Пс.104:42 . яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему. Здесь паки показывает причину, чего ради Бог толико милостив и долготерпелив был к народу Своему, приписывая оную завету, в котором древле обещал Бог Аврааму хранить милость к семени его, и сие утвердил словом Своим, дабы удостоверен был, что милость и истина Его во веки пребудет свята и непоколебима, как сказано выше. По сей причине Пророк паки повторяет, что Бог не новое нечто являет, избавляя народ Свой от плена, но непреложность древняго завета Своего утверждая, подобно тому, как если бы кто изнес сокровище на свет, чрез многое время хранившееся в земле и как бы забвению преданное. Сего ради слово оное нарицает святым, дабы показать, что Он и по смерти Авраама силу Свою сохранил живу: ибо хотя и с человеком смертным глаголал Бог, но завет Господень вместе с человеком не умер. Бог явил Себя непреложным даже и к поздним потомкам Авраама. Пс.104:43 . И изведе люди своя в радости и избранныя своя в веселии. О радости и веселии упоминает с тем намерением, дабы великость Божией милости, елико возможно, светлее прославить: ибо не надлежало ли радоваться и веселиться народу, который недавно под тяжким игом работы стенал, или паче, в пещи железной почти бездыханен лежал, ныне же свободен вышел? Сию радость и веселие можно отнести и к оному времени, когда Израильтяне, погрязшу Фараону в мори, воспели оную радостную песнь: поим Господеви, славно бо прославися ( Исх. 15:1 ). Пс.104:44 . И даде им страны язык, и труды людий наследоваша: Пс.104:45 . яко да сохранят оправдания его и закона его взыщут. Здесь показывает конечную причину, чего ради Бог толикие употребил способы и толь чудную явил силу во избавлении Израильскаго народа, чего ради не преставал хранить и питать его в пустыни! чего ради обещал ему землю, текущую медом и млеком, и оную действительно дал: яко да сохранят, рече, оправдания Его, и закона Его взыщут. Сей был конец избрания и усыновления Израильских людей. Бог хотел, чтобы на земли был хотя один народ, который бы чтил и призывал Его, когда все прочие ослеплены были идолопоклонством. Сия была единственная причина, чего ради Бог под предводительством Иисуса Навина ввел людей Своих во обладание пространных языческих стран и земель, и всего того, что многие народы с великим трудом приобрели, а Иудеи аки по праву наследства за собой удержали.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.85:2. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь.    Просить услышать его за преуспеяние в добрых делах. Спаси раба Твоего Боже мой, уповающего на Тя.   Поскольку наименовал себя преподобным; то снова возвращается к смиренной речи, причисляя себя к рабам Божиим и свидетельствуя, что в едином Боге имеет надежду спасения. Пс.85:3. Помилуй мя Господи, яко к Тебе воззову.    Слово это научает нас, что желающему принять от Бога что-либо благое должно непрестанно пребывать в молитве. Пс.85:5. Яко Ты, Господи, благ и кроток.    Притекающих к Богу учит не унывать, если Господь и медлит нисколько времени исполнением просимого; потому что непременно услышит их, как благой и пребогатый милостью. Пс.85:8. Несть подобен Тебе в бозех. Господи.    Богами называет святых Пророков, к которым было Боже слово. Говорит же, что никто из Пророков не мог избавить людей от греха, кроме единого Господа, по сказанному в другом месте: «не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе» нас (Ис. 63:9). Пс.85:11. Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.   Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит житие согласное с Законом. А таковая жизнь есть матерь веселья. Поэтому, Пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом. Так и в другом месте говорит он: «да возвеселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104:3), и еще: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76:4). Пс.85:12. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим.    Молитву переменив вдруг в исповедание того, что «избав[п]лен от ада» (Пс.85:13), объясняет причину, по которой грешил, и именно козни многих, и притом «державных» (Пс.85:14), давая этим разуметь невидимые силы, которые «не предложиша Бога пред собою». Но Ты, говорит, Господи, сотворил со мною милость, какой не ожидали они, по человеколюбию Твоему избавив душу мою от ада преисподнейшего. Говорит же это Христос, когда «предсташа царие земстии и князи собрашася на Него вкупе» (Пс. 2:2). Пс.85:13. Яко милость Твоя велия на Мне.    Как бы молитва достигла уже своего конца, говорит, что в век будет восхвалять великую милость Божию, потому что и их души освободил из руки адовой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Сими словами Пророк показывает, что Бог, посылая Моисея и Аарона для изведения сынов Израилевых из Египта, дал им власть творить чудеса и знамения в земле Египетстей, дабы как сыны Израилевы, так и Египтяне поверили, что Моисей и Аарон посланы от Бога, и им бы повинулися яко проповедникам истиннаго и всемогущаго Бога. Здесь заметить должно, что речение: словеса – у Евреев весьма пространное имеет знаменование, так что не токмо речи, но и всякия вещи означает. В сем месте: словеса знамений – берутся или за самыя знамения, или, как сказали мы, за власть чудотворения, а в следующем стихе за повеления. Пс.104:28 . Посла тьму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. В сем стихе и в следующих осми описывает Пророк по частям вышереченныя чудеса, соделанныя во Египте, коими Бог аки бичами наказал Фараона и Египет. Впрочем, заметить должно, что Пророк не все исчисляет здесь язвы, и не тем порядком, как повествуется о них во Исходе: ибо не историю слагает, но стихи пишет в похвалу Бога. Итак начинает от тьмы, которая чрез целые три дни покрывала Египет: она полагается в числе последних в книге Исхода во главе 10. Тьма оная так была густа, что никто друг друга узнавать не мог и, что еще удивительнее, никто не мог востать от одра своего. Следующия за сим слова: яко преогорчиша словеса Его – означают, что тьму оную послал Бог того ради, понеже Египтяне многократно презрели повеление Божие и тем попремногу огорчили Его. Пс.104:29 . Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Пс.104:30 . Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Коль тяжка была сия язва для Египтян, можно заключить из того, что стихия водная одна есть из главных начал жизни. Но сила Божия еще яснее просияла из того, что Египтяне умирали от жажды при самом изобилии воды: ибо, как известно, страна их напаяема была Нилом. Потом говорит, что земля их воскипела жабами, которыя проникли даже до внутренних чертогов царских, чем ясно засвидетельствовал Бог и силу, и гнев Свой, когда не пощадил и самых царских чертогов. Впрочем, царями нарицает или первейших людей в царстве, или сынов царевых, имевших быть преемниками царства: ибо известно, что один Фараон тогда царствовал во Египте. А отсюду научаемся, коль легко может Господь смирить суетную гордость плотских людей, и притом еще с посмеянием: ибо не сильное воинство собрал для сражения с египтянами, ниже Ангелов вооружил, ниже гром и молнию с неба послал, но жаб произвел, дабы гнусную надменность народа онаго своими ногами попрали.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

их Comm zu d Ps) и особенно у Делича в его Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae (2 стр. 40). 893 См. напр. толкование на 104-й псалом св. Афанасия и бл. Феодорита. Согласно с отцами церкви и наш отечественный толкователь псалмов Преосв. Ириней (см. его Толков. на 104-й Пс.). В нашем церковном уставе 103-й Пс. также не входит в число 20 хвалитных псалмов, которыми считаются имеющие в себе в начале, или в конце «аллилуиа» (ср. о псалмах хвалитных в Воскр. Чт. 1833/2 51); да и у самих Евреев, не смотря на свое окончание в еврейском тексте словом он не входит в число соответствующих нашим хвалитным псалмов, называемых (см Tractat Sofrim, c 18, параграф 2). 895 Из анонимных по евр. тексту псалмов, кроме тех, которые мы приписали Давиду, у 70-ти и в нашем славянском надписываются его именем еще следующие 12-ть: 42, 66, 90, 92–99 и 136; кроме того из надписанных в евр. тексте именами других писателей усвояются ему же четыре псалма: 41 (в одном слав.) и 45 (только у 70-ти) – сынов Кореевых; 71–Соломонов и 77–Асафов (только в греч). Те же псалмы, за исключением 99, 41, 45 и 77 приписываются Давиду и в Вульгате, и почти те же, с исключением некоторых и частью с прибавлением других, и в переводах сирском, арабском и халдейском (см. Herbst Einleitung in d Ps 2. 2 S. 202 и Biblia Polyglotta, ed Walton Lond 1657). 896 Тому же мнению большинства следуют и наши русские богословы. См. русск. пер. Пс. Митр. Амвросия, Библ. Общ. и Синод. изд. 1871 г., Толк. Преосв. Иринея Псковского и Палладия Еп. Сарапульского, Обозр. Пс. Павского (стр. 32), Предизображение И. Хр. в В. З. – Смирнова (М. 1852 г стр. 122). Руковод к послед. чт. уч. кн. В.З. – 10 Орды (Киев 1871 г.) и др. 902 Мы не беремся с точностью определить подлинный смысл замечания: «окончились молитвы Давида…»; да такое определение в настоящее время и невозможно, также как невозможно решить, кому принадлежит такое замечание, собирателю ли оканчиваемой им части Псалтири, который, быть может, хотел чрез то означить только конец составленного им сборника песней, известных вообще под именем Давида, как преимущественного их писателя и отца псалмопения, или же собирателю следующих за тем псалмов, поставившему себе задачею пополнить прежние собрания по преимуществу Давидовых песней песнями других певцов и, может быть, действительно не имевшему у себя под руками псалмов Давидовых; так как единственный в 3 части Псалтири ( Пс. 72–88 ) Давидов псалом 85-й мог быть внесен в него при позднейшей редакции Псалтири на основании упомянутого выше закона сродства в содержании его с предшествующим ему и последующим за ним псалмами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Но можно с вероятностью предполагать, что и Псалом 131-й, не имеющий в своём надписании имени писателя, также воспет был Соломоном по случаю перенесения ковчега завета из Давидовой сионской скинии в воздвигнутый им храм иерусалимский. 7) Писатели остальных сорока трёх псалмов: 65, 65, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150 в еврейских надписаниях не поименованы и несмотря на то, что некоторые из них в переводе 70-ти, нашем славянском и др. древних переводах надписываются то именем Давида, то именами пророков Иеремии, Аггея и Захарии, должны быть признаны песнями различных неизвестных писателей. По различным, более или менее вероятным, признакам можно догадываться, что из числа этих псалмов первые 4:65, 66, 90 и 91 относятся ко времени Езекии, а следующие затем 8 псалмов, 92–99, воспеты были в подражание пророчествам Исаии о вечном всемирном царстве Божием (гл. 40–66) в царствование Иосии, или в последние годы Манассии; псалма: 101, 104, 105 и, может быть, еще 129 составлены были в утешение и ободрение иудеев в плену вавилонском, в ожидании обещанного пророками избавления, а все остальные относятся к послепленному периоду священной письменности и были составлены частью по случаю самого возвращения из плена с последовавшими затем стеснительными обстоятельствами водворения и устроения возвратившихся в своём отечестве ( Пс.106, 110–113, 118–120, 122, 124, 125, 127, 128 и 136), частью же по случаю построения и освящения второго храма в Иерусалиме ( Пс.114–117, 123–125 ) и восстановления и освящения стен святого города ( Пс.145–150 ). 6) Происхождение собрания псалмов Написанные в разные времена в течение продолжительного, более чем 600-летнего периода (не включая сюда промежуток времени, отделяющий псалом Моисея от псалмов Давидовых), песни Псалтири собраны были в един состав не вдруг, а постепенно, по мере их происхождения. Судя по тому высокому уважению, каким уже во время Давида стали пользоваться у евреев священные песни, надобно полагать, что начало собрания их имело место во время Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Таким образом Бог заповедал завет Свой первее Аврааму, и дал ему слово, которое торжественно подтвердил клятвою, чтоб быть семени его в Бога. Но дабы более удостоверить в том, благоволил повторить Свою клятву пред Исааком и Иаковом; ибо сим образом как истина Божия глубже укореняется в сердцах человеческих, так и милость Его известнее и светлее становится, будучи свидетельствуема частыми повторениями. Для сей-то причины постепенно изображается, колико тверд и непоколебим был оный завет. За сим следуют самыя слова в завете изображенныя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего. Перемена числа единственнаго на множественное показывает, что Бог не с одним токмо Авраамом, Исааком и Иаковом постановлял завет оный, но вообще со всем народом, аки бы сказал: земля которую тебе обещал и в которой теперь живут Хананеи, достанется по тебе в наследие сынов твоих, а по них прейдет в роды родов. Я разделю оную потомкам твоим ужем жребодаяния, дабы каждый владел своею частию: таким образом завет Мой пребудет вечен. Сие есть второе знамение благодатнаго усыновления; за сим следуют другия. Пс.104:12 . Внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней, Пс.104:13 . и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: Здесь исчисляет Божия благодеяния, оказанныя святым патриархам еще из начала, дабы показать, что завет за долго прежде избавления Израильтян имел свою силу: ибо повесть, которую увидим ниже, клонится к тому, что Бог с того самаго времени, как призвал Авраама в веру, не преставал его любить и чудным образом покровительствовать. Не меньшую любовь оказал и к другим двум патриархам, то есть к сынам его, Исааку и Иакову. Впрочем, когда говорит, что были они числом весьма малы, то сим обстоятельством не токмо прославляет Божию силу, но купно означает и причину, чего ради Бог толико милостив был к ним: понеже были весьма слабы и от всех презренны, яко люди нищие и убогие. Когда паки глаголет, преидоша от языка в язык, то сим обстоятельством яснее показывает чудный Божий промысл в разсуждении хранения их: ибо странствуя по различным местам и отвсюду с ненавистию будучи изгоняемы подобно праху, возметаемому ветром, не находили они даже и презренныя хижины для своего успокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

а. Въ конецъ, точилхъ, аломъ Двд. 1. Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида. 1 . См. выше стр. 17 а) и 21 ж). в. Гди гдь нашъ, к чдно им тво по всей земл, к взтс тво превыше нбсъ. 2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! 2 . Выражение благоговейного изумления пред величаем Творца и Промыслителя вселенной, открывающимся в прекрасном устройстве видимой природы и в благодатном устроении человеческого спасения. Псалмопевец говорит не от себя лично, а от имени всего человечества, как член всемерного царства Божия на земли: Гди Гдь нашъ. – Вся земля полна великих и дивных дел творения и промышления Божия, которые всякому, сколько-нибудь внимательному и не ослепленному неверием зрителю дают познавать величие имени Божия, т. е. видимого проявления Божества и присносущной силы Его ( Рим.1:20 ), особенно величие всего более открывающихся в творении и промышлении Его высочайших свойств всемогущества, премудрости и благости. Но откровение величия Божия не ограничивается только землею, а простирается чрез все необъятное пространство небес (ср. Пс.148:3–6; 135:1–9 ; Авв. 3:3 ) и даже не объемлется самими небесами (ср. 3Д.8:27), но бесконечно возвышается (взтс превыше) над ними (ср. Пс.56:6 и 12, 112:4), открываясь в высшем мире Ангелов, которые, благоговейно проникая к тайнам великих и многоразличных дел премудрости Божией ( 1Петр.1:12 ; Еф.3:10 ), непрестанно прославляют св. имя Его (Златоуст; ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Ис.6:3 и др.). Что псалмопевец, говоря о славе Божией на небе, разумеет вместе с тем прославление Его Ангелами, точно также, как говоря о земле, разумеет прославление Его человеком, это естественно следует из последующего затем сравнения человека с ангелами (ст. 5). Обращение к Богу: Гди Гдь нашъ составляет перевод с греч· (=лат. и сирск); в евр. т. оно выражается двумя различными именами: Иегова и Адонай ( ) которые точнее было бы переводить: «Господи, Владыка наш» (как Втор.3:24; 9:26 по русск., и Ис.1:24; 10:33 , Иер.4:10 по слав.; русск. же пер. Господи Боже наш, как в Пс.7:2 , вполне соответствует евр. словам (ср. Пс.104:7; 105:47 и др.). як в первом случае имеет смысл частицы=коль, как и переводятся соответствующие этому «яко» в евр. греч. и лат. частицы: , ς, quam в Псс. 65:3; 83:2 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Оный глад чрез целыя седмь лет продолжался, в которыя не было ни орания, ни сеяния, ни жатвы, как повествуется Быт. 45 . Пс.104:17 . Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Сия и следующая связь стихов аки перстом показывает, что все, касающееся до народа Израильскаго, делалось по намерению Бога, и под Его всесильною рукою: ибо по Его намерению Иосиф предпослан был во Египет, дабы препитать дом отца своего, и глад призван на землю, дабы Израиль сверх всякаго чаяния мог увидеть то, чего никогда видеть не чаял. Сего ради полагает два, по-видимому, противныя между собою обстоятельства, дабы тем лучше открыть провидение Бога: ибо каким образом Иосиф послан был от Бога? Он осужден был на смерть, но случилось так, что братья лучше согласились продать его, нежели оставить во рве на смерть. Но и самая продажа, ежели судить по ней самой, аки некиим облаком закрывала промысл Божий; ибо когда положено уже было намерение совсем погубить Иосифа, то кто бы мог подумать, что он будет питателем отца и всего дома его? Потом хотя избежал он жестокой смерти, но будучи, ввержен в ров, каким бы образом мог помочь другим? Велико счастие было и то, что вышел жив из рва и продан. Но и по сих паки будучи ввержен в темницу, едва не истлел во оковах на подобие мертваго трупа. Судя по сим превратностям, кто бы мог подумать, что управлял Божий промысл? Сего ради Пророк предварительно глаголет, что Иосиф по мнению людей предан был на погибель, но по Божию промыслу послан был для благополучия своего и других, как сам Иосиф после братьям своим сказал: вы совещасте на мя злая, Бог же совеща о мне во благая ( Быт. 50:20 ). Пс.104:18 . Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Пророк не всуе продолжает описывать превратныя оныя обстоятельства, которыя могли сильно поколебать человеческия мысли в разсуждении промысла Божия: ибо как можно было не усумниться, чтоб Бог чрез толь косвенныя пути достиг до намереваемаго конца? Но промысл Божий по преодолении толиких препон гораздо светлее стал, нежели тогда, когда бы все дело кратчайшим и удобнейшим путем до совершения довел.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Если все же, в течение года, Третий, Шестой и Девятый Часы, а также служба Полунощная вместе с Вечерней и Утреней образовали круг из шести служб – которые мы представили 467 в качестве одного целого, произведенного из системы трех молитв библейской традиции ( Пс. 54,18 и Дан. 6,6 ) и иудейско-христианской (Дидахи 8,8) – в Посту возвращались к простому троичному кругу: Утреня, Тритоекти, Вечерня-Литургия Преждеосвященных Даров. Вечерняя служба могла быть продолжена через Паннухис, которая отделялась от Вечерни только промежуточным чтением. Утреня также сопровождалась чтением 468 , которое продолжалось до Тритоекти (до 6-го часа, уточняет Патмос 266). Нас очень удивляет, что чтение могло продолжаться в течение всего утра; не следует ли его понимать, как чтение с толкованиями, нечто вроде катехизических поучений для оглашенных? Это и не покажется невероятным, есди принять во внимание, что цикл чтений Тритоекти (Исайи и некоторых других пророков) и Вечерней в Посту (Бытия и Притчей), действительно, был недостаточным для полного библейского просвещения. Множественное число проанагносмата можно бы перевести на латинский язык словом praelecmiones, что простона- просто соответствует на французск. яз. слову cours (уроки по-русски). Дрезден 104, немного позже, чем Патмос 266 и А. Ставрос 40, обозначает 4-ый час (наши десять часов), как начало Тритоекти, но Симеон возвращается к 6-му часу, который является часом распятия и временем беса полуденного. Свидетельство Синай 957, о совершении Тритоекти после 1-го часа, должно рассматриваться в качестве исключительного и в соотношении, быть может, с монастырской практикой – проводить чтение (катехизис Феодора Студита , напр., по Постной Триоди) – после Первого Часа. Служба начиналась возгласом: Благословено царство, произносимым священником вслед за возглашением диакона: Благослови, владыко. По теперешним правилам это благословение открывает Евхаристическую Литургию, но оно предназначено не исключительно для нее, ибо чин Крещения также заимствует его. Для Симеона этот возглас – в противоположность возгласу Благословен Бог, кот. принадлежит скорее Ветхому Завету – является характерной чертой службы Песненного последования вообще и Вечерни в частности 469 , а также Утрени 470 , Тритоекти 471 и Лит. Преждеосвященных Даров 472 . Это было также началом Паннухис по Дрезден 104 473 . Студийская традиция (савваитско-константинопольская) сохранила этот возглас в начале монастырской Вечерни; см., напр.. Часослов Гроттаферраты 1677.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да и сам Иосиф объясняет братьям Божие домостроительство; «на жизнь бо, – говорит, – посла мя Бог пред вами..., препитати народ велий» ( Быт.45:5, 7 ). Это замечает и Давид: «и призва глад на землю: всяко утвержение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф», и т.д. ( Пс.104,16–17 ). А если бы Патриарх узнал о рабстве сына, то, без сомнения, выкупил бы его; выкупленный же не был бы ввергнут в темницу. А если бы сего не было; то не истолковал бы снов царским служителям; не истолковав же, не сделался бы известным Фараону, а не став известным, не объяснил бы предреченного царю в сновидениях. И если бы не сделал этого; то не были бы вверены ему бразды Египта. А не приняв в свое управление Египта, не ввел бы во Египет Патриарха с его родом. Посему конец делает явной цель Божия домостроительства. Вопрос 102. Следовательно братья не согрешили, содействовав Божию домостроительству? Они действовали по зависти и ненависти; но Бог, Который премудр, употребил их злобу в достижение противоположного. Ибо, чем покусились воспрепятствовать исполнению снов, через то самое Бог привел их в исполнение. Вопрос 103. Почему Иосиф при первом появлении братьев обошелся с ними сурово? Помня поступок братьев с ним самим, и не видя Вениамина, думал, что и с ним поступили так же. А когда увидел брата живым, тогда простил их, и оказал им всякую попечительность. Вопрос 104. Какое значение имеет имя: «Псонфомфаних» (Быт.41.45)? И нарече фараон имя Иосифу Псонфомфаних: и даде ему Асенефу, дщерь Петефриа жреца илиопольскаго, ему в жену. ( Быт.41.45 ).   Иосифа, как объяснившего сны Фараону, назвал он истолкователем таин. Вопрос 105. Почему Иосиф не первого, а второго брата велел заключить в темницу (Быт.42.24)? Отвратився же от них, проплакася Иосиф: и паки прииде к ним и рече им. И поя Симеона от них, и связа его пред ними. ( Быт.42.24 ).   Ему было известно намерение Рувима, и [он] хорошо знал, сколько говорил Рувим за него братьям, и какое старание прилагал, о спасении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010