Слово более часто встречается в Библии (отметим, например, у пророков Ис. 18:27 ; Иез. 1:22 ; Дан. 9:4 ; Иоиль 2:11; 3:4 ; Соф. 2:11 ; Мал. 1:14; 3:23 ). В данном случае оно есть источник недоразумения. Дело в том, что LXX перевели его πιφανς, а за ними и в нашем славянском переводе читаем – явлен. Определенное согласие с масоретским чтением Таргума (мн. ), Вуль­гаты (terribilis) и Сирийской версии (передано по-латыни formidabilis) выразительно указывают без труда объясни­мую ошибку LXX. Они разобрали , причастие Nif’al’я, но от , как тоже причастие Nif’al’я, но от другого глагола – ; вместо , страшный, грозный у них было переведено очень похожее : явственный, явный (ср. Быт. 12:7; 35:1 ) 102 . Св. Кирилл Александрийский , по видимому, сознавал некоторое несоответствие πιφανς контексту, потому что в его объяснении этого слова в него вкладывается содержание гораздо более близкое контексту, чем самому слову. Святой отец думает, что эту характеристику нужно относить к вождю халдейского народа царю Вавилонскому Навуходоносору, «который покорил Иудею и, предавши огню самый божественный храм, отвёл в свою страну, в качестве пленного, Иуду. Итак, (пророк) называет его страшным по причине свирепости и неукротимости в гневе, необузданности в мыслях и жестокости в мщении. Явленным же называет его, как честолюбивого и тщеславного и ненасытного любителя славы; ибо цари Вави­лона всегда были надменны и весьма славолюбивы» 103 . Но, думается, нет нужды относить стих 7-й к Навуходоно­сору, – речь идёт вообще о свойствах халдейского народа, облик которого начертается с каждой новой чертой всё ярче и выпуклее. Что же касается до Навуходоносора, то он только один из наиболее ярких выразителей национального характера ’ов. В установлении основ и границ, своей деятельности народ халдейский чувствует себя совершенно свободным, автономным. От него самого (а не от Бога Пс. 16, 2 ), исходить . Эти два слова связаны довольно прочно в одно общее представление; здесь мы имеем при­мер hendiadys’a в Библейском языке 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Он нарицает их помазанными, то есть такими, коих особенно освятил Себе. В том же разуме нарицает их и Пророками, как именно сказано о Аврааме ( Быт. 20:7 ). И сие не токмо потому, что Бог ближе открыл Себя им, но и потому, что они небесное учение в роды родов распространили, и тем имя Его и по смерти своей прославили. Хотя же помазание не было еще тогда во употреблении, так как после было в законе, но что Бог в законах обрядовых показал после, то Аврааму сообщил прежде, нарекши его пророком и помазанником, так как и всем избранным Своим дает титло освященных. О чем зри пространнее в первом издании, в толковании на сие место. Пс.104:16 . И призва глад на землю: всяко утверждение хлебное сотры. Здесь в доказательство Божия промысла о народе избранном приводит достопамятный случай, при котором Божий завет открылся во всей своей силе, хотя и казалось, что был уничтожен. Выше сказано, что Бог в подтверждение верности завета Своего, вместо залога обещал Израильтянам в наследие землю Ханаанскую. А как схождение во Египет отнимало у Иакова надежду зреть когда-нибудь землю сию, то нельзя было не подумать, чтоб завет оный не пресекся. Но здесь-то и просияла Божия истина. Он при сем самом искушении еще яснее доказал, колико отеческий промысл Его был попечителен о сохранении рода Авраамля. Разсмотрим каждую часть особливо. Во-первых, говорит, что голод оный, который понудил Иакова пойти во Египет, был не случайный, но от Бога посланный. Сие обстоятельство сильнее выражает глаголом: призва, – так как бы голод был служитель Божия гнева готовый к повиновению, или подобен некоему вооруженному воину, расположенному следовать из одного места в другое. За сим следует действие глада: ибо Бог посредством онаго стерл всякое утвержение хлебное. Слово: утвержение – весьма прилично здесь положено; ибо хлебу свойственно утверждать и подкреплять человеческия силы; сокровенное внутрь и от Бога данное ему свойство есть аки некая подпора, поддерживающая нас на подобие жезла, доколе Богу угодно сим пособием подкреплять наши силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Обязанность этих Ангелов – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного, – имея человеческий облик, они твердо схватывают «тонкое тело» души и уводят его. «Светлые Ангелы взяли ее (душу) к себе на руки» (св. Феодора). «Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты...» («Невероятное для многих...»). Св. Сальвий был «поднят двумя Ангелами». Подобные примеры можно было бы продолжать. Поэтому нельзя утверждать, что «светящееся существо» из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей «обратные кадры» ее прошлой жизни, есть Ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, появляющееся как Ангел, действительно есть Ангел, потому что сам сатана принимает вид Ангела света ( 2Кор. 11, 14 ). И поэтому о существах, которые и вида-то Ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не Ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных «посмертных» опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с Ангелами. Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле «светящееся существо» было бесом, маскирующимся под Ангела света, чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Моуди («Жизнь после жизни», стр. 107–108, «Размышления», стр. 58–60) и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с «хорошим» действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на зло наивны до предела. Д-р Моуди полагает, что «сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения» («Жизнь после жизни», стр. 108) и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто «хорошее». Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма: спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей ( Пс. 7, 2–3 ), дает такое объяснение: «Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: спаси мя от гонящих, а там во время испытания: избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою. И сие можешь узнать от Самого Господа, Который перед страданием говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин. 14, 30 )» (т. 1, стр. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Таким образом, в предыдущем изречении содержится необходимейшее объяснение и в данном там различии заключается весьма полезная мысль для старательных и внимательных слушателей. Ведь надлежало уразумевать, откуда необходимо нам искать благородства по Богу и познавать Сына, могущего освобождать. Поэтому утешающиеся мирскими достоинствами да не увлекаются высокомудрием и надменными помыслами и да не нападают на славу и благодать святых, хотя бы и малые некие из малых были они по плоти, ибо кажущееся блестящим у людей недостаточно для благородства у Бога, но только слава по жизни и добродетельным нравам делает человека истинно свободным и благородным. Иосиф, например, продан был в рабство, как написано ( Пс.104:17 ), но и в таком состоянии был свободен и сиял душевным благородством. А Исав родился от свободного и был свободен, но постыдным поведением обнаруживал рабскую душу. Поэтому благородны у Бога, как только что сказали мы, не те, кто имеют богатство, в изобилии владеют деньгами и утешаются славою мирских почестей, но блистающие святою жизнью и законным поведением. Ин.8:37 .  Вем, яко семя Авраамле есте; но ищете Мене убити, яко 619 слово Мое не вмещается в вы Многообразно указывая им на совершеннейшую тщетность и полнейшую бесполезность их похвальбы родством Авраама, говорит это для того, чтобы они искали истинного и Богу любезного благородства. Бог смотрит не на плоть, по сказанному Самим Спасителем нашим Христом: «Плоть не пользует нисколько» ( Ин.6:63 ), – но, напротив, принимает и всякой похвалы удостаивает душевное благородство – ведает Он имеющих истинное благородство, которых как бы в одну добродетель собирает одинаковость дел или тожество нравов и украшает одинакового вида благами, но соответственно этому – и напротив (бывает с людьми дурными). Иначе каким образом мы, сущие от земли и созданные из брения, по написанному ( Иов.33:6 ), можем называться родом Владыки всего, как Павел говорит: «Родом будучи Бога» ( Деян.17:29 ). Бесспорно, конечно, то, что мы соделались родственными Ему, по плоти в таинстве Христовом (воплощения). Но истинность этого можно видеть и в другом отношении. Серьезно помышляя и рассуждая о том, что Ему угодно и что надо жить благочестиво, мы назовемся сынами сущего над всем Бога, и, направляя в доступной нам мере свой ум к угодному Ему, таким образом мы оказываемся действительно сродными Ему по подобию и точнейшему сходству с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И подлинно: ежели бы Иосиф вдруг, по пришествии своем, приведен был к царю и сделан первейшим вельможею во Египте, то дело тем бы и решилось, без дальняго ощущения Промысла. Но когда в темницу вверженный вне человеческаго сообщества полумертвую жизнь препровождает, потом по прошествии многаго времени, сверх всякаго чаяния, делается царю известен, то сия внезапная перемена гораздо светлее проповедует чудо. Следовательно, обстоятельство сие, о котором Пророк упоминает здесь, к существу настоящей материи много способствует. Сего ради глаголет: смириша во оковах нозе его. О чем хотя Моисей и не повествует, однако без сомнения говорит так, как о вещи известной. Следующия за сим слова: железо пройде душа его – а по иным переводам: железо пройде душу его – означают, что муж святый так стеснен был оковами, как бы жизнь его к железу прикована была и как бы он осужден был на вечныя узы. Откуда следует, что не можно было ничего надеяться от него, как от мертваго трупа. Пс.104:19 . дондеже прииде слово его: слово Господне разжже его. Сими словами Пророк научает, что хотя Бог, по чувственному мудрованию плоти, весьма медленно поступает во избавлении рабов Своих и хранит строгое молчание, так как бы казался спящим на небеси, но в самом деле Он неусыпно бдит о спасении их. Слово в сем месте не учение означает, но небесное определение или судьбу; а оное местоимение – его, хотя можно относить к Иосифу, как многие относят, но лучше – к самому Богу, Который сокровенным образом открыл Иосифу, какой конец возимеют бедствия его. Но ежели кому угодно относить слово к Иосифу, то чрез оное должно разуметь пророчество, которое предрек он старейшинам царя Фараона, заключенным вместе с ним в темнице, толкуя виденныя ими сны, и которое наконец дошло до царя и было причиною освобождения его. Следующия за сим слова: слово Господне разжже его – в Еврейском тексте читаются так: слово Господне искуси его – и не к пророчеству относятся, но к обстоятельствам Иосифа; ибо доколе не пришло счастливое время, которое Бог долго в сокровенности содержал, дотоле Иосифово терпение аки огнем искушаемо было.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.104:4 . взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну. Пс.104:5 . Помяните чудеса его, яже сотвори, чудеса его и судьбы уст его, Хотя люди одарены свободною волею и не требуют понуждения, но оно бывает нужно по причине врожденныя нам лености; сего ради Пророк сильно настоит и понуждает, дабы народ прилежно искал Бога: ибо глагол утвердитеся, означает то же, что не ослабевайте во взыскании Бога, но напрягайте душевныя силы и неослабно ищите. Когда говорит: взыщите лица Его, чрез сие без сомнения означает видимые знаки явления Божия, коими по тогдашним обстоятельствам свидетельствовал Бог присутствие Свое во храме и тем привлекал к Себе грубый народ. Известно также и из других премногих мест, что крепостию и лицем Божиим обыкновенно нарицается ковчег завета, яко видимый знак, которым напоминаемо было народу, что Бог к нему близок, и что сила Его была ему известна. Итак чем ближе был к нему Бог, тем усерднее повелевает искать Его. Аки бы сказал: ищите благодатнаго присутствия Господня, являемаго в видимых знаках; потщитеся приобретать милость и благоволение Его, дабы Он всегда кротким лицем взирал на вас, дабы благодетельствовал вам и не отвращал лица Своего от вас, ниже в гневе Своем наказывал вас. К сему присовокупляет слово – выну, дабы кто в подвиге сем не обленился, или бы, надмен будучи безумным мнением о своем совершенстве, не пренебрег внешних благочестия пособий, как делают многие, кои два или три часа постояв на молитве, почитают себя равноангельными. Потом паки повелевает воспоминать чудеса Божия, которыя соделал Господь при изведении народа из Египта, оказав там силу Свою новыми и необыкновенными знамениями. Под именем судеб устных некоторые закон разумеют; но поскольку Пророк в одной связи стихов три имени положил, то без сомнения говорит о тех же знамениях, которыми Бог смирил гордость Фараонову. Пс.104:6 . семя Авраамле раби его, сынове Иаковли избраннии его. Пс.104:7 . Той Господь Бог наш: по всей земли судьбы его. Нарицает Израильский народ собственным его именем, дабы показать, от кого он произшел и чего ради принят в благодатное усыновление, и чрез то предпочтен всем прочим народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.103:34. Да усладится Ему беседа моя.    Сказано «беседа» вместо «выбор мой». Сказывает же, что им избрано, а именно — желание песнословить только Бога, — что и будет угодно самому Песнословимому. Пс.103:35. Да исчезнут грешницы от земли,    очевидно, в то время суда. Ибо услышат: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41). И беззаконницы, якоже не быти им,    т. е. исчезнут они в сонме благословляющих Бога. Благослови моя Господа,    потому что Господь удалит их от жребия лукавых, и сподобит жребия святых.    Ср. Иов.40— «поруган быти ангелы " _ Псалом 104 Аллилуия.    «Аллилуия» значит: хвала Невидимому. Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые Отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское. Разлагается же «аллилуия» следующим образом: ал — Бог, ил — крепкий, уия — сильный. Пс.104:1. Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его: возвестите во языцех дела Его.   В этом псалме Дух Святой повелевает святым Апостолам, чтобы народу новому из язычников соделали явными все чудотворения, совершенные Господом в пришествие Его. Пс.104:3. Хвалитеся о имени святом Его.    Ибо хвала и слава поведающим силу Божию. Да возвеселится сердце ищущих Господа.   Учит, сколько бывает пользы от исповедания. Если взыщете, говорит, Бога, то будет у вас веселы в уме, и глава наша утвердится и прославится. Пс.104:5. Помяните чудеса Его, яже сотвори.    Разумеет Божественные знамения, какие сотворил, как в явление Свое в Новом Завете, так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших святых; ибо и они много чудодействовали силою Сына Божия. Повелевает, чтобы проповедники сих чудес и это передали неведущим язычникам сверх чудес, совершенных Спасителем в Новом Завете. А так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и в Новом Завете, повелите хранить, как царские законы. Чудеса Его, и судьбы уст Его.    «Чудесами» называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а «судьбами уст Его» — или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Псалом 104 Пс.104:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя его, возвестите во языцех дела его: Пс.104:2 . воспойте ему и пойте ему, поведите вся чудеса его. Пс.104:3 . Хвалитеся о имени святем его: да возвеселится сердце ищущих Господа: НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме содержится достопамятная повесть о благодатном усыновлении народа Израильскаго, и о исходе его из Египта: она сочинена для воспоминания Божиих чудес. ТОЛКОВАНИЕ Сие увещание относится к тому, чтоб Израильтяне, происшедшие от рода Авраамля, все блаженство свое поставляли в благодатном усыновлении, котораго удостоил их Бог. Ибо хотя не маловажно и то благодеяние, что они, будучи созданы от Бога, наслаждаются отеческим Его промыслом в мире и пищу от руки Его приемлют; но гораздо превосходнее и важнее то, что Бог избрал их в особенное достояние Свое, и тем отличил от прочих народов, дабы могли хвалиться священным именем Божия народа. Сию-то Божию милость прославляя, Пророк собрал толикое множество слов: ибо здесь не о творении мира разсуждает, как в предыдущем псалме, но проповедует отеческое благоволение Бога, в котором содержал Он Израильский народ. И хотя неопределенно упоминает о делах и чудесах Его, но обоя относит к духовному оному завету, по силе котораго избрал Иудейскую церковь , дабы сынове ея, живя на земле, поучалися небесному жительству. Чудесами убо нарицает здесь не то, что солнце, луна и звезды, ежедневно восходя, освещают мир, что земля во свое время проращает траву, что животным всякаго рода изобильная подается пища и что человеческому роду доставлены толикия выгоды, но что Бог из растленнаго Адамова племени малую некую часть избрал Себе в достояние, дабы быть ему во отца. Сего ради повелевает исповедатися Господеви, то есть, прославляти Бога, и призывати имя Его. А как сей долг приличествует единой церкви; то из сего явствует, что Пророк обращает слово к одним токмо верным, коих Бог восприял под покровительство Свое и повелел хвалитися именем Своим. Они означаются здесь под именем ищущих Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Однако это учение о блаженной вине Адама, берущее здесь начало, в целом, чуждо православному богословию, по крайней мере в том виде, который оно приняло на Западе в Средние века.   6. Экклезиология и сакраментология Святитель Амвросий полагает, что все эти плоды спасительного дела Христова могут быть усвоены каждым человеком только в Церкви, основанной Самим Господом. Церковь есть “Град Божий” (civitas Dei, Толкование на Пс 118.35; Толкование на Пс XLVII .5,22), или “небесный Град” (О девстве XIV.90; О покаянии II.3), в противоположность миру сему, который есть “Град земной” (civitas terrena, Письмо 14.104) 9 . В предведении Божием она вечно существует как единая, но в истории разделяется на Церковь небесную и Церковь земную. Последняя является только “образом небесного” (О жалобе Иова и Давида IV.9). Она есть единое собрание всех верующих, как святых, так и грешных, стремящихся к покаянию и исцелению (О покаянии I.7). Церковь называется соборной и апостольской (О вере I.120) как основанная на Апостолах, распространившаяся через них по всему миру и неизменно хранящая их веру (Об Аврааме II.71; Письмо 16.11; 22.10). В своем таинственном , духовном аспекте Церковь есть прежде всего Тело Христово (Толкование на Пс 118.35), Дом Божий (Тол­кование на Пс XXXV .3), Святой Храм Божий (Толкование на Лк VII.1844), Луна, отражающая Божественный Свет (Шестоднев IV.32, Толкование на Пс XLIII .4), Новая Ева, Невеста Нового Адама (Письмо 16.4; Шестоднев V.17; Толкование на Лк VII.90). В ней, в ее Таинствах Бог изливает на людей благодатные дары спасения. Свое учение о таинствах (mysteria, sacramenta) святитель Амвросий развивает главным образом в одноименном сочинении, где он последовательно объясняет смысл таинства крещения, миропомазания и Евхаристии. Крещение — это Таинство возрождения, в котором благодать Святого Духа избавляет человека от вины и заблуждения, освобождает его от наследственных и личных грехов (О таинствах 5,12,20,32; О покаянии I.8). В водах крещения человек умирает для мира и для греха и воскресает для вечной жизни и для Бога (О таинствах 21), отрицается от сатаны и обращается ко Христу (Там же 7).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

973 Об этом свете (или «светозарности») см. выше примеч. 10. Ср. также: «Столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, укрепляется упражнением и радением внимания, а ведение, рожденное благодатью Божией, усиливается праведностью, незлобивостью й милостью! Первое знание возможно воспринять и [людям] страстным, второе же доступно лишь для восприятия [людей] бесстрастных – тех, которые во время молитвы созерцают собственное сияние своего ума, озаряющее их». Творения аввы Евагрия , с. 118. 974 В одном анонимном комментарии на Пс. 118, 34 (принадлежащем, возможно, Оригену или Евсевию Кесарийскому ) на сей счет замечается, что «человеком» здесь называется диавол и его лукавые силы ( ρηθειν δε о νθρωπος τρπικς διβολος και αι καταυτν πονηρ! δυνμεις), от «клеветы» («шельмования») которого может избавить один только Бог . См.: La chaine palestinienne sur Psaume 118 (Origene, Eusebe, Didyme, Apollinaire, Athanase, Theodoret). Ed. par Μ. Harl, t. I//Sources chretiennes, N 189. Paris, 1972, р. 404. Евагрий применяет подобное толкование еще и в «Схолиях на Книгу Притч». См.: Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 114. И как он замечает чуть ниже, данное толкование основывается на притче Самого Господа. Это же толкование диавола как «человека» усваивается позднее и Исихием Синаитом . См.: PG 93, 1528. 975 Ср. толкование Евфимия Зигабена : «Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, – то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т. е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т. е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего». Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, с. 170. 976 Уже Ориген выделяет три смысла понятия «смерть», ориентируясь, как говорит он сам, не только на обычное эллинское (т. е. языческое) употребление этого понятия, но и на значение его в Священном Писании. Во-первых, есть смерть блаженная, т. е. умирание для греха ( αποθνσκει τις τη αμαρτα) – этой смертью умер наш Господь; во-вторых, смерть грешной души, т. е. её умирание для Бога, и; в-третьих, обычная смерть, которой мы все умираем. См.: Entretien Orig0ne avec Heraclide. Ed. par J. Scherer//Sources chretiennes, N 67. Paris, 1960, p. 102–104. Видимо, сходного различия смыслов понятия «смерть» придерживается и Евагрий. Во всяком случае, он, толкуя Притч. 20, 24 , говорит: «Тот не может понять пути Господни, кто еще смертен ( θνητς – т. е. смертен смертью греха. – А. С. ) и не умер вместе со Христом». Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010