душу, что-то коснулось меня, и я невольно прошептал: «Здесь другая атмосфера, дух другой», — подразумевая остальную тюрьму. «Да, конечно», — тихо вторил мне начальник тюрьмы. С другой стороны коридора лязгнула дверь, и на нас посмотрел дежурный надзиратель. Здесь лица надзирателей ничего не говорят. В этом коридоре узкие камеры, в которых сидят 20 человек, приговоренных к расстрелу. Я бывал в этих камерах и разговаривал с сидящими здесь смертниками. Кое-кто из них крестился. С какой силой во время крещения на память читал Символ веры в тюремном храме ожидающий свою казнь смертник Григорий. Беседуя с другим смертником, я думал. «Тебе, Дима, не здесь сидеть, а быть бы катехизатором на воле», — я готовил его к крещению. Судьи приговаривают к расстрелу одного человека, а палачи расстреливают другого, правда, с той же фамилией. Мои смертники всегда со мною. В шестом коридоре нет пустых разговоров. Здесь живут по другую сторону жизни. Вот здесь, в шестом коридоре, можно учиться страху смертному. Вот здесь, в шестом коридоре, очень полезно потрудиться монашествующей братии.» Профессор, протоиерей Глеб Каледа Остановитесь на путях ваших… (записки тюремного священника) ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Эта книга не нуждается в представлении: и имя автора, и тема говорят сами за себя. Но о некоторых вещах хотелось бы упомянуть особо, — и не в последнюю очередь потому, что книга выходит к 80-летию со дня рождения ее автора. Г.А. Каледа был тайно рукоположен в священники в 1972 г. и вышел на открытое иерейское служение лишь за три года до своей кончины. Теперь можно только удивляться тому, как много успел сделать отец Глеб за это короткое время, и как бы заново оценить, насколько целенаправленной была его деятельность, насколько закономерно она вытекала из всего хода его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   Внемлем сему, братие, Покров сей непрерывно простерт над нами, и мы непрестанно стоим под ним. Мы окружены нуждами душевными и телесными, а там — всякая помощь, всякое благо и всякий дар. Прострем руки — и примем дар, отверзем сердце и уста — и исполнимся благ, воззовем — и привлечем помощь. Но, хотя и готово нам оттоле всякое даяние, надо однако же нам и со своей стороны приготовить вместилище для принятия его — привлечь и приять. Вместилище для принятия — сердце жаждущее, имущее, сила привлекающая — слезная уповательная молитва, руки приемлющие — сыновнее дерзновение со смирением. Если так настроимся, будет между нами и Покровом небесным непрестанное общение. Мы будем тогда земля жаждущая, а тот — облако орошающее и напояющее. И, если б действительно было так, были бы мы во всем совершенны, и ни в чем же лишены. Нет сего последнего, верно, оттого, что нет первого. Иначе понять нельзя, как еще есть между нами лишенные чего-либо, когда и всепромыслительная благость объемлет нас, и ходатайство о нас есть непрестанное на небе — когда Ангелов Хранителей имеем и соименных святых ходатаев-попечителей?! Не от чего другого сие, как от того, что дара небесного принять и не во что, или нечем, или не за что. Поясню вам сие — духовное — тем, что бывает в видимых явлениях. Когда собираются облака на небе и покрывают все видимое нами небо, они бывают полны световым веществом, которое называют электричеством. Вещество сие любообщительно и, как только есть где готовность принять его, оно тотчас исходит и явно бывает — и там — на небе, и здесь — на земле. Привлекают его предметы — высокие, острые, чистые; проводит влажность, течение воздуха. Когда есть что из сего в земных вещах и в такой силе, что способно привлечь его, оно нисходит на землю, а когда нет, не нисходит и облака проходят так. Точь в точь то же бывает и в духовной жизни. Покров небесный простерт, как облако над нами, и исполнен небесных благодатей — любообщительных, готовых тотчас низойти, если есть между нами лица, привлекающие и способные принять, — такие, то есть, лица, кои по свойствам своим духовным подобны предметам вещественным, привлекающим из облаков свет. Вот сии свойства! Что в вещественном — высота, то в духовном — смирение, ибо оно у Господа высоко; что там острота, то здесь устремление ума на небо; что там чистота, то здесь искренность желания небесных вещей; что там течение воздуха, то здесь движение святых чувств и помышлений; что там влажность, то здесь сокрушенное и слезящее сердце; что там теплота, то здесь горение духа, уповательною молитвою согретого. Кто исполнен сих чувств и расположений, тот не может не привлечь из простертого над нами Покрова небесного желаемой и искомой благодати. «Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сортировать по Исключить новости Люди одиннадцатого часа Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. 2 мая, 2013 Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. И когда просиживаешь эти дни на работе, а после нее уже ноги не идут никуда, и когда проводишь их в какой-то домашней возне (вот чего я опоздала, спрашивается? Я суп доваривала) – потом становится понятно, сколько упущено. Как тот анекдотический актер, который отказался ехать в Голливуд в начале января: какой Голливуд? У меня елки! И потом вдруг понимаешь – что да, это ты, персонально ты предаешь Христа, отказываешься от Него, жертвуешь Им – ради своей рутины, своего душевного покоя, своего супа, своего «а, да куда я уже пойду», своих более важных дел, которые никогда не переводятся. И не успокоишь себя тем, что Страстная каждый год одна и та же: она каждый год разная, хотя содержание одно. Все разнообразие весны – от хмурой и непроснувшейся до зеленой и умытой, от суровой, серой, с острой снежной крупой, бьющей в лицо в Великую Среду, до цветущих слив, осеняющих крестный ход в безветренную пасхальную ночь. Счастье воскресения, чудо вечной жизни уже прячется в скупых и печальных церковных службах, загорается сияющим золотом на иконостасе, когда туда падают вечерние лучи из окна, пробивается из земли первоцветами; таится в предпраздничных хлопотах, полных не столько суматохи, сколько тихой радости.

http://pravmir.ru/lyudi-odinnadcatogo-ch...

Есть не хочется, поэтому на столе только пиво. Место мнится быть престижным, все столики заняты и в воздухе - плотный, приглушенный и разноголосый шумок. А за окном ползет паучок. Хлопотливо ползет, как занятое и от работы не отвлекающееся существо. Ну и что? Эка невидаль – паучок. Совершенно верно, ничего удивительного, если отвлечься от того, на каком мы этаже. Мы на 76-м и это не предел. Вокруг хватает домов и повыше. А те, что пониже нас, умиляют газонами и лужайками на плоских квадратных крышах. И как смотрятся с высоты летящего самолета обработанные на земле поля, так смотрятся отсюда и эти нарезки салатовых и темнозеленых квадратиков. Так зачем ты заполз сюда, паучок? Тебе ведь тут ни муху, ни комарика не поймать. Они-то уж точно сюда не залетят. Так чего ты здесь? И один ли ты здесь, или тараканам, матрасным клещам и прочей мелкой фауне, сопровождающей человека, здесь тоже находится место? Может кто-то вшу принес в завитой шевелюре? А может и крысы залазят на 76-й этаж? Ведь залазят же они каким-то образом в трюмы всех вообще кораблей на свете. Как много вопросов и как они несерьезны. Зачем я здесь? Ты сам-то здесь зачем? Зачем тебя занесло в Америку? Зачем в небе так же много самолетов, как много мух над разрезанным манго? Зачем тебя и твоего собеседника занесло на бесшумном лифте на эту высоту, которой я не боюсь, а вы, люди, боитесь? Зачем вообще говорить «зачем» безвредному существу, не понимающему никаких вопросов? Задай их лучше таким, как ты, посетителям ресторана, хотя они тоже тебе ничего не ответят. Они привычно отвечают короткими дежурными фразами на сложные вопросы. «Так надо». «Я так хотел». А что хотел? И что надо? И то ли ты хотел, что действительно надо? Ветерок рванул кусочек сплетенной пауком марли и сам он прижался к грязноватому стеклу, откуда глаз хватал на такую даль, что Чикаго с пригородами смахивал на райцентр. Это не страна мечты. Мне жаль тех, кто стремится сюда, как в рай. Я бы уехал отсюда хоть сегодня. Но нужно служить и работать здесь. Правда ведь?

http://pravoslavie.ru/62698.html

Воздушные мытарства. Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите» Цикл «Путь всей земли». Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев «Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывания бесов . Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: “Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!” Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: “Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?” Святые Ангелы отвечали мне: “Для душ верующих, восходящих на Небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати», – поведала блаженная Феодора. Именно на 15-м мытарстве душе блаженной Феодоры открывается важная духовная тайна: как сообразуются испытания мытарств и благодать Божьего оправдания, действующая в таинстве Исповеди. Мы видим здесь диалог, который возникает между Феодорой и водившими ее ангелами. Феодора спрашивает: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?» И ангелы отвечают ей (для нас важна именно вторая часть ответа): «Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати». – Эти слова и решают вопрос о церковном учении о мытарствах и учении Церкви об оправдывающей благодати. Как соотносятся муки мытарств с той радостью Божьего прощения и оправдания, которую мы испытываем во дни земной жизни, участвуя во врачующих таинствах Церкви, которыми обожаемся , оправдываемся и хвалимся. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2, 8 – 9). Хвалящийся хвались о Господе (2 Кор. 10, 17).

http://pravoslavie.ru/104080.html

Запад!.. Просвещенный запад!.. Как приятно звучат эти слова! Сколько в них заманчивого, привлекательного. Картина за картиной рисуется в воображении при произнесении их. Оставив родную Русь и вступив на почву западной культуры, действительно на первых порах как-то невольно поддаешься обаянию её. Здесь все ново... Все интересует, привлекает, волнует.... Но вот проходят недели и месяцы... Впечатления ослабевают, а вместе с этим ослабевает и интерес. Наступает период критической деятельности рассудка и тогда-то задаешь себе вопрос: что же такое западная культура? действительно ли она так хороша, как представляется на первый взгляд, действительно ли следование ей есть наша задача, как говорят многие из русских людей, желающих вывести Русь из её некультурного бытия на свет западной цивилизации? Берлин – центр этой цивилизации. По крайней мере фразу эту здесь можно слышать всегда и всюду: и на ученых собраниях представителей науки, и в мирных домашних беседах отца семейства со своими домочадцами, и в бурных заседаниях немецкой молодежи в кнайпах 1 за кружками пива. И пожалуй такого рода самовозношение тех и других имеет более или менее уважительные основания. Вторая половина XIX века по всей справедливости может быть названа периодом расцвета немецкого гения. Германия выдвинула из среды сынов своих несколько видных государственных деятелей, возвысивших её на степень одной из передовых политических сил западного мира; Германия же дала миру несколько видных ученых, в несколько десятков лет выдвинувших её на степень передовой культурной державы запада. Германия гордится тем и другим, кажется, последним более, чем первым, взирая на то, как со всех концов культурного и некультурного мира едут к ней лица всех национальностей, едут притом не из-за пустых каких либо интересов, чтобы например повеселиться, а едут за наукой. Берлинский университет средоточие немецкой науки. Здесь собраны со всей Германии наиболее выдающиеся профессора по всем отраслям науки. Здесь несколько прекрасных библиотек, здесь множество разного рода музеев. Здесь же в силу того и масса учащихся. И эти учащиеся опять не из одной Германии, а со всех концов цивилизованного мира. В аудиториях университета можно встретить и японца, и француза, и швейцарца, и русского, и притом не только молодых людей, но и не редко лиц с серебрящимися на голове волосами, профессоров различных иноземных высших учебных заведений. Берлинский университет поэтому в некотором смысле прототип всех вообще немецких университетов. Последние отличаются от него лишь частностями в раскрытии основных начал университетской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Вместе с этим нужно иметь однако в виду ту особен­ность еврейскаго словоупотребления, что названное еврейское слово («терем»), несомненно, имеет также и значение: «еще не», наприм., в Псх. 9:30, Моисей говорит фараону, по дословному переводу с еврейскаго: «и (или: «а») ты и рабы твои, я знаю, что еще не убоитесь Господа». Здесь частица: «еще не» выражена в евр. тексте словом: «терем» и та­кое значение столь ясно и непререкаемо здесь, что в переводе этого места нет разногласия между древними и новыми переводчиками; и 70-ть, переводившие обыкновенно эту частицу предлогом: ( πρ, πρν=) «прежде», употребили здесь ( ου πω=) «еще не», а согласно с ними читается и в Славян. Б.: ты же и раби твои вем, яко еще не убоястеся. В таком же значении, нужно полагать, употреблено «терем» и в 1Цар. 3:7 , где библейский повествователь, объясняя причину, по которой юный Самуил не понял бывшего ему божествен­ного призыва, употребил еврейский глагол «знать» («ийада») в прошедшем времени с наречием «терем»; последнее может быть понимаемо здесь только в значении «еще не», потому что при передаче его словом «прежде чем», речь библейского писателя утрачивает свой определенный смысл и законченность, как это и представляет греческий перевод, в котором данное место 5 , при возможно более близкой передаче его на русский язык, состояло бы из след. слов: «и Самуил прежде чем знал Бога и открылось ему слово Господне» – речь, явно не законченная; в ней, очевидно, не достает указания на то, что было прежде, чем Самуил на­учился узнавать божественный призыв; дальнейшие слова повествования не могут служить таким указанием, так как в них говорится о том, что было после этого божественного призыва: и приложи, говорится вслед за вышеприве­денными словами, Господь призвати Самуила. Вследствие явной неполноты речи, представляемой здесь греческими переводом, славянские переводчики отступили здесь от него и вместо «прежде», как в греческом, употребили, согласно со значением евр. «терем» или переводом последнего в Вульгате 6 , «еще не», как и читается в нынешней славян­ской Библии : Самуил же в то время еще не познаваше Бога... и в русском Синодального издания. В этом же значении употреблено, нужно думать, рассматриваемое еврей­ское речение и в некоторых других местах библейского текста 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010