Пс.9:11 . И да уповают на тя знающии имя твое, яко не оставил еси взыскающих тя, Господи. Пременение лиц часто употребляется во псалмах, и раждается от новаго чувствования, вдыхаемаго свыше Давиду, когда пел он хвалы Божия. Убо и здесь, пременя третие лице на второе обращает слово к Богу, аки бы тако глаголя: достойно и праведно должни суть уповати на Тя в скорбех вси знающия имя Твое, то есть, все те, которые не токмо гласом провещавают имя Твое, но в добре разумеют коль оно чудно и велико; понеже не оставил еси, то есть, никогдаже презрел еси взыскающих Тя, сиречь с верою и упованием прибегающих к милосердию Твоему. Ибо взыскающими Бога нарицает тех, которые ищут милости Его и всем сердцем уповают на Него, а притом всем же сердцем и угождати тщатся ему. Пс.9:12 . Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания его: После обращения к Богу, тем же движимый духом, делает иное обращение ко убогим, увещевая их, дабы и сами хвалили Бога, и иных к хвалению возбуждали. Нарицает же Бога живущим в Сионе или потому, что тамо был ковчег завета и место молитвы, или для того, дабы отличить истиннаго Бога от богов ложных, живущих в капищах, или в кумирницах языческих. Оныя слова: возвестите во языцех начинания Его означают то же, что «поведите дивная дела, намерения, советы и предприятия Божия, явленная во избавлении человеческаго рода от мучительства вражия». Ибо то же самое слово, которое здесь преложено чрез начинания, во псалме 104 переведено чрез дела. Разум убо слов есть сей: пойте Богу псалом, хвалите Его, и возвестите людем чудная дела Его, да и языцы, слышащии сия, восхвалят. Пс.9:13 . яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Пророк доказывает вышереченныя слова: и бысть Господь прибежище убогому, помощник в скорбех, и как бы ответствуя на возражение некиих глаголющих, что нередко видим убогих благочестивых не токмо утесняемых от сильных, но и неповинно убиваемых, защищает славу Бога, и глаголет, что хотя Он, по-видимому, и кажется иногда забывающим убогих, но в самом деле бывает не так. Ибо Господь, испытуяй сердца и утробы, или, как пророк выражает, взыскуяй, сиречь, истязуяй дела и жизнь человеков, – не оставляет без отмщения крове неповинных, ниже забывает звания, сиречь вопля убогих, но присно памятует. А что Бог помнит кровь рабов Своих, неправедно пролиянную, сие явно будет, когда и утесняющих казнь, и утесняемых слава откроется. И как не забыл Он крове Авелевы: кровь бо, рече, брата твоего вопиет ко Мне ( Быт. 4:5 ), так не забудет и всякаго убийства, но непременно отмстит, еже и Моисей в книге Бытия показует, глаголя: крове вашея взыщу, и самый опыт доказывает: ибо никакое убийство не проходит без наказания, но всегда сопровождается отмщением. И сие есть доказательство безпредельнаго Его промысла и крайняго попечения о убогих. Если же не тотчас взыскует, не дивися: дает бо убийцам время к покаянию, звания же убогих не забывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе ( Ин.6:51 ), и даяй живот миру ( Ин.6:33 ); аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во век 104 ( Ин.6:51 ). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит ( Притч.10:3 ). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни. Терпящии же Господа, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поскольку Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь ( Пс.117:14 ). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновится яко орля юность твоя ( Пс.102:5 ). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим.5:4,5 ) привыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа ( Пс.30:25 ). Острови понимать можно различным образом: много их есть и на морях, а иногда так называются города и веси, которые окружены обширной необработанной и песчаной почвой; таковы, говорят, (города и веси) Идумейские и Моавитские, так как они лежат в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Псалом 105 Закончив подробное изложение истории еврейского народа его выходом из Египта, писатель продолжает излагать особенно выпуклые события дальнейшей его истории странствования и поселения в Палестине. Славьте Господа за все Его милости, которые неисчислимы (1–3). Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов (4–5). Мы постоянно грешили пред Тобою. Народ возмутился пред Чермным морем, но Ты иссушил его, провел посуху Твой народ, а врагов потопил (6–12). Но это благодеяние скоро было забыто. В пустыне, при ропоте, Бог чудесно ниспослал пищу, но вместе с тем и наказал ропщущих («гробы похотения»). Возмутившиеся против Моисея и Аарона были поглощены землей. Народ оскорбил Бога поклонением тельцу у Хорива, но по заступничеству Моисея Господь помиловал его (13–23). Они согрешили неверием при возвращении соглядатаев, за что Господь возвестил им наказание (24–27). Достигши восточной Иорданской долины они отдались идолопоклонству, за что были наказаны, а ревнитель Иеговы Финеес награжден. У вод Меривы они снова прогневали Господа и даже Моисей, погрешивший устами своими, был наказан (ему не дано войти в Палестину) (28–33). Много раз по овладению Палестиной они оскорбляли Бога уклонением к идолопоклонству, за что Господь насылал на них врагов, а при покаянии – спасал их (33–46). Спаси нас и теперь, Боже, от рассеяния среди народов, чтобы славить имя Твое (47). Пс.105:1 .  Славьте Го­с­по­да, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Первый стих представляет, вероятно, употребительную литургическую прибавку, как и в псалме 104. Пс.105:2 .  Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? Пс.105:3 .  Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! Вопрос второго стиха – риторический. Ответ на него вытекает из всего изложения в предыдущем псалме истории водительства Богом еврейского народа и тех многочисленных чудес, которые Он совершал для них: всех великих дел Божиих невозможно пересказать, а потому нет меры и той хвале, которая должна быть воздаваема Ему. – «Хранящие суд и творящие правду» – всегда следующие предписаниям Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не менее трудно, чем о происхождении псалмов, решать вопрос о происхождении Псалтири, как известного ныне определенного собрания или «книги» псалмов. Многих исследователей как бы наталкивает на определенное решение этого вопроса еврейское деление Псалтири на пять частей, тем более что вторая часть (конец 72 пс. по евр. счету) заканчивается так: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Отсюда естественен вывод, что пять частей Псалтири указывают на последовательное пятикратное собирание псалмов: эти пять частей суть пять сборников, появлявшихся последовательно один за другим и впоследствии соединенных во едино Ездрой и Неемией. При этом находится подтверждение и хронологическое: в первой и второй частях (Псс.1–71) помещены более древние псалмы: Давидовы, Асафовы, Соломонов, – и таким образом в первых двух частях видны как будто два более древних, из эпохи Давида и Соломона до Езекии, сборника псалмов. Но подтверждаемое несколько первыми двумя частями Псалтири, это решение рассматриваемого вопроса едва ли может найти себе такую же опору в дальнейших частях. Так, в третьей части (Псс.72–88) встречаем псалмы с именем Асафа и Ефама, ясно указывающие на эпоху вавилонского плена (Псс.78; 79; 82; Пс.88, 39, 50 ); находящийся здесь же псалом сынов Кореевых указывает даже на «возвращение из плена Иакова», т. е. послепленную эпоху (84:2–6). Когда и кем собрана эта часть? Защитники указанного предположения утверждают, что собрана она при Езекии. Но как же быть с ясными признаками эпохи плена и даже послепленной (82:2–6 и 84:2–6)? Их доводится volens – nolens замалчивать. Четвертую и пятую части относят к послепленной эпохе. Но при чтении псалмов четвертой части (Псс.89–104), невольно возникает вопрос: почему в ней помещен Моисеев псалом (89-й, по евр. 90) и даже начинает ее? Неужели он был неизвестен евреям до эпохи плена и не находился ни в одном из псаломских сборников? Довольно странно так думать и наводить, согласно с новыми критическими гипотезами, на мысль о какой-то «заброшенности, неизвестности и безымянности» священных писаний до вавилонского плена… Затем, в той же «послепленной» части находятся псалмы Давида: 100 и 102. Ужели и они неизвестны были до плена и «не вошли» в предшествующие сборники? Точно также и в пятой части (Псс.105–150) есть псалмы Давида (107, 108, 109, 137–138, 140–144) и Соломона (126). И они почему не вошли в предыдущие сборники? Вообще что-то невероятное получается: сначала были точно забыты и затеряны, потом найдены и собраны. Правда, у бл. Феодорита и Афанасия встречается мысль о том, что псалмы расположены в Псалтири «по мере нахождения их» (Синопсис. Толкование на псалмы. Предисловие). Но по указанным соображениям, неудобно соглашаться с такою постановкою и решением рассматриваемого вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Очень много возражений в духе критиканствующего неверия вызвал термин «твердь». Предполагали, что здесь утверждается представление о твёрдом кристальном небе, на котором впоследствии укрепятся светила, тем более что учение о кристальных планетных сферах содержится в космологии Птолемея, которую очень связывают с Библией и ставят её в вину в качестве тормоза научного прогресса. Предполагают, что здесь происходит грубое смешение астрономического неба, т. е. мировых пространств с рассеянными в нём гигантскими телами, и атмосферного неба с его характерным видом и цветом. Ложность первого утверждения явствует из того, что учение о кристальных сферах явилось во II веке по Р.Х. в эллинистических научных кругах совершенно независимо от Библии. Ложность второго утверждения разоблачается путём точного чтения и правильного толкования библейского текста. Славяно-русскому слову «твердь» соответствует древнееврейское rakiah. Точное значение этого слова есть «протяжение»; евр. rakiah, в греческом переводе LXX δτερωμα – собственно пространство (отсюда стереометрия – геометрия в пространстве). Что это за «протяжение» и что это за «пространство»? Бытописатель отвечает определённо: это то, что отделяет воду, которая «под», от воды, которая «над». Совершенно ясно, в каком смысле надо понимать воду, которая «под»: это и есть, точно говоря, гидросфера, вода, жидкость, первоокеан. Не менее ясно, в каком смысле надо понимать воду, которая «над»: это есть атмосфера, в которой содержится испарившаяся вода, сгущённая в облака. Речь идёт, таким образом, о появлении атмосферы как самостоятельной стихии, как пространства, полного газами, парами и облаками. Сближение еврейского термина с шатром ( Пс.103 ; Евр.104 ) объясняется тем, что в Библии очень распространено сравнение водно-облачной оболочки, парящей в атмосфере, то с шатром, то с одеждой: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака своею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» ( Пс.103:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

Слава: 653 Ст. 3. ...в день славы Твоей – пророчество о Пришествии Христа; ...из чрева Моего – по толкованию св. отцов, эти слова произносятся от лица Бога Отца и указывают на то, что у Отца и Сына единое существо и что Сын существует вечно. 654 Ст. 4. Клялся Господь – выражение, употребляемое Пророками, подчеркивающее непреложность того, что сказано Богом (ср.: Ис. 14:24 ; Иер. 22:5 ); ...по чину Мелхиседекову – священник Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима), вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином и благословил его (см.: Быт. 14:18–19 ). Мелхиседек прообразует собою Господа нашего Иисуса Христа, ибо он священник, предлагающий хлеб и вино (прообраз Тайной вечери) и не имеющий начала и конца, поскольку в Библии ничего не сообщается о его жизни. 656 Ст. 7. Из потока на пути Своем будет пить. Поток – искушения; ...поднимет Он чело Свое – жест победителя. Пророчество о земном унижении и прославлении через Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. 658 Ст. 4. Памятными соделал чудеса Свои – хранить память о чудесах, которые Бог совершил ради Своего народа, считалось священной обязанностью древних евреев: для вечного воспоминания о том, как Бог вывел древних евреев из Египта, было установлено празднование Пасхи (см.: Исх. 12:14; 13:8 ). 659 Ст. 5. ...завет Свой – Бог установил Завет с Авраамом, обещая размножить его потомство и отдать ему во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 17:1–8; 22:17–18 ). Пророчество о потомке Авраама Господе нашем Иисусе Христе, Который приносит благословение всем народам. 662 Ст. 9. Этот стих, исторически относящийся к освобождению древних евреев от египетского рабства, св. отцы относят к Новому Завету и к новому народу Божию -христианам. 668 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 112 воспевается всеобъемлющее величие Бога: слава Его не знает границ ни во времени (ст. 2), ни в пространстве (ст. 3). Она простирается над всеми народами (ст. 4); это величие проявляет себя и в том, что Бог возвышает самых отверженных, нищих и убогих. Этот псалом – пророчество о вселенском характере Христианской Церкви и призвании к Богу всех народов, об обращении язычников в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мих.7:18 . Кто Бог, якоже Ты: отъемляй беззакония, и оставляяй нечестия останком наследия Своего? Водясь неизреченною благостью, которую не в состоянии изобразить никакое слово, не подвергаешь Ты, Владыка, изысканию, какого люди достойны за грехи свои, но как скоро, наказав, видишь хотя малое покаяние, не взираешь на проступки, забвению предаешь нечестивые дела их, как и ныне поступил Ты с народом Твоим. И не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть. Сие подобно тому, что сказано блаженным Давидом: «не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по грехом нашим сотворил есть нам, ниже по беззаконием нашими воздал есть нам» ( Пс.102:9, 10 ). Посему и богомудрый Михей взывает, что не сохранил на долго гнева Своего в обличение и свидетельство о беззаконии народа, но, водясь милостью, отвратит гнев Свой. Мих.7:19 . Обратит, и ущедрит ны, и погрузит грехи наша. Подобно сему и Сам Бог всяческих взывает устами Пророка Исаии: Аз есмь, Аз есмь сам заглаждаяй беззакония твоя, и неправд твоих не помяну ( Ис.43:25 ). То и необычайно, что не только отпускает грехи, но и из памяти извергает, и забвению предает, как бы в бездну какую погружая. Ибо сие выражая, блаженный Михей сказал: " погрузит грехи наша, и в глубины морския ввержены будут вся грехи наша». Ибо, как брошенное в глубину моря навсегда исчезло: так, говорит Пророк, и грехи наши предаст конечному забвению ради заветов с предками нашими. И объясняя это, присовокупил он: Мих.7:20 . Даст истину Иакову, милость Аврааму, якоже клялся еси отцем нашим во дни первыя. Так и блаженный Давид сказует: «помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов: еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен» ( Пс.104:8, 10 ). Итак их грехи вверг Владыка в глубину моря: а наши грехи изглаждает в священной и божественной купели, по слову божественного Апостола, прообразованной Чермным морем ( 1Кор. 10:2 ), по перехождении чрез которое народ Божий освободился от рабства египетского. Согласно с сим прообразованием, и мы, святою купелью освобожденные от мучительства дьявольского, позаботимся о собственному своем спасении, непрестанно песнословя Благодетеля, последуя законам Его и шествуя стезею проложенною святыми, чтобы вместе с ними достигнуть благого конца пути сего, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.104:28 : «огорчили слова Его»); огорчить заповеди значит поступить вопреки им, нарушить их. Итак, в словах: уста Его огорчих Сион исповедует свою виновность. Эта мысль о собственной виновности пред Богом возбуждает в Сионе еще большую скорбь. Под влиянием скорби он обращается к народам и указывает им на свои бедствия, в особенности, на пленение своего цветущего юношества (ср. ст. 5). Так как выше Сион говорил, что соседние народы, бывшие некогда его союзниками, чужды сострадания к его бедствиям и даже стали во враждебные отношения к нему, – то обращение к народам в этом стихе, также, как и в стихе 12, нельзя понимать в том смысле, будто Сион хочет возбудить в них сострадание к себе. Это обращение к народам есть лишь поэтическая фигура, которой пророк хочет выразить всю неизмеримость народной скорби. Ст. 19. Позвах любители моя, и тии прельстиша мя: жерцы мои и старцы мои во граде оскудеша, яко взыскаша пищи себе, да укрепят души своя, и не обретоша Слова этого стиха служат продолжением той речи, с которой в 18 ст. Сион обращается к народам. Выставив в 18 ст. в качестве величайшего несчастия пленение юношей и девиц, в ст. 19-м Сион продолжает перечислять свои бедствия. Позвах любители моя, и тии прельстиша мя. По толковании бл. Феодорита, под любителями разумеются идолы, от которых, будто бы, Сион напрасно ожидал помощи. Но так как все это изображение бедствий относится не только к прошедшему, но и к настоящему Сиона 509 , от раскаявшегося и плачущего Сиона едва ли можно ожидать обращения за помощью к идолам, – то лучше под любителями разуметь внешних друзей Сиона, или же соседние народы, о которых была речь и выше (ст. 2). Такое толкование предлагает св. Ефрем Сирин , хотя, впрочем, наряду с этим толкованием, он дает место также и мнение бл. Феодорита и даже раввинскому толкованию, по которому любителями названы ложные пророки (Echa. Rabb. р. 92) Жерцы мои и старцы мои во граде оскудеша . Лишенный утешения со стороны внешних друзей, Сион не получает также никакого утешения ни от своих жрецов, ни от старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Еще более наивно и своеобразно истолкование нелегкого для понимания текста псалмов в лицевых Псалтирях. К словам 21-го псалма: «юнцы тучни одержаша мя. Отверзота на мя уста своя» представлен Спаситель (с надписью «Ис. Хс.»), а по сторонам Его четыре воина с воловьими рогами на головах. При тексте того же 21-го псалма: «яко обыдоша мя иси мнози» – Спаситель стоит посреди четырех воинов, представленных с собачьими головами. К стиху 40-му 104 псалма – просиша и приидоша крастели и хлеба небесного насыта я – представлена группа людей спростертыми вверх руками, в которые стремительно сами летят желтые птицы с черными ножками. Внизу дана другая картина: пылает костер, на огне черноволосый юноша поджаривает на двух вертелах куски мяса 210 . К тексту Пс.16:13 – воскресни Господи, предвари я и запни им – дается изображение: царь Давид с короной на голове, к нему поспешно идет Иисус Христос , за Христом – два беса, пытающиеся Его обогнать 211 . Основной задачей наших старых миниатюристов XVI–XVII вв. в передаче библейских сюжетов было верное истолкование текстов Св. Писания по прямому или внушенному толкованием смыслу этих текстов. Здесь действовало то же благоговение к точному изображению священного сюжета, какое вообще наблюдается в христианской иконографии, с тем лишь различием, что иконописец должен был неуклонно следовать своим установленным веками образцам письма, а книжный иконник имел несколько большую свободу для выражения своих образов: ему предоставлялось право по своему излагать подробности текста, не данные прямо в писании или толковании. Иконописец изготовлял священное изображение для целей молитвы, иконник-миниатюрист давал материал для частных благочестивых размышлений в часы досуга безграмотным любителям слова Божия и для углубления в смысл откровенных истин грамотным – эти различия в деятельности того и другого объясняют и оправдывают расширение пределов дозволенного для замыслов и вдохновения иконкика-миниатюриста. Ветхий Завет в лицевых изображениях, особенно в Псалтири, находил свое изъяснение главным образом в сопоставлении с событиями и отношениями новозаветными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Обязанность этих Ангелов – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного: имея человеческий облик, они твердо схватывают «тонкое тело» души и уводят его. «Светлые Ангелы взяли ее (душу) к себе на руки» (св. Феодора). «Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты...» («Невероятное для многих...»). Св. Сальвий был «поднят двумя Ангелами». Подобные примеры можно было бы продолжать. Поэтому нельзя утверждать, что «светящееся существо» из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей «обратные кадры» ее прошлой жизни, есть Ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, появляющееся как Ангел, действительно есть Ангел, «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:14 ). И поэтому о существах, которые и вида-то Ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это – не Ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных «посмертных» опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с Ангелами. Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле «светящееся существо» было бесом, маскирующимся под «Ангела света», чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Моуди («Жизнь после жизни», «Размышления») и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с «хорошим» действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на зло наивны до предела. Д-р Моуди полагает, что «сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения» («Жизнь после жизни») и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто «хорошее». Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма «спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою» ( Пс. 7:2–3 ) дает такое объяснение: «Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: «спаси мя от гонящих», а там во время испытания: «избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою». И сие можешь узнать от самого Господа, который перед страданием говорит: «Ныне князь мира сего грядет, и во Мне не имать нечесоже» ( Ин. 14:30 )» (т. 1, стр. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/d...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010