26 Умершие для людей живы для Господа, и в этом смысле «успение в Господе» совершенно равносильно «жизни в Господе» ( 1Фес.5:10 ), а так как жизнь вообще есть движение и предполагает ясность сознания, то, следовательно, успение в Боге и с Богом как равносильное жизни предполагает личное самосознательное бытие души после смерти. Ср. св. Афанасий Великий , русск. пер., ч. 1, стр. 54; Cornelii а Lapide. Commentarius in quatuor Evangelia, s. 112; Werner. Blicke ins Jenseits, s. 75. 27 Последняя мысль принадлежит св. Иоанну Златоусту . Ср. Cornelii а Lapide. Commentarium in Matheum, 9, 24, s. 213; ср. s. 128. Блаж. Августин в толковании на Евангелие от Иоанна 11:11 говорит: «для Бога спят умершие – так легко Ему вывести мертвых из могилы, как тебе разбудить спящего на ложе». Ср. Cornelii а Lapide. Commentarium in Ioannem, s. 415. 28 Некоторые, как, напр., Splittgerber, считают приводимые психопанихитами места Св. Писания поэтическими образами, которые поэтому не могут быть понимаемы в буквальном смысле, на котором настаивают психопанихиты (Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, s. 97). 29 Ср. Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, s. 97; Сильвестр «Догматическое богословие», т. 3, стр. 204. 30 Нелишне заметить, что в ветхозаветных книгах более позднего происхождения учение об индивидуально-личной жизни развито с большею ясностию и определенностию (ср. Сильвестр «Догматическое богословие», т. 3, стр. 137; Splittgerber. Tod, Fortleben und Auferstehung, s. 104). 31 Блаж. Феодорит в разъяснении Пс.6:6 говорит: «Умоляю сподобить меня врачевания в настоящей жизни; ибо знаю, что отшедшим из сей жизни в язвах не будет подано никакого врачевания, потому что для них не имеет место покаяние». Следовательно, по толкованию Феодорита, слово «исповедание» равносильно слову «раскаяние» («Творения святых отцов в русском переводе», 1856 г., Москва, Феодорит Кирский , стр. 38). Так же понимают это место Иоанн Златоуст , Св. Афанасий. См. «Толкование на Псалмы» Палладия, 1872 г., стр. 18–19. Св. Василий Великий Пс.29:10 толкует в том смысле, что «перстный, плотский человек» не может исповедывать Бога и возвещать истину, так как у него ум погребен под бременем плоти. Ср. Палладий, толкование на Пс.29:10 , стр. 133. Не в пользу психопанихитов толкуются св. отцами и другие места Св. Писания. Ср., напр., Палладий, стр. 133, 190 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

( Ин.12:47–48 ). (И аще кто Моя услышит глаголы и не соблюдет, Аз не сужу его, не бо приидох, да сужу мip, но да спасу мip, отметаяй Мене и не приимляй глаголы Моя имать судящаго его) – слово, еже глаголах, то осудит (судить будет) в последний день. 3098 Итак, самосудны, говорит, будут неслушаюшие Его и непринявшие спасающей веры, ибо Пришед- —104— ший для просвещения пришел не для того, чтобы судить, но, чтобы спасти. Поэтому не повинующийся и подвергающий себя величайшим бедам, пусть сам себя бранит, как справедливо подвергающийся наказанию. Ведь Я не виновен в этом, желающий спасти имеющих подвергнуться суду и для этого пришедший. И это потому, что Кто полагает закон, наказующий непослушных, полагает его не ради того, чтобы наказывать преступников, но, чтобы, слушая его и соблюдая, спаслись. Итак, Я, пришедши спасти, предлагаю вам веровать, а не пренебрегать Моими словами, так как настоящее время есть время спасения, а не суда. Ведь «в день» суда наведет на вас наказание за непослушание призвавшее " слово». Какое же это было «слово, что сказал Я»?… Святого 3099 Кирилла из книги восьмой толкования евангелия Иоанна, – (именно) что сказал он относительно еретиков, кои в виду того, чтобы скрыть нечестие свое, славами темными пользуются: Справедливо конечно не дозволяет им совесть их (изрекать хулу на Бога и Христа), между тем как извнутри (внутреннее) есть (у них) побуждение, чтобы они поднимали рог (свой) вверх, как написано ( Пс.74:6 ). И они изрекают нечестие против —105— Того, Кто есть истинно и по природе Бог, то есть Единородного (букв: Единственного), – (против) Того, Кто отражает (в Себе) природу Отца, – образ (εκν) и отпечаток (χαρακτρ) Его существенный (οσιδησ) И природный (φυσικς). Святаго 3100 Кирилла из трактата (книги) восьмаго толкования Евангелия Иоанна: Подлинно (букв: ибо) слава и общение с Богом чрез Христа есть у тех, кои уверовали, – и Павел божественный ответил за нас (защитил нас), когда написал так: «Бог был во Христе примиряющим с Собою мip» ( 2Кор.5:19 ). И (букв: ибо) никто из тех, кои привыкли невежественно (без научения) слушать (читать) Писание, вдохновенное Богом. (θεπνευστος), да не извращает текст (чтение), когда уверяет, что «Бог был во Христе», – и не думает что это сказал (Апостол в таком смысле): «облечен (Христос был) Духом», так как не очень точно выражение, ибо Бог по природе был Христос, а не человек, облеченный Богом (наделенный благодатными дарами Бога), как один из пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И потому всякий, кто благодать Искупителя знает, всякий, кто любит возвращение на родину и кто, усовершенствовавшись, стонет под бременем странствования, после воспоминания о весах справедливо добавляет: 3 . Стих 2. Поэтому и слова мои исполнены скорби 99 . 3 . Кто считает себя изгнанником тот скорбит непрестанно – Кто любит изгнание вместо родины, тот не знает страданий среди страданий. Однако, слова праведного исполнены скорбью, потому что, перенося настоящее, вздыхает и говорит о другом, все, что согрешая совершил, видит, и, чтобы вернуться в состояние блаженства, с тревогой взвешивает вынесенный ему приговор. Поэтому добавляется: 4 Стих 4. Ибо стрелы Господа во мне. 4 . Под стрелами обозначаются пророчества или наказания – Именем стрел обозначаются иногда пророчества, иногда приговор осуждения. Ведь пророческие изречения выражаются через стрелы, так как тем, что поражают пороки, пронзают сердца нечестиво живущих. Об этих стрелах грядущего Искупителя говорится «Стрелы Твои Остры, Могущественнейший, – народы падут в сердце пред Тобою» 100 ( Пс. 44:6 ). О чем Исайя говорит: «Пошлю из тех, которые будут спасены к язычникам в море, в Африку и Лидию, к держащим стрелу, в Италию, в Грецию» 101 ( Ис.66:19 ).        С другой стороны стрелами изображаются удары наказания подобно тому как царю Иоасу через Елисея говорится «Брось стрелу». И когда тот бросил пророк продолжает «Ты будешь пронзать Сирию, пока не истребишь ее» 102 ( 4Цар 13:17 ). Итак, святой муж, так как познал горечь своего изгнания и так как стонет под ударами наказания Господня, говорит «Поэтому и слова мои исполнены скорби, ибо стрелы Господа во мне». Как если бы он открыто говорил: «Я не радуюсь проклятию изгнания, но скорблю подверженный осуждению, потому что знаю силу наказания». Однако, многих мучения истязают, но не исправляют. Поэтому соответственно добавляется: 5 Там же «Возмущение которых испил дух мой». 103 5 . Праведные исправляются наказаниями которые они выдерживают – Ибо что есть дух человека, если не дух гордыни? 104 Но стрелы Господа дух человека испивают, когда мысль о небесных карах удерживает от гордыни поврежденный ум Стрелы Господа дух человека испивают, потому что направленное наружу влекут внутрь Напоенный был дух Давида, когда он говорил «Когда изнемогал во мне дух мой, Ты познал стезю мою» ( Пс 141:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Пс.104:31 . Рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их. Пс.104:32 . Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: Пс.104:33 . и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Глагол рече изображает, что песии мухи и скнипы (просто, вши) не по случаю напали на Египтян. Ибо хотя глагол сей произнесен был устами Моисея, но силу глаголу его дал Бог, так как бы Сам возгремел с небеси. Но здесь паки заметить должно, что Египтяне не без причины преданы были мухам и вшам: ибо Бог с большим поруганием хотел чрез сие низложить как гордость, так и ожесточение их. Далее, когда говорит Пророк, что Бог превратил дожди их в грады, то чрез сие означает, что казнь сия была страшная, и такая, которую не можно приписывать природе. Ибо достоверно сказать можно, что Египет никогда прежде такому несчастию подвержен не был, или по крайней мере, меньше, нежели как другия страны; поскольку дожди в нем редко бывают, но по большей части орошается Нилом, как сказано выше, и потому странно было для Египтян видеть землю свою поражаему градом. К сему еще приложил Бог огнь, который попалил все винограды их и всякое древо, растущее на полях: ибо град упадал вместе с громом и молниею, дабы Египтяне познали, что они имеют дело не с человеком, но с Богом. Пс.104:34 . Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, Пс.104:35 . и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. Пс.104:36 . И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: Сие опустошение полей нельзя также отнести к случаю: ибо прузи и гусеницы (просто, саранча) в одну минуту родились, и притом без числа, так что весь Египет покрыли. Сие было чудо весьма явное, а глагол рече отъемлет всякое сомнение: ибо Пророк ясно говорит, что саранча напала на Египет по Божию повелению, подобно воинам, бегущим на корысть по данному знаку. Сие насекомое, пожирающее нещадно плоды земные, хотя всегда и везде для людей вредоносно, но Пророк замечает здесь нечто чрезвычайное. Потом, наконец, упоминает о последнем чуде, которое произвел Ангел пред самым исходом Израильтян из Египта, избив в одну ночь всех первородных Египетских. Сию Божию силу, или паче, сей Божий гнев увеличивает повторением тех же слов, говоря, что Бог поразил начатки всякаго труда их, в чем бы они ни состояли, в первородных ли младенцах, или в животных, или в плодах земных всякаго рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

толкования на 2-й стих 49-го Псалма, на 5 ст. 60-го пс., на 9-й ст. 29-го Псалма; на 10-й 44-го; на 4-й 47-го; на 27-й 67-го псалма и другие места, – храмы с престолами и жертвенниками, чего у вас, именуемых «ново-израильтян», нет, а есть только у нас! Далее. Толковая Псалтирь говорит, что тот «новый израиль», т. е. истинно-верующие во Христа, кто имеет священство: патриархов, митрополитов, епископов, священников и диаконов» (См. Пс. 104 , стр. 164; Пс. 108 , стр. 195) и мн. др. места. «Новый израиль» тот, по толкованию сей книги, кто почитает животворящий вещественный Крест Господень и ограждается крестным знамением» (См. толкования на 30-й Пс. стр. 175; 34 Пс. стр. 208; 104-й Пс. стр. 273; Пс. 59 , стр. 363; Пс. 67 , стр. 400; Пс. 86 , стр. 53; Пс. 93 , стр. 100 – 101; Пс. 98 , стр. 125; Пс. 109 , стр. 204, 1-й и 2 столец (о крест. знам.); Пс. 27 , стр. 162; Пс. 60 , стр. 362; Пс. 90 , стр. 85; Пс. 143 , стр. 385 и мн. друг. места. – Не имея ничего, ни храмов, ни жертвенников, ни священства, ни таинств, ни почитания Креста, ни почитания угодников Божиих и ничего ровно, что должны все непременно иметь истинноверующие во Христа, и не имея даже самой веры в Писание, вы пытаетесь обмануть мир, что вы будто истинные христиане?! Мир должен знать, что имя вам – безбожники, а не христиане. Митрич . – Писание-то ведь оно «круглое», Григорьич… В одном месте так говорит оно, а в другом посмотришь иначе… Как ты его хочешь, так и поворачивай!.. Если не по духу, так по нем подлинно можно запутаться… Силантий . – Я вычитывал тебе из такой книги, на которую вы ссылаетесь в своем «Катехизисе», уверяя мир, что вы верите ей так, как в ней истолковано, перетолковывать которую уже нечего. Вот тебе еще пример: в 7-м стихе 131-го псалма читаем следующее: «Внидем в селения Его, поклонимся на месте, идеже стоясте нозе Его». Спрошу теперь тебя, брат Митрич, ну как мы порешим, о чем говорится в этом месте? Решать ли нам каждому от своей головы, или так, как изъясняется в святоотеческом толковании? Митрич нехотя согласился так решить, как решается оно в толковой Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

бедствия внезапные, страшные, губительные; блзни (русск. цпи) адвы – несчастия, причиняющие скорби и страдания, подобные адским мучениям (ср. Лк. 16:23–24 ) и низводящие во ад, т. е. угрожающие неминуемою смертью , после которой души умерших должны сделаться узниками ада (ср. Пс.6:6 ), закованными в цепи (евр. ), сти – тайные интриги и козни, внезапные нападения и скрытые засады врагов с целью погубить псалмопевца (ср. Пс.9:16 и 81 и 10:6 прим.). Слав.-гр.-лат. пер., предвариша м – предупредили меня; т. е. застигли внезапно, прежде чем я мог приготовиться к встрече и отражению опасностей. з. И внегда скорбти м, призвахъ Гда и къ Бг моем воззвахъ: услыша храма стаг своег гласъ мой, и вопль мой пред нимъ внидетъ во ушы 7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. 7 . Во всех такого рода обстоятельствах ( внегда скорбти м=греч., русск.-евр. точнее: в тесноте ср. Пс.4:2 ) я, – говорит о себе Давид, – обращался с молитвою к Иегове (= призвахъ Гда) и с громким воплем умолял Всемогущего о помощи ( къ Бг моем воззвахъ ср. Пс.5:8; 16:6 и др.) и Он слышал молитву мою от св. чертога (ср. слав. храма) Своего т. е. с небес. храма стаг своег=гр.-лат.; слово святого – прибавлено у 70 толк. в соответствие другим местам, где имя храма Божия сопровождается прибавлением или ( Пс.5:8; 10:4; 79:1; 138:2 ). внидетъ... буквальный пер. евр. 2-го аор. который, в соответствие предшествующим глаголам этого и 5–6 ст., последовательнее было бы выразить прошедш. вр. вниде, как в Псалт. Докт. Скорины, в Вульг. и у еп. Порфирия в пер. с греч. и в слав.-греч. в Пс.104:23 и 108:18. 8–20. Высоко-поэтическая картина грозно-величественного схождения Господа с небес на помощь псалмопевцу и поражение врагов его, представляющая сходство главным образом с обстоятельствами явления Господа на горе Синае (ср. Исх. 19:16–20 ) и частью чудесного перехода чрез Чермное море ( Исх.14:19–21 и Пс.76:17–19 ) и нек.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Предвидя такую зависть и злобу, имеющую по сему случаю родиться в Египтянах, употребил оную во благо, с одной стороны, в наказание Египтян, а с другой, во избавление Своего народа. Следующия за сим слова: лесть сотворити в рабех Его – означают, каким образом Египтяне начали вред причинять Божию народу: ибо не явно напали на Израильтян, чтоб вдруг погубить их, но первее хитростию и коварством по малу угнетать вздумали, как и Моисей, из котораго Пророк заимствовал слова сии, повествуя, глаголет: прехитрим их, да не когда умножатся ( Исх. 1:10 ). Сие с намерением сказано, дабы ведали мы, что сердца нечестивых добровольно стремятся на нашу погибель, но какия бы козни ни устрояли они против нас, однако Бог все усилия их испровергает. Сего довольно было бы для нас, но Божия милость сугуба есть: ибо мы слышим, что она не токмо руки их связует, но и сердца и мысли, дабы ничего не совещавали, разве что Богу угодно. Пс.104:26 . Посла Моисеа раба своего, Аарона, егоже избра себе: Здесь вкратце описывает Пророк все то, что ни случилось достопамятнаго при исходе Израильтян из Египта: ибо ежели бы Египтяне добровольно отпустили народ, то не было бы нужды ни в содействии Моисея, ни в чудесах. Бог убо так расположил исход оный, что отрицать не можно, чтоб не Сам Он был виновником онаго. В сем разуме нарицает Моисея рабом Господним, дабы мы ведали, что он не сам собою приступил к сему делу, но поскольку был служитель Божий, то и исполнил должность, возложенную на него свыше. То же самое ясно видим и в лице Аарона, который так же нарицается избранным от Бога. А что приписывается одному, то приличествует обоим, то есть, что не сами собою представили услугу Богу, но что Бог избрал их к тому: ибо хотя Моисей был муж великия добродетели, но ежели судить по нем самом, то он был не что иное, как человек обыкновенный. Сего ради Пророк повелевает приписывать единому Богу все то, что ни повествуется достопамятнаго как о нем, так и о брате его Аароне. Пс.104:27 . положи в них словеса знамений своих и чудес своих в земли Хамове.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

95 «Даже бо не вознепщуеши, яко до глагол, и до досад и поношений подобает отврещися себе, глаголет, и даже до чесого отврещися себе подобает, сиречь, до смерти, и смерти поносныя. Сего ради не рече, да отвержется себе до смерти, но да возьмёт крест свой, поносную смерть являя. И како ни единою, ни же дважды, но чрез все житие свое творити подобает. Всегда бо, рече, обносити смерть сию, на всяк день буди готов к закланию. Понеже убо мнози имении убо пренебрегоша и наслаждения и славы, смерти же не презреша, но убояшася бед. Аз же, рече, и до крове ратовати подвижнику моему хощу, и до заклания подвиги простирати». (Беседа 55 на Евангелиста Матфея). 96 «Аще не возьмёте креста моего, и по вся дни не идете в след мене, зрите, что глаголет аще душа ваша неимать быти уготована ко Кресту тако, якоже моя бысть вас ради, мои ученики быти не возможете». (В толковании Пс.95 ). 97 « Возьми крест, не тако подобает разумети, якобы требе повешену быти на древе, и последовати Господу, но пригвозди самого себя ко кресту от мирских вещей, их не касаясь». В толковании отцов, на Мф.16:24 . 98 «И якоже рече (Господь), по вся дни крест носяще, еже есть смерть, ему последуете; тако легко коеждо страдание или явное, или скрытое понесем». В слове о суде и сокрушении, стр. 256. 104 «И что есть похвала крестная, яко Христос мене ради зрак рабий восприят, и пострада, юже пострада ради мене раба, врага неблагоразумнаго, но таком я возлюбил есть, яко и себе предаде. Что убо будет сему равно? Аще бо рабы, аще точию похваляемы суть от господей, да еще и купнородных сущих великомудрствуют, яко не подобает хвалитися, егда Владыка истинный Бог не стыдится по нас Креста». (В беседе на Гал.6:14 , Киев, 1623 г.) 105 «Коим образом лжеапостолы от страданий за имя Христово, как бы никакой пользы принести не могущих, лицемерством свободились, стыдящеся в сих, так и Апостол хвалился о сих, зная, что великая будет за оные награда, как и со апостолы его, по писанию в деяниях Апостольских, они же убо идяху радующеся, от лица собора, яко за имя Христово сподобишася бесчестие прияти» ( Деян.5:41 ). (В толковании на Гал.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010